СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Совершенствование навыков чтения

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Совершенствование навыков чтения»

43









Педагогический опыт работы учителя начальных классов МБОУ «Никольская СОШ»

Бурангуловой Светланы Тимуровны

Тема педагогического опыта:

«Совершенствование навыков чтения младших школьников»
































СОДЕРЖАНИЕ

стр.



Введение….………………………………………………………. 3


Глава 1. Теоретическое исследование

проблемы по совершенствованию навыка чтения

младших школьников


    1. Качества навыка полноценного чтения

и пути их формирования………………………….…………….. 5


1.2. Этапы становления навыка чтения у начинающего чтеца….. 10



Глава 2. Исследование эффективности использования

системы упражнений по совершенствованию навыка

чтения учащихся начальных классов



    1. Описание системы упражнений

по совершенствованию навыка чтения………………………… 16


2.2. Анализ результатов исследования..…………………………33



Заключение………………………………………………………38


Литература………………………………………………………...41


Приложение……………………………………………………...43





ВВЕДЕНИЕ


В последние годы отмечается значительный рост количества детей с различными трудностями обучения в начальной школе. Трудности усвоения тех или иных школьных предметов являются наиболее частой причиной школьной дезадаптации, резкого снижения учебной мотивации, возникающих в связи с этим отклонений в поведении, а иногда даже и криминального поведения. По оценкам психологов на успеваемость влияют более 200 факторов, но существует фактор номер один, воздействие которого на успеваемость гораздо сильнее, чем воздействие всех остальных факторов. Этот фактор – овладение навыком чтения .

Следующей особенностью современного образования является то, что многие современные дети неохотно и мало читают, а уроки чтения для них становятся скучными. Существует ряд причин, в том числе и социальных: общий спад интереса к учению, обилие источников информации помимо чтения и т.д. Однако главной причиной такого явления всё-таки следует признать несовершенство обучения чтению, отсутствие системы целенаправленного формирования навыка беглого, сознательного и выразительного чтения.

Актуальность – важность, значительность чего-либо в настоящее время, современность, злободневность.

Актуальность изучения совершенствования навыка чтения учащихся состоит в следующем:

  • чтение – один из основных способов приобретения информации и овладение навыком полноценного чтения является для учащихся важнейшим условием успешного обучения в школе по всем учебным предметам;

  • как особый вид деятельности чтение представляет чрезвычайно большие возможности для формирования ключевых компетенций у школьников;

  • преждевременное использование работы с текстом при несложившемся навыке чтения и раннее переключение навыка чтения с предмета на средство обучения тормозят нормальное развитие чтения как читательской деятельности;

  • одним из вариантов повышения качества обучения чтению в начальной школе является целенаправленное управление формированием навыка чтения.

При изучении данного вопроса выявлена проблема, которая состоит в недостаточной разработанности комплексного подхода к совершенствованию навыка чтения у школьников.

Цель исследования: разработать комплекс упражнений, способствующих развитию навыка чтения у младших школьников.

Задачи исследования:

  • изучить литературу по совершенствованию навыка чтения;

  • проанализировать особенности чтения младшего школьника;

  • оценить состояние процесса формирования навыка чтения в собственной педагогической практике;

  • разработать систему упражнений, направленных на совершенствование навыка чтения у младших школьников;

  • экспериментально апробировать систему упражнений по совершенствованию навыка чтения;

  • провести сравнительный анализ уровня овладения навыком чтения учащимися.

Сроки исследования: в течение трёх лет.
































Глава 1. Теоретическое исследование проблемы по совершенствованию навыка чтения младших школьников.


    1. Качества навыка полноценного чтения и пути их формирования.


Термин «чтение» употребляется в разных значениях: в узком смысле - это формирование навыка чтения, овладение техникой чтения; в широком – техника чтения и плюс понимание прочитанного.

Навык – автоматизированное действие, вырабатывающееся в результате длительных организованных упражнений . Организуя работу над развитием навыка чтения, учитель исходит из сущности навыка чтения (его природы) и задач уроков чтения. «Конечной задачей развития навыка чтения, - пишет Т.Г. Егоров, - является достижение синтеза между отдельными сторонами процесса чтения, каким характеризуется чтение опытного чтеца… Чем гибче синтез между процессами осмысливания и тем, что называется навыком в чтении, тем совершеннее протекает чтение, тем оно точнее и выразительнее».

Чтение принадлежит к числу сложных психофизиологических процессов и осуществляется при взаимодействии ряда механизмов или факторов, среди которых решающую роль играют: 1) зрительный, 2) речедвигательный, 3) речеслуховой, 4) смысловой.

Навык чтения, как навык сложный, требует длительного времени для своего формирования. Т.Г. Егоровым выделяются три этапа процесса формирования данного навыка: «аналитический, синтетический, или этап возникновения и становления целостной структуры действия, и этап автоматизации».

Аналитический этап приходится на период обучения грамоте и характеризуется слого-буквенным анализом и чтением слов по слогам.

Для синтетического этапа характерно чтение целыми словами; при этом зрительное восприятие слова и его произнесение почти совпадают с осознанием значения. На синтетическое чтение учащиеся переходят в 3-4 классах. В последующие годы всё более автоматизируется. Это означает, что сам процесс чтения всё менее осознаётся школьниками и на первый план выдвигается осознание текста: фактического содержания, композиции, идейной направленности, изобразительных средств и т.д.

Начинается чтение со зрительного опознавания графических элементов текста, т.е. букв, их сочетаний, слов и т.д. Они своими физическими свойствами (т.е. размером, начертанием, цветом) возбуждают в зрительно-нервном аппарате импульсы, которые поступают в особые центры головного мозга. В головном мозге импульсы зрительных восприятий расшифровываются (декодируются), соотносятся с хранящимися в памяти эталонами (графическими образами букв, звуками-смыслоразличителями, их артикуляторными свойствами, словами и т.д.), преобразуются в звуки, звуковые формы слов, фразы и т.д. И даже если чтение протекает в режиме так называемого чтения про себя, молчаливого чтения, то речедвигательные и слуховые механизмы практически действуют так же, как и при громком чтении. Правда, эти действия при молчаливом чтении, когда голос «отключён», протекают в скрытом виде. Так, речевые органы (язык, губы, гортань) совершают микродвижения, которые читающий практически не улавливает, но приборы их отчётливо фиксируют. Слух при молчаливом чтении как бы обращён внутрь. Но во всех случаях (и при громком, и при молчаливом чтении), как только зрительный импульс поступил в головной мозг, из него тут, же посылаются сигналы в речедвигательный, артикуляторный и слуховой механизмы, которые незамедлительно приходят в действие.

В методическом плане учёт названных особенностей работы зрительного механизма побуждает каждого, кто занят обучением первоначальному чтению, тщательно продумать способы знакомства детей с буквами, их запоминания, безошибочного различения, соотнесения с определённым звуком или звуками. Учителю очень важно подобрать такие демонстрационные, дидактические и прочие материалы с буквами (слогами, словами и т.д.), которые обладают наилучшими для их восприятия физическими свойствами. При этом необходимо продумать, как добиться тесного взаимодействия различных факторов, участвующих в акте чтения. От слухового механизма во многом зависит правильность и полнота не только восприятия чьего-то громкого чтения, но и собственного чтения вслух: его самооценка и корректировка, особенно если это выразительное чтение. Очень полезны для развития речевого слуха упражнения в звукоподражании, в отчётливом, даже чеканном произнесении отдельных слов, пословиц, стихотворений и т.д.; упражнения по распознаванию конкретных звуков в произносимых учителем и учениками словах, в скороговорках, загадках, стихотворениях и т.д.

Следующей особенностью являются фиксации. Установлено, что взгляд движется по строчкам письменного (напечатанного или рукописного) текста не равномерно (медленно или ускоренно), не ритмично (скачками). Время движения от одной точки текста (буквы, части слова, целого слова или группы слов) до другой – 0,01 до 0,03 секунды. Совершив очередное движение – скачок, взгляд как бы приостанавливается. Эти остановки называются фиксациями. Их продолжительность у опытного читателя (чтеца) равна в среднем 0,15 секунды. Именно на фиксации падает почти вся нагрузка по восприятию и опознаванию букв, слов и других элементов текста. И чем больше за одну остановок будет зафиксировано этих элементов, тем больше окажется поле зрения (поле чтения, поле узнавания).

Количество фиксаций, падающих на строку текста, зависит: от опытности читающего, его квалификации как читателя; от свойства и качества текста (характера его содержания и сложности, состава лексики, её новизны, длины слов и т.д.); от целевой установки и избранного вида чтения (вслух или про себя, сплошное или выборочное, изучающее или просмотровое); от способа чтения (побуквенного, слогами, целыми словами, фрагментами, частями, динамического). У опытного читателя при чтении про себя число фиксаций колеблется от 3-4 до 8-11 на строку, при чтении вслух – от 5 до 12. У ребёнка, только начинающего учиться читать, поле чтения ограничивается буквой, точнее тяготеет замкнуться на букве. Если это примет устойчивый характер, то возникает так называемое побуквенное чтение – самый непродуктивный способ чтения. В связи с этим в 1-ом классе необходимо использовать такие упражнения, которые способствовали бы формированию у детей поля чтения, сразу же сориентированного на охват не менее двух букв, притом образующих так называемое слияние (слогов типа СГ).

Следующей особенностью действия зрительного механизма является его стремление запечатлеть в первую очередь наиболее характерные приметы и доминирующие признаки букв, буквосочетаний, слов. При этом зрение ориентируется больше на верхние, чем на нижние, части букв и строки. Данная особенность работы зрительного механизма при чтении позволяет широко практиковать приём «полубуковка», придумывать разные варианты его использования.

Одновременно со скачкообразным продвижением взгляда по читаемой строке время от времени происходит возвратные скачки к ранее уже зафиксированному зрением слову, которые называются регрессиями. Регрессии вызываются колебаниями и сомнениями, возникающими у чтеца по поводу правильности опознания каких-то букв, произнесения звуков, прочтения слова, и стремлением внести в своё чтение нужные поправки или уже уверенно его продолжить. Регрессии несколько замедляют скорость чтения и нарушают его правильность. Для того чтобы свести к минимуму регрессии и придать им позитивный характер, широко используются такие способы работы, как предварительная отработка чтения трудных слов данного текста, вспомогательные пометки, предварительная беседа по содержанию текста и т.д.

Процесс чтения складывается из двух взаимосвязанных сторон: смысловой и технической. Они охватывают зрительный и звуко-слухо-речедвигательные механизмы. В развитых формах процесс чтения протекает так, что его техническая сторона работает в своеобразном автоматическом режиме, как навык. Контроль над данным процессом протекает на подсознательном уровне. Смысловая сторона проявляет себя как сложное умение и играет в чтении ключевую и цементирующую роль. Это умение связано с переработкой и усвоением содержания читаемого текста, который чаще всего предстаёт перед читателем как нечто новое по лексике, по расположению слов, построению фраз и предложений, по смыслу. Осмысленность чтения, понимание содержания читаемого текста – это самое основное в процессе чтения, это то, ради чего оно осуществляется. Среди многих методических способов формирования умения понимать читаемый текст центральное место принадлежит вопросам учителя. К.Д. Ушинский писал: «Преподаватель должен вопросами своими беспрестанно заставлять читателя вникать в смысл читаемого, испытывать и возбуждать его внимание». Для выработки осмысленного чтения необходимо использовать вопросы, направляемая ими беседа, рассмотрение иллюстраций, сопоставление их содержания с содержанием читаемого текста, устное рисование-иллюстрирование, подготовка и проведение чтения по ролям и т.д.

Техническая сторона чтения посредством многократных и систематических упражнений может за сравнительно непродолжительное время подняться до значительных высот и даже достичь «потолка», т.е. существующих пределов (это скорость 140-180 слов в минуту для чтения вслух и 160-280 слов в минуту для молчаливого чтения).

Смысловой механизм неразрывно связан с памятью, куда закладываются и где хранятся, уточняются и обогащаются языковые и речевые эталоны звуко-смыслоразличительного, произносительного, лексико-семантического и структурно-грамматического порядка. Воспринимая речь, человек соотносит звуки, слова, их сочетания, фразы, предложения и т.д. с этими эталонами и проясняет смысл речевого сообщения. Степень яркости, разнообразия и богатства речеязыковых эталонов находится в прямой зависимости от речевой активности человека, развитости чувства языка, «дара слова», обстоятельности изучения и степени осмысления им средств и закономерностей родного языка. Соответственно при обучении детей чтению большое значение имеют многообразные упражнения аналитико-синтетического характера. Они не только развивают у школьников умственные способности, но оттачивают языковые, речевые эталоны, придают им большую отчётливость, мобильность и продуктивность. «Слуховые ощущения, - писал великий русский физиолог И.М. Сеченов, - имеют перед другими то важное преимущество, что они уже в раннем детстве ассоциируются самым тесным образом с мышечными – в груди, гортани, языке и губах, т.е. ощущениями при собственном разговоре». Большое значение упражнениям по наблюдениям придаёт и М.С. Соловейчик. Так, она пишет: «Чем умнее загрузит учитель на уроках обучения грамоте артикуляторной, речепроизносительный механизм детей, тем лучше ученики овладеют артикуляцией звуков родного языка, закрепят в своей памяти мускульные ощущения, связанные с произнесением того или иного звука».

Существует ещё один весьма важный механизм восприятия текста – прогнозирование, антиципация. Он «накладывается» на все другие механизмы, участвующие в акте чтения (смысловой, зрительный, слуховой, звуко-речедвигательный) и во многом предопределяет их продуктивность. Механизм антиципации своё яркое выражение получает в смысловой догадке. Она первоначально может проявиться в двух видах: или в простом угадывании (увидел и опознал ученик несколько букв и произносит остальные звуки показавшегося ему узнанным слова: стук вместо стол, тетрадь вместо тетради), или в догадке, которая подкрепляется прочитыванием всех основных букв, составляющих слово. В первом случае это субъективный вид догадки, а во втором – объективный. При возможности развития первого вида его носитель может сформироваться как читатель угадывающего типа, при втором – текстуального типа. В школе желательно формировать читателя текстуального типа, т.к. ему свойственна основательность в чтении.

На всех ступенях формирования процесса чтения, отработки механизмов, осуществляющих этот процесс, огромную роль играет внутренняя речь. Она выступает в качестве универсального средства выполнения всех мыслительных операций. С её помощью логически перерабатываются зрительные, слуховые и речедвигательные представления, происходит управление, самоконтроль и самооценка речевой деятельности. Развитие внутренней речи осуществляется под влиянием каждого из видов внешней речи, умственной и эмоциональной деятельности человека. В какой-то степени можно повлиять на развитие внутренней речи в её развёрнутой форме. Для этого ученику предлагается: вслух рассказать о том, что он представлял себе во время чтения определённого текста; о чём думал в это время, какие мысли рождались по ходу чтения; как он следил за своим чтением, в частности за его правильностью.
























1.2 Этапы становления навыка чтения у начинающего чтеца

В методической литературе разработана достаточно полная характеристика навыка чтения. Н.П. Каноныкин, Н.А. Щербакова, Е.А. Адамович, К.Т. Голенкина, В.Г. Горецкий, М.И. Оморокова и др. отмечают четыре стороны навыка чтения: правильность, сознательность, беглость, выразительность.

Правильность чтения – это чтение без искажений: правильно передаётся слого-буквенный состав слова, грамматические формы слова, не допускается пропусков и перестановок слов в предложении.

Школьная практика показывает, что дети чаще ошибки в сложных и редко употребляемых словах. В целях предупреждения таких ошибок целесообразно:

  • выяснить перед чтением лексическое значение слов, без понимания смысла которых восприятие текста будет затруднено;

  • предварительное послоговое прочтение слов, имеющих сложный слоговой или морфемный состав;

  • создание на уроке условий для внимательного чтения текста, чёткая формулировка заданий и вопросов;

  • предварительное чтение текста про себя;

  • систематический контроль учителя за чтением учащихся;

  • методически верное исправление ошибки в зависимости от характера (например, ошибку в окончаниях слов учитель может исправить, не прерывая чтение ученика; ошибку, в результате которой исказился смысл предложения, учитель исправляет, используя приём повторного чтения, ставит вопрос по содержанию прочитанного).

Беглость чтения характеризуется определённым количеством слов, произносимых в минуту. Данное качество не является самоцелью, но, поскольку от неё зависят другие качества чтения, необходимо добиваться нормального темпа чтения (80-90 слов в минуту). Темп чтения растёт постепенно и находится в определённой зависимости с чтением правильным и сознательным. Быстрота чтения вне связи с пониманием читаемого не может быть оправдана.

Развитию беглости способствует, прежде всего, заинтересованность учащихся в чтении, желание и потребность читать книги. На развитие темпа чтения положительное влияние оказывает характер заданий, которые они выполняют, работая над текстом. Задания должны побуждать к перечитыванию текста в целях более осознанного его восприятия: подбор материала для подтверждения правильности своего суждения; подготовка к пересказу, к словесному рисованию и т.д. Учителю необходимо заранее планировать работу так, чтобы, выполняя различного вида задания, почти все учащиеся в течение урока читали вслух. Особого внимания заслуживает развитие у детей умения читать про себя.

Сознательность чтения обусловлена пониманием фактического содержания читаемого текста, идейной направленности произведения, его образов и роди художественных средств. Это зависит от наличия у школьников необходимого жизненного опыта, от понимания лексического значения слов, их сочетаемости в структуре предложения, от уровня владения учащимися слого-буквенным и звуковым анализом и синтезом слова и от ряда методических условий.

Сознательное чтение текста основывается на том, что дети овладели техникой чтения и сам процесс чтения не вызывает затруднений, протекает довольно быстро. С этой целью проводится анализ текста со стороны содержания и художественных средств изображения (рассматривается в рамках программных требований).

Выразительность чтения как качество формируется в процессе анализа произведения. Выразительно прочитать текст – это «значит, - как пишет Л.А. Горбушина, - найти в устной речи средство, с помощью которого можно правдиво, точно, в соответствии с замыслом писателя, передать идеи и чувства, вложенные в произведение. Таким средством является интонация.

Интонация – совокупность совместно действующих элементов звучащей речи, главнейшие из которых – ударение, темп и ритм речи, паузы, повышение и понижение голоса. Эти элементы взаимодействуют, поддерживают друг друга, и все вместе обусловливаются содержанием произведения, его идейно-эмоциональным «зарядом», а также целями, которые в данный конкретный момент поставлены чтецом».

В методической литературе (З.А. Агейкина, А.А. Горбунова, Е.Е. Руднева и др.) в качестве важнейших условий овладения учащимися навыком выразительного чтения выдвигаются: 1) умение распределить своё дыхание в процессе речи; 2) овладение навыками правильной артикуляции каждого звука и чёткой дикцией; 3) овладение нормами литературного произношения. В других методических изданиях (М.И. Оморокова, Т.А. Ладыженская и др.) для выразительного чтения необходимо соблюдение знаков препинания, логических и психологических пауз, логического ударения и интенсивности речи, умение менять темп и ритм чтения.

При обучении выразительному чтению ведущим является не подражание образцу, а понимание текста, собственного отношения учащихся к событиям, о которых рассказывает автор, сопереживание с героями произведения. Однако необходимо подчеркнуть особую роль выразительного чтения учителя для формирования выразительного чтения учащихся. Школьники всегда должны слышать выразительную речь учителя.

Анализ методической литературы позволил выявить три системы упражнений по формированию навыка чтения: систему обучения оптимальному чтению Зайцева В.Н.; систему коррекционной работы на уроках чтения Цыпиной Н.А.; систему упражнений Омороковой М.И., Постоловского И.З., Рапопорта А.И.

Система обучения оптимальному чтению В.Н. Зайцева. Данная система направлена на овладение учащимися оптимальным темпом чтения. По мнению В.Н. Зайцева, оптимальное чтение – это чтение со скоростью разговорной речи.

Данная система включает в себя следующие резервы обучения чтению:

  1. Частота упражнений. Домашняя тренировка в чтении проводится тремя-четырьмя порциями по 5 минут. Ребёнок прочитывает небольшой абзац и пересказывает его содержание. Через час ещё одна порция. Перед сном ещё одна.

  2. «Жужжащее» чтение. Все ученики читают одновременно вслух, вполголоса, каждый со своей скоростью в течение 5 минут.

  3. Ежеурочные пятиминутки чтения.

  4. Чтение перед сном.

  5. Режим щадящего чтения. Ребёнок прочитывает две-три строчки и после этого получает кратковременный отдых.

  6. Развитие оперативной памяти. Оперативная память развивается посредством зрительных диктантов, тексты которых разработаны и предложены профессором И.Т. Федоренко. В каждом из 18 наборов имеется шесть предложений с постепенным наращиванием длины предложений.

  7. Коллективные комплексные упражнения: многократное чтение, чтение в темпе скороговорки, выразительное чтение с переходом на незнакомую часть текста. Все три упражнения проводятся коллективно.

  8. Стимулирование желания читать. Заключается в ежедневных замерах скорости чтения.

Анализ содержания выше перечисленных упражнений показывает, что данная система обучения чтению способствует лишь выработке беглости чтения и не предусматривает другие механизмы процесса чтения. Физиологи и психологи убедительно доказали, что увеличение скорости чтения вслух свыше 75-90 слов в минуту приводит к нарушению психофизиологических механизмов восприятия текста на слух, к расстыковке зрительных и моторных процессов, отставанию речи и мысли от восприятия. Информация не воспринимается и не усваивается полноценно. Главным в чтении является понимание информации, сближение понимания и восприятия. Высокая скорость тормозит эти процессы. Иная ситуация возникает при чтении про себя. Поскольку чтение про себя и вслух – это разные формы чтения.

Положительной стороной этой системы является то, что увеличивается тренаж в чтении в 10 раз.

Система коррекционно-тренировочных упражнений Н.А. Цыпиной. Данная система направлена на освоение, отработку и автоматизацию чтения слов, преодоление разнообразных ошибок и затруднений учащихся которым трудно даётся беглость чтения, совершенствование навыка понимания прочитанного. Система упражнений используется во фронтальной работе и на индивидуальных занятиях с учениками. Коррекционные упражнения подбираются учителем дополнительно к материалу, имеющемуся в учебниках. Они носят предупреждающий характер и включают слова тех слоговых структур, которые представляют для детей наибольшую трудность. Количество упражнений для каждого ребёнка индивидуально.

Система Н.А. Цыпиной включает в себя следующие резервы обучения чтению:

1. Требование дозированного чтения. Данное требование как коррекционный приём предполагает, что учитель, зная особенности навыка чтения и возможности своих учеников, даёт им посильные задания и для самоподготовки, и для самостоятельного внеклассного чтения, и – по возможности – для работы на уроке. В противном случае учащиеся со слабо сформированным навыком чтения при получении большого или трудного, непосильного задания вовсе отказываются от работы, опускают руки, совсем перестают читать.

2. Звукобуквенный анализ слов, в которых возможны ошибки. Работа с разрезной азбукой. После букварного периода многие ученики длительное время нуждаются в проведении звукобуквенного анализа слов, в которых возможны типичные для них ошибки, и в работе с азбукой. Эти упражнения сочетают фронтальную работу с использованием классной доски или наборного полотна и индивидуальную работу с применением кассы букв и слогов, специального раздаточного материала в виде карточек.

3. Чтение слов со стечением согласных с постепенным наращиванием в виде столбиков слогов и слов. При этом слоги или части слов располагаются в столбиках таким образом, что одинаковые буквы помещены одна под другой, например:

ру ра

дру гра

друг град

вдруг награда

4. Упражнения по расширению поля зрения читающего. Детям предлагают прочитать записанные на доске слова, а затем короткое предложение в определённую единицу времени. После этого учитель закрывает написанное на доске и выясняет у детей, кто, сколько успел прочитать. Постепенно предложения удлиняются, входящие в них слова усложняются.

5. Сочетание усилий слабо и удовлетворительно читающих учеников. Первой группе детей раздаются карточки с отдельными словами, вторая группа выбирает из записанных на доске предложений те предложения, которые содержат прочитанные на карточках слова.

  1. Чтение слов, расположенных на двух строчках со знаком переноса. Работают над этими словами перед чтением всего текста.

  2. Чтение многосложных и мало употребительных слов. Их выписывают на доску или отмечают в учебнике и, разобрав их слоговую структуру, отметив ударение, читают отдельно перед чтением всего текста. Иногда предварительную подготовку проводят с целыми предложениями.

  3. Создание системы работы с детьми, обеспечивающей увеличение частоты упражнений в чтении произведений. Здесь требуется совместная деятельность учителя и воспитателя, который во второй половине дня закрепляет навык чтения, формируемый на уроках.

  4. Упражнения по совершенствованию восприятия и понимания читаемых текстов.

  5. Упражнения, направленные для развития выразительности чтения.

Анализ упражнений показывает, что рассматриваемая система упражнений направлена на формирование правильности, беглости, сознательности и выразительности чтения, т.е. она способствует формированию полноценного навыка чтения. Однако в ней недооцениваются такие особенности действий психофизиологических механизмов, как поле зрение, антиципация, распознавание конкретных звуков и чёткое их произношение.

Система упражнений М.И. Омороковой и И.З. Постоловского. Эта система направлена на формирование полноценного навыка чтения и включает в себя следующие упражнения:

  1. Упражнения по развитию осознанности чтения.

  2. Упражнения по совершенствованию навыка чтения:

  • развитие чёткости произношения;

  • выработка внимания к слову и его частям;

  • развитие оперативное поле чтения и памяти;

  • развитие гибкости и скорости чтения вслух и молча;

  • упражнения на антиципацию отдельных слов на основе входящих в их состав согласных.

  1. Упражнения по формированию выразительного чтения.

Данная система в большей степени способствует формированию полноценного навыка чтения на основе взаимодействия различных факторов, участвующих в акте чтения.


Выводы:

1. Чтение представляет собой сложный психофизиологический процесс, который осуществляется благодаря совместной деятельности зрительного, речедвигательного и слухового анализаторов и включает зрительное восприятие, узнавание и различение букв, соотнесение букв со звуками и звукового образа слова с его значением.

2. Обучение чтению приводит к формированию навыка чтения, который характеризуется единством четырёх компонентов – сознательности, правильности, беглости и выразительности. При этом необходимо продумать, как добиться тесного взаимодействия различных механизмов, участвующих в акте чтения.

3. Качество всех параметров чтения вслух (сознательность, правильность, выразительность) и молча (беглость, умение самостоятельно ориентироваться в структуре и содержании текста) может быть повышено не столько путём многократного перечитывания (хотя это один из приёмов обучения) сколько за счёт:

  • овладения способами действия (как это имеет место в период обучения грамоте);

  • мотивации чтения;

  • освоения круга тех умений, совокупность которых обеспечивает качественный сдвиг в чтении;

  • развития чтения как одного из видов речевой деятельности во взаимосвязи с другими его видами;

  • целенаправленного управления процессом овладения и совершенствования навыка чтения;

  • введения разных вариантов чтения.






























Глава 2. Исследование эффективности использования

системы упражнений по совершенствованию навыка

чтения учащихся младших классов


2.1. Описание системы упражнений по совершенствованию

навыка чтения


Педагогическое исследование проводилось в течение трёх лет. Основанием проведения исследования послужила неудовлетворённость результатами работы по формированию навыка чтения у младших школьников

Несмотря на то, что в данном классе формирование полноценного навыка чтения осуществлялось на основе использования системы обучения оптимальному чтению по УМК «Гармония» проверка техники чтения выявляла ряд западающих проблем (таблица 1):

Таблица 1

Выполнение программных требований по чтению в 3 классе (май, 2019-2020 учебный год)

К концу учебного года учащиеся овладели:

Количество учащихся в %

сознательным чтением

100%

навыком правильного чтения

86%

чтением целыми словами

97%

навыком выразительного чтения

89%

темпом чтения, соответствующего программным требованиям

98%






Выполнение программных требований по чтению в 1 классе (май, 2019-2020 учебный год)

К концу учебного года учащиеся овладели:

Количество учащихся в %

сознательным чтением

100%

навыком правильного чтения

83%

чтением целыми словами

92%

навыком выразительного чтения

86%

темпом чтения, соответствующего программным требованиям

67%








Входная диагностика по проблеме исследования с целью выявления уровня развития учащихся и обученности по чтению



Список уч-ся

Отношения к учению, познавательная активность

Интеллектуальная работа

Развитие навыков активного труда


Сроки изучения

Желания учиться

Переживание успехов и неудач

Стремление выполнить требования учителя

Осознание личной значимости

Сформировать внимание и память

Умение выделять главное

Самостоятельность

Тем усвоение знаний

Умение планировать

Умение организовываться

Навыки самоконтроля

Умение работать в темпе класса

Королёва Елизавета

Октябрь 2020 г.



+

+

+

+

+



+

+

+

Крюнькин Артём




+

+

+



+

+



Милов Владислав


+

+

+

+

+



+


+


Рево Мария


+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

Слоквенко Кирилл

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

Буксман Варвара

+

+

+

+

+

+

+


+

+

+

+

Мазур Вероника


+

+

+

+

+

+


+

+

+

+

Морозова Анна




+



+


+

+



Мощенко Ульяна



+

+


+

+


+


+


Погорелов Виталий

+

+

+



+

+


+




Сухова Алина


+





+


+

+



Слоквенко Давид

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+


Таблица показывает, что благодаря использованию выше указанных систем упражнений на оптимальном уровне у младших школьников сформированы: сознательность и беглость чтения, чтение целыми словами. К западающим проблемам относится уровень сформированности таких параметров, как правильность и выразительность чтения.

В ходе проверки техники чтения учащиеся данного класса допустили ошибки (в % от общего числа учащихся):

  • на замену, пропуск букв, слогов, слов – 71%

  • в окончаниях – 29%

Таким образом, система работы по выработке навыка чтения нуждалась в совершенствовании.

Для совершенствования техники чтения, преодоления разнообразных ошибок и затруднений учащихся были выделены группы упражнений, направленные на:

  • развитие речевого аппарата;

  • расширение оперативного поля чтения;

  • развитие зрительного восприятия;

  • развитие внимания и памяти в процессе восприятия;

  • развитие правильности, безошибочности восприятия текста;

  • развитие антиципационного восприятия текста и предотвращения регрессий;

  • преодоление активной внешней вокализации при чтении молча;

  • развитие скорости чтения при чтении вслух и молча;

  • преодоление трудностей понимания в разных условиях восприятия текста;

  • развитие контроля и самоконтроля при чтении;

  • упрочение звукобуквенных связей;

  • дифференциацию фонем;

  • уточнение и расширение словарного запаса учащихся;

  • автоматизацию слогослияния;

  • развитие умения в постановке ударения в слове;

  • развитие грамматических навыков.

Упражнения могут быть использованы на уроке чтения и при проведении индивидуально-групповых коррекционных занятиях. При индивидуально работе учитывается, какой параметр чтения у ребёнка слабо отработан – произношение, правильность, скорость восприятия, слогослияние, понимание и т.д. Строятся они в основном на материале читаемых произведений. Тексты упражнений записываются на карточки или таблицы, читаются с доски, произносятся по памяти (скороговорки, чистоговорки). При групповой работе формируется группа учащихся, которые особенно замедленно овладевают чтением, по одинаковым западающим параметрам чтения. Коррекционные упражнения подбираются учителем дополнительно к материалу, имеющемуся в учебнике.

В учебном процессе тренировочные упражнения используется во фронтальной и групповой работе, индивидуально. Занимают они на уроке 5-6 минут.

Непременным условием при совершенствовании техники чтения является использование практических действий учащихся и поэтапность в формировании умений. В дополнение к учебникам, в которых невозможны пометы и практические действия, используются карточки и обычные тетради по чтению.

В этих материалах помещаются отрывки из текстов основного учебника и задания, которые каждый ученик должен выполнить самостоятельно или со своим соседом по парте. В зависимости от цели работы используются разные виды практических действий:

  • подчёркивание важного в тексте (эмоционально-оценочной лексики, нужной мысли и т.д.);

  • расстановка условных знаков (определение темпа чтения, пауз, логических ударений, определение структуры текста);

  • расстановка ударения;

  • разделение слов на слоги;

  • выписывание слов и предложений по заданию;

  • словесная и живописная иллюстрация;

  • запись своих мыслей, оценок, отношений;

  • запись порядка действий с материалом, словесного плана и т.д.

С помощью активных действий с текстом формируются и закрепляются конкретные читательские умения работы с текстом, учебные способы (способы действий). Кроме этого в практические действия учащихся включаются мыслительная деятельность (сопоставления, выводы, анализ, создание образных картин), творческая изобразительная деятельность, эмоциональная сфера младшего школьника.

Учитывая, что преждевременное использование работы с текстом при несложившемся навыке чтения и раннее переключение навыка чтения с предмета на средство обучения тормозят нормальное развитие чтения как читательской деятельности, на первом этапе совершенствования чтения необходимо, прежде всего, качественно сформировать основные параметры навыка чтения. В связи с этим основное внимание в исследовании было направлено на поиск эффективных приёмов работы по совершенствованию техники чтения младших школьников с ЗПР. В работе по совершенствованию техники чтения:

- учитываются взаимосвязь и взаимодействие чтения вслух и молча; чтения, говорения и слушания; чтения и понимания; возрастные и психолого-педагогические особенности учащихся начальных классов;

  • используются разные варианты чтения (первичное чтение небольшого текста каждым учеником, первичное чтение учителем и повторное чтение всеми учениками, первичное чтение по вызову и повторное чтение всеми детьми про семя и т.д.);

  • детям даются определённые ориентиры, составляются «памятки», «правила» (Приложение 1).

Рассмотрим систему упражнений, направленную на совершенствование техники чтения.

I. Развитие чёткости произношения.

  1. Развитие речевого аппарата.

Развитие речевого аппарата осуществляется введением скороговорок, чистоговорок.

Образцы скороговорок:

Проворонила ворона воронёнка.

Саша шапкой сшиб шишку.

И швец, и жнец, и на дуде игрец.

Мама мыла Милу мылом.

От топота копыт пыль по полю летит.

В зимний холод всякий молод.

Образцы чистоговорок:

Ужу-жу-жу – молоко дадим ежу.

Жа-жа-жа – есть иголки у ежа.

Жи-жи-жи – здесь живут ежи.

Же-же-же – дождь прошёл уже.

Жо-жо-жо – лужок, снежок, пирожок, творожок.


За-за-за – уходи домой, коза.

Зу-зу-зу – моем Катю мы в тазу.


Параллельно с чистоговорками, скороговорками вводится работа по отработке произношения гласных и согласных.

Вначале учащиеся хором перед зеркалом тренируются в произношении гласных: а-у, а-о, ы-и, э-а, и-о и т.д.

После отработки произношения гласных включаются сочетания гласных и согласных: ба, бо, бу, бы, бэ, би; ва, во, ву, вэ, ви и т.д.

Сначала читаются первые десять согласных, затем последующие десять.

Разминка на уроке проводится таким образом: на доску выписываются гласные, а дети по алфавиту подсоединяют к ним согласные. Чтение проводится хором и индивидуально, в виде соревнования по рядам.

Далее дети тренируются в произношении различного рода сочетаний гласных и согласных, например: аоуиэ, аиуоэ, уаиоэ; з-с-ж, ш-ж-с, г-к-х; б-п; же-че-ща; тра-тро.

Затем гласные и согласные читаются в словах, предложениях: электростанция, электрофикация, портфель. В январе, в январе много снегу во дворе.

Материал берётся из читаемых произведений, подбирается с учётом выявленных ошибок в произношении слов.

Для развития речевого аппарата можно использовать чтение слов со стечением согласных с помощью способа наращивания (в виде столбиков слогов и слов):

ру ра ле ро

дру гра хле тро

друг град хлеб трое

вдруг награда хлебный строю


2. Упражнения в чёткости произношения.

Развитие чёткого произношения осуществляется введением скороговорок, чистоговорок, упражнений в чётком чтении абзаца (строфы), упражнений в дифференциации звуков и постановке ударения.

2.1. Дифференциация звуков.

Образец: С – Ш

  1. Вычленить звуки из слов.

  2. Сравнить звуки по артикуляции.

  3. Соотнести звуки с буквами.

  4. Дифференцировать их в слогах различных типов (чтение слоговых таблиц).

СА – ША – СО – ШО – СУ – ШУ

СО – СО – ШУ – СУ – ША – СА

СУ – СУ – СА – ША – СО – ШО


СА ША СА

ШУ СО СУ

СУШ САШ СОШ


  1. Дифференцировать в словах:

а) сопоставить по смыслу и звучанию:


споры - шпоры басня – башня сумел – шумел


б) поднять соответствующую букву:


принёс, пришил, спали, краска, рубашка и т.д.


в) найти в тексте слова и подчеркнуть буквы с, ш.


  1. Чётко повторить:

Шашки на столе, шишки на сосне. Куст шуршит – косой мимо спешит.


Для развития фонематического восприятия и звуко-буквенного анализа смешиваемых звуков можно использовать следующие упражнения:

а) Чтение слогов:

  • поднять букву, соответствующую звуку при прочтении;

  • составить слоги с заданными звуками;

  • преобразовать слоги, заменяя один звук на другой;

  • шифровка и расшифровка слогов.

б) Дифференциация звуков в словах, предложениях (на фоне уточнения звуковой структуры слова):

  • определить, какой звук в слове – П или Б, поднять соответствующую букву;

  • определить место звука в слове (начало, середина, конец);

  • работа со словами-паронимами;

  • записать слова в два столбика (Ж и З);

  • составление слов из разрезной азбуки;

  • назвать из текста слова с заданными звуками (или звуком);

  • придумать предложения, где должны быть слова с заданными звуками;

  • добавить в предложения слова с заданными звуками;

  • придумать предложение, в котором все слова начинаются на заданный звук.


2.2. Учимся произносить текст чётко, внятно, соблюдая знаки препинания.


Книги в суме / - в пути тягость, /

Книга в уме / - в пути облегченье.


Испокон века / книга красит человека.

2.3. Читай правильно диалог.


- Собака, / что делаешь?

- Волков пугаю.

- А что хвост поджала?

- Волков боюсь.


2.4. Покажи повышение и понижение голоса.


- Заяц, заяц, чем ты занят? 

- Кочерыжку разгрызаю. 

- А чему ты, заяц, рад? 

- Рад, что зубы не болят. 


2.5. Произноси правильно.


ща-ще Ручища, ножища, тараканище, чудище, хвостище.

Щёткой чищу я щенка.


ого, его У синего моря.

Эта страница зелёного цвета.

2.6. Проговори слово, выделяя голосом ударный гласный. Составь словосочетание (предложение).

з а´м о к – з а м о´к р у´к и – р у к и´

п о´л к и – п о л к и´ м е л о´к – м е´л о к


II. Упрочение звукобуквенных связей.

Для этого можно использовать:

  1. Упражнения, предложенные М. Монтессори, такие как обводка пальцем контура выпуклых букв, дермолексия (педагог «рисует» на ладони ребёнка букву, тот должен опознать её), тактильное опознание «наждачных» букв и т.д.

  2. Задание «Группировка стилизованных букв». Ребёнку предлагают сгруппировать одинаковые буквы.

  3. Синтез слов из слогов при одном постоянном и одном сменяющемся слоге:

- дух бал-

воз- - раст бул- - ка

- чик бан-

  1. Игра «Помоги Незнайке!»: «Незнайка перепутал местами слоги. Помоги ему составить слово!»

  2. «Буква потерялась». Найди её.

ДУ-…

  1. «Какие слова можно составить из букв данного слова?»

СТВОЛ (ВОЛ, СТОЛ, и др.)

III. Автоматизация слогослияния.


1. Используется слоговая таблица. Учитель в случайном порядке называет слоги и предлагает детям максимально быстро указать соответствующий слог в таблице и прочитать его.

МА ОК ИМ БА СО АП ЕЛ МЕ АШ РИ АМ КУ ЛЕ

УМ МИ ГО ЛЕ ИЛ СА ПУ ОМ СУ ВЕ СИ ОК ПИ

КО АМ МУ БУ ЛИ БЕ АС ТУ ОР ИМ ЛЯ УС ДО

ОС БИ ПА ЗО ХА ДИ РУ ВЕ ИЛ ЧУ

ША УК ИК ИР СО ОС

СЕ ПО АШ РО МИ АЛ


ЛОМ КАР КРА

КОЧ ПАЛ ПЛА

САР ПИЛ ПЛИ

ЧИЛ ГОР ГРО

ГОР СИЛ СЛИ

  1. Таблица со словами. Используется так же.

КУСТ КРАН

ТОРТ ПЛОТ

КРОВЬ СВЕТ

ПЛОТЬ БОРТ

КОСТЬ ДОЖДЬ

БАНТ СТАН

3. Слоговые таблицы можно использовать и по-другому.

а) Детям предлагаются таблицы и соответствующие им слова, состоящие из слогов, входящих в таблицу. Учитель по очереди называет слова, а учащиеся отыскивают в таблице слоги, из которых они состоят, в правильной последовательности.


ТЫ ШО ВЫ ЛО ТА ПА камера, колесо, барыня, хорошо,

ЛИ ГИ РА СЫ РЫ ХО сирота, канаты, вера, кора,

ЖИ МЕ ВИ ЛЕ НЫ СА раковина, гора, вино, пора,

КИ КА ГО НА БА РЕ берега, пара, дыра, сапоги,

ГА КО ВЕ ДЫ ЛЮ ЦА пироги, волосы, ворота,

СО ПО МУ НО НЯ ПИ высота, лимоны, лисица,

БЕ СИ РО ВО ЯБ МО яблоки, яблоня, мужики.


б) Дети читают слоги и составляют из них слова.

в) Читают слова и сопоставляют ряды слов.

ДАЙ БОЙ МОЙ ПО Можно сопоставить ряды слов:

ДАЛЬ МОЙ МОЛЬ КО бой – боль – больной;

ДАР ПОЙ НОЙ КИ май – майка;

КОНЬ МАЙ ВОЙ КА конь – коньки

ЗАЙ ЛАЙ КОЙ БОЛЬ мой – моль;

дай - даль


г) Чтение слов по подобию:

СОМ ДАША ПАПКА

К_ _ М _ _ _ Ш _ _ _ _

Л _ _ С _ _ _ Л _ _ _ _


д) Дифференциация сходных слогов:

СА – ЗА – СО – ЗО – СУ – ЗУ

СО – СО – ЗУ – СУ – ЗА – СА

СУ – СУ – СА – ЗА – СО – ЗО

ЗЯ – СЯ – ЗЮ – СЮ – ЗЫ – СИ и т.д.

Или слов

ТОМ – ДОМ

ТАМ – ДАМ

ТАЧКА - ДАЧКА


е) Чтение слогов со стечением согласных:

КРА ПЛИ ЗДРА

ПЛА ГРО СТРА

4. Чтение слогов по подобию с указанием гласных (или без указания гласного):

А О У Ы

С

З

Ж

Ш

Щ

5. «Прочитать слоги так, чтобы получились слова»:

ЛИ ЦА

ПО ЛИ НИ

ВА ЛЕСТ


ЕЛ

Р Е

Е З

П Л

А


РЯ КО

БОР ТО

ЗА БЕГ ПО ЛЯ

СЛОН ЛЕ


РИТЬ



ЗА ЖА ЛИ




ТЫЙ



РА

ЛУ БА

ГРЫ ЖА БО

ЛО КО

СА


IV. Уточнение и расширение словарного запаса учащихся.

Учащиеся упражняются в подборе синонимов, антонимов, омонимов к словам из текста; уточняют значение многозначных и переносных слов.


V. Упражнения, вырабатывающие внимание к слову и его частям, как предпосылка правильного чтения.

Учащимся предлагаются слова и словосочетания для чтения на определённое время.

1. Развитие внимания к окончанию слова.

Вода, водный; белый, бельё; родина, родной.

Красно – красный – красивый.

Чистого берега, у дальнего леса.

2. Развитие внимания к корню слова.

чистота – частота кот – кол

девушка – дедушка так – ток

булка – белка мука – муха

3.Чтение многосложных и мало употребительных слов.

Если детям предстоит встретиться в тексте с трудным словом, громоздким по структуре, перед чтением всего текста оно должно быть прочитано.

3.1. Для того чтобы помочь им прочитать слово безошибочно, оно делится на более лёгкие структуры: вместо него сначала предлагаются слова с тем же корнем:

Зелёный – зеленел – зазеленела.

Бодрый – ободрился – приободрился.

Сельское хозяйство – хозяйственный – сельскохозяйственный.

3.2. Слова из текста выписываются на доску или отмечают в учебнике и, разобрав их слоговую структуру, отметив ударение, читают отдельно перед чтением всего текста. Иногда предварительную подготовку проводят не только с отдельными словами и словосочетаниями, но и с целыми предложениями, если в них встречаются несколько трудных для чтения слов.

4.Чтение слов, расположенных на двух строчках со знаком переноса.

Работа над этими словами проводится перед чтением всего текста. Целостное восприятие слов, понимание их значения способствует последующему правильному прочтению их в контексте. В таких упражнениях некоторые дети нуждаются вплоть до 3-го класса.

5.Установочное чтение.

Для тренировок в правильности чтения используется приём взаимопроверки: ученик читает текст из 1-2 абзацев своему соседу, тот следит за правильностью и отмечает ошибки, затем роли меняются – другой читает следующие два абзаца. Все учащиеся заняты чтением, а учитель фиксирует в своём списке степень правильности чтения каждого ученика. Таким образом, у учителя складывается картина чтения, у детей воспитывается внимание к тексту.

6. Восприятие текста за определённое время.

С помощью карточек учащимся предлагаются слова для восприятия на время, чтобы они могли различить основные элементы слова и воссоздать его по памяти или записать в тетрадь. Упражнение проводится до чтения текста.

7. Тренировка зрительного восприятия букв (слов), дифференциация

- Выбери и подчеркни те буквосочетания и слова, которые написаны до черты:

се | се, ес, ес, со, со, се, ес, со, се, се, ос, ес.

ша | ша, аш, ам, ащ, ша, ща, ап, па, ша, аш, ащ, аш.


где | дег, гед, где, гед, егд, где, гдо, гле, гед, где.

кот | ток, отк, кот, кит, так, нот, нок, кто, кот, кто.


вода | одав, вадо, вада, даво, вода, бада, дова, вода, вада.

часы | уасы, часи, ачеы, часы, чосы, часы, сыча, часы, саыч.


8. Преобразование слов и тренировка зрительного восприятия.


ЗЛО ДНИ ЛБЫ ЖМУ СТАЛА

ДНО ПНИ СНЫ ЖНУ ВСТАЛА


ПАР – ПАРК ВАРИ – СВАРИ

ВОЛ – ВОЛК РОЗА – ГРОЗА

СОР – СОРТ КОТЫ - КОТЛЫ


ЛЁН ТУК ТОН

КЛЁН СТУК СТОН


РЕЧКА СОН КОТ

ГРЕЧКА СТОН КРОТ


9. Чтение слов, начинающихся с одной приставки, но имеющих разные корни и наоборот:

СПЕЛ, СЪЕХАЛ, СДЕЛАЛ, СЧИТАЛ, СПИСАЛ;

СПЕЛ, ЗАПЕЛ, ПРОПЕЛ, ДОПЕЛ, НАПЕЛ.


10. Чтение слов, начинающихся с одного и того же стечения согласных:

ПРЯМО, ПРЯДИ, ПРЯНИК, ПРЯХА, ПРЯЖА;

ПРАВДА, ПРАВИЛО, ПРАДЕД, ПРАВЕДНИК, ПРАЗДНИК;

ПРОСТО, ПРОХОД, ПРОТЕСТ, ПРОПАСТЬ;

ПРУТ, ПРУТИК, ПРУЖИНА, ПРУДОВИК.

VI. Упражнения, развивающие оперативное поле чтения и память.

Разумеется, все упражнения проводятся не чисто формально, а с опорой на смысловой анализ текста.

1. Упражнение, включающее целевую установку: читаешь первое слово, смотри сразу на следующее за ним, постарайся сразу понять его.

2. Чтение текста в разных темпах: медленно, в нормальном темпе, быстром темпе. Кроме этого определяется, что нужно делать в зависимости от содержания текста.

3. Развитие зрительной памяти.

3.1. Игра «Я – фотоаппарат»

Детям предлагают представить себя фотоаппаратом, который может фотографировать любой предмет, ситуацию, человека и т.д.

Затем в течение нескольких секунд учащиеся внимательно рассматривают все предметы, находящиеся на письменном столе, закрывают глаза и перечисляют, что им удалось запомнить.

С помощью этого упражнения развивается не только память, но внимание.

3
.2. На рисунке представлены 12 изображений. Детям предлагается рассмотреть рисунки первой строки, закрыв остальные листом бумаги, чтобы они не отвлекали внимание. Спустя 30 сек , им предлагается закрыть все рисунки и нарисовать по памяти предметы первой строки. Затем они должны сравнить, насколько их рисунки соответствуют рисункам образца. Далее переходят к следующей строке. С двумя последними строками работают одновременно.













3.3. Сравнение картинок.

  • Сколько вы нашли различий?

  • Сравните похожие предметы?


4. Зрительные диктанты, тексты которых разработаны и предложены профессором И.Т. Федоренко. В каждом из 18 наборов имеется шесть предложений с постепенным наращиванием длины предложений.


5. Упражнение «Фотоглаз».

а) На прозрачной плёнке написаны (сфотографированы) столбцы четырёх-, пяти- и шестибуквенных слов, которые показывались по одному; время предъявления каждого слова фиксируется: 1,0; 0,75; 0,5; 0,25 секунды. Дети считывают слова с экрана молча. Для контроля после каждого десятка слов учитель спрашивает, было ли "представлено" такое-то слово. При этом названное им слово в данном десятке может и отсутствовать.

б) Включаются словосочетания из двух-трёх слов, состоящие из семидесяти букв, считая также пробел между словами, например: «новый дом»; «за два дня» и т.д.


VII. Упражнения, развивающие гибкость и скорость чтения вслух и молча.

  1. Упражнение «Губы».

Используется в целях чёткого разграничения детьми чтения молча и вслух, а также предупреждения активного внешнего проговаривания при чтении молча.

К плотно сжатым губам по команде читать «про себя» дети прикладывают палей левой руки – этим подкрепляется психологическая установка на беззвучное чтение. По мере привыкания детей к чтению без внешних признаков проговаривания команда «Губы» подаётся всё реже , а потом отменяется вовсе.

  1. Упражнение «Угадай».

Используется для развития смысловой догадки (антиципационного восприятия текста) с момента перехода к чтению связных текстов. Оно усваивается в нескольких последовательных вариантах:

1) Учитель раздаёт карточки с предложениями, в которых нет окончаний отдельных слов. Читая эти предложения вслух, он побуждает детей читать их «про себя», устно восполняя отсутствующие окончания.

- Мы с папой сегод…(-ня) пош…(-ли) в ки…(-но).

2) Предлагаются на карточках тексты с пронумерованными предложениями, отдельные слова которых лишены окончаний. Пропущенные буквы помещаются на обороте карточек. Дети прочитывают про себя текст, стараясь понять его содержание. В случае затруднения разрешается пользоваться ключом. Проверка правильности антиципации проводится после чтения.

3. Упражнение «Финиш».

Предлагается для развития скорости чтения и умения выделять основную (заданную) информацию.

а) Учитель называет текст (по учебнику) или раздаёт карточки с текстом для чтения молча и указывает слово (группу слов), до которого (которых) дети должны будут как можно быстрее дочитать текст (слова подбираются из второй половины текста так, чтобы они встречались в данном тексте только один раз). Дочитав до заданного слова, дети поднимают руку. Учитель проверяет правильность: дети показывают ему заданное слово. Чтобы предупредить скольжение по тексту и стимулировать внимательность чтения, нужно обязательно подготовить и задать контрольные вопросы по содержанию прочитанной части текста.

б) Ставится задача читать текст до ответа на поставленный вопрос.

4. Упражнение «Буксир».

Учитель громко читает текст, варьируя темп чтения в соответствии с заранее намеченным планом в пределах скорости учеников. Дети читают этот же текст про себя, стараясь поспевать за учителем.

Проверка внимания и соблюдения режима скорости чтения детьми осуществляется путём внезапной остановки учителя и на каком-либо слове. Дети должны одновременно с учителем остановиться, указать последнее слово, а учитель, пройдя между рядами, делает выборочную проверку. Другой способ проверки состоит в замене какого-либо слова другим, достаточно близким по значению и грамматической форме. Дети должны отметить это изменение в тексте поднятием руки и внести поправку.

5. Упражнение «Молния».

Оно заключается в чередовании чтения в комфортном режиме с чтением на максимально доступной каждому скорости чтения молча с чтением вслух.

Переход на чтение в максимально ускоренном режиме осуществляется по команде учителя «Молния!» и продолжается от 20 секунд (вначале) до двух минут (после освоения упражнения). Тренировки проводятся по нескольку раз на каждом уроке чтения. При этом в качестве дополнительного стимулятора можно использовать метроном.

6. «Жужжащее» чтение.

Все ученики читают одновременно вслух, вполголоса, каждый со своей скоростью в течение 5 минут.

7.Чтение при просмотре диафильма.

8. Требование дозированного чтения.

Учитель, зная особенности навыка чтения и возможности своих учеников, даёт им посильные задания для самоподготовки, внеклассного чтения и для работы на уроке.


VIII. Упражнения на антиципацию отдельных слов на основе входящих в их состав согласных, частей поговорок и диалогов.

1. Антиципация согласных.

Задача заключается в восстановлении возможных слов на основе заданных таблицей комбинаций согласных. Соответствующие гласные и мягкий знак дети добавляют произвольно.

Образец: буквы ЦЛ могут дать слова цель, целый и т.д.

буквы СЛсало, село, соль, сила, осёл и т.д.

2. Антиципация частей поговорок.

Сделал дело …

Тише едешь …

Дал слово …

3. Антиципация частей диалога.

  • Одолжи мне тонкую тетрадь.

  • ……………………………… (Возьми, пожалуйста.)

  • Спасибо, я тебе отдам.

  • ……………………………… (А где ты её купил?)

  • На углу напротив школы? Я там не видел тетрадей.

  1. Антиципация связного текста.

IX. Формирование лексико-грамматического строя речи.

Упражнения данного раздела вырабатывают у детей практический навык использования различных частей речи. Лексический материал подбирается к изучаемому звуку и букве, к изучаемому произведению или к дифференциации. Упражнения носят характер наблюдения, сравнения, в результате чего дети учатся наблюдать, сравнивать, осмысливать и вводить изучаемые конструкции в собственную речь.

  1. Измените слова по образцу:

кленовые листья – листья клёна сделан из камня - каменный

городские улицы - … сделан из соломы - …

сосновый запах - … сделан из бумаги - …


разговор по телефону – телефонный разговор

плата за квартиру - …

сок берёзы - …

полотенце для кухни - …


ранить – раненый солдат крик журавлей – журавли кричат

услышать - … стук дятлов - …

раскрыть - … писк мышат - …


они кричат – я кричу надо чистить – я чищу

они молчат - … надо искать - …

они стучат - … надо читать - …


  1. Закончите слова в стихотворении:

Нарядился бык утёнк…,

Медвежонок – жеребёнк…,

Лань – орл…,

Жук – собачк…,

Гусь – слон…,

Грач – свинь…,

Червяк – мартышк…,

А индюк решил быть сразу

Льв…, слон… и дикобраз…

На весёлый карнавал

Только суслик не попал.

(А. Липатов)

  1. Кто больше подберёт слов-предметов к словам-признакам:

Прочный…, целебная…, серьёзна…

4. Составьте словосочетания, подобрав нужное слово из правого столбика:

ВЕСЬ СУТКИ ГЛУБОКАЯ СУП

ВСЯ УТРО ДУБОВЫЙ ЛУЖА

ВСЕ ВЕСНА БОЛЬШОЙ ВОЛОСЫ

ВСЕ ДЕНЬ РУСЫЕ ПРУД

ГОРОХОВЫЙ СТОЛ

5. Назовите черты характера героев сказок (рассказа).

6. Составьте загадки про предметы. Задумайте предмет и скажите, какой он.

  1. Найдите в тексте слова-признаки (слова, которые обозначают действие). Объясните их значение.

  2. По действиям узнайте, о ком идёт речь:

Мычит…, лает…, летает…, жужжит…

  1. Игра «Кто больше?» (на время).

Учащиеся образуют имена прилагательные, глаголы и т.д.

  1. Распространение предложений путём введения прилагательных, наречий.

  2. Составление предложений с заданными предлогами.

  3. Выделение предлога как отдельного слова из предложения. Использование схем предлогов.

  4. Исправление деформированного предложения: вставить пропущенный предлог, исправить неправильно взятый предлог.

  5. Различение предлогов в речи, их дифференциация на слух.

  6. Образование сложных слов (по образцу):

листья падают – листопад

снег падает - …

разводит сады - …

  1. Объяснение значений слов в словосочетаниях, предложениях.

Умение ориентироваться в структуре текста и выразительность чтения формировались по системе М.И. Омороковой, А.И. Рапопорта, И.З. Постоловского.

2.2. Анализ результатов исследования.


Система упражнений по совершенствованию техники чтения апробировалась в1 классе. Данный класс был укомплектован теми детьми, которые приступили к обучению в семилетнем возрасте в условиях массовой школы, они не не умели читать, а некоторые дети не знали буквы. Отслеживание результатов исследования осуществлялось с помощью проверки техники чтения по следующим параметрам:

  • сознательность;

  • правильность;

  • беглость;

  • выразительность.

В государственных образовательных стандартах указываются следующие составляющие техники чтения на момент завершения начального образования:
1) способ чтения – чтение целыми словами;
2) правильность чтения – чтение незнакомого текста с соблюдением норм литературного произношения;
3) скорость чтения – установка на нормальный для читающего темп беглости, позволяющий ему осознать текст;
4) установка на постепенное увеличение скорости чтения.


При обследовании понимания прочитанного учитывались следующие показатели:

  • умение учащихся передать фактическое содержание текста;

  • умение проникнуть в более глубокий (иносказательный) смысл текста.

Для выявления понимания читаемого произведения использовались пересказ, ответы на вопросы.


В ходе проверки навыка выразительного чтения учитывались следующие умения:

  • соблюдение знаков препинания, логических и психологических пауз, логического ударения и интенсивности речи;

  • умение менять темп и ритм чтения.


Оценка эффективности модернизированной системы упражнений по совершенствованию техники чтения младших школьников осуществлялось на основе следующих критерий:

  1. Критерий результативности – качество навыка чтения должно быть выше прежних результатов учащихся этого же класса.

  2. Критерий затрат времени – сокращение времени по сравнению с прежними затратами.


Анализируя результаты исследования, можно сделать некоторые выводы:

  1. Наблюдается тенденция улучшения параметров навыка чтения у младших школьников этого же класса (таблица 2).



Таблица 2



Результаты проверки техники чтения



К концу учебного года учащиеся овладели:

2018/19 уч. г.

2 класс

2019/20 уч. г.

3 класс

2020/21 уч.г.

4 класс

сознательным чтением

100%

100%

100%

навыком правильного чтения

60%

80%

89%

чтением целыми словами

84,5%

100%

100%

навыком выразительного чтения

64,3%

71,4%

83,3%

темпом чтения, соответствующего программным требованиям

92,9%

100%

100%




2.Сокращается время, необходимое для формирования навыка чтения .


3.Уменьшается число учащихся, допускающих ошибки .
















Во время вводного контроля в 2020-2021 учебном году, были следующие резу

4. Таким образом, в начале четвёртого класса навыком правильного чтения овладели 89% учащихся.


5. Качество всех параметров чтения вслух (сознательность, правильность, выразительность) может быть повышено не столько путём многократного перечитывания (хотя это один из приёмов обучения) сколько за счёт:

  • овладения способами действия (как это имеет место в период обучения грамоте);

  • мотивации чтения;

  • освоения круга тех умений, совокупность которых обеспечивает качественный сдвиг в чтении;

  • развития чтения как одного из видов речевой деятельности во взаимосвязи с другими его видами;

  • целенаправленного управления процессом овладения и совершенствования навыка чтения;

  • введения разных вариантов чтения;

  • коррекции и пропедевтики трудностей, учащихся в овладении навыком чтения.


6. Одним из вариантов повышения качества обучения чтению в начальных классах является целенаправленное управление формированием навыка чтения.


  1. Предлагаемая система упражнений по совершенствованию техники чтения влияет на эффективность работы в данном направлении и может успешно применяться в начальных классах.


Заключение

Проведённые исследования позволили сделать вывод о том, что в недостаточной степени разработаны вопросы комплексного подхода к совершенствованию навыка чтения у младших школьников. В связи с этим в работе по данному направлению не всегда учитываются психофизиологические процессы в акте чтения, что иногда снижает эффективность работы учителей классов.

Необходимость изучения вопроса по совершенствованию навыка чтения учащихся младших классов объясняется следующими положениями:

  • чтение – один из основных способов приобретения информации и овладение навыком полноценного чтения является для учащихся важнейшим условием успешного обучения в школе по всем учебным предметам;

  • как особый вид деятельности чтение представляет чрезвычайно большие возможности для формирования ключевых компетенций у школьников, умений учиться;

  • преждевременное использование работы с текстом при несложившемся навыке чтения и раннее переключение навыка чтения с предмета на средство обучения тормозят нормальное развитие чтения как читательской деятельности;

  • одним из вариантов повышения качества обучения чтению в начальной школе является целенаправленное управление формированием навыка чтения.

Для исследования проблемы совершенствования навыка чтения были определены четыре этапа, предполагаемые результаты и критерии оценок.

В ходе теоретического исследования анализировались психолого-педагогические особенности учащихся младших классов, «природа» навыка чтения, условия, необходимые для совершенствования техники чтения, наиболее распространённые системы упражнений по данному вопросу.

Трудности в обучении чтению объясняются особенностями протекания мыслительных процессов и процессов установления связей между восприятием и произношением, недостаточным уровнем речевого развития, произвольности.

Анализ методической литературы показал, что:

  1. Чтение представляет собой сложный психофизиологический процесс, который осуществляется благодаря совместной деятельности зрительного, речедвигательного и слухового анализаторов и включает зрительное восприятие, узнавание и различение букв, соотнесение букв со звуками и звукового образа слова с его значением.


  1. Обучение чтению приводит к формированию навыка чтения, который характеризуется единством четырёх компонентов – сознательности, правильности, беглости и выразительности. При этом необходимо продумать, как добиться тесного взаимодействия различных механизмов, участвующих в акте чтения.


3. Качество всех параметров чтения вслух (сознательность, правильность, выразительность) и молча (беглость, умение самостоятельно

ориентироваться в структуре и содержании текста) может быть повышено не столько путём многократного перечитывания (хотя это один из приёмов обучения), сколько за счёт:

  • овладения способами действия (как это имеет место в период обучения грамоте);

  • мотивации чтения;

  • освоения круга тех умений, совокупность которых обеспечивает качественный сдвиг в чтении;

  • развития чтения как одного из видов речевой деятельности во взаимосвязи с другими его видами;

  • целенаправленного управления процессом овладения и совершенствования навыка чтения;

  • введения разных вариантов чтения.


4. Описанные в методической литературе системы упражнений по совершенствованию навыка чтения. В связи с этим необходимо разработать систему упражнений, которая оказывает воздействие на основные параметры чтения, способствует предупреждению и коррекции трудностей младших школьников в овладении навыком чтения.


В третьей главе описывается система упражнений по совершенствованию техники чтения младших школьников. Данная система направлена на:

  • развитие речевого аппарата;

  • расширение оперативного поля чтения;

  • развитие зрительного восприятия;

  • развитие внимания и памяти в процессе восприятия;

  • развитие правильности, безошибочности восприятия текста;

  • развитие антиципационного восприятия текста и предотвращения регрессий;

  • преодоление активной внешней вокализации при чтении молча;

  • развитие скорости чтения при чтении вслух и молча;

  • преодоление трудностей понимания в разных условиях восприятия текста;

  • развитие контроля и самоконтроля при чтении;

  • упрочение звукобуквенных связей;

  • дифференциацию фонем;

  • уточнение и расширение словарного запаса учащихся;

  • автоматизацию слогослияния;

  • развитие умения в постановке ударения в слове;

  • развитие грамматических навыков.

Упражнения могут быть использованы на уроке чтения и при проведении индивидуально-групповых занятиях. Строятся они в основном на материале читаемых произведений. При индивидуальной работе учитывается, какой параметр чтения у ребёнка слабо отработан – произношение, правильность, скорость восприятия, слогослияние, понимание и т.д. Если учитель использует групповую форму работы, то формируется группа учащихся, которые особенно замедленно овладевают навыком чтения. В учебном процессе тренировочные упражнения используется во фронтальной и групповой работе, индивидуально. Занимают они на уроке 5-6 минут.

Результаты исследования позволили сформулировать некоторые выводы:

  1. Одним из вариантов повышения качества обучения чтению младших школьников является целенаправленное управление формированием навыка чтения, учитывающее его психофизиологические механизмы;


  1. Предлагаемая система упражнений по совершенствованию навыка чтения у младших школьников способствовала улучшению результатов, сокращению времени, необходимого на формирование данного навыка, и может успешно применяться.


Таким образом, исследование доказало рабочую гипотезу: эффективное решение задач по совершенствованию навыка чтения у младших школьников осуществляется при использовании комплексной системы упражнений, обеспечивающей взаимодействие различных механизмов, участвующих в акте чтения.







Литература


  1. Соловейчик, М.С. Методические рекомендации к букварю. Ассоциация 21 век. 2009год.

  2. Актуальные проблемы методики обучения чтению младших школьников./Под ред. Васильевой М.С., Омороковой М.И., Светловской Н.Н. – М.: Педагогика, 1997.

  3. Ануфриев, А.Ф., Костромина, С.Н. Как преодолеть трудности в обучении детей. Психодиагностические таблицы. Психодиагностические методики. Коррекционные упражнения. – 3-е изд., перераб. И доп. – М.: Издательство «Ось-89», 2001.

  4. Безруких, М.М., Ефимова С.П. Знаете ли вы своего ребёнка? Пособ. Для студентов пединститутов, учащихся педучилищ и колледжей, родителей. – М.: Издательский центр «Академия», 1996.

  5. Горецкий, В.Г. Теория и практика обучения чтению учащихся начальных классов общеобразовательной школы: Автореф.докт.дис.- М., 2008.

  6. Горбушина, Л.А. Выразительное чтение и рассказывание учителя.

2-е изд. – М., 1965.

  1. Егоров, Т.Г. Очерки психологии обучения детей чтению. – М., 1953.

  2. Зайцев, В.Н. Резервы обучения чтению. – М., 1991.

  3. Зайцев, В.Н. Кольцо ускорения. – Йошкар-Ола: ИУУ, 1992.

  4. Корнев, А.Н. Нарушения чтения и письма у детей: Учебно-методическое пособие. – СП б.: ИД «МиМ», 1997.

  5. Лапшин, В.А., Пузанов, Б.П. Основы дефектологии: Учеб.пособие для студентов пед.ин-тов. – М.: Просвещение, 1977.

  6. Львов, М.Р. Словарь-справочник по методике русского языка: Учеб.пособие для студентов пед.ин-тов по спец. № 2101 «Рус.яз. и лит.». – М.: Просвещение, 1988.

  7. Львов, М.Р., Рамзаева, Т.Г., Светловская Н.Н. Методика обучения русскому языку в начальных классах. Учебное пособие для студентов пед.вузов. – М.: Просвещение, 1987.

  8. Методика обучения динамическому чтению. Сост. Постоловский И.З. и др. – Одесса: изд. ОБЛИУУ, 1994.

  9. Методика обучения чтению. Учебно-методическое пособие для преподавателей и студентов педагогических учебных заведений (по специальности «Учитель начальных классов») /Сост. Т.П. Сальникова. – М.: ТЦ Сфера, 2007.


  1. Оморокова, М.И., Постоловский И.З., Рапопорт А.И. Преодоление трудностей. Книга для учителя. – М.: Просвещение, 1990.

  2. Оморокова, М.И. Совершенствование чтения младших школьников. Методическое пособие для учителя. – М.: АРКТИ,2006.

  3. Русский язык в начальных классах: Теория и практика обучения: Учеб.пособие для студентов пед.учеб.заведений по спец. «Педагогика и методика нач.обучения» /М.С. Соловейчик, П.С. Жедек, Н.Н. Светловская и др.; Под ред. М.С. Соловейчик. – М.: Издательский центр «Академия», 1997.

  4. Садовникова, И.Н. Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников: Учебное пособие. – М.: Владос, 1995.

  5. Светловская, Н.Н. Детское чтение и некоторые особенности становления учащихся-читателей //Нач.шк. – 1983. - № 8.

  6. Степанов, В.Г. Психология трудных школьников. Учебное пособие для учителей и родителей. – М.: Издательский центр «Академия», 1997.

  7. Ушинский, К.Д. Собр.соч. – М., 1949. – Т. 5. – С. 33.

  8. Фридман, Л.М., Волков К.Н. Психологическая наука – учителю. – М., 1985.

  9. Цыпина, Н.А. Обучение чтению детей с задержкой психического развития: Пособие для учителя – М.: изд. н/о «Компенс-центр», 1994.

  10. Эльконин, Д.Б. Как учить детей читать. – М., 2006.

  11. Эльконин, Д.Б. Избранные психологические труды /Под ред. В.В. Давыдова, В.П. Зинченко. – М., 2004.



























Приложение 1.


Учись читать правильно


  1. Следи, чтобы глаза двигались по строчкам.

  2. Старайся не возвращаться к чтению прочитанного слова, если понял его.

  3. При чтении будь внимателен к каждому слову.

  4. Старайся понять, о чём читаешь.

  5. Читай ежедневно вслух и «про себя».



Учись исправлять ошибки


Если ты допустил ошибку:

  • в многосложном слове:

  • подчеркни карандашом такие слова в тексте;

  • раздели эти слова на слоги;

  • прочитай слова несколько раз, чтобы они произносились легко и свободно;

  • в несоблюдении пунктуационной интонации:

  • подчеркни знаки препинания в конце предложений;

  • при чтении «покажи» их голосом и паузой.




Памятка для учащихся

Как подготовиться к выразительному чтению


  1. Перечитай текст внимательно. Определи содержание, мысли, чувства, настроение и переживания героев, автора.

  2. Определи своё отношение к событиям (героям, описаниям картин природы).

  3. Мысленно представь себе их.

  4. Реши, что будешь сообщать при чтении слушателям, что они должны понять (какова задача твоего чтения).

  5. Продумай в соответствии с задачей чтения и выбери интонационные средства – тон, темп чтения; пометь паузы, логические ударения.

  6. Прочитай сначала текст вслух для себя. Проверь ещё раз, со всем ли ты согласен. Не забудь, что ты произносишь текст перед слушателями и общаешься с ними.

  7. Прочитай текст выразительно.



Приложение 2.


Примерный вариант работы с текстом, облегчающий его запоминание:


  1. Определите основную идею содержания текста. Выясните главное – о чём идёт речь? Для этого разрешите детям бегло просмотреть текст. Обратите внимание ребят на заголовок.

  2. Спросите, из скольких частей состоит текст. Теперь постарайтесь помочь им поставить вопросы к каждой части, основываясь на подзаголовках (если есть), а затем при чтении дайте им возможность найти на них ответы. Это позволит детям проследить развитие главной идеи произведения.

  3. Составьте с детьми план текста, выявляющий его структурную композицию. Для этого разбейте текст на длинные абзацы, содержание внутри которых объединено общей идеей. План можно составить письменно, а можно подчёркивать ключевые слова в абзаце, которые и составят основную мысль.

  4. Предложите детям пересказать эти идеи сначала вслух, а затем про себя.

  5. Теперь дети должны тотчас же повторно просмотреть текст, вновь акцентируя внимание на основных идеях, порядке их изложения и выделяя яркие образы и примеры, подкрепляющие основную мысль.

При чтении просите детей зримо воспроизводить образы, подсказываемые текстом.

  1. Перейдите к рассмотрению деталей произведения. Выявите вместе с детьми самые существенные из них.

  2. Наконец, перейдите к личным комментариям и замечаниям детей. Выясните, что думают ребята об отношении автора к главным героям, событиям. Попросите их доказать это. Затем перейдите к обсуждению впечатлений самих детей. Старайтесь, чтобы дети не ограничивались согласием или несогласием с автором, а выражали, почему их мнение таково. Попросите их точно описать, что им нравится, а что нет.

  3. В заключение дайте ребятам возможность ответить на шесть простых вопросов: Кто делает, Что, Когда, Почему, Где, Как? Это позволит дольше сохранить прочитанное в активной зоне детской памяти.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!