СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Совесть и раскаяние" 4 класс ОПК

Категория: ОРК

Нажмите, чтобы узнать подробности

"ОПК" для 4 класса.На этом уроке учащиеся унают значения и связь слов "добро","зло","грех","совесть"в русской провославной культуре.

Просмотр содержимого документа
«"Совесть и раскаяние" 4 класс ОПК»



КОНСПЕКТ УРОКА

Тема: «Совесть и раскаяние»



ФИО (полностью)

Роганова Елена Сергеевна

Место работы

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение основная общеобразовательная школа

р. п. Чаадаевка имени Героя Советского Союза Н.Ф.

Горюнова

Должность

Учитель начальных классов

Предмет

ОПР

Класс

4

Базовый учебник

Кураев А.В. ОРК И СЭ. ОПК. 4-5кл: учебное пособие для общ. учреждений.



























Тема: Совесть и раскаяние

«ОПК» для 4 класса

Ключевые понятия: добро, грех, совесть, быть в ладу со своей душой, раскаяние (покаяние), покаянные молитвы.

Цель урока: осмысление понятий греха, связи греха и зла; формирование убеждения, что человек может справляться с грехами, а значит, бороться со злом, преумножать добро в себе и мире; осмысление того факта, что грех без раскаяния ведёт к неизлечимым болезням души, её очерствлению.

Задачи урока:

Обучающая: узнать значение и связь слов «добро», «зло», «грех», «совесть» в русской православной культуре

Развивающая: осознать, что различать добро и зло человеку помогает совесть.

Воспитывающая: понять, что значит «вести диалог со своей совестью».



Оборудование урока: мультимедиа проектор, слайд со словарными определениями слов добро, зло, грех, совесть (по современным толковым словарям, не по словарю Даля), бумага для письма .

Познавательные УУД

1. Анализировать и объяснять понятия: добро, зло, долг, совесть.

2. Извлекать информацию из разных источников (текст, таблица).

3. Строить речевое высказывание в устной форме.

4. Делать выводы на основе анализа объектов.

5. Осуществлять синтез, составлять целое из частей.

Регулятивные УУД

1. Принимать и сохранять учебную задачу.

2. Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей.

Коммуникативные УУД

1. Слушать и понимать других.

2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

3. Оформлять свои мысли в устной форме.

4. Договариваться о правилах общения и поведения.

Личностные результаты

1. Определять и высказывать самые простые, общие для всех людей правила.

2. Ориентироваться в нравственном содержании и смысле своих и чужих поступков

Ход урока I. Проверка домашнего задания.

- Есть ли в нашем мире такое, чего нельзя потрогать и увидеть, но можно почувствовать?

-Это душа.

-Сегодня на уроке мы продолжим разговор о душе.

II. Актуализация знаний.

(На доске ключевые понятия урока, провести с учащимися работу, направленную на выявление понимания ими ключевых понятий урока.)

- Со словом «добро» и его однокоренными словами составьте словосочетания (творить добро, излучать добро, добрый поступок, добрые люди и т. д.), затем –

со словом «грех» и его однокоренными словами

(сотворить грех, покаяться в грехе, грешный человек, греховный поступок, смертный грех)

Слайд 1.

Мнения детей заслушиваются, но не обсуждаются.

III. Создание проблемной ситуации, формулирование проблемы.

Проблемное задание.

- Попробуйте поменять в словосочетаниях местами слова «добро» и «грех».

- Какие слова не сочетаются? Можно ли сказать – «раскаяться в добре»?

-Нет.

А можно ли сказать – «смертное добро»?

-Нет.

- С чем (или Кем?) происходит соединение, когда мы чувствуем укоры совести?

-С душой.

-Что означает выражение «быть в ладу со своей душой»?

-Человек делает только добро.

-Совесть сопряжена с умом или душой? Или с тем и другим?

-С душой. С тем и другим.

- Достаточно ли осознавать грех умом?

-Нет.

Работа с текстом на с.36 -39

Работа с текстом после чтения.

-Что показалось тебе самым главным в статье, выпиши эту мысль.

Выпиши в тетрадь определения добра, зла, греха, совести, как это понимают православные христиане.

Сравни с определениями словарей. Что главное в определении обсуждаемых понятий у православных христиан (человек может управлять злом, побеждать его, может активизировать добро, может трудиться над своей душой).

Слайд 2.

Послушайте отрывок из повести Л.Н. Толстого и постарайтесь уловить чувства Николеньки в этом отрывке: (до чтения надо рассказать детям, что действие сцены, которая будет прочитана, происходит после того, как за обедом, шаля, Николенька проливает квас на скатерть).

После обеда я в самом весёлом расположении духа, припрыгивая, отправился в залу, как вдруг из-за двери выскочила Наталья Савишна с скатертью в руке, поймала меня и, несмотря на отчаянное сопротивление с моей стороны, начал тереть меня мокрым по лицу, приговаривая: «Не пачкай скатертей, не пачкай скатертей!». Меня так это обидело, что я разревелся от злости.

«Как! – говорил я сам себе, прохаживаясь по зале и захлёбываясь от слёз. Наталья Савишна, просто Наталья, говорит мне ты и ещё бьёт меня по лицу мокрой скатертью как дворового мальчишку. Нет, это ужасно!»

Когда Наталья Савишна увидала, что я распустил слюни, она тотчас же убежала, а я, продолжая прохаживаться, рассуждал о том, как бы отплатить дерзкой Наталье за нанесённое мне оскорбление.

Через несколько минут Наталья Савична вернулась, робко подошла ко мне и начала увещевать:

– Полноте, мой батюшка, не плачьте, простите меня... я виновата... уж вы меня простите, мой голубчик... вот вам.

Она вынула из-под платка корнет, сделанный из красной бумаги, в котором были две карамельки и одна винная ягода, и дрожащей рукой подала его мне. У меня недоставало сил взглянуть в лицо доброй старушке; я, отвернувшись, принял подарок, и слёзы потекли ещё обильнее, но уже не от злости, а от любви и стыда.

Попытайтесь представить «партитуру» чувств Николеньки (как меняется его настроение):

Веселье – злость – желание мести – заговорила совесть – стыд – любовь.

-Что же помогло Николеньке освободиться от злобы и досады, уязвлённой гордости?

- Принять подарок.

Какое название носит это чувство?.

-Совесть.



– Что помогает человеку поступать хорошо, правильно?

-Совесть.

Слайд 3.

Как бы ты определил сам для себя – что такое совесть?

Слайд 4.

Вспомни случаи в своей жизни, когда тебя обличала совесть.

-Какие мысли надо отгонять от себя?

-Отомстить за зло злом.

-Покончить жизнь.



- Какие два важнейших дела есть у совести?

-1) Совесть подсказывает как нужно поступить.

-2)После ошибок указывает на нее.

Слайд 5.

Слайд 6.

- Слайд 7.

Поиграем в игру «Топаем – хлопаем»

Если поступок добрый – хлопаем, плохой – зло – топаем.

Приготовились.

А теперь топаем и хлопаем под музыку.

IV. Решение проблемы, открытие новых знаний.

(Демонстрация репродукции картины Рембрандта «Возвращение блудного сына». Не сообщая названия картины, учитель проводит с учащимся беседу о сюжете картины, как его понимают дети.)

- Как вам кажется, кто изображен на картине?

-Отец и сын.

- В какой момент жизни изображены два человека?

-Встреча после долгой разлуки.

-Почему один из них не показан лицом зрителю?

-Он в чем-то провинился.

-Почему он стоит на коленях?

-Он пришел за прощением.

-Какие чувства отражены на лице человека, обращенного лицом к зрителю?

-На лице у человека отражена любовь к этому человеку. Он прощает его.

-Знаете ли вы, как называется картина?

-Да.

- Какой сюжет лёг в её основу?

-Сын раскаивается перед отцом. Отец прощает сына.

  • Слайд 8.

- Как нужно каяться?


Слайд 9.

-Каяться нужно всей душой.

V. Выполнение продуктивных заданий по теме.

Раскаяние истинное и ложное .

Когда Иуда предатель узнал, что Иисус Христос осужден на смерть, он понял весь ужас своего поступка. Он, может быть, не ожидал такого приговора, либо полагал, что Христос не допустит этого, или избавится от врагов чудесным образом. Иуда понял, до чего довело его сребролюбие. Мучительное раскаяние овладело его душою. Он пошел к первосвященникам и старейшинам и возвратил им тридцать серебренников, говоря: "согрешил я, предав Кровь невинную" (т. е. предал на смерть неповинного Человека).

Они же сказали ему; "что нам до того; смотри сам" (то есть сам отвечай за свои дела).

Но не захотел Иуда смиренно покаяться в молитве и слезах перед милосердным Богом. Холод отчаяния и уныния объял его душу. Он бросил серебрянники в храме перед священниками и вышел. Потом пошел и удавился (т. е. повесился).

(Протоиерей Серафим Слободской. Закон Божий)

Вспомните историю жизни апостола Петра после отречения и покаяния (§ 10). Чье покаяние было истинным – Петра или Иуды?

-Покаяние истинным было у Петра.

-В чем ошибка Иуды?

-Он оказался слабым, потому что не нашел в себе сил для раскаяния.

- Какие шаги в покаянии вы можете назвать?

-Кающийся человек ненавидит свой поступок. Он выталкивает его из своей жизни. Плачет.

-Исправляет свою ошибку делом.

-Больше так не поступает.

-Как поступить, если делом не исправить?

-Читать покаянные молитвы к Богу.







Слайд 10. Покаяние (Раскаяние)

Раскаяние.



1. Сожаление о том, что сделано


2. Готовность исправить свой поступок и понести за него наказание


3. Твердое решение больше так не поступать








-Как ты думаешь, почему для искреннего раскаяния важны все три составляющие ?

-Добро побеждает зло. Бог прощает всех.

VI. Итог урока. Рефлексия.

– Французский писатель Мишель Монтень считал: «Тому, кто не постиг науки добра, всякая иная наука приносит лишь вред». Как эта мудрая мысль созвучна с темой нашего урока?

(Учащиеся высказывают свои мнения.)

-Человеку, который делает добро не надо каяться.

Слайд 11

.Слайд12.

– Как вы считаете, проблема, над которой мы работали, важна для нас?

-Да.

– Какие выводы вы сделали для себя?

-Жить нужно так ,чтобы между душой, совестью, Богом и друзьями не было постыдной тайны.

Слайд13

VI1. Домашнее задание.

Покаяние называют лекарством для души. Как оно лечит? Приведите примеры из жизни.



































Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!