СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Советы и рекомендации учителя логопеда как подготовить ребенка к письму

Нажмите, чтобы узнать подробности

 

советы и рекомендации учителя логопеда как подготовить ребенка к письму

Просмотр содержимого документа
«Советы и рекомендации учителя логопеда как подготовить ребенка к письму»

ГБОУ СОШ 1286 г. Москва Учитель-логопед Л.К. Родченкова

ГБОУ СОШ 1286 г. Москва

Учитель-логопед

Л.К. Родченкова

 Наиболее частый вопрос, возникающий перед родителями малыша: «В школе или дома нужно начинать обучение письму?»  Вопрос спорный, так как, с одной стороны, только учитель владеет методикой обучения, может показать правильное начертание букв. С другой – при обучении письму нужно учитывать возможности ребенка, корректировать темп занятий в зависимости от особенностей развития и характера ученика. На мой взгляд, необходимо начинать процесс подготовки руки к письму именно в дошкольном возрасте. Приведу некоторые доводы:

Наиболее частый вопрос, возникающий перед родителями малыша: «В

школе или дома нужно начинать обучение письму?»

Вопрос спорный, так как, с одной стороны, только учитель владеет

методикой обучения, может показать правильное начертание букв. С

другой – при обучении письму нужно учитывать возможности ребенка,

корректировать темп занятий в зависимости от особенностей развития и

характера ученика.

На мой взгляд, необходимо начинать процесс подготовки руки к письму именно в дошкольном возрасте. Приведу некоторые доводы:

 Сейчас главная тема разговоров у школьников, даже у совсем маленьких – это компьютерные игры и Интернет-общение. Характер детей начинает трансформироваться под влиянием навязанного темпа игр, возможности «отката» при ошибке, возможности достижения успеха без затрат труда. Процесс письма – трудоемкий, неспешный, материальный, где нельзя «откатить» и видны все ошибки и ляпы – не просто утомляет такого ребенка, а вызывает раздражение и даже ненависть.   Если взглянуть в суть вопроса глубже, то недостаточно подготовленная к письму рука предполагает более длительное освоение начальных этапов письма, неусидчивый и импульсивный характер – введение дополнительных переменок, проблемы с внимательностью – увеличение количества заданий на отработку элементов букв, и т.д. – что невозможно при большом количестве детей в классе. Начинать обучение нужно все-таки в домашних условиях.

Сейчас главная тема разговоров у школьников, даже у совсем маленьких – это компьютерные игры и Интернет-общение. Характер детей начинает трансформироваться под влиянием навязанного темпа игр, возможности «отката» при ошибке, возможности достижения успеха без затрат труда. Процесс письма – трудоемкий, неспешный, материальный, где нельзя «откатить» и видны все ошибки и ляпы – не просто утомляет такого ребенка, а вызывает раздражение и даже ненависть.

Если взглянуть в суть вопроса глубже, то недостаточно подготовленная к письму рука предполагает более длительное освоение начальных этапов письма, неусидчивый и импульсивный характер – введение дополнительных переменок, проблемы с внимательностью – увеличение количества заданий на отработку элементов букв, и т.д. – что невозможно при большом количестве детей в классе.

Начинать обучение нужно все-таки в домашних условиях.

 Собственно, подготовка к письму начинается с того момента, когда малыш впервые взял в руки карандаш.  Работу в прописи следует начинать в 5.5-6 лет, примерно за год до поступления в школу.  Именно в 5 - 6 лет происходит активное развитие тонкой моторики рук, появляется четкость и точность движений. В связи с этим, нецелесообразно более раннее обучение (даже если ребенок опережает сверстников в развитии) приносит мало успехов и много огорчений потому, что рука еще не готова к обучению письму.

Собственно, подготовка к письму начинается с того момента, когда малыш впервые взял в руки карандаш.

Работу в прописи следует начинать в 5.5-6 лет, примерно за год до поступления в школу.

Именно в 5 - 6 лет происходит активное развитие тонкой моторики рук, появляется четкость и точность движений. В связи с этим, нецелесообразно более раннее обучение (даже если ребенок опережает сверстников в развитии) приносит мало успехов и много огорчений потому, что рука еще не готова к обучению письму.

 До пяти лет можно выполнять следующие упражнения:   обводка по контуру;  штриховка;  освоение правильной  осанки и захвата ручки;   письмо печатными буквами. Далее будут приведены примеры упражнений (взяты из internet )

До пяти лет можно выполнять следующие упражнения:

 обводка по контуру;

 штриховка;

 освоение правильной осанки и захвата ручки;

 письмо печатными буквами.

Далее будут приведены примеры упражнений (взяты из internet )

Большого значения не имеет кто будет обучать первым урокам письма вашего малыша, вы сами или репетитор. Наибольшую важность представляет систематическая отработка полученных навыков.

Большого значения не имеет кто будет обучать первым урокам письма вашего малыша, вы сами или репетитор.

Наибольшую важность представляет систематическая отработка полученных навыков.

Начинать же обучение удобно в тетради с частой косой и с дополнительными горизонтальными линейками Ячейки между косыми линейками служат дополнительной опорой для элементов букв, задают ритм, формируют навык правильного наклона письма. Дополнительные верхняя и нижняя линейки помогают контролировать размер букв и их выносных элементов.  Обычная тетрадь в косую линейку. Такую тетрадь хорошо использовать ученику второго-третьего классов, когда навык письма уже в некоторой степени сформирован, и редкие косые линии служат напоминанием о правильном наклоне – но не первоклашке.  Еще удобнее работать в тетради с дополнительной средней линейкой .

Начинать же обучение удобно в тетради с частой косой и с дополнительными горизонтальными линейками Ячейки между косыми линейками служат дополнительной опорой для элементов букв, задают ритм, формируют навык правильного наклона письма. Дополнительные верхняя и нижняя линейки помогают контролировать размер букв и их выносных элементов.

Обычная тетрадь в косую линейку.

Такую тетрадь хорошо использовать ученику второго-третьего классов, когда навык письма уже в некоторой степени сформирован, и редкие косые линии служат напоминанием о правильном наклоне – но не первоклашке.

Еще удобнее работать в тетради с дополнительной средней линейкой .

Какой ручкой лучше пользоваться ребенку: шариковой или перьевой, гелевой, а может быть карандашом?  В современной школе все первоклашки пишут шариковыми ручками. Положительный момент в том, что они работают практически в любом положении, достаточно стержню коснуться бумаги, поэтому учителю нет необходимости ставить руку ученикам. Шариковые ручки обеспечивают ровное письмо без утолщений и клякс, но провоцируют ребенка на излишний нажим.  Важно, чтобы стержень был качественным: равномерная подача пасты, линия без белых прожилок, несильный нажим на стержень – с такой ручкой ребенку гораздо легче научиться красивому письму. При письме ребенок возит рукой по листу, и часто нижняя часть страницы покрывается незаметной глазу жировой пленкой, по которой ручка пишет особенно плохо. В этом случае можно использовать стержни со специальной пастой (т.н. масляные стержни).

Какой ручкой лучше пользоваться ребенку: шариковой или перьевой, гелевой, а может быть карандашом?

В современной школе все первоклашки пишут шариковыми ручками. Положительный момент в том, что они работают практически в любом положении, достаточно стержню коснуться бумаги, поэтому учителю нет необходимости ставить руку ученикам. Шариковые ручки обеспечивают ровное письмо без утолщений и клякс, но провоцируют ребенка на излишний нажим.

Важно, чтобы стержень был качественным: равномерная подача пасты, линия без белых прожилок, несильный нажим на стержень – с такой ручкой ребенку гораздо легче научиться красивому письму.

При письме ребенок возит рукой по листу, и часто нижняя часть страницы покрывается незаметной глазу жировой пленкой, по которой ручка пишет особенно плохо. В этом случае можно использовать стержни со специальной пастой (т.н. масляные стержни).

 Гелевые и капиллярные ручки пишут легко по бумаге любого качества. Увы! – слишком легкое скольжение стержня по бумаге стимулирует выработку небрежного почерка. Поэтому использовать для обучения письму их не рекомендуется.  Карандаш удобно использовать при подготовке к обучению (рисование в тетради фигурок, первых палочек и крючочков). Он имеет хорошее сцепление с бумагой, приучает следить за нажимом (слабый нажим – получится бледная линия, слишком сильный – сломаешь стержень).  Для правильного формирования навыка письма важны форма и длина ручки. Наиболее удобна для ребенка ручка длиной около 15 см. Очень короткие или очень длинные ручки, даже самые модные и стильные, покупать не стоит. Диаметр ручки должен быть таким, чтобы ребенку было удобно обхватить ее пальцами. Не годятся для ребенка ручки экзотической формы, со скользким корпусом, а так же диаметром более 9 мм. Неправильно подобранная ручка требует от ребенка дополнительных усилий, излишнего напряжения мышц кисти и затрудняют процесс письма.

Гелевые и капиллярные ручки пишут легко по бумаге любого качества. Увы! – слишком легкое скольжение стержня по бумаге стимулирует выработку небрежного почерка. Поэтому использовать для обучения письму их не рекомендуется.

Карандаш удобно использовать при подготовке к обучению (рисование в тетради фигурок, первых палочек и крючочков). Он имеет хорошее сцепление с бумагой, приучает следить за нажимом (слабый нажим – получится бледная линия, слишком сильный – сломаешь стержень).

Для правильного формирования навыка письма важны форма и длина ручки. Наиболее удобна для ребенка ручка длиной около 15 см. Очень короткие или очень длинные ручки, даже самые модные и стильные, покупать не стоит. Диаметр ручки должен быть таким, чтобы ребенку было удобно обхватить ее пальцами. Не годятся для ребенка ручки экзотической формы, со скользким корпусом, а так же диаметром более 9 мм. Неправильно подобранная ручка требует от ребенка дополнительных усилий, излишнего напряжения мышц кисти и затрудняют процесс письма.