Государственное учреждение образования «Средняя школа №2 г. Жодино»
Современные информационные технологии и электронные средства обучения как фактор повышения качества образовательного процесса
Колбасенко Галина Ивановна,
учитель географии
- Мировой опыт свидетельствует о том, что решение проблем образования начинается с профессиональной подготовки педагогов. Без качественного роста педагогического профессионализма общество обречено оставаться в прошлом.
- Это значит, что необходима подготовка учителей в сфере современных ИТ. Педагоги нового поколения должны уметь квалифицированно выбирать и применять именно те технологии, которые в полной мере соответствуют содержанию и целям изучения дисциплины, и способствуют достижению целей гармоничного развития учащихся с учётом их индивидуальных особенностей.
- Учебная информация, которая передается ребенку в школе, занимает в общем, информационном потоке все менее значительное место по сравнению с компьютерными играми, телевидением, видео - и звукозаписями.
- Опрос среди обучающихся 9-10 классов на определение наиболее значимых для них средств массовой информации:
Составьте рейтинг из предложенных средств массовой информации, поставив на первое место наиболее значимое для Вас (получение нужной Вам информации): родители, друзья, радио, телевидение, учителя, учебник, газеты, журналы, интернет, книги.
- Информационные технологии в образовании – один из наиболее актуальных вопросов на сегодняшний день. Педагог имеет возможность не только сделать изучение материала более наглядным, интересным, проблемным, но и показать связь между отдельными предметными областями.
- Наиболее распространенная форма внедрения информационных технологий в образование – создание презентаций . В этих проектах создается анимированное представление материала.
- Электронная книга по сравнению с традиционной, создает ученикам обучающую среду с ярким и наглядным представлением информации, что особенно привлекательно для учащихся; осуществляет интеграцию больших объемов информации на едином носителе.
- Электронная почта – одно из средств телекоммуникации, предоставляет в целях обучения широчайшие возможности: оперативную передачу на разные расстояния информации любого объема и вида; интерактивность; доступ к различным источникам информации.
- Создание тестов . Такие тесты всегда пользуются успехом у учащихся, так как база данных вопросов обширна, она может легко обновляться, включая вопросы по любым предметам школьной программы, и дети всегда стремятся пройти тест на "отлично". Здесь учитель не вмешивается в процесс определения оценки.
- Интересным способом внедрения информационных технологий в обучение - создание игровых программ . Они также могут быть использованы для проверки знаний.
- Персональные web-страницы педагогов предоставляют дополнительные возможности и для того, чтобы открыть обучаемым "дверь" в свою творческую мастерскую. На таких страницах можно показать не только учебные материалы, но и свои научные публикации, проспекты проводимых исследований.
Систематическое использование персонального компьютера на уроках приводит к целому ряду положительных сторон:
- Повышается уровень использования наглядности на уроке.
- Повышается производительность труда.
- Устанавливаются межпредметные связи с информатикой, (интегрированные уроки).
- Появляется возможность организации проектной деятельности учащихся.
- Изменяется отношение к компьютеру, дети начинают воспринимать его в качестве универсального инструмента для работы в любой области человеческой деятельности, а не только, как игрушку.
Вариативность использования средств ИКТ
1. Полная замена деятельности учителя компьютерным программным средством, электронным учебным пособием по предмету (CD-ROM, DVD).
2 . Частичная замена деятельности учителя компьютерными обучающими программами (по отдельным темам, вопросам предмета) состоит в использовании учителем своего сценария изучения учебного материала с применением фрагментов имеющегося программного обеспечения по предмету.
3. Фрагментарное , выборочное использование дополнительного материала, аудиовидеонаглядности из электронных хрестоматий, энциклопедий, музеев, контролирующих, и других дополнительных материалов предметного учебно-методического комплекта.
4. Тренинговые программы для закрепления материала.
5. Диагностические и контролирующие материалы , имеющихся на электронном носителе или разработанных учителем.
6. Выполнение домашних самостоятельных и творческих заданий учащимися с последующей демонстрацией их на уроках или внеклассной работе.
https://kupidonia.ru/
Seterra
- Seterra - это бесплатная географическая игра-викторина , благодаря которой вы сможете изучить страны и государства мира, а также их столицы. Это онлайн-версия, написанная на HTML5. Ее поддерживают большинство последних версий многих браузеров, таких как Safari, Firefox и GoogleChrome, а также InternetExplorer, начиная с версии 9. Она работает под Windows, MacOS X и Linux и на мобильных устройствах, таких как iPhone, iPad или Android.
- https://online.seterra.com/ru
LearningApps
- Сервис предназначен для создания интерактивных учебно-методических пособий по разным предметам. Сервис основан на работе с шаблонами(заготовками) для создания работы.
- Тематика разнообразна от работы с картами до разгадывания кроссвордов и создания карт знаний.
- Сервис поддерживает несколько языков, в том числе русский язык.
Работа с LearningApps
- Регистрация и создание аккуанта.
- Подбор, сохранение уже созданных заданий и разработка собственных.
- Общение с учащимися, которые присылают созданные ими задания.
- Созданные задания можно опубликовать, их смогут увидеть другие пользователи, а также оценить.
Варианты работы с заданиями ресурса LearningApps
- Использование готовых задания, которые подбираются под тему занятия;
- Создание собственных заданий, используя шаблоны;
- Создание заданий учащимися, в качестве дополнительного домашнего задания на добровольной основе.
- Использование заданий для подготовки к олимпиаде по географии, работа на факультативных занятиях.
- Интерактивные задания данного ресурса являются тренажером, который позволяет повысить знания карты (физической и политической), закрепить фактологический материал и знания географических понятий.
Работа с картой
- Политическая карта Северной Америки , филворд
Рудник Анастасия , учащаяся 11 класса (2016 год)
https://learningapps.org/display?v=phccavqjt16 – Государства Южной Америки
Ирма Возненко , учащаяся 10 класса (2017 год)
https://learningapps.org/view4090650 – Крупнейшие реки Беларуси
Ирма Возненко , учащаяся 10 класса (2017 год)
https://learningapps.org/4090463 - Крупнейшие реки Беларуси
Анастасия Рудник , учащаяся 11 класса (2016 год)
Работа с географическими понятиями
Река и её части
Циркуляция атмосферы. Типы воздушных масс
Владислав Подерачёв , учащийся 8 «А» класса
https://learningapps.org/6226655 - Химическая промышленность («2018 год)
Проверка знаний по Тихому океану (викторина)
Владислав Пашкевич , учащийся 8 «А» класса
https://learningapps.org/display?v=pdsc41w4j18 – Добывающая промышленность
(2018 год)
Использование QR-кодов
- QR-код (англ. Quick Response Code — код быстрого реагирования; сокр. QR code ) — товарный знак для типа матричных штрихкодов (или двумерных штрихкодов), изначально разработанных для автомобильной промышленности Японии.
- Основное достоинство QR-кода — это лёгкое распознавание сканирующим оборудованием, что даёт возможность использования в торговле, производстве, логистике.
- С помощью QR-кода даже организовывают различные конкурсы и ролевые игры .
QR-код на захоронении Юрия Никулина .
Новодевичье кладбище, Москва.
Миниатюрное издание А. С. Пушкина « Евгений Онегин » в QR-коде
Экологическая квест-игра
- Цель: расширение знаний учащихся в области экологии, развитие устойчивого интереса к изучению естественных наук; создание условий для применения в образовательном процессе современных технологий.
- В игре используются задания виде QR кодов и QR сканер для прочтения вопросов.
- Определение участников команд и начало маршрута путём жеребьёвки с использованием QR кодов.
Прохождение маршрута