Социокультурный потенциал музейно-педагогических программ в условиях введения ФГОС (на примере интерактивных маршрутов детского музея)
Баркалова Т.А., учитель географии и ОБЖ
Сошникова Л.В., учитель русского языка и литературы
Музейно-педагогические программы
- Развитие музейно-образовательной деятельности на современном этапе связано с переосмыслением содержания традиционных форм работы со зрителем и объединением их в рамках целостного музейно-педагогического процесса. Это делает необходимым создание системы продуктивного взаимодействия школьного музея и системы основного и дополнительного образования для формирования гармонической личности — эстетически развитой, обогащенной жизненным опытом и знаниями, подготовленной к условиям быстрого темпа жизни, смены концепций и ментальности.
- Музейно-педагогическая программа «Как чудесен этот мир», объединяет два больших блока — «Образовательная организация в социальном пространстве» и «музейная педагогика в образовательной организации». Программа одновременно является также моделью реализации инновационной образовательной практики музея.
- Предлагаемая модель деятельности открывает возможность наиболее эффективного взаимодействия школы, музея и социального пространства , так как создает предпосылки для формирования музейно-педагогической образовательной области в рамках школьного учебно-педагогического процесса.
- Программа рассчитана на сотрудничество педагога с образовательной средой современного детского музея и в контексте общих целей и содержания основного и дополнительного образования.
Модель музейно-педагогической деятельности
по программе «Как чудесен этот мир»
Музейно-педагогическая программа предполагает:
- Творческое взаимодействие педагогов.
- Они решают целый комплекс задач:
- формирование у учащихся навыков визуального мышления и межличностного общения;
- получение знаний о специфике и истории Родного края и развитие способности их интерпретировать.
- Музейно-педагогическая программа дает ребенку возможность приобрести следующие навыки и умения :
- развитого визуального мышления;
- интерпретации и оценки зрительных образов в условиях постоянно возрастающего потока визуальной информации;
- изложения самостоятельных суждений;
- осмысления художественных достижений общества;
- творчески-активного отношения к окружающему миру.
- Этот перечень навыков и умений доказывает, что педагогический процесс в детском музее строится по законам педагогической импровизации.
- Она позволяет обогатить новым содержанием такие традиционные формы образовательной деятельности, как экскурсии, дидактические выставки, семинары, включить в образовательный процесс современные видео-и мультимедийные технологии.
Программа «Как чудесен этот мир» дает ребенку возможность приобрести следующие умения и навыки:
- интерпретации и оценки зрительных образов в условиях постоянно возрастающего потока визуальной информации;
- изложения самостоятельных суждений;
- осмысления художественных достижений общества;
- творческого восприятия окружающего мира.
Обеспечение поэтапного и последовательного развития личности ребенка
- Музейно-педагогические программы являются основой моделирования системы взаимодействия социума и системы образования.
- Разработка программы определяется :
- целью создания программы и ее задачами;
- адресом программы (на какую аудиторию она рассчитана);
- содержанием программы;
- формами, средствами и методическими приемами, предлагаемыми для реализации программы;
- сроками осуществления программы;
- результативностью и оценкой эффективности.
- Только в этом случае программы, обеспечивая поэтапное и последовательное развитие личности, служат обоснованием инновационной образовательной практики.
Музейно-педагогическая программа «Как чудесен этот мир»
- Программа ориентирована на познание и практику общения школьников и учителей в процессе создания экспозиции школьного музея. Разработанная авторской группой.
- Программа предназначена для учащихся начальной и основной школы и представляет собой программу, призванную усиливать наглядность обучения и развитие творческой активности учащихся.
- Цель программы — сформировать отношение к Родному краю сформировать у подрастающего поколения ценностное, личностно-окрашенное отношение к культурному наследию. Вводя в мир культурно-исторического наследия, авторы программы, акцентируют внимание детей и подростков на объектах запечатленной в предметах памяти, то есть речь идет о формировании историческо-культурного сознания.
- Этот акцент нашел свое отражение в структуре программы, которая состоит из блока теоретических материалов (в них рассматриваются возможности партнерства школы и социального пространства и методика проведения занятий), а также четырех тематических блоков: «Природа», «Город», «Личность», «Культура». Каждый из них включает разработки нескольких взаимосвязанных тем, по которым детям предлагается совершить заранее подготовленное на занятиях экскурсионное путешествие, заканчивающееся рефлексией, закрепляющей полученные впечатления. Для организации и ведения учебного процесса в этом направлении педагогом разрабатываются методические материалы и творческие задания
Краткая характеристика названных тематических блоков:
«Природа»
- «Природа» обращает внимание городского школьника на природное окружение и прежде всего на животный мир. Программой предлагается два путешествия по Большой и Малой экотропе, наблюдения за пернатыми Родного края
№ п/п
5
Название экскурсии
Цель экскурсии
«Река Пехорка – транслятор земли нашей».
Объекты
Получение знаний по культурно-историческому наследию единой Пехорской водной системы, формирова-ния сознательного отношения к вопросам гидроэколо-гии
Посещение санатория, института ВОДГЕО, каскада прудов, проведение практических работ
Вид
Профиль
Пешеходная, велосипедная
Возрастная группа
Продолжительность экскурсии
любая
1час
Примером использовать ситуационные задачи
№ п/п
6
Название экскурсии
«Птицы лесопарковой зоны»
Цель экскурсии
Объекты
Изучение среды обитания и особенностей жизни и размножения пернатых.
Посещение парковой зоны, наблюдение за птицами, виктори-на с использованиием аудиовизуальных записей
Вид
Профиль
Пешеходная
Природа
Возрастная группа
Продолжительность экскурсии
любая
1 час
Пример междисципплинарного проекта
13
13
Исследования под микроскопом
«Город»
- «Город» краеведческую направленность и нацелен на формирование интереса к родному городу. Содержательным материалом занятий, позволяющие совершить увлекательные путешествия, а также обратить внимание детей на улицу, где стоит их собственный дом, и на расположенные неподалеку памятники.
№ п/п
3
Название экскурсии
«Лестница в имении»
Цель экскурсии
Получение знаний по историческому наследию семьи Рюминых , об особенностях жизни того времени
Объекты
Посещение Кучин
ской уса-
дьбы Рюми-
ных
Вид
Профиль
Пеше-ход-ная
История, природа, литература
Возрастная группа
Продолжительность экскурсии
любая
40 мин
№ п/п
4
Название экскурсии
«Кучино-колыбель воздухопла-
вания»
Цель экскурсии
Изучение истории в лицах (Д.П. Рябушинский, ученые-практики Н.Е. Жуковский, С.А. Чаплыгин и др.) приобщение учащихся к культуре и науке малой Родины
Объекты
Посещение плоти-ны, место
расположения первого в мире аэродинамическо-го институ
та
Вид
Профиль
пешеходная
История, наука, техника и отрасли н.х.
Возрастная группа
Продолжительность экскурсии
любая
1 час
Пример:досугово-развлекательная (досуговое общение
))
№ п/п
7
Название экскурсии
«Влияние мегаполиса на лесопарковую зону Кучино»
Цель экскурсии
обобщение теоретичес-кого и практическо-го материала по исследова-ниям атмосферной экологичес-кой обстановки в микрорайоне Кучино, данных заболеваемо
сти
Объекты
Путешествие по базовым точкам маршрута Кучинс-кого лесопар-ка
Вид
Профиль
Пешеходная, велосипедная
Природа
Возрастная группа
Продолжительность экскурсии
любая
1,5 часа
№ п/п
8
Название экскурсии
«Большая геоэколого-краеведческая тропа»
Цель экскурсии
Объекты
Формирова-ния сознательного отношения к природно-историческому наследию малой Родины
Посеще-ние деревни Акатово, курганов, парка усадьбы Пехра-Яковлев-ское, родового имения князей Голицы-ных
Вид
Профиль
Пешеходная
Природа, история
Возрастная группа
Продолжительность экскурсии
любая
1 час
№ п/п
9
Название экскурсии
«Малая геоэкологическая тропа «Как чудесен этот мир» (для учащихся начальной школы)»
Цель экскурсии
Гармоническое развитие и нравственное становление личности ребенка средствами географо–экологического образования .
Объекты
Посещение территории МОУ СОШ № 8, храма Но-вомученников Московских, проведение практических работ
Вид
Профиль
Пешеходная
Природа, культура и искусст
во
Возрастная группа
Продолжительность экскурсии
Началь
ная школа
40 мин
«Личность»
- «Личность» знакомит с культурно-историческим и литературно-поэтическим наследием некогда живших великих людей. Цель таких путешествий — не углубленное изучение их жизни и творчества (они рассматриваются косвенно), а попытка на эмоциональном уровне дать представление об эпохе, погрузить детей в атмосферу жизни ушедших поколений, познакомить с предметами исчезнувшего быта. Программой предлагаются путешествия дома-музеи писателей(Андрея Белого, Льва Толстого, Анатолия Б рагина ), где воедино связаны творчество и бытие, каждый предмет является музейной ценностью.
№ п/п
1
Название экскурсии
Цель экскурсии
«Географо-экологиче-ские и литературно-поэтические тропы А.Белого»
Объекты
получение широкого комплекса знаний по геоэкологии, истории и литературно-поэтического наследия нашей Родины .
Посещение дома музея поэта в Кучи
но.
Вид
Профиль
пешеходная
Возрастная группа
Природа литература, искусст-во
Продолжительность экскурсии
любая
2 часа
№ п/п
2
Название экскурсии
«Литературное наследие Л.Н.Толсто-
го»
Цель экскурсии
Отражение особенностей жизни писателя в его произведениях, запечатление образов дворян и помещиков, проживавших в Обираловке и Кучино
Объекты
Посещение мест, отраженных в литературных произведения, ДК «Кучи
но»
Вид
Профиль
пешеходная
Природалитература, искусст
во
Возрастная группа
Продолжительность экскурсии
любая
1 час
«Культура»
- «Культура» посвящен формированию у ребенка уважения к труду и культурно-историческому наследию тех, кто создал предмет, жил в усадьбах и старинных домах, интереса к эволюции знакомых предметов и их истории. В рамках таких экскурсионных путешествий этого блока дети знакомятся с двумя видами предметов, которые созданы человеком, — техническими изобретениями (космические приборы и т. д.) и предметами, относящимися к миру искусства (произведения народных промыслов).
№ п/п
10
Название экскурсии
«Милованов-ские кирпичные заводы»
Цель экскурсии
получение знаний по созданию и развитию промышленности в микрорайо
не Кучино, знакомство с геологическим материалом
Объекты
Посещение кирпичного завода, проведение практических работ
Вид
Профиль
Пешеходная
История, наука, техника и отрасли н.х.
Возрастная группа
Продолжительность экскурсии
любая
1 час
Исследование почвенного покрова в пойме реки Пехорки
Гончарное
производство
Программа «Как чудесен этот мир» на инновационном уровне
- развивает идеи, заложенные в концепции «музейного всеобуча», и ставит задачу развития исторического сознания и ценностного отношения к культурному наследию через приобщение к музейной ценности. Педагогу предоставлена большая свобода при использовании предложенного материала в среде образовательной организации. Однако, рожденная в условиях образовательной организации, она лишена органической связи с социальной средой. Отсюда несколько завышенный и априорный уровень ориентации более на предполагаемое, чем на реальное взаимодействие педагога и социального пространства. Программа предлагает механизмы формирования такого взаимодействия, что позволяет ей выйти на широкий простор практической реализации.
- Завершает программу «Шаг навстречу», предназначенный для работы в области социальной адаптации и творческой реабилитации детей «с проблемами» в музейной среде. Материал раздела содержит не только практические рекомендации по организации арт-терапевтической деятельности в рамках детского музее, но также важнейшие установки и принципы арт-терапии как метода психологической практики, использующей возможности искусства для достижения положительных изменений в интеллектуальном, эмоциональном и личностном развитии детей, имеющих отклонения в психической сфере и поведении.
- Все разделы программы обеспечены материалами: методическими разработками, комплектами слайдов, видеофильмов, адресованными педагогу .
- Вместе с тем программа «Как чудесен этот мир» отражает установки музея как социокультурного института— с одной стороны,, а с другой — отражение основ научной и культурной политики государства.
- Исходные утверждения, положенные в основу программы :
- общечеловеческие ценности постигаются человеком благо даря высокоразвитой культуре видения, понимания и чувств, формированию которой и служит предлагаемая программа;
- становление национального самосознания учащихся и их готовности к равноправному диалогу с культурами различных народов предполагает овладение ими культурным наследием своей страны, поэтому зрительный ряд занятий опирается на произведения отечественных художников — прежде всего те, в которых воплощаются образы русской природы, красоты Родного края — с привлечением сюда работ лучших представителей отечественного искусства, на литературные произведения известных поэтов и писателей;
- пониманию учащимися необходимости органичного сочетания традиций и современности способствует включение в программу, наряду с классическими творениями, ярких явлений культуры XX в.
- Программа решает важнейшую задачу приобщения подрастающего поколения к культурно-историческим ценностям. В ее рамках сложилась последовательность преемственных звеньев диалога: музей — учреждение образования. Поэтому и занятия на экспозиции, и аудиторные занятия в равной мере укрепляют и активизируют участие детей в общепедагогическом процессе. При этом практика внедрения данной программы позволяет выделить следующий ряд позитивных факторов для учащихся и педагогов.
- Учащийся:
- приобретает навыки визуального мышления;
- получает умения и опыт художественного восприятия и развивает творческие начала;
- овладевает навыками музейной культуры;
- получает новые знания и стимулы к учению;
- — осознает потребность в самореализации в мире культуры. Педагог:
- — повышает свой образовательный уровень и получает стимулы к самообразованию;
- открывает для себя возможности использования музейного пространства как части образовательной среды;
- развивает педагогическую компетентность через освоение методов работы в детском музее.
- Реализация программы связана также с комплексом исследовательских проблем, решение которых определяет дальнейшее развитие музейной педагогики.
- Назовем наиболее актуальные из них:
- информационные технологии в контексте образовательной деятельности музея;
- природа, функции и особенности визуального мышления;
- роль возрастной психологии в музейно-педагогическом процессе;
- специфика деятельности педагога в единой образовательной среде;
- роль музея как фактора становления национального самосознания личности и ее готовности к включению в диалог культур.
- Разработка программы ясно продемонстрировала значение научно-обоснованного прогнозирования для выполнения образовательной миссии.
- Появление программы позволило :
- выявить в системе образования потребность в подобной программе;
- проанализировать реальные условия применения программы в организациях основного и дополнительного образования;
- обеспечить репрезентативный для научных выводов контингент участников реализации программы;
- организовать экономически целесообразное сотрудничество.
- На базе детского музея проводится внеурочная и воспитательная работа учебных организаций.
- Реализация программы позволяет образовательным организациям повысить свой статус, а педагогам — квалификацию.
- Упрочилось взаимодействие между системой основного и дополнительного образования . В практику вошло взаимодействие с учреждениями повышения квалификации педагогов, обучающие курсы для педагогов, совместные научно-практические конференции и семинары, проработка стратегии эксперимента на объединенных совещаниях, взаимодействие с научно-методическими городскими органами образования.
- Благодаря системности построения, типологичности постановки и решения педагогических задач, вариативности модулей применения программа «Как чудесен это мир» придала сотрудничеству образовательных организаций взаимовыгодный, динамичный, гибкий и планомерный характер.
У нас сложилась научно выверенная система внедрения, диагностики и анализа результативности экспериментальной работы. Педагогический и психологический анализ эффективности программы опирается на следующие методики:
- 1. Педагогические :
- Текущий контроль (анализ занятий, педагогической документации, творческих работ учащихся, тематические обсуждения на методических совещаниях);
- Анализ промежуточной и итоговой аттестации учащихся (обобщающее, контрольные уроки и т. д.);
- Анализ отчетов учителей-экспериментаторов;
- анализ методических разработок учителей-экспериментаторов (конспекты уроков, тематические картотеки, описание педагогического опыта, творческие работы для конкурса достижений);
- проведение семинаров по обмену опытом учителей-экспериментаторов;
- обобщение опыта внедрения на региональных и международных конференциях;
- анализ региональных методических публикаций;
- опросы, анкетирование учащихся, родителей и педагогов, участвующих в эксперименте.
- 2. Психолого-педагогические :
- подборка тестов диагностического исследования, ассоциативный эксперимент, словесные ассоциации, эмоциональный термометр, анкета для родителей;
- метод шифровки;
- метод семантической дифференциации;
- тест на определение уровня репродуктивной речи.
Апробация представленных троп и результаты внедрения проектов
- Таким образом, авторская многоуровневая музейно-педагогическая программа «Как чудесен этот мир», разработанная на принципах междисциплинарности, системности и преемственности, стала моделью реализации взаимодействия системы образования на всех ее уровнях и основой инновационной образовательной практики в этой области.