Тема урока: «Совершенствование умений определять «основу слова».
Цель урока: выявить при помощи какой части слова образуются слова, обозначающие название профессий
Ход урока
1.Ребята, сегодня у нас необычный урок русского языка. Мы будем с вами работать по группам. У каждой группы на столе лежит папка с заданиями .Работать в группе мы должны сообща, дружно, слушать друг друга, советоваться. Сейчас вы выберете ответственного в каждой группе.
А начнем мы урок с отгадывания ребусов.
Запись на доске отгадок: программист водолаз.
Разбор этих слов по составу.
Что обозначают эти слова?
Как вы думаете, о чем мы с вами будем говорить сегодня на уроке?
Да, мы с вами будем говорить о словах- названиях профессий, о составе
этих слов.
2. Что такое профессия?
Профессий много! Откуда мы узнаём о них? (Из рассказов родителей, учителей, друзей, из книг)
Специалисты утверждают, что в мире насчитывается более 40 тысяч профессий. Но эта огромная цифра далека от определённости. Жизнь не стоит на месте, одни профессии отмирают, а другие появляются.
Например, раньше были такие профессии, как летописец, кучер, прачка, писарь, полотёры. Сейчас таких профессий нет.
А вот эти профессии появились недавно:
Шоппер – консультант по стилю, хороший стилист и психолог.
Менеджер – специалист по управлению.
Программист – это специалист по компьютерам, создаёт к ним программы
Отгадайте загадки.
На весах лежат для вас
Расчудесный ананас.
Взвешу перец и морковку,
И в пакет сложу их ловко. (Продавец)
На красной машине несется стрелой,
С огнем без раздумий вступает он в бой.
Затушит пожар, всех попавших в беду
Из дыма спасет у зевак на виду. (Пожарный)
Он в кабине великана
Выше белых облаков
Управляет мощным краном
Кто же это? Кто таков? (Крановщик)
Вот вышли в поле трактора,
Людей — не сосчитать.
Знать, урожай пришла пора
Им с поля убирать(Тракторист)
Запись отгадок и выделение корня
Составьте со словами – отгадками пр-я.
Хар-ка этих пр-ий по цели высказывания, по интонации, по наличию второстепенных членов пр-я. Подчеркнуть основу.
3.Образовать однокоренные им сущ-е – названия профессий. С помощью какой части слова образовывали вы слова?
1 группа 2 группа 3 группа 4группа
водить – баян- чертить- баскетбол
учить- скрипка- штукатурить- бокс
строить- барабан- электричество- штанга
варить- труба- строить- гимнастика
продавать- гитара- стекло- коньки
Разобрать слова по составу и сказать при помощи какой части слова образовывали новые слова.
Физкульминутка
Игра в профессии.
Если будешь ты маляр — делай так, (красят кистью)
Если хочешь стать швеей, то делай так (строчат на машинке)
Если будешь ты водитель — делай так (вращают руль)
Если будешь ты сапожник — делай так (топают ногами)
Если будешь ты столяр — делай так (хлопают руками)
Если будешь ты спортсмен – делай так (приседают)
Хватит в профессии играть,
Пора занятие продолжать.
4.Составление справочника профессий.
Разбор слов по составу.
Вывод о составе слов-названий профессий:
Слова – профессии могут образоваться при помощи:
Суффикса (даже не одного): грузчик, химик, следователь.
Приставки: повар, прораб.
Приставки и суффикса: проходчик.
Соединения основ: садовод
Некоторые прилагательные могут выступать в роли существительных: рабочий, военный.
4.Петрова Полина на научно-практической конференции защищала проект «Все профессии нужны, все профессии важны.»
Все взрослые люди имеют профессии, работают. Мы тоже многое умеем, а пока нашей главной работой является учёба, но уже сейчас мы думаем о своей будущей профессии, мечтаем: кем быть.
Всё, что нас окружает: дома, заводы, корабли, машины, одежда и обувь – всё создано руками людей.
Столько профессий, и все хороши:
Каждый способен найти для души.
Стряпает торты и кексы кондитер,
Груз на машине привозит водитель.
Смелый пожарный потушит огонь,
Спляшет на сцене артист под гармонь.
Ловит рыбак судака и треску,
Клоуны в цирке разгонят тоску.
В цехе портные одежду сошьют,
А продавцы ее нам продают.
Каждое дело по- своему цѐнно,
И пригодится всегда непременно!
5.Работая над проектом вы познакомились с профессиями ваших родителей.
Давайте послушаем некоторых ребят.
5.Выступление ребят о профессиях своих родителей.
6.Разбор пословиц о профессиях
Какова пряха, такова на ней рубаха.
Кто умеет золотом шить, не пойдёт молотом бить.
Люби дело — мастером будешь.
7.Стих-ие Р.Сеф «Странное дело».Читает Теплова Виталия.
8. Вывод о том, что надо хорошо учиться , чтобы овладеть желаемой профессией.
Приложение
Рабочий лист 1 группа Фамилия, имя учащегося____________________________________________
1.Отгадай загадку и запиши отгадку, выдели корень в слове - отгадке:
На весах лежит для вас
Расчудесный ананас.
Взвешу перец и морковку,
И в пакет сложу их ловко._____________________________________________
2.Составь и запиши предложение со словом- отгадкой ,обозначь все знакомые части речи, выдели основу предложения.
__________________________________________________________________
3.От данных слов образуй однокоренное слово – название профессии:
__________________________________________________________________
Рабочий лист 2 группа Фамилия, имя учащегося____________________________________________
1.Отгадай загадку и запиши отгадку, выдели корень в слове - отгадке:
На красной машине несется стрелой,
С огнем без раздумий вступает он в бой.
Затушит пожар, всех попавших в беду
Из дыма спасет у зевак на виду._________________________________________
2.Составь и запиши предложение со словом- отгадкой ,обозначь все знакомые части речи, выдели основу предложения.
__________________________________________________________________
3.От данных слов образуй однокоренное слово – название профессии:
__________________________________________________________________
Рабочий лист 3 группа Фамилия, имя учащегося____________________________________________
1.Отгадай загадку и запиши отгадку, выдели корень в слове - отгадке:
Он в кабине великана
Выше белых облаков
Управляет мощным краном
Кто же это? Кто таков? _______________________________________________
2.Составь и запиши предложение со словом- отгадкой ,обозначь все знакомые части речи, выдели основу предложения.
__________________________________________________________________
3.От данных слов образуй однокоренное слово – название профессии:
__________________________________________________________________
Рабочий лист 4 группа Фамилия, имя учащегося____________________________________________
1.Отгадай загадку и запиши отгадку, выдели корень в слове - отгадке:
Вот вышли в поле трактора,
Людей — не сосчитать.
Знать, урожай пришла пора
Им с поля убирать._____________________________________________
2.Составь и запиши предложение со словом- отгадкой ,обозначь все знакомые части речи, выдели основу предложения.
__________________________________________________________________
3.От данных слов образуй однокоренное слово – название профессии:
__________________________________________________________________
1 группа
водить , учить, строить, варить, продавать
2 группа
баян, скрипка, барабан, труба, гитара
3группа
баскетбол, бокс, штанга, гимнастика, коньки
4 группа
чертить, штукатурить, строить, стекло, электричество