Сегодняшняя задача учителя в том, чтобы выпускник на выходе соответствовал требованиям федерального государственного образовательного стандарта. Ученик в дальнейшем должен быть лучше учителя, иначе мы будем топтаться на одном месте.
Современному учителю истории приходится действовать в условиях социальной изменчивости. После распада советской системы образования изменились представления о системе ценностей — ценность государства сменилась на ценность человека. Вместо некогда единого идеологического поля появляется плюрализм мнений и концепций разного толка. Процессы реформирования самого общества не завершены – они продолжаются. Часть реформ или непонятна большинству населения, или не дает планируемых результатов. В этих условиях необходимой становится такая черта учителя-профессионала, как креативность, выражающаяся в постоянном поиске путей развития учебного процесса по предмету «история».
Подходя к вопросу о миссии учителя истории и обществознания в современном мире, на ум приходит мысль о динамичности сегодняшнего общества. После развития телевидения, а позднее интернета, поток информации набирает всё большую и большую скорость, а значение и сортировка новостей несёт важную роль. Ученики каждый день сталкиваются с плодами глобализации, коими является информационный поток. В этой ситуации учителю-общественнику необходимо всегда держать руку на пульсе времени, чтобы регулировать и направлять мысли и выводы учеников в отношении значения произошедшего в обществе, так как современный мир изобилует новостями и постоянно меняется.
Региональные общества России становятся все более открытыми. Учащиеся и учителя могут быть носителями различных политических, идеологических и культурных ценностей. Это выдвигает такие требования к учителю истории, как открытость, толерантность и терпимость, он должен слушать собеседника и слышать аудиторию, обладать уровнем компетентности.
Миссия не заканчивается в наглядном объяснении процессов в современном мире. Учителю необходимо указывать на ключевые действия связанные не только с политикой и экономикой, но также культурой и социальной сферой. Совсем скоро ученики выйдут в мир взрослых, где должны всецело и с пониманием дела оценивать ситуацию в обществе.
Всё больше детей интересуется о своих правах и учитель выступает уже в роли юриста-наставника. Таким образом, ещё одной составляющей является совершенствование гражданского общества. Знание своих прав и обязанностей, направляет детей в сторону современной цивилизованной личности, что несомненно ведёт к повышению уровня всего государства на мировой арене.
В последнее время идёт настоящая война за историю и значение событий, в которых ключевую роль играло наше Отечество. Примером тому служит вхождение в состав Российской Федерации полуострова Крым, что повлекло за собой острую реакцию некоторых стран мира и, как следствие, ведение экономический санкций против России. Последнее вызвало волну негодования среди населения, так как повысились цены на привычные продукты и упал курса рубля. В потоке неконтролируемой информации просачивается мнение о незаконном присоединении полуострова и отсутствии исторических прав России на эту территорию. Однако, это является заблуждением, поскольку знание истории отечества указывает на обратное.
Исходя из этого учителю необходимо грамотно и взвешено объяснить ученикам роль их родины и заслуги предков. В противном случае, в ближайшее время может случиться расхождение граждан по ключевым историческим событиям, что в свою очередь, приведёт к раздору в обществе и социальным колебаниям. Учителю-общественнику необходимо помнить, какую важную роль он играет в судьбе государства. Ведь его правильный подход к делу есть кирпичик в фундаменте нашего будущего. Если каждому учителю удастся справиться с этой миссией, в будущем наш ждёт целостное и уважающее свою родину поколение.
Переход к информационному обществу ведет к изменению информационного пространства школьников. Учитель истории по-прежнему выступает основным источником информации, но возникает и необходимость организации самостоятельной работы школьников с источниками, чтобы учащиеся могли создать собственную точку зрения на ту или иную проблему. В ФГОС, утвержденному 17 декабря 2010 г., в пункте «предметные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования» относительно предмета «история» написано: «развитие умений искать, анализировать, сопоставлять и оценивать содержащуюся в различных источниках информацию о событиях и явлениях прошлого и настоящего, способностей определять и аргументировать свое отношение к ней».
Каждый день все дальше и дальше отдаляется от школьников книжная культура. Нынешнее поколение школьников меньше читает, больше смотрит телевизор, работает за компьютером. В школьном историческом образовании действуют три тенденции, определяющие его развитие: смена образовательных парадигм, изменение опыта учащихся, переход к гуманитарно-ориентированному образованию. В историческое образование активно внедряется дифференцированное и личностно-ориентированное обучение. Исходя из рассмотренных тенденций в развитии системы исторического образования надо выделить важные профессионально-педагогические умения учителя истории: определить уровень личностного развития учащихся, видоизменять формы проведения урока, побуждать школьников к осмыслению философско-мировоззренческих выводов на основе изучаемого материала, применять дискуссионные формы обучения, проявлять эрудицию при изложении материала, применять кейс-технологии.
По мере становления профессионализма возможны и профессиональные деформации: духовное окостенение, социальная изоляция, авторитарность и амбициозность, формализм, консерватизм. Учитель должен справляться с этими проблемами. С профессиональным ростом меняется и идентичность учителя истории, под которым понимается система представлений о своей жизни и о себе как специалисте.
Одни учителя уделяют больше внимания историческим личностям, другие — краеведческому материалу, третьи — строят преподавание на базе социально-экономической истории, четвертые — в основу уроков кладут изучение внутриполитической истории, пятые — предлагают сделать уклон в историю религии. А настоящий профессиональный учитель истории синтезирует это все в одно целое и выдаст плодотворный урок.
Крайне противоречивым является отношение учителей истории к новому стандарту. Одни стандартизацию исторического образования не приемлют, другие идут по пути стандарта, но постоянно оглядываются назад к традиционной системе обучения, третьи считают, что он (стандарт) как эталон для всех типов образовательных учреждений.
На сегодняшний день консервативная часть учителей преобладает над реформаторской частью. Но есть тенденция, что постепенно растет интерес к новому образовательному стандарту у молодых учителей. Это показывают периодические мониторинги, конкурсы, семинары, открытые уроки, которые проводятся в общеобразовательных учреждениях районов Чеченской Республики.
Сегодняшняя задача учителя в том, чтобы выпускник на выходе соответствовал требованиям Федерального государственного образовательного стандарта. Ученик в дальнейшем должен быть лучше учителя, иначе мы будем топтаться на одном месте.