Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 190»
Социальный проект на тему:
«Мы в ответе за тех,
кого приручили»
Выполнен:
учащимися 5В и 6А классов
МБОУ «СОШ №190»
Руководители:
Мясникова Э.В.
Ермакова Т.Г.
Г.Нижний Новгород
2017
Цель проекта:
Привлечение внимания учащихся и взрослых к проблеме бездомных животных и предложить пути выхода из сложившейся ситуации.
Задачи:
- собрать информацию и оформить фотоматериалы по проблеме бездомных животных;
- выступить перед учащимися школы с целью привлечения внимания к проблеме бездомных животных;
- формирование у учащихся и их родителей чувства гражданской ответственности за экологическую обстановку в родном городе
- предложить пути выхода из сложившейся ситуации.
Работа, проведённая на подготовительном этапе:
Шаг 1.
На совместном классном часе учащиеся 5В и 6А классов были участниками
познавательной игры «Экологический калейдоскоп»
Пояснительная записка
Каждый человек зависит от состояния всей планеты, в том числе от состояния окружающей среды своего города. Нет никакой возможности ни для кого избежать этой глубокой зависимости. Каждый из нас должен прийти к осознанию и принятию ответственности, как за свой образ жизни, так и за то воздействие, которое он оказывает на свой город. В этом и состоит одна из наиболее важных задач экологического образования: осознать эту ответственность и воспитать её в других.
Экологическое воспитание – это сложный и длительный процесс. Конкретные его результаты могут быть заметны только через несколько лет.
Экология – это наука об окружающей среде. Все мы обязаны жизнью нашей планете – прекрасной Земле, стонущей сегодня от боли, взывающей о помощи и, увы, остающейся по-детски беззащитной перед…нами. Экологические проблемы не знают государственных границ и природных рубежей – они глобальны.
Недаром замечательный французский писатель Антуан де Сент – Экзюпери заметил: «Все мы пассажиры одного корабля по имени «Земля», и пересесть из него просто некуда»
И только зная законы и тайны природы, мы сможем стать её верными друзьями и помощниками.
Чем больше мы будем знать о мире природы, тем лучше сможем его защитить.
Экологический калейдоскоп
1) Представление команд: название, девиз, эмблема.
2) Конкурс «Эрудит»- вопросы командам экологической направленности.
3) Игра «Не бойтесь, он не кусается!»
(С закрытыми глазами потрогать и назвать зверька в ящике)
4) Задания командам: «Экологическая ситуация»
- Какую опасность представляют оставленные хозяевами на улице бездомные животные?
Ваши действия. Как помочь? Какую помощь им можно оказать?
5) Конкурс плакатов на тему: «Что делает наш город красивым?»
6) Каждая команда составляет 10 предложений на тему:
«Что я могу сделать для экологического благополучия своего района»
Выводы:
1.Вот, оказывается, какое это сложное мироздание – наш Общий Природный дом. И светлый он, и радостный, тревожный и даже трагический. Дом, живущий по своим законам, но и зависящий теперь от самого высокоорганизованного, самого умного, но, к сожалению, не самого мудрого из его обитателей – Человека.
2. Одна из проблем нашего города, нашего района, по мнению учащихся, - это бездомные, брошенные своими хозяевами животные, которые наводят страх, и которых жалко.
Возле магазинов, во дворах и других людных местах часто можно видеть бродячих собак. Брошенные животные вызывают у одних прохожих жалость, у других ненависть. Зачастую собаки нападают на прохожих. Бездомные животные обречены на голод, скитания и болезни . Многие водители автомобильного транспорта, которых становиться всё больше и больше, даже не останавливаясь, уезжают, сбив собаку или кошку. Животное остаётся мучиться на дороге в ожидании помощи…
С давних времён собаки и кошки были приручены человеком, в настоящее время они не способны сами позаботиться о себе, и нуждаются в постоянном человеческом внимании.
У ребят возникли вопросы:
1. Почему люди бросают своих четвероногих друзей?
2. Почему появляются на улицах бездомные собаки и кошки?
3. Кто в этом виноват?
Для того, чтобы узнать причины появления бездомных животных, необходимо провести исследование.
Тема домашних и бездомных животных заинтересовала учащихся .
С учащимися 5 и 6 классов была проведена ролевая игра – брифинг«Экология касается каждого».
Пояснительная записка
Форма ролевой игры позволила школьникам представить себя экологами, экономистами, медицинскими работниками, представителями комитета по охране природы. Во время брифинга участники выступили с докладами, сообщениями на темы:
1. Значение природы для жизни человека.
2. Существует ли в настоящее время угроза природе и жизни человека?
3. Какое влияние оказывает окружающая среда на здоровье людей?
4. Какова экологическая обстановка в нашем городе?
5. Что может сделать каждый из нас для улучшения экологической обстановки в нашем городе?
Учащиеся не только обсудили актуальные для каждого человека экологические проблемы и пути решения, но и читали стихи о природе, слушали музыкальные отрывки: «Утро» Эдварда Грига, «Вальс цветов» Петра Ильича Чайковского.
Выводы:
1. Учащиеся 5-го класса ознакомили всех с влиянием деятельности человека и научно-технического прогресса на окружающую среду.
2. Учащиеся 6-го класса говорили о негативном влиянии плохой экологической обстановки на здоровье человека.
3. Все участники игры согласились с тем, что проблема экологической безопасности очень важна для города и требует исследований.
Методы исследования:
1) Наблюдение.
2) Опрос и анкетирование.
3) Чтение и анализ литературных произведений о животных.
4) Чтение научной литературы по теме.
5) Анализ статей по теме в периодической печати.
6) Подготовка докладов по теме.
7) Сочинение стихов и рассказов о животных.
Шаг 2.
Сбор информации:
- фотографии домашних любимцев;
- фотографии брошенных животных;
- статьи в СМИ о бездомных животных;
- рисунки домашних любимцев;
- подбор произведений о животных: стихов, рассказов.
Шаг 3.
Среди учащихся и их родителей провели анкетирование и задавали вопросы:
- есть ли у вас домашнее животное?
- что вы сделаете, если вам придётся избавиться от домашнего животного?
- где чаще всего вы видите бездомных животных?
- жалко ли вам бездомных животных?
- брали ли вы когда-нибудь домой брошенное животное?
- считаете ли вы, что бездомные животные могут быть опасны?
Выводы:
1. У многих дома есть домашнее животное.
2. Учащимся чаще всего жалко несчастных «бродяжек» и многим людям нашего города жалко животных, скитающихся по улицам.
3. Большинство животных под свою ответственность берут пожилые люди, но и наши ученики тоже бы взяли.
4. Чаще всего бродячие животные встречаются во дворах домов и возле мусорных свалок.
Существует мнение, что бездомные собаки, поедая мусор и отбросы, очищают город. Собака, роющаяся в мусорном контейнере, разбрасывает упаковки, банки и недоеденные крошки на землю - на поживу крысам. А те пищевые отбросы, которые попадают ей в желудок, вместо того, чтобы быть вывезенными на свалку, так и остаются в городе.
5.Бездомные животные представляют собой опасность тогда, когда собираются в стаи.
Бродячие животные являются переносчиками разных заболеваний.
Общие заболевания человека и собаки :
• Гельминтозы;
• Бешенство;
• Туляремия;
• Лептоспироз;
• Бруцеллез;
• Стригущий лишай,
• Туберкулез и др
•
Шаг 4.
Выводы по проведённому исследованию:
На уроках литературы мы прочитали много стихов о животных, рассказов о природе, заметок из газет и журналов. Из прочитанного мы поняли, что нужно с любовью и ответственностью относится к домашним питомцам.
Мы сочиняли стихи и рассказы о животных. Одно из стихотворений, которое написала Лебедева Е., ученица 6 класса , называется «Мы в ответе»:
Собаки бездомные
Сидят, поджав хвосты.
И о снег подмороженный
Лапы режут они.
Но собака ведь друг человека?
Даже очень большой друг!
Почему же люди за это
Так собаку не берегут?
Взял щенка, поиграл с ним и …бросил.
Но за все мы с тобой в ответе.
Что теперь на улице просит
Тот щенок, что когда-то играл на паркете?
В иллюстрированных сочинениях все делились мечтами о домашних питомцах (собаках, кошках, попугаях …)
В школе состоялся конкурс рисунков на тему «Домашние и дикие животные».
Мы участвовали в «Экологическом калейдоскопе», брифинге «Экология касается каждого». На уроках экологии подготовили, заслушали и обсудили доклады по экологической обстановке в современных мегаполисах. Проанализировали ответы на вопросы анкеты, и попытались выявить причины появления на улицах населенных пунктов бродячих кошек и собак.
Мы выявили такие причины:
1) Жестокость, бездушие, безответственность людей, которые выгнали, выбросили, оставили на улице беззащитное животное.
2) Животное остается на улице, так как его хозяин умирает, а родственники не берут это животное в свой дом.
3) Животное стало не нужным.
4) Аллергия у хозяев, детей и родственников хозяев.
5) Агрессивность животного;
6) Не смогли отдать (продать) щенков или котят;
Шаг 5.
Программа действий по данной проблеме:
1) Провести акцию «Помощь бездомным животным» (приобретение корма для бездомных животных)
2) Выработка правил – норм поведения для людей, которые решили завести домашних животных.
3) Проведение бесед о правильном поведении с домашними животными.
Шаг 6.
Реализация плана действий.
1. В школе проведена акция «Помощь бездомным животным» (приобретение корма для бездомных животных)
2.В классах и на родительских собраниях проведены беседы о домашних питомцах.
3.Создана фотовыставка «Мы навсегда в ответе за тех, кого приручили».
Силами школьников, к сожалению, мало, что можно сделать. Такую масштабную проблему невозможно решить без государственного вмешательства, но смотреть и ничего не делать тоже невозможно.