СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Совершенствование умений определять «основу слова»

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Научиться определять основу слова

Просмотр содержимого документа
«Совершенствование умений определять «основу слова»»

Тема урока«Совершенствование умений определять «основу слова».

Цель урока: выявить при помощи какой части слова образуются слова, обозначающие название профессий

Ход урока

1.Ребята, сегодня у нас необычный урок русского языка. Мы будем с вами работать по группам. У каждой группы на столе лежит папка с заданиями .Работать в группе мы должны сообща, дружно, слушать друг друга, советоваться. Сейчас вы выберете ответственного в каждой группе.

А начнем мы урок с отгадывания ребусов.

Запись на доске отгадок: программист водолаз.

Разбор этих слов по составу.

Что обозначают эти слова?

Как вы думаете, о чем мы с вами будем говорить сегодня на уроке?

Да, мы с вами будем говорить о словах- названиях профессий, о составе

этих слов.

2. Что такое профессия?

Профессий  много! Откуда мы узнаём о них? (Из рассказов родителей, учителей, друзей, из книг)

Специалисты утверждают, что в мире насчитывается более 40 тысяч профессий. Но эта огромная цифра далека от определённости. Жизнь не стоит на месте, одни профессии отмирают, а другие появляются.

Например, раньше были такие профессии, как летописец, кучер, прачка, писарь, полотёры. Сейчас таких профессий нет.

А вот эти профессии появились недавно:

Шоппер – консультант по стилю, хороший стилист и психолог.

Менеджер – специалист по управлению.

Программист – это специалист по компьютерам, создаёт к ним программы

Отгадайте загадки.

На весах лежат для вас
Расчудесный ананас.
Взвешу перец и морковку,
И в пакет сложу их ловко. (Продавец)

На красной машине несется стрелой,
С огнем без раздумий вступает он в бой.
Затушит пожар, всех попавших в беду
Из дыма спасет у зевак на виду. (Пожарный)


Он в кабине великана
Выше белых облаков
Управляет мощным краном
Кто же это? Кто таков? (Крановщик)


Вот вышли в поле трактора,
Людей — не сосчитать.
Знать, урожай пришла пора
Им с поля убирать(Тракторист)

Запись отгадок и выделение корня

Составьте со словами – отгадками пр-я.

Хар-ка этих пр-ий по цели высказывания, по интонации, по наличию второстепенных членов пр-я. Подчеркнуть основу.

3.Образовать однокоренные им сущ-е – названия профессий. С помощью какой части слова образовывали вы слова?

1 группа 2 группа 3 группа 4группа

водить – баян- чертить- баскетбол

учить- скрипка- штукатурить- бокс

строить- барабан- электричество- штанга

варить- труба- строить- гимнастика

продавать- гитара- стекло- коньки

Разобрать слова по составу и сказать при помощи какой части слова образовывали новые слова.

Физкульминутка

Игра в профессии.

Если будешь ты маляр — делай так, (красят кистью)
Если хочешь стать швеей, то делай так (строчат на машинке)
Если будешь ты водитель — делай так (вращают руль)
Если будешь ты сапожник — делай так (топают ногами)
Если будешь ты столяр — делай так (хлопают руками)
Если будешь ты спортсмен – делай так (приседают)
Хватит в профессии играть,
Пора занятие продолжать.

4.Составление справочника профессий.

Разбор слов по составу.

Вывод о составе слов-названий профессий:

Слова – профессии могут образоваться при помощи:

  1. Суффикса (даже не одного): грузчик, химик, следователь.

  2. Приставки: повар, прораб.

  3. Приставки и суффикса: проходчик.

  4. Соединения основ: садовод

  5. Некоторые прилагательные могут выступать в роли существительных: рабочий, военный.



4.Петрова Полина на научно-практической конференции защищала проект «Все профессии нужны, все профессии важны.»

Все взрослые люди имеют профессии, работают. Мы тоже многое умеем, а пока нашей главной работой является учёба, но уже сейчас мы думаем о своей будущей профессии, мечтаем: кем быть.

  Всё, что нас окружает: дома, заводы, корабли, машины, одежда и обувь – всё создано руками людей.

Столько профессий, и все хороши:
Каждый способен найти для души.
Стряпает торты и кексы кондитер,
Груз на машине привозит водитель.
Смелый пожарный потушит огонь,
Спляшет на сцене артист под гармонь.
Ловит рыбак судака и треску,
Клоуны в цирке разгонят тоску.
В цехе портные одежду сошьют,
А продавцы ее нам продают.
Каждое дело по- своему цѐнно,
И пригодится всегда непременно!

5.Работая над проектом вы познакомились с профессиями ваших родителей.

Давайте послушаем некоторых ребят.

5.Выступление ребят о профессиях своих родителей.

6.Разбор пословиц о профессиях


Какова пряха, такова на ней рубаха.

Кто умеет золотом шить, не пойдёт молотом бить.

Люби дело — мастером будешь.

7.Стих-ие Р.Сеф «Странное дело».Читает Теплова Виталия.

8. Вывод о том, что надо хорошо учиться , чтобы овладеть желаемой профессией.

Приложение



Рабочий лист 1 группа Фамилия, имя учащегося____________________________________________

1.Отгадай загадку и запиши отгадку, выдели корень в слове - отгадке:

На весах лежит для вас
Расчудесный ананас.
Взвешу перец и морковку,
И в пакет сложу их ловко._____________________________________________

2.Составь и запиши предложение со словом- отгадкой ,обозначь все знакомые части речи, выдели основу предложения.



__________________________________________________________________

3.От данных слов образуй однокоренное слово – название профессии:



__________________________________________________________________





Рабочий лист 2 группа Фамилия, имя учащегося____________________________________________

1.Отгадай загадку и запиши отгадку, выдели корень в слове - отгадке:

На красной машине несется стрелой,
С огнем без раздумий вступает он в бой.
Затушит пожар, всех попавших в беду
Из дыма спасет у зевак на виду._________________________________________

2.Составь и запиши предложение со словом- отгадкой ,обозначь все знакомые части речи, выдели основу предложения.

__________________________________________________________________

3.От данных слов образуй однокоренное слово – название профессии:



__________________________________________________________________





Рабочий лист 3 группа Фамилия, имя учащегося____________________________________________

1.Отгадай загадку и запиши отгадку, выдели корень в слове - отгадке:

Он в кабине великана
Выше белых облаков
Управляет мощным краном
Кто же это? Кто таков? _______________________________________________

2.Составь и запиши предложение со словом- отгадкой ,обозначь все знакомые части речи, выдели основу предложения.

__________________________________________________________________

3.От данных слов образуй однокоренное слово – название профессии:



__________________________________________________________________





Рабочий лист 4 группа Фамилия, имя учащегося____________________________________________

1.Отгадай загадку и запиши отгадку, выдели корень в слове - отгадке:

Вот вышли в поле трактора,
Людей — не сосчитать.
Знать, урожай пришла пора
Им с поля убирать._____________________________________________

2.Составь и запиши предложение со словом- отгадкой ,обозначь все знакомые части речи, выдели основу предложения.

__________________________________________________________________

3.От данных слов образуй однокоренное слово – название профессии:



__________________________________________________________________





1 группа

водить , учить, строить, варить, продавать







2 группа

баян, скрипка, барабан, труба, гитара







3группа

баскетбол, бокс, штанга, гимнастика, коньки







4 группа

чертить, штукатурить, строить, стекло, электричество