СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Совершенствование техники чтения у младших школьников.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Привить ребёнку вкус к чтению - лучший подарок, который мы можем ему сделать. (С.Лупан) Чтение – одно из важнейших средств формирования личности. С одной стороны, чтение является предметом обучения, а с другой, средством обучения. Из книг, в том числе и учебных по различным предметам, ребенок получает разнообразные знания. Чтение литературных произведений, всегда выполняющих познавательную, эстетическую и воспитательную функции, практическое знакомство с особым обобщенным, образно-эмоциональным способом отражения и познания жизни формирует эмоциональную сферу, нравственно эстетические идеалы, взгляды, отношения ребенка.

Просмотр содержимого документа
«Совершенствование техники чтения у младших школьников.»

Тема по самообразованию:

«Совершенствование техники чтения у младших школьников».

2016 – 2017 учебный год



Привить ребенку вкус к чтению – лучший подарок, который мы можем ему сделать.
Сесиль Лупан


Чтение – одно из важнейших средств формирования личности. С одной стороны, чтение является предметом обучения, а с другой, средством обучения. Из книг, в том числе и учебных по различным предметам, ребенок получает разнообразные знания. Чтение литературных произведений, всегда выполняющих познавательную, эстетическую и воспитательную функции, практическое знакомство с особым обобщенным, образно-эмоциональным способом отражения и познания жизни формирует эмоциональную сферу, нравственно эстетические идеалы, взгляды, отношения ребенка.

Начальная школа первая начинает реализовать общую основную цель обучения – формирование личности учащегося.
Поэтому так важно именно в этот период научить ребенка читать, сформировать у него техническую сторону чтения, умение работать с научно - познавательным и художественным текстом, обеспечить полноценное восприятие доступного художественного текста, чтобы оно оказало максимальное воздействие на растущего человека.
Выражение “уметь читать” включает в себя широкий спектр понятий: от умения складывать слоги в слова до умения не только прочитать текст, но и осознавать его, эмоционально отзываясь на каждый поступок героя, переживая за него. Проблема становления навыка чтения, обучения восприятию и пониманию текста, а также формирования квалифицированного чтения – одна из самых острых и постоянных проблем школьного обучения и ее успешное решение во многом зависит от первых шагов ребенка, обучающегося читать.

Изменившиеся социальные условия предъявляют иные, чем в прошлом, количественные и качественные требования к объёму и способу восприятия информации. Вопрос, как научить детей читать быстро, рационально, эффективно и сознательно интересует каждого учителя. Как показывает опыт, быстро обычно читают те учащиеся, которые читают много.
В процессе чтения совершенствуется оперативная память и устойчивость внимания. От этих двух показателей в свою очередь зависит умственная работоспособность. Если судить о развитии мышления по степени овладения сложными умениями, то надо иметь в виду, что элементарные умения надо довести вначале до уровня навыка, чтобы успешно включать в состав сложных умений. Навык же чтения является составной частью большинства сложных умений.

Как же научить ребенка осознанно и правильно читать, сформировать навык работы с разными видами текстов, определить уровень понимания прочитанного? Как привести учащихся вообще к пониманию смысла текста, к пониманию и запоминанию условия арифметической задачи, грамматического правила и задания при однократном чтении, научить вычленять главное в научно-познавательной статье, учебном тексте? Как сделать уроки чтения и сам процесс чтения радостью для учащихся?

Наверное, каждый учитель задумывается над этими вопросами и каждый старается по-своему решить проблему совершенствования навыков чтения, стремится к тому, чтобы уроки чтения оставляли заметный след в сознании каждого ученика, были направлены на то, чтобы двигать детей в их идейно-нравственном, умственном, эмоциональном, эстетическом и речевом развитии, развивали у школьников интерес к книге, любовь к чтению, прививали им полезные для жизни и дальнейшей учебы умения и навыки.

Интерес к чтению возникает в том случае, когда читатель свободно владеет осознанным чтением и у него развиты учебно-познавательные мотивы чтения. Одним из вариантов повышения качества чтения в начальных классах является целенаправленное управление обучением чтению. В процессе работы формируются навыки осознанного чтения и умения самостоятельно работать с текстом с помощью системы специальных упражнений и способов действий, активно влияющих на основные параметры чтения: осмысление, технику, выразительность.

Какие же упражнения используются в работе по совершенствованию навыков чтения? К ним относятся:

1) упражнения, направленные на развитие четкости произношения;
2) упражнения, вырабатывающие внимание к слову и его частям и являющиеся предпосылкой правильного чтения; 
3) упражнения, развивающие оперативное поле чтения и память; 
4) упражнения, развивающие гибкость и скорость чтения вслух и про себя, умение угадывать последующий текст.



Предлагаются упражнения следующего вида:

Первая группа упражнений направлена на совершенствование правильности чтения. 
1) Чтение предложений наоборот по словам. (Написанное прочитывается таким образом, что последнее слово оказывается первым, предпоследнее − вторым и т.д.)
Разденет человека прежде кто, ветром с солнце заспорили.

Заспорили солнце с ветром, кто прежде человека разденет.



2) Чтение предложений наоборот по буквам. (Написанное прочитывается справа налево так, что каждое слово озвучивается по буквам в обратном порядке.)
Илиропсаз ецнлос с мортев, отк еджерп акеволеч тенедзар.

Заспорили солнце с ветром, кто прежде человека разденет.



3) «Заколдованное слово». (Первое слово читается обычно, второе (или подчёркнутое) − справа налево.)

Ворон лыбод мяса косук и сел на оверед.
Ворон добыл мяса кусок и сел на дерево.



4) Разминка (артикуляционная гимнастика).

  • вдох носом, выдох через рот;

  • вдох, задержка дыхания, выдох;

  • вдох, выдох по порциям.





5) Упражнения для развития четкости произношения.

Самолеты взлетают: у-у-у.
Машины едут: ж-ж-ж.
Лошадки поскакали: цок-цок-цок.
Рядом ползет змея: ш-ш-ш.
Муха бьется в стекло: з-з-з-з.



6) Чтение шепотом и медленно чистоговорок.

ра-ра-ра – начинается игра,
ры-ры-ры – у нас в руках шары,
ру-ру-ру – бью рукою по шару.



7) Чтение тихо и умерено.

арка арца
арта арда

арла арча
арса аржа



8) Чтение громко и быстро похожих слов.

гарь – парь – жарь
дверь – зверь – червь



9) Чтение скороговорок.

Ткет ткач ткани на платок Тане.
На дворе трава, на траве дрова, не руби дрова на траве двора. 

Лавировали корабли, лавировали, да не вылавировали. 



10) Чтение слов наоборот.

ецнлос
ансев
цясем



11) Чтение зашумленных слов.

снег            зима
мороз         вьюга



12) Чтение наложенных друг на друга слов.

13) Чтение согласных по таблице. Учащиеся делают глубокий вдох и на выдохе читают 15 согласных одного ряда.

БТМПВЧФКНШЛЖЗЦС
КВМСПЛБШГРДБЛСТ
ПРЛГНТВСЧЦФБХНМ
ВМРГКТБДЗЩЗБЧВН

ФЩМЖДШХЧМКПБРВС
ПТКЗРМВДГБФКЗРЧ



14) чтение согласной с какой-нибудь гласной, используя эту же таблицу. Например:1 ряд читает с гласным [а], 2 ряд – с гласным [о], 3 ряд – с гласным [у]. После этого упражнения учащиеся тренируются в чтении ряда гласных с ударением на одном из них: а о у ы и э.



Вторая группа упражнений развивает у учащихся скорость чтения


1) Чтение с подсчётом слов (строчек). 
Читая текст, ученик механически считает слова (строчки). Досчитав до десяти, начинает считать заново. Перед чтением можно дать задание найти ответы на поставленные перед чтением текста вопросы.

2) Поиск в тексте заданных слов.
Перед чтением учитель даёт задание найти в тексте определённое слово и подчеркнуть его.

3)Чтение с полосками.
Полоска под строкой и полоска над строкой дают возможность ребёнку ускорить темп чтения.

4) Чтение строчек с прикрытой нижней (верхней) половинкой.
Чистый лист бумаги накладывается на строку так, чтобы верхние части букв были хорошо видны, а нижние находились под листом. После прочтения первой строчки лист сдвигается вниз так, чтобы была прикрыта нижняя часть второй строчки. Аналогично проводится чтение строчек с прикрытой верхней половинкой. Рекомендуется проводить в парах: один ученик читает, другой проверяет.


5) Чтение по таблице – треугольнику.

Учащиеся смотрят только на точку и читают все слоги: ма; мо; му; мы; ми (или смотрят на цифру 1 и читают все слоги).



6) “Игра в прятки”: ведущий начинает читать не сначала, а где попало, называя только страницу, остальные должны найти и подстроиться под чтение ведущего. Дети очень радуются, когда первыми успевают найти абзац, который читает ведущий.

7) “Мнимое слово”: учитель в ходе чтения произносит неправильно слово, дети прерывают чтение и прочитывают слово с исправлением. Этот вид чтения привлекателен тем, что они имеют возможность поправить самого учителя, что поднимает их собственный авторитет и придает уверенность в своих силах.

8) “Чтение за диктором”. Слабо читающему ученику больше помогает такой вид работы, как “чтение за диктором”. Диктором может быть и учитель, и хорошо читающий ученик, можно использовать и грамзапись произведения.

9) Большую пользу приносит и хоровое чтение. Здесь уже на равных работают все учащиеся: как быстро читающие, так и читающие медленно.

Третья группа упражнений направлена на формирование умений сознательного чтения, то есть на понимание структуры и содержания текста. 


1) Чтение текста, закрыв последние три буквы всех строчек текста листом бумаги, а затем и начальные три буквы. Необходимо прочитать текст, стараясь угадать невидимые части по смыслу. Данное упражнение развивает у учащихся умение читать по догадке. 


2) Чтение текста с добавлением недостающего слога, слова. Упражнение предназначено для совершенствования умения учащихся прогнозировать состав слова и предложения, что ведёт к усвоению смысла прочитанного.
На рек__, в завод__, раскрылись бел___ лилии и жёлт__ кувшинки.

Доедая с маслом булку,

Братья шли по___________, переулку
Вдруг на них из__________ закоулка
Пёс большой залаял_______. гулко


3) Поиск в тексте смысловых несуразностей. (Упражнение направлено на формирование умения анализировать смысловую структуру текста.)
В одном домике жила у хозяев пушистая корова Мурка. Хозяева её очень любили и часто угощали парным молотком и жареной репой. Однажды Мурка решила погулять - подышать свежим вареньем и погреться на сковородке.



4) Поиск отрывков из разных текстов. (Упражнение формирует умение выявлять структурную и смысловые части текста.)
Задание: Найди отрывки из разных текстов: Ю. Мориц «Весёлая лягушка» и В. М. Гаршина «Лягушка-путешественница». Восстанови каждый из них и прочитай отдельно.
Весёлая лягушка жила в одной реке. Вверх дном её избушка стояла — бре-ке-ке! Сидела она в болоте, ловила комаров и мошку, весною громко квакала вместе со своими подругами. Избушка не стояла, а кверху дном плыла, Но это не меняло лягушкины дела. И весь век прожила бы она благополучно - конечно, в том случае, если бы не съел её аист. Она двумя руками играла на баяне, Она двумя ногами стучала в барабан. Но случилось одно происшествие. Избушка кувыркалась, Лягушка развлекалась, В зелёном сарафане плясала — пара-пам! 


Для совершенствования техники чтения очень эффективно можно использовать систему И.П. Федоренко и И.Г. Пальченко, которая способствует достижению результативности в обучении чтению. Она гласит, что при работе над книгой (при чтении) важна не длительность, а частота тренировочных упражнений. Память человеческая устроена таким образом, что запоминается не то, что постоянно перед глазами, а то, что мелькает: то есть, то нет. Именно оно создает раздражение и запоминается. Потому, если мы хотим освоить какие-то умения, довести их до автоматизма, до уровня навыка, то мы вовсе не должны проводить длинные упражнения, длинные по времени; мы должны упражнения проводить короткими порциями, но с большей частотой.
Жужжащее чтение – это такое чтение, когда все ученики читают одновременно вслух, вполголоса, чтобы не мешать товарищам, каждый со своей скоростью, кто-то быстрее, а кто-то медленнее. Тренаж идет в течение пяти минут. Сейчас этот элемент общепризнан, применяется многими учителями.
Ежеурочные пятиминутки чтения представляют собой пятиминутное чтение на любом уроке – будь то чтение, рисование, математика, русский язык. Урок начинается с того, что дети читают пять минут дополнительную книгу в режиме жужжащего чтения, а дальше идет обычный урок.

Наиболее эффективными из системы И. Т. Федоренко и И.Г. Пальченко считаются упражнения: 
1. Многократное чтение. 
2. Чтение в темпе скороговорки.
3. Выразительное чтение с переходом на незнакомую часть текста. 
Все три упражнения проводятся коллективно, то есть читают одновременно все ученики (каждый в своем темпе), вполголоса. При многократном чтении следует учитывать, что у разных учеников в классе скорость чтения различна. Поэтому не следует задавать одинаковый по объему отрывок, лучше ориентироваться на один и тот же промежуток времени.

Для дальнейшего развития техники чтения существуют еще множество специальных упражнений по этой методике: «Губы», «Буксир», «Бросок – засечка», «Молния» и др.

Для расширения оперативного поля зрения и оперативной памяти полезно написание зрительных диктантов, тексты которых разработаны и предложены профессором И.Т. Федоренко.

Хорошие результаты дает чтение перед сном. Дело в том, что последние события дня фиксируются эмоциональной памятью, и те восемь часов, которые человек спит, он находится под их впечатлением. Организм привыкает к этому состоянию.

Если ребёнок не любит читать, то необходим режим щадящего чтения - это такой режим, когда ребёнок прочитает одну-две строчки и после этого получит кратковременный отдых . Такой режим автоматически получается, если ребёнок просматривает диафильмы: две строчки под кадром прочитал, посмотрел картину- отдохнул. Если ребёнок устанет, то можно продолжить читать родителям.

В наш век научно-технического прогресса, где господствуют телевидение, компьютеры и видеоигры, дети потеряли интерес к чтению. Но не только дети не читают, не читают и взрослые. Давно известно: когда человек перестаёт читать, он перестаёт думать.

Если дети не будут правильно, бегло, выразительно читать, они не смогут овладеть в достаточной мере грамотным письмом, не научатся правильно решать задачи.

Научить детей читать - значит подготовить их к самостоятельной работе с текстом произведения, прививать любовь к чтению, помочь ребёнку познать окружающий его мир. Следовательно, овладение навыками чтения, это и средство, и одно из условий общего развития детей.

Процесс чтения очень сложен, поскольку в нём участвуют мышление, речь, восприятие, воображение. Скорость чтения человека должна приблизиться к скорости его речи. Следовательно, у каждого человека темп чтения строго индивидуален. Чтение обогащает ребят. Расширяется словарь, устанавливаются причинно - следственные связи. Ученик легче справляется с изложениями, сочинениями, составлением предложений.



Работа над техникой чтения.



*В детях надо пробуждать любовь к чтению.

*Следует постоянно расширять их запас слов; когда дети понимают значение слов, им интересно читать.

* В первый раз читать тексты должен учитель. Он передаёт текст грамотно, эмоционально.

*Не надо торопить детей при чтении. Нужно учитывать возможности каждого ребёнка.

*В 1 классе не следует опрашивать ученика путём индивидуального чтения перед всем классом.

*Домашнее задание должно быть с творческим характером: нарисовать картинку по пройденному на уроке материалу; сделать аппликацию, выучить загадку, пословицу, поговорки.

*Важно просить родителей читать детям небольшие рассказы о жизни животных (Сладкова, Чарушина.) Детям будет легче составлять предложения, легче описывать животных. Кроме того, ребёнок с удовольствием рассказывает о прочитанном классу. Интерес к чтению - залог высокой техники чтения.

*Нельзя заменять чтение уроками математики и русского языка, что часто случается перед контрольными работами по этим предметам.

*На уроках развития речи можно обсуждать и корректировать устные ответы.

*Со 2 полугодия учащиеся 1 класса должны читать библиотечные книги.

*Во 2-3 классах родители должны читать статьи из журналов, газет и обсуждать вместе.

*Нельзя задавать на дом большие тексты. Дома надо читать то, что было отработано на уроках: нельзя переутомлять детей чтением целых больших текстов.

*Всегда работать творчески: пусть дети высказывают своё мнение о героях, рассказывают о том, как бы они поступили сами.

*Чаще надо проводить выборочное чтение.

*Даже в 3 классе не надо порывать с чтением хором, читать надо всем классом, колонками, парами, по одному.

*Проводить конкурсы чтецов или литературные викторины.

*Проводить выставки книг и плакатов разных авторов на общую тему.

*Делать плакаты или альбомы по темам: «Осень», «Зима», «Весна», «Лето» куда дети помещают стихи или отрывки стихов и рассказов классиков, их портреты, рисунки.

*Инсценирование стихов, рассказов (Драгунского, Чуковского)

*Проводить костюмированные музыкально-литературные вечера, развлечения по темам с приглашением родителей.

*Учителям надо рекомендовать прочитать своим ученикам больше книг, сеющих доброе: произведения классиков, устного народного творчества - былины, пословицы, поговорки, загадки.

К.Д. Ушинский одну из важнейших задач школы видел в том, чтобы “ приучить дитя к разумной беседе с книгой ”. Переоценить важность совершенствования навыка чтения у младших школьников невозможно. 
Эта тема была и остаётся очень важной для учителя начальной школы.







Учитель Белкина О.В.






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!