СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Совместная работа учителя и библиотеки как один из видов внеурочной деятельности, направленной на реализацию требований ФГОС второго поколения.

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Совместная работа с библиотекой способствует достижению общей цели - формированию общей культуры личности ребёнка, его интеграции в национальную и мировую культуру, самоопределению и достижению социальной компетентности.

Просмотр содержимого документа
«Совместная работа учителя и библиотеки как один из видов внеурочной деятельности, направленной на реализацию требований ФГОС второго поколения.»

Совместная работа учителя и библиотеки как один из видов внеурочной деятельности, направленной на реализацию требований ФГОС второго поколения.

Федеральный государственный образовательный стандарт - это совокупность трёх систем требований:

  • требований к результату образования;

  • требований к структуре основных образовательных программ (то, как школа выстраивает свою образовательную деятельность);

  •  требований к условиям реализации стандарта (кадры, финансы, материально-техническая база, информационное сопровождение и пр.).

В новом Стандарте  чётко обозначены требования к результатам образования:

    • личностные (готовность и способность к саморазвитию, сформированность мотивации к обучению и познанию, личностные качества);

    • метапредметные (умение учиться);

    • предметные умения.

Смысл школьного образования,  исходя из ФГОС  второго поколения,  понимается так: школа должна давать знания, но она  также должна формировать личность гражданина страны, который обеспечит её дальнейшее развитие.  

В 2015-2016 у.г., являясь классным руководителем в 5 классе, воспитательную работу по гражданско-патриотическому направлению и нравственно-этическому воспитанию планировала (в том числе и на перспективу), проводила на основе базовых национальных ценностей российского общества: патриотизм, социальная солидарность, гражданственность, семья, труд и творчество, наука, традиционные религии России, искусство, природа, человечество.

Одни из направлений:

- обеспечение воспитания нравственного, творческого, компетентного гражданина России, принимающего судьбу Отечества как свою личную, осознающего ответственность за настоящее и будущее своей страны,

- саморазвития и самореализации обучающихся в процессе их участия в общественной жизни, в решении общественно значимых задач,

- сохранение и укрепление физического, психологического и социального здоровья обучающихся на ступени основного общего образования как одной из ценностных составляющих личности обучающегося;

- формирование уважительного и ответственного отношения к  семье; экологического мышления, культуры и поведения обучающихся;

- формирование отношения к службе в Вооруженных Силах Российской Федерации как почётной обязанности гражданина России.

В классе обучаются и дети с ограниченными возможностями здоровья. Ребятам в будущем сложно адаптироваться в новой обстановке, затем пойти в какое-либо учебное заведение, найти работу, да и просто выйти в самостоятельную жизнь. Поэтому школа несёт большую ответственность за обучение, а самое главное за воспитание таких детей. Их необходимо поддерживать, направлять, давать возможность проявлять свои лучшие качества. Это возможно путём вовлечения их в активную внеурочную деятельность.

Мною была поставлена цель: содействие интеллектуальному, духовно-нравственному, социальному и физическому развитию обучающихся, создание условий для приобретения обучающимися с ОВЗ позитивного социального опыта в образовательном учреждении и за его пределами, проявления инициативы, самостоятельности, ответственности, применения полученных знаний и умений в реальных жизненных ситуациях.

Участие детей с ОВЗ во внеурочной деятельности положительно влияет на развитие и формирование универсальных учебных действий (УУД). Прежде всего, это касается таких УУД как коммуникативные и регулятивные. Поэтому работа была направлена на развитие индивидуальности, личной культуры, коммуникативных способностей, формирование социальной компетенции, адаптацию в обществе.

Так как сегодня обучение это не просто передача знаний от педагога к обучающемуся, а прежде всего - создание условий, при которых становится возможным самостоятельный поиск знаний самими обучающимися, их продуктивное и активное творчество, то библиотека становится центром  такого творчества, а также местом реализации  индивидуальных способностей учеников и лабораторией для инновационного развития педагогов. 

Таким образом, взаимодействие учителя и библиотекаря было направлено на то, чтобы:

- развивать и обучать школьников, улучшать их успеваемость;

- прививать информационные навыки и информационные знания;

- развивать в обучающихся любознательность и воспитывать в них способность к критическому и творческому использованию информации;

- привлекать к чтению;

- внедрять в программу библиотечных уроков информационные технологии;

– формирование у обучающихся активной и ответственной гражданской позиции, готовности к духовно-нравственному развитию, способности действовать на благо Отечества;

– приобретение обучающимися опыта нравственной, творческой социальной деятельности;

– социализацию обучающихся средствами учебно-воспитательной, познавательной деятельности, формирование ответственности, самостоятельности и готовности обучающихся к принятию решений;

- формирование у обучающихся основ культуры и индивидуального поведения, ценностей деловой этики;

- формирование осознанного отношения к выработке собственного уклада здорового образа жизни, включающего: ценность и взаимозависимость физического, психологического, социального здоровья и экологического состояния окружающей его среды, оптимальное сочетание труда и отдыха, режим дня, индивидуальный рацион здорового питания, оптимальный режим двигательной активности;

- формирование способности самостоятельно поддерживать и укреплять своё здоровье через осознание значимости профилактических мероприятий, использование технологий современных оздоровительных систем и навыков личной гигиены.

Основная задача (если не самая главная), стоящая перед современным обществом,- формирование личности. Школа и библиотека отвечают за сохранение и пропаганду нравственных ценностей, за воспитание патриотизма, духовности, за пропаганду здорового образа жизни и, как следствие, через этот комплекс - воспитание толерантного отношения к людям.

Сегодня, как никогда, очевиден социальный запрос российского общества на духовно нравственную, деятельную личность - патриота и гражданина России.

Человек без нравственных устоев оказывается существом самым несчастным и диким”.

(Аристотель)

Одним из приоритетных направлений деятельности современной школы является приобщение подрастающего поколения к миру литературы и искусства.

Лучшие произведения классической и современной литературы служат материалом непосредственного и благотворного влияния на формирование нравственного облика ученика. Литературные образы, облагороженные высокой духовностью, являются примерами для подражания, всесторонне раскрывая нравственно-эстетические гуманистические идеалы.

Воспитательная сила искусства так велика, что опыт героев литературно-художественных произведений часто становится собственным опытом, формирует новый уровень чувств и человеческих отношений. Способность понимать, чувствовать прекрасное является не только критерием, но и показателем уровня развития юного читателя.

Опыт сотрудничества с библиотечной системой говорит о том, что выставки, встречи с писателями, художниками, ветеранами Великой Отечественной войны, организаторами которых являются не только школы, но и библиотеки, позитивно влияют на приобщение детей к чтению, а чтение является одной из основ формирования личности гражданина. Так, например, встречаясь с поэтами – земляками, ребята не просто являются участниками мероприятия, а учатся читать и писать стихи самостоятельно. А это связь между прошлым и настоящим. Особенно данное актуально при реализации рабочей программы по «Литературному краеведению», разработанной мною в соавторстстве с заведующей МУК Библиотека-филиал № 3 г. Рыбинска Смысловой Екатериной Владимировной.

  • В 2015 г. ученица 5 класса приняла участие во Всероссийском творческом конкурсе школьников на лучшее стихотворение (или на лучший сонет). Девочка получила сертификат участника за представленное на конкурс стихотворение «Моя сестрёнка». (Нравственно-этическое воспитание).

  • В 2015 г. 4 ученика (5, 7, 9 кл.) приняли участие во Всероссийском конкурсе сочинений школьников. (Гражданско-патриотическое направление и нравственно-этическое воспитание).

  • В 2017 г. 2 девочки из 6 и 8 кл. (1 с ОВЗ) приняли участие в районном конкурсе детского литературного творчества «Проба пера - 2017». Ученицы отмечены благодарностями и призами за участие. (Гражданско-патриотическое направление и нравственно-этическое воспитание).

  • В 2017 г. 2 девочки из 6 и 8 кл. (1 с ОВЗ) приняли участие во Всероссийском Ежегодном Открытом поэтическом конкурсе «Проба пера». Ждём результатов. (По предварительным данным – стихотворения «Блинчики», «Война» вошли в сборник). (Гражданско-патриотическое направление и нравственно-этическое воспитание).


Таким образом, совместная работа с библиотекой способствует достижению общей цели - формированию общей культуры личности ребёнка, его интеграции в национальную и мировую культуру, самоопределению и достижению социальной компетентности, что и является конечным результатом новых образовательных стандартов, портретом выпускника нового поколения.

2015 – 2017 у.г. – сотрудничество с МУК Библиотекой – филиалом №3 г. Рыбинска (в лице заведующей Екатерины Владимировны Смысловой),

2015 – 2017 у.г. - МУК «Волковской библиотекой» (в лице заведующей Ирины Павловны Пановой).


Для обучающихся 5, 7, 9 классов на базе учреждений проводились воспитательные мероприятия, согласно совместно составленному плану, отвечающим целям и задачам методической темы, над которой работает учитель, воспитательной работы классного руководителя и учреждений МУК.


№ п/п

Название мероприятия

Тема мероприятия

Дата проведения мероприятия

Место проведения

Цели, задачи, результат


1

Воспитательное мероприятие. Урок мужества. Конкурс чтецов.

«Разгром советскими войсками немецко-фашистских войск в Сталининградской битве» (1943). (К дню воинской славы России).

02.02.2016.

МУК Библиотека-филиал № 3 г. Рыбинска (совместно).


Воспитание чувства патриотизма, гордости за свою страну, за соотечественников. Воспитание уважительного отношения к старшему поколению, памятникам войны.

Повысился интерес обучающихся к героическому прошлому Отечества, расширилось представление обучающихся о Сталинградской битве, героизме советского народа. Активизировался творческий потенциал обучающихся. Дети приняли участие в конкурсе чтецов, записались в читальном зале, взяли домой книги для чтения о героическом прошлом Родины.

2

Воспитательное мероприятие.

«Стихи мои – свидетели живые». (К 179-ой годовщина со дня смерти А.С. Пушкина (1837)).

10.02. 2016.

МУК «Волковская библиотека» (совместно).

Воспитание нравственно-эстетического, патриотического чувства. Формирование навыков художественного чтения поэтического произведения.

Углубить знания обучающихся об исторической эпохе, в которой жил и творил А. С. Пушкин.

Дети (в т.ч. и с ОВЗ) задавали вопросы библиотекарю, вели диалог, участвовали в конкурсной программе, посетили книжную выставку, участвовали в конкурсе чтецов.

3

Воспитательное мероприятие. Урок мужества.


«Слава героям». День памяти воинов-десантников 6-ой парашютно-десантной роты 104 полка Псковской дивизии ВДВ, героически погибших в Аргунском ущелье 1 марта 2000 года.

01.03. 2016.

МУК «Волковская библиотека» (совместно).

Формирование у обучающихся патриотического сознания и уважительно отношения к героическому наследию, гражданственности и патриотизма как важнейших духовно-нравственных и социальных ценностей.

Повысился интерес обучающихся к героическому настоящему Родины, сложилось представление о подвиге воинов-десантников (ранее дети этого не знали). В ходе мероприятия обучающиеся (в т.ч. и с ОВЗ) задавали вопросы, обменивались мнениями, восхищались стойкостью, мужеством, отвагой и взаимовыручкой героев нашего столетия.

Дети пришли к выводу: надо выражать свою любовь и уважение к Родине не только на словах, но и посредством поступков. Вспомнили, что впереди праздник Великой Победы: одни ребята взяли в библиотечном фонде стихи для заучивания к традиционному мероприятию для ветеранов-односельчан, а другие попросили «скинуть» материал на флэш-носитель, чтобы показать дома семье.

4

Внеклассное мероприятие.


Литературно - игровая программа «Книжные радости». (Неделя детской и юношеской книги).

25.03. 2016.

МУК Библиотека-филиал № 3 г. Рыбинска (совместно).

Объединение усилий библиотеки, семьи, классного руководителя в формировании у ребёнка потребности в систематическом чтении литературы для развития творческого мышления, познавательных интересов и способностей, успешного освоения учебных программ; возрождение традиций семейного чтения, бережного отношения к книге, слову, умения пользоваться библиотекой.

Дети активно задавали вопросы, вели диалог, участвовали в конкурсной программе, посетили книжную выставку, участвовали в конкурсе чтецов, взяли домой книги, журналы, заинтересовавшие их. У обучающихся 5 кл. (в т.ч. и ОВЗ) значительно вырос интерес к чтению художественной и познавательной литературы.

5

Библиотечный час

«Встреча с интересным человеком». (К Международному дню освобождения узников фашистских концлагерей (к 11.04)).

08.04.2016.

МУК Библиотека-филиал № 3 г. Рыбинска (совместно).


Воспитание патриотических чувств: любить, уважать свой народ, землю, край, Родину. Обучающиеся получили возможность пообщаться с Владимиром Григорьевичем Малёванцем - учёным, поэтом. Тем самым, познакомились с литературным наследием рыбинского поэта. Узнали много интересного из истории малой и большой родины, окунулись в достоверные факты трагического военного времени. Дети активно задавали вопросы, вели диалог. Наш земляк рассказал о том, как писал свою книгу «Нас никому не победить», которая является уникальной, поделился мыслями о своих задумках.

В знак благодарности В.Г. Малёванцу за стойкость, мужество, проявленные в годы войны, проделанную работу в послевоенное время, за познавательную беседу ребята (в т.ч. и с ОВЗ) прочитали наизусть стихи поэта, вручили цветы. Мероприятие закончилось чаепитием за одним столом с выдающимся земляком.

6

Библиотечный час.

Всемирный день книги и защиты авторского права (к 23.04.)

22.04.2016.

МУК «Волковская библиотека» (совместно).

Объединение усилий библиотеки, семьи, классного руководителя в формировании у

ребёнка потребности в чтении.

Привлечение внимания к книгам как к источникам получения знаний, средствам выражения и коммуникации, которые остаются основой активного образования и критического мышления.

Раскрытие творческого потенциала школьников через совместную читательскую деятельность.

Обучающиеся индивидуально, некоторые дети (в т.ч и с ОВЗ), работая в паре, оформили небольшой рассказ по прочитанной книге, включили в него главных героев произведения, указали, где происходят события, поделились мнениями: кто автор произведения, чем его заинтересовала книга. Труды детей были оформлены в виде сборника авторских работ.

7

Воспитательное мероприятие


«Книга – окно в мир». (К Общероссийскому Дню библиотек).


27.05.2016.

МУК «Волковская библиотека» (совместно).

Развитие познавательных, творческих интересов с учётом возрастных и психологических особенностей ребёнка.

Формирование умения воспринимать и понимать произведение литературы. Развитие творческих способностей.

Обучающиеся (в т.ч и с ОВЗ) с удовольствием знакомились с книжными новинками художественной литературы, периодическими изданиями, самостоятельно пользовались библиотечным фондом, активно участвовали в конкурсной программе.

У детей повысился интерес к художественной литературе и искусству. Ребята, работая в команде, выразили своё отношение к проведённому мероприятию через рисунок и синквейн.

8

Воспитательное мероприятие


Конкурс чтецов «Читая Распутина – постигаешь Россию». (К 80 - летию со дня рождения В.Г. Распутина (1937)).

17.03.2017.

МУК «Волковская библиотека» (совместно).

I часть мероприятия была затронута на уроке литературы в 6 кл. при изучении рассказа В.Г. Распутина «Уроки французского». («Живи в согласии со своей совестью». (Час знакомства с жизнью и творчеством В. Г. Распутина)).

Знакомство с фактами из биографии писателя, с героями рассказа «Уроки французского», судьба которых зависела от трудностей послевоенного времени.

Приобщение обучающихся к искусству слова.

Показать духовные ценности и нравственные законы, по которым живут герои рассказа; способствовать формированию этических норм взаимоотношений обучающихся.

Никто из ребят не остался равнодушным к судьбе героев.

Обучающиеся (в т.ч. и с ОВЗ) активно делились своими впечатлениями друг с другом и учителем, сравнивали взаимоотношения людей, их поступки с теми, которые нам, к сожалению, приходится наблюдать в реальной жизни.

Ребята 6 кл. (1 - ОВЗ) подготовили сценку: разговор Лидии Михайловны с 11-летним мальчиком. Своё театральное мастерство дети реализовали в МУК «Волковской библиотеке» во время организованного для них воспитательного мероприятия.

В ходе викторины все обучающиеся, работая в командах, активно показывали свои знания по изученному рассказу.


Вывод: У обучающихся (в т.ч. с ОВЗ) вырос интерес к работе в команде, успеваемость по учебным предметам «Русский язык», «Литература» улучшилась. Обучающиеся научились сравнивать, анализировать, выделять сходство и различие понятий, работать по словесной и письменной инструкциям, алгоритму; приобрели умение – планировать деятельность; стали проявлять инициативность, самостоятельно принимать решения, стремятся доводить начатое дело до конца, преодолевая трудности.

У ребят заметно расширился интерес в выборе литературных произведений, развились коммуникативные навыки, эмоциональный отклик, обогатился словарный запас. Дети стали шире использовать литературные тексты в самостоятельной игровой деятельности, а также - самостоятельно осуществляют отбор произведений, необходимых для участия в конкурсах художественного слова различных уровней.