СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Совершенствование процесса воспитания на уроках музыки

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Совершенствование процесса воспитания на уроках музыки»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №17»

городского округа город Октябрьский Республики Башкортостан









ТЕМА ДОКЛАДА:





СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПРОЦЕССА ВОСПИТАНИЯ

НА УРОКАХ МУЗЫКИ







ВЫПОЛНИЛА:

УЧИТЕЛЬ МУЗЫКИ

МИННУЛЛИНА

ЭЛЬЗА

РИКАНСОВНА











2018г.

Совершенствование процесса воспитания на уроках музыки



«Музыка - одно из сильнейших орудий воспитания каждого человека»

Д.Д. Шостакович

Музыка в семье искусств занимает особое место благодаря ее непосредственному комплексному воздействию на человека. Многовековой опыт и специальные исследования показали, что музыка влияет и на психику, и на физиологию человека, что она может оказывать успокаивающее и возбуждающее воздействие, вызывать положительные и отрицательные эмоции. Именно поэтому при всем разнообразии направлений работы современной школы с большой настойчивостью утверждается тезис о важности музыкального воспитания всех детей без исключения, о его значении для развития общих психических свойств (мышления, воображения, внимания, памяти, воли), для воспитания эмоциональной отзывчивости, душевной чуткости, нравственно-эстетических потребностей, идеалов, то есть для формирования всесторонне развитой, гуманной личности. Сегодняшний школьник современного бурно меняющегося мира совсем иной, чем был раньше. Он опережает своих предшественников в физическом развитии, но, увы, отстает духовно – нравственно. К тому же новые условия современной жизни не способствуют духовному здоровью детей. Ещё одна проблема современности заключается в том, что школьники в условиях ранней компьютеризации утрачивают образное мышление и творческие способности. Возникла острая потребность сделать массовое образование творческим, акцентировать в нем духовно-нравственное начало и ориентировать на современные проблемы выживании человечества.
Как помочь детям избежать этих и других сетей самоистребления, которые засасывают человека физически и духовно?

Музыка в школе – это высокодуховный, «душеобразовательный» предмет. Кому же, как не людям искусства, нужно найти заветную тропинку к душам детей и раскрыть мир Любви и Добра?

Работая с детьми, я выделяю следующие основные направления воспитания на уроках музыки:

- духовно-нравственное ;

- художественно-эстетическое;

- гражданско-патриотическое;

- здоровьесберегающее;


Духовно-нравственное воспитание

Музыка – прекрасный воспитатель, и ценность её особенно велика в воспитании духовного и нравственного облика детей.


Задача учителя музыки - воспитание души. Таинственная, бездонная, искренняя – вот «портрет» души маленького человека. Человека, который смотрит на мир широко открытыми глазами, который верит, что мир прекрасен.

«Человек должен родиться дважды,- писал Гегель,- один раз естественно, а затем духовно…»

Духовно-нравственное воспитание школьника происходит главным образом и, прежде всего, в процессе обучения. Иногда человеку для выражения чувств, более глубокого понимания действительности не хватает земного языка. И вот тогда на помощь приходит «более красноречивый язык - музыка» (П.И. Чайковский). Уроки музыки и пения особенно влияют на духовный мир детей, на их нравственное сознание, обогащая чувства, развивая потребность к эстетическому освоению мира.

Из всех учебных дисциплин единственно по-настоящему воспитывающей является музыка, так как она развивает не только разум, но развивает и облагораживает чувства. Если в процессе обучения мы не будем воспитывать человека в целом, то есть его тело, мозг и душу, мы не выполним своего долга по отношению к тем, кого мы учим. Поэтому уроки музыки обрели возможность стать уроками человековедения. Но формировать духовный мир ребенка только средствами музыкального искусства в отрыве от других видов искусства не даст желаемого результата. Поэтому на своих уроках я стараюсь использовать великую силу музыки в содружестве с другими видами искусства, прежде всего средствами межпредметных связей, что служит конечной цели - воспитанию духовно - нравственной личности.

Рассмотрим ряд учебных предметов, интегрирующихся с музыкой:

  • литература (музыкальные произведения на литературный сюжет, произведения фольклора; интонация, выразительное чтение и выразительные средства в музыке);

  • русский язык (понятие о тексте, идея произведения, правильное произношение слов, определение главного и зависимого слова, виды предложений, стили речи,);

  • математика (музыкальные длительности, метр, размер);

  • хореография (импровизация под музыку, знание основных движений танца);

  • история (история России в песне, опере, кантате, история зарубежных стран);

  • география (музыка моего народа, музыка народов мира);

  • ознакомление с окружающим миром (произведения композиторов о временах года и явлениях природы);

  • иностранный язык (музыка народов мира, стили и направления музыки);

  • экология (благоприятное и пагубное влияние музыки на человека и окружающую среду);

  • православие (духовная музыка);

  • физкультура (выполнение движений в соответствии с характером и динамикой музыки);

  • изобразительное искусство (видеть музыку, слышать живопись);



Художественно-эстетическое воспитание

Человек извечно стремится к красоте. Он любуется природой, украшает свое жилище, свою одежду, свой облик. Нет такого народа, которому неведомо было бы чувство прекрасного. Человек обладает способностью находить и ценить красоту, творить по ее законам.

Красота – сфера чувств, переживаний. Умение замечать и переживать красоту называется эстетическим чувством, которое воспитывается путем приобщения к прекрасному, лучшим ее образцам. Эстетические знания необходимы школьнику, они служат путеводителем по стране прекрасного.

Каждый учитель несет на себе груз ответственности не только по обучению по-своему предмету, но и воспитанию чувства прекрасного, духовного, возвышенного в детях. Сам процесс преподавания является разновидностью художественного творчества. Учитель должен быть интересным, артистичным, с выдумкой! Ему надо добиться, чтобы на урок дети шли, как на праздник души, радовались новым знаниям, новым навыкам, ценностям, живо откликались на порывы, умели самостоятельно, творчески мыслить, чутко реагировали на все вокруг происходящее, прочно стояли на моральных позициях.

Эстетическое воспитание в школе прослеживается на всех уроках, но наиболее благодатны для этого уроки эстетического цикла: изобразительного искусства, литературы, мировой художественной культуры, музыки.

На своих уроках музыки я стараюсь дать детям младшего и старшего школьного возраста эстетическое воспитание через знакомство с классической музыкой.

Очень важно развитие эмоциональной отзывчивости на классическую музыку, привитие интереса и любви к ней. Привить детям вкус к хорошей музыке. Важно с малых лет создать для ребёнка благоприятную музыкальную среду.


Моя задача - научить детей воспринимать прекрасное в окружающей жизни и искусстве.

Я использую музыку зарубежных, русских и советских композиторов на музыкальных занятиях практически во всех видах деятельности.

Классическая музыка очень яркая, самобытная, выразительная и даёт большой простор для фантазии.

Гражданско-патриотическое воспитание

Большое внимание на уроках музыки уделяется патриотическому воспитанию, направленному на формирование уважительного отношения к Родине, родным местам, историческому прошлому, родной культуре, собственному народу, народам России и народам разных стран мира. Воспитание патриотизма на уроках музыки имеет огромное значение, т.к. речь идёт о судьбе настоящего и будущих поколений. Воспитание гражданско-патриотических чувств у детей – процесс сложный и длительный. Любовь к близким людям, к своей школе, к родному городу, к родной стране играют огромную роль в становлении личности ребёнка.

На протяжении всего курса музыкальных занятий учащиеся встречаются с героическими образами, с произведениями, посвящёнными темам воинского подвига, патриотизма, верности долгу.

Патриотическое воспитание на уроках музыки в школе осуществляются через:

- постижение основных пластов мирового музыкального искусства: фольклора, духовной музыки, произведений композиторов – классиков;

- знакомство с народной музыкой, историей народа, его традициями и обычаями;

- знакомство с историей Отечества, символикой, историческим наследием;

- изучение основных жанров фольклорных сочинений и т. д.

Введение региональной составляющей во ФГОС на уроках музыки способствует гражданско-патриотическому воспитанию школьников. На основе изучения самобытности музыкального искусства нашей Республики Башкортостан, башкирского народа, у учащихся происходит осмысление понятий род, родство, народ, Родина, дети приобщаются к различным видам музыкальной деятельности, у детей воспитывается интерес к музыкальной культуре родного края.

В настоящее время чрезвычайно остро стоит вопрос межнационального общения. Оно значительно облегчается при условии знания и понимания национальных культур народов, что возможно только на основе постижения своих собственных народных культурных корней.



Здоровьесберегающее воспитание

Урок музыки сам по себе – здоровьесберегающая технология. Особенностью урока является организация разных форм музыкальной деятельности школьников. Каждый урок музыки содержит в себе оздоровительный эффект, препятствует развитию переутомления, не ухудшает здоровье, а способствует его сохранению, укреплению и развитию.

Народная пословица гласит: «Кто много поет, того хворь не берет!»

Здоровьесбережение - одно из важных направлений  работы современной школы. Как показывают исследования Института возрастной физиологии,  постоянно возрастает процент детской заболеваемости. И если к началу обучения в школе здоровыми могут быть признаны большинство детей, то за время обучения в школе  заболеваемость увеличивается в 4-5 раз. К концу обучения абсолютно здоровыми могут быть признаны всего 2.5 % детей.  Поэтому применение здоровьесберегающих технологий - одна из актуальнейших задач.

Как можно заниматься здоровьесбережением на уроках музыки?   В своей работе я разделяю  деятельность по здоровьесбережению на несколько этапов и применяю их на каждом уроке.

         К первому этапу можно отнести  активизацию детей в самом начале урока.  Здесь необходимо  несколько секунд для того, чтобы ребенок успокоился после перемены, настроился на рабочий лад.   В самом начале уроков музыки  проводится музыкальное приветствие, которое настраивает учащихся на урок музыки, а так же является определенной распевкой, упражнением для голоса. В  младших классах в начале урока можно провести пальчиковую или артикуляционную гимнастику с музыкальным сопровождением или пением.  Это способствует активизации различных центров головного мозга.

Второй этап - физкультминутка. Целесообразно ее проведение через 15-20 минут после начала урока, когда наступает фаза интеллектуальной и физической усталости. Считаю, что на уроках музыки целесообразно  поведение этого момента под музыку, что способствует  эмоциональному подъему, концентрации внимания, а также помогает легче и непринужденнее выполнять физические упражнения.   Физкультминутка  может и должна быть разной на различных ступенях обучения. В младших классах это песенки-игры, пластические этюды на стихи и песенки.  В среднем звене это могут быть  детские анимационные танцы.  Причем одним из видов деятельности может быть сочинение танца под определенную музыку детьми прямо на уроке. Это помогает активному включению учащихся в процесс слушания музыки, а так же является одним из видов музыкально-двигательного творчества детей.   Использование анимационных танцев позволяет в легкой и непринужденной форме провести разминку различных групп мышц с использованием музыкального материала.

 Третий этап здоровьесберегающей деятельности – релаксация учащихся  в конце урока.   Здесь применяю различный музыкальный материал, который бы способствовал успокоению, расслаблению, просто созданию хорошего и позитивного чувства в конце урока музыки. Это могут быть спокойные медленные  музыкальные композиции, игровой массаж.

 Важным вопросом здоровьесбережения на уроках музыки является вопрос охраны и гигиены детского голоса.   Особенно это вопрос становится актуальным во время полового созревания, когда происходит мутация голоса, как у мальчиков, так и у девочек. Необходимо следить, чтобы звукоизвлечение при пении происходило аккуратно, мягко, не допускать форсированного кричащего звучания голоса.  Необходимо включать в уроки музыки упражнения для формирования правильного певческого дыхания, которое способствует не только  правильному звукоизвлечению, красивому крепкому и протяжному пению,  но и усиливает  кровоток, насыщает кровь кислородом.  

 Еще одним аспектом является подбор репертуара, как для пения, так и для слушания музыки. Казалось бы,  какое отношение имеет репертуар для здоровья? Однако, самое прямое. Во-первых, любая музыка вызывает эмоциональный отклик у человека, действует на сознание помимо нашей воли. И, прослушанная музыка или предложенная для разучивания песня, может как позитивно, так и негативно сказаться на эмоциональном состоянии ребенка, на его духовном здоровье.  Аналогично влияние песенного репертуара на физическое здоровье ребенка. Необходимо, чтобы  песенный репертуар соответствовал вокальным возможностям детей определенного возраста, а так же был понятен как текст, так и музыкальный материал.

На своих уроках музыки и хорового пения я применяю такие здоровьесберегающие технологии:

МУЗЫКОТЕРАПИЯ ФОЛЬКЛОРНАЯ АРТТЕРАПИЯ

ВОКАЛОТЕРАПИЯ ТЕРАПИЯ ТВОРЧЕСТВОМ

РИТМОТЕРАПИЯ УЛЫБКОТЕРАПИЯ

Применение здоровьесберегающих технологий на уроках музыки даёт возможность решать одну из важных задач, стоящих перед школой – создание условий для сохранения.

 

Применение всех данных технологий, направлений воспитания способствует позитивному восприятию уроков музыки, складыванию положительного образа музыки в целом, а так же  сохранению  физического и духовного здоровья  учащихся, что является одной из главнейших задач современной школы.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!