ГБОУ СОШ 1286 г. Москва
Учитель-логопед
Л.К. Родченкова
Наиболее частый вопрос, возникающий перед родителями малыша: «В
школе или дома нужно начинать обучение письму?»
Вопрос спорный, так как, с одной стороны, только учитель владеет
методикой обучения, может показать правильное начертание букв. С
другой – при обучении письму нужно учитывать возможности ребенка,
корректировать темп занятий в зависимости от особенностей развития и
характера ученика.
На мой взгляд, необходимо начинать процесс подготовки руки к письму именно в дошкольном возрасте. Приведу некоторые доводы:
Сейчас главная тема разговоров у школьников, даже у совсем маленьких – это компьютерные игры и Интернет-общение. Характер детей начинает трансформироваться под влиянием навязанного темпа игр, возможности «отката» при ошибке, возможности достижения успеха без затрат труда. Процесс письма – трудоемкий, неспешный, материальный, где нельзя «откатить» и видны все ошибки и ляпы – не просто утомляет такого ребенка, а вызывает раздражение и даже ненависть.
Если взглянуть в суть вопроса глубже, то недостаточно подготовленная к письму рука предполагает более длительное освоение начальных этапов письма, неусидчивый и импульсивный характер – введение дополнительных переменок, проблемы с внимательностью – увеличение количества заданий на отработку элементов букв, и т.д. – что невозможно при большом количестве детей в классе.
Начинать обучение нужно все-таки в домашних условиях.
Собственно, подготовка к письму начинается с того момента, когда малыш впервые взял в руки карандаш.
Работу в прописи следует начинать в 5.5-6 лет, примерно за год до поступления в школу.
Именно в 5 - 6 лет происходит активное развитие тонкой моторики рук, появляется четкость и точность движений. В связи с этим, нецелесообразно более раннее обучение (даже если ребенок опережает сверстников в развитии) приносит мало успехов и много огорчений потому, что рука еще не готова к обучению письму.
До пяти лет можно выполнять следующие упражнения:
обводка по контуру;
штриховка;
освоение правильной осанки и захвата ручки;
письмо печатными буквами.
Далее будут приведены примеры упражнений (взяты из internet )
Большого значения не имеет кто будет обучать первым урокам письма вашего малыша, вы сами или репетитор.
Наибольшую важность представляет систематическая отработка полученных навыков.
Начинать же обучение удобно в тетради с частой косой и с дополнительными горизонтальными линейками Ячейки между косыми линейками служат дополнительной опорой для элементов букв, задают ритм, формируют навык правильного наклона письма. Дополнительные верхняя и нижняя линейки помогают контролировать размер букв и их выносных элементов.
Обычная тетрадь в косую линейку.
Такую тетрадь хорошо использовать ученику второго-третьего классов, когда навык письма уже в некоторой степени сформирован, и редкие косые линии служат напоминанием о правильном наклоне – но не первоклашке.
Еще удобнее работать в тетради с дополнительной средней линейкой .
Какой ручкой лучше пользоваться ребенку: шариковой или перьевой, гелевой, а может быть карандашом?
В современной школе все первоклашки пишут шариковыми ручками. Положительный момент в том, что они работают практически в любом положении, достаточно стержню коснуться бумаги, поэтому учителю нет необходимости ставить руку ученикам. Шариковые ручки обеспечивают ровное письмо без утолщений и клякс, но провоцируют ребенка на излишний нажим.
Важно, чтобы стержень был качественным: равномерная подача пасты, линия без белых прожилок, несильный нажим на стержень – с такой ручкой ребенку гораздо легче научиться красивому письму.
При письме ребенок возит рукой по листу, и часто нижняя часть страницы покрывается незаметной глазу жировой пленкой, по которой ручка пишет особенно плохо. В этом случае можно использовать стержни со специальной пастой (т.н. масляные стержни).
Гелевые и капиллярные ручки пишут легко по бумаге любого качества. Увы! – слишком легкое скольжение стержня по бумаге стимулирует выработку небрежного почерка. Поэтому использовать для обучения письму их не рекомендуется.
Карандаш удобно использовать при подготовке к обучению (рисование в тетради фигурок, первых палочек и крючочков). Он имеет хорошее сцепление с бумагой, приучает следить за нажимом (слабый нажим – получится бледная линия, слишком сильный – сломаешь стержень).
Для правильного формирования навыка письма важны форма и длина ручки. Наиболее удобна для ребенка ручка длиной около 15 см. Очень короткие или очень длинные ручки, даже самые модные и стильные, покупать не стоит. Диаметр ручки должен быть таким, чтобы ребенку было удобно обхватить ее пальцами. Не годятся для ребенка ручки экзотической формы, со скользким корпусом, а так же диаметром более 9 мм. Неправильно подобранная ручка требует от ребенка дополнительных усилий, излишнего напряжения мышц кисти и затрудняют процесс письма.