СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Советы родителям. Развитие эмоционального интеллекта у ребенка.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Советы родителям. Развитие эмоционального интеллекта у ребенка.»

Советы родителям.

Развитие эмоционального интеллекта у ребенка.

Эмоции – элементарные, кратковременные переживания, возникающие у человека на ситуацию, событие, объект или человека.

Чувства – кристаллизация эмоций, длительные и устойчивые эмоциональные отношения человека к ситуациям, событиям, отражающие их значение.

УПРАЖНЕНИЯ, которые можно выполнять с ребёнком

Интерес – приятная эмоция, связанная с познанием. Возникает желание исследовать, вмешаться, узнавать новое. При интенсивном интересе человек чувствует себя воодушевлённым и оживлённым, что вызывает познавательную и двигательную активность. Интерес у ребёнка может носить кратковременный или долговременный характер.

УПРАЖНЕНИЯ:

ЧУДЕСНЫЙ МЕШОЧЕК

В полотняный мешочек положите предметы разной формы и фактуры (например: клубок ниток, игрушку, пуговицу, шарик, кубик и пр.). Ребёнок на ощупь должен определять один за другим предметы в мешочке. Желательно, чтобы он вслух описывал их свойства. Можно играть всей семьёй, по очереди опускайте руку в мешочек и определяйте, что же в нём. Обсудите с ребёнком, какие предметы было легче всего определить на ощупь.

НАЙДИ В НЕИНТЕРЕСНОМ ИНТЕРЕСНОЕ

Предложите ребёнку в неинтересном для него занятии найти что-то интересное. Помогите ему в этом. Например, ребёнку скучно учить английский язык, приходится заставлять его практически силой, чтобы он выполнял задания. А что интересует ребёнка? Например, ребёнка интересуют машины, а именно транспорт – автобус, троллейбус, электричка. И он готов часами слушать истории про транспорт, разглядывать картинки и пр. Соедините транспорт с английским: выучите с ребёнком все обозначения транспорта на английском и далее каждую тему (предлоги, склонения, как составляются предложения и т. д.) можно изучать на примере транспорта. А подростки легко и непринуждённо изучают иностранный язык, записывая и переводя песни любимых исполнителей, а также общаясь со сверстниками из

других стран


Радость – активная эмоция, вызванная благосостоянием, успехом или удачей или перспективой обладания желаемым предметом или явлением.

УПРАЖНЕНИЯ:

ЗАМЕЧАЕМ РАДОСТЬ

Во время прогулок вместе с ребёнком замечайте радость у прохожих и обсудите признаки, по которым можно определить, что человек испытывает радость. Посчитайте, сколько радостных людей можно встретить на улице за 10 минут; сколько всего вы увидели радостных людей. Дома можно предложить ребёнку отмечать, что доставляет радость близким людям (например, бабушке, папе или маме). Можно также попросить ребёнка нарисовать самые радостные семейные события.

БЫСТРЫЕ ПРЕВРАЩЕНИЯ

Дайте ребёнку задание хаотично перемещаться по комнате, а затем по вашей команде изобразить называемый персонаж и его эмоции. Начните ходить по комнате вместе с ребёнком. Попросите ребёнка описать, какие эмоции он испытывал, когда представлял себя в каждой роли. Вы также можете предложить свои образы персонажей и их эмоции.

Сейчас мы с тобой будем превращаться в различных людей, испытывающих разные эмоции.

Представь, что ты сейчас:

✓ певец, стоящий на сцене после удачного выступления;

✓ разбил дорогую красивую вазу в гостях у друга;

✓ пожарный, тушащий пожар;

✓ играешь с весёлым щенком;

✓ получаешь подарок на день рождения;

✓ играешь в футбол и получил мячом по голове


Удивление – эмоция, вызванная сильным впечатлением от чеголибо, поражающего неожиданностью, необычайностью, странностью. Удивление – очень кратковременная эмоция.

УПРАЖНЕНИЯ:

МОРЕ ВОЛНУЕТСЯ РАЗ

Предложите ребёнку поиграть в игру «Море волнуется раз». Только вместо морских фигур попросите его замирать в позе: удивлённого слона; ребёнка, который впервые увидел фокусника; человека, который увидел летящий паровоз; ребёнка, который увидел гавкающую кошку и мяукающую собаку; фокусника, у которого заяц превратился в слона и пр. Обсудите с ребёнком, что он чувствовал в каждом случае.

УДИВИТЕЛЬНОЕ ВОКРУГ

Предложите ребёнку сесть поудобнее. Закройте вместе с ребёнком глаза. Послушайте своё дыхание. Вдох. Выдох. Послушайте своё сердце. Тук-тук! Откройте глаза и посмотрите на потолок. Посмотрите внимательно. Вы видите что-нибудь удивительное? Осмотрите с ребёнком предметы в комнате, посмотрите в окно. Покажите ребёнку, что в привычных вещах есть удивительные моменты, которые вы раньше не замечали. Например, что чашка с ручкой похожа на человека с оттопыренным ухом, а небо за окном необычного цвета. Предложите ребёнку самому назвать что-то необычное в привычной обстановке. Попросите его нарисовать самое удивительное, что он увидел вокруг или услышал


Злость – сильная эмоция, возникающая из-за неудовлетворённости потребностей или ожиданий. Эта эмоция вызывается помехами действиям и удовлетворению желаний.

Алгоритм работы со злостью

Предложите ребёнку подумать самому и высказать свои предположения о том, что делать со злостью. Затем дайте следующий алгоритм. Объясняйте, если необходимо, каждый пункт, проделайте вместе с ребёнком.

1. Остановись и спроси себя: «Я сейчас злюсь?»

2. Подумай о том, из-за чего злишься.

3. Сделай глубокий вдох, медленно выдохни.

4. Скажи вслух причину, например: «Я злюсь, потому что ты не

даешь мне поиграть с этой игрушкой».

5. Придумайте вместе, как сделать так, чтобы унять злость.

После обсуждения алгоритма предложите ребёнку создать рисунок к каждому шагу алгоритма.

Совет на каждый день

Когда вы заметите, что ребёнок начинает злиться, помогите ему определить у себя эмоцию злости и признать её, прежде чем объяснять ребёнку последствия действий, следующих за эмоцией.

Например:

✓ Я бы тоже разозлилась, если бы кто-то толкнул меня/отнял игрушку.

✓ Я вижу, что ты злишься, что тебе пришлось убирать игрушки, но мы с тобой договорились об этом.

✓ Я понимаю, что ты чувствуешь злость из-за того, что тебе не дали поиграть с игрушкой, но вспомни, мы играем по очереди.

Пытайтесь перевести злость в конструктивное русло до того, как она перейдёт в разрушительные действия. Обратите внимание ребёнка на его переживания. Например, ребёнку-дошкольнику сложно заметить ранние признаки злости.

Эмоция злости лучше переключается через активные действия.

Главное, чтобы злость не выражалась в агрессии: бить подушку, колотить игрушки или швыряться чем-нибудь – это агрессивная форма проявления эмоции злости.

Наша задача научить детей справляться с эмоцией злости, не причиняя окружающим и себе вреда.

Страх – сильная эмоция, которая отражает защитную реакцию человека при переживании реальной или мнимой опасности. Эмоция страха влечёт за собой инстинктивную реакцию противостоять пугающему объекту или стремление избежать, уйти от угрозы или замереть.

ВООБРАЖАЕМОЕ ПУТЕШЕСТВИЕ В БЕЗОПАСНОЕ МЕСТО

Легче пережить страх, когда ты знаешь, что у тебя есть место, где ты чувствуешь себя в полной безопасности, что есть люди, которым ты можешь доверять, с кем ты можешь поделиться даже своими страхами. И тебя выслушают, поддержат и поймут. Предложите ребёнку сесть поудобнее (можно и лечь), закрыть глаза и представить себя в самом любимом, уютном, безопасном, спокойном месте, где можно чувствовать себя хорошо, умиротворённо, расслабленно. Пусть вспомнит и представит себе это место. Возможно, это то место, где он однажды побывал, ему там очень понравилось и хочется вернуться. А может быть, это близкое, такое родное, знакомое место, в котором ребёнок бывает каждый день или даже ночь. Это может быть комната ребёнка, или кровать, или место рядом с мамой, папой, бабушкой, дедушкой или с лучшим другом. Или, например, какое-нибудь его секретное местечко. Предложите ребёнку вспомнить, как там пахнет, какой там воздух, какие звуки. Пусть он постарается рассмотреть в своём воображении в деталях это место и

почувствовать, как ему там хорошо. Пусть запомнит это ощущение.

Страх активирует защиту. Попросите ребёнка нарисовать своё безопасное место так, как он себе представлял его. Попросите его рассказать о своём безопасном месте.

КОПИЛКА СПОСОБОВ БОРЬБЫ СО СТРАХОМ

Начните собирать с ребёнком копилку способов «приручения» (преодоления) страхов.

✓ Первый способ, который вы можете поместить в свою копилку, – это знание. Страшит неизвестность! В темноте не видно и может быть действительно опасно: можно наскочить на острый угол, споткнуться и упасть…

Тогда ты вооружаешься фонариком или включаешь свет. Можно узнать побольше о том, что пугает, и понять, почему и что именно пугает, и как сделать так, чтобы не пугало.

✓ Если ребёнок боится пауков, змей или кого-то ещё, почитайте про этих животных, их жизнь и поведение. Посмотрите фильмы о таких животных. Преодоление страха через интерес – хороший путь уменьшить страх.

✓ Ещё один помощник в «приручении» страха – доверие. Когда страшно, можно позвать на помощь друга или маму, того, кому ты доверяешь.

✓ Следующий способ подружиться со страхом – представить себя в безопасном месте, если нет опасности, то можно успокоиться и придумать, как можно справиться со страхом.

✓ Придумайте с ребёнком ваши способы «приручения» страха!

Итак, страх помогает нам мобилизовать свои ресурсы для борьбы с опасностью или её избегания. Эмоция страха даёт нам информацию о том, что может навредить нашему благополучию. И если прислушиваться к страху, то можно сделать свою жизнь более спокойной и безопасной.


Что читать детям для развития эмоционального интеллекта

Ниже список рекомендуемых произведений, но не так важно прочитать именно какие-то определённые произведения или сказки, очень важно ещё обсудить с ребёнком эмоции героев, разделить с ним эмоции. Мы очень рекомендуем вам после прочтения произведения поговорить с ребёнком, обсудить следующие вопросы:

✓ Какие эмоции испытывал герой (в определённых ситуациях)?

✓ На что повлияли эти эмоции? Что герой сделал, как поступил?

✓ Помогли ли герою эти эмоции или помешали (в определённой

ситуации)?

✓ Какие у тебя возникли эмоции, когда ты читал…?

✓ Когда герой сделал то-то…, что ты почувствовал?

✓ Как бы ты поступил в данной ситуации?

Список произведений

Для школьников (1–2 классы)

✓ Успенский Э. Крокодил Гена и его друзья

✓ Перро Ш. Сказки

✓ Голявкин В. Рассказы

✓ Козлов С. Про Ёжика и Медвежонка

✓ Гауф В. Маленький Мук

✓ Пушкин А. С. Сказка о царе Салтане (и другие сказки)

✓ Волков А. Волшебник Изумрудного города (весь цикл)

✓ Носов Н. Приключения Незнайки и его друзей. Незнайка

в Солнечном городе. Незнайка на Луне. Витя Малеев в школе и дома (и

другие произведения)

✓ Гайдар А. Чук и Гек. Голубая чашка

✓ Маршак С. Двенадцать месяцев

✓ Паустовский К. Стальное колечко

✓ Прокофьева С. Приключения жёлтого чемоданчика

✓ Толстой А. Золотой ключик, или Приключения Буратино

✓ Линдгрен А. Малыш и Карлсон. Пеппи Длинныйчулок

✓ Родари Дж. Приключения Чиполлино

✓ Трэверс П. Мэри Поппинс

✓ Милн А. Винни-Пух и все-все-все

✓ Киплинг Р. Сказки. Книга джунглей

✓ Лагин Л. Старик Хоттабыч

✓ Распэ Э. Приключения барона Мюнхаузена

✓ Экзюпери А. Маленький принц

✓ Рауд Э. Муфта, Полботинка и Моховая борода

✓ Лагерлёф С. Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями

✓ Андерсен Х.-К. Свинопас. Гадкий утёнок. Дюймовочка. Снежная

королева. Оле-Лукойе

✓ Янссон Т. Сказочные повести о муми-троллях

✓ Драгунский В. Денискины рассказы

✓ Катаев В. Цветик-семицветик

✓ Крылов И. Басни «Как осёл петь перестал», «Кукушка и петух»,

«Ворона и лисица»

✓ Конопницкая М. О гномах и сиротке Марысе

✓ Крюс Дж. Мой прадедушка, герои и я

✓ Сутеев В. Сказки и картинки. Сказки и басни о животных.

Палочка-выручалочка. Яблоко

✓ Пермяк Е. Торопливый ножик. Смородинка

✓ Пришвин М. Рассказы о природе. Лисичкин хлеб

✓ Благинина Е. Чудесные часы

✓ Чарушин Е. Кошка Маруська. Томка. Тюпа, Томка и сорока

✓ Житков Б. Помощь идёт. Мангуста. Про слона. Про обезьяну. Как

слон спас хозяина от тигра

✓ Даль В. Старик-годовик. Девочка-Снегурочка. Лиса-лапотница

✓ Дурова Н. Рассказы о дрессированных животных

✓ Сладков Н. Всему своё время. Суд над декабрём. Лиса-плясунья

✓ Твардовский А. Рассказ танкиста

✓ Приставкин А. Портрет отца

✓ Ларри Я. Необыкновенные приключения Карика и Вали

✓ Зальтен Ф. Бэмби

✓ Барри Дж. Питер Пэн и Венди

Для школьников (3–4 классы)

✓ Гофман Э.Т.А. Щелкунчик и Мышиный король

✓ Грэм К. Ветер в ивах

✓ Даль Р. Чарли и шоколадная фабрика

✓ Даррелл Дж. Моя семья и другие животные

✓ Диккенс Ч. Истории для детей

✓ Паустовский К. Растрёпанный воробей. Тёплый хлеб. Кот-ворюга

✓ Толстой А. Детство Никиты

✓ Аксаков С. Аленький цветочек

✓ Чехов А. Каштанка

✓ Бажов П. Уральские сказы

✓ Гаршин В. Лягушка-путешественница

✓ Заходер Борис. Серая Звёздочка

✓ Катаев В. Дудочка и кувшинчик

✓ Шварц Е. Сказка о потерянном времени

✓ Крылов И. Басни

✓ Куприн А. Слон

✓ Толстой Л. Акула. Прыжок. Лев и собачка

✓ Ершов П. Конёк-горбунок

✓ Одоевский В. Городок в табакерке

✓ Погорельский А. Чёрная курица, или Подземные жители

✓ Некрасов А. Приключения капитана Врунгеля

✓ Аксёнов В. Мой дедушка – памятник. Сундучок, в котором что-то стучит

✓ Дефо Д. Робинзон Крузо

✓ Свифт Дж. Путешествия Гулливера

✓ Твен М. Приключения Тома Сойера

✓ Родари Дж. Путешествие «Голубой стрелы»

✓ Каттнер Г. Котёл с неприятностями

✓ Азимов А. Конец вечности. Стальные пещеры. Обнажённое солнце

✓ Пивоварова И. Рассказы Люси Синицыной, ученицы третьего класса

✓ Пройслер О. Крабат, или Легенды старой мельницы. Маленькая Баба-Яга. Маленькое привидение. Маленький водяной

✓ Рони-старший Ж. Борьба за огонь. Пещерный лев

✓ Крюс Дж. Тим Талер, или Проданный смех

✓ Говард Р. Конан-варвар

✓ Уайльд О. Звёздный мальчик. Кентервильское привидение

✓ Льюис К. Хроники Нарнии

✓ Кэрролл Л. Алиса в Стране чудес. Алиса в Зазеркалье

✓ Стивенсон Р. Чёрная стрела. Остров сокровищ

✓ Линдгрен А. Приключения Калле Блюмквиста Для подростков

✓ Адамович А. Хатынская повесть

✓ Айтматов Ч. Белый пароход. Ранние журавли

✓ Алексин А. Безумная Евдокия

✓ Беляев В. Старая крепость

✓ Булгаков М. Собачье сердце. Белая гвардия

✓ Гоголь Н. Женитьба. Мёртвые души. Петербургские повести

✓ Грин А. Алые паруса. Бегущая по волнам

✓ Достоевский Ф. Братья Карамазовы. Мальчики

✓ Дубов Н. Горе одному

✓ Ефремов И. Таис Афинская

✓ Короленко В. Слепой музыкант

✓ Лермонтов М. Ю. Герой нашего времени. Демон. Маскарад

✓ Лиханов А. Высшая мера

✓ Медведев Д. Сильные духом

✓ Обручев В. Земля Санникова

✓ Полевой Б. Повесть о настоящем человеке

✓ Приставкин А. Ночевала тучка золотая

✓ Пушкин А. С. Маленькие трагедии. Пиковая дама

✓ Соболев Л. Морская душа

✓ Толстой А. Аэлита. Гиперболоид инженера Гарина

✓ Толстой Л. Отрочество. Юность

✓ Тендряков В. Весенние перевёртыши

✓ Чехов А. Рассказы (Смерть чиновника. Тоска. Крыжовник. Ионыч. Человек в футляре. О любви)

✓ Шолохов М. Судьба человека

✓ Шукшин В. Волки. Гринька Малюгин

✓ Ян В. Батый. Чингисхан

✓ Байрон Дж. Дон Жуан. Шильонский узник

✓ Бальзак О. Евгения Гранде

✓ Бронте Ш. Джейн Эйр

✓ Войнич Э. Овод

✓ О. Генри. Рассказы

✓ Гёте И. Страдания молодого Вертера. Лесной царь. Фауст

✓ Данте А. Новая жизнь. Божественная комедия

✓ Шекспир У. Сон в летнюю ночь. Ромео и Джульетта. Гамлет. Ричард III