СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Совершенствуем технику чтения

Нажмите, чтобы узнать подробности

Одной из актуальных задач начального образования является формирование навыков правильного, беглого, сознательного, выразительного чтения.Научить детей читать – значит привить любовь к чтению, подготовить к самостоятельной работе с текстом, помочь познавать окружающий мир.

Просмотр содержимого документа
«Совершенствуем технику чтения»

Совершенствуем технику чтения

Одной из актуальных задач начального образования является формирование навыков правильного, беглого, сознательного, выразительного чтения.

Научить детей читать – значит привить любовь к чтению, подготовить к самостоятельной работе с текстом, помочь познавать окружающий мир. Следовательно, овладение навыками чтения – это и средство, и одно из условий общего развития младших школьников. Чтение обогащает: расширяется словарный запас, помогает установить причинно-следственные связи между событиями, развиваются логические операции – анализ, синтез, обобщение.

Инструментами для работы над совершенствованием техники осмысленного и выразительного чтения являются пособия «Читалочка» издательства «Просвещение»:

  • «Читалочка», авторы Абрамов Андрей Васильевич, Самойлова Марина Ивановна;

  • «Читалочка», автор Климанова Людмила Фёдоровна.

Для совершенствования техники чтения предлагаем воспользоваться следующими упражнениями из данных пособий:

  1. «Речевая разминка», куда входит работа над артикуляцией.
    Эти упражнения развивают подвижность речевого аппарата.

    Пример:
    Как погоняют лошадь?
    Как выходит воздух из шарика?
    Как квакает лягушка?


  1. «Слог и слово».
    Отрабатывается навык быстрого чтения: читают сначала медленно, потом быстро, читая целыми словами.

    Пример:
    Пол – бор – бурав – пила
    Хлоп – лоб – клоп – раб


  1. «Имена».
    Чтение сначала по слогам, потом целыми словами. Многоточие означает, что можно продолжить ряд имен с данной буквы. Формируется логическое мышление.

    Пример:
    Рита – Рая – Рома – ...


  1. «Чистоговорки». Читаются медленно, потом быстро.
    Отрабатывается навык правильного и чёткого произношения слов.

    Пример:
    Бы-бы-бы – ищем мы в лесу грибы
    Бе-бе-бе – в гости мы идем к тебе
    Би-би-би – поскорей дрова руби.


  1. «Скороговорки». Дети читают, чётко проговаривая слова, сначала медленно шепотом, потом медленно вслух, затем быстро, далее ещё быстрее. Когда ученики читают вслух хором, учитель задает ритм, например, хлопая в ладоши, после чего можно спрашивать индивидуально. Важно, чтобы дети читали, а не произносили по памяти.
    Способствует совершенствованию дикции, формирует правильное произношение звуков и слов.

    Пример:
    Собирала Маргарита маргаритки на горе,
    Растеряла Маргарита маргаритки на траве.


  1. «Считалочки». Читаются медленно – быстро, с чётким произношением всех слов, их можно учить и проговаривать наизусть.
    Развивают память, внимание. Тренируется артикуляционный аппарат.

    Пример:
    Подогрела чайка чайник,
    Пригласила восемь чаек.
    Прилетели все на чай!
    Сколько чаек? Отвечай!


  1. «Кто больше?». Предлагается игра: из одного слова составить как можно больше новых слов. Проводится в паре или группе.
    Расширяется кругозор, пополняется словарный запас.

    Пример:
    Колесо: сокол – лес – и т.д.


  1. «Наоборот». Знакомство с палиндромами – словами и предложениями, которые читаются слева направо и справа налево.
    Развитие внимания, умения видеть слова целиком.

    Пример:
    Но ты меньше ешь, не мыт он.


  1. Игра «Чудесные превращения слов». Нужно выбрать общую часть в словах.
    Расширяет словарный запас, формируются умения мыслительной деятельности: анализ, синтез, обобщение.

    Пример:
    Усики – усищи – усы
    Дом – домище – домик
    Кот – котище – котик
    Бык – бок – ток
    Мох – мех – смех
    Мел – мёл – мал – мил – мыл
    Сыр – сыт – сын – сон
    Лук – сук – бук – жук – тук – ток.


В пособия включены упражнения, в которых предусмотрена работа с текстами детских произведений известных русских писателей и поэтов. Представлены упражнения на постановку правильного ударения в словах, в которых часто делают ошибки в повседневной речи.

Материал предложен в фиксируемом формате, поэтому пособия можно использовать с любым учебно-методическим комплексом.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!