Мультимедиа-пособие «Портфолио социального проекта»,
Самарский Центр гражданского образования, 2009
- « Я – гражданин России» Муниципальное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №1 г. Вытегры» Социально – образовательный проект «Эхо войны»
Авторы проекта :
Голик Анна. Парфенова Алеся. Балукова Татьяна. Метелкина Анна, Пудрова Елена,
10 класс
Координатор:
Севрина Светлана Сергеевна.
заместитель директора по учебно – воспитательной работе
Место реализации проекта:
Вологодская обл., г. Вытегра
2006 – 2007г.г.
1.Привлечение внимания общественности и властных структур к проблеме сохранения реликвий Великой Отечественной войны 1941 – 1945 г.г.
2.Решение судьбы останков военного штурмовика ИЛ – 2, сбитого в годы Великой Отечественной войны на территории Вытегорского района Вологодской области.
Содержание
- Предисловие
- Выбор проблемы :
- обоснование выбора проблемы, ее актуальность;
- выявление отношения представителей органов местного самоуправления и общественности к выбранной проблеме;
- освещение проблемы в средствах массовой информации
- анализ экспедиционных материалов;
- соотнесение возможностей рабочей группы с объемом работ по реализации проекта.
- изучение материалов нормативно – законодательной базы по выявленной проблеме;
- анализ публикаций средств массовой информации по решаемой проблеме;
- встречи с компетентными специалистами;
- экономическое обоснование проблемы.
- Разработка собственного варианта решения проблемы.
- Реализация плана действий по решению проблемы.
- Послесловие.
А степная трава пахнет
горечью,
Молодые ветра
зелены,
Просыпаемся мы,
И грохочет над
полночью
То ли гроза,
То ли эхо прошедшей
войны.
Все дальше и дальше уходят от нас во времени огненные годы Великой Отечественной войны. Вот уже несколько поколений людей, родившихся и выросших в послевоенные годы могут составить зрительное представление о тех событиях лишь по фото- и- кинодокументам. И совершенно особым событием в наше время становится встреча с подлинными свидетельствами той войны. Немые свидетели тех далеких дней о многом могут рассказать нам, живущим сегодня. Мы же не вправе забывать тех, кто ценой своей жизни отстоял мир. События 60 – летней давности легли в основу нашего социального проекта
Обоснование
выбора
проблемы,
ее актуальность
Отношение
местных
властных
структур
к решаемой
проблеме
Экспедиция
к
месту
гибели
штурмовика
Что мы думаем
о проблеме
Проблема
глазами
СМИ
Обоснование выбора проблемы
Несколько лет тому назад лесниками Вытегорского межхозяйственного лесхоза в 27 квартале лесного массива, принадлежащего СПК «Зори», в районе деревни Никольская Гора в восьмистах метрах от трассы Вологда – Медвежьегорск были обнаружены останки советского военного штурмовика «Ил – 2».
От бывшего главного лесничего Вытегорского лесхоза Козырева Василия Андреевича узнали об этой удивительной находке ребята школьного клуба «Поиск».
Много десятков лет пролежал сбитый штурмовик в лесу среди знаменитых никольских «черничников», мест настолько ягодных, что среди троп, проложенных местными жителями, заблудиться немудрено непосвященным. Да путь к самолету знали не все. Много не распространялись, привыкли к нему, как к чему – то очень близкому, родному. Но люди всякие бывают: для кого – то самолет – память, а для кого – то просто груда железа.
На закате второго тысячелетия в стране начался «металлический бум», в металлолом пошло все, что плохо лежало. Вот тут – то и вспомнили про сбитый самолет: сохранившуюся дюралевую обшивку крыльев и многокилограммовые обломки, которые можно удачно сдать в металлолом и прилично на этом заработать. Особо не зверствовали – не под силу унести из лесу тонны металла, но для такой реликвии, как «Ил – 2» , потеря даже самой маленькой детали невосполнима. Сохранность останков самолета оказалась под угрозой. И тогда Василий Андреевич начал действовать.
С болью и горечью поведал нам старый лесничий о том, как на протяжении вот уже десяти лет ведет он в одиночку борьбу за судьбу самолета, безрезультатно обращаясь в различные инстанции, обивая пороги, но проблема остается нерешенной по сей день.
Место падения штурмовика «Ил – 2»
Обоснование выбора проблемы
От бывшего главного лесничего Вытегорского лесхоза Козырева Василия Андреевича узнали об этой удивительной находке ребята школьного клуба «Поиск».
Много десятков лет пролежал сбитый штурмовик в лесу среди знаменитых никольских «черничников», мест настолько ягодных, что среди троп, проложенных местными жителями, заблудиться немудрено непосвященным. На вопрос: «Где чернику брал?», отвечали: «У самолета». Места там людные, да путь к самолету знали не все. Много не распространялись, привыкли к нему, как к чему – то очень близкому, родному. Старики уходили, а многим молодым было невдомек, что самолет – частица той страшной войны. Люди ведь всякие бывают: для кого – то самолет – память, а для кого – то - просто груда железа.
На закате второго тысячелетия в стране начался «металлический бум», в металлолом пошло все, что плохо лежало. Вот тут – то и вспомнили про сбитый самолет: сохранившуюся дюралевую обшивку крыльев и многокилограммовые обломки, которые можно удачно сдать в металлолом и прилично на этом заработать. Особо не разворовывали – не под силу унести из лесу тонны металла, но для такой реликвии, как «Ил – 2» , потеря даже самой маленькой детали невосполнима. Сохранность останков самолета оказалась под угрозой. И тогда Василий Андреевич начал действовать: ходил по кабинетам, писал в газету…
С болью и горечью поведал нам старый лесничий о том, как на протяжении вот уже десяти лет ведет он в одиночку борьбу за судьбу самолета, безрезультатно обращаясь в различные инстанции, обивая пороги, но проблема остается нерешенной по сей день:
Экспедиция к сбитому самолету
Если не мы, то кто же? – решили поисковики и принялись за работу. И уже через несколько дней густой ельник пробудился от голосов членов экспедиции к месту нахождения самолета. В душе – волнение встречи с неизведанным, ожидание чуда…
Самолет возник как – то неожиданно, как будто из ниоткуда. Расступился, более полувека хранивший тайну лес: искалеченные стволы деревьев, выжженная земля и самолет, грозный даже в своем бессилии, безмолвный свидетель истории, эхо войны…
Что о проблеме думаем мы?
- Каким образом оказался военный штурмовик «Ил – 2» в вытегорских лесах?
- Какова судьба летчиков, летевших на самолете?
Ни на один из этих вопросов в тот момент никто из ребят не знал ответа. Предстоял длительный поиск. Но, пожалуй, самым больным вопросом стал вопрос о том, как распорядится судьбой самолета безжалостное время. Что станет с ним в наши дни, когда леса повсеместно сдаются государством в аренду, и даже линии электропередач становятся легкой добычей для любителей лома цветных металлов. Что же говорить о тоннах металлолома, находящихся в лесу, до которых от автомагистрали – рукой подать. Вопрос о судьбе советского военного штурмовика «Ил-2»стал темой нашего социального проекта.
Проблема глазами СМИ
Наш проводник Козырев Василий Андреевич вспомнил, что о своей находке несколько лет тому назад он рассказал на страницах местной газеты «Красное знамя».
Мы попытались найти эту статью в архивах. Действительно, нашли: № 85 от 18 июля 1989 года. Статья вышла под названием «Эхо войны». В ней говорится о сбитом штурмовике, затронута проблема его дальнейшей судьбы, но пути решения данного вопроса не определены. Нам не удалось снять копию данной статьи из – за отсутствия копировальной техники в архиве районного краеведческого музея, но мы предприняли попытку ее сфотографировать.
Никаких откликов на данную статью, никаких мнений на этот счет…И тогда мы решили принять участие в судьбе штурмовика. Название газетной статьи «Эхо войны» - стало названием нашего социального проекта
Что думают о поднятой проблеме представители местного самоуправления?
С целью выяснения отношения представителей местных властных структур к проблеме дальнейшей судьбы военного штурмовика мы обратились к главе Вытегорского муниципального района Климову Игорю Михайловичу и председателю представительного собрания Вытегорского муниципального района Галафееву Николаю Федоровичу .
Обозначив проблему, мы поняли, что ни Игорь Михайлович, ни Николай Федорович не задумывались над решением данного вопроса, хотя о самолете слышали. Наше предложение заняться судьбой штурмовика одобрили и обещали помочь.
Актуальность проблемы, ее социальная значимость
С целью выяснения актуальности данной проблемы и отношения к ней общественности и властных структур мы обратились к представителям разных поколений, имеющим разный социальный статус: ветеранам войны и труда, депутатам Представительного собрания Вытегорского муниципального района, учителям, к нашим родителям и нашим сверстникам и получили следующие результаты:
100% опрошенных нами информаторов считают проблему актуальной и значимой по нескольким причинам:
Во-первых , Вытегорский район – это единственный район Вологодской области на территории которого велись военные действия в годы Великой Отечественной войны, и сам факт находки военного штурмовика является важным событием не только для Вытегорского края, но и для всей Вологодской области.
Во- вторых, мы не вправе забывать события той страшной войны и должны помнить, что Победа советскому народу далась нелегкой ценой, ценой жизни миллионов. Сохранить останки штурмовика, не дать ему исчезнуть – наша общая задача, и самолет, как безмолвный свидетель истории, не должен стать предметом наживы для тех, кому важнее всего материальная выгода.
В - третьих , всю трагичность обстановки военного времени можно понять и почувствовать сполна только увидев это своими глазами. Поэтому место гибели самолета и сам самолет необходимо сохранить для потомков.
Актуальность проблемы, ее социальная значимость (продолжение)
На вопрос о социальной значимости проблемы мнения разделились следующим образом:
Люди старшего поколения ( 60 – 75 лет) испытывают чувство благодарности к участникам проекта за память о войне.
« Я благодарен вам, ребята за память о нас, ветеранах, ведь вам строить будущее, а не зная истории своей страны, не уважая ее прошлого , невозможно создать что – то стоящее. Нас, ветеранов, становится все меньше и меньше, и о войне скоро смогут рассказать лишь памятники истории и такие вот находки, как этот самолет», - говорит ветеран Великой Отечественной войны , Почетный гражданин г. Вытегры Исаков Петр Яковлевич.
Люди средних лет (от 40 до 50 лет) безоговорочно подтверждают социальную значимость проблемы в плане воспитания современной молодежи на современном этапе развития истории, когда события Великой Отечественной войны трактуются часто в извращенном виде.
Молодежь в возрасте от 22 до 35 лет хотела бы присоединиться к решению данной проблемы. Молодые люди считают, что находка останков – факт сам по себе уникальный.
Для юношей и девушек 15 – 18 лет мы провели анкетирование на тему «Что ты знаешь о войне?». По итогам анкеты на первом месте для наших сверстников - интерес к находке. И только потом возникает вопрос о ее историческим значении. Социальную же значимость проблемы видят в в ее необычности. Останки самолета открывают возможность восстановить ход исторических событий лета 1943 года. «Это очень важно – увидеть все своими глазами, узнать, как это было 60 лет назад. Наверное, война - это страшно», -говорят молодые.
Исаков П. Я.
Результаты социологического опроса учеников 9 – 11 классов по теме «Что я знаю о войне» Вопросы анкеты:
Знаете ли Вы даты начала и окончания
Великой Отечественой войны?
Хотели бы Вы знать о Великой Отечественной войне больше?
32%
57%
11%
Таким образом, наши сверстники сами понимают, что о событиях Великой Отечественной войны знают недостаточно и большая часть из них (57%) хотела бы узнать больше. Увидев останки самолета своими глазами, возможно, многие из них нашли бы для себя ответ на вопрос «Что такое война?».В результате работы среди старшеклассников у нас появились даже добровольные помощники
«
Муниципальное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №1 г.. Вытегры» Вологодской области Резюме проекта «Эхо войны»
Все дальше и дальше уходят от нас во времени огненные годы Великой Отечественной войны. Вот уже несколько поколений людей, родившихся и выросших в послевоенные годы могут составить зрительное представление о тех событиях лишь по фото- и- кинодокументам. И совершенно особым событием в наше время становится встреча с подлинными свидетельствами той войны. Несколько лет тому назад в районе деревни Никольская Гора Вытегорского района Вологодской области были обнаружены останки военного самолета времен Великой Отечественной войны. Места там ягодные , а потому очень людные. Что станет с самолетом в наши дни, когда леса повсеместно сдаются государством в аренду, и даже линии электропередач становятся легкой добычей для любителей лома цветных металлов? Что же говорить о тоннах металлолома, находящихся в лесу, до которых от автомагистрали – рукой подать. А может быть, «Ил – 2» станет одним из экспонатов чьей – то частной коллекции? Решение судьбы военного штурмовика «Ил – 2» и стало темой нашего проекта.
Наши задачи:
1.Привлечение внимания общественности и властных структур к проблеме сохранения реликвий Великой Отечественной войны 1941 – 1945 г.г.
2.Решение судьбы останков военного штурмовика ИЛ – 2, сбитого в годы Великой Отечественной войны на территории Вытегорского района Вологодской области.
С целью выяснения актуальности данной проблемы и отношения к ней общественности и властных структур мы обратились к представителям разных поколений, имеющим разный социальный статус: ветеранам войны и труда, депутатам Представительного собрания Вытегорского муниципального района, учителям, к нашим родителям и нашим сверстникам.
100% опрошенных нами информаторов считают проблему актуальной и значимой по нескольким причинам:
Во-первых , Вытегорский район – это единственный район Вологодской области на территории которого велись военные действия в годы Великой Отечественной войны.
Во- вторых, самолет, как безмолвный свидетель истории, не должен стать предметом наживы для тех, кому важнее всего материальная выгода. В - третьих , всю трагичность обстановки военного времени можно понять и почувствовать сполна только увидев это своими глазами. С целью воссоздания истории гибели самолета летом 1943 года мы встретились с очевидцами тех давних событий, обратились со страниц местной газеты к жителям района, сделали запросы в районный краеведческий музей, военный комиссариат. Изучив нормативно – правовую базу, поняли, что без помощи взрослых нам не обойтись: рычаги решения проблемы находились у представителей местного самоуправления. Мы обратились за помощью к председателю Представительного собрания Вытегорского муниципального района, к главному специалисту управления муниципальной службы местного самоуправления, в Вологодскую Городскую молодежную общественную организацию «Вологодский поисковый отряд», к директору Вытегорского «Сельлесхоза» и др. Выступили с информацией на сессии Представительного собрания. На заседании круглого стола встретились с компетентными специалистами. Путей решения проблемы было несколько, но в результате проделанной работы пришли к единому мнению: самолет оставить там, где он нашел свое последнее пристанище 63 года назад. На месте его падения установить памятный аншлаг, чтобы помнили: победа далась нашему народу нелегкой ценой. Проложить военную тропу к месту гибели самолета, чтобы местные жители, гости района смогли своими глазами увидеть трагические «картины войны». Экономические расчеты показали , что материальные затраты составят порядка 10000 рублей. Частично мы можем выполнить работы по реализации проекта сами (например, благоустройство территории, установка аншлага ), остальную сумму обещали изыскать в городской казне. Нам казалось, что проект близок к завершению. Осталось оформить памятный аншлаг и установить его в торжественной обстановке на месте гибели «Ил – 2». Но мы ошибались….
Информацией об останках штурмовика, находящихся в Вытегорских лесах, заинтересовались в администрации Губернатора Вологодской области Позгалева Вячеслава Евгеньевича. В начале августа 2006 года в Вытегорский район приехал помощник Губернатора Бабкин Владимир Михайлович, чтобы своими глазами увидеть Вытегорскую реликвию и заключить соглашение о вывозе штурмовика за пределы района. И вновь началась работа. Мы нашли возможность рассказать о проекте по областному телевидению, обратились к Губернатору Вологодской области. Информация о проекте дошла до депутатов Государственной Думы. Взрослые сумели нам помочь: самолет остается в Вытегорском районе. Торжественное открытие аншлага на месте гибели военного штурмовика состоится в День Победы, 9 мая 2007 года.
Кто несет ответственность за решение проблемы?
На вопрос о том, кто же несет ответственность за решение вопроса о судьбе самолета, 14% опрошенных нами людей считают, что это, конечно же, представители общественных структур, люди, не равнодушные к истории родного края.
Не согласны с ними 25% опрошенных, те, которые утверждают, что рычаги решения данной проблемы находятся у органов местного самоуправления.
И 61% опрошенных склоняются к мнению, что лишь совместными усилиями представителей органов власти и общественности возможно решение данной проблемы.
- Таким образом, в наше время, когда ветеранов Великой Отечественой войны, свидетелей тех событий, становится все меньше и меньше, многие исторические факты искажаются, когда предаются забвению подвиги наших прадедов, актуальность исследуемой нами проблемы вполне очевидна, а ее решение зависит как от общественности и органов местного самоуправления, так и от каждого из нас.
Общественность
Местное самоуправление
Власть +
общественность
1 4%
25%
61%
Изучение
законодательной и нормативно – правовой базы
Анализ публикаций по проблеме в СМИ
Встречи с местными
жителями, интервью с компетентными специалистами
Социальная переписка
Экономическое обоснование проблемы
Встречи с очевидцами событий лета 1943 года
Со страниц местной газеты «Красное знамя» мы обратились за помощью к жителям Вытегорского района, очевидцам тех давних событий. Нам не пришлось ждать долго. Люди откликнулись и готовы были помочь нам. Мы встретились с теми, кто мог рассказать о происшедшей трагедии:
Галафеевой Викторией Николаевной, Ушковой Натальей Дмитриевной, Кирьяновой Валентиной Николаевной, Ганьковым Алексеем Николаевичем, Агеевой Антониной Васильевной, Локтевым Николаем Ивановичем.
По рассказам очевидцев удалось восстановить события лета 1943 года. Звено советских военных самолетов совершало перелет с Севера страны на военный аэродром близ села Девятины. В районе деревни Поджа (ныне Никольская Гора) у дежурного по наблюдательному пункту один из самолетов запросил разрешение на вынужденную посадку. Дежурный ответил отказом, поскольку посадка была невозможна: с одной стороны находилось болото, с другой – деревня, сзади – река Нагажма, впереди – дорога. Дорога в годы войны имела стратегическое значение, поэтому посадка самолета на нее была нежелательна, да и слишком узка она была для самолета – крыльями машина могла задеть линию электропередач, что проходила вблизи от дороги. Летчику ничего не оставалось делать, как направить машину в сторону леса. Срезая лопастями пропеллера верхушки деревьев, самолет пошел на посадку прямо в лес. От удара самолет загорелся. Начали взрываться снаряды. Двигатель и винт отлетели в сторону. Раненым летчикам удалось выбраться из самолета. Их дальнейшую судьбу нам предстоит еще выяснить. Ниточка поиска протянулась в Ленинградскую область. А военный самолет остался на вечной стоянке в лесах Вытегории, именно его дальнейшую судьбу нам необходимо было решить.
Идентификация самолета
Следующим шагом стала идентификация самолета. Требовались доказательства того, что обнаруженный в лесу самолет действительно является советским самолетом, поскольку в процессе поиска одной из версий была и та, что найденный самолет – финский «Моран», находившийся на вооружении финской армии в годы Великой Отечественной войны 1941 – 1945 г. г. Эту версию выдвинула Спивак Тамара Осиповна, кандидат исторических наук, автор книги «Оштинская оборона». Не отверг ее и частный коллекционер, финский предприниматель Осмо Финтонен , приезжавший в Вытегру по делам своего бизнеса.
Нами был сделан запрос в Вологодскую общественную организацию
« Вологодский поисковый отряд» на имя командира отряда Дьякова Ивана Александровича с просьбой провести экспертизу самолета. Результаты экспертизы показали, что находящийся в лесу самолет не что иное как советский двухместный штурмовик «Ил – 2», грозная машина времен второй мировой войны.
Анализ публикаций по решаемой проблеме в СМИ
- Информация о трагедии в лесу летом 1943 года могла попасть на страницы прессы. Поэтому мы обратились в архивы районного краеведческого музея к подшивкам газет военной поры. Анализ публикаций газеты «Колхозное знамя» за 1942 – 1944 годы показал, что подобная информация в прессе не освещалась.
Изучение нормативно – правовой и законодательной базы
Мы понимали, что самостоятельно без помощи взрослых нам с данной проблемой не справиться. Предстояло выяснить, в чьей же компетенции находится решение судьбы самолета. С этой целью мы познакомились с законодательными и нормативно – правовыми документами:
- -Конституцией Российской Федерации;
- - Федеральным законом об объектах культурного наследия народов РФ
- - Федеральным законом « Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»
- - Положением об охране и использовании памятников истории культуры» и другими.
В статье 3 Федерального закона «Об объектах культурного наследия народов Российской Федерации»говорится:
«Объекты культурного наследия подразделяются на… виды:
-памятники;
-объекты науки и техники, включая военные..., основным или одним из основных источников информации являются археологические раскопки или находки.
Статья 4 этого же закона дает разграничение объектов культурного наследия. Они могут иметь федеральное, региональное и местное значение.
Статья 40 «Федерального закона о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской федерации в связи с совершенствованием разграничения полномочий» гласит:
- «К полномочиям органов местного самоуправления… в области культуры относятся: сохранение, использование и популяризация (памятников истории и культуры) …местного значения».
Таким образом, решение судьбы самолета требовало помощи представителей местного самоуправления.
Встречи с компетентными специалистами
В феврале 2006 года по нашей инициативе прошло заседание круглого стола с приглашением заинтересованных в решении данной проблемы лиц: председателя Вытегорского представительного собрания Галафеева Николая Федоровича , председателя районного совета ветеранов Девятковой Марии Васильевны, корреспондента местной газеты Тереховой Веры Анатольевны, представителей общественности . Результатами круглого стола стало принятие решения о вынесении данного вопроса на представительное собрание Вытегорского муниципального района. Все присутствующие на круглом столе были единодушны в своем мнении: судьба «Ил–2» должна быть решена в самое ближайшее время.
Социальная переписка
к председателю
Представительного собрания Вытегорского муниципального района
К главному
специалисту
управления
муниципальной
службы
местного самоуправления
К Губернатору Вологодской области
Мы
обратились
за помощью:
К директору
Вытегорского «Сельлесхоза»
В Вологодскую
Городскую молодежную общественную организацию «Вологодский поисковый отряд»
К директору Вытегорского
краеведческого музея
В Вытегорский районный военный комиссариат
Результаты социальной переписки:
1. На наш запрос в Вытегорский краеведческий музей по факту падения военного штурмовика от главного хранителя фондов музея Казариновой Людмилы Константиновны мы узнали, что такими сведениями музей не располагает.
2.Отрицательный ответ пришел нам и из Вытегорского районного военного комиссариата,
3.При содействии главного специалиста управления муниципальной службы и вопросов местного самоуправления администрации Вытегорского муниципального района Бибиловой Ларисы Валиковны был организован выезд областной телевизионной съемочной группы на место падения самолета в район деревни Никольская гора, и в начале июля 2006 года жители Вологодской области смогли увидеть по областному телевидению телерепортаж Екатерины Якуновой о гибели военного штурмовика «Ил – 2» в Вытегорских лесах годы Великой Отечественной войны, в котором мы поделились своими переживаниями и опасениями по поводу дальнейшей судьбы останков самолета.
4. На встрече с главой Вытегорского муниципального района Игорем Михайловичем Климовым мы узнали, что согласно новому Лесному кодексу Российской Федерации право пользования и распоряжения лесами принадлежит Департаментам субъектов Российской Федерации. Подтверждение тому мы нашли в 47 статье данного кодекса:
«К полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации относятся: осуществление прав пользования и распоряжения лесами, их охрана, защита, воспроизводство, в том числе: принятие решений о предоставлении участков лесного фонда в аренду, безвозмездное пользование и краткосрочное пользование». Самолет находится в лесном массиве, а леса, как общеизвестно, могут передаваться в аренду предприятиям или частным лицам. Нельзя допустить, чтобы 27 квартал лесных земель СПК «Зори», где находятся останки самолета, попал в аренду кому бы то ни было. С данным предложением мы обратились к директору Вытегорского «Сельлесхоза» Александру Николаевичу Крайневу и получили поддержку. Более того, лесниками «Сельлесхоза» были проведены работы по расчистке просеки, ведущей к месту гибели самолета.
Поиск путей решения проблемы
В процессе работы над проектом, встречаясь с людьми, мы попытались выяснить их мнение о возможных путях решения поднятой нами проблемы. Мнения разделились.
Одни предлагали вывезти самолет из леса и установить его в качестве памятника в Вытегорском мемориальном комплексе «Морская история Вологодчины», другие склонялись к мнению , что самолет необходимо не только сохранить, но и восстановить, т.к. обнаруженный в Вытегорских лесах штурмовик – это единственный хорошо сохранившийся из найденных экземпляров «Ил-2» на всем Северо -Западе России. Ценность данного предложения еще и в том, что Вологодская область – родина Сергея Ильюшина, конструктора данной модели самолета. Галафеев Николай Федорович.
Вывоз самолета – дело рискованное еще и потому, - говорили третьи, что самолет, если его сразу не установить на постоянное место, может постигнуть судьба его собратьев: «Ил – 14» в музее Можайского в г. Вологде, который был разобран на металлолом местными жителями, и летающая лодка финских диверсантов из нашего же Вытегорского района после недолгого хранения на аэродроме в г. Вологде пропала в неизвестном направлении (по неподтвержденной информации реализована в Англию коллекционеру).
Нам же хотелось оставить военный штурмовик в Никольских лесах, там, где он нашел свое пристанище 63 года тому назад. Именно там, на месте гибели боевой машины, начинаешь понимать всю трагичность военного времени, соприкасаешься сердцем с великим прошлым нашей Родины.
Экономическое обоснование проблемы
Таким образом, вырисовалось три версии определения дальнейшей судьбы самолета. Нам предстояло выяснить, которая из них наиболее реальна в исполнении.
- Версия №1: Вывоз останков «Ил – 2» и установка их в Вытегорском мемориальном комплексе «Морская история Вологодчины». Встретившись с заместителем главы администрации Вытегорского муниципального района Александром Александровичем Штурмановым, пришли к мнению, что в таком виде, в каком в настоящее время находится «Ил – 2», пролежавший в лесу более 60 лет, его установка в качестве памятника невозможна. Необходима хотя бы частичная реставрация. Мы попытались выяснить, где реставрационные работы могли бы быть выполнены и какой будет их стоимость. Оказалось, что подобный заказ «…может быть принят в г. Санкт – Петербурге, но оплатить его стоимость не под силу нашему району», - выразил свое мнение председатель представительного собрания Вытегорского муниципального района, - «Стоимость реставрационных работ будет составлять порядка 10 – 20 миллионов рублей. Таких денег в нашем районе нет, поскольку район и так является дотационным».
- Версия №2: Вывоз самолета в г. Вологду, проведение реставрационных работ и установка штурмовика в г. Вологде в честь конструктора – земляка Сергея Ильюшина. Экономические расчеты, составленные помощником Губернатора Владимиром Михайловичем Бабкиным показали. что сумма, необходимая для полной реставрации самолета составляет 80 – 100 миллионов рублей, частичная реставрация потребует сумму в три раза меньшую – около 30 миллионов. Есть ли эти деньги у области?
В письме первого заместителя Губернатора Вологодской области Позднякова Ивана Анатольевича председателю городского совета муниципального образования «Город Вытегра» Черному Ивану Ивановичу говорится о том, что прямых доказательств тому, что данный экземпляр самолета является объектом культурно - исторического значения нет, поэтому «…ввиду того, что обнаруженные фрагменты самолета не являются объектом историко – культурного наследия, вопрос об их реставрации не может рассматриваться…»
Таким образом, данная версия отпадает.
Экономическое обоснование проблемы (продолжение)
Версия №3: Оставить самолет там, где он находится в настоящее время, прорубить просеку к месту падения «Ил – 2», установить памятный аншлаг и привести в порядок близлежащую территорию.
В данной ситуации необходимы следующие экономические затраты:
1. Рубка просеки - входит в плановые ежегодные профилактические рубки «Сельлесхоза» и не требует дополнительных затрат.
2. Установка памятного аншлага :
-8 килограммов водостойкой краски – 4000 рублей;
- основа для аншлага – 4 000 рублей ( сведения Вытегорского Дорожно – ремонтного строительного управления);
- - оплата работы художника – 2 000 рублей ( по согласованию с художником);
- установка аншлага – не требует затрат, поскольку данным видом работ мы займемся сами;
3. Благоустройство территории –расчистку валежника, уборку мусора и установку лавочек сделаем силами учеников и родителей.
Общие экономические затраты составляют - 10000 рублей . Данную сумму обещали выделить из районного бюджета глава Вытегорского муниципального района Климов И. М. и председатель Представительного собрания Галафеев Н. Ф.
Данная версия наиболее реальна из всех перечисленных выше, не требует больших финансовых затрат и полностью созвучна интересам большинства опрошенных нами людей.
Программа наших действий
1. Дать информацию о гибели штурмовика «ИЛ – 2» на страницах местной газеты «Красное знамя».
2. Найти очевидцев трагедии лета 1943 года.
3. Написать запросы с целью сбора информации о гибели штурмовика:
- в Вытегорский районный краеведческий музей;
- в Вытегорский районный военный комиссариат.
- Обратиться к представителям власти органов местного самоуправления с предложением о закреплении статуса исторического памятного места на месте трагической гибели штурмовика «ИЛ – 2»
- В случае необходимости:
- дать информацию по решаемой проблеме на областное телевидение;
- обратиться за помощью к Губернатору Вологодской области
Позгалеву Вячеславу Евгеньевичу.;
- При помощи Вытегорского «Сельлесхоза» расчистить просеку к месту
падения штурмовика, оборудовать место отдыха в зоне падения самолета:
- произвести расчистку площадки от мусора и валежника;
-установить беседку и лавочки.
- Установить памятный аншлаг на месте гибели самолета.
- Организовать экскурсионную работу для учеников, родителей и гостей города на базе школьного музея Славы по материалам , собранным в процессе поиска, с выходом по «военной тропе» к месту гибели самолета.
Реализация
1. Обратились в местную газету «Красное знамя» к жителям Вытегорского района с просьбой о помощи в сборе информации о гибели военного штурмовика «ИЛ- 2».
(«Красное знамя №20 от 18 февраля 2006 года)
2. Нашли очевидцев событий лета 1943 года.
3. Написали запросы в Вытегорский районный краеведческий музей и Вытегорский районный военный комиссариат с целью сбора информации по факту гибели военного штурмовика Ил – 2.
4. Обратились за помощью к председателю Представительного собрания Вытегорского муниципального района Галафееву Николаю Федоровичу , директору Вытегорского «Сельлесхоза» Крайневу Александру Николаевичу , главному специалисту управления муниципальной службы Вытегорского муниципального района Бибиловой Ларисе Валиковне
5. Провели заседание круглого стола с приглашением главы Вытегорского муниципального района Климова Игоря Михайловича , председателем представительного собрания Галафеева Николая Федоровича , представителей общественности с целью разработки программы по приданию статуса исторического памятного места в зоне гибели штурмовика «Ил – 2».
( Встреча от 20.06 2006г.)
6. Выступили на 28 сессии Представительного собрания Вытегорского муниципального района с предложением о закреплении статуса исторического памятного места .и установке памятного аншлага в Никольских лесах.
Депутаты Представительного собрания вынесли решение:
« Поддержать инициативу учащихся МОУ «Средняя общеобразовательная школа №1 г. Вытегры» и в срок до 01 августа 2006 года оформить необходимые документы по приданию статуса исторического памятного места в зоне падения самолета Ил – 2.» (28 сессия Представительного собрания Вытегорского муниципального района от 08.06.2006г. Решение 329).
7. Выступили с информацией о социальном проекте «Эхо войны» на областном телевидении. ( 10. 07. 2006г., программа «Вести +»
8. По нашей просьбе лесниками Вытегорского «Сельлесхоза» расчищена просека к месту падения самолета.
Реализация ( продолжение)
Нам казалось, что проект близок к завершению. Осталось оформить памятный аншлаг и установить его в торжественной обстановке на месте гибели «Ил – 2». Но мы ошибались….
Информацией об останках штурмовика, находящихся в Вытегорских лесах, заинтересовались в администрации Губернатора Вологодской области Позгалева Вячеслава Евгеньевича. В начале августа 2006 года в Вытегорский район приехал помощник Губернатора Бабкин Владимир Михайлович, чтобы своими глазами увидеть Вытегорскую реликвию и заключить соглашение о вывозе штурмовика за пределы района. Очередная 30 сессия Представительного собрания Вытегорского муниципального района начала свою работу на месте гибели самолета. Увиденная картина у большинства депутатов оставила яркое впечатление. Разгорелся жаркий спор – где место останкам штурмовика. По словам В. М.Бабкина место самолету - в музее авиации в с. Можайское Вологодского района ( откуда , кстати говоря, и пропали в неизвестном направлении военные самолеты, вывезенные из Вытегорского района ранее). По мнению же некоторых депутатов самолет надо оставить в районе. В конечном итоге стороны пришли к единому мнению, что:
во – первых , останки самолета надо вывезти из леса и провести его реставрацию;
во – вторых, обратиться к Губернатору Вологодской области с ходатайством о возвращении штурмовика после реставрационных работ в Вытегорский район.
( Решение Представительного собрания Вытегорского муниципального района №362 от 09. 08.2006 г. )
Мы обратились с ходатайством к Губернатору Вологодской области Позгалеву Вячеславу Евгеньевичу. В середине декабря 2006 года нам пришел ответ от первого заместителя Губернатора Позднякова Ивана Анатольевича. Он пишет: «…работа поисковиков… по восстановлению исторических событий имеет большое… значение, заслуживает внимания и уважения. Вытегорская земля… достойна того, чтобы самолет был установлен там, где нашел последнее пристанище…Поддерживаем вашу инициативу об обретении постоянного места прописки самолета в Вытегорском районе…»
Послесловие
- Наш проект почти завершен. Мы рады, что вопрос решился таким образом. Военный штурмовик «Ил – 2» остается там, где нашел свое последнее пристанище, близ деревни Никольская Гора Вытегорского района в 27 квартале лесного массива СПК «Зори». Неизвестно, как бы сложилась его дальнейшая судьба, если бы он оказался за пределами района. Возможно, простоял бы неопределенное время в ангарах , ожидая начала реставрационных работ( по словам В. М. Бабкина их стоимость составляет 80–100 миллионов рублей), возможно, для кого – то штурмовик стал бы просто грудой металлолома, а , возможно, и просто исчез бы в неизвестном направлении.
Шумит молодыми ветрами вытегорский лес, свято доверивший нам свою тайну. Застыли в почетном карауле вековые ели, склонив свои головы над останками самолета в память о той страшной войне. Скорбим вместе с ними и мы, те, которые живут сегодня на Земле за себя и «за того парня» в солдатской шинели, отстоявшего более 60 лет тому назад мир.
В канун 63 годовщины Великой Победы состоится торжественное открытие памятного аншлага на месте гибели военного штурмовика.
И взору всякого, кто попадет на это памятное место откроются слова:
« В ПАМЯТЬ О ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЕ 1941 – 1945г.г.
МЕСТО ТРАГИЧЕСКОЙ ГИБЕЛИ ВОЕННОГО ШТУРМОВИКА «ИЛ – 2»
773 ИСТРЕБИТЕЛЬНОГО АВИАПОЛКА»
( находится под охраной государства)
Мы очень надеемся, что прочитав эти строки, каждый задумается над тем,
что память о подвиге народа священна, и ни у кого не поднимется рука ее уничтожить…
Пока мы помним – мы живем, И потому нам надо помнить, Чтоб милосердием наполнить Тот мир, который бережем. Нам надо помнить, чтобы жить, О тех, кто пал на поле боя. И мы сумеем доброй волей России ,как они, служить.