Советы воспитателю группы «Светлячки»
Ваня физически не может длительное время внимательно слушать воспитателя, спокойно сидеть и сдерживать свои импульсы, поэтому сначала желательно обеспечить тренировку только одной функции. Например, если вы хотите, чтобы ребенок был внимательным, выполняя какое-либо задание, постарайтесь не замечать, что он ерзает и вскакивает с места. Получив замечание, ребенок, конечно, постарается какое-то время вести себя хорошо, но уже не сможет сосредоточиться на задании.
В другой раз в подходящей ситуации вы сможете тренировать навык усидчивости и поощрять ребенка только за спокойное поведение, не требуя от него в тот момент активного внимания. Если у ребенка высокая потребность в двигательной активности, нет смысла подавлять ее. Лучше попытаться научить его выплескивать энергию приемлемыми способами: танцами, спортивными и подвижными играми.
Конечно же, воспитатели и школьные учителя обязаны помнить, что такому ребенку легче работать в начале дня, а не в конце. Интересно, что ребенок, работая один на один с взрослым, не проявляет признаков нервного поведения и гораздо успешнее справляется с работой.
Нагрузка должна соответствовать возможностям ребенка. Например, если дети в группе могут заниматься какой-либо деятельностью 20 минут, а Ваня работает продуктивно лишь 5-10 минут, не надо заставлять его продолжать занятие дольше. Пользы это не принесет. Разумнее переключить его на другой вид деятельности: попросить полить цветы, поднять «случайно» оброненный карандаш и т.д.
Ваня как и любой ребенок должен подчиняться режиму. К сожалению, он не в состоянии поддерживать активное внимание в течение такого длительного отрезка времени. Ему будет легче, провести физ.минутку или сделать гимнастику для пальцев.
Психологи заметили: чем более драматичен, экспрессивен, театрален воспитатель, тем легче он справляется с проблемами особого ребенка.
Необычность поведения педагога меняет психологический настрой ребенка, помогает переключить его внимание на нужный предмет.
В процессе обучения ребенку очень трудно одновременно выполнять задание и следить за аккуратностью. Поэтому вначале работы педагог может снизить требовательность к аккуратности. Это позволит сформировать у ребенка чувство успеха (а как следствие, повысить мотивацию). Детям необходимо получать удовольствие от выполнения задания, у них должна повышаться самооценка.
Современные программы воспитания и обучения усложняются год от года. Растет нагрузка, увеличивается интенсивность занятий. Для детей без отклонений это имеет положительное значение, поскольку монотонная, однообразная работа надоедает. Но особенным детям сложнее переключиться с одного вида деятельности на другой, даже если это будет взрослый. Поэтому необходимо договариваться с ребенком заранее, подготавливая его к смене рода занятий.
Помимо этого в группе на специальном стенде можно отметить основные моменты распорядка дня, очередность выполнения заданий, правила поведения. Причем будет легче и удобнее воспринимать информацию, если для этой цели использовать не только слова, но и символы, понятные им.
Чтобы у ребенка не возникали отрицательные эмоции по отношению к взрослому, можно использовать не словесные сигналы, а к примеру, сигнал таймера на телефоне, заведенного на определенный отрезок времени. О том, на какое время завести таймер и что необходимо сделать после его сигнала, с ребенком тоже договариваются заранее. В этом случае у него не возникнет агрессии по отношению к воспитателю и он готов к перемене вида деятельности. Конечно, это не решит полностью проблемы, но поможет педагогу сохранить добрые отношения с ребенком.
Система поощрений и наказаний должна быть достаточно гибкой, но обязательно последовательной. И тут приходится учитывать особенности ребенка: Ваня не умеет долго ждать, поэтому и поощрения должны носить моментальный характер и повторяться примерно через 15-20 минут.
Ваня ребенок очень импульсивен, его неожиданное действие, которое иногда носит даже провокационный характер, может вызвать слишком эмоциональную реакцию других детей и взрослого. В любой ситуации оставайтесь спокойными. Помните: нет хладнокровия – нет преимущества! Прежде чем реагировать на неприятную ситуацию, остановитесь на несколько секунд (например, сосчитайте до десяти). И тогда, избежав эмоциональной вспышки, вы избежите и чувства вины за проявление своей слабости, сможете лучше понять ребенка, который так нуждается в вашей поддержке.
ПРАВИЛА РАБОТЫ С ВАНЕЙ
Работать целесообразней в первую половину дня, а не вечером.
Уменьшать нагрузку следует по времени, но не облегчать ее.
Использовать физкультминутки.
Быть артистичным, экспрессивным педагогом.
Снизить требования к аккуратности, чтобы сформировать чувство успеха.
Посадить ребенка во время занятий рядом с собой.
Использовать тактильный контакт (элементы массажа, прикосновения, поглаживания).
Договариваться с ребенком о тех или иных действиях заранее.
Давать короткие, четкие и конкретные инструкции.
Использовать гибкую систему поощрений и наказаний.
Поощрять ребенка сразу же, не откладывая на будущее.
Предоставлять ребенку возможность выбора.
Оставаться спокойным. Нет хладнокровия – нет преимущества!
Педагог-психолог: Ещенко В.Г.
5.02. 2021г