СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Социокультурный потенциал музейно-педагогических программ в условиях введения ФГОС (на примере интерактивных маршрутов детского музея)

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Социокультурный потенциал музейно-педагогических программ в условиях введения ФГОС (на примере интерактивных маршрутов детского музея)

Просмотр содержимого документа
«Социокультурный потенциал музейно-педагогических программ в условиях введения ФГОС (на примере интерактивных маршрутов детского музея)»

   Социокультурный потенциал музейно-педагогических программ в условиях введения ФГОС (на примере интерактивных маршрутов детского музея) Баркалова Т.А., учитель географии и ОБЖ Сошникова Л.В., учитель русского языка и литературы

Социокультурный потенциал музейно-педагогических программ в условиях введения ФГОС (на примере интерактивных маршрутов детского музея)

Баркалова Т.А., учитель географии и ОБЖ

Сошникова Л.В., учитель русского языка и литературы

Музейно-педагогические программы

  • Развитие музейно-образовательной деятельности на современном этапе связано с переосмыслением содержания традиционных форм работы со зрителем и объединением их в рамках целостного музейно-педагогического процесса. Это делает необходимым создание системы продуктивного взаимодействия школьного музея и системы основного и дополнительного образования для формирования гармонической личности — эстетически развитой, обогащенной жизненным опытом и знаниями, подготовленной к условиям быстрого темпа жизни, смены концепций и ментальности.
  • Музейно-педагогическая программа «Как чудесен этот мир», объединяет два больших блока — «Образовательная организация в социальном пространстве» и «музейная педагогика в образовательной организации». Программа одновременно является также моделью реализации инновационной образовательной практики музея.
  • Предлагаемая модель деятельности открывает возможность наиболее эффективного взаимодействия школы, музея и социального пространства , так как создает предпосылки для формирования музейно-педагогической образовательной области в рамках школьного учебно-педагогического процесса.
  • Программа рассчитана на сотрудничество педагога с образовательной средой современного детского музея и в контексте общих целей и содержания основного и дополнительного образования.
Модель музейно-педагогической деятельности по программе «Как чудесен этот мир»

Модель музейно-педагогической деятельности

по программе «Как чудесен этот мир»

Музейно-педагогическая программа предполагает: Творческое взаимодействие педагогов. Они решают целый комплекс задач:  формирование у учащихся навыков визуального мышления и межличностного общения; получение знаний о специфике и истории Родного края и развитие способности их интерпретировать. Музейно-педагогическая программа дает ребенку возможность приобрести следующие навыки и умения : развитого визуального мышления; интерпретации и оценки зрительных образов в условиях постоянно возрастающего потока визуальной информации; изложения самостоятельных суждений; осмысления художественных достижений общества; творчески-активного отношения к окружающему миру. Этот перечень навыков и умений доказывает, что педагогический процесс в детском музее строится по законам педагогической импровизации. Она позволяет обогатить новым содержанием такие традиционные формы образовательной деятельности, как экскурсии, дидактические выставки, семинары, включить в образовательный процесс современные видео-и мультимедийные технологии.

Музейно-педагогическая программа предполагает:

  • Творческое взаимодействие педагогов.
  • Они решают целый комплекс задач:
  • формирование у учащихся навыков визуального мышления и межличностного общения;
  • получение знаний о специфике и истории Родного края и развитие способности их интерпретировать.
  • Музейно-педагогическая программа дает ребенку возможность приобрести следующие навыки и умения :
  • развитого визуального мышления;
  • интерпретации и оценки зрительных образов в условиях постоянно возрастающего потока визуальной информации;
  • изложения самостоятельных суждений;
  • осмысления художественных достижений общества;
  • творчески-активного отношения к окружающему миру.
  • Этот перечень навыков и умений доказывает, что педагогический процесс в детском музее строится по законам педагогической импровизации.
  • Она позволяет обогатить новым содержанием такие традиционные формы образовательной деятельности, как экскурсии, дидактические выставки, семинары, включить в образовательный процесс современные видео-и мультимедийные технологии.
Программа «Как чудесен этот мир» дает ребенку возможность приобрести следующие умения и навыки: интерпретации и оценки зрительных образов в условиях постоянно возрастающего потока визуальной информации; изложения самостоятельных суждений; осмысления художественных достижений общества; творческого восприятия окружающего мира.

Программа «Как чудесен этот мир» дает ребенку возможность приобрести следующие умения и навыки:

  • интерпретации и оценки зрительных образов в условиях постоянно возрастающего потока визуальной информации;
  • изложения самостоятельных суждений;
  • осмысления художественных достижений общества;
  • творческого восприятия окружающего мира.
Обеспечение поэтапного и последовательного развития личности ребенка Музейно-педагогические программы являются основой моделирования системы взаимодействия социума и системы образования. Разработка программы определяется : целью создания программы и ее задачами; адресом программы (на какую аудиторию она рассчитана); содержанием программы; формами, средствами и методическими приемами, предлагаемыми для реализации программы; сроками осуществления программы; результативностью и оценкой эффективности. Только в этом случае программы, обеспечивая поэтапное и последовательное развитие личности, служат обоснованием инновационной образовательной практики.

Обеспечение поэтапного и последовательного развития личности ребенка

  • Музейно-педагогические программы являются основой моделирования системы взаимодействия социума и системы образования.
  • Разработка программы определяется :
  • целью создания программы и ее задачами;
  • адресом программы (на какую аудиторию она рассчитана);
  • содержанием программы;
  • формами, средствами и методическими приемами, предлагаемыми для реализации программы;
  • сроками осуществления программы;
  • результативностью и оценкой эффективности.
  • Только в этом случае программы, обеспечивая поэтапное и последовательное развитие личности, служат обоснованием инновационной образовательной практики.
Музейно-педагогическая программа «Как чудесен этот мир» Программа ориентирована на познание и практику общения школьников и учителей в процессе создания экспозиции школьного музея. Разработанная авторской группой. Программа предназначена для учащихся начальной и основной школы и представляет собой программу, призванную усиливать наглядность обучения и развитие творческой активности учащихся. Цель программы — сформировать отношение к Родному краю сформировать у подрастающего поколения ценностное, личностно-окрашенное отношение к культурному наследию. Вводя в мир культурно-исторического наследия, авторы программы, акцентируют внимание детей и подростков на объектах запечатленной в предметах памяти, то есть речь идет о формировании историческо-культурного сознания.

Музейно-педагогическая программа «Как чудесен этот мир»

  • Программа ориентирована на познание и практику общения школьников и учителей в процессе создания экспозиции школьного музея. Разработанная авторской группой.
  • Программа предназначена для учащихся начальной и основной школы и представляет собой программу, призванную усиливать наглядность обучения и развитие творческой активности учащихся.
  • Цель программы — сформировать отношение к Родному краю сформировать у подрастающего поколения ценностное, личностно-окрашенное отношение к культурному наследию. Вводя в мир культурно-исторического наследия, авторы программы, акцентируют внимание детей и подростков на объектах запечатленной в предметах памяти, то есть речь идет о формировании историческо-культурного сознания.
Этот акцент нашел свое отражение в структуре программы, которая состоит из блока теоретических материалов (в них рассматриваются возможности партнерства школы и социального пространства и методика проведения занятий), а также четырех тематических блоков: «Природа», «Город», «Личность», «Культура». Каждый из них включает разработки нескольких взаимосвязанных тем, по которым детям предлагается совершить заранее подготовленное на занятиях экскурсионное путешествие, заканчивающееся рефлексией, закрепляющей полученные впечатления. Для организации и ведения учебного процесса в этом направлении педагогом разрабатываются методические материалы и творческие задания
  • Этот акцент нашел свое отражение в структуре программы, которая состоит из блока теоретических материалов (в них рассматриваются возможности партнерства школы и социального пространства и методика проведения занятий), а также четырех тематических блоков: «Природа», «Город», «Личность», «Культура». Каждый из них включает разработки нескольких взаимосвязанных тем, по которым детям предлагается совершить заранее подготовленное на занятиях экскурсионное путешествие, заканчивающееся рефлексией, закрепляющей полученные впечатления. Для организации и ведения учебного процесса в этом направлении педагогом разрабатываются методические материалы и творческие задания
Краткая характеристика названных тематических блоков: «Природа» «Природа» обращает внимание городского школьника на природное окружение и прежде всего на животный мир. Программой предлагается два путешествия по Большой и Малой экотропе, наблюдения за пернатыми Родного края

Краткая характеристика названных тематических блоков:

«Природа»

  • «Природа» обращает внимание городского школьника на природное окружение и прежде всего на животный мир. Программой предлагается два путешествия по Большой и Малой экотропе, наблюдения за пернатыми Родного края
№ п/п 5 Название экскурсии Цель экскурсии «Река Пехорка – транслятор земли нашей».  Объекты Получение знаний по культурно-историческому наследию единой Пехорской водной системы, формирова-ния сознательного отношения к вопросам гидроэколо-гии Посещение санатория, института ВОДГЕО, каскада прудов, проведение практических работ Вид Профиль Пешеходная, велосипедная Возрастная группа Продолжительность экскурсии любая 1час  Примером использовать ситуационные задачи

п/п

5

Название экскурсии

Цель экскурсии

«Река Пехорка – транслятор земли нашей».

Объекты

Получение знаний по культурно-историческому наследию единой Пехорской водной системы, формирова-ния сознательного отношения к вопросам гидроэколо-гии

Посещение санатория, института ВОДГЕО, каскада прудов, проведение практических работ

Вид

Профиль

Пешеходная, велосипедная

Возрастная группа

Продолжительность экскурсии

любая

1час

Примером использовать ситуационные задачи

№ п/п 6 Название экскурсии «Птицы лесопарковой зоны» Цель экскурсии Объекты Изучение среды обитания и особенностей жизни и размножения пернатых. Посещение парковой зоны, наблюдение за птицами, виктори-на с использованиием аудиовизуальных записей Вид Профиль Пешеходная Природа Возрастная группа Продолжительность экскурсии любая 1 час Пример междисципплинарного проекта

п/п

6

Название экскурсии

«Птицы лесопарковой зоны»

Цель экскурсии

Объекты

Изучение среды обитания и особенностей жизни и размножения пернатых.

Посещение парковой зоны, наблюдение за птицами, виктори-на с использованиием аудиовизуальных записей

Вид

Профиль

Пешеходная

Природа

Возрастная группа

Продолжительность экскурсии

любая

1 час

Пример междисципплинарного проекта

13 13

13

13

Исследования под микроскопом

Исследования под микроскопом

«Город» «Город» краеведческую направленность и нацелен на формирование интереса к родному городу. Содержательным материалом занятий, позволяющие совершить увлекательные путешествия, а также обратить внимание детей на улицу, где стоит их собственный дом, и на расположенные неподалеку памятники.

«Город»

  • «Город» краеведческую направленность и нацелен на формирование интереса к родному городу. Содержательным материалом занятий, позволяющие совершить увлекательные путешествия, а также обратить внимание детей на улицу, где стоит их собственный дом, и на расположенные неподалеку памятники.
№ п/п 3 Название экскурсии «Лестница в имении» Цель экскурсии Получение знаний по историческому наследию семьи Рюминых , об особенностях жизни того времени Объекты Посещение Кучин ской уса- дьбы Рюми- ных Вид Профиль Пеше-ход-ная История, природа, литература Возрастная группа Продолжительность экскурсии любая 40 мин

п/п

3

Название экскурсии

«Лестница в имении»

Цель экскурсии

Получение знаний по историческому наследию семьи Рюминых , об особенностях жизни того времени

Объекты

Посещение Кучин

ской уса-

дьбы Рюми-

ных

Вид

Профиль

Пеше-ход-ная

История, природа, литература

Возрастная группа

Продолжительность экскурсии

любая

40 мин

№ п/п 4 Название экскурсии «Кучино-колыбель воздухопла- вания» Цель экскурсии Изучение истории в лицах (Д.П. Рябушинский, ученые-практики Н.Е. Жуковский, С.А. Чаплыгин и др.) приобщение учащихся к культуре и науке малой Родины Объекты Посещение плоти-ны, место расположения первого в мире аэродинамическо-го институ та Вид Профиль пешеходная История, наука, техника и отрасли н.х. Возрастная группа Продолжительность экскурсии любая 1 час Пример:досугово-развлекательная (досуговое общение ))

п/п

4

Название экскурсии

«Кучино-колыбель воздухопла-

вания»

Цель экскурсии

Изучение истории в лицах (Д.П. Рябушинский, ученые-практики Н.Е. Жуковский, С.А. Чаплыгин и др.) приобщение учащихся к культуре и науке малой Родины

Объекты

Посещение плоти-ны, место

расположения первого в мире аэродинамическо-го институ

та

Вид

Профиль

пешеходная

История, наука, техника и отрасли н.х.

Возрастная группа

Продолжительность экскурсии

любая

1 час

Пример:досугово-развлекательная (досуговое общение

))

№ п/п 7 Название экскурсии «Влияние мегаполиса на лесопарковую зону Кучино»  Цель экскурсии обобщение теоретичес-кого и практическо-го материала по исследова-ниям атмосферной экологичес-кой обстановки в микрорайоне Кучино, данных заболеваемо сти Объекты Путешествие по базовым точкам маршрута Кучинс-кого лесопар-ка Вид Профиль Пешеходная, велосипедная Природа Возрастная группа Продолжительность экскурсии любая 1,5 часа

п/п

7

Название экскурсии

«Влияние мегаполиса на лесопарковую зону Кучино»

Цель экскурсии

обобщение теоретичес-кого и практическо-го материала по исследова-ниям атмосферной экологичес-кой обстановки в микрорайоне Кучино, данных заболеваемо

сти

Объекты

Путешествие по базовым точкам маршрута Кучинс-кого лесопар-ка

Вид

Профиль

Пешеходная, велосипедная

Природа

Возрастная группа

Продолжительность экскурсии

любая

1,5 часа

№ п/п 8 Название экскурсии «Большая геоэколого-краеведческая тропа» Цель экскурсии Объекты Формирова-ния сознательного отношения к природно-историческому наследию малой Родины Посеще-ние деревни Акатово, курганов, парка усадьбы Пехра-Яковлев-ское, родового имения князей Голицы-ных Вид Профиль Пешеходная Природа, история Возрастная группа Продолжительность экскурсии любая 1 час

п/п

8

Название экскурсии

«Большая геоэколого-краеведческая тропа»

Цель экскурсии

Объекты

Формирова-ния сознательного отношения к природно-историческому наследию малой Родины

Посеще-ние деревни Акатово, курганов, парка усадьбы Пехра-Яковлев-ское, родового имения князей Голицы-ных

Вид

Профиль

Пешеходная

Природа, история

Возрастная группа

Продолжительность экскурсии

любая

1 час

№ п/п 9 Название экскурсии «Малая геоэкологическая тропа «Как чудесен этот мир» (для учащихся начальной школы)» Цель экскурсии Гармоническое развитие и нравственное становление личности ребенка средствами географо–экологического образования . Объекты Посещение территории МОУ СОШ № 8, храма Но-вомученников Московских, проведение практических работ Вид Профиль Пешеходная Природа, культура и искусст во Возрастная группа Продолжительность экскурсии Началь ная школа 40 мин

п/п

9

Название экскурсии

«Малая геоэкологическая тропа «Как чудесен этот мир» (для учащихся начальной школы)»

Цель экскурсии

Гармоническое развитие и нравственное становление личности ребенка средствами географо–экологического образования .

Объекты

Посещение территории МОУ СОШ № 8, храма Но-вомученников Московских, проведение практических работ

Вид

Профиль

Пешеходная

Природа, культура и искусст

во

Возрастная группа

Продолжительность экскурсии

Началь

ная школа

40 мин

«Личность» «Личность» знакомит с культурно-историческим и литературно-поэтическим наследием некогда живших великих людей. Цель таких путешествий — не углубленное изучение их жизни и творчества (они рассматриваются косвенно), а попытка на эмоциональном уровне дать представление об эпохе, погрузить детей в атмосферу жизни ушедших поколений, познакомить с предметами исчезнувшего быта. Программой предлагаются путешествия дома-музеи писателей(Андрея Белого, Льва Толстого, Анатолия Б рагина ), где воедино связаны творчество и бытие, каждый предмет является музейной ценностью.

«Личность»

  • «Личность» знакомит с культурно-историческим и литературно-поэтическим наследием некогда живших великих людей. Цель таких путешествий — не углубленное изучение их жизни и творчества (они рассматриваются косвенно), а попытка на эмоциональном уровне дать представление об эпохе, погрузить детей в атмосферу жизни ушедших поколений, познакомить с предметами исчезнувшего быта. Программой предлагаются путешествия дома-музеи писателей(Андрея Белого, Льва Толстого, Анатолия Б рагина ), где воедино связаны творчество и бытие, каждый предмет является музейной ценностью.
№ п/п 1 Название экскурсии Цель экскурсии «Географо-экологиче-ские и литературно-поэтические тропы А.Белого»  Объекты получение широкого комплекса знаний по геоэкологии, истории и литературно-поэтического наследия нашей Родины . Посещение дома музея поэта в Кучи но. Вид Профиль пешеходная Возрастная группа Природа литература, искусст-во Продолжительность экскурсии любая 2 часа

п/п

1

Название экскурсии

Цель экскурсии

«Географо-экологиче-ские и литературно-поэтические тропы А.Белого»

Объекты

получение широкого комплекса знаний по геоэкологии, истории и литературно-поэтического наследия нашей Родины .

Посещение дома музея поэта в Кучи

но.

Вид

Профиль

пешеходная

Возрастная группа

Природа литература, искусст-во

Продолжительность экскурсии

любая

2 часа

№ п/п 2 Название экскурсии «Литературное наследие Л.Н.Толсто- го» Цель экскурсии Отражение особенностей жизни писателя в его произведениях, запечатление образов дворян и помещиков, проживавших в Обираловке и Кучино Объекты Посещение мест, отраженных в литературных произведения, ДК «Кучи но» Вид Профиль пешеходная Природалитература, искусст во Возрастная группа Продолжительность экскурсии любая 1 час

п/п

2

Название экскурсии

«Литературное наследие Л.Н.Толсто-

го»

Цель экскурсии

Отражение особенностей жизни писателя в его произведениях, запечатление образов дворян и помещиков, проживавших в Обираловке и Кучино

Объекты

Посещение мест, отраженных в литературных произведения, ДК «Кучи

но»

Вид

Профиль

пешеходная

Природалитература, искусст

во

Возрастная группа

Продолжительность экскурсии

любая

1 час

«Культура» «Культура» посвящен формированию у ребенка уважения к труду и культурно-историческому наследию тех, кто создал предмет, жил в усадьбах и старинных домах, интереса к эволюции знакомых предметов и их истории. В рамках таких экскурсионных путешествий этого блока дети знакомятся с двумя видами предметов, которые созданы человеком, — техническими изобретениями (космические приборы и т. д.) и предметами, относящимися к миру искусства (произведения народных промыслов).

«Культура»

  • «Культура» посвящен формированию у ребенка уважения к труду и культурно-историческому наследию тех, кто создал предмет, жил в усадьбах и старинных домах, интереса к эволюции знакомых предметов и их истории. В рамках таких экскурсионных путешествий этого блока дети знакомятся с двумя видами предметов, которые созданы человеком, — техническими изобретениями (космические приборы и т. д.) и предметами, относящимися к миру искусства (произведения народных промыслов).
№ п/п 10 Название экскурсии «Милованов-ские кирпичные заводы» Цель экскурсии получение знаний по созданию и развитию промышленности в микрорайо не Кучино, знакомство с геологическим материалом Объекты Посещение кирпичного завода, проведение практических работ Вид Профиль Пешеходная История, наука, техника и отрасли н.х. Возрастная группа Продолжительность экскурсии любая 1 час

п/п

10

Название экскурсии

«Милованов-ские кирпичные заводы»

Цель экскурсии

получение знаний по созданию и развитию промышленности в микрорайо

не Кучино, знакомство с геологическим материалом

Объекты

Посещение кирпичного завода, проведение практических работ

Вид

Профиль

Пешеходная

История, наука, техника и отрасли н.х.

Возрастная группа

Продолжительность экскурсии

любая

1 час

Исследование почвенного покрова в пойме реки Пехорки

Исследование почвенного покрова в пойме реки Пехорки

Гончарное производство

Гончарное

производство

Программа «Как чудесен этот мир» на инновационном уровне развивает идеи, заложенные в концепции «музейного всеобуча», и ставит задачу развития исторического сознания и ценностного отношения к культурному наследию через приобщение к музейной ценности. Педагогу предоставлена большая свобода при использовании предложенного материала в среде образовательной организации. Однако, рожденная в условиях образовательной организации, она лишена органической связи с социальной средой. Отсюда несколько завышенный и априорный уровень ориентации более на предполагаемое, чем на реальное взаимодействие педагога и социального пространства. Программа предлагает механизмы формирования такого взаимодействия, что позволяет ей выйти на широкий простор практической реализации.

Программа «Как чудесен этот мир» на инновационном уровне

  • развивает идеи, заложенные в концепции «музейного всеобуча», и ставит задачу развития исторического сознания и ценностного отношения к культурному наследию через приобщение к музейной ценности. Педагогу предоставлена большая свобода при использовании предложенного материала в среде образовательной организации. Однако, рожденная в условиях образовательной организации, она лишена органической связи с социальной средой. Отсюда несколько завышенный и априорный уровень ориентации более на предполагаемое, чем на реальное взаимодействие педагога и социального пространства. Программа предлагает механизмы формирования такого взаимодействия, что позволяет ей выйти на широкий простор практической реализации.
Завершает программу «Шаг навстречу», предназначенный для работы в области социальной адаптации и творческой реабилитации детей «с проблемами» в музейной среде. Материал раздела содержит не только практические рекомендации по организации арт-терапевтической деятельности в рамках детского музее, но также важнейшие установки и принципы арт-терапии как метода психологической практики, использующей возможности искусства для достижения положительных изменений в интеллектуальном, эмоциональном и личностном развитии детей, имеющих отклонения в психической сфере и поведении. Все разделы программы обеспечены материалами: методическими разработками, комплектами слайдов, видеофильмов, адресованными педагогу .
  • Завершает программу «Шаг навстречу», предназначенный для работы в области социальной адаптации и творческой реабилитации детей «с проблемами» в музейной среде. Материал раздела содержит не только практические рекомендации по организации арт-терапевтической деятельности в рамках детского музее, но также важнейшие установки и принципы арт-терапии как метода психологической практики, использующей возможности искусства для достижения положительных изменений в интеллектуальном, эмоциональном и личностном развитии детей, имеющих отклонения в психической сфере и поведении.
  • Все разделы программы обеспечены материалами: методическими разработками, комплектами слайдов, видеофильмов, адресованными педагогу .
  • Вместе с тем программа «Как чудесен этот мир» отражает установки музея как социокультурного института— с одной стороны,, а с другой — отражение основ научной и культурной политики государства.
  • Исходные утверждения, положенные в основу программы :
  • общечеловеческие ценности постигаются человеком благо­ даря высокоразвитой культуре видения, понимания и чувств, формированию которой и служит предлагаемая программа;
  • становление национального самосознания учащихся и их готовности к равноправному диалогу с культурами различных народов предполагает овладение ими культурным наследием своей страны, поэтому зрительный ряд занятий опирается на произведения отечественных художников — прежде всего те, в которых воплощаются образы русской природы, красоты Родного края — с привлечением сюда работ лучших представителей отечественного искусства, на литературные произведения известных поэтов и писателей;
  • пониманию учащимися необходимости органичного сочетания традиций и современности способствует включение в программу, наряду с классическими творениями, ярких явлений культуры XX в.
Программа решает важнейшую задачу приобщения подрастаю­щего поколения к культурно-историческим ценностям. В ее рамках сложилась по­следовательность преемственных звеньев диалога: музей — учреждение образования. Поэтому и занятия на экспозиции, и аудиторные занятия в равной мере укрепляют и активизируют участие детей в общепедагогическом процессе. При этом практика внедрения данной программы позволяет выделить следующий ряд позитивных факторов для учащихся и педагогов. Учащийся: приобретает навыки визуального мышления; получает умения и опыт художественного восприятия и развивает творческие начала; овладевает навыками музейной культуры; получает новые знания и стимулы к учению; —  осознает потребность в самореализации в мире культуры.  Педагог: —  повышает свой образовательный уровень и получает стимулы к самообразованию; открывает для себя возможности использования музейного  пространства как части образовательной среды; развивает педагогическую компетентность через освоение  методов работы в детском музее.
  • Программа решает важнейшую задачу приобщения подрастаю­щего поколения к культурно-историческим ценностям. В ее рамках сложилась по­следовательность преемственных звеньев диалога: музей — учреждение образования. Поэтому и занятия на экспозиции, и аудиторные занятия в равной мере укрепляют и активизируют участие детей в общепедагогическом процессе. При этом практика внедрения данной программы позволяет выделить следующий ряд позитивных факторов для учащихся и педагогов.
  • Учащийся:
  • приобретает навыки визуального мышления;
  • получает умения и опыт художественного восприятия и развивает творческие начала;
  • овладевает навыками музейной культуры;
  • получает новые знания и стимулы к учению;
  • — осознает потребность в самореализации в мире культуры. Педагог:
  • — повышает свой образовательный уровень и получает стимулы к самообразованию;
  • открывает для себя возможности использования музейного пространства как части образовательной среды;
  • развивает педагогическую компетентность через освоение методов работы в детском музее.
Реализация программы связана также с комплексом исследовательских проблем, решение которых определяет дальнейшее развитие музейной педагогики. Назовем наиболее актуальные из них: информационные технологии в контексте образовательной деятельности музея; природа, функции и особенности визуального мышления; роль возрастной психологии в музейно-педагогическом процессе; специфика деятельности педагога в единой образовательной среде; роль музея как фактора становления национального самосознания личности и ее готовности к включению в диалог культур.
  • Реализация программы связана также с комплексом исследовательских проблем, решение которых определяет дальнейшее развитие музейной педагогики.
  • Назовем наиболее актуальные из них:
  • информационные технологии в контексте образовательной деятельности музея;
  • природа, функции и особенности визуального мышления;
  • роль возрастной психологии в музейно-педагогическом процессе;
  • специфика деятельности педагога в единой образовательной среде;
  • роль музея как фактора становления национального самосознания личности и ее готовности к включению в диалог культур.
Разработка программы ясно продемонстрировала значение научно-обоснованного прогнозирования для выполнения образовательной миссии. Появление программы позволило : выявить в системе образования потребность в подобной программе; проанализировать реальные условия применения программы в организациях основного и дополнительного образования; обеспечить репрезентативный для научных выводов контингент участников реализации программы; организовать экономически целесообразное сотрудничество.
  • Разработка программы ясно продемонстрировала значение научно-обоснованного прогнозирования для выполнения образовательной миссии.
  • Появление программы позволило :
  • выявить в системе образования потребность в подобной программе;
  • проанализировать реальные условия применения программы в организациях основного и дополнительного образования;
  • обеспечить репрезентативный для научных выводов контингент участников реализации программы;
  • организовать экономически целесообразное сотрудничество.
На базе детского музея проводится внеурочная и воспитательная работа учебных организаций. Реализация программы позволяет образовательным организациям повысить свой статус, а педагогам — квалификацию.
  • На базе детского музея проводится внеурочная и воспитательная работа учебных организаций.
  • Реализация программы позволяет образовательным организациям повысить свой статус, а педагогам — квалификацию.
Упрочилось взаимодействие между системой основного и дополнительного образования . В практику вошло взаимодействие с учреждениями повышения квалификации педагогов, обучающие курсы для педагогов, совместные научно-практические конференции и семинары, проработка стратегии эксперимента на объединенных совещаниях, взаимодействие с научно-методическими городскими органами образования. Благодаря системности построения, типологичности постановки и решения педагогических задач, вариативности модулей применения программа «Как чудесен это мир» придала сотрудничеству образовательных организаций взаимовыгодный, динамичный, гибкий и планомерный характер.
  • Упрочилось взаимодействие между системой основного и дополнительного образования . В практику вошло взаимодействие с учреждениями повышения квалификации педагогов, обучающие курсы для педагогов, совместные научно-практические конференции и семинары, проработка стратегии эксперимента на объединенных совещаниях, взаимодействие с научно-методическими городскими органами образования.
  • Благодаря системности построения, типологичности постановки и решения педагогических задач, вариативности модулей применения программа «Как чудесен это мир» придала сотрудничеству образовательных организаций взаимовыгодный, динамичный, гибкий и планомерный характер.
У нас сложилась научно выверенная система внедрения, диагностики и анализа результативности экспериментальной работы.  Педагогический и психологический анализ эффективности программы опирается на следующие методики:   1. Педагогические : Текущий контроль (анализ занятий, педагогической документации, творческих работ учащихся, тематические обсуждения на методических совещаниях); Анализ промежуточной и итоговой аттестации учащихся (обобщающее, контрольные уроки и т. д.); Анализ отчетов учителей-экспериментаторов; анализ методических разработок учителей-экспериментаторов (конспекты уроков, тематические картотеки, описание педагогического опыта, творческие работы для конкурса достижений); проведение семинаров по обмену опытом учителей-экспериментаторов; обобщение опыта внедрения на региональных и международных конференциях; анализ региональных методических публикаций; опросы, анкетирование учащихся, родителей и педагогов, участвующих в эксперименте.

У нас сложилась научно выверенная система внедрения, диагностики и анализа результативности экспериментальной работы. Педагогический и психологический анализ эффективности программы опирается на следующие методики:

  • 1. Педагогические :
  • Текущий контроль (анализ занятий, педагогической документации, творческих работ учащихся, тематические обсуждения на методических совещаниях);
  • Анализ промежуточной и итоговой аттестации учащихся (обобщающее, контрольные уроки и т. д.);
  • Анализ отчетов учителей-экспериментаторов;
  • анализ методических разработок учителей-экспериментаторов (конспекты уроков, тематические картотеки, описание педагогического опыта, творческие работы для конкурса достижений);
  • проведение семинаров по обмену опытом учителей-экспериментаторов;
  • обобщение опыта внедрения на региональных и международных конференциях;
  • анализ региональных методических публикаций;
  • опросы, анкетирование учащихся, родителей и педагогов, участвующих в эксперименте.
2. Психолого-педагогические : подборка тестов диагностического исследования, ассоциативный эксперимент, словесные ассоциации, эмоциональный термометр, анкета для родителей; метод шифровки; метод семантической дифференциации; тест на определение уровня репродуктивной речи.
  • 2. Психолого-педагогические :
  • подборка тестов диагностического исследования, ассоциативный эксперимент, словесные ассоциации, эмоциональный термометр, анкета для родителей;
  • метод шифровки;
  • метод семантической дифференциации;
  • тест на определение уровня репродуктивной речи.
Апробация представленных троп и результаты внедрения проектов

Апробация представленных троп и результаты внедрения проектов

Таким образом, авторская многоуровневая музейно-педагогическая программа «Как чудесен этот мир», разработанная на принципах междисциплинарности, системности и преемственности, стала моделью реализации взаимодействия системы образования на всех ее уровнях и основой инновационной образовательной практики в этой области.
  • Таким образом, авторская многоуровневая музейно-педагогическая программа «Как чудесен этот мир», разработанная на принципах междисциплинарности, системности и преемственности, стала моделью реализации взаимодействия системы образования на всех ее уровнях и основой инновационной образовательной практики в этой области.