СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Социальный проект "Школа защитников леса"

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Социальный проект, направленный на охрану леса и его обитателей

Просмотр содержимого документа
«Социальный проект "Школа защитников леса"»

«Школа защитников леса»

Социальный проект МКОУ «Травянская СОШ»

Автор: Костина Елена Георгиевна

Актуальность

Зачем нужно беречь лес? Лес - уникальная экологическая система. Не зря леса называют легкими планеты. Столетие назад леса покрывали три четверти суши. К настоящему времени осталась четверть, да и из той ежегодно "отпиливается" почти 2%. Только в 1996 г. лес был вырублен на площади около 100 тыс. км2 (что равно территории Исландии) только под сельскохозяйственные культуры. Сколько еще "Исландий" осталось на поверхности суши? И что вместо лесов будет перерабатывать растущие объемы углекислого газа, выбрасываемого в атмосферу, в кислород, необходимый для жизни всей земной фауне, в том числе и человеку?

Большой ущерб лесам наносят пожары, в последнее время принявшие периодический характер: ежегодно во многих странах мира выгорают миллионы км2 леса. В России в 1915 г. пожар, длившийся с мая по октябрь, уничтожил леса от Тобольска до реки Лены. В 1976 году огнем страшного пожара была выжжена седьмая часть Австралийского континента.

Россия - самая многолесная страна мира, обладающая почти четвертью всех лесов планеты. Однако во многих центральных и южных регионах России сохранились лишь незначительные остатки бывших когда-то лесов. Во многих регионах большая часть исходных лесов была истреблена в течение нескольких последних столетий и превращена в пашни, сенокосы, пастбища. В результате здесь исчезли или обмелели тысячи ручьев и малых рек, существенно изменился микроклимат, участились засухи и пыльные бури.

Леса России - важнейший экологический ресурс. Леса являются не только источником получения древесины и разнообразных лесных продуктов, но и служат экологическим каркасом природных территорий, играют важнейшую роль в регулировании глобальных процессов окружающей природной среды, сохранения климата, водных ресурсов и биологического разнообразия планеты. В ближайшие десятилетия значение российских лесов как возобновляемого ресурса для экономики страны и мира в целом будет существенно возрастать.

Исчезновение лесов нередко приводило и к катастрофическим последствиям. Сохранение и разумное лесного сообщества – жизненная необходимость современного общества!


Вид проекта: информационно – творческий.


Цель проекта: Формирование у детей экологической культуры, которая проявляется в эмоционально – положительном отношении к окружающему миру, к лесу и лесному сообществу; в убеждении, что красота природы бесценна, поэтому ее надо охранять; в любви к родине и родному краю.


Задачи проекта:

Обучающие:

  • Формировать навыки экологического поведения у детей;

  • Формировать элементарные представления об уральских лесах, растениях и его обитателях.

  • расширять и обогащать знания детей о правилах поведения в лесу и умении их выполнять;

Развивающие:

  • Развивать познавательную деятельность детей;

  • Развивать поисково-исследовательскую деятельность детей: развитие наблюдательности детей, умения анализировать, обобщать, устанавливать причинно-следственные связи и делать выводы;

Воспитательные:

  • Воспитывать бережное отношение к природе, ответственность за деятельность человека, осуществляемую в природе.

Основные формы

  • экскурсии

  • целевые прогулки

  • экологические акции

  • практическая деятельность в природе: подкормка в зимнее время птиц изготовление кормушек

  • экологические викторины

  • экологические праздники

Методы

  • наблюдения и практические работы

  • дидактические игры

  • беседы

  • работа с различными источниками краеведческой информации исследовательский метод

  • прогнозирование и проектирование

Типы занятий

  • практические

  • внеклассные мероприятия

  • экскурсии

  • классные часы

  • трудовые десанты

Основные направления деятельности

- анализ экологической ситуации в городе Каменске-Уральском и Каменском районе;

- комплектование основных знаний о природе и животных Свердловской области и конкретно Каменского района;

- проектно-практическая деятельность.


Проблемные вопросы:

1.Почему мы часто встречаемся со словом «экология»?

2.Как происходит загрязнение окружающей среды и конкретно лесов Свердловской области, Травянской сельской администрации?

3.Как сберечь лес от негативного воздействия человека?


 Пути реализации проекта:

  1. Ознакомление с теоретическими основами экологии как науки, методами, основными закономерностями.

  2. Организация работы по изучению местных экосистем.

  3. Практическая природоохранная деятельность.

  4. Пропаганда природоохранных идей; разработка и проведение мероприятий по данной тематике.

  5. Сбор материала о местных традициях бережного отношения к лесу с целью его сохранения.


Планируемые образовательные результаты:

В результате реализации проекта ученики повысят качество знаний о природе, лесе и его обитателях;

- ученик будет не только проявлять интерес к лесному пространству, но и будет пытаться оценить их состояние с позиции хорошо-плохо;

- будет стараться выполнять правила поведения во время экскурсий в лесу, прогулок и научатся соблюдать личную безопасность;

- будут проявлять готовность оказывать помощь нуждающимся в ней людям, животным, растениям;

- будут принимать участие в конкурсах экологического направления;

-, будут пропагандировать экологические знания среди других детей;

- учащиеся научатся анализировать и делать выводы;

- повысится экологическая культура родителей;

- выработают навыки экологически целесообразного поведения в окружающей среде, у родителей появится понимание необходимости экологического воспитания детей.


План реализации проекта

Этапы

Содержание работы

Ответственный, социальные партнёры

1 этап
информационно-подготовительный

Подготовка необходимых информационных и печатных материалов


Подготовить необходимые книги, электронные материалы, ссылки на Интернет-ресурсы, сделать закладки для необходимых Интернет-ресурсов


Обсудить необходимое оборудование, определить, как ученики собирают и где хранят результаты работы и способы проверки


Определить время для работы над проектом.

Руководитель проекта



Руководитель проекта, библиотекарь





Руководитель проекта, ученики



Руководитель проекта, ученики

2 этап
основной
(практический)

Провести фронтальную беседу и анкетирование в ходе демонстрации вводной презентации учителя; распределить обязанности и создать группы, запланировать работу над проектом в группах

Руководитель проекта





Провести экскурсии и походы с целью проведения исследовательских практических работ.

Сфотографировать работу учеников.


Провести анкетирование школьников и жителей села по экологическим проблемам лесов в окрестностях села Травянское и села Большая Грязнуха


Провести анализ собранного материала и

Создание презентаций, буклетов, памяток, сказки, разработка квеста.


Обсудить с учащимися формы представления полученных результатов



Руководитель проекта, учитель биологии


Ответственный за фото и видео съемку (родители)

Руководитель проекта, ученики



Руководитель проекта, ученики



Руководитель проекта, ученики




Руководитель проекта, ученики



3 этап
Заключительный

Разработка результатов по реализации проекта.


Представить презентацию проекта и другие итоговые продукты


Разместить информацию о проекте и его результатах на страницах школьного сайта


Организация природоохранных мероприятий (агитбригады, презентация и распространения продуктов проекта)

Руководитель проекта


Руководитель проекта, ученики


Руководитель проекта, ученики

Описание организации занятий для каждого этапа проектного цикла.


1 занятие.

Цель: знакомство с проблемой проекта и возможностями ее решения.

Задачи:

  1. Закрепить знания особенностей природной зоны смешанных лесов, показать взаимосвязь компонентов природы различных региональных комплексов, связь природы и быта, хозяйственной деятельности населения.

  2. Выявить способности, желание учащихся для формирования проектных групп, распределения обязанностей.

  3. Разработать общий и индивидуальные планы работы.

  4. Разработать процедуру и критерии оценивания участия и представления проекта.

Оборудование: презентация, листы анкет, рекомендации.


Ход занятия:

  1. Просмотр презентации «Смешанные леса Урала».

  2. Знакомство с темой проекта.

  3. Определение цели, формулирование задач.

  4. Анкетирование с целью определения способностей и предпочтений учащихся.

  5. Формирование проектных групп, распределение в них обязанностей.

6. Выдача письменных рекомендаций участникам проектных групп (требования, сроки, график консультаций и т.д.).

7. Знакомство с критериями оценки проекта и формами его представления.


2 и 3 занятие.

Экскурсии в лес.

Цель: выявить особенности лесной зоны Травянской сельской администрации.

Оборудование: планшет, листы наблюдений, карандаши, лопатка, пробирки для образцов воды, почвы.

Ход занятия:

1. Вводная инструкция по технике безопасности, выполняемой работе.

2. Распределение работы в группах

1 группа

  1. Описание внешнего облика зоны леса

  2. Разработка предупреждающих знаков о правилах поведения в лесу

  3. Фото-, видеосъемка

2 группа

  1. Описание растительности

  2. Использование человеком растительного мира смешанных лесов

  3. Фото-, видеосъемка

3 группа

  1. Описание животного мира обитателей леса Травянской сельской администрации и ее окрестностей.

  2. Разработка мер сохранения животных в лесу.

  3. Фото-, видеосъемка

4 группа

  1. Определение состава почвы, родников и ручьев.

  2. Установление связи природы и быта, хозяйственной деятельности населения.

  3. Фото-, видеосъемка


4 занятие

Обработка полученных исследований, информации. Подготовка к презентации.

Цель: обработка и оформление полученных данных во время экскурсии, во внеурочной деятельности.

Оборудование: компьютеры, проектор, фото и видео материалы

Ход занятия:

  1. Работа в группах по созданию презентации по данным исследований.

  2. Создание плана мероприятий по сохранению лесного массива (предупреждающие знаки, буклеты, памятки для учеников)


5 занятие. Защита проекта

Цель: подведение итогов проекта.

Оборудование: компьютер, мультимедийное оборудование, оценочные листы.

Ход занятия:

1. Публичная защита проекта.

2. Подведение итогов, конструктивный анализ выполненной работы.

3. Распространение памяток, буклетов и других продуктов проекта.


Критерии оценки результатов реализованного проекта:

а) количественные показатели успешности:

в проекте были задействованы все учащиеся 4 класса и часть родителей;

б) успешность и эффективность реализации проекта:

степень удовлетворённости учащихся от участия в проекте на заключительном этапе реализации проекта – достаточно высокая;

в) показатели социального развития личности:

наблюдается положительная динамика уровня развития личности: не умел – научилсяне знал – узнал (расширение представлений об экологических проблемах, проблем сохранения чистого леса, знаний о растениях и животных Урала, Каменского района);

г) технологические показатели:

уровень организации – высокий; управление проектом - чёткое и эффективное;

д) конечный результат достигнут.


Выводы:

Разработанный и реализованный проект «Школа юного защитника леса» доведён до успешного завершения, поставленные цели и задачи достигнуты, соответствуют запланированным результатам; деятельность в рамках проекта дала положительные результаты; возникли перспективы дальнейшего внедрения проекта в следующем учебном году. Совместная учебно-познавательная, творческая и практическая деятельность партнёров проекта была направлена на достижение общего результата. Ценность проекта заключается в реальности использования продуктов на практике, социализации учащихся.

В ходе выполнения поставленных задач учащиеся учились находить и анализировать полученную информацию, получать и применять знания в различных областях, приобретать навыки практической работы, опыт решения реальных проблемных ситуаций, работать в команде.      Реализация социально значимого проекта открыла значительные возможности для повышения качества экологического воспитания школьников, усилила у них мотивацию к обучению, сформировала положительные коллективные отношения.


Необходимо охранять леса, и всем людям, живущим на земле, выполнять правила поведения в лесу, и тогда мы все вместе сможем сохранить природу родного края для себя и будущих поколений.