СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Совершенствование навыка чтения у младших школьников

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Совершенствование навыка чтения у младших школьников»

Совершенствование навыка чтения у младших

школьников

Цель начального образования на современном этапе определена Федеральным государственным стандартом начального общего образования. Сегодня начальное образование закладывает основу формирования учебной деятельности ребёнка. Особенностью содержания современного начального образования является не только ответ на вопрос, что ученик должен знать, но и формирование универсальных учебных действий в личностных, коммуникативных, познавательных, регулятивных сферах, обеспечивающих способность к организации самостоятельной учебной деятельности

Особенности развития личности младшего школьника во многом определяют успешность его обучения, специфику овладения им компонентами учебной деятельности, интенсивность формирования у него общеучебных умений и навыков (в Стандартах второго поколения – это базовые навыки в системе образования младших школьников). Одним из таких базовых навыков является навык чтения Ведь чтение – это

  • окошко, через которое дети видят и познают самих себя;

  • универсальный способ развития познавательных и речевых способностей ребёнка;

  • это то, с помощью чего дети изучают большинство учебных предметов;

  • мощное средство воспитания нравственных качеств и развития эстетических чувств.

Без достаточно высокого уровня сформированности данного навыка невозможно дальнейшее качественное образование ученика. Поэтому актуальность вопроса о совершенствовании навыка чтения у младших школьников очевидна.

В современных условиях чтение рассматривается как один из видов речевой деятельности. Первый уровень деятельности – мотивационное звено. Мотивы чтения представлены на , из которого видно, что мотив деятельности – познавательная потребность, интерес. Чтение может осуществляться с разной целью ): вслух, молча, различные виды чтения.

Второй уровень деятельности – ориентировочно-исследовательский. В чтении этот уровень реализуется через первичное восприятие текста . Ученик рассматривает структуру текста и пытается предугадать события.

Третий уровень – исполнительский. При чтении ученик производит смысловую обработку текста, используя различные действия т.е. идёт преобразование смыслового звена в поступочное – «речевой поступок». В целях самоконтроля происходит перечитывание для уточнения «речевого поступка» - умозаключения. Даётся самооценка или оценка деятельности – оценка с применением критериев: правильности, выразительности и т.д.

Навык чтения проходит длительный путь развития, включающий в себя следующие этапы :

  1. подготовительный этап (дети знакомятся с буквами, с механизмом чтения),

  2. этап аналитического чтения (дети читают по слогам, читают дважды, чтобы понять смысл),

  3. этап синтетического чтения (дети читают целыми словами, зрительное восприятие слов и его произнесение совпадают с осознанием значения),

  4. этап автоматизации (навык чтения всё более автоматизируется, на передний план выдвигаются задачи понимания прочитанного произведения, преобладает чтение про себя).

Новизна работы заключается в разработке методических условий, позволяющих формировать у младших школьников полноценный (прочный) навык чтения вслух и про себя. Отсюда цель данной работы : определение основных условий и анализ путей интенсивного развития навыка чтения.

Для достижения этой цели необходимо решить следующие задачи :

1.Провести анализ методической литературы.

2.Определить условия, направленные на развитие осознанности, беглости, правильности и выразительности чтения.

3.Соотнести различные виды упражнений с этапами обучения детей чтению.

4.Выделить наиболее эффективные приёмы совершенствования навыка чтения.

Разработана система упражнений, позволяющая определить пути интенсивного развития навыка чтения, улучшить результаты в технике чтения на этапе первоначального обучения чтению (аналитического чтения) и на этапе совершенствования навыка чтения (синтетического чтения).

На этапе первоначального обучения чтению рекомендуется проводить фонетические зарядки, в ходе которых формируется культура звуковой речи. Фонетические зарядки могут включать в себя:

  1. упражнения, укрепляющие дыхание, в виде игровой разминки ( «Игровая разминка») - при этом соблюдаются правила дыхания, одно из которых «не начинай говорить, прежде чем не взял небольшой запас воздуха»;

  2. начинающий читать вслух недостаточно открывает рот и артикулирует звуки, чтобы избежать монотонности, нечёткости произношения фонетические зарядки включают работу с таблицами гласных («Таблицы гласных»), начинаем с такого вида таблиц, затем количество букв увеличивается (чтение одной таблицы можно проводить до 8 раз в разном порядке, включая игровые формы работы);

  3. кроме таблиц гласных идёт работа с таблицами согласных («Таблицы согласных») – на доске напечатаны 15 согласных букв одной строки; методика работы такова: чтение медленно по указке согласных букв (произносится твёрдый или мягкий согласный звук), глубокий вдох и чтение на выдохе аналогичным образом, чтение согласных с какой-нибудь гласной;

  4. следующий вид работы – это различные упражнения на синтез («Упражнения на синтез») которые способствуют формированию у детей поля чтения, сразу же сориентированного на охват не менее двух букв; эффективным является упражнение на выделение ударного слога с последовательным переносом ударения с 1-ого на 2-ой, а затем и на 3-ий слог; чтение таких слогов заканчивается чистоговоркой.

Всё это и формирует положительное отношение к чтению в процессе обучения грамоте.









На этапе совершенствования навыка чтения используются следующие виды упражнений:

  1. многократное чтение одного предложения («Многократное чтение одного предложения»), которое способствует ежедневному накоплению в памяти школьника зрительных образов слов, предложение прочитывается до 10 раз, упражнение заканчивается формулировкой нескольких вопросов к данному предложению самими учащимися;

  2. следующий вид упражнений – это речевые зарядки («Речевые зарядки»), материалом для которых служат скороговорки; скороговорки – это один из видов малых форм фольклора, соревновательное и игровое начало которых очевидно и привлекательно для детей; существуют правила разучивания скороговорок («Правила разучивания скороговорок»);

  3. далее идут упражнения, увеличивающие поле зрения – фактор, мешающий быстрому чтению – малое поле зрения (участок графической информации, воспринимаемый глазами за фиксацию), очень хорошо развивают поле зрения – таблицы Шульте («Таблицы Шульте»), в 1 классе – это числа от 1 до 10, во 2 классе – от 1 до 20, в 3 классе – от 1 до 25, по такому же принципу изготавливаются карточки с алфавитом (правила работы с таблицами: как можно быстрее назови все числа по порядку, указывая их карандашом; старайся запомнить расположение двух-трёх следующих друг за другом чисел; помни: глаза смотрят в центр таблицы – видят всю её целиком); работа выполняется за 10 секунд, но при тренировке учащиеся считывают их за 5-4 секунды;

  4. начиная со 2 класса, проводятся ежеурочные пятиминутки чтения ( «Пятиминутки чтения») в форме жужжащего чтения (жужжащее чтение – это такое чтение, когда все ученики читают одновременно вслух, не мешая товарищам, каждый со своей скоростью – кто-то быстрее, а кто-то медленнее), приём жужжащего чтения используется и на уроках литературного чтения, окружающего мира, гражданского образования, на занятиях по оптимальному чтению; эффективность этого вида упражнений обусловлена частотой тренировок и даёт положительный эффект в развитии навыка чтения;

  5. со II четверти 2 класса, в 3-4 классе проводится многократное чтение текста ( «Многократное чтение текста»), которое учит правильному, быстрому, выразительному чтению, знакомит с приёмами чтения про себя и заканчивается проверкой понимания прочитанного; для работы подобраны статьи о жизни природы в разные времена года, которые специально приспособлены для детского чтения; эти тексты не лишены занимательности и обращены не только к уму детей; они вызывают удивление знаниями, пробуждая интеллектуальные чувства, а удивление, как известно, - первый шаг к мышлению.

Систематическое выполнение упражнений в чтении оказывает положительное влияние на развитие навыка чтения. Все виды упражнений связаны со зрительным восприятием, а это влияет на снижение ошибок при чтении, т.е. равномернее развивается вместе со скоростью чтения и его правильность. Упражнения в произношении в ходе речевых зарядок способствуют не только формированию темпа чтения, но и развитию чёткости произношения, выразительности речи. В процессе многократного чтения идёт развитие умения читать без напряжения, где читают все, причём грамотно и в заданном темпе. Многократное чтение текста сопровождается обязательной проверкой понимания прочитанного.

В ходе итоговой диагностики учащиеся показали высокий уровень сформированности навыка чтения вслух в соответствии с требованиями программы к данному возрасту («Требование программы»).

Все учащиеся класса владеют самым продуктивным способом чтения – чтение целыми словами. Все ученики читают выше нормы конца 3 класса (70-75 слов в минуту):

  • от 75 до 80 слов – 2 чел.,

  • от 80 до 90 слов – 6 чел.,

  • от 90 слов до 100 слов – 5 чел.,

  • больше 100 слов – 8 чел.

Более половины (15 человек) умеют читать без ошибок, остальные (6 человек) допускают 1-2 ошибки на замену букв. Все учащиеся показывают хорошее качество понимания прочитанного текста вслух: высокий уровень – 13 человек, средний уровень – 8 человек. Половина учащихся умеет читать выразительно: достаточно громко, чётко, внятно, правильно, в хорошем темпе, умея соотносить интонацию с содержанием читаемого текста.

Таким образом, основными условиями совершенствования навыка чтения у младших школьников являются следующие («Основные условия совершенствования навыка чтения»):

  1. включение учащихся в разнообразные виды речевой деятельности на уроках литературного чтения;

  2. создание системы упражнений на различных этапах обучения чтению;

  3. формирование положительного отношения к чтению в процессе обучения грамоте;

  4. работа над техникой чтения не только на уроках литературного чтения, но и на уроках русского языка, математики, окружающего мира и на занятиях по оптимальному чтению.

Но какую бы мы ни осваивали технологию, мы должны понимать, что делаем это для того, чтобы помочь ребёнку осознать своё место в многообразном мире, обеспечить наиболее полное развитие индивидуальности и способностей каждого.

И Федеральный государственный стандарт начального общего образования рассматривает чтение как основной предмет в системе подготовки младшего школьника, который формирует функциональную грамотность (умение читать, писать, считать), способствует общему развитию и воспитанию ребёнка.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!