СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Социальный проект : "Край родной"

Категория: Экология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Социальный проект "Край родной"

Просмотр содержимого документа
«Социальный проект : "Край родной"»

Филиал Муниципального общеобразовательного учреждения

основной общеобразовательной школы села Невежкино имени Фёдора Андреевича Ежкова в с. Корсаевка Белинского района Пензенской области.












Проект «Край родной»



Выполнила:

Чаткина Мария.

Руководитель: Фрей Н.Г.

учитель.









с.Корсаевка

2019 г.







Содержание:

Обоснование работы стр. 3

Введение стр. 3-4

I Этап работы над проектом стр. 4-6

II Этап работы над проектом стр. 6-8

III Этап работы над проектом стр. 8-10

IV Этап работы над проектом стр. 10-11

Заключение стр. 11-12

Литература стр. 12

Приложение стр.13-31

























Введение

Экологические проблемы нашей местности становятся все более глобальными и важными для всего населения. Село Корсаевка – это наш общий дом, который мы любим и хотим видеть его красивым. Состояние окружающей среды становится кризисным, что пагубно сказывается на здоровье каждого жителя

На территории нашего села ежегодно появляются новые свалки, кучи мусора, состоящие из бытовых отходов, которые негативно влияют на окружающую среду. Мусор выбрасывают местные жители и в ближайший от села лес, где когда-то были прекрасные ягодные и грибные места, текут лесные ручьи. Такие участки леса уже нельзя назвать естественной экосистемой. Бытовые отходы отрицательно влияют на состояние почв, воздуха, подземных и поверхностных вод, изменяются климатические условия (температура, влажность, что приводит к обострению экологической ситуации), животные все реже посещают такие участки леса. Привычные места отдыха превращаются в опасную зону и для человека. Человечество в процессе жизнедеятельности, безусловно, влияет на различные экологические системы. Примером такого воздействия является сброс отходов в окружающую среду. Этим самым человек разрушает сложившиеся связи в устойчивой системе, что может привести к её дестабилизации, то есть к экологической катастрофе. Мы рас рассмотрим одну из проблем влияния человека на окружающую среду – проблему бытовых отходов.

Обоснование работы:

Цель: изучение влияния бытовых отходов на окружающую природу и жизнь человека.

Задачи:

  1. Показать разнообразие бытового и строительного мусора, встречающегося на сельских свалках; его влияние на окружающую среду.

  2. Определить проблемы утилизации мусора;

  3. Как решить проблему мусорных свалок в нашем селе.

  4. Социологическое исследование населения.

Объект: загрязнения окружающей среды бытовым мусором.

Предмет: мусорные свалки в селе.

Гипотеза: увеличение количества мусора в окрестностях села Корсаевка может привести к ухудшению здоровья и жизни населения и к отрицательному влиянию на окружающую природу.

Методы : наблюдение, опрос, пропагандистская работа, метод убеждения, беседа, анкетирование, практическая работа, теоретический анализ литературы, экспертная оценка.

Наша школа находится на окраине села. Вокруг села растет смешанный лес, который мы посещаем во время экскурсий, ходим в походы на лыжах, летом -за грибами и ягодами. И очень печально видеть, как то там, то здесь появляются свалки, хотя действует сельская санкционированная свалка, но плохо оборудованные дороги к ней не позволяют вывозить мусор зимой и в распутицу.

Этапы работы:

  1. Первый этап нашего проекта поисковый: участникам проекта было дано задание собрать как можно больше информации о мусорных свалках, их вредном воздействии на среду обитания всего живого.

  2. Второй этап аналитический: мы поделились, как можем решить данную проблему, какие использовать методы и подходы.

  3. Третий этап проекта практический: все проведенные исследования мы совместно обсудили, дополнили выводами, предложениями.

  4. Четвертый этап контрольный: оформили результаты проектных исследований в виде презентации, выступили на школьной практической конференции.

І Поисковый этап работы над проектом.

Активны были все участники проекта, материала оказалось много, каждый подготовил небольшое выступление. Небольшие выдержки приводим для примера:

«По Федеральному закону N 89-ФЗ от 24 июня 1998 года «Об отходах производства и потребления» под отходами производства и потребления понимаются остатки сырья, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, образовавшихся в процессе производства или потребления, а также товары, утратившие свои потребительские свойства. Под твердыми бытовыми отходами понимаются отходы, образующиеся в результате жизнедеятельности населения(приготовление пищи, упаковка товаров, уборка и текущий ремонт жилых помещений и т.п.)

Неизбежный спутник цивилизации – все возрастающее количество бытовых и промышленных отходов жизнедеятельности человека. Горы мусора растут по всей планете. Ежедневно жители нашей планеты выбрасывают тысячи тонн ненужных материалов. Эта смесь, состоящая в основном из разнообразного хлама, содержит ценные металлы, стеклянную посуду, пригодную для дальнейшего использования, а также макулатуру, пластик и пищевые отходы. Растущее количество отходов и нехватка средств их переработки характерны для многих городов и сел. Муниципальные власти повсеместно пытаются найти лучший способ для утилизации отходов своих граждан. Проблема утилизации отходов усугубляется в основном тем, что большая часть товаров народного потребления обречена на кратковременную службу человеку. Они куплены, потреблены и выброшены без должного отношения к их остаточной ценности.

Отходы можно классифицировать как по происхождению: бытовые, промышленные, сельскохозяйственные и т.д., так и по свойствам. Самое известное разделение по свойствам, принятое в законодательствах большинства стран - это деление на "опасные" (т.е. токсичные, едкие, воспламеняющиеся и проч.) и "неопасные" отходы».

«Мы с детства привыкли, что чистота – залог здоровья! И нам трудно представить, во что превратились бы наши сёла и города, если бы мусор не вывозился ежедневно. Ежегодно каждый человек выбрасывает до 10 кг мусора .На каждого жителя Российского города ежегодно приходится 100–400 кг мусора. Специалисты подсчитали, что если мусор не уничтожать, то через 10–15 лет он покроет нашу планету слоем толщиной 5м. Пример: Для разложения стеклянной бутылки, требуется 200 лет, бумага – 2-3 года, изделия из ткани – 2–3 года, деревянные изделия – несколько десятков лет, консервная банка – более 90 лет, полиэтиленовый пакет – более 200лет,пластмасса – 500 лет.Но есть выход: создание заводов по переработке мусора. В Москве их 3.Около Гамбурга – завод (сырьё– мусор из города) является электростанцией – даёт энергию и пар.

Во Франции среди жилых кварталов, мусоросжигательный завод – для экономии энергии. Безвозвратно гибнут тысячи живых организмов, чья жизнь в сложном переплетении и соседстве друг с другом связана с жизнью лесов. А вместе с их уничтожением и гибнут их обитатели. За последние 300 лет по вине человека вымерло около 150 видов животных.

Статистика такова: в начале прошлого века исчезал один вид животных в год. Сейчас один вид исчезает ежедневно. В Европе под угрозой исчезновения 2/3 птиц, 1/3 бабочек, более половины земноводных и рептилий. Похожее положение с растениями. Потеря генетического фонда живой природы – потеря громадная, потеря навсегда».

Мы убедились, что биосфера серьёзно больна. Её поразило вмешательство человека. Люди! Давно пора понять, что не природе нужна наша защита. Это нам необходимо её покровительство: чистый воздух – чтобы дышать, кристальная вода – чтобы пить, вся Природа – чтобы жить.

І І. Аналитический этап работы над проектом.

На следующем этапе мы поделились, как можем помочь решить данную проблему, какие использовать методы и подходы. Для эффективного изучения данной проблемы участники проекта разделились на группы: гидрологи – будут изучать состав воды (по готовым анализам из Санэпидем станции г. Каменки); социологи – проведут опрос населения и проанализируют состояние здоровья наших школьников по итогам ежегодных медосмотров, «паспортисты» – займутся паспортизацией свалок и проведут практическую работу «Бытовые отходы нашей семьи».

В каждой группе ребята равномерно распределили роли, каждый отвечал за свою часть работы.

Группа «паспортистов» подсчитали количество небольших мусорных свалок, размером 2–10 квадратных метров. В нашем селе и на окраине их 7. За селом, на заброшенном поле находится большая мусорная свалка, размером около 20 кв. метров, куда много лет население вывозили мусор. Через эту свалку протекает ручей, впадая в рекуВорона, вся грязь попадает в реку. Ежегодно эту свалку чистят, но несознательные люди сваливали мусор около дороги. Вода контактирует с мусором, а потом попадает в речку, в которой мы купается, взрослые берут воду для домашних нужд.

Чтобы определить состав мусора участники проекта посетили 4 из 7 свалок и заполнили «паспорт» на каждую (Приложение 3).

Проведение паспортизации свалок позволило выяснить, что большую часть

мусора составляют предметы из пластмассы (70%) , на втором месте стеклянные и жестяные предметы (25%), и на третьем месте деревянные и бумажные (5%).

В результате обсуждения ребята предложили наиболее эффективный путь борьбы с нарастающим количеством отходов, попадающих в окружающую среду – это рециркуляция (повторное использование) отходов. Красочно оформили плакат – листовку для школьного пресс-центра, где обнародовали итоги паспортизации свалок и как можно использовать мусор с пользой –  часть отходов из пластмассы использовать для обустройства цветника, создать различные поделки, кормушки для птиц и т.д.; стеклотару по возможно сти сдать в приемный пункт; одежду хорошего состояния отдать нуждающимся; книги, журналы сдать в макулатуру; старые игрушки отдать малообеспеченным многодетным семьям.

Социологи провели опрос населения «От кого зависит чистота нашего села?» (Приложение2). Опрос показал, что не все жители села задумываются о последствиях загрязнения бытовыми отходами и мусором. Опрошено было 30 жителей села: 5 – в возрасте от 18-25 лет, 15 – от 36–50 лет, 10 –старше 50 лет. Социальная категория: 50% – разнорабочие, 10% – служащие, 40% – пенсионеры. На вопрос «Как вы считаете, кто больше всего мусорит?» 10 человек ответили, что это молодежь, 5 человек – что это подростки, 15 человек – указали на взрослых. Не задумываясь, выбросили бы в общественном месте: 5 – пустую банку, 5 – обертку от жевательной резинки, 20 не выбрали никакие варианты. Ребята отметили это как признак низкой экологической культуры у части взрослого населения. Главной причиной замусоривания окрестностей нашего села большинство опрошенных выбрали: «Недостаточное количество контейнеров для мусора» (65%), «Низкий уровень культуры» (35%).

Каждый участник проекта выполнил практическую работу «Бытовые отходы нашей семьи» (Приложение 1), результаты получились следующими: за неделю в каждой семье накапливается примерно от 5 до 10 кг отходов. На первом месте оказались пищевые отходы, на втором пластмасса, на третьем стекло.

По данным Роспотребнадзора, основными причинами снижения качества питьевой воды являются несоблюдение зон санитарной охраны водоисточников.

Гидрологи сравнили анализы питьевой воды за 2 года и выяснили, что исследованные пробы воды не соответствуют СанПИНу. Окисляемость воды превышает норму в 2 раза, показатели азота превышают норму тоже в 2 раза (3,07 мг/л), железо превышает в 5 раз (1,56 мг/л). Некачественная вода – это показатель экологического неблагополучия, свалки вблизи колонок, колодцев, ручьев оказывают отрицательное влияние на состав воды – это отражается и на здоровье населения. Данные медосмотров школьников за 3 года подтверждает, что больных детей становиться больше. Так, например, детей с кожными заболеваниями увеличилось на 3 человека, с желудочно-кишечными заболеваниями выросло в два раза, больных с органами дыхания увеличилось на 2 человека.

І ІІ Этап работы над проектом.

28 июля провели акцию " Чистое село". Участники акции очистили овраг, который прилегает к школе. 31 августа проведена акция «Чистый берег». Была обследована береговая зона реки Ворона. Организатором акции является наша школа и проводилась при поддержке сельской администрации. Администрация сельского совета оказала поддержку в виде денежных средств, на которые приобрели резиновые перчатки и мусорные мешки, предоставила транспорт для погрузки и вывоза мусора. Прибыв к месту проведения акции, классные руководители провели рабочую линейку, где объяснили правила безопасного поведения на берегу реки, цель проведения акции, и какая помощь требуется от ребят. Участников акции было решено разделить на две группы, которые двинулись в противоположном направлении.

В течение трёх часов учащиеся школы убирали территорию берега. Массовое загрязнение мусором составляла полоса береговой зоны, имеющая длину, около двух километров. С неё было загружено и вывезено один автомобиль мусора. Основную массу мусора составили стеклянные и пластиковые бутылки, полиэтиленовые пакеты, различные консервные банки.

После окончания работы по очистке берега, классные руководители выразили благодарность учащимся и водителю автомобиля, за проявленную ответственность и качественную работу.

Было высказано множество мнений на тему безответственности в адрес местного населения и приезжих отдыхающих, внесли предложение провести в школе конференцию, с присутствием учителей и учащихся школы, а так же пригласить главу администрации Козловского сельского совета для разъяснения позиции руководства муниципального образования, и спросить существуют ли планы по поддержанию сельской свалки и облагораживания участка берега, принадлежащего нашему муниципальному образованию.

На 3 этапе проекта все проведенные исследования мы совместно обсудили, дополнили выводами, предложениями. После обсуждений мы выбрали из большого количества предложений, наиболее приемлемые и выдвинули пути решения.

Пути решения проблем мусорного загрязнения:

  1. Выбор оптимального места для полигона по утилизации бытовых отходов (общая свалка должна находиться за пределами села, не в водоносной зоне)

  2. Ликвидация мусора на несанкционированных свалках в пределах села и его окрестностях (силами молодежи и подростков)

  3. Контроль со стороны Администрации села за процессом вывоза мусора населением в установленное место.

  4. Установка штрафов за нарушения.

  5. Установить контейнеров или прицепов под мусор и регулярный его вывоз.

  6. Вывесить плакаты с природоохранной темой в лесу, в местах возможного появления свалок (силами школьников).

С целью пропаганды экологических знаний для учащихся 5–6 классов была проведена экологическая игра «Экокультура» (Приложение 4).

ІѴ Контрольный этап работы над проектом.

На 4 этапе мы окончательно оформили свои результаты проектных исследований в виде презентации, с которой успешно выступили на школьной практической конференции. Конференция состоялась шестого октября, на неё были приглашены учителя школы, учащиеся, родители и в качестве лица имеющего реальную власть - глава администрации сельского совета Щеголев В.И.

В самом начале конференции был представлены материалы, в которые показали, как паводковые воды омывают свалку, нанося ущерб экологии месту нашего проживания. Масштаб загрязнения реки мусором мы продемонстрировали при помощи фотографий, сделанных во время школьной акции.

В диалоге могли участвовать все участники конференции, чем активно пользовались учащиеся.

Так поделились своими впечатлениями о походе в природу учащиеся 5 и 6 классов. Вместо того чтобы на берегу организовать культурный отдых – им пришлось для начала этот берег убрать от мусора, оставленного отдыхающими.

В своём выступлении перед аудиторией глава администрации Щеголев В.И. обещал исправить ситуацию в положительную сторону, а именно: заложить в бюджет на новый год дополнительную статью расходов на обслуживание сельской свалки, а так же на сбор и своевременный вывоз мусора с берега реки, благоустроить пляж.

Выступление главы сельской администрации было встречено с одобрением учащимися школы, ведь река - это природное чудо, которое остаётся в пользование не только нам, но и нашим потомкам. Именно они через много лет будут оценивать наши поступки и очень не хотелось бы, что бы эти оценки были отрицательными.

V. Заключение.

- В ходе проекта было выявлено, что место под сельскую свалку для мусора и бытовых отходов изначально было выбрано неправильно, так как находится на пути движения паводковых вод, что приводит к полному подтоплению свалки. Дальнейшее движение уже загрязнённой воды впадает в реку Ворона, где смешиваясь с речной водой, также наносит вред экологическому состоянию водоема.

- Очистили территории, которые захламляли стихийные свалки.

- В сельском доме культуры учащиеся школы прочли лекцию с демонстрацией презентации на тему бережного отношения к природе, к её здоровому экологическому состоянию. Это отношение необходимо воспитывать, прежде всего, в себе самом. Подходить к этому глобально, всячески пропагандировать среди населения, особенно обращать внимание на воспитание этого отношения среди юного поколения. Так как именно это поколение в ближайшем будущем будет руководить сельскохозяйственными предприятиями, фабриками и заводами, осуществлять руководство страной, а это, неправильно выбранное место для утилизации отходов, загрязнение водоёмов, необдуманная вырубка лесов, преступное уничтожение природных памятников, плохой пример для воспитания бережного отношения к природе.

Мы живём на удивительной планете, единственной планете – матери, рождающей жизнь. И как любящие дети - мы обязаны относиться к ней с любовью, заботиться и всячески её беречь.







Литература:

  1. Безрукова В.С. Проективная педагогика. – Екатеринбург.: Деловая книга, 1996. – 344 с.

  2. Загвязинский В.И., Поташник М.М. Как учителю подготовить и провести эксперимент. – М.: Педагогическое сообщество России, 2004.

  3. Дахин А.Н. Эффективность педагогического моделирования.

  4. Джонс Дж. К. Методы проектирования. / Изд. Второе, дополнительное. Пер. с англ. Бурмистровой Т.П., Фриденберга И.В. Под редакцией д-ра психол. наук Венды В.Ф., канд. психол. наук Мунипова В.М. / – М.: Мир, 1986. – 326 с.

  5. Журналы «Биология в школе», №3, 5, 6. 2007.

  6. «Народное образование»№2 2005, №4 2005.

  7. М. Научное из - во « Большая Российская энциклопедия»

  8. «Сельская школа», «Школьные технологии»2008-2010.

  9. http://www.penza.aif.ru/society/v_penzenskoy_oblasti_uhudshilos_kachestvo_pitevoy_vody

  10. www.ecocoop.ru/hydro/archive1/messages/48.html

11. www.komiinform.ru/news/2082/

12.www.syktyvkar.komi.com/index.php…

13.www.gkh-res.ru/AllDocs/INFO-83PH4N190310415…

14.ttp://www.ecosystema.ru/









Приложение 1

Практическая работа «Бытовые отходы нашей семьи» Цель работы – определить общее количество бытовых отходов, накапливающихся в одной семье за неделю, их процентное распределение по категориям; выявить возможность уменьшения или рециклизации каждой категории отходов. Необходимую информацию вы получите, выполнив следующие задания.

  1. В течение недели собирайте все твердые отходы, появляющиеся в доме, рассортировывая их по категориям: бумага, металлы, пластмасса, стекло, прочее. Пищевые отходы, скапливающиеся за день, взвешивайте ежедневно, перед тем как их выбросить.

Примечание. Упаковку из-под пищевых продуктов тщательно промывайте и собирайте в чистом виде.

  1. Составьте список основных продуктов и материалов, входящих в каждую категорию.

  2. Взвесьте отходы каждой категории и определите общий суммарный вес.

  3. Разделите полученное число на количество членов вашей семьи. Так вы установите количество отходов, приходящееся в семье на одного человека.

  4. Определите процентную долю каждой категории:

  5. Для каждой категории отходов продумайте, каким образом можно:

- снизить их количество;

- найти им новое применение;

- вторично использовать.

Полученные данные используйте при обсуждении проблемы накопления бытовых отходов, методах их утилизации и рециклизации.

. Приложение 2

Социологический опрос «От кого зависит чистота нашего села?»

Цель – изучить мнение жителей села о различных аспектах проблемы накопления твердых бытовых отходов, о санитарном состоянии города, связанном с его замусориванием.

Методы: проведение опроса жителей села различных возрастных групп и социальных категорий с последующим обобщением и анализом полученных данных.

Опросный лист

Мы собираем информацию о том, как жители нашего села относятся к проблеме его замусоривания.

Сообщите, пожалуйста, некоторые сведения о себе.

Пол: _________Муж.__________Жен.

Возрастная группа: ____7-12 лет; ____13-17 лет; ____18-25 лет; ____26-35 лет; ____36-50 лет; ____старше 50 лет.

Социальная категория: ____учащийся,____рабочий, ____служащий, ____пенсионер.

Ответьте, пожалуйста, «Да», «Нет» или «Затрудняюсь ответить» на приведенные ниже вопросы:

  1. Считаете ли вы, что наше село замусорено?

  2. Влияет ли замусоривание на красоту нашего села?

  3. Как, по-вашему, дорого ли обходится очистка села от мусора?

  4. Приходилось ли вам обращаться в какие-либо инстанции с жалобой на замусоривание?

  5. Принимаете ли вы участие в улучшении санитарного состояния своего дома, двора, улицы и т.п.?

  6. Обращаете ли вы внимание на надписи на упаковках различной продовольственной и промышленной продукции, напоминающих о необходимости соблюдать чистоту и выбрасывать упаковку только в урны и мусоросборные контейнеры?

  7. Влияют ли эти напоминания на ваши действия?

Следующие вопросы предполагают от одного до нескольких возможных вариантов ответа.

  1. Как вы считаете, какие места нашего села больше всего замусорены:

  • улицы,

  • дворы жилых домов,

  • центры,

  • школьная территория,

  • зоны отдыха горожан,

  • иные места? (Если возможно, укажите, какие именно).______________

  1. Как вы считаете, кто больше всех мусорит:

    • дошкольники и ученики младших классов,

    • подростки,

    • молодежь,

    • взрослые?

  2. Что бы вы выбросили, не задумываясь, в общественном месте:

    • пустую картонную коробку,

    • пустую банку или бутылку из-под сока, воды, пива и т.п.,

    • обертку от жевательной резинки,

    • прочитанную газету,

    • бумажный стаканчик,

    • шкурки от банана, апельсина и т.п.,

    • что-либо иное_______________________,

    • вообще ничего.

  3. В чем, по-вашему, главная причина замусоривания нашего села:

    • недостаточное количество контейнеров для мусора,

    • низкий уровень культуры жителей нашего села,

    • иные причины? (Если можно, кажите, какие именно).

«От кого зависит чистота нашего села?»









«Как вы считаете, кто больше всего мусорит?».

Причина замусоривания окрестностей нашего села.



Приложение 3

Паспортизация свалок

  1. Опишите местоположение свалки. Размеры свалки в квадратных метрах.

  2. Как пользуются живущие поблизости люди этой захламленной площадью в качестве свалки? (составьте список основных видов отходов).

  3. К какому типу относится свалка для сжигания отходов, открытая свалка?

  4. Отведен ли этот участок для свалки администрацией?

  5. Проходят ли какие-нибудь водостоки через свалку или вблизи нее? Если да, то, какие проблемы могут возникнуть в связи с этим у жителей, живущих поблизости?

  6. Наблюдаются ли другие антиэкологические проявления на участке свалки (загрязнения воздуха, шум, пыль)?

  7. Можно ли эту свалку как-то переделать? Как должно быть это сделано? Принимаются ли официальные меры по ограничению или регулированию использования свалки?


Паспортизация свалок


Приложение 4

Экологическая игра "Экокультура"

(для учащихся 5-6 классов)

ЦЕЛИ мероприятия:

1. Пропаганда экологических знаний. 2.Воспитание экологической культуры. 3.Расширение индивидуального опыта взаимодействия школьников с окружающей средой.4.Ориентация школьников на выполнение экологических правил поведения в окружающей среде - как нормы жизни. 5.Осознание детьми необходимости соотнесения своих действий с последствиями их для окружающих людей, природной и социальной среды. 6.Повышение готовности детей к участию в экологически ориентированной деятельности.

Ведущий: все люди на нашей планете обсуждают проблемы охраны природы, частью которой они сами являются:  вспоминают, что все мы очень зависим от того, какая среда нас окружает. Как нам хочется видеть чистые ручьи, реки и озера, ходить по чистому, никем не замусоренному лесу, видеть животных не только по телевизору и в зоопарке. Сегодня мы с вами будем говорить о природе, о нашем отношении к ней, об уважении ко всему живому и о способности предвидеть последствия своего поведения в природной среде.

Пора бы человечеству понять, Богатства у природы собирая, что Землю нужно тоже охранять. Она, как мы, такая же - живая!

         В гости к живой природе мы отправимся  сегодня с нашего символического экодрома. Почему именно экодром? Потому что сегодняшний наш разговор об общении с природой - это маленькая стартовая площадка для путешествия в мир большой экологии - одной из самых важных наук XXI века. Сегодня вам предстоит участвовать в разных конкурсах - шутливых и  серьезных, и я  желаю удачи всем участникам этих конкурсов и их болельщикам Представление участников (команды). Представление жюри. Ведущий: В конце прошлого века человечество осознало, что планета наша хрупкая и ранимая. Самое уязвимое на ней это - леса: ведь именно они дают столь необходимый нам кислород. Большинство думают, что лес - это множество  деревьев, растущих вместе. Но тогда и парк, и сад, и аллея - тоже лес? Нет, лес - это сообщество древесных, травянистых растений и различных животных.

         Наш первый конкурс называется «Лесная викторина» и мы будем говорить о самых разных деревьях. Каждый ответ оценивается в 2 балла. Если участник прибегает к помощи зала, цена ответа - 1 балл. Итак вопросы:

1.Какое хвойное дерево сбрасывает на зиму хвою? (лиственница)

2. Можно ли вырубить в лесу все дуплистые деревья ? (нет, в них гнездятся птицы и летучие мыши)

3. Почему в сосновом лесу много отмерших сучьев, а у самих сосен зеленеют верхушки (сосна - светолюбивое растение).

4. Почему лесные дороги после дождя дольше не просыхают, чем в поле (нет ветра, поэтому испарение меньше)

5. Какие растения можно использовать в лесу для заварки чая? (земляника, малина, душица  и др.)

6. Какие растения в лесу можно использовать для лечения простуды? (мать-и-мачеха, чабрец, земляника и др.)

7. Древесина, какого дерева очень прочна и устойчива против гниения. Постройки из неё сохраняются 300-500 лет? (лиственница)

8. Из древесины какого дерева делают спички ? (осина)

9. Древесина каких деревьев идет на изготовление бумаги и искусственного шелка? (ель, сосна)

Жюри поводит итоги конкурса.

         Ведущий: А теперь игра, которая называется«Среда обитания». Все мы знаем, что сохранить животных и растения можно только сохранив саму среду обитания, т.е. те условия, в которых живут организмы. Итак, внимание! Слушаем задание: Я называю среду обитания, а игроки называют животное, которое в ней обитают. «земля - носорог», «вода - морж»

Игра командная. Игрок, который ошибся или повторил уже названное животное, - выбывает из игры. Жюри подводит итоги конкурса. Ведущий: Следующий конкурс, который называется «Экознаки».

Игроки получают экологические  знаки, которые обозначают правила поведения в лесу. Эти правила нужно объяснить, расшифровав  знаки. (команды получают экологические знаки в виде рисунков). игру с болельщиками. Я задаю вопросы, а вы отвечаете:

1. Под каким деревом прячется суслик во время дождя? (суслики во время дождя прячутся в норы, т.к. в степи, где они живут деревьев нет)2. Кто над нами вверх ногами? (муха)

3. Что находится между городом и селом? (союз «и»)

4. На что похожа половинка персика? (на вторую половинку)

5. Летели 3 страуса, охотник одного убил, сколько страусов осталось? (страусы не летают)

6. Можно ли о воду порезать руки? (да, когда она превращается в лед)

7. Как далеко в лес может забежать заяц? (до средины, а потом он уже выбегает)

Жюри оценивает игроков, говорит общий счет

         Ведущий: наш конкурс называется «Экоблиц». Он требует  от игроков не только знаний экологических закономерностей, но и смекалки, быстроты и умения объяснить проблему или ситуацию. Каждая команда должна будет ответить на 2 вопроса, но цена каждого  - 4 балла. На то это и «блиц».Итак, внимание :Вопросы первой команде.

1. Большинство видов животных существуют довольно в больших группах, например:  стадо африканских слонов состоит из 25-30 животных, а северных оленей - из 300-400 животных.

Вопрос:  почему многие виды животных нормально развиваются только если они объединились в большие группы?

2. Есть такая рыба - треска. Каждый год самка трески выметывает 9 млн. икринок. И каждый раз из этого количества икринок  только 2-3 млн. вырастают  до взрослого состояния.

Вопрос:  почему из 9 млн. икринок трески только 2-3 млн. вырастают до взрослых рыб?

3. У мух много врагов. С мухами постоянно ведется борьба. Но число их не уменьшается.

Вопрос: Чем это можно объяснить? Игрокам можно брать помощь зала (тогда цена ответа - 2 балла)

Вопросы второй команды

1. Твои знакомые принесли на дачу зайчонка, которого нашли в лесу и хотят за ним ухаживать. Как ты оцениваешь их поступок?

2. Ты пошел с друзьями в лес. Увидев мухоморы и поганки, ребята стали их сбивать и топтать ногами. Выскажите свое мнение по этому поводу.

3. Ты увидел упавшего из гнезда птенца. Что ты предпримешь?

Жюри подводит итоги прошедших конкурсов.

         Ведущий: Сколько удивительных, ярких красок дарит нам природа! Стоит вспомнить бабочек, яркое оперение птиц, красоту цветов, чтобы убедиться в этом. И порой на фоне всего этого многоцветья мы, люди, кажемся себе  такими однообразными и неяркими. Но это не так.И сейчас не очень серьёзный конкурс «Разноцветный мир».

         Слушайте задание: По команде ведущего игрок каждой команды приглашает к себе по 4 человека из команды. Но эти ребята должны быть выбраны так, чтобы они могли построиться по цвету волос - от светлого к темному. Кто сделает это быстрее и лучше - тот побеждает.

         Ведущий: наш следующий конкурс - «Пантомима»Каждой команде предлагается мимикой и жестами показать экологические правила поведения в селе и на природе. А болельщики должны догадаться, о каких правилах идет речь. Участники конкурса вытягивают листочки - задания:

1. Выгул собак в парке запрещен! 1. Ловля рыбы в реке запрещена!

2. Береги воду! 2. Береги электроэнергию!

Команды изображают экологические  правила, жюри оценивает конкурс, отмечает лучших.

         Ведущий:  в последнее время  мы с вами часто стали  слышать по радио и ТВ новый  термин «Экологическая угроза». Это может быть связано с терроризмом, с безответственностью,  а иногда и с непониманием опасности хранения различных  веществ или грузов. Давайте представим себе, что перед нами не игроки, а тайные агенты, которые получили задание обезвредить опасный экологический груз. Пока к левой ноге каждого игрока привязывают воздушный шарик, я расскажу вам  нашу детективную историю дальше. Ценой невероятных усилий агенты проникли  на тайный склад. Вот он - опасный груз! Но охрана не дремлет. И начинается бой: правой ногой игрок должен лопнуть шарик противника и в то же время защитить себя - не дать лопнуть свой шарик. Игроки по очереди делают удары. Побеждает тот, кто остается  последний с шариком.

Ведущий: следующий наш конкурс посвящен  ещё одной важной проблеме современной экологии -  экологической катастрофе. Именно так называется наш заключительный конкурс «Экологическая катастрофа».

         Часто можно слышать, что где-то в море потерпел аварию танкер и нефть тоненькой пленочкой покрывает всю поверхность моря в месте аварии. А ведь там животные - маленькие и большие обитатели моря. Как им нужна по мощь, причем она должна быть оказана в считанные часы. Иногда счет идет на минуты. Трудно приходится  тогда  экологам-спасателям. Этим людям необходимы такие качества, как смелость, быстрота, ловкость, умение обращаться с пострадавшими, аккуратность и точность. И сейчас мы с вами попытаемся показать момент спасения живых существ с места аварии. Перед вами 2 таза, наполненных водой имитирующей море. В « море» яблоко и  апельсин, имитирующие водных животных (альбатросы и тюлени). Игрокам нужно, держа руки за спиной, достать зубами, фрукты и перенести их на тарелку, которая стоит на столе у жюри. Жюри подводит итоги конкурса, называет общий счет. Ведущий: мы заканчиваем нашу встречу. Я желаю вам хороших знаний по экологии, доброго отношения с природой,  и чтобы в вашей жизни не было ни экологических угроз,   ни экологических катастроф.  

Литература

1. Внеклассные занятия по биологии: необычные формы и методы активизации познания М., Школа Пресс, 1999.

2. Биология в школе, № 6-2001,   № 7-2004, № 2-2005, № 2-20033. Предметные недели в школе: биология, экология, здоровый образ жизни. Составитель Баюбанова В.В. и Максимцева Т.А.

Приложение 5

Паспортизация свалок.



Лесная свалка.





Свалки в окрестностях села.













Акция «Чистый берег».









Акция «Чистое село»





Вторая жизнь бытовых отходов.





~ 34 ~



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!