СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Современные формы и методы контроля достижений учащихся

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данной статье рассматриваются современные формы и методы контроля достижений учащихся, наиболее часто применяющиеся в моей педагогической практике (на основе УМК по английскому языку для 6 и 10 классов авт.Ю.А. Ларионова, И.В. Комарова и др).

Просмотр содержимого документа
«Современные формы и методы контроля достижений учащихся»

Современные формы и методы контроля достижений учащихся

Мы живем и работаем в век активного прогресса и стремительных изменений во всех сферах жизни. Коснулись они и образования: введены ФГОС нового поколения, основная цель которых – учить детей так, чтобы подготовить их к жизни в современных условиях, в условиях сложных социально-экономических отношений, уплотнившихся информационных потоков, жесткой конкуренции.

Задача учителя в современной школе – не только дать знания по предмету, но и воспитать личность, способную адаптироваться в этих условиях, найти свое место в жизни. Теперь урок строится не на учителе как ключевой фигуре, а на ученике. Он – главная фигура, он – планирует, организует, контролирует и оценивает свою деятельность и ее результаты. Чтобы научить ученика анализировать, логически мыслить, давать оценку своим знаниям и делать выводы, изменилась и система оценивания достижений учащихся. Слово “контроль” мы теперь употребляем редко. Все большее распространение получает новое методическое понятие – современные средства оценивания степени сформированности коммуникативной компетентности учащихся.

В настоящее время согласно Закону об образовании РФ «каждое образовательное учреждение свободно в выборе системы оценок для промежуточной аттестации учащихся» (то есть любой, кроме выпускного тестирования). В большинстве случаев в школах современной России продолжают использовать цифровые отметки, чем выше — тем больше цифра (пятибалльная система). По предмету «Иностранные языки» разработаны достаточно четкие критерии оценивания всех видов речевой деятельности.

В основе действующей внешней системы оценивания достижений обучающихся по иностранному языку (ЕГЭ) положены «Общеевропейские компетенции владения иностранным языком», содержащие положения современного подхода к обучению неродным языком на различных образовательных уровнях и в разных условиях. В этом документе дано также описание системы уровней владения изучаемыми языками и инструментария, позволяющего человеку определить эти уровни. Данная система уровней составляет основу ФГОС второго поколения, которые определяют уровень владения иностранным языком учащимися по окончании основной школы как «допороговый (базовый уровень) - уровень А2 в терминах Совета Европы, для выпускника непрофильного класса средней общеобразовательной школы – пороговый (повышенный уровень) - В1, а выпускника профильного класса – выше порогового (высокий уровень) - В2».

Текущая успеваемость в течение обучения в школе, до выпускного экзамена, оценивается по традиционной пятибалльной системе. На практике получается, что мы работаем в условиях, когда действует прежняя (пятибалльная) система оценивания, но в тоже время основные документы по ФГОС требуют новых форм и методов оценивания достижений учащихся, а ЕГЭ определяет уровень владения языком в баллах, которые переводятся в отметку довольно относительно, с некоторыми погрешностями.

ФГОС определяют требования к результатам освоения образовательной программы начального, среднего общего образования. В связи с этим впервые в истории российского образования разработана система оценки достижения планируемых результатов освоения основных образовательных программ. Большое внимание уделяется процедурам и механизмам оценки. Система оценки рассматривается как сложная и многофункциональная система, включающая как текущую, промежуточную, так и итоговую оценку результатов деятельности школьников.  Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования должна (согласно ФГОС) «предусматривать использование разнообразных методов и форм, взаимно дополняющих друг друга (стандартизированные письменные и устные работы, проекты, практические работы, творческие работы, самоанализ и самооценка, наблюдения)» 

На уроках я использую все перечисленные в основном документе (ФГОС) методы и формы оценки достижения результатов учащихся. Методы можно поделить на: диагностические (стартовое, текущее оценивание) и срезовые (тематическое, промежуточное, рубежное, итоговое оценивание). Среди огромного разнообразия форм необходимо отметить устные ответы учащихся, письменные работы, практические задания, навыки самоконтроля и самооценки.

Наиболее активно пользуюсь такими формами оценивания достижений учащихся как проекты, разнообразные творческие и практические работы, тестирование, само- и взаимоконтроль.

Для постоянного текущего контроля я применяю рейтинговую систему, чтобы «наполняемость» оценок была максимальной, а итоговая оценка была более объективной. Рейтинговая система позволяет преодолеть недостатки традиционной пятибалльной системы и достаточно дифференцированно оценить успехи каждого учащегося. Обычно под рейтингом понимается «накопленная оценка». Я, конечно, пользуюсь шкалой в пять баллов. Эта система особенно удобна для «слабых» учащихся, так как «сильные» на одном уроке набирают четыре или пять баллов.

Рейтинговую систему можно применять как «накопление оценок» следующим образом:

- создать такие условия на уроке, чтобы каждый ученик был активен, то есть накапливал «баллы». Я засчитываю любую форму работы: чтение, составление вопросов, перевод, знание лексики, правила, высказывание и т. д. В зависимости от качества ответов ученик может получить определенное количество баллов (один, два, три и т.д) за несколько уроков, которые затем будут переведены в оценку;

- регулярно использовать раздаточный материал: карточки для контроля усвоения лексики, грамматики, задания в рабочей тетради, индивидуальные задания в учебнике и т. д.;

- выборочно просматривать рабочие тетради учащихся (как можно больше) и за выполнение заданий тоже накапливать баллы, часто учащиеся сами оценивают свою работу (самоконтроль или взаимоконтроль);

- все дети, могут прислать индивидуальную работу по электронной почте или в соц.сетях (обычно в ВК). Как правило, это творческое задание, например, письмо или реклама, сочинение, мнение по какому-то вопросу, а иногда задание по грамматике и др.

- мини-самостоятельные, экспресс-задания (индивидуальные, групповые, парные).

Это позволяет иметь хорошую «накопляемость оценок» и достаточно ясную картину уровня знаний и умений каждого учащегося. Результат итоговой комплексной проверочной работы (в конце четверти) в форме теста уже практически предсказуем.

Особо хочется отметить такую форму оценивания, как тестирование и формируемые упражнения на сайте Решу ОГЭ, Решу ЕГЭ с моментальной системой оценивания и он-лайн тестирование по определенной теме на платформе Мультиурок на моей странице с моментальной системой оценивания в процентах.

Необходимо отметить, что УМК по английскому языку Ю.А. Комаровой, И.В. Ларионовой и др. содержат достаточно много необходимого материала для оценивания достижений обучающихся и построены таким образом, что все выше перечисленные методы и формы отражены в заданиях учебника и в рабочей тетради. Учебник предусматривает текущий, промежуточный, предварительный и итоговый контроль, содержит очень разнообразные задания, которые позволяют достаточно точно оценить уровень владения учащихся материалом. Имеются разнообразные задания творческого характера: проекты, мини-проекты, бук-трейлеры, письма , объявления, рекламы, интервью и другие. Пример: технология CLIL в 6 и 10 классе.

Структура УМК способствует проведению постоянного, последовательного, достаточно объективного (так как учащиеся чаще всего оценивают свои достижения сами) определения уровня владения учебным материалом. Учебник средней ступени имеет обычно 9 блоков. Каждый «unit» (блок) рассчитан на один месяц. Каждой новой теме, которая изучается в блоке, соответствуют упражнения из рабочей тетради. Для проведения текущего, промежуточного и итогового контроля даны стандартизированные тесты в учебнике и в рабочей тетради, есть также ряд тестов и различных заданий в книге для учителя. К примеру, в учебнике 6 класса имеется 9 блоков и предусмотрены самостоятельные работы в конце каждого блока, после каждых трех блоков идет контрольная работа, т.е. всего 3 контрольных работы. Предусмотрены также входная и итоговая контрольные работы.

Учащиеся умеют переводить в итоговую оценку как баллы за тест, так и процент правильно выполненных заданий (например, он-лайн тест в процентах). Кроме того, существуют таблички самооценки для учащихся по результатам блока (пример, учебник 10 класса, блок 5).

Таким образом, самоконтроль своих достижений становится неотъемлемой частью системы оценивания с самых первых шагов освоения иностранного языка.

Я очень часто использую метод самоконтроля или взаимоконтроля. Этот метод имеет ряд серьезных преимуществ:

- объективность (отсутствует субъективное мнение педагога);

- позволяет за короткий промежуток времени проверить знания большого количества учащихся;

- позволяет осуществлять количественный анализ успешности с последующим переводом в пятибалльную систему оценок;

- экономит время учителя;

- развивает у учащихся умение оценивать свои знания, анализировать;

- развивает интерес, стимулирует к изучению иностранного языка.

Есть, конечно, и недостатки:

- некоторые учащиеся более удачливые и есть возможность случайного попадания в правильный ответ;

- некоторым удается списать.

Перевод баллов в оценки достаточно относительный: иногда не хватает одного балла до «4» или «5». Это отрицательно влияет на психологическое состояние учащихся, которые привыкли к «пятибалльной» системе оценок и не отражает в точной мере знания и умения испытуемых.

В заключение хочется отметить, что у учителя имеется немало форм и методов оценивания достижений учащихся, но по моему мнению их необходимо приводить в четкое соответствие с теми, что существуют на выпускном экзамене.

Самое главное учитель не должен забывать о воспитывающей функции контроля: ученик должен научиться оценивать себя, делать выводы и корректировать свой учебный процесс, свое отношение к учению.

Литература и электронные ресурсы

1. ФГОС (утвержден приказом Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 г. № 1897)

2. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 31.12.2014) "Об образовании в Российской Федерации" (29 декабря 2012 г.)

3.Общеевропейские компетенции владения иностранным языком ( https://ru.wikipedia ).

5. УМК по английскому языку для 6 класса Ю.А. Ларионовой, И.В. Комаровой и др.

6. УМК по английскому языку для 10 класса Ю.А. Ларионовой, И.В. Комаровой и др.

 






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!