СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Совершенствование педагогического мастерства через самообразовательную деятельность

Категория: Физкультура

Нажмите, чтобы узнать подробности

Совершенствование педагогического мастерства через самообразовательную деятельность

Просмотр содержимого документа
«Совершенствование педагогического мастерства через самообразовательную деятельность»









«СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО МАСТЕРСТВА ЧЕРЕЗ САМООБРАЗОВАТЕЛЬНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ".



В условиях модернизации системы образования возрастает роль методической службы в совершенствовании профессиональной компетентности педагогов, подготовке их к работе в новой образовательной ситуации, в создании условий для их развития и самореализации.

Необходимость самообразования диктуется, с одной стороны, самой спецификой тренерской деятельности, ее социальной ролью, с другой стороны - реалиями и тенденциями непрерывного образования, что связано с постоянно изменяющимися условиями педагогического труда, потребностями общества, его способности быстро и адекватно реагировать на смену общественных процессов и ситуаций, готовности перестраивать свою деятельность, умело решать новые, более сложные задачи. Смысл самообразования выражается в удовлетворении познавательной активности, потребности тренера в самореализации путем непрерывного образования. Суть самообразования заключается в овладении техникой и культурой умственного труда, умении преодолевать проблемы, самостоятельно работать не только над личностным самосовершенствованием, но и профессиональным.

САМООБРАЗОВАНИЕ – целенаправленная познавательная деятельность, управляемая самой личностью; приобретение систематических знаний в какой-либо области науки, техники, культуры. В основе самообразования - интерес занимающегося в органическом сочетании с самостоятельным изучением материала.



Принципы самообразования:

  • Добровольность

  • Сознательность

  • Научность

  • Сочетание теории с практикой

  • Систематичность

  • Управляемость и контролируемость самим человеком

  • Целеустремленность

Цели самообразования:

Самоцельное самообразование – это определенный вид деятельность, который провоцирует и создает мотивы у человека для устойчивого интереса и освоения знаний.

Попутное самообразование. Занимаясь целенаправленной деятельностью, человек узнаёт что-то новое, позволяющее ему использовать эти знания и умения дальше.

Целенаправленное самообразование,связано с тем, что человек сам ставит себе цель в определённой области. Эта цель определяет дальнейшие шаги, поиск средств для реализации цели, самостоятельность в постановке задач, в их решении и в анализе результатов. В современных условиях выработаны основные критерии профессионализма педагога. На основании которых можно сделать вывод: Тренер-преподаватель 21 века - это: - гармонично развитая, внутренне богатая личность, стремящаяся к духовному, профессиональному, общекультурному и физическому совершенству;

- умеющий отбирать наиболее эффективные приёмы, средства и технологии обучения и воспитания для реализации поставленных задач; - умеющий организовать рефлексивную деятельность; - обладающий высокой степенью профессиональной компетентности.Под самообразованием следует пониматьспециально организованную, самодеятельную, систематическую познавательную деятельность, направленную на достижение определенных личностно и общественно значимых образовательных целей: удовлетворение познавательных интересов, общекультурных и профессиональных запросов и повышение квалификации.

Эти изменения в первую очередь отражаются наобучающихся, формируют их мировоззрение, и соответственно, очень часто, формируют образ тренера как «несовременного человека» Конкуренция. Не секрет, что многие родители, приводя ребёнка в спортивную школу, просят определить его к "лучшему" тренеру-преподавателю. Квалифицированный тренер-преподаватель в условиях описанной конкуренции имеет больше возможностей в отборе учащихся, определении нагрузки.

Материальное стимулирование. Наличие категории, премии, надбавки зависит от квалификации и мастерства тренера-преподавателя. Без постоянного усвоения новых знаний не добиться более продуктивной работы, которая, естественно, оплачивается выше.

Формы самообразования:

Все формы самообразования можно условно поделить на две группы: В индивидуальной форме инициатором является сам тренер-преподаватель, однако руководители методических и административных структур могут инициировать и стимулировать этот процесс. Групповая форма в виде деятельности методического объединения, семинаров, курсов повышения квалификации обеспечивает обратную связь между результатами индивидуального самообразования и самим тренером-преподавателем

План самообразования тренера-преподавателя должен включать: перечень литературы, которую планируется изучить; формы самообразования; срок завершения работы. Важное значение в процессе занятий по самообразованию имеет умениеработать с литературными источниками: необходимо делать выписки, составлять конспект.

Формы организации самообразования

1. Курсовая подготовка в институтах повышения квалификации. Главное достоинство такой формы самообразования – возможность получения квалифицированной помощи от специалиста-преподавателя, а также возможность обмена опытом между коллегами

2. Получение второго высшего образования или второй специальности. Главные достоинства такой формы самообразования: возможность выстраивать индивидуальную траекторию образования, т. к. структура большинства программ имеет модульный характер: одни обязательны для изучения, другие предполагают индивидуальный выбор;

3. Дистанционные курсы повышения квалификации, конференции, семинары, олимпиады и конкурсы. Главные достоинства такой формы самообразования:возможность пройти их в удобное для педагогов время; возможность выбора темы по интересующим и наиболее актуальным для конкретного педагога вопросам.

4. Индивидуальная работа по самообразованию может включать в себя:

  • научно-исследовательскую работу по определенной проблеме

  • посещение библиотек, изучение научно-методической и учебной литературы;

  • участие в педагогических советах, научно-методических объединениях;

  • посещение учебно-тренировочных занятий своих коллег, обмен мнениями по вопросам организации занятий, содержания обучения, методов тренировочного процесса;

  • теоретическую разработку и практическую апробацию разных форм учебно-тренировочных занятий, внеклассных мероприятий.

5. Сетевые педагогические сообщества – новая форма организации самообразования педагогов.Сетевое педагогическое сообщество – это интернет-ресурс, созданный для общения единомышленников, педагогов различных регионов нашей страны, желающих поделиться опытом, поспорить, рассказать о себе, узнать нужную информацию.

Основные направления, в которых тренеру-преподавателю необходимо заниматься самообразованием.

- профессиональное (вид спорта);

- психолого-педагогическое (ориентированное на учеников и родителей);

- психологическое (имидж, общение, искусство влияния, лидерские качества и др.);

- методическое (педагогические технологии, формы, методы и приёмы обучения);

- правовое;

- информационно-коммуникативные технологии;

- охрана здоровья;

Составляющие процесса самообразования:

Изучать и внедрять новые педагогические технологии, формы, методы и приёмы обучения. Посещать учебно-тренировочные занятия коллег и участвовать в обмене опытом. Периодически проводить самоанализ своей профессиональной деятельности. Совершенствовать свои знания в области классической и современной психологии и педагогики. Систематически интересоваться событиями современной экономической, политической и культурной жизни. Повышать уровень своей эрудиции, правовой и общей культуры.

Самообразование тренера-преподавателя будет продуктивным, если: в процессе самообразования реализуется потребность тренера-преподавателя к собственному развитию и саморазвитию; тренер-преподаватель владеет способами самопознания и самоанализа педагогического опыта. Тренер-преподаватель понимает как позитивные, так и негативные моменты своей профессиональной деятельности; осуществляется взаимосвязь личностного и профессионального развития и саморазвития.

Результат самообразования.

В личном плане самообразования тренера-преподавателя обязательно должен быть список результатов, которые должны быть достигнуты за определённый срок. Результаты самообразования тренера-преподавателя отслеживаются на определённых этапах (самообразование непрерывно, но планировать его нужно поэтапно):

- повышение качества учебно-тренировочного занятия (указать показатели, по которым будет определяться эффективность и качество);

- разработанные или изданные методические пособия, предпрофессиональные программы; разработка новых форм, методов и приёмов обучения;

- доклады, выступления;

- разработка дидактических материалов, тестов, наглядностей;

- выработка методических рекомендаций по применению новой информационной технологии;

- разработка и проведение открытых уроков по собственным, новаторским технологиям;

- обобщение опыта по исследуемой проблеме (теме).

Современный тренер-преподаватель - это профессионал и личность одновременно. Он не просто занимает рабочее место, но и украшает своим личным отношением то, что составляет смысл его работы. Учитель постоянно должен саморазвиваться, как в профессиональном, так и в личностном плане. Так как самообразование составляет основу успешности тренера в современных условиях, улучшает качество его учебно- тренировочной деятельности, а так же приносит положительные результаты на соревнованиях различного уровня.

3