СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Совершенствование организации бухгалтерского учета на предприятии

Нажмите, чтобы узнать подробности

В работе рассмотрены особенности постоения  учетного процесса в организации, а также разработана учетная политика для целей бухгалтерского учета на примере конкретного предприятия.

Просмотр содержимого документа
«Совершенствование организации бухгалтерского учета на предприятии»

Комитет образования и науки Курской области

областное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Курский государственный техникум технологий и сервиса»















Методическая разработка

«Совершенствование организации бухгалтерского учета на предприятии»













Автор: Железнякова М. А.






КУРСК – 2019

Содержание


Введение………………………………………………………………………...…3

1 Методика исследования……………………………………………………….5

2 Определить объекты стратегического финансового учета, исходя из особенностей деятельности экономического субъекта и сформировать учетную политику предприятия для целей финансового учета…….…………6

3 Разработать рекомендации по организации бухгалтерского финансового учета в целях принятия экономически обоснованных финансовых решений…………..9

Заключение……………………………………………………………………….14

Приложения






























Введение


В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" все организации обязаны вести бухгалтерский учет в полном объеме.

Совокупность способов ведения экономическим субъектом бухгалтерского учета составляет его учетную политику. Экономический субъект самостоятельно формирует свою учетную политику, руководствуясь законодательством РФ о бухгалтерском учете, федеральными и отраслевыми стандартами (п. п. 1 и 2 ст. 8 Закона N 402-ФЗ).

Основы формирования учетной политики для целей бухгалтерского учета содержатся в Положении по бухгалтерскому учету "Учетная политика организации" (ПБУ 1/2008) (утв. Приказом Минфина России от 06.10.2008 N 106н).

В условиях рыночной экономики ведение управленческого учета представляет собой объективную необходимость. Поскольку каждая коммерческая организация самостоятельно выбирает направления развития, виды выпускаемой продукции, объемы производства, политику сбыта продукции, социальную и инвестиционную политику и т.п., то возникает потребность по всем этим параметрам накапливать информацию, получать необходимые учетные данные. Ведение управленческого учета является одним из основных условий, позволяющих руководству организации принимать правильные управленческие решения.

Учетная политика не только определяет качество управленческой информации, которая является базой для принятия управленческих решений, но и тесно связана с вопросами мотивации. Поэтому недостаток внимания к этому виду управления может обернуться для компании существенными потерями эффективности.

Учетная политика для целей финансового учета разрабатывается исходя из информационных потребностей организации и специфики ее деятельности. Как правило, необходимость разработки учетной политики для целей финансового учета возникает тогда, когда разработанные бюджетные формы требуется наполнить данными, а, следовательно, определить, по каким правилам будут отражаться хозяйственные операции и оцениваться имущество организации, источники его возникновения и финансовые результаты.

Нормативно-методическая база системы бюджетного управления должна формироваться именно на основе учетной политики с учетом цели и задач управленческого учета. Совершенствование учетной политики организации - сложный процесс, предполагающий изучение особенностей бизнеса, анализ действующего законодательства, проведение экономических и финансовых расчетов, принятие решений и т.д.

Значительная роль в решении этой проблемы отводилась на следующие цели и задачи.

Цель первого этапа заключалась в обобщении особенности построения учетного процесса в организации и разработке учетную политики для целей бухгалтерского учета.

В соответствии с целью этапа поставлены следующие задачи:

1.Обобщение особенностей формирования бухгалтерской службы;

2. Изучение функций и обязанностей работников бухгалтерии;

3. Разработка рекомендаций по рациональной организации бухгалтерской службы;

4. Определение факторов, влияющих на выбор учетной политики, для целей бухгалтерского учета:

5. Разработать рекомендации по организации бухгалтерского учета в целях принятия экономически обоснованных финансовых решений ;

6. Написание отчета и подготовка рекомендаций





1 Методика исследования


Для выполнения поставленной задачи необходимо:

1. Обобщить особенности построения учетного процесса в организации, формирования бухгалтерской службы, функции и обязанности работников бухгалтерии и разработать рекомендации по рациональной организации бухгалтерской службы.

2. Определить факторы, влияющие на выбор учетной политики: объемы деятельности организации и численность персонала, тактику и стратегию финансового и производственного развития, наличие материальной базы, особенности действующей в организации системы информационного обеспечения.

3. Разработать рекомендации по организации бухгалтерского учета в целях принятия экономически обоснованных финансовых решений:

- методологическую охватывающую способы учета и оценки имущества и обязательств;

- организационную, отражающую структуру, место и роль бухгалтерской службы, другие управленческие вопросы;

- техническую, отражающую конкретную форму ведения учета.












2 Оценка системы бухгалтерского учета и внутреннего контроля на предприятии и разработка рекомендаций по рациональной организации деятельности бухгалтерской службы


Любая деятельность в организации происходит в рамках двух систем. Одна – это операционная (организационная) система, построенная для достижения заданных целей. Другая система – это система контроля, пронизывающая операционную систему. Она состоит, в общем виде, из политики, процедур, правил, инструкций, бюджетов, системы учета и отчетности. Эта система направлена, в конечном итоге, на создание необходимых предпосылок и повышение вероятности того, что компания в целом и менеджеры в частности достигнут поставленных целей.

Преобладающее влияние руководителя на все стороны деятельности экономического субъекта может иметь как положительное, так и отрицательное воздействие на систему внутреннего контроля и достоверность бухгалтерской отчетности такого субъекта. С одной стороны, персональный контроль руководителя может способствовать повышению надежности учета экономического субъекта в ситуации, когда альтернативные средства внутреннего контроля по объективным причинам затруднены или невозможны. С другой стороны, преобладающее влияние руководителя может способствовать нарушению общеустановленных контрольных процедур, повышать риск нарушения законодательства, способствовать появлению преднамеренных существенных искажений бухгалтерской отчетности.

В зависимости от функций, выполняемых работниками бухгалтерии, квалификационного состава каждой группы работников бухгалтерии,

распределение между ними должностных обязанностей происходит

следующим образом:

Обязанности главного бухгалтера:

- организовать систему планирования, учета и анализа на предприятии;

- обеспечивать организацию и ведение бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности, налогового учета и налоговой отчетности;

- осуществлять контроль за соблюдением штатной, финансовой и кассовой дисциплины;

- осуществлять связь со сторонними организациями по вопросам, входящим в компетенцию бухгалтерской службы;

- предоставлять руководству предприятия необходимую информацию, содержащуюся во внутренней отчетности, бухгалтерскую (финансовую) отчетность в налоговые органы и фонды, в сроки, установленные законодательством по бухгалтерскому учету и налогообложению.

Обязанности бухгалтера-экономиста:

- выполнять плановые и аналитические работы, возложенные на бухгалтерскую службу;

- осуществлять ведение бухгалтерского учета по участкам;

- осуществлять контроль за хранением и использованием материальных ценностей, за соблюдением расчетов;

- выполнять кассово-банковские операции;

- обеспечивать составление отчетности.

Обязанности бухгалтера-кассира:

- осуществлять расчет оплаты труда, расчетов с работниками предприятия, нештатными сотрудниками;

- обеспечить документальный учет начислений заработной платы и удержаний из нее;

- осуществлять заполнение и выдачу разовых справок по запросам работников;

- составлять отчетность по социальным фондам;

- выполнять ведение кассово-банковских операций.




3 Разработать рекомендации по организации бухгалтерского управленческого учета в отношении классификации затрат, учета затрат по центрам ответственности, подготовки управленческой отчетности в целях принятия экономически обоснованных управленческих решений


Основы формирования учетной политики для целей бухгалтерского учета содержатся в Положении по бухгалтерскому учету "Учетная политика организации" (ПБУ 1/2008) (утв. Приказом Минфина России от 06.10.2008 N 106н).

В новом Законе о бухгалтерском учете положения об учетной политике экономического субъекта выведены в отдельную ст. 8. В соответствии с ч. 1 названной статьи учетную политику составляет совокупность способов ведения экономическим субъектом бухгалтерского учета. При этом не уточнено, что в учетной политике подлежат отражению только те способы бухгалтерского учета, которые прямо и однозначно не прописаны в законодательстве или нормативных актах по бухгалтерскому учету (там, где способы точно не заданы или имеется выбор из двух или более вариантов ведения учета отдельных операций или групп операций).

Таким образом, предполагается, что в учетной политике следует отражать практически все элементы бухгалтерского учета, в том числе и в порядке прямого цитирования норм и требований законодательных и нормативных актов (в тех случаях, когда соответствующие нормы могут быть применены на практике непосредственно - без дополнительных уточнений с учетом отраслевой или иной специфики).

Повышение качества информационного обеспечения бухгалтерского учета достигается двумя путями - экстенсивным и интенсивным. Экстенсивный путь предполагает мероприятия по совершенствованию учетных стандартов в рамках концепции реформирования бухгалтерского учета. Интенсивный путь состоит в повышении качества бухгалтерской (финансовой) отчетности за счет использования информационного обеспечения управленческого учета, ориентированного на повышение его прогностической функции.

При формировании учетной политики для целей бухгалтерского учета необходимо решить следующие задачи:

1) выделение и описание объектов бухгалтерского учета (зачастую специфика деятельности организации приводит к тому, что не всегда определения объектов совпадают с бухгалтерскими, поэтому рекомендуется закрепить формулировки объектов в учетной политике);

2) классификация объектов бухгалтерского учета, признание и оценка;

3) разработка порядка отражения операций в регистрах и отчетности бухгалтерского учета.

Особенности формирования учетной политики для целей бухгалтерского учёта и целей налогообложения представлены в таблице 1.


Таблица 1 - Особенности формирования учетной политики для целей бухгалтерского учёта и целей налогообложения


Бухгалтерский учёт

Налоговый учёт

Составляет приказ об учётной политике

(УП)

Главбух или иное лицо, на которое в соответствии с законодательством РФ возложено ведение бухгалтерского учёта

Главбух или иное лицо, на которое в соответствии с законодательством РФ возложено ведение налогового учёта

Приказ об учетной политике подписывает

 Руководитель

Руководитель

Наличие унифицированной формы об учётной политике

Каждая организация разрабатывает самостоятельно формы учетной политики

Каждая организация разрабатывает самостоятельно формы учетной политики

Исполнители учётной политики

Приказ руководителя об УП является обязательным для исполнения всеми структурными подразделениями организации, а также всеми филиалами, представительствами (включая выделенные на отдельный баланс) не зависимо от места нахождения

Приказ руководителя об учётной политике является обязательным для исполнения всеми структурными подразделениями организации

Приказ об учетной политике подписывает

 Руководитель

Руководитель

Наличие унифицированной формы об учётной политике

Каждая организация разрабатывает самостоятельно формы учетной политики

Каждая организация разрабатывает самостоятельно формы учетной политики

Исполнители учётной политики

Приказ руководителя об УП является обязательным для исполнения всеми структурными подразделениями организации, а также всеми филиалами, представительствами (включая выделенные на отдельный баланс) не зависимо от места нахождения

Приказ руководителя об учётной политике является обязательным для исполнения всеми структурными подразделениями организации

Исполнители учётной политики

Приказ руководителя об УП является обязательным для исполнения всеми структурными подразделениями организации, а также всеми филиалами, представительствами (включая выделенные на отдельный баланс) не зависимо от места нахождения

Приказ руководителя об учётной политике является обязательным для исполнения всеми структурными подразделениями организации

Время создания приказа об учётной политике

Вновь созданная организация оформляет учётную политику до первой публикации бухгалтерской отчётности, но не позднее 90 дней со дня приобретения прав юридического лица ( с даты внесения в ЕГРЮЛ)

Утвердить новую учётную политику вновь созданная организация должна до окончания первого налогового периода.

Можно ли вносить изменения в УП?

Да

Да

Причины внесения изменений в учетную политику

1. Изменения Законодательства РФ и (или) нормативных правовых актов по бухгалтерскому учёту;

2. Разработка организацией новых способов ведения бухучёта. Применение нового способа ведения бухгалтерского учёта предполагает более достоверное представление фактов хозяйственной деятельности в бухгалтерском учёте и отчётности или меньшую трудоёмкость учётного процесса без снижения

Изменение порядка учёта отдельных хозяйственных операций и (или) объектов в целях налогообложения осуществляется налогоплательщиком в случае изменения законодательства о налогах и сборах или применяемых методов учёта. В случае если налогоплательщик


степени достоверности информации;

3. Существенное изменение условий хозяйствования, которое может быть связано с реорганизацией, изменением видов деятельности и т.п.

Не считается изменением учётной политики утверждение способа ведения бухгалтерского учёта фактов хозяйственной деятельности, которые отличны по существу от фактов, имевших место ранее, или возникли впервые в деятельности организации.

начал осуществлять новые виды деятельности, он также обязан определить и отразить в учётной политике для целей налогообложения принципы и порядок отражения для целей налогообложения этих видов деятельности.

Дата применения приказа об учётной политике организации

Способы ведения бухгалтерского учёта, избранные при формировании учётной политики, применяются с 1 января года, следующего за годом её утверждения руководителем организации

Способы ведения бухгалтерского учёта, избранные при формировании учётной политики, применяются с 1 января года, следующего за годом её утверждения руководителем организации. Решение о внесении изменений в учётную политику для целей налогообложения принимается с момента вступления в



силу норм законодательства.

Наименование разделов включающих в приказ об учётной политике

1. Организационно-технический раздел учётной политики организации

2. Методический раздел учётной политики

3. Организационные моменты налогового учёта.

4. Правила и способы налогообложения.

5. Налоговые учётные регистры


Поэтому учетную политику следует начать с перечня нормативных актов, на основе которых он будет вести свой учет

Также в учетной политике указываются ответственные лица за организацию и ведение бухгалтерского учета.

Пунктом 4 ПБУ 1/2008 предусмотрено, что вместе с выбранными методами учета утверждаются:

- рабочий план счетов бухгалтерского учета, содержащий синтетические и аналитические счета, необходимые для ведения бухгалтерского учета в соответствии с требованиями своевременности и полноты учета и отчетности;

- формы первичных учетных документов, регистров бухгалтерского учета, а также документов для внутренней бухгалтерской отчетности;

- порядок проведения инвентаризации активов и обязательств организации;

- способы оценки активов и обязательств;

- правила документооборота и технология обработки учетной информации;

- порядок контроля за хозяйственными операциями;

- другие решения, необходимые для организации бухгалтерского учета.

Нормативно-методическая база системы бюджетного управления должна формироваться именно на основе учетной политики с учетом цели и задач бухгалтерского учета.

Совершенствование учетной политики организации - сложный процесс, предполагающий изучение особенностей бизнеса, анализ действующего законодательства, проведение экономических и финансовых расчетов, принятие решений и т.д.

Разработанные нами элементы учетной политики для целей бухгалтерского учета представлена в Приложении 1.


















Заключение


На основании проведенных нами исследований по совершенствованию организации бухгалтерского учета на предприятии можно сделать следующие выводы.

Бухгалтерский учет организует и ведет бухгалтерия ООО «Победа», которую возглавляет главный бухгалтер.

Бухгалтерский учет в организации не автоматизирован.

Организация в качестве первичных учетных документов применяет унифицированные формы документов, утвержденные Постановлениями Госкомстата России, а также самостоятельно разработанные первичные документы

Регистрами бухгалтерского учета являются журналы - ордера, ведомости, отдельные листы и карточки.

Лицами, имеющими право подписывать первичные учетные документы, являются: директор и главный бухгалтер.

Система внутреннего контроля включает в себя следующие элементы: проверка учета основных средств, расчетов с поставщиками и покупателями, с прочими дебиторами и кредиторами, контроль активов и обязательств; контроль учетной документации и правовых аспектов хозяйственных операций.

Бухгалтерская отчетность оформляется с использованием форм бухгалтерского баланса и отчета о прибылях и убытках субъектов малого предпринимательства (п. 6.1 Приказа Минфина России от 02.07.2010 N 66н).

Учетная политика для целей бухгалтерского учета разрабатывается исходя из информационных потребностей организации и специфики ее деятельности.

Разработанная нами учетная политика для целей бухгалтерского учета представляет собой совокупность базисных элементов (организационных, технических и методических аспектов учета), выстроенных с учетом индивидуальных особенностей вида экономической деятельности (предприятия) и объединенных в единую управленческую концепцию.

В настоящее время учетная политика является одним из главных элементов документооборота любой организации. При грамотном подходе к ведению учетной политики можно добиться весьма существенного повышения эффективности предпринимательской деятельности, оптимизировать налогообложение, рационально распределить функциональные обязанности между структурными подразделениями и исполнителями организации.

Учетная политика является объектом повышенного внимания налоговых органов при налоговых проверках. Снижение требовательности к оформлению учетной политики и исполнению ее отдельных элементов может повлечь существенные финансовые санкции.

И все-таки основным адресатом учетной политики являются те заинтересованные пользователи бухгалтерской информации, от которых зависит принятие управленческих решений, непосредственно направленных на повышение эффективности производства или торговли: руководители организаций, советы директоров, общие собрания акционеров, деловые партнеры и т.п.

В связи с этим возникает настоятельная необходимость квалифицированного разъяснения отдельных положений или требований документов системы законодательного и нормативного регулирования бухгалтерского учета и отчетности. С учетом того что налоговое и бухгалтерское законодательство являются одними из наиболее динамично меняющихся отраслей права, возникает необходимость своевременного учета вносимых изменений, корректировки учетных процедур и уточнения элементов учетной политики.




Приложение 1


Приложение 1

Утверждаю:

Директор ООО «Победа»

____________________

"29" декабря 2018 г.


Положение

об учетной политике ООО «Победа»

на 2019 год


1. Общие положения


1.1. ООО «Победа» ведет бухгалтерский учет в соответствии с:

- Федеральным законом от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете";

- Положением по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации (утв. Приказом Минфина России от 29.07.1998 N 34н);

- Планом счетов финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкцией по его применению (утв. Приказом Минфина России от 31.10.2000 N 94н);

- Положением по бухгалтерскому учету "Учетная политика организации" (ПБУ 1/2008) (утв. Приказом Минфина России от 06.10.2008 N 106н);

- Положением по бухгалтерскому учету "Бухгалтерская отчетность организации" (ПБУ 4/99) (утв. Приказом Минфина России от 06.07.1999 N 43н);

- Положением по бухгалтерскому учету "Учет материально-производственных запасов" ПБУ 5/01 (утв. Приказом Минфина России от 09.06.2001 N 44н);

- Положением по бухгалтерскому учету "Учет основных средств" ПБУ 6/01 (утв. Приказом Минфина России от 30.03.2001 N 26н);

- Положением по бухгалтерскому учету "События после отчетной даты" (ПБУ 7/98) (утв. Приказом Минфина России от 25.11.1998 N 56н);

- Положением по бухгалтерскому учету "Доходы организации" ПБУ 9/99 (утв. Приказом Минфина России от 06.05.1999 N 32н);

- Положением по бухгалтерскому учету "Расходы организации" ПБУ 10/99 (утв. Приказом Минфина России от 06.05.1999 N 33н);

- Положением по бухгалтерскому учету "Учет нематериальных активов" (ПБУ 14/2007) (утв. Приказом Минфина России от 27.12.2007 N 153н);

- Положением по бухгалтерскому учету "Учет расходов по займам и кредитам" (ПБУ 15/2008) (утв. Приказом Минфина России от 06.10.2008 N 107н);

- Положением по бухгалтерскому учету "Учет финансовых вложений" ПБУ 19/02 (утв. Приказом Минфина России от 10.12.2002 N 126н);

- Положением по бухгалтерскому учету "Изменения оценочных значений" (ПБУ 21/2008) (утв. Приказом Минфина России от 06.10.2008 N 106н);

- Положением по бухгалтерскому учету "Исправление ошибок в бухгалтерском учете и отчетности" (ПБУ 22/2010) (утв. Приказом Минфина России от 28.06.2010 N 63н);

- Информацией Минфина России N ПЗ-3/2012 "Об упрощенной системе бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности для субъектов малого предпринимательства", -

а также методическими указаниями и рекомендациями, выпущенными Минфином России и другими министерствами и ведомствами и необходимыми в работе организации.

1.2 Ответственность за организацию бухгалтерского учета в организации, соблюдение законодательства при выполнении хозяйственных операций и хранение документов бухгалтерского учета несет руководитель организации (ст. 7 Закона N 402-ФЗ).

1.3 Главный бухгалтер несет ответственность за формирование учетной политики, ведение бухгалтерского учета, своевременное представление полной и достоверной бухгалтерской отчетности (ст. 7 Закона N 402-ФЗ, п. 4 ПБУ 1/2008).


2. Организационно-технический раздел


2.1. Бухгалтерский учет организует и ведет бухгалтерский отдел ООО «Победа»".

2.2. Бухгалтерский учет в организации автоматизирован частично.

2.3. Организация в качестве первичных учетных документов применяет унифицированные формы документов, утвержденные Постановлениями Госкомстата России:

- от 05.01.2004 N 1 "Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету труда и его оплаты";

- от 25.12.1998 N 132 "Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету торговых операций";

- от 18.08.1998 N 88 "Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету кассовых операций, по учету результатов инвентаризации";

- от 27.03.2000 N 26 "Об утверждении унифицированной формы первичной учетной документации ИНВ-26 "Ведомость учета результатов, выявленных инвентаризацией";

- от 21.01.2003 N 7 "Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету основных средств";

- от 30.10.1997 N 71а "Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету труда и его оплаты, основных средств и нематериальных активов, материалов, малоценных и быстроизнашивающихся предметов, работ в капитальном строительстве";

- от 01.08.2001 N 55 "Об утверждении унифицированной формы первичной учетной документации N АО-1 "Авансовый отчет";

унифицированные формы документов, утвержденные Положениями Банка России:

- от 19.06.2012 N 383-П "О правилах осуществления перевода денежных средств";

- от 12.10.2011 N 373-П "О порядке ведения кассовых операций с банкнотами и монетой Банка России на территории Российской Федерации",

а также самостоятельно разработанные первичные документы .

Обязательными реквизитами первичного учетного документа являются:

- наименование документа;

- дата составления документа;

- наименование экономического субъекта, составившего документ;

- содержание факта хозяйственной жизни;

- величина натурального и (или) денежного измерения факта хозяйственной жизни с указанием единицы измерения;

- наименование должности лица (лиц), совершившего (совершивших) сделку, операцию и ответственного (ответственных) за правильность ее оформления, либо наименование должности лица (лиц), ответственного (ответственных) за правильность оформления свершившегося события;

- подписи лиц, предусмотренных предыдущим пунктом, с указанием их фамилий и инициалов либо иных реквизитов, необходимых для идентификации этих лиц.

Остальные реквизиты являются дополнительными и заполняются по мере возможности (ст. 9 Закона N 402-ФЗ).

2.4. Регистры бухгалтерского учета.

Регистрами бухгалтерского учета являются журналы - ордера, ведомости, отдельные листы и карточки.

Обязательными реквизитами регистра бухгалтерского учета являются (ст. 10 Закона N 402-ФЗ, п. 4 ПБУ 1/2008):

- наименование регистра;

- наименование экономического субъекта, составившего регистр;

- даты начала и окончания ведения регистра и (или) период, за который составлен регистр;

- хронологическая и (или) систематическая группировка объектов бухгалтерского учета;

- величина денежного измерения объектов бухгалтерского учета с указанием единицы измерения;

- наименования должностей лиц, ответственных за ведение регистра;

- подписи лиц, ответственных за ведение регистра, с указанием их фамилий и инициалов либо иных реквизитов, необходимых для идентификации этих лиц.

2.5. Лицами, имеющими право подписывать первичные учетные документы, являются: генеральный директор, главный бухгалтер, заместитель главного бухгалтера, заместитель генерального директора

2.6. Рабочий план счетов приведен в приложении N 1.

2.7. График документооборота приведен в приложении N 2.

2.8. Система внутреннего контроля включает в себя следующие элементы: проверка учета основных средств, расчетов с поставщиками и покупателями, с прочими дебиторами и кредиторами, контроль активов и обязательств; контроль учетной документации и правовых аспектов хозяйственных операций.

Инвентаризация проводится в соответствии с законодательством, но не реже одного раза в год (перед составлением годовой отчетности). Инвентаризация основных средств проводится один раз в 3 года (ст. 11 Закона N 402-ФЗ, п. 4 ПБУ 1/2008, п. 27 Положения по ведению бухгалтерского учета, Методические указания по инвентаризации имущества и финансовых обязательств (утв. Приказом Минфина России от 13.06.1995 N 49)). Сроки проведения инвентаризации: материалы по состоянию на 1 октября, основные средства на 1 ноября, прочие активы и обязательства на 31 декабря.

2.9. Изменение учетной политики.

Последствия изменения учетной политики отражаются в бухгалтерской отчетности перспективно (п. 15.1 ПБУ 1/2008).

2.10. Исправление существенных ошибок.

Существенность каждой ошибки будет определяться в каждом конкретном случае главным бухгалтером совместно с руководителем организации.

Исправление существенных ошибок предшествующего отчетного года, выявленных после утверждения бухгалтерской отчетности за этот год, осуществляется в порядке, установленном для несущественных ошибок, т.е. в корреспонденции со счетом 91 и без ретроспективного пересчета (перспективно) (п. 9 ПБУ 22/2010).

2.11. Бухгалтерская отчетность оформляется с использованием форм бухгалтерского баланса и отчета о прибылях и убытках субъектов малого предпринимательства (п. 6.1 Приказа Минфина России от 02.07.2010 N 66н).

2.12. Способы оценки активов и обязательств.

В соответствии с п. 25 Положения по ведению бухгалтерского учета организация ведет бухгалтерский учет имущества, обязательств и хозяйственных операций в рублях и копейках.


3. Методика ведения бухгалтерского и налогового учета

Учет основных средств

3.1 Бухгалтерский учет основных средств осуществляется в соответствии с ПБУ 6/ 01, утв. Приказом Минфина РФ от 30.03.2001 N 26н (ред. от 24.12.2010)

3.2 Критерии отнесения активов в состав основных средств.

Критериями отнесения имущества в состав основных средств являются условия, перечисленные в п. 4 Положения по бухгалтерскому учету "Учет основных средств" ПБУ 6/01, утвержденного Приказом Минфина России от 30.03.2001 N 26н .

Активы, удовлетворяющие условиям п. 4 ПБУ 6/01, стоимость которых за единицу не превышает 40 000 руб., учитываются организацией в качестве материально-производственных запасов.

В целях обеспечения сохранности малоценных основных средств первичные учетные документы по движению (приему, выдаче, перемещению и списанию) оформляются в порядке, предусмотренном для учета материально-производственных запасов.

Приобретенные книги, брошюры и тому подобные издания учитываются в составе материально-производственных запасов и списываются на затраты по мере отпуска их в производство.

В целях обеспечения сохранности указанных активов первичные учетные документы по движению (приему, выдаче, перемещению и списанию) оформляются в порядке, предусмотренном для учета материально-производственных запасов.

3.3 Состав инвентарного объекта.

Единицей бухгалтерского учета основных средств является инвентарный объект.

Инвентарным объектом признается объект со всеми приспособлениями и принадлежностями.

Если сроки полезного использования составных частей объекта основных средств существенно различаются, то составные части объекта основных средств учитываются как самостоятельные инвентарные объекты.

3.4 Срок полезного использования основных средств.

Срок полезного использования основных средств определяется комиссией, назначаемой приказом руководителя, при принятии объекта к бухгалтерскому учету с учетом Классификации основных средств, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 01.01.2002 N 1 "О Классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы".

Определение конкретного срока полезного использования объекта основных средств производится исходя из:

- ожидаемого срока использования этого объекта в соответствии с ожидаемой производительностью или мощностью;

- ожидаемого физического износа, зависящего от режима эксплуатации (количества смен), естественных условий и влияния агрессивной среды, системы проведения ремонта;

- нормативно-правовых и других ограничений использования этого объекта (например, срок аренды).

В случае приобретения основных средств, бывших в эксплуатации, организация определяет норму амортизации по этому имуществу с учетом срока полезного использования, уменьшенного на количество лет (месяцев) эксплуатации данного имущества предыдущим собственником.

В том случае, если предмет невозможно отнести ни к одной амортизационной группе, организация самостоятельно определяет срок его полезного использования на основании приказа руководителя.

3.5 Амортизация объектов основных средств.

Амортизация по всем группам однородных объектов основных средств

для целей бухгалтерского и налогового учета начисляется линейным способом по нормам, рассчитанным исходя из срока полезного использования объекта.

Начисление амортизации приостанавливается в случаях перевода объектов на консервацию на срок более трех месяцев, а также в период восстановления объекта, продолжительность которого превышает 12 мес. Приостановление начисления амортизации оформляется приказом руководителя организации.

3.6 Переоценка объектов основных средств.

Организация не осуществляет переоценку объектов основных средств.

3.7 Восстановление объектов основных средств.

Восстановление основных средств осуществляется посредством ремонта, модернизации и реконструкции.

В случае реконструкции или модернизации основных средств сроки их полезного использования не пересматриваются.

Ремонт основных средств осуществляется без создания резерва на их ремонт.

Фактические затраты на ремонт основных средств включаются в себестоимость услуг по мере выполнения ремонтных работ в том периоде, в котором они были осуществлены, без отражения затрат в составе расходов будущих периодов.


Учет материально – производственных запасов

3.8 Критерии отнесения имущества в состав материально-производственных запасов.

В соответствии с п. 2 Положения по бухгалтерскому учету "Учет материально-производственных запасов" ПБУ 5/01, утвержденного Приказом Минфина России от 09.06.2001 N 44н , к бухгалтерскому учету в качестве материально-производственных запасов принимаются активы: используемые в качестве материалов и запасных частей при оказании услуг, используемые для управленческих нужд организации.

3.9. Единица учета материально-производственных запасов.

На основании п. 3 ПБУ 5/01 учет материально-производственных запасов в организации ведется по номенклатурным номерам. Аналитический учет материально-производственных запасов ведется по наименованиям материально-производственных запасов, сортам и местам их хранения.

3.10 Оценка материально-производственных запасов и порядок принятия их к учету.

Материально-производственные запасы принимаются к бухгалтерскому учету по фактической себестоимости (с включением налога на добавленную стоимость как невозмещаемого налога), формирование которой осуществляется без применения счета 15 "Заготовление и приобретение материальных ценностей".

Транспортно-заготовительные расходы организации принимаются к учету путем непосредственного прямого включения их в фактическую стоимость материалов. При этом транспортно-заготовительные расходы присоединяются к договорной цене материалов пропорционально их стоимости.

3.11 Метод оценки при списании материально-производственных запасов в производство и ином выбытии.

На основании п. 16 ПБУ 5/01 отпуск материально-производственных запасов в производство осуществляется по себестоимости каждой единицы (за исключением ГСМ).

Списание ГСМ осуществляется методом средней себестоимости (путем взвешенной оценки).

3.12 Учет поступления, наличия и движения специальной оснастки и специальной одежды производится в соответствии с Инструкцией по применению Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций, утвержденной Приказом Минфина России от 31.10.2000 N 94н

3.14 Установление срока носки (использования) спецодежды – по нормам.

Единовременное списание стоимости специальной одежды, срок эксплуатации которой согласно нормам выдачи не превышает 12 месяцев, в дебет общехозяйственных расходов в момент ее передачи (отпуска) сотрудникам организации.

3.15 Резерв под снижение стоимости материальных ценностей не образуется.

Учет отдельных видов доходов и расходов


3.16 Расходами организации признается уменьшение экономических выгод в результате выбытия активов или возникновения обязательств. Расходы подразделяются на расходы по обычным видам деятельности и прочие расходы.

3.17 Расходы по обычным видам деятельности.

Расходами по обычным видам деятельности являются расходы, связанные с выполнением работ и оказанием услуг, приобретением и продажей товаров.

Бухгалтерский учет расходов ведется с использованием счетов:

- 20 "Основное производство";

- 26 "Общехозяйственные расходы".

Расходы по обычным видам деятельности принимаются к бухгалтерскому учету в сумме, исчисленной в денежном выражении, равной величине оплаты в денежном выражении или иной форме или величине кредиторской задолженности.

При формировании расходов по обычным видам деятельности организация обеспечивает их группировку по следующим элементам:

- материальные затраты;

- расходы на оплату труда;

- амортизация;

- прочие затраты.

Незавершенное производство отражается по фактической производственной себестоимости

3.18 Учет затрат на производство.

По способу включения в себестоимость услуг затраты для целей бухгалтерского учета группируются как прямые и косвенные.

Прямые расходы, связанные с оказанием услуг, отражаются по дебету счета 20 "Основное производство". К ним относятся:

- материальные затраты, непосредственно связанные с оказанием услуг;

- расходы на оплату труда персонала, участвующего в процессе оказания услуг, а также расходы на обязательное пенсионное страхование, идущие на финансирование страховой и накопительной части трудовой пенсии, на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, обязательное медицинское страхование, обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, начисленные на указанные суммы расходов на оплату труда;

- суммы начисленной амортизации по основным средствам, используемым при оказании услуг.

Обобщение информации о косвенных расходах производится на счете 26 "Общехозяйственные расходы". В их составе учитываются:

- административно-управленческие и общехозяйственные расходы;

- затраты на оплату труда административно-управленческого и общехозяйственного персонала;

- отчисления на социальные нужды с заработной платы административно-управленческого и общехозяйственного персонала во внебюджетные фонды;

- амортизационные отчисления и расходы на ремонт, содержание и обслуживание основных средств административно-управленческого и общехозяйственного назначения;

- расходы по оплате информационных, консультационных, юридических и прочих услуг;

- расходы на подготовку и переподготовку кадров, расходы на охрану труда;

- расходы на содержание охраны;

- другие аналогичные по назначению расходы.

Расходы, учтенные на счете 26 "Общехозяйственные расходы", списываются в конце каждого месяца в дебет счета 90 "Продажи".

3.19 Учет расходов будущих периодов.

В составе расходов будущих периодов учитываются расходы, произведенные в отчетном периоде, которые обусловливают получение доходов в течение нескольких отчетных периодов.

Расходы будущих периодов подлежат списанию равномерно в течение периода, к которому они относятся.

Сроки списания расходов будущих периодов регулируются организацией самостоятельно (устанавливаются приказом руководителя), если иное не следует из законодательных или иных нормативных актов, относящихся к данному объекту учета.

К расходам будущих периодов относятся следующие виды расходов: расходы на страхование, лицензии, расходы на приобретение программного обеспечения без передачи исключительных прав на программы, прочие расходы, относящиеся к будущим периодам.

3.20 Формирование резервов в целях бухгалтерского учета.

Организация не создает резерва по сомнительным долгам.

Резервы предстоящих расходов и платежей в организации не создаются.

Учет расходов по займам и кредитам.

3.21 Учет процентов, причитающихся к оплате заимодавцу.

Проценты за пользование заемными средствами включаются в стоимость инвестиционного актива или в состав прочих расходов исходя из условий предоставления займа (кредита).

3.22 Порядок признания дополнительных затрат по займам.

В соответствии с п. 8 Положения по бухгалтерскому учету "Учет расходов по займам и кредитам" (ПБУ 15/2008), утвержденного Приказом Минфина России от 06.10.2008 N 107н , дополнительные затраты по займам включаются в состав прочих расходов единовременно.

3.23 Доходами организации признается увеличение экономических выгод в результате поступления активов (денежных средств, иного имущества) и (или) погашения обязательств, приводящее к увеличению капитала этой организации.

Доходы организации в зависимости от их характера, условия получения и направлений деятельности организации подразделяются:

- на доходы от обычных видов деятельности;

- на прочие доходы.

3.24 Учет доходов от обычных видов деятельности организации.

Доходами от обычных видов деятельности является выручка от оказания услуг по .

Выручка от оказания услуг признается в учете при выполнении всех условий, перечисленных в п. 12 Положения по бухгалтерскому учету "Доходы организации" ПБУ 9/99, утвержденного Приказом Минфина России от 06.05.1999 N 32н, одним из которых является факт оказания услуги.

Признание выручки в бухгалтерском учете производится на дату выставления акта об оказании услуг.

Выручка принимается к бухгалтерскому учету в сумме, исчисленной в денежном выражении, равной величине поступления денежных средств и иного имущества и (или) величине дебиторской задолженности.

3.25 Доходы по выполненным этапам незавершенных работ учитывать с использованием синтетического счета бухгалтерского учета 46.

Обязательства.

3.26 Кредиторская задолженность признается в бухгалтерском учете в соответствии с условиями хозяйственных договоров.

3.27 Штрафы, пени, неустойки за нарушение условий договоров, а также возмещение причиненных организацией убытков принимаются к бухгалтерскому учету в суммах, присужденных судом или признанных организацией.

3.28 Установить максимальный размер предварительной оплаты по договорам, предусматривающим поставку материально-производственных запасов, в размере 50% от суммы стоимости поставки, по договорам выполнения работ и оказания услуг - предварительную оплату осуществлять в соответствии с условиями договоров.

3.29 Прочие доходы.

Доходы, отличные от оказания услуг, считаются прочими поступлениями организации. Информация о прочих доходах организации отражается на счете 91 "Прочие доходы и расходы".

Организация налогового учета

3.30 Организация является плательщиком единого налога, взимаемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения, вплоть до утраты права на применение упрощенной системы налогообложения либо до добровольного отказа от ее применения в соответствии с положениями гл. 26.2 Налогового кодекса РФ.

3.31 В соответствии с нормами п. 1 ст. 346.14 Налогового кодекса РФ объектом налогообложения организации признаются доходы, уменьшенные на величину расходов.

3.32 Налоговый учет доходов и расходов ведется в книге учета доходов и расходов организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения, форма которой утверждена Приказом Минфина России от 31.12.2008 N 154н.

Книга учета доходов и расходов ведется на бумажном носителе.

На каждый очередной налоговый период открывается новая книга учета доходов и расходов.

3.30 Датой получения доходов признается день поступления денежных средств на счета в банках и (или) в кассу, получения иного имущества (работ, услуг) и (или) имущественных прав, а также погашения задолженности (оплаты) налогоплательщику иным способом (кассовый метод).

Документальным подтверждением доходов выступают первичные документы бухгалтерского учета, в том числе и самостоятельно разработанная форма акта на оказание услуг

3.31 Под налогооблагаемыми расходами организации понимаются обоснованные и документально подтвержденные затраты, осуществленные налогоплательщиком, при условии, что они связаны с получением дохода.

Перечень налогооблагаемых расходов закреплен




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!