Активизация мыслительной деятельности – одно из условий эффективного усвоения языковых понятий младшими школьниками
Цели изучения предмета «Русский язык» в начальных классах
Ознакомление учащихся с основными положениями науки о языке и формирование на этой основе знаково-символического восприятия и логического мышления учащихся
Формирование коммуникативной компетенции
учащихся: развитие устной и письменной речи,
монологической и диалогической речи, а также
навыков грамотного, безошибочного письма как
показателя общей культуры человека
Практическая задача
- Формирование у младших школьников
первоначальных представлений о системе и структуре русского языка ( лексике, фонетике, орфоэпии, графике, морфемике, морфологии и синтаксисе)
Z Формирование представления о каждом из языковых понятий, являющемся предметом изучения в начальных классах
Текст Предложение (синтаксис) Слово (фонетика, графика, морфемика, морфология) Концентрическое строение курса (содержательные линии: система языка , орфография, развитие речи) Доступность и научность изучаемого грамматического материала Процесс работы над усвоением языкового понятия ( осознавание существенных признаков языкового понятия, понимание их роли в зыке и речи) Трудности ( абстрактность , сложность, неумение пользоваться совокупностью существенных признаков признаков, составляющих природу языкового понятия и др.) " width="640"
Речь Текст Предложение (синтаксис) Слово (фонетика, графика, морфемика, морфология)
Концентрическое строение курса (содержательные линии: система языка , орфография, развитие речи)
Доступность и научность изучаемого грамматического материала
Процесс работы над усвоением языкового понятия
( осознавание существенных признаков языкового понятия, понимание их роли в зыке и речи)
Трудности ( абстрактность , сложность, неумение пользоваться совокупностью существенных признаков признаков, составляющих природу языкового понятия и др.)
Для овладения грамматическим понятием необходим определённый уровень развития абстрактного мышления, который создаётся в процессе обучения и требует специальных упражнений
Процесс формирования понятий одновременно является и процессом овладения школьниками такими мыслительными операциями, как анализ и синтез, сравнение, обобщение и систематизация, абстракция и конкретизация.
Результативность формирования понятий у младших школьников находится в прямой зависимости от степени развития абстрагирующей деятельности их мышления
Активизация мыслительной деятельности – одно из условий эффективного усвоения языковых понятий младшими школьниками
Конкретизация задач в начале каждого урока (темы) Реализация поставленных задач через систему методического аппарата «Учебника» и «Рабочей тетради» Проверочные задания (Рубрика «Проверь себя», «Тетрадь проверочных заданий», «Тетрадь учебных достижений»и " width="640"
Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления
- Общая целевая установка на изучение темы
- Конкретизация задач в начале каждого урока (темы)
- Реализация поставленных задач через систему методического аппарата «Учебника» и «Рабочей тетради»
- Проверочные задания (Рубрика
«Проверь себя», «Тетрадь
проверочных заданий»,
«Тетрадь учебных достижений»и
Введение новой информации ( понятия)
Способ предъявления информации ( таблица, слова, текст, рисунок)
1.Анализ языкового материала в целях выделения существенных признаков языкового понятия или орфографического явления.
2. Введение термина.
3. Анализ-синтез определения.
Подход: системно-деятельностный
Путь : индуктивный, аналитико-синтетический
Форма: диалог (вопросно-ответная) автора и ученика,
лингвистический эксперимент)
Учебное действие – решение грамматической задачи
Характер деятельности ученика – аналитико-синтетический.
Учебно-познавательные задачи ( логического, знаково-символического, коммуникативного), при решении которых следует применить мыслительные операции определённого типа ( анализ и синтез, сравнение и сопоставление, вычленение и группировка , рассуждение , обобщение, объяснение и доказательство и др.)
- Учебно-познавательные задачи ( логического, знаково-символического, коммуникативного), при решении которых следует применить мыслительные операции определённого типа ( анализ и синтез, сравнение и сопоставление, вычленение и группировка , рассуждение , обобщение, объяснение и доказательство и др.)
Упражнения , активизирующие мыслительную и познавательную. деятельность учащихся, предполагающие задания на:
- Упражнения , активизирующие мыслительную и познавательную. деятельность учащихся, предполагающие задания на:
- группировку и классификацию, сравнение и сопоставление, грамматическое конструирование, рассуждение, объяснение и доказательство, создание текстов на учебные темы, грамматические игры, языковой материал рубрик « Странички для любознательных», «Обратите внимание» и др.)
- группировку и классификацию,
- сравнение и сопоставление,
- грамматическое конструирование,
- рассуждение, объяснение и доказательство,
- создание текстов на учебные темы,
- грамматические игры,
- языковой материал рубрик « Странички для любознательных», «Обратите внимание» и др.)