Цель:
С помощью игровых технологий закрепить у младших дошкольников знание сенсорных эталонов – цвета, формы, величины, тактильных, зрительных и обонятельных ощущений.
Задачи:
1. Закреплять у детей представление о величине предметов (большой - маленький, длинный - короткий); геометрических фигурах (квадрат, круг, треугольник) посредством зрительного соотнесения; основных цветах (красный, жёлтый, зелёный, синий).
2. Совершенствовать у дошкольников умение группировать предметы по одному из признаков: форме, цвету, величине. Закреплять понятие «один», «много».
3. Закреплять умение употреблять в речи уменьшительно – ласкательные слова и речевые формы вежливого обращения: доброе утро, до свидания, спасибо.
4. Совершенствовать у дошкольников умение отгадывать описательные загадки.
5. Уточнить правила поведения в лесу.
6. Развивать у детей психические процессы: внимание, память, мышление, мелкую моторику рук.
7. Поддерживать познавательный интерес дошкольников.
8. Воспитывать любознательность, самостоятельность, активность, доброту, эмоционально-положительное отношение к персонажам, умение работать в группе, доброжелательные взаимоотношения.
Оборудование:
солнышко, дом для медведя, полянка с пуговицами, цветы: желтые, красные, синие, зеленые; бабочка, дерево с дуплом, белка, 2 корзинки разного размера, шишки: большие и маленькие, скатерть с вырезанными на ней геометрическими фигурами, геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник; корзинка с мешочками, луковицы маленькие по количеству детей, луковая шелуха, магнитофон с аудиозаписями.
Ход образовательной деятельности.
Воспитатель: Доброе утро, ребята! Я так рада вас видеть. Вы все в таком хорошем настроении. Давайте мы с вами посмотрим, друг на друга и улыбнемся. Давайте скажем:
«Доброе утро, глазки»! (закрывают глаза ладонями)
Доброе утро, ушки! (трогают уши)
Доброе утро, щечки! (гладят щеки)
Доброе утро, ручки! (соединяют руки в замок)
Доброе утро, ножки! (гладят ноги по коленям)
Доброе утро, солнышко! (поднимают руки вверх)
Мы проснулись и улыбнулись! (тянутся и улыбаются)
(А. У. Аксерова)
Ребята, хотите узнать, кто нас сегодня встречает? Пойдемте со мной и посмотрим, кто же нас встречает.
Ребята, кто это? (солнышко).
Какое солнышко по форме? (круглое).
А какое оно по цвету? (желтое).
Посмотрите, солнышко нам улыбается. Значит, какое оно? (веселое, радостное, улыбчивое). Оно радо нас всех видеть.
Что есть у солнышка? (лучики).
А какие бывают лучики по длине? (длинные и короткие). Правильно, молодцы.
Ребята, послушайте, какую песенку нам споет солнышко.
Солнышко поет.
Ребята, солнышко нам спело, что нас сегодня ждут добрые дела. Я вижу, что вы дружные ребята, и я приглашаю вас в гости к сказочному герою, а к какому вы отгадайте:
Зверь лохматый, косолапый,
Он сосет в берлоге лапу.
Может громко он реветь,
Это бурый наш…. (Медведь)
(Русские народные загадки)
Как вы догадались, что это медведь? Правильно! Сегодня мы с вами пойдем к нему в гости. Наш медведь сказочный, и живет он в лесу, в избушке. По дороге будем делать добрые дела. Как надо вести себя в лесу? Идти будем по лесу тихо, не обгоняя, и не толкая друг друга. Вы готовы? Тогда в путь.
Дети идут под музыку и выполняют команды педагога.
- Чтобы не спугнуть птиц идем тихо на носочках.
- Поднимите повыше ногу и перешагните через кочку.
Ребята, слышите кто – то плачет? Это плачет бабочка. Как вы думаете, почему она плачет? Предположения детей. Оказывается, полянка была вся в цветах, но подул сильный ветер и сорвал все цветы. Я собрала их в коробку и, чтобы полянка снова стала красивой, давайте ее украсим разноцветными цветами. Будьте внимательны, какого цвета цветок, такого цвета должна быть пуговица.
- Полина, какого цвета у тебя цветок? А какого цвета должна быть пуговица? И т. д.
- Ребята, сколько бабочек на полянке? (одна). А сколько цветов? (много).
Молодцы, ребята. Вот мы с вами и сделали первое доброе дело. Можно отправляться дальше. Смотрите, у дерева сидит белка и грустит. Ее озорные бельчата разыгрались и рассыпали шишки, которые она собрала на обед. Белка очень устала, давайте ей поможем собрать шишки. Посмотрите внимательно, какие шишки по величине? (Одни большие, а другие маленькие).
А какие корзинки у белки? (большая и маленькая). Как вы думаете, в большую корзинку, мы будем собирать какие шишки? Правильно, большие. А маленькие шишки … положим в маленькую корзинку. (По ходу выполнения задания уточнить у нескольких детей, в какую корзинку, какие шишки они собирают). Молодцы, ребята. Помогли белочке и еще одно доброе дело сделали.
Посмотрите, ребята, а вот и дом медведя. Давайте подойдем и постучим.
Появляется медведь
Медведь. Здравствуйте, ребята! Я очень рад вас видеть. Я приготовил вам игру-загадку.
Воспитатель: Вот ребята, какой медведь затейник. Чтобы разгадать его загадку давайте сядем на стулья и будем внимательны. У него корзинка, что в ней посмотрите. (Мешочки). Мы должны узнать, что в мешочках?
Я раздам вам по мешочку, а вы должны по запаху определить, что же положи медведь в мешочки?
Дети нюхают и определяют, что в мешочках.
Воспитатель: Правильно, ребята это лук.
Медведь: Молодцы ребята! (медведь уходит за дом)
Воспитатель. Для каждого из вас, медведь приготовил по луковице. (Раздать луковицы). И у меня есть луковица. Сколько у меня луковиц? А у вас сколько? Теперь сравним лук по величине. У меня какая луковица? А у вас какие? У луковицы есть своя одежка – это шелуха. Вот смотрите, я ее раздеваю. Послушайте, как шуршит шелуха: шур – шур – шур! Давайте поиграем с шелухой.
Игра с шелухой.
Шур – шур – шур!
Шуршат осенние кусты,
Шуршат на дереве листы.
Шуршит в корзинке шелуха,
И мышь в нору спешит, шурша.
(Г. Шестакова)
Медведь: Ой! Ой! Ой! Опять мыши озорничали и прогрызли дырки в скатерти. Что же теперь делать?
Воспитатель: Не печалься, мишка, мы с ребятами делаем добрые дела. Поможем мишке? На какие геометрические фигуры похожи дырки на скатерти?
Воспитатель: Ты мишка, постели скатерть на стол, чтобы было удобно чинить, а я раздам детям заплатки. Ребята, будьте внимательны и найдите на скатерти дырку такой же формы, как заплатка.
Спросить у нескольких детей, на какую геометрическую фигуру похожи их заплатки.
Медведь: Спасибо, ребята. Теперь моя скатерть совсем как новая.
Воспитатель: Ребята, расскажите мишке, какие добрые дела мы с вами сегодня делали? Кому помогали?
Медведь: Ребята, я очень люблю сладкое и приглашаю вас пить чай с конфетами.