СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Экологическое воспитание детей через активное исследование и игровые формы. Проект.
Районный конкурс профессионального мастерства
молодых педагогических работников
«Педагогический дебют – 2017»
Номинация «Молодой учитель – 2017»
СОЦИАЛЬНЫЙ Проект
«Вода - это жизнь!»
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №1 города Россоши
Россошанского муниципального района Воронежской области
Координаты разработчиков проекта: 396659, Воронежская область,
г. Россошь, пл. Октябрьская, д.36,
телефон 8(47396)24731, E-mail: [email protected]
Количество участников: 20 человек
Участники проектной группы:
Крутько Наталья Михайловна
Вареников Александр Викторович
Координатор проекта:
Окрушко Алёна Юрьевна – учитель музыки и начальных классов ,
тел. 89204697326, E-mail: [email protected]
Россошь
2017
Содержание
Введение ……………………………………………………………………....3
Предварительная работа……………………………………………………….5
Цель и задачи проекта…………………………………………………….....6
Гипотеза ……………………………………………………………………….7
Предполагаемый результат …………………………………………………..7
Перспективы дальнейшего развития проекта ………………........................7
Реализация проекта …………………………………………………….........22
Результативность педагогического проекта ………………………………..26
Приложения ………………………………………………………………….30
Вода! У тебя нет ни вкуса, ни цвета, ни запаха.
Тебя невозможно описать, тобой наслаждаются, не ведая, что ты такое!
Нельзя сказать, что ты необходима для жизни: ты - сама жизнь.
Ты наполняешь нас радостью, которую не объяснишь нашими чувствами…
Ты самое большое богатство на свете…
Антуан де Сент-Экзюпери
Актуальность проблемы:
Вода – какое короткое слово, а какой глубокий смысл оно несёт. Давно известно, что вода самое распространенное вещество на Земле. Вода занимает ¾ поверхности земли, в больших количествах содержится в земной коре, в атмосфере. Помимо того, вода входит в состав горных пород и минералов, в состав почвы, находится во всех растительных и животных организмах. Значительная часть воды нашей планеты скрыта под ее поверхностью. Лишь относительно малая доля воды выходит наверх, то в виде ключей, то в виде горных ручейков или бурных фонтанов - гейзеров.
Почему же мы говорим, что воды на Земле очень мало, когда ее так много? Дело в том, что человеку нужно воды очень много. Человеку нужна чистая, пресная вода. Без нее он жить не может. Сопоставив расход воды с величиной мирового устойчивого стока рек, нетрудно почувствовать страшную угрозу призрака водного голода, встающего перед человечеством.
Водный кризис угрожает обществу не потому, что на Земле не хватает воды, а потому, что своей деятельностью человек при существующей технологии, при современной организации промышленного производства вынужден загрязнять и портить огромные количества природной чистой воды.
Перед человечеством встала проблема нехватки чистой питьевой воды уже в 20 веке. Когда-то можно было безбоязненно брать воду прямо из рек. Сейчас же пить из них без специальной очистки нельзя. До определенного времени реки, озера и другие водные резервуары удовлетворяли разнообразные запросы людей. Но в наши дни ситуация резко изменилась: бурное развитие промышленности, интенсификация сельского хозяйства, увеличение норм коммунального водоснабжения вызвали быстрый рост водопотребления. «Водный голод» - подобными тревожными заголовками полны в последние годы газеты и журналы мира. Растущее вмешательство человека в природу, непродуманная, а порой бесхозяйственная деятельность людей приводит к необратимым экологическим и биологическим последствиям, к резкому ухудшению качественного состояния окружающей среды.
Таким образом, проблема сохранения пресной воды имеет в наши дни несомненную актуальность. Если сейчас не обратить внимание на существующую проблему, то через несколько лет чистая вода станет редким гостем в наших домах.
Поэтому данный проект является важным звеном экологического воспитания школьников, через его реализацию формируются нравственные нормы поведения, направленные на то, чтобы приблизить детей к пониманию красоты окружающего мира, необходимости его защиты, пробудить в них стремление быть добрыми и внимательными, научить любить природу. Во время выполнения проектной работы происходит знакомство детей со свойствами и значением воды в круговороте воды в природе, через активное исследование и игровую форму, а так же как необходимо беречь воду и для чего. Данный проект прививает навыки экологически грамотного поведения в быту, в частности умение экономно использовать воду, понимать необходимость такого отношения к воде как к природному ресурсу. Развивает наблюдательность, творческие способности, воспитывает бережное отношение к воде.
Название проекта: «Вода – это жизнь!»
Вид проекта: информационно – исследовательский- игровой
Срок реализации проекта: с декабря по март (долгосрочный проект)
Проблема: с каждым годом запасы пресной и чистой воды уменьшаются, но несмотря на это люди продолжают неразумно использовать и бесполезно тратить воду, не задумываясь о последствиях.
Мотивация: пришло время задуматься, чем мы можем помочь природе в сохранении чистой воды на нашей планете?
Ресурсное обеспечение: фотоаппарат, компьютер, принтер, учебники, методические пособия, хрестоматии, справочный материал, интернет-ресурсы, гуашь, ватман, кисточки.
Образовательная область: расширение кругозора учащихся, развитие творческих способностей детей, экологическое воспитание.
Этапы проекта:
1 этап: Проблема
2 этап: Проектирование (планирование)
3 этап: Поиск информации
4 этап:. Продукт
5 этап: Презентация (представление продукта).
Предварительная работа:
Согласно Указу президента РФ от 1-го августа 2015 г. под № 392 «О проведении в РФ Года особо охраняемых природных территорий» 2017 год в России объявлен годом экологии. Подобную задачу было решено воплотить в жизнь в связи с мировой тенденцией обращения общественного внимания на проблемы экологического характера каждой страны в отдельности и всего мира в целом.
В соответствии с планом работы школы на 2016-2017 учебный год было намечено мероприятие «Спасём планету вместе», на основе которого мною был разработан социальный проект «Вода – это жизнь!». Изучая дополнительный материал, у учащихся возник вопрос: почему в мире так много воды и стоит проблема в её нехватке? Нами было решено: написать социальный проект через активное исследование и игровые формы, чтобы помочь учащимся ответить на интересующие их вопросы, а это удовлетворяет требования федерального государственного стандарта о самостоятельном решении проблемы.
В рамках подготовки к написанию социального проекта была проведена беседа с учащимися 6 класс по основам социального проектирования на объединении дополнительного образования «Эврика». Ребята «зажглись» идеями проектирования, так как у них появилась реальная возможность проявить себя, «заняться настоящим делом». Несмотря на свой малый опыт, ребята всерьёз задумались о проблеме сохранения жизни на земле, через сбережение пресной воды.
Проводилась поисковая работа по подбору информационного материала о воде, ее значении, способах водосбережения; поиск пословиц, поговорок и загадок о воде, разработка и проведение проектной работы во 2В классе «Свойства воды».
Продукт проектной деятельности:
стенд «Вода – это жизнь!»
листовки с целью привлечения внимания школьников МКОУ СОШ №1 г. Россоши, а так же их родителей, к бережному отношению к чистой воде
памятки и буклеты с информацией о ценности чистой воды, необходимости бережного отношения, способах водосбережения
проведение акции «Берегите воду!»
составление сборника пословиц и поговорок о воде
мероприятие «Царица - водица»
презентация проекта «Вода – это жизнь!»
познавательная игра «Круговорот воды в природе»
Цель проекта: сформировать у детей осознанное, бережное отношение к воде, средством совместного проведения исследований и разработки познавательной игры. Создание методической разработки к игре «Круговорот воды в природе». Вместе с тем воспитать экологическое сознание о необходимости практических дел, направленных на сбережение запасов чистой воды.
Задачи проекта:
собрать и изучить различные источники информации по данной теме;
привлечь внимание общественности к проблемам водосбережения;
привлечь школьников к организации практической деятельности в области охраны и бережного отношения к чистой воде;
формировать активную жизненную позицию учащихся, любовь к природе родного края;
воспитывать заботливое отношение к воде и источникам воды;
разработать собственный вариант решения проблемы;
научить детей экономному отношению к воде;
разработать познавательную игру «Круговорот воды в природе».
Гипотеза: мы предполагаем, что мероприятия, проводимые в рамках социального проектирования, позволят сформировать у учащихся бережное отношение к воде, ее значимость.
Участники проекта
В проекте принимают участие учащиеся 6 класса МКОУ СОШ№1 г. Россоши, а так же жители микрорайоны школы и представители общественности, заинтересованные в том, чтобы внести свой вклад в сохранение жизни на земле.
Инициаторы данного проекта – учащиеся 6 классов МКОУ СОШ №1 г. Россоши.
Консультанты проекта:
учитель химии и биологии Крутько Наталья Михайловна;
индивидуальный предприниматель Вареников Александр Викторович;
координатор – учитель музыки и начальных классов Окрушко Алёна Юрьевна.
Предполагаемый результат:
1. Формирование устойчивой внутренней мотивации к развитию творческой самостоятельности и самообразованию.
2. Сознательные предметные знания и умения - расширяется кругозор:
приобретение новых знаний о воде, ее свойствах и значении в природе и жизни человека,
формирование бережного отношения к воде и ее экономии,
сформировать навыки экологически грамотного поведения в природе и быту.
3.Развитие социального опыта детей.
4. Развитие у детей любознательности, творческих способностей, познавательной активности, коммуникативных навыков.
Перспективы дальнейшего развития проекта
привлечение на следующий год детей к реализации проекта разных ступеней образование;
сделать проведение акции «Вода – это жизнь!» доброй традицией МКОУ СОШ №1 г. Россоши.
Выбор темы проекта
и разработка плана дальнейших действий
Как уже было сказано ранее, 2017 год объявлен годом экологии. В связи с этим учащиеся нашей школы не могли остаться в стороне и стали активно исследовать данную тему.
Учащимися 6 класса было проведено анкетирование во 2-4 классах, для выбора были предложены несколько различных тем возможного исследования. Результаты анкетирования помогли определить чёткое направление нашей работы.
В следующем этапе нашей подготовки к данному проекту учащимся был предложен ряд мероприятий, с целью выяснения их пожеланий по поводу данной проблемы.
оформление памяток и выпуск буклетов;
оформление обучающимися начальной школы плакатов, призывающих к бережному отношению к воде;
оформление сборника пословиц, поговорок и загадок о воде;
оформление стенда к 22 марта «Вода – это жизнь!»;
проведение акции «Берегите воду!»;
подготовка и проведение мероприятия «Царица - водица» с подведением итогов проекта;
проект «Свойства воды».
Проанализировав полученные в ходе анкетирования данные, учащиеся решили осуществить все предложенные мероприятия. Так родилась идея и название нашего социального проекта - «Вода – это жизнь!».
Разработка плана действий
Наименование мероприятия | Сроки выполнения | Ответственный |
1.Команде учащихся, объединившейся вокруг идеи проекта, разработать план дальнейших действий по реализации проекта. | 19-23.12.2016г. | Координатор Окрушко А.Ю., Крутько Н.М. |
2. Провести организационное заседание, на котором: - утвердить состав команды проекта и избрать руководителя; - придумать и утвердить название разрабатываемого проекта, определить цель и главные задачи проекта, временные рамки подготовки и действия проекта; - распределить роли и функции участников проекта: | 13.01.2017г. | Окрушко А.Ю.
|
3. Провести социологическое исследование, проанализировать полученные результаты и сделать выводы. | 26.01.2017г. | Столярова Анна |
4. Изучить нормативно-правовую базу проекта, провести анализ литературы и источников, материалов СМИ по теме проекта. | 27.01-03.02. 2017г. | Окрушко А.Ю. |
5. Наладить взаимоотношения со школьными СМИ | 27.01-1.02. 2017г. | Столярова Анна |
6. Провести поиск партнеров, наладить социальное и финансово-экономическое взаимодействие. | 3.02.-7.02. 2017г. | Окрушко А.Ю. |
7. Обобщить материалы работы всех творческо-проектных групп и выработать программу действий по реализации проекта. | 25.03.2017г. | Координатор и руководители творческо-проектных групп |
Сбор и анализ информации по проблеме
проекта
Создание творческо-проектных групп
Эффективность работы над проектом зависит от четкого распределения обязанностей. Учитывая личные качества ребят, их заинтересованность и опыт работы, обязанности по созданию и реализации проекта были распределены следующим образом:
Социологи
Состав творческо-проектной группы «Социологи»:
Руководитель группы: Столярова Анна
Топоровская Екатерина |
Векленко Ирина |
План работы группы:
№ | Наименование мероприятия | Сроки выполнения |
1 | Составить анкету для социального опроса | 26.01.2017г. |
2 | Провести социологический опрос учащихся и учителей школы, родителей учащихся | 27.01.-02.02. 2017г. |
3 | Обработать данные социологического опроса | 03.01.2017г. |
4 | Участвовать в разработке и проведении мероприятий | весь период |
Чтобы узнать, насколько учащиеся и взрослые знакомы с экологической обстановкой на территории нашего города и района, мы решили провести социологический опрос. Проектной группой была разработана анкета, состоящая из 7 вопросов.
Анкета для социологического опроса. Инициативной группой учащихся МКОУ СОШ №1 реализуется проект «Сохраним планету вместе», цель которого сформировать у детей осознанное, бережное отношение к воде, средством совместного проведения исследований и разработки игрового задания.. Мы приглашаем вас принять участие в нашем проекте, ответив на ряд вопросов: 1.Вы считаете, что экология это важно: 2. Получаете ли Вы в повседневной жизни информацию об экологическом состоянии города? 3. Считаете ли Вы информацию по экологии города объективной? 4.Обсуждают ли экологическую обстановку в городе у Вас в семье? 5. Считаете ли Вы проблему экологии вашего города существенной? 6. По Вашему мнению, экологическая ситуация в вашем городе заставляет задуматься о будущем? 7.существует ли проблема в Вашем городе с чистой водой?
|
В опросе, проведенном в январе 2017 г., приняли участие 167 учеников школы и 78 взрослых (учителя и родители). Результаты опроса наглядно представлены в диаграмме.
Анализ социологического опроса:
Анализ результатов анкетирования показал, что респонденты имеют представление о экологической обстановке на территории нашего города и района, но эти знания поверхностны и требуют актуализации.
Идея создания познавательной игры «Круговорот воды в природе» получила поддержку: подавляющая часть респондентов поддержала нашу инициативу, а также выразила готовность лично принять участие в данном мероприятии или оказать материальную помощь.
Таким образом, анализ социологического исследования подтвердил злободневность, актуальность проблемы.
Юристы
Состав творческо-проектной группы «Юристы»:
Руководитель группы: Ковтун Анастасия
Дерконос Диана |
Маркин Дмитрий |
План работы группы:
№ | Наименование мероприятия | Сроки выполнения |
1 | Изучить законодательную базу | 10.01.-13.01. 2017г. |
2 | Провести встречи с экспертами и социальными партнерами в целях создания устойчивых связей для оказания помощи в реализации проекта | 16.01.-19.01.2017г. |
3 | Участвовать в разработке и проведении мероприятий | Весь период |
Нормативно – правовая база для разработки проекта:
1 Конституция РФ - устанавливает общепризнанные принципы и нормы экологического права, закрепляет основополагающие права, обязанности и иные требования, составляющие базу для всего российского законодательства:
ст. 9 Земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории. Земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности.
ст. 42 Каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.
ст. 58 Каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам.
п. "к" ст. 72 земельное, водное, лесное законодательство, законодательство о недрах, об охране окружающей среды находятся в совместном ведении РФ и субъектов РФ
2 Федеральные законы (ФЗ) – принимаются по предметам совместного ведения РФ и субъектов РФ. (ФЗ, наряду с кодексами и Основными положениями в системе законодательства РФ занимают одинаковую позицию, в связи с чем, по юридической силе они равны). Федеральных законов, регулирующих отношения в области охраны окружающей среды и природопользования много:
Водный кодекс от 03.06.2006 г. N 74-ФЗ,
Анализ нормативно-правовой базы:
Нами изучены нормативно - правовые акты, проведен их анализ.
В результате этой работы мы убедились, что имеем право:
1. Свободно выражать свои взгляды по интересующим нас вопросам.
2. Искать, получать и передавать информацию и идеи любого рода и из различных источников, особенно такие информацию и материалы, которые направлены на содействие социальному, духовному и моральному благополучию, а также здоровому физическому и психическому развитию не только детей, но и местных жителей.
3. На свободу ассоциации и свободу мирных собраний (т. е. создавать инициативные группы и реализовывать социальные проекты).
Вывод: проанализировав нормативно - законодательные акты федерального, регионального и местного значения, проектная группа пришла к выводу, что наш проект не противоречит законом РФ и не ущемляет ничьих прав.
Журналисты
Состав творческо-проектной группы «Журналисты»:
Руководитель группы: Дроздова Полина
Горяйнов Кирилл |
Богоносова Мария |
План работы группы:
№ | Наименование мероприятия | Сроки выполнения |
1 | Наладить взаимодействие со всеми группами проекта | Весь период |
2 | Осуществить фото и видео фиксацию всех этапов реализации проекта | Весь период |
3 | Наладить взаимодействие со школьным СМИ с целью распространения информации и проекте | Весь период |
4 | Участвовать в разработке и проведении мероприятий | Весь период |
5 | Оформление буклетов | 10.-13.01.2017г. |
Распространение информации о проекте
Проект:
«Вода - это жизнь!»
Печатные и электронные СМИ:
школьные газеты, личные сайты
(http://infourok.ru/user/okrushko-alyona-yurevna/blog
http://multiurok.ru/okrushko93/lenta/).
Официальный сайт
МКОУ СОШ №1
Г. Россоши
Аналитики
Состав творческо-проектной группы «Аналитики»:
Руководитель группы: Шевченко Анастасия
Схоменко Ирина |
Шевцова Мария |
План работы группы:
№ | Наименование мероприятия | Сроки выполнения |
1 | Провести анализ литературы и источников, материалов СМИ и ресурсов Интернета по теме проекта | 16.01.-19.01.2017г. |
2 | Разработать план реализации проекта | 16.01.2017г. |
3 | Разработать положение и сценарии мероприятий | 17-19.01. 2017г. |
4 | Подготовить и провести мероприятия в рамках проекта | Весь период |
Список литературы и материалов СМИ по теме проекта:
Публикации в газетах «За изобилие» и «Россошь» за 2008-2017 годы.
Проанализировав материалы СМИ, посвященные году экологии, мы пришли к следующим выводам: в настоящее время наиболее полно о экологическом состоянии в Россошанском районе сообщается в газетных изданиях.
Таким образом, мы считаем, что идея нашего проекта не только актуальна, но и отличается новизной и перспективностью для дальнейшего изучения учащимися МКОУ СОШ №1 г. Россоши «Круговорота воды в природе».
Экономисты
Состав творческо-проектной группы «Экономисты»:
Руководитель группы: Халикова Эльвира
Шевченко Анастасия |
План работы группы:
№ | Наименование мероприятия | Сроки выполнения |
1 | Провести анализ финансовых и материальных потребностей для реализации проекта | 10.01.2017г. |
2 | Составить смету расходов | 11.- 13.012017г. |
3 | Провести поиск спонсоров для реализации проекта, наладить финансово-экономических связей | 16.-19.01.2017г. |
4 | Участвовать в разработке и проведении мероприятий | Весь период |
В рамках работы творческо-проектной группы был проведен анализ финансовых и материальных потребностей для реализации проекта, составлена смета и привлечены к проекту спонсоры и заинтересованные лица, готовые оказать финансовую помощь.
Дизайнеры
Состав творческо-проектной группы «Дизайнеры»:
Руководитель группы: Припольцева Анастасия
Дорошенко Елизавета |
Ростопша Маргарита |
План работы группы:
№ | Наименование мероприятия | Сроки выполнения |
1 | Участвовать в разработке, оформлении и проведении мероприятий | Весь период |
2 | Подготовить и оформить проектную документацию | Весь период |
В рамках работы творческо-проектной группы была организована разработка презентаций для классных часов, выполнено тематическое оформление учебного кабинета для проведения мероприятий проекта, организован и проведен конкурс дизайнерских проектов на обложку методического пособия к познавательной игре «Круговорот воды в природе», утвержден проект и получено разрешение на установку, принято непосредственное участие в его изготовлении, оформлена проектная документация и наглядные материалы.
Программа действий
по реализации проекта
Проанализировав данные соцопроса, материалы СМИ и нормативно-правовую базу, наладив социальное взаимодействие, инициативная группа предложила свой вариант решения проблемы, разработав программу действий:
Наименование мероприятия | Сроки выполнения | Ответственный | |
1. Подготовительный этап | |||
1. Разработка и согласование необходимой сопроводительной документации по проекту. 2. Разработка сценариев проведения мероприятий, посвященных году экологии и теме проекта. 3. Составление сметы расходов проекта. 4. Обращение к социальным партнерам и спонсорам, осуществление взаимодействия с ними. | 10-13.01. 2017г. | Окрушко А.Ю. Столярова А. | |
2. Основной этап | |||
Проведение мероприятий: 1. Проведение мероприятий: Конкурс рисунков «Вода – это жизнь» Оформление памяток и выпуск буклетов; Оформление обучающимися начальной школы плакатов, призывающих к бережному отношению к воде; Оформление сборника пословиц, поговорок и загадок о воде; Оформление стенда к 22 марта «Вода – это жизнь»; Проведение акции «Берегите воду!»; подготовка и проведение мероприятия «Царица - водица» с подведением итогов проекта; Проект «Свойства воды». | 18.01.2017г. 20.01.2017г. 23-25.01. 2017г. 31.01-10.02. 2017г. 22.03.2017г. 25.-27.01. 2017г. 22.03.2017г. 12.01.2017г. | Столярова Анна | |
3. Итоговый этап | |||
1. Подготовка материалов к защите: - оформление портфолио и информационного стенда; - разработка сценария и подготовка к защите проекта; - презентация проекта на районном этапе конкурса «Педагогический дебют – 2017». 2. Рефлексия: анализ этапов реализации и определение дальнейших перспектив использования материалов проекта в образовательной, воспитательной и просветительской деятельности. | 11.01.2017г. 22.02.2017г. 27.02.2017г. | Окрушко А.Ю. |
Руководитель инициативной группы Окрушко А.Ю.
Реализация плана действий
Целеполагание (выявление проблемы).
подготовка учащихся к восприятию темы проекта, обоснование актуальности проекта, его значимости.
Разработка проекта
постановка цели, формулирование задач проектной деятельности, выдвижение проблемы исследования, обсуждение содержания работы, планирование деятельности по реализации проекта; сбор, обработка и изучение информации по теме, структурирование информации.
Выполнение проекта
конкурс рисунков «Вода – это жизнь»
оформление памяток и выпуск буклетов;
оформление обучающимися начальной школы плакатов, призывающих к бережному отношению к воде;
оформление сборника пословиц, поговорок и загадок о воде;
оформление стенда к 22 марта «Вода – это жизнь!»;
проведение акции «Берегите воду!»;
подготовка и проведение мероприятия «Царица - водица» с подведением итогов проекта;
проект «Свойства воды».
Конкурс рисунков «Вода – это жизнь!»
Оформление памяток и выпуск буклетов;
Оформление обучающимися начальной школы плакатов, призывающих к бережному
отношению к воде
Проведение акции «Берегите воду!»
Цель - привлечение внимания детей к проблеме значимости сбережения пресной воды. Во время данной акции обучающиеся 6 класса раздали буклеты и памятки о необходимости водосбережения учащимся МКОУ СОШ №1 г. Россоши.
Подготовка и проведение мероприятия
«Царица - водица» с подведением итогов проекта
Проект «Свойства воды»
Буклет «Водосбережение»
(Памятка для бережливых)
А знаете ли Вы, что... принимая душ в течение 5 минут, вы расходуете около 100 литров воды! наполняя ванну лишь до половины, вы расходуете лишь 200 литров воды! разовый смыв в туалете расходует 8 – 10 литров воды! каждая стирка белья в стиральной машине требует свыше 100 литров воды! средний расход обычного водопроводного крана 15 литров в минуту! оставленный открытым кран выливает за час около 1000 литров воды!
|
Закрывайте водопроводные краны (500 литров воды вытекает из незакрытого крана в течение суток, если струйка толщиной лишь со спичку). Своевременно ремонтируйте краны. Не засоряйте водоёмы. Не оставляйте мусор на берегу. Вода – это жизнь!
|
Друзья! Обращай внимание, не течет ли зря вода из водопроводного крана дома, в школе. Если ты заметишь такое, закрой кран. Бывает, мы расходуем много воды бесполезно, не замечая этого. К примеру, ты моешь руки, умываешься под сильной струей. Прикрой немного кран. Это не помешает умыться, а воды утечет меньше. Научись чистить зубы так, чтобы не расходовать напрасно воду. Для этого не оставляй кран открытым, пока чистишь зубы и полощешь рот. Сразу наливай воду в стаканчик и закрывай кран. Полоскать рот из стаканчика очень удобно. А сколько воды ты сбережешь! Ты хочешь охладить лимонад и держишь бутылку под холодной струей. Не лучше ли поставить лимонад в холодильник, а воду поберечь. Если вода течет из-за неисправности крана или колонки, надо сразу же сообщить взрослым. Береги воду!
| Друзья! Обращай внимание, не течет ли зря вода из водопроводного крана дома, в школе. Если ты заметишь такое, закрой кран. Бывает, мы расходуем много воды бесполезно, не замечая этого. К примеру, ты моешь руки, умываешься под сильной струей. Прикрой немного кран. Это не помешает умыться, а воды утечет меньше. Научись чистить зубы так, чтобы не расходовать напрасно воду. Для этого не оставляй кран открытым, пока чистишь зубы и полощешь рот. Сразу наливай воду в стаканчик и закрывай кран. Полоскать рот из стаканчика очень удобно. А сколько воды ты сбережешь! Ты хочешь охладить лимонад и держишь бутылку под холодной струей. Не лучше ли поставить лимонад в холодильник, а воду поберечь. Если вода течет из-за неисправности крана или колонки, надо сразу же сообщить взрослым. Береги воду! |
Разработка познавательной игры
«Круговорот воды в природе»
Смета проекта
№ | Статья расходов | Сумма | Источники средств |
1 | Канцелярские товары | 500 рублей | ИП Вареников А.В. |
2 | Заправка принтера | 350 рублей | МКОУ СОШ №1 г. Россоши |
Всего: 850 рублей |
Результаты и перспективы проекта
Итак, в рамках проекта «Вода – это жизнь», нами проделана большая работа. Все наши силы были направлены на привлечение внимания общественности через проведение мероприятий, посвященных году экологии, для достижения поставленной нами цели. Таким образом, выдвинутая нами гипотеза подтверждается.
Знания и практические умения, приобретенные нами в ходе реализации проекта, способствуют развитию интереса к общественно-значимой работе. Таким образом, проект становится составной частью образовательного процесса в школе и позволяет воспитать поколение граждан, готовых на добрые дела во благо своей Родины.
Наш проект почти завершен. В течение проекта мы разработали познавательную игру «Круговорот воды в природе», которая способствует формированию у детей осознанного, бережного отношения к воде средством совместного проведения исследований и разработки познавательной игры; создали книгу «Вода – это жизнь!».
Мы очень надеемся, что прочитав этот проект, каждый задумается над тем, что сбережение запасов пресной воды - это будущее нашей планеты.
Приложение
Приложение 1
Пословицы и поговорки о воде.
Апрельские ручьи землю будят.
Бездонную кадку водой не наполнишь.
Большая вода — большая беда.
Без воды и не туды, и не сюды.
Без воды и мельница не крутит.
Без воды не научишься плавать.
Без воды нет деревни.
Без воды нет души.
Без воды нет жизни.
Без воды умирает человек.
Бездонную кадку водой не наполнишь.
Бог воды воду бережет.
Богатство – вода: пришла и ушла.
Большая вода – большая беда.
Бывает порою, течет и вода горою.
Быль что смола, а небыль что вода.
Всего не ухватишь, что по воде плывет.
Вода не мутит ума.
Вода о воде не плачет.
Вода плотину рвет.
Вода с водой – не гора с горой: сольются.
Вода с водой — не как гора с горой сливаются.
Вода с гор, так и речки мутны.
Вода с ледком в зиму не диво.
Вода свое возьмет.
Вода студена — тело ядрёно.
Велик океан, но и капля воды для него прибыль.
Весна отмыкает ключи и воды.
Вешней воды царь не уймет, вода путь найдет.
Вода-то близко, да ходить склизко.
Воду варить — вода и будет.
Воду жалеть — и каши не сварить.
Водяной пузырь недолго стоит.
Вода близка, да гора склизка.
Вода все кроет, а берег роет.
Вода вымоет, а хлеб выкормит.
Вода и землю точит и камень долбит.
Вода путь найдет.
Вода сама себя кроет, а землю, знай, роет.
Воду толочь — вода и будет.
Вода и мельницу ломает.
Вода камни точит.
Вода запруды ломает.
Водой не разольешь.
Воду лей, вода и будет.
В воду упадет — не промокнет, в огонь попадет — не сгорит
Вода все осиливает, а человек осилит и воду.
Вода всему господин: воды и огонь боится.
Вниз вода несёт, а вверх кабала везет.
Воды из моря синица немного упьёт.
Водяной пузырь недолго стоит.
Вода не замутит ума.
Вода пришла — и беда прошла.
Воду в решете не удержишь.
Воду не проведешь вверх по стене.
Вода с ледком в зиму не в диво.
Вода всему госпожа: воды и огонь боится.
Вода сама путь сыщет.
Вода не замутит живота.
Вода не булькает в полной бутыли.
Вода дырочку найдет.
Вода чиста у истока.
Всей воды не выпьешь.
Выроешь колодец глубоко, будет вода стоять высоко.
Всякая вода берега имеет.
В тихом омуте черти водятся
В худой посуде воды не наносишься.
Выйти сухим из воды.
Где была вода, там и опять будет.
Где одна вода лед положит, там другая снесет.
Где солнце пригреет, там и вода примелет.
Где много воды, там и черпают
Глубокая вода не мутится.
Где вода была, там и будет; куда деньга пошла там и скопится.
Где вода напрет, тут и ход найдет.
Где вода, там и беда.
Где вода, там и верба, где верба, там и вода.
Где вода, там и суда.
Есть вода, есть там и лягушка.
Есть и живая и мертвая вода, да не про нас.
Ждать воды не беда, да пришла бы вода.
Жди большой беды от лихой воды.
Замолчал как в рот воды набрал.
Дважды в одну воду не входит.
Длинные сосульки – долгий лен.
И в хорошей воде утонуть можно
И в мутной воде рыбу ловят.
Как в воду глядел.
Как с гуся вода.
Когда пьешь воду, вспоминай весну.
Кровь людская не водица
Кто на море не бывал, тот и горя не видал.
Лес да вода поле красят.
Лить воду на чужую мельницу.
Лучше хлеб с водой, чем пирог с бедой
Людское счастье, что вода в бредне.
Лягушке волом не быть, сколько воды ни пить
Лить воду на чужую мельницу.
Ловить рыбку в мутной воде.
Лучше воду пить в радости, чем мед в кручине.
Лучше вода в радости, чем брага в печали.
Людское счастье, что вода в бредне.
Мельница сильна водою.
Много с тех пор воды утекло
Много с тех пор воды утекло; много воды утечет до того.
Мы не ценим воду до тех пор, пока не высохнет колодец.
Меряешь воду, не спрашивай броду.
Мир силен, как вода.
Наперла вода — пусти.
На воде мельница стоит, да от воды же и погибает.
На воде век вековать, на воде его и покончить.
Не зная броду, не лезь в воду.
Не всякая водица для питья пригодится.
Не шути водой, придется черпать.
Нужно наклониться, чтобы из ручья воды напиться.
Огонь – царь, водица – царица, земля – матушка, небо – отец, ветер – господин, дождь – кормилец, солнце – князь, луна – княжна.
Огнем вода ключом кипит, а водою и огонь заливают.
Огню не верь и воде не верь.
От воды всегда жди беды.
От воды польза не только цветку, но и шипам.
От грома и в воде не уйдешь.
От огня вода ключом кипит, а водою и огонь заливают.
От сточной воды река не помутнеет.
Пей воду, вода не смутит ума.
Под лежачий камень вода не течет.
Пора придет – вода пойдет.
По чьей воде плыть, того и волю творить
Пришла беда, разозлилась вода.
Пройти воду, огонь и медные трубы.
Пролитую воду всю не соберешь
Плох мир огня с водою.
По морю плавал, а воды не видел
Полая вода снесет ворота.
Пословица чистая вода
Посуленное вилами на воде писано
Правда в воде не тонет, в огне не горит.
Пройти воду, огонь и медные трубы.
Пролитую воду всю не соберешь.
Пролитую воду не соберешь.
Прошел сквозь огонь, и воду, и медные трубы
Река узнается в течении, человек — в беседе.
Решетом в воде звезд ловить.
Ручей поит реку, река поит море.
С водой и огнем не поспоришь.
Слова «достаточно» не существует для воды, огня и женщины.
Сколь воду ни вари, все равно вода будет.
Спрятать концы в воду.
Стоит по горло в воде, а пить просит.
Стоя у ручья, не ценят воду.
Тиха вода, да омуты глубоки.
Тихая вода берега подмывает.
Тише воды, ниже травы.
У воды ходить и пить просить.
Упадешь в воду – сухим не выйдешь.
Хлеб батюшка, водица матушка.
Хлеб да вода — молодецкая еда.
Ходит как в воду опущенный.
Хороша вода с берегу.
Что в воду упало, то пропало.
Что за беда, коли льется вода!
Что на воде плывет, всего не переймешь.
Что по воде плывет, то бог дает.
Чтобы рыбку съесть, надо в воду лезть.
Это еще вилами на воде писано.
Приложение 2
Загадки о воде
Много меня - пропал бы мир,
Мало меня - пропал бы мир,
(Вода)
А кверху - невидимкою.
(Вода)
В жаркий день
Самой желанной бывает.
(Вода)
Ни рук, ни ног,
А гору разрушает.
(Капля)
Чего в гору не выкатить,
В решете не унести,
В руках не удержать?
(Вода)
Не конь, а бежит,
Не лес, а шумит.
(Река)
Течет, течет -
Не вытечет,
Бежит, бежит-
Не выбежит.
(Река)
Зимой спит,
А летом шумит.
(Река)
Дни и ночи бежит,
И конца этому бегу не бывает.
(Река)
Зимой скрываюсь,
Весной появляюсь,
Летом веселюсь,
Осенью спать ложусь.
(Река)
В нее льется,
Из нее льется
Сама по земле плетется.
(Река)
Два братца
В воду глядятся,
Век не сойдутся.
(Берега реки)
Один говорит - побежим,
Другой говорит - полежим.
(Река и берега}
Бежала-шумела,
Заснула - заблестела.
(Река подо льдом)
Текло, текло -
И легло под стекло.
(Река подо льдом)
Ею питаются,
На ней же и катаются.
(Река подо льдом)
Идет Егор с высоких гор -
Ковром покрыт, скобой прибит.
(Река подо льдом)
Стоит корыто
Полно воды налито.
(Озеро)
Посреди поля лежит зеркало,
Стекло голубое, оправа зеленая.
(Озеро, пруд)
К речке-сестрице
Бежит-журчит водица.
(Ручей)
Белый Тихон с неба спихан,
Где пробегает - ковром устилает.
(Снег)
По колено воды,
А не напьешься
(Снег)
Лежал, лежал
Да в реку весной побежал.
(Снег)
Летели серые гуси,
Нароняли белого пуха.
(Снег и тучи)
Бел, как мел,
С неба прилетел.
Зиму пролежал,
В землю убежал.
(Снег),
Одеяло белое
Не руками сделано,
Не ткалось и не кроилось,
С неба на землю свалилось.
(Снег)
В. Фетисов
Детки сели на карниз
И растут всё время вниз.
(Сосульки)
У нас под крышей
Белый гвоздь висит.
Солнце взойдет-
Гвоздь упадет.
(Сосулька)
Что вниз вершиной растет?
(Сосулька)
Вода по воде плавает.
(Лед)
Зимнее стекло
Весною потекло.
(Лед)
Рыбам зиму жить тепло:
Крыша - толстое стекло.
(Лед)
Прозрачен, как стекло,
А не вставишь в окно.
(Лед)
Чист и ясен, как алмаз,
Дорог не бывает,
Он от матери рожден,
Сам ее рождает.
(Лед)
В новой стенке,
В круглом окне,
Днем стекло разбито,
А за ночь вставлено.
(Прорубь)
На дворе- камень,
В доме-вода.
(Лед)
Под землю ходит,
На небо смотрит.
(Родник)
Летом в зной
Угостит водой ледяной.
(Родник)
В голубенькой рубашке
Бежит по дну овражка.
(Ручеек)
Не вода и не суша-
На лодке не уплывешь
И ногами не пройдешь.
(Болото)
Спрятана подо мхом -
Ни пройти пешком,
Ни проехать верхом.
(Болото)
Где нельзя ни ходить, ни ездить?
(Болото)
Не море, не земля -
Корабли не плавают,
И ходить нельзя.
(Болото)
Идет, идет,
У берега песню споет
И пропадет.
(Волна)
По морю идет, идет,
А до берега дойдет -
Тут и пропадет.
(Волна)
Кругом вода,
А с питьем беда.
(Море)
Шел долговяз-в землю увяз.
(Дождь)
Меня ждут, зовут,
А приду o-прочь бегут.
(Дождь)
Крупно, дробно зачастило,
Всю землю напоило.
(Дождь)
Живет в небе,
Гулять пойдет -
Ноги на землю спустит.
(Дождь)
В небе родился,
В земле схоронился.
(Дождь)
Посмотрю я в окошко -
Идет длинный Антошка.
(Дождь)
Один льёт, другой пьет,
Третий растет.
(Дождь, земля,трава)
Он длиннющий,
Он большущий,
Он от тучи до земли...
Пусть идет он пуще, пуще,
Чтоб грибы скорей росли.
(Дождь)
Всем глаза заволок.
(Туман)
Клубится, а не дым,
Ложится, а не снег.
(Туман)
Над рекой, над долиной
Повисла белая холстина.
(Туман)
С неба крупа падает.
(Град)
Лежало одеяло,
Мягкое, белое.
Солнце напекло -
Одеяло утекло.
(Снег)
Живет - лежит,
Умрет - побежит
(Снег)
Пришла девушка Беляна,
Побелила все поляны.
(Снег)
Пушистый ковер
Не руками ткан,
Не шелками шит,
При солнце, при месяце
Серебром блестит.
(Снег)
На дворе горой,
А в избе водой.
(Снег)
Приложение 3
В
одосбережение
( Памятка для бережливых)
Существует масса способов беречь воду. При этом в помощь нам, людям, существуют технические средства, которые рублем помогают нам не только экономить воду, но и ощущать эту экономию на собственном кармане. Вот самые простые и доступные каждому из нас:
1) установка индивидуальных
приборов учёта воды (водосчетчиков)
2) установка крановых фильтров
с датчиком движения
3) при покупке бытовых
приборов обращайте внимание не
только на потребление энергии, но и на
потребление воды.
Правила экономии воды:
Конечно, если вы установите водосчетчики, это даст Вам сразу существенную экономию, однако не следует забывать и о простых правилах, которые смогут помочь добиться максимального эффекта по экономии воды, не оказывая никакого влияния на Ваш комфорт. Стоит только начать, и Вы очень быстро привыкните и Вам понравиться беречь водные ресурсы, фактически зарабатывая на этом. Вот эти простые правила:
Экономия в ванной:
1. Принимайте не ванну, а душ. Для полной ванны требуется 140-160 литров воды, для душа – только 30 – 60л.
Экономия: если семье из 4 человек два раза в неделю отказаться от ванны в пользу душа, то в год можно сэкономить до 46 м3 воды.
2. Не оставляйте кран постоянно включенным при чистке зубов. Старайтесь включать его в начале и конце процедуры. Может быть Вы даже приобретете жидкость для полоскания полости рта. Это позволит на сэкономленные деньги поберечь здоровье Ваших зубов.
Экономия: 15 литров воды в минуту (757 литров в неделю) при 4-х членах семьи.
3. Выключайте кран во время бритья. Небольшая мисочка поможет вам сполоснуть бритву и сэкономить Ваши деньги.
Экономия на одного человека: 380 литров в неделю.
4. Сократите время пребывания в душе до 5-7 минут.
Экономия на одного человека: от 20 литров воды при каждом приеме душа.
5. Во время приема душа не обязательно оставлять поток воды постоянно максимальным.
Пользуйтесь максимальным напором в моменты ополаскивания и смывания пены.
Экономия на одного человека: до 20 литров воды при каждом приеме душа.
6. Заполняйте ванну на 50 - 60%.
Экономия на одного человека: до 20 литров воды при каждом приеме ванны.
7. Оснастите туалеты экономичными сливными бочками. Традиционный сливной бачок пропускает 9л. воды за один смыв, экономный сливной бачок только 6 л., а сливной бачок с экономной клавишей – только 3 л.
Экономия: семья из 4 человек в год можно сэкономить приблизительно 21 м3 воды
Экономия на кухне:
1. При ручной мойке посуды, заполняйте одну из раковин (либо иную емкость) водою смешанной с моющим средством. Затем ополаскивайте, обработанную моющим средством, посуду в другой раковине под небольшим напором теплой воды.
Экономия на одного человека: до 60 литров воды в день.
2. Используйте посудомоечную машину по возможности при её полной загрузке.
Экономия на одного человека: до 60 литров воды при каждом использовании.
3. Мойте овощи и фрукты в наполненной водой раковине при выключенном кране.
Экономия на одного человека: до 10 литров воды в день.
4. Не пользуйтесь водой для размораживания мясных продуктов. Вы можете разморозить их, оставив на ночь в холодильнике.
Экономия на одного человека: до 10 литров воды в день.
Полезные советы:
1) Если ваша раковина состоит из двух отделений, мойте посуду в наполненной водой раковине, предварительно закрыв слив.
2) Вымытую посуду ополосните в отдельной емкости с чистой водой. Вы снизите потребление воды в 3-5 раз.
3) Использование посудомоечных машин – хоть и более дорогой, но эффективный способ экономии воды и электроэнергии. Используйте посудомоечную и стиральную машину только при полной загрузке.
4) Не размораживайте продукты под струей воды из-под крана. Лучше всего заранее переложить продукты из морозилки в холодильник.
5) По возможности, принимайте душ, а не ванну. Используйте в душе экономичный рассеиватель с меньшим диаметром отверстий.
6) Установите насадки-распылители на краны. Это поможет сократить потребление воды.
7) Почините или замените все протекающие краны. Неисправный кран за сутки может «накапать» 30- 200 литров воды!
8) При выборе смесителей – отдайте предпочтение рычаговым. Они быстрее смешивают, и меньше воды уходит «впустую».
9) Во время чистки зубов выключайте воду. Чтобы ополоснуть рот, достаточно и стакана воды.
10)Из-за неисправного бачка теряются десятки литров воды ежедневно. Старайтесь следить за состоянием сантехники и вовремя устранять неисправности.
11)По возможности приобретайте экономичную сантехнику: например, унитаз с двумя режимами слива.
12)Не полощите белье под проточной водой. Для этих целей лучше использовать наполненную ванну или таз.
Водосбережение в саду:
1. Поливайте огороды и клумбы рано утром или поздно вечером, когда температура и ветер минимальны, чтобы уменьшить потери от испарения.
2. Никогда не сбрасывайте воду в канализацию, если её можно использовать. Например, при мытье фруктов или овощей подставьте под кран ведро. Воду, собранную в ведре, используйте для полива цветов, кустарников, деревьев.
3. Наполните бак или бочку дождевой водой, эта вода может служить источником для полива. Наполнить бак легко, если к нему вывести водосточный желоб или водосточные трубы.
Приложение 4
Сценарий мероприятия к Дню воды
“Царица - водица”
Девиз праздника:
Российским рекам – чистую воду!
Мы должны охранять природу!
Мы хотим охранять природу!
Российским рекам – чистую воду!
Цель: формирование экологических знаний о значении воды, воспитание любви к природе, к своей малой Родине, развитие наблюдательности, творческих способностей детей.
Праздник проводится в форме игры – кругосветки.
Ведущие праздника – Царица-Водица и ее братец – Водяной.
Каждая команда представляет название и девиз, эмблему, кричалку – плакат.
Участникам предлагается пройти станции: “Музыкальная”, “Угадай-ка!” “Поэтическая”, “Лечебная”, “Умники и умники”, “Туристическая”, “Творческая”, “Спортивная”.
Ход мероприятия
Вступительное слово ведущих: приветственное слово всем участникам праздника, цель проводимого мероприятия, этапы работы. Представление помощников, критерии оценки итогов работы.
Царица-Водица:
Я – Царица, Я – Водица!
Я на свете всех важней,
Я прелестней всех на свете,
Я на свете всех милей!
Я даю всем людям жизнь,
Я энергию даю.
Изо дня в день, каждый день
Каждый день я их пою!
Помогаю им во всем
И в уборке и в еде.
Нет со мной у них проблем
Я повсюду, я везде.
Братец Водяной:
А я братец – Водяной!
У меня живот большой.
Я помощник у Водицы
Моей родной сестрицы!
С нами люди бед не знают,
Только очень загрязняют.
К нам и грязь, к нам и отходы.
Не жалеют они воду!
Ну и кто поможет нам?
Кто от грязи нас избавит,
Кто очистит от отходов,
Кто Водицы жизнь прибавит?
Царица-Водица:
Мы вам рассказали про нашу беду,
Спасенье теперь зависит от вас,
Но я, честно, жить уже так не могу,
Поэтому просим: “Спасите вы нас!”
Братец Водяной:
Ведь если не будет воды, то тогда
Не будет вам счастья без нас никогда.
Спасти нас от грязи, сильны только вы,
Поэтому просим, чтоб вы помогли!
Участникам праздника раздаются маршрутные листы с порядком прохождения станций. Каждый этап оценивается по 10-и бальной системе, и результаты заносятся в протоколы.
Царица-Водица объявляет о начале праздника!
Станции:
1). “Музыкальная”
Спеть по одному куплету из песен о воде, реках, морях, осадках и т.д.
2). “Угадай-ка”. Отгадать загадки.
1. Что за звёздочки сквозные
На пальто и на платке?
Все сквозные, вырезные,
А возьмёшь – вода в руке? (Снежинки)
2.Приказало солнце: стой,
Семицветный мост крутой!
Тучка скрыла солнце свет –
Рухнул мост, и щепок нет. (Радуга)
3.Бел, да не сахар, Не колючий, светло-синий (Иней)
4.Ног нет, а идёт? По кустам развешан …(Cнег)
5.Прозрачен, как стекло,
А не вставишь в окно … (Лёд)
6.Детки сели на карниз
И растут всё время вниз. (Сосульки)
7.Чуть дрожит на ветерке
Лента на просторе.
Узкий кончик – в роднике,
А широкий – в море. (Река)
8.В тихую погоду
Нет нас нигде,
А ветер подует –
Бежим по воде. (Волны)
9.День и ночь кричит,
А голос не устаёт? (Водопад)
10.Кругом вода,
А с питьём беда. (Море)
11.Бегу я, как по лесенке,
По камушкам звеня,
Издалека по песенке
Узнаете меня. (Ручеёк)
12.Утром бусы засверкали,
Всю траву собой заткали
И пошли искать их днём,
Ищем, ищем не найдём. (Роса)
3). “Туристическая”
Назвать и показать на картах крупные реки России. Назвать основные экологические проблемы рек.
Возможные варианты ответов: Крупные реки России:
Р. Волга, р. Обь, р. Енисей, р. Лена, р. Урал, р. Печора, р. Амур, р. Дон, р. Северная Двина, р. Ока, р. Кама, р. Вилюй, р. Алдан, р. Анадырь, р. Ангара, р. Индигирка, р. Колыма.
Экологические проблемы водных ресурсов России:
загрязнение бытовыми сточными водами
загрязнение промышленными стоками
бытовой мусор
загрязнение от водного транспорта
загрязнение при аварии нефтеналивных танкеров и т.д.
4). “Лечебная”
Рассказать, как человек использует воду в лечебных целях, о способах экономии воды, назвать известные виды минеральной воды.
Возможные варианты ответов как человек использует воду в лечебных целях:
минеральная вода настои трав закаливание морская вода | радоновые и солевые ванны баня чай утренняя роса |
5 ) Конкурс – подвижная игра “Самая экономная команда” (кто быстрее и экономнее наполнит сосуд водой).
Каждая команда переносит воду в стакане из одного ведра в другое. Выигрывает та команда, у которой будет больше воды в кружке.
6). “Умники и умницы”
Викторина – ответить на вопросы (викторина прилагается).
Вопросы викторины:
Какое животное способно выпить 250 литров воды сразу? (Верблюд).
Почему большинство озер не высыхает? (В них впадают реки).
Чем знаменито озеро Байкал?
Чем объяснить богатство растительного и животного мира по берегам рек и озер? (Хорошие условия для жизни: достаточно тепла, света, кислорода, пищи).
Чем различаются горные и равнинные реки? (Скоростью течения).
Из предложенных животных и растений выберете те, жизнь которых связана с водой. (Бобр западносибирский, Дальневосточная черепаха, Калужница болотная).
Почему вода горных рек очень холодная? (Влияние горных родников).
За счет чего в реках пополняются запасы воды? (Осадков, таяния снега и ледников).
Какие водоемы называются естественными? Приведите примеры. (Реки, озера, моря – возникают в природе без участия человека).
Какие водоемы называют искусственными? (Каналы, пруды, ставки, водохранилища).
Какая рыба крякает? (Морской карась).
Из предложенных животных и растений выберете те, жизнь которых связана с водой. (Скопа, Кубышка желтая, Средиземноморская черепаха).
Какой злак растет под слоем воды? (Рис).
Кто ловил рыбу хвостом в проруби? (Волк).
У кого хвост бывает только в младенчестве, а потом отпадает? (У лягушки).
Эти водные млекопитающие двигаются при помощи хвоста, который в отличие от рыб совершает движения вверх-вниз? (Киты).
В своем длинном клюве эта птица приносит младенцев. А от радости она клювом трещит. (Аист).
Из предложенных животных и растений выберете те, жизнь которых связана с водой. (Байкальский белый хариус, Рогоз широколиственный, Белый медведь).
Назовите подмосковную реку, носящую имя ценной рыбы. (Осетр).
Назовите реку в Белоруссии, носящую имя животного, рекламирующего зубную пасту. (Бобр).
7). “Творческая”
Нарисовать плакат , призывающий к бережному отношению к воде.
Подводя итоги прохождения этапов праздника, Царица-Водица вместе с братцем Водяным награждают победителей и всех участников.
В заключительном слове обобщаются результаты проведённого мероприятия, обобщаются выводы о значении воды в жизни каждого человека, об её экономии и бережном использовании. Всеми участниками праздника поётся песня “От улыбки станет всем светлей…”.
Приложение 5
Методика проведения познавательной игры
«Круговорот воды в природе».
Игра предназначена для освоения учащимися «Круговорота воды в природе». В игре моделируются пути движения воды в природной среде с привлечением моделей ландшафтов, объектов живой природы, антропогенных факторов.
Игра в занимательной форме дает представление об элементах экологии, географии, анатомии и физиологии растений и животных, о некоторых физиологических и химических процессах, связанных с круговоротом воды в природе. Она дает также комплексное междисциплинарное представление о взаимностях живой и неживой природы, о динамике процессов, связанных с циркуляцией воды на планете.
Игра разработана в соответствии с основными принципами проблемного обучения применительно к природоохранному образованию.
Достоинствами игры являются предельная простота правил при научной достоверности и большой информационной насыщенности игрового поля, а также свобода выбора играющими стратегии и тактики передвижения, что обеспечивает увлекательность и темп игры.
Применение игры «Круговорот -1» в учебной работе позволяет учащимся быстро и прочно усвоить как общие закономерности процесса круговорота воды в природе, так и взаимосвязи различных объектов на уровне водопотребления, водоотдачи и водообмена.
Информация, заложе5нная в игре, позволяет значительно расширить кругозор учащихся и поставить перед ними множество дополнительных проблем, исходя из требований соответствующих курсов. Естественно, это зависит от целей, задач и творческого потенциала преподавателя.
При организации игрового занятия необходимо учитывать следующее:
Средняя продолжительность игры для одного участника -35 ходов, средняя продолжительность одного хода (бросание кубиков, вычисление значений ходов, выбор хода, перемещение фишки) – 10-15 секунд. Таким образом, каждый играющий затрачивает на игру от 10 до 15 минут. Из такого расчёта следует определять число игроков и необходимые на игру время.
Число участников игровым алгоритмом принципиально возможностями размещения игроков вокруг стандартного игрового поля. Практика показывает, что предельным в этом случае является число в 8-9 человек, иначе игроки начинают мешать друг другу и теряют контакт с игровым полем.
При проведении игры в младших классах преподавателю следует обратить особое внимание на проверку правильности вычисления возможных ходов и перемещения фишек.
В ходе игры полезно обращать внимание играющих на возможность мгновенного положения фишек и, следовательно, результатов игроков на финише.
Для повышения обучающего эффекта игры рекомендуется объяснить возникающие по её ходу сюжеты, обращая внимание играющих на упущенные возможности. Решение этой задачи – сфера приложения творческих сил и фантазии преподавателя. Одно из возможных решений – выступление в амплуа «спортивного комментатора на гонках молекул».
Для поддержания интереса к игре следует предварительно разъяснить учащимся систему подсчета конечных результатов, уделив особое внимание значению результатов последних участников, которые в конечном итоге определяют размеры «выигрышей» и «проигрышей» всех игроков.
Следует отметить, что игра «Круговорот-1» является лишь наглядной моделью реально происходящих событий. Некоторые процессы демонстрируются только на отдельных объектах, до минимума сокращена возможность испарения воды, и не указаны такие процессы как дыхание и потоотделение, при которых происходит дополнительное испарение воды. Кроме того, моделируя пути движения воды в природе, игра отнюдь не претендует на отражение количественно-вероятных закономерностей этого процесса, а возможность попадания воды в тот или иной объект существенно отличается от математического ожидания этого события.
Мы надеемся, что наша игра поможет вам внести некоторое разнообразие в учебный процесс и повысит интерес учащихся к затронутым проблемам.
ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ ИГРА
«КРУГОВОРОТ ВОДЫ В ПРИРОДЕ»
Игра Круговорот -1» позволит вам вместе с молекулой воды совершить увлекательное путешествие в мире природы. Вы узнаете, куда и как может попасть вода, какие превращения произойдут с ней, прежде чем она вернётся в океан.
ПРАВИЛА ИГРЫ
Играть может любое количество участников. Для игры вам потребуется два игральных кубика и разноцветные фишки.
Движение начинается с поля «СТАРТ» (красный кружок, отмеченный буквой «С»).
Сначала определите очередность ходов. Для этого каждый участник бросает оба кубика. Обладатель наибольшей суммы очков на двух кубиках начинает движение первым, следующий по сумме очков проводят между собой дополнительную жеребьёвку тем же способом.
***
Фишки передвигаются по полям одного цвета в направлении, указанном стрелками.
Скорость движения выбирает сам играющий. Бросив два кубика, вы получаете два числа : сумму выпавших на кубиках очков и их разность. Например, выбросив 6 и 2, вы можете продвинуться или на 8 полей (сумма), или на 4 поля (разность). Если на обоих кубиках выпадут одинаковые значения (дубль), вы получите возможность или двигаться дальше на количество полей разное сумме выпавших очков, или остаться на месте, так как разность составит в этом случае ноль.
Попав на перекрёсток – поле, где пересекаются пути двух цветов- вы должны будете в свой следующий ход продолжить движение по пути того цвета, в который окрашена половина поля перекрёстка. Две фишки не могут одновременно находится на одном поле. Поэтому если поле, на которое вы хотели бы попасть, уже занято другой фишкой, вам придется выбрать второй ход из двух, имеющихся в вашем распоряжении. Если оба хода невозможны, фишка остается на прежнем месте.
Ваша задача – как можно скорее добраться до поля «ФИНИШ» (красный кружок, отмеченный буквой «Ф»).
Игрок, который придет на ФИНИШ первым, выигрывает и не получает штрафных очков.
***
Цикл игры, в котором каждый участник делает по одному ходу, называется «круг». Участники, финишировавшие в одном круге, считаются, завершившим игру одновременно.
Как только первый участник финиширует, начинается подсчёт штрафных очков или штрафных кругов (по одному за каждый круг отставания от первого).
Когда финишировали все участники игры, подсчитывается общий выигрыш и общий проигрыш. Для этого все штрафные очки суммируются и делятся на число участников игры. Те игроки, у которых количество штрафных очков меньше полученного среднего числа – выиграли, а те, у кого количество штрафных очков больше среднего числа - проиграли.
Вот примерный расчет для шести игроков, получивших 0, 4, 8, 12, 20 и 28 штрафных очков. В этом случае среднее число будет 0+4=8=12=20=28 равно =72/6=12
Таким образом: выиграли
А (12-0=+12)
Б (12-4=+8)
В (12-8=+4)
Г (12-12=0)
Д (12-20=-8)
Е (12-28=-16)
Если среднее число не оказалось целым, то есть сумма штрафных очков не получилась кратной количеству игроков, то расчеты следует производить в простых дробях. Можно также увеличить значение суммы до кратной величины, добавляя по одному очку игрокам, начиная с последнего.
Когда количество игроков невелико, можно играть не сколькими командами. В этом случае каждый участник управляет командой из 2-4 фишек. Такой вариант делает игру сложнее и увлекательнее, так как предоставляет больше возможностей блокировать фишки соперников.
Краткое описание игры
Взгляните на игровое поле. Игра начинается и заканчивается в МОРЕ, но для того, чтобы со СТАРТА добраться до ФИНИША, вам придется пройти весь сложный и тернистый путь, называемый в учебниках «круговоротом воды в природе».
Двигаясь по направлению стрелок, вы вместе с морскими течениями огибаете живописные острова и отправляетесь в морские дали. Тут вас подстерегает первая опасность: в вашем море разразилась экологическая катастрофа - затонул танкер, перевозивший НЕФТЬ. Его груз разлился по поверхности воды.
Под тончайшей нефтяной пленкой стихают волны, движение воды замедляется, а попавшая в нефтяное пятно фишка кружит под ним до тех пор, пока не окажется на одном из «очищенных» полей, наполовину окрашенных в синий цвет.
После нефтяного пятна ваша фишка устремляется к одному из трех полей, где волна превращается в пар и продолжает своё путешествие уже по воздуху. Не огорчайтесь, если фишка не попадает с первого раза ни на одно из полей ИСПАРЕНИЯ. Подумайте, что стало бы с нашей планетой, если бы вся вода из моря вдруг испарилась?!
Когда превратившаяся в пар вода поднимается ввысь, она попадает в ТУЧУ. Восходящие, нисходящие и горизонтальные потоки воздуха гонят водяной пар по небу. Они могут поднять его выше – в лёгкие белые ОБЛАКА, а могут опустить обратно в ТУЧУ и перенести далеко в глубь континентов.
Но вот частицы пара конденсируются и выпадают на землю в виде атмосферных осадков – ДОЖДЯ или СНЕГА. Вместе с ними фишка спускается в одну из ландшафтных зон: МОРЕ, ПОЛЕ ЛУГ, ЛЕС или ЛЕДНИК
Путешествия воды по суше полны неожиданностей, и вам не избежать превратностей судьбы.
Если фишка опустилась на ЛУГ, она может некоторое время кружить по нему, пока не «просочится» в ПОЧВУ – ведь вода может быть поглощена корнями образовать лужицу или временный ручеек.
Часть луга в нашей игре распахана под ПОЛЕ. Попав на ПОЛЕ из ТУЧИ или ЛУГА, вода задерживается на нем до тех пор, пока ЧЕЛОВЕК не соберёт урожай, который он может съесть сам или скормить – КОРОВЕ.
Не прост путь воды в организме ЧЕЛОВЕКА и животных – КОРОВЫ, ОЛЕНЯ, ИРБИСА или ТУРА. Она передвигается там строго по законам физиологии: из ротовой полости в желудок, а оттуда в кишечник, где всасывается в кровь. С током крови вода попадает в почки, где кровь отфильтровывается, а избыток воды с растворёнными в ней продуктами обмена веществ выводится наружу и попадает в ПОЧВУ.У КОРОВЫ вода из крови попадает в молочные железы, где образуется молоко. ЧЕЛОВЕК, подоив корову, выпивает молоко, с которым вода из организма коровы попадает в организм человека. Но кровь может и не сразу попасть в почки, а некоторое время циркулировать в кровяном русле, омывая все органы и ткани организма. (Потеря воды при дыхании и потоотделении в нашей игре не отражена).
Если в вашей фишке не удалось пролиться с ДОЖДЁМ на ПОЛЕ или Луг, она может попасть в Лес, а оттуда в ПОЧВУ, если её не всосут корни ДЕРЕВА. Очутившись в ДЕРЕВЕ, вода поднимается по корням к стволу и ветвям, откуда переходит в листья, из которых испаряется через устьица.
Если же вашу фишку подхватят сильные ветры, они унесут её к горам, покрытым шапками ЛЕДНИКОВ. Там, несмотря на слепящее солнце, вода замерзает и превращается в кристаллики СНЕГА, которые опускаются на ЛЕДНИК.
Лед понемногу подтаивает, и вода начинает своё бесконечное путешествие.
Из ЛЕДНИКА можно «просочиться» в ПОЧВУ и двигаться в ней через ЛЕС, ЛУГ, ПОЛЕ, и БОЛОТО к ГРУНТОВЫМ ВОДАМ, а можно с талой водой попасть в поверхностный или подземный сток.
По трещинам в скальных породах вода пробирается в подземные лабиринты пещер. Отдельные капли сливаются в ручейки , а ручейки - в подземные реки и озёра.
Из нашего ПОДЗЕМНОГО ОЗЕРА на поверхность земли выбивается РОДНИК, куда на водопой из ЛЕСА приходит ОЛЕНЬ.
А вода из родника бежит дальше и впадает в лесное ОЗЕРО. Вода в нём чистая и прозрачная, поскольку озеро питается не только водой из родника, но и ГРУНТОВЫМИ ВОДАМИ. Кроме того, из озера вытекает РУЧЕЙ, впадающий в БОЛОТО.
В нашем ОЗЕРЕ живёт РЫБА.У пресноводных рыб вода всасывается в кровь через ротовую полость и жабры, а затем выводится из организма через почки.
На РЫБУ охотиться хищная птица СКОПА. Если СКОПЕ удаётся поймать и съесть рыбу, то ваша фишка будет двигаться по организму птицы так же, как по организму зверей. У птиц более интенсивный обмен веществ, много воды они теряют при дыхании, но в нашей игре испарения из лёгких скопы нет, и вода может вернуться в ПОЧВУ только через ПОЧКИ.
А теперь ещё раз поднимемся в горы к ЛЕДНИКУ. Поверхностный стог ЛЕДНИКА – это ГОРНЫЙ РУЧЕЙ, впадающий в ГОРНУЮ РЕЧКУ.
ГОРНЫЙ РУЧЕЙ питается не только талой водой ЛЕДНИКА, но и ГРУНТОВЫМИ ВОДАМИ, становясь всё полноводнее и шире. К нему на водопой приходят живущие в горах ТУР и ИРБИС. Оба они с удовольствием пьют чистую воду из ГОРНОГО РУЧЬЯ, но будьте осторожны: ирбис может съесть тура, и тогда вода из организма тура попадает в организм хищника.
В нашей игре ландшафтные зоны объединяет ПОЧВА. Вода циркулирует в почве до тех пор, пока не попадёт в ГРУНТОВЫЕ ВОДЫ. Но грунтовые воды тоже образуют свой круговорот. Они связаны с ГОРНЫМ РУЧЬЁМ , ПОДЗЕМНЫМ ОЗЕРОМ, наземным ОЗЕРОМ , БОЛОТОМ и РЕКОЙ. Грунтовые воды наполняют и КОЛОДЕЦ, из которого ЧЕЛОВЕК берёт для пить я и полива.
Попасть в РЕКУ, текущую к МОРЮ, в игре можно только из ГРУНТОВЫХ ВОД и из ГОРОНОЙ РЕЧКИ.
Как известно, на реках не редко строят ГИДРОЭЛЕКТРОСТАНЦИИ (ГЭС). При этом обязательно возводят платины. Платина задерживает сток воды, образуется искусственное море- ВОДОХРАНИЛИЩЕ ,но…В результате увеличивается испарение, окрестности водохранилища заболачиваются, река ниже по течению мелеет, меняется климат .
Постепенно в водохранилище образуется своя экосистема, которая в игре представлена РЫБОЙ и ЧАЙКОЙ.
Если из водохранилища ваша фишка не «испарится» и не «просочится» в БОЛОТО, она продолжит свой путь к МОРЮ через ВОДОСБРОС или из нижних слоёв воды попадёт на лопасти ТУРБИНЫ, а оттуда в СТОК. Вода из СТОКА ТУРБИНЫ, соединившись с водой водосброса, вновь наполняет русло РЕКИ, по которой, как по финишной прямой, вы вернётесь в МОРЕ.
39