СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Современные формы и методы контроля достижений учащихся

Нажмите, чтобы узнать подробности

В статье рассматриваются методы и формы оценивания достижений учащихся, применяемые на уроках  английского языка.

Просмотр содержимого документа
«Современные формы и методы контроля достижений учащихся»

Современные формы и методы контроля

достижений учащихся

Куприна С.В.


Как известно современный урок строится не на учителе как ключевой фигуре, а на ученике. Он – главная фигура, он – планирует, организует, контролирует и оценивает свою деятельность и ее результаты.

Чтобы научить ученика анализировать, логически мыслить, давать оценку своим знаниям и делать выводы, изменилась и система оценивания достижений учащихся.

Сегодня мы все реже употребляем слово “контроль”. Все большее распространение получает новое методическое понятие – современные средства оценивания степени сформированности коммуникативной компетентности учащихся.

« Отметка служит своеобразным ориентиром, отражающим социальные требования к содержанию образования, к уровню овладения им обучающимся, действенным регулятором его учебной деятельности и социальных отношений в жизни учащегося».

По предмету «Иностранные языки» разработаны достаточно четкие критерии оценивания всех видов речевой деятельности.

В основе действующей внешней системы оценивания достижений обучающихся по иностранному языку (ЕГЭ) положены «Общеевропейские компетенции владения иностранным языком, которые определяют уровень владения иностранным языком учащимися по окончании основной школы как «допороговый (базовый уровень) - уровень А2

для выпускника непрофильного класса средней общеобразовательной школы – пороговый (повышенный уровень) - В1,

а выпускника профильного класса – выше порогового (высокий уровень) - В2». (4)

ЕГЭ определяет уровень владения языком в баллах, которые переводятся в отметку довольно относительно.

Текущая успеваемость в течение обучения в школе, до выпускного экзамена, оценивается по традиционной пятибалльной системе.

Какими формами, методами, инструментарием мы пользуемся для оценивания достижений учащихся на уроках иностранного языка ,когда действует «старая» пятибалльная система оценок и активно вводится «новая», можно назвать ее «тестово-балльная».

Как я уже говорила, существует разработанная система оценки достижения планируемых результатов включающая как текущую, промежуточную, так и итоговую оценку результатов деятельности школьников и предусматривающая использование разнообразных методов и форм, взаимно дополняющих друг друга (стандартизированные письменные и устные работы, проекты, практические работы, творческие работы, самоанализ и самооценка, наблюдения

Наиболее активно я пользуюсь такими методами оценивания достижений учащихся как проекты, разнообразные творческие и практические работы, тестирование, само- и взаимоконтроль.

Для постоянного текущего контроля я применяю рейтинговую систему, чтобы «наполняемость» оценок была максимальной, а итоговая оценка была более объективной. Обычно под рейтингом понимается «накопленная оценка». и характеризующая успеваемость и уровень знания обучающегося в течение определенного периода.

  • Я пытаюсь создать такие условия на уроке, чтобы каждый ученик был активен, то есть накапливал «баллы». Засчитывается любая форма работы: чтение, составление вопросов, перевод, знание лексики, правила, высказывание и т. д. В зависимости от качества ответов ученик может получить один балл, два, три, четыре или пять, но если он будет на каждом уроке активен, то на третий урок он в любом случае зарабатывает 3 балла;

  • на уроке я использую раздаточный материал: карточки для контроля усвоения лексики, задания в рабочей тетради, индивидуальные задания в учебнике и сайте решеду.ру

  • за выполненные дом.задания в рабочих тетрадях учащиеся получают накопительную оценку, задания, выполненные на уроке учащиеся часто оценивают сами. (самоконтроль или взаимоконтроль);

- все дети (особенно «сильные», имеющие «4» и «5» по языку), могут прислать индивидуальную работу по электронной почте (обычно, это творческое задание, а иногда задание по грамматике и др.), а также выполнив задания на сайте uchi.ru

Это позволяет иметь хорошую «накопляемость оценок» и достаточно ясную картину уровня знаний и умений каждого учащегося. Результат итоговой проверочной работы (в конце четверти) в форме теста уже практически предсказуем.

Особо хочется отметить такую форму оценивания, как тестирование.

Необходимо отметить, что УМК по английскому языку содержат достаточно много необходимого материала для оценивания достижений обучающихся и

содержит очень разнообразные задания, которые позволяют достаточно точно оценить уровень владения учащихся материалом.

Имеются разнообразные задания творческого характера: проекты, мини-проекты, письма, объявления, рекламы, интервью и другие.

Структура УМК способствует проведению постоянного, последовательного, достаточно объективного (так как учащиеся чаще всего оценивают свои достижения сами) определения уровня владения учебным материалом.

Итоговый контроль в конце четверти проводится в форме стандартизированного теста и проектов, в рабочей тетради подробно расписана схема работы над проектом.

Выполнив тест («Progress check») учащийся сам может оценить свои достижения, выставить баллы и даже перевести их в пятибалльную систему. Уже в начальной школе (учебники 2,3 классов) дети сами оценивают свои результаты.

Таким образом, самоконтроль своих достижений становится неотъемлемой частью системы оценивания с самых первых шагов освоения иностранного языка.

Я очень часто использую метод самоконтроля или взаимоконтроля. Этот метод имеет ряд серьезных преимуществ:

- объективность (отсутствует субъективнее мнение педагога);

- позволяет за короткий промежуток времени проверить знания большого количества учащихся;

- позволяет осуществлять количественный анализ успешности с последующим переводом в пятибалльную систему оценок;

- экономит время учителя;

- развивает у учащихся умение оценивать свои знания, анализировать;

- развивает интерес, стимулирует к изучению иностранного языка.

Есть, конечно, и недостатки:

- некоторые учащиеся более удачливые и есть возможность случайного попадания в правильный ответ;

- некоторым удается списать.

В заключение хочется отметить, что у учителя имеется немало форм и методов оценивания достижений учащихся, но по моему мнению их необходимо приводить в четкое соответствие с теми, что существуют на выпускном экзамене.

Самое главное учитель не должен забывать о воспитывающей функции контроля: ученик должен научиться оценивать себя, делать выводы и корректировать свой учебный процесс, свое отношение к учению.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!