СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

СОВРЕМЕННАЯ ЛИТЕРАТУРА В КРУГЕ ЧТЕНИЯ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ (Материалы для учителя)

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Настоящие методические материалы позволят учителю-словеснику сориентироваться в современной (русской и зарубежной) художественной литературе для детей и подростков, в тематике и проблематике новейших произведений, предназначенных для изучения учащимися 5-11-х классов в рамках урочной и внеурочной деятельности.

Просмотр содержимого документа
«СОВРЕМЕННАЯ ЛИТЕРАТУРА В КРУГЕ ЧТЕНИЯ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ (Материалы для учителя)»


И.А. Шушпанникова








СОВРЕМЕННАЯ ЛИТЕРАТУРА В КРУГЕ ЧТЕНИЯ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ



Материалы для учителя













Тамбов

2021


СОДЕРЖАНИЕ


Предисловие . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

3

Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

5

Рекомендуемый список современных художественных произведений для учащихся 5-11-х классов . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .


7

Универсальная схема урока внеклассного чтения по новейшим произведениям детской литературы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .


10

Рекомендуемые формы организации внеурочной деятельности по изучению современной литературы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .


12

Конспект урока внеклассного чтения на тему: «Жизнь», «смерть», «вера» и «Бог» в романе Э.-Э. Шмитта «Оскар и Розовая Дама» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .


15

Конспект внеклассного мероприятия в форме семинара «Художественный мир романа Мариам Петросян «Дом, в котором…» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .


23

Самостоятельная работа учащихся. Темы сообщений, докладов, мультимедийных презентаций и творческих работ в жанре эссе . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .


29

Литературоведческие словари и справочники в помощь учащемуся . . . . . . . . . . . .

31

Литература для подготовки к занятиям по творчеству современных писателей. . .

32












ПРЕДИСЛОВИЕ

Настоящие методические материалы позволят учителю-словеснику сориентироваться в современной (русской и зарубежной) художественной литературе для детей и подростков, в тематике и проблематике новейших произведений, предназначенных для изучения учащимися 5-11-х классов в рамках урочной и внеурочной деятельности.

В издании предложены тематический список новейших произведений русской и зарубежной литературы, рекомендованных для чтения, перечень форм внеурочной деятельности по литературе, универсальные рекомендации для проведения уроков по отдельным произведениям, примеры конспектов урока внеклассного чтения1 и занятия по внеурочной деятельности2.

Художественные тексты для методических рекомендаций были отобраны в соответствии с возрастом учащихся (10-11 лет – 16-17 лет), доступностью изложения, отсутствием излишней назидательности. В список включены новейшие произведения для детей и подростков, способствующие интеллектуальному развитию учащихся, формированию их нравственных качеств, стимулирующие интерес к чтению и потребность в размышлении о прочитанном.

Основную часть рекомендованных произведений составляют малые и средние эпические формы: рассказы, сказки, повести. В качестве дополнения список содержит перечень произведений современных уральских писателей, лауреатов престижных премий по детской литературе Т.В. Михеевой и С.А. Лавровой.

Все произведения, рекомендуемые для чтения, распределены по тематическим группам:

  1. «Национальная история и культура, тема войны, репрессий и памяти» (6 произведений).

  2. «Взаимоотношения детей и родителей, подростков и взрослых, трудное детство, сиротство и адаптация в чужой семье» (6 произведений).

  3. «Взаимоотношения со сверстниками, детские и школьные впечатления (в том числе – в жанре юношеского фэнтези), постижение мира и самоопределение» (6 произведений).

  4. «Первая любовь, дружба, мечты и разочарования» (6 произведений).

  5. Произведения современных уральских писателей (6 произведений).

  6. «Произведения современной зарубежной литературы» (11 произведений).




















ВВЕДЕНИЕ

Начало XXI века ознаменовалось увеличением количества детской и подростковой литературы, появлением целого ряда произведений для возрастных групп, включающих детей и подростков 10-11 лет – 16-17 лет. Нередко произведения современных авторов, ориентированных на эту особую категорию читателей, остаются за пределами внимания целевой аудитории (и вследствие многообразия этих произведений, и вследствие недоверия учителей и родителей по отношению к ним), что существенно обедняет круг чтения детей разного возраста.

Современные писатели часто обращаются к традиционным жанровым формам («школьная повесть», «рассказы о детстве», «фантастическая повесть»), но, как правило, наполняют их, исходя из современной социокультурной и литературно-эстетической ситуации, новым содержанием, транслируют новые представления о мире и человеке. Возникают и новые жанры: «детский детектив», «роман-квест», «сентиментальная повесть для девочек» и т.д.

Русская и зарубежная литература двух первых десятилетий XXI века, как и литература классическая, заставляет читающего задуматься об окружающем мире и месте человека в нём, о прошлом и настоящем, о будущем, о личном выборе и ответственности за него, о любви и дружбе. Однако современные художественные произведения часто лишены прямой дидактичности, морализаторства, в них не всегда очевидна нравственно-этическая позиция писателя: нередко право выбора и оценки изображаемого остаётся за самим читателем. Разрушается категория «всезнающего» автора, которая, была чрезвычайно важна, например, в литературе XIX века.

Современные писатели, создающие произведения для детей и подростков, размышляют и о том, каковы условия адаптации ребёнка к реалиям современной жизни, к несправедливому, циничному миру взрослых, из чего проистекают проблемы межличностного общения (Е.В. Мурашова. «Класс коррекции», «Гвардия тревоги»; М.С. Петросян. «Дом, в котором…»; Д.Р. Сабитова. «Сказки про Марту», «Где нет зимы»; Т.В. Михеева. «Лёгкие горы», «Островитяне» и др.).

Чрезвычайно волнует современных писателей проблема связи поколений, времён (А.В. Жвалевский, Е.Б. Пастернак. «Время всегда хорошее»; И. Краева. «Баба Яга пишет» и др.).

По-прежнему актуальной остаётся тема национальной памяти, национальной истории (С.А. Лаврова. «Сказания земли Уральской»; Т.Ш. Крюкова «Призрак Сети»; Е.А. Ельчин. «Сталинский нос»; О.К. Громова. «Сахарный ребенок»; Э.Н. Веркин. «Облачный полк» и др.).

Подростки всегда нуждаются в произведениях, главными героями которых являются их сверстники, познающие добро и зло, воспитывающие в себе стойкость, порядочность, милосердие. О непростом пути самоопределения, становления детской личности пишут Ю.А. Лавряшина («Догхантер»), Е.А. Каретникова («Волшебные туфли»), Н.Н. Евдокимова («Лето пахнет солью»), Н.С. Дашевская («День числа Пи»), Ю.С. Симбирская («Здравствуй, Таня!») и др.
















РЕКОМЕНДУЕМЫЙ СПИСОК

СОВРЕМЕННЫХ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ

ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 5-11-х КЛАССОВ


ПРОИЗВЕДЕНИЯ СОВРЕМЕННОЙ РОССИЙСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Национальная история и культура, тема войны, репрессий и памяти

  • М. Ботева. «Сад имени Т.С.».

  • Э. Веркин. «Облачный полк».

  • О. Громова. «Сахарный ребёнок».

  • Е. Ельчин. «Сталинский нос».

  • Т. Крюкова. «Призрак Сети».

  • М. Мартиросова. «Фотографии на память».


Взаимоотношения детей и родителей, подростков и взрослых, трудное детство, сиротство и адаптация в чужой семье

  • А. Жвалевский, Е. Пастернак. «Время всегда хорошее».

  • И. Краева. «Баба Яга пишет».

  • Т. Михеева. «Лёгкие горы».

  • Е. Мурашова. «Класс коррекции».

  • М. Петросян. «Дом, в котором…».3

  • Д. Сабитова. «Три твоих имени».


Взаимоотношения со сверстниками, детские и школьные впечатления (в том числе – в жанре юношеского фэнтези), постижение мира и самоопределение

  • Д. Вильке. «Шутовской колпак».

  • Н. Дашевская. «День числа Пи».

  • А. Коростелёва. «Школа в Кармартене».

  • Ю. Лавряшина. «Догхантер».

  • А. Олейников. «Велькино детство».

  • О. Раин. «Отроки до потопа».


Первая любовь, дружба, мечты и разочарования

  • Е. Басова. «Танец ветра сирокко».

  • Е. Габова. «Никто не видел Рыжего».

  • Н. Евдокимова. «Лето пахнет солью».

  • Е. Перлова. «Дай мне руку».

  • Н. Пономарёв. «Точка бифуркации».

  • Ю. Симбирская. «Здравствуй, Таня!»


В дополнение можно порекомендовать учащимся более обстоятельно познакомиться с творчеством современных уральских писателей (на примере творчества Светланы Лавровой и Тамары Михеевой):

  • С. Лаврова. «Сказания земли Уральской», «Собака Фрося и её люди».

  • Т. Михеева. «Островитяне», «Тай», «Летательные конфеты», «Мой дедушка – Дед Мороз».


ПРОИЗВЕДЕНИЯ СОВРЕМЕННОЙ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  • Дж. Бойн. «Мальчик в полосатой пижаме».

  • М. Глейзер. «Книжные странники».

  • Дж. Грин. «Бумажные города».

  • М. Зузак. «Книжный вор».

  • К. Мори. «Матье Идальф. Первое испытание».

  • Г. Мёбс. «В школу! – кричат бабушка и Фридер».

  • А. Нанетти. «Мой дедушка был вишней».

  • Д. Сеттерфилд. «Беллмен и Блэк, или Незнакомец в чёрном».

  • У. Старк. «Пусть танцуют белые медведи».

  • К. Функе. «Чернильное сердце».

  • Э.-Э. Шмитт. «Оскар и Розовая Дама».

























УНИВЕРСАЛЬНАЯ СХЕМА УРОКА ВНЕКЛАССНОГО ЧТЕНИЯ

ПО НОВЕЙШИМ ПРОИЗВЕДЕНИЯМ ДЕТСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

(содержание может варьироваться в зависимости

от уровня подготовки класса)



Ведущие образовательные цели урока:

- преодоление разрыва между классической и современной литературой;

- знакомство с творчеством современных писателей.

Развивающие цели:

- пробуждение интереса к чтению;

- формирование коммуникативных навыков;

- развитие эмоциональной отзывчивости;

- развитие способности ориентироваться в современном литературном процессе.

Воспитательные цели:

- формирование нравственных качеств личности;

- воспитание толерантности и уважения к окружающим.

Актуализация знаний:

- уделить особое внимание связи новейших произведений с произведениями, включенными в школьную программу;

- рассмотреть произведения современных авторов в связи с произведениями, изучаемыми в рамках учебного процесса; обозначить сходство тем, идей, проблем, а также способов их воплощения в текстах разных эпох.

Ключевая составляющая урока:

- яркое, интересное название урока и эпиграф, которые «обыгрываются» в процессе обсуждения произведения или творчества автора.

Рекомендованный ход урока:

- краткое слово учителя / компьютерная презентация, подготовленная учениками под руководством учителя / сообщение учащегося;

Если с книгой самостоятельно ознакомилась большая часть учащихся:

- свободный рассказ о прочитанном или фрагментарное чтение произведения / сообщения учащихся об отдельных героях, эпизодах;

- рассмотрение тематики, проблематики, сюжетных линий, композиции произведения;

- проведение аналогии с классическими произведениями / анализ новаторства и традиций / сопоставительный анализ нескольких произведений.

Если с книгой ознакомилась меньшая часть классного коллектива:

- выразительное чтение эпизодов / словесное рисование / беседа по содержанию прочитанных фрагментов;

- анализ избранных фрагментов произведения для мотивации учащихся к прочтению полного текста.


- выполнение творческих заданий: иллюстрирование произведения или его фрагмента, написание письма герою, составление отзыва на книгу, написание эссе, рецензии, создание афиши к пьесе, подготовка презентации, просмотр фильма, подбор эпиграфов к произведению и др.;

- формулирование выводов урока самими учащимися.












РЕКОМЕНДУЕМЫЕ ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ

ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

по изучению современной литературы


Из многочисленных традиционных видов и форм внеурочной работы по изучению современной литературы наиболее целесообразными и эффективными представляются:

  • 5 класс: выставка (книг, репродукций), экскурсия, викторина, турнир типа литературного КВН, инсценировки;

  • 6 класс: составление аннотаций книг, обсуждение кинофильмов, выставок; воображаемые путешествия; сочинение стихотворений, написание эссе;

  • 7 класс: реферирование, читательская конференция, литературные кружки;

  • 8-9 класс: семинар, лекция, диспут, создание школьных музеев, оформление кабинетов, олимпиада, литературная гостиная, написание рецензий, сценариев.

См. подробнее: Методика преподавания литературы: В 2 ч. Ч. 2. / под ред. О.Ю. Богдановой, В.Г. Маранцмана. М.: Просвещение, ВЛАДОС, 1994.


В качестве наиболее эффективных современных форм внеклассной работы в 10-11 классах можно использовать:

Дебаты4 – одна из форм дискуссии, обмен мнениями и идеями. Предполагает определенный порядок и четкую цель. Каждая команда учащихся должна доказать свои суждения и попытаться опровергнуть чужие.

Диспут – публичный спор, столкновение противоположных точек зрения. От учащихся требуется ясное понимание обсуждаемого вопроса. В качестве предмета диспута может выступать проблема, положенная в основу какого-либо произведения и вызывающая в литературе определенные разногласия.

Инсценирование – подготовка литературного произведения (чаще всего эпического) к постановке на сцене (создание реплик, ремарок и т.п.). Данная форма работы может использоваться после изучения и обсуждения (в т.ч. драматических) произведений.

Круглый стол – обсуждение учащимися проблем, связанных с художественным произведением или литературным процессом. Формулирование и аргументирование разных точек зрения, выявление противоречий и поиск путей решения поставленной проблемы.

Пресс-конференция – инсценирование учащимися публичной встречи авторов (или героев) художественных произведений с читателями, журналистами и т.д. Группа учеников, играющих роль представителей СМИ, готовит вопросы (о биографии писателя, творчестве, литературном произведении или о каком-либо герое, художественном приеме и т.п.) учащимся, которые представляют на данной пресс-конференции приглашенных писателей, экспертов, критиков и отвечают на поставленные вопросы. Такая форма работы требует тщательной подготовки всего коллектива.

Семинар – самостоятельная подготовка и обсуждение учащимися сообщений, докладов, выступлений на заданную тему. Семинар может включать обсуждение как конкретного произведения или его проблематики, композиции и т.д., так и круга произведений одного или нескольких авторов. Для данной формы работы требуется серьезная подготовка каждого учащегося (исследование соответствующей литературы, подготовка сообщения, формулирование выводов).

Читательская конференция – коллективное обсуждение произведения, оценка книги читательской аудиторией, формирование коллективного мнения. В ходе конференции может рассматриваться как одно произведение, так и ряд произведений, объединенных темой или принадлежащих одному автору. Большой популярностью пользуется читательская конференция с привлечением автора (-ов) произведения (-ий).

См. подробнее:

1) Абушаева Р.Р. Семинар как активная форма преподавания литературы [Электронный ресурс] // Портал педагога. URL: https://portalpedagoga.ru/servisy/publik/publ?id=25966

2) Жукова И.В. Пресс-конференция на уроке литературы (из опыта работы учителя-словесника) // Реализация ФГОС: опыт, проблемы, перспективы. Форум гуманитарных дисциплин : материалы Межрегиональной научно-практической конференции. Иваново, 2017. С. 18-20.

3) Заречнова Е.А. Технология проведения диспутов и конференций в школе : монография / авт.-сост. Е. А. Заречнова, В. О. Бушуева. Пятигорск, 2005. 34 с.



















Конспект урока внеклассного чтения на тему:

«ЖИЗНЬ», «СМЕРТЬ», «ВЕРА» И «БОГ» В РОМАНЕ

Э.-Э. ШМИТТА «ОСКАР И РОЗОВАЯ ДАМА»

(10-11 класс)



Эпиграф к уроку:

«Самые интересные вопросы остаются вопросами. В них содержится тайна. К каждому ответу следует всегда добавлять «возможно». Только малозначительные вопросы имеют окончательные ответы».

Термины и понятия урока:

Философия – это форма познания мира, система взглядов, направленная на изучение основ человеческого бытия, изучение отношения человека к обществу, природе, духовной жизни. Философия опирается на логику и возможности познавательной деятельности.

Вечные философские вопросы – это вопросы, над которыми в тот или иной период жизни задумывался любой человек (в чем смысл жизни? что такое душа?). Несмотря на то, что подобные вопросы не имеют исчерпывающих, верных ответов, на протяжении всей жизни человечества философы находятся в поиске решения вечных философских проблем.

Незримое – невидимое, скрытое от человеческих глаз.

Духовный – относящийся к духу: сознанию, мышлению, внутренней силе человека (духовный мир человека, духовные ценности).

Религия – система норм, идеалов, правил поведения; мировоззрение, опирающееся на веру в кого-л. (например, в Бога, богов) или что-л. сверхъестественное (незримое). В основе религии лежит акт божественного творчества, позволяющий ответить на вечные вопросы: как появилась жизнь, что ждет человека после смерти и т.п.

Христианство – одна из мировых религий, основанная на вере в Бога-Отца, Бога-Сына, Бога-Духа Святого и объединяющая православие, католицизм, протестантизм и др. течения. Ценности христианства основаны на милосердии, любви, смирении, на идее Спасения и избавления.

Бытие – философская категория, основа существования мира в целом и отдельного человека.

Слово учителя:

Эрик-Эмманюэль Шмитт (р. 1960) – французский драматург, сценарист, романист и эссеист, доктор философских наук. Первый успех писателю принесли пьесы «Валонская ночь» (1991) и «Посетитель» (1993). В 1994 г. Шмитт был награжден Мольеровской премией и назван «лучшим драматургом». Известность получил роман Э.-Э. Шмитта «Евангелие от Пилата», созданный в 2000 г.

Существенное влияние на произведения писателя оказали философия и стремление к осмыслению мира, поиск ответов на вечные вопросы человеческого бытия. Особое место в творчестве Шмитта занимает «Цикл о незримом», включающий четыре произведения, объединенных темой религии: «Миларепа» (1997), «Месье Ибрагим и цветы Корана» (2001), «Оскар и Розовая Дама» (2002), «Дети Ноя» (2004). Произведения цикла не имеют четкой жанровой принадлежности, но автор называет небольшие по объему тексты «романами».

«Оскар и Розовая Дама» (2002) – по определению самого автора, «роман», написанный в форме писем главного героя Оскара к Богу. Смертельно больной мальчик в больнице учится ярко проживать десять лет за один день, учится верить, любить, учится жить с болезнью и с осознанием скорой смерти. Десятилетний Оскар становится намного мудрее большинства взрослых благодаря влиянию Розовой Дамы («Розовой мамы»).

Вместе со своим отцом – чемпионом Франции по боксу, физиотерапевтом и массажистом – юный Э.-Э. Шмитт часто посещал детские больницы, в которых знакомился со смертельно больными маленькими пациентами. Будущий писатель осознавал, что такие дети обречены проживать последние дни своей жизни в пространстве больницы, в страхе одиночества и смерти. Детские впечатления Шмитта нашли отражение в произведении «Оскар и Розовая Дама».

Актуализация знаний, связь с классической русской литературой:

Можно ли верить в существования Бога, если он допускает страдания, болезни и смерти невинных детей? Сравните отношение к данному вопросу героя Ф.М. Достоевского, Ивана Карамазова («Братья Карамазовы». Книга пятая. Глава «IV. Бунт»), и героини Э.-Э. Шмитта, Розовой Дамы (см.: «Болезнь [детей] – это как смерть. Данность. Не наказание»; «Надо различать мучения физические и мучения моральные. И если физические страдания мы испытываем, то страдания моральные мы сами себе выбираем» [Шмитт 2004]).

Беседа:

«Жизнь», «Смерть», «Вера», «Бог» - главные слова, значение которых хочет узнать Оскар. Есть ли однозначное толкование этих понятий, где его найти?

Ученикам рекомендуется обратиться к любому философскому словарю (например, «Новейшему философскому словарю» под ред. А.А. Грицанова) и найти значение обозначенных слов. Учителю требуется акцентировать внимание на том, что однозначное толкование подобных понятий невозможно.

Учащимся предлагается самостоятельно сформулировать значение философских терминов и подумать о том, что значит для каждого из них «жизнь», «смерть», «вера» и «Бог».

Сообщения учащихся на темы:

«Значение образа Розовой Дамы в произведении Э.-Э. Шмитта» (кто такая Розовая Дама («мама»)? сколько ей лет? что мы знаем о биографии женщины? все ли истории, рассказанные Розовой Дамой, правдивы? как женщина повлияла на жизнь Оскара? как Оскар повлиял на Розовую Даму?);

«Значение имен и прозвищ героев Э.-Э. Шмитта» (Лысый/Яичная Башка, Розовая Дама, Копченое сало/Бекон, Эйнштейн, Попкорн, Пегги Блю, Китаянка).

Беседа по содержанию произведения:

Почему Оскар решает писать Богу письма? Кто и почему советует мальчику это делать?

(Розовая Дама советует Оскару обратиться к Господу, чтобы мальчик перестал чувствовать одиночество и обрел внутреннюю поддержку и силу, поведал кому-то мысли, которые его тяготят и «разлагают изнутри».)

Верит ли Оскар в Деда Мороза и осознает ли его отличие от Бога? Как Розовая Дама объясняет мальчику разницу между Богом, который существует тогда, когда в него верят, и придуманным Дедом Морозом?

(«Господь – не Дед Мороз. Ты можешь попросить [у него] только вещи духовные. Попросить мужества, терпения, просветления» [Шмитт 2004].)

Какие желания Оскар загадывает Богу? Осуществляются ли они и каким образом?

Почему Оскар считает своих родителей трусами?

(Взрослые оказываются слабее ребенка и не могут справиться со своими переживаниями. Родители Оскара, зная, что их сын обречен, боятся смотреть ребенку в глаза.

«И тогда я понял, что мои родители – жалкие трусы. И что еще хуже: они и меня держат за труса!» [Шмитт 2004]).

Почему Розовая Дама ежедневно посещает Оскара с 19 по 31 декабря? Каково значение легенды о двенадцати пророческих днях?

(Один день жизни равен десяти годам, благодаря чему за короткий срок можно прожить насыщенную событиями жизнь, осмыслить свое существование, примириться со смертью.)

Какой подарок Оскар сделал Богу на «день рождения» (в Рождество)?

Какой подарок преподносит Оскару Розовая Дама? В чем его смысл?

(«Это растение из Сахары, которое всю свою жизнь проживает в один-единственный день» [Шмитт 2004.])

Каким образом Бог «является» Оскару?

(«Ты же пытался устроить рассвет. Тебе было трудно, но ты настаивал. Небо бледнело. Ты вдувал в воздух белое, серое, голубое, заталкивал ночь, возвращал мир к жизни. И не прекращал ни на минуту…» [Шмитт 2004])

С какими словами Оскар решает обратиться к своему лечащему врачу и почему?

(Оскар видит, как тяжело доктору Дюссельдорфу, который винит себя в том, что не может помочь ребенку побороть болезнь. «Вы не Бог-отец. Не вы управляете природой. Вы только ремонтируете. Отрешитесь, умерьте напряжение, не берите на себя больше, чем можете взять…» [Шмитт 2004])

Какими событиями были наполнены последние двенадцать дней жизни Оскара?

Вопросы для рассуждения:

Меняется ли отношение Оскара к Богу и почему? Как помогает мальчику вера в Бога?

(Мальчик обретает веру, которая помогает ему постичь смысл всего сущего и познать Бога, который определяет бытие человека.

О значении веры говорит Розовая Дама:

«Люди боятся умирать, потому что им внушает страх неизвестность. Но что такое неизвестность? Предлагаю тебе, Оскар, заменить страх доверием.

Вглядись в лицо Бога на кресте: он испытывает муки физические, но не моральные, потому что верит. И сразу гвозди уже не так ужасны. Вот преимущества веры. Я хотела тебе их продемонстрировать» [Шмитт 2004].)

Что такое «Бог» для героев произведения Э.-Э. Шмитта?

(«У него есть свое особый способ навещать людей. Он навестит тебя в мыслях в твоём сознании»;

«Каждый раз, когда ты в него поверишь, он станет существовать чуть больше. А если будешь верить упорно, он заживет в полную силу. И тогда сделает тебе добро»;

«И тогда я угадал, что ты пришел. Было утро. Я был один на Земле. Было так рано, что птицы еще спали… Ты же пытался устроить рассвет. Тебе было трудно, но ты настаивал. И тогда я понял разницу между тобой и нами: ты парень неутомимый! Ты не устаешь. Всегда за работой! И вот вам день! И вот вам ночь! А вот Пегги Блю! А вот Оскар! И Розовая мама! Какое здоровье! Я понял, что ты здесь. Что ты раскрыл мне свой секрет: смотри всегда на мир так, будто это в первый раз» [Шмитт 2004].)

Как Оскар понимает «жизнь» после знакомства с Богом?

(«Единственное решение у жизни – это жить»;

«Жизнь – странный дар. Вначале мы его переоцениваем: думаем, что получили в вечное пользование. Затем недооцениваем, находя жизнь слишком короткой и несовершенной, и чуть ли не готовы от нее отказаться. Наконец, осознаем, что это был вовсе не дар, а только кредит. И тогда пытаемся его заслужить» [Шмитт 2004].)

Задания для самостоятельной работы:

Выбрать из текста произведения «Оскар и Розовая Дама» цитаты, которые могли бы послужить эпиграфами к данному уроку, обсуждению.

(Для понимания сути произведения, обсуждения, урока важны следующие мысли автора:

«Мы забываем, что жизнь эфемерна, непрочна, бренна. И притворяемся бессмертными»;

«Люди боятся умирать, потому что им внушает страх неизвестность. Ты не знаешь, что это такое. Значит, все зависит только от тебя»;

«Ни жизнь, ни смерть, ни вера, ни Бог – не болезни»;

«Чем ты старше, тем лучше должен быть твой вкус, чтобы оценить жизнь»;

«Смотри всегда на мир так, будто это в первый раз» [Шмитт 2004].)


Подведение итогов:

После обсуждения произведения Э.-Э. Шмитта учащимся предлагается вновь поразмышлять над значением вечных философских вопросов, связанных с пониманием «жизни», «смерти», «веры» и «Бога».

Какое бы толкование учащиеся дали четырем обозначенным выше понятиям, если бы они были героями «романа» «Оскар и Розовая Дама»?

(Жизнь – это мимолетное мгновение, вкус которого нужно оценить по достоинству.

Смерть – это неизвестность.

Вера – это то, что пробуждает жизнь и помогает преодолеть любые трудности.

Бог – это то, что существует только тогда, когда в него веришь. Бог – это надежда, добро, сила, поддержка. Бог – это все бытие человека (внешнее и внутреннее)).

Выводы урока (формулируют учащиеся):

На примере жизни Оскара Э.-Э. Шмитт показывает, что можно прожить полноценную жизнь даже за десять дней, если научиться верить во что-либо.

Человеку необходимо как можно раньше начать размышлять над тем, что такое жизнь, любовь, дружба, вера, как сделал маленький герой, показавший пример и заставивший задуматься о быстротечности жизни.

Нужно ценить каждое мгновение своей и чужой жизни, быть отзывчивым к окружающим.

Вера в Бога (каждый видит его по-разному) и общение с ним (в письмах) помогают герою Шмитта преодолеть страх одиночества и смерти, наполняют последние дни мальчика смыслом, делают ребенка мудрее, чем многие взрослые.

Оскар умер, но прожил замечательные дни, равные целой жизни, цену которой он понимал, как никто другой.

Оскар наполняет смыслом не только свою жизнь, но и жизнь Розовой Дамы. «Он помог мне верить в тебя, – обращается женщина к Богу. – Я полна любви, она сжигает меня, он [Оскар] столько дал мне, что этого хватит на многие годы вперед.

Домашнее задание:

Напишите письмо Богу подобно тому, как это сделал Оскар. О чём бы вы поведали Богу и почему? О чём бы попросили его?


Литература:

Шмитт, Э.-Э. Оскар и Розовая Дама / пер. И. Мягковой // Театр. 2004. №3. URL: http://lib.ru/INPROZ/SHMITT_E/oskar.txt.

Новейший философский словарь / гл. науч. ред. и сост. А.А. Грицанов. Минск, 1999.




















Конспект внеклассного мероприятия в форме семинара

ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ МИР РОМАНА МАРИАМ ПЕТРОСЯН

«ДОМ, В КОТОРОМ…»

(10-11 класс)

Сведения об авторе:

Мариам Сергеевна Петросян (род. 1969) – армянская писательница, художница. Язык художественных произведений автора – русский.

В 1988 г. Петросян окончила художественное училище, писательскому мастерству намеренно не обучалась. Дебютное произведение Мариам Петросян – роман «Дом, в котором…» (первоначальное название: «Дом, который…»), опубликованный в 2009 г. Писательница заявляла, что «Дом» является первым и последним созданным ею произведением, но в 2014 г. издается еще одна книга М. Петросян – «Сказка про собаку, которая умела летать».

«Дом, в котором…» является уникальным произведением современной русской литературы. Роман создавался в период с 1991 по 2009 г. и первоначально представлял собой небольшие истории о мальчике, попавшем в новое окружение. Замысел произведения и образы героев возникли в воображении писательницы задолго до начала работы над романом.

«Я начала писать о Доме, когда была ровесницей его героев. А рисовала их раньше, чем начала о них писать», – говорит в интервью Мариам Петросян (А. Акминлаус. Жизнь – это боль. Несостоявшееся интервью Мариам Петросян //Литературная Россия. 2010. № 48 от 26 ноября. URL: https://web.archive.org/web/20140915205544/http://www.litrossia.ru/2010/48/05771.html). Анонимная рукопись произведения долгое время передавалась от знакомых писательницы к знакомым знакомых, пока в 2007 г. не попала в руки редактору издательства «Гаятри». В 2009 году роман «Дом, который…» занял третье место в читательском голосовании на сайте Национальной литературной премии «Большая книга» (номинация «Приз зрительских симпатий»).


Семинар

Художественный мир романа М. Петросян «Дом, в котором…»

(отдельные главы)

План:

  1. История создания произведения.

  2. Структура романа.

* Следует обратить внимание на количество частей произведения, специфику глав, особенности повествования; изучить содержание произведения, прочесть первые главы романа, рассмотреть наличие или отсутствие чётко обозначенной композиции, основной сюжетной линии произведения; определить содержание и значение Интермедий.

3. Образы Дома, Расчески, Могильника, Кофейника (см. Книга 1 – Курильщик. Главы: «Некоторые преимущества спортивной обуви»; «Некоторые преимущества спортивной обуви. Дом. Интермедия»; «В Доме»; «О цементе и непостижимых свойствах зеркал. Дом. Интермедия»; «Посещая Клетку. Дом. Интермедия» и др.).

* Следует раскрыть смысл понятий: что называют Домом, Могильником, Кофейником и т.д. герои произведения; где расположены обозначенные объекты; как автор описывает Дом, Могильник и т.д.; какова структура Дома; какие законы действуют в Доме; как устроен Могильник.

4. Образы Наружности, Изнанки, Леса, Ходоков и Прыгунов (см. Книга 1 – Курильщик. Главы: «О цементе и непостижимых свойствах зеркал. Дом. Интермедия»; «В Лесу»; «Посещая Клетку. Дом. Интермедия»; «Сфинкс. Посещая Могильник». Книга 2 – Шакалиный Восьмидневник. Главы «Ральф. Мимолётный взгляд на граффити» и др.).

5. Образ Курильщика (см. Книга 1 – Курильщик. Главы: «Некоторые преимущества спортивной обуви»; «Сфинкс. Посещая Могильник»; «Взаимопонимание белых ворон». Книга 3 – Пустые гнезда. Главы: «Голоса из наружности» и др.).

* Следует обратить внимание,, что Курильщик является рассказчиком основной части произведения; необходимо выявить особенности характера, поведения Курильщика; указать настоящее имя героя; определить значение образа Курильщика в романе; уделить внимание дружбе героя с Черным.

6. Основные группировки («стаи») воспитанников Дома: Фазаны, Птицы, Крысы, Четвертая, Шестая (Псы) (см. Книга 1 – Курильщик. Главы: «Некоторые преимущества спортивной обуви»; «О цементе и непостижимых свойствах зеркал»; «О летучих мышах, драконах и скорлупе василисков». Книга 2 – Шакалиный Восьмидневник. Главы: «Ральф. Мимолётный взгляд на граффити» и др.).

* Следует уделить внимание символике названия «стай»; рассмотреть особенности поведения, внешнего вида воспитанников каждой группы; выявить принцип, на основе которого дети в Доме делятся на «стаи»; рассмотреть иерархию отношений в каждой группе; описать законы, по которым существует то или иное «племя».

7. Образы вожаков «стай»: Джин, Слепой, Сфинкс (Кузнечик), Рыжий (Смерть), Стервятник (Сиамец Рекс), Помпей, Черный (Спортсмен) (см. Книга 1 – Курильщик. Главы: «Некоторые преимущества спортивной обуви»; «Некоторые преимущества спортивной обуви. Дом. Интермедия»; «О цементе и непостижимых свойствах зеркал. Дом. Интермедия»; «О летучих мышах, драконах и скорлупе василисков»; «Посещая Клетку. Дом. Интермедия»; «Взаимопонимание белых ворон». Книга 2 – Шакалиный Восьмидневник. Главы: «Ральф. Мимолетный взгляд на граффити»; «Уличная копоть, осколки» и др.).

* Следует объяснить значение кличек героев (рассмотреть характер, положение в Доме каждого вожака), причину смены прозвищ некоторых героев; объяснить, кто такие «крестные» и почему они дают воспитанникам прозвища; указать, почему и как каждый из названных героев оказался в Доме.

8. Руководство и воспитатели Дома: Акула, Гомер, Шериф, Крестная, Лось, Черный Ральф (см. Книга 1 – Курильщик. Главы: «Некоторые преимущества спортивной обуви»; «Некоторые преимущества спортивной обуви. Дом. Интермедия»; «О летучих мышах, драконах и скорлупе василисков. Дом. Интермедия». Книга 3 – Пустые гнёзда. Главы: «Ральф» и др.).

* Следует охарактеризовать роль воспитателей в Доме, раскрыть характер Акулы и других «взрослых»; объяснить значение кличек героев; отразить взгляды руководства на воспитание детей, отношение каждого воспитателя (в т.ч. директора) к подопечным.

9. Ночь Сказок и Самая Длинная ночь (см. Книга 1 – Курильщик. Главы: «О летучих мышах, драконах и скорлупе василисков». Книга 2 – Шакалиный восьмидневник. Главы: «Самая длинная ночь». Книга 3 – Пустые гнезда. Главы: «Курильщик», «Сказка Лорда. Сказка Рыжей»; «Курильщик. Продолжение»; «ЭПИЛОГ. Сказки другой стороны»).

* Следует отразить характер, периодичность и значение событий; указать, кто из воспитанников рассказывает сказки, какими историями чаще всего делятся дети: выдуманными или правдивыми.

10. Судьба героев романа. Участь Дома (см. Книга 3 – Пустые гнезда. Главы: «Сфинкс»; «Курильщик»; «Курильщик. Продолжение»; «На грани миров»; «Голоса из наружности» и др.).

* Следует проанализировать финал произведения, объяснить специфику развязки, рассказать о судьбах главных героев, о судьбе самого Дома.



Литература:

Быков Д. Порог, за которым. URL: https://ru-bykov.livejournal.com/701078.html

Галина М. Дом, наружность и лес / М. Галина // Новый мир. 2010. № 3. URL: https://magazines.gorky.media/novyi_mi/2010/4/dom-naruzhnost-i-les.html.

Лебедушкина О.П. «Дом, в котором…» Мариам Петросян как «Итоговый Текст» десятилетия // Филологический класс. 2010. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/dom-v-kotorom-mariam-petrosyan-kak-itogovyy-tekst-desyatiletiya.

Рождественская К. «Большая книга»: Мариам Петросян. Дом, в котором… URL: http://www.bigbook.ru/smi/detail.php?ID=8163

Соловьёва Т.В. Дом vs. Наружность. О романе Мариам Петросян «Дом, в котором…» // Вопросы литературы. 2011. №3. URL: https://voplit.ru/article/dom-vs-naruzhnost-o-romane-mariam-petrosyan-dom-v-kotorom/.



Алгоритм проведения семинара:

За месяц до даты проведения семинара рекомендуется: 1) сообщить учащимся тему семинара; 2) ознакомить учащихся с перечнем вопросов для обсуждения (они же представляют собой темы для мини-докладов, сообщений); 3) ознакомить учащихся со списком литературы, которую можно использовать при подготовке.

Каждый ученик должен самостоятельно подготовить сообщение, выбрав в качестве темы один из пунктов плана семинара. Один вопрос может быть подготовлен двумя учащимися.

При подготовке к семинару учащиеся: 1) составляют план своего доклада и выступления; 2) тщательно анализируют те главы романа, которые содержат характеристику вопроса (с помощью учителя); 3) используют рекомендованные источники для дополнения ответа; 4) обращают внимание на противоречивые критические суждения и оценки, продумывают систему собственных аргументов; 5) готовят письменное сообщение для выступления (можно использовать презентацию).

При необходимости учитель консультирует учащихся, обеспечивая методическую поддержку.

* При подготовке к семинару «Художественный мир романа Мариам Петросян «Дом, в котором…» обучающиеся должны обращаться к указанным в скобках избранным главам произведения. Каждый пункт плана сопровожден мини-рекомендациями, которые помогут ученику сформулировать ответ на вопрос.

* Учитель вполне может скорректировать план семинара в соответствии с общим уровнем подготовки учащихся.

Регламент выступления каждого докладчика: не более 7 минут.

Обсуждение: не более 5 минут. На данном этапе может возникнуть дискуссия, в ходе которой ученики получат возможность высказать и аргументировать собственное мнение. Для каждого докладчика можно назначить оппонента, заранее ознакомившегося с текстом сообщения выступающего и подготовившего дискуссионные вопросы.

Заключение: подведение учителем итогов обсуждения, формулирование выводов, оценка работы учащихся.



























САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА УЧАЩИХСЯ

Темы сообщений, докладов, мультимедийных презентаций

и творческих работ в жанре эссе



  1. Великая Отечественная война и судьбы детей (на примере романа Э. Веркина «Облачный полк»).

  2. Время Большого террора в повести Е. Ельчина «Сталинский нос».

  3. Прошлое и настоящее в историческом фэнтези Т. Крюковой «Призрак Сети».

  4. Языковая личность современного подростка (на материале повести А. Жвалевского и Е. Пастернак «Время всегда хорошее»).

  5. «Эпистолярная повесть» И. Краевой «Баба Яга пишет»: поэтика заглавия.

  6. Символика образа горы в романе Т. Михеевой «Лёгкие горы».

  7. Современный подросток: какой он? (на материале повести Е. Мурашовой «Класс коррекции»)

  8. Мир подростка в романе М. Петросян «Дом, в котором…»

  9. Семья и семейные ценности в повести Д. Сабитовой «Три твоих имени».

  10. Образ Шута в повести Д. Вильке «Шутовской колпак».

  11. «Алгеброй гармонию поверить…»: музыка и математика в повести Н. Дашевской «День числа Пи».

  12. «Отроки до потопа» О. Раина: роман или «школьная повесть»?

  13. Тема Холокоста в современной зарубежной литературе (на примере романа Дж. Бойна «Мальчик в полосатой пижаме»).

  14. Диалог классической и современной литератур на страницах романа М. Глейзер «Книжные странники».

  15. Роман Дж. Грина «Бумажные города»: поэтика заглавия.

  16. Образ книги и его художественные функции в романе М. Зузака «Книжный вор».

  17. Книга как культурный артефакт в романе К. Функе «Чернильное сердце».

  18. Ф.М. Достоевский в художественном сознании Э.-Э. Шмитта (роман «Оскар и Розовая Дама»).















































ЛИТЕРАТУРОВЕДЧЕСКИЕ СЛОВАРИ И СПРАВОЧНИКИ

В ПОМОЩЬ УЧАЩЕМУСЯ


  1. Литература. Справочные материалы: кн. для учащихся / С.В. Тураев [и др.]. М.: Просвещение, 1988. 335 с.

  2. Литература и язык. Современная иллюстрированная энциклопедия / гл. ред. А.П. Горкин. М: Росмэн, 2006. 984 с.

  3. Литературная энциклопедия терминов и понятий / гл. ред. и сост. А.Н. Николюкин. М.: НПК «Интелвак», 2001. 1596 с.

  4. Словарь литературоведческих терминов / С.П. Белокурова. CПб.: Паритет, 2006. 314 с.

  5. Энциклопедия литературных героев / гл. ред. и сост. С.В. Стахорский. М.: Аграф, 1997. 496 с.

































ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ЗАНЯТИЯМ

ПО ТВОРЧЕСТВУ СОВРЕМЕННЫХ ПИСАТЕЛЕЙ



  1. Асонова Е. Классика в зеркале современной литературы // Детские чтения. 2009. Т. 15 № 1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/klassika-v-zerkale-sovremennoy-literatury

  2. Бикбаева Э.Р. О чем расскажут письма?: урок литературы по эпистолярной повести И. Краевой «Баба Яга пишет» в 6 классе // Филологический класс. 2019. № 2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/o-chem-rasskazhut-pisma-urok-literatury-po-epistolyarnoy-povesti-i-kraevoy-baba-yaga-pishet-v-6-klasse

  3. Биякаева А.В. Роман М. Петросян «Дом, в котором…» в контексте современной магической прозы : автореф. дис. … к. филол. н. Омск, 2017. 18 с.

  4. Богдевич Е.Ч. Мотив сгорающей книги/библиотеки в литературе XX-XXI вв // Уральский филологический вестник. Серия: Драфт: молодая наука. 2015. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/motiv-sgorayuschey-knigi-biblioteki-v-literature-xx-xxi-vv

  5. Борода Е.В. Потенциал современной литературы в воспитании нравственности детей и подростков // Гуманитарные исследования Центральной России. 2019. №3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/potentsial-sovremennoy-literatury-v-vospitanii-nravstvennosti-detey-i-podrostkov

  6. Вяткина С.В. Синтаксическое своеобразие романа о подростках-инвалидах (М. Петросян. «Дом, в котором…») // Мир русского слова. 2014. №4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sintaksicheskoe-svoeobrazie-romana-o-podrostkah-invalidah-m-petrosyan-dom-v-kotorom

  7. Глушкова Н.М. Особенности реализации лингвокультурного типажа «Друг» // Вестник Челябинского государственного университета. 2014. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-realizatsii-lingvokulturnogo-tipazha-drug

  8. Груздева И.В., Сурдуковская С.В., Дульцева Е.Г. Мастерская полезного действия в чтении как социокультурная публичная практика работы с текстами разных форматов // Пермский педагогический журнал. 2019. № 10. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/masterskaya-poleznogo-deystviya-v-chtenii-kak-sotsiokulturnaya-publichnaya-praktika-raboty-s-tekstami-raznyh-formatov

  9. Даниленко Ю.Ю. Современная подростковая проза Елены Габовой: секрет успеха (Сыктывкар, Республика Коми) // Вестник Пермского государственного гуманитарно-педагогического университета. Серия № 3. Гуманитарные и общественные науки. 2017. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sovremennaya-podrostkovaya-proza-eleny-gabovoy-sekret-uspeha-syktyvkar-respublika-komi

  10. Ишбулатова И.А. Система уроков внеклассного чтения в средних классах (по произведениям о современных подростках) // Поволжский педагогический вестник. 2015. № 1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sistema-urokov-vneklassnogo-chteniya-v-srednih-klassah-po-proizvedeniyam-o-sovremennyh-podrostkah.

  11. Ковалева А.В., Мартынова М.А. Развитие уверенности в себе у девочек-подростков с помощью библиотерапии (на примере анализа книги М. Глейзер «Книжные странники») // Казанский вестник молодых учёных. 2019. №5. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/razvitie-uverennosti-v-sebe-u-devochek-podrostkov-s-pomoschyu-biblioterapii-na-primere-analiza-knigi-m-gleyzer-knizhnye-stranniki

  12. Комиссарова Е.В. Взаимодействие эпиграфов с литературными реминисценциями основного текста в произведении К. Функе «Чернильное сердце» // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. 2015. №5. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vzaimodeystvie-epigrafov-s-literaturnymi-reministsentsiyami-osnovnogo-teksta-v-proizvedenii-k-funke-chernilnoe-serdtse

  13. Крылова М.Н. Есть ли сегодня хорошая детская книга? Произведения для детей А. Жвалевского, Е. Пастернак // Метеор-Сити. 2017. № 3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/est-li-segodnya-horoshaya-detskaya-kniga-proizvedeniya-dlya-detey-a-zhvalevskogo-e-pasternak

  14. Куракова И.А. Образ подростка в романе воспитания Джона Грина «Бумажные города» // Litera. 2019. №6. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/obraz-podrostka-v-romane-vospitaniya-dzhona-grina-bumazhnye-goroda

  15. Кузьмина Е.В., Платонова М.А. Новая детская литература: взгляд библиотекаря // Детские чтения. 2013. №2. URL: http://detskie-chtenia.ru/index.php/journal/article/view/82/77

  16. Синегубова К.В. Сказки Г. Х. Андерсена в романе М. Петросян «Дом, в котором…» // Новый филологический вестник. 2018. №3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/skazki-g-h-andersena-v-romane-m-petrosyan-dom-v-kotorom

  17. Харитонова Е.В. Малая проза в творчестве современных детских писателей Урала: жанрово-стилевая вариативность // Филологический класс. 2018. №3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/malaya-proza-v-tvorchestve-sovremennyh-detskih-pisateley-urala-zhanrovo-stilevaya-variativnost

  18. Чарская-Бойко В. Ю., Иванкива М. В. Социальная тематика в современной Российской литературе для подростков: мировая традиция и национальная специфика // Детские чтения. 2015. №2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sotsialnaya-tematika-v-sovremennoy-rossiyskoy-literature-dlya-podrostkov-mirovaya-traditsiya-i-natsionalnaya-spetsifika

  19. Чжэн Гуанцзе. Детский исторический нарратив начала XXI века (на материале повести Тамары Крюковой «Призрак Сети») // Неофилология. 2021. Т. 7 №26. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/detskiy-istoricheskiy-narrativ-nachala-xxi-veka-na-materiale-povesti-tamary-kryukovoy-prizrak-seti

  20. Чжэн Гуанцзе. Художественное время в русской детской прозе XXI века: нарративный анализ // Мир науки, культуры, образования. 2018. №2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/hudozhestvennoe-vremya-v-russkoy-detskoy-proze-xxi-veka-narrativnyy-analiz

  21. Шибанова Е.С. Книги Олега Раина в круге чтения современных школьников // Филология и культура. 2015. № 4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/knigi-olega-raina-v-kruge-chteniya-sovremennyh-shkolnikov






1 Урок внеклассного чтения – это урок, основанный на свободном выборе произведения для обсуждения. В рамках урока внеклассного чтения возможно обращение к современной литературе, не входящей в учебную программу.

2 Занятие по внеурочной деятельности – это внеурочное (или «внеклассное») мероприятие, форма внеклассной (или «внеурочной») работы, отличной от урочной деятельности.

3 Мариам Петросян – армянская писательница, пишущая на русском языке. Это обосновывает включение её романа в список произведений под грифом «Современная российская литература», т.к. указанный гриф предлагается понимать расширительно: российская литература – в том числе включающая русскоязычные художественные тексты.

4 Представлена авторская трактовка этого и последующих терминов.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!