Современные формы и методы работы классного руководителя.
От способов организации воспитательного дела зависит результат взаимоотношения воспитателей и воспитанников.
Таблица 1. Виды и формы воспитательной работы.
№ п/п | Вид деятельности | Целевое назначение | Активные формы организации деятельности |
1. | Познавательная | Обогащает представление об окружающей действительности, формирует потребность в профессиональном образовании, способствует интеллектуальному развитию. | Урочная: семинар, лекция, ролевая игра, защита проекта, творческий отчет. Внеурочная: конференция, круглый стол, интеллектуальный марафон, |
2. | Общественная | Содействует социализации учеников | Выпуск периодической печати, дискуссия, работа самоуправления, шефство. |
3. | Ценностно – орентированная | Рациональное осмысление общечеловеческих и социальных ценностей, формирование культуры, своего “Я”. | Диспуты на нравственные темы, этикет и профессиональная этика, тестирование, анкетирование, составление психологической карты, акции милосердия. |
4. | Спортивно – Оздоровительная | Здоровый образ жизни, формирует силу, выносливость, пластичность и красоту человеческого тела и отношений. | Кружки, секции, общефизическая подготовка, спартакиады, товарищеские состязания. |
5. | Художественная | Чувственное мироощущение, потребность в прекрасном, реализация индивидуальных задатков и способностей. | Музыкальные и литературные гостиные, творческие конкурсы. Дополнительное образование, концерты художественной самодеятельности, спектакли, экскурсии в музеи, вечера отдыха, праздники. |
6. | Свободное общение | Взаимнообогащающий досуг школьников. Общение друг с другом. | Групповые дела, “огоньки”, час общения, викторина, вечера, именины группы. |
7. | Трудовая | Создание, сохранение и приумножение материальных ценностей. | Общественно-полезный труд по самообслуживанию, дежурство по школе и т.д. |
1. Классный час
Классный час - форма организации процесса непосредственного общения педагога и воспитанников, в котором могут подниматься и решаться важные моральные, нравственные и этические проблемы.
Требования к содержанию классного часа:
Классные часы должны быть построены так, чтобы в своем содержании они шли от простого к сложному, от информации к оценкам, от оценок – к суждениям.
В ходе классного часа классный руководитель не должен навязывать своего мнения и своих суждений, но его возможности – проводить коррекцию и оказывать помощь в поисках правильногорешения.
Необходимо учитывать психологические особенности учащихся при построении содержания классного часа. В содержании классного часа должна быть динамика видов деятельности, вопросов, информации.
Классный час, независимо от своих разновидностей, должен нести положительный эмоциональный заряд, он должен развивать чувства учащихся, положительныеэмоции.
В содержании классного часа необходимо обратить внимание на итоговую часть. Классный час должен содержать момент, когда ребенок сможет оценить и сам классный час, и время, потраченное на него, и свое отношение к данному классномучасу.
Современные формы проведения классных часов: Дискуссионныеформы:
диспут;
дискуссия;
конференция;
круглый стол;
вечер вопросов и ответов;
встреча с интересными людьми;
лекторий;
аукцион.
Формы состязательногохарактера:
конкурс,
викторина,
путешествие,
КВН,
эстафета полезных дел,
смотр,
парад,
презентация,
турнир,
олимпиада;
Творческиеформы:
выставка
устныйжурнал
живая газета
творческийтруд
представление(проектов)
юморина
спектакль
концерт
ярмарка;
Игровыеформы:
сюжетныеигры
интеллектуальные
игры –катастрофы;
Формы психологическогопросвещения:
Подвижныеформы:
малаяолимпиада
школьнаяолимпиада
день...(атлетики, здоровья ит.д.)
Формы работы внешколы:
поход
выход (концерт, цирковое, театральноепредставление).
Анализ классного часа Он нужен педагогу для определения задач индивидуальной работы с воспитанниками, выделения стратегических направлений работы с классом.
Выделяют две стороны анализа.
Первая – это совместный анализ учителя с воспитанниками. (рефлексия). Задача учителя заключается в том, чтобы помочь учащимся сопоставить намеченное и результат; причем, важна не констатация, а анализ деятельности, оценка вклада каждого; выделение положительных моментов в организации совместной деятельности.
Другая сторона – это педагогический анализ.
Почему? Зачем? - Потребности, особенности,интересы
Что? -Цель
Как? - Методы Формы работы. Активность, вовлеченность, интерес, эмоциональное состояние учащихся. Удачи,трудности
И что мы с этого имеем? - Результат, продолжениеработы
Критерии эффективности классного часа Личностная значимость дляучащихся.
Комфортность, благоприятный психологическийклимат.
Возможностьдляпроявленияиразвитияиндивидуальныхи творческих способностей школьников.
Обогащенность жизненного опытаучащихся.
Духовно-нравственнаяценность.
Вовлеченность учащихся в подготовку и проведение классногочаса.
2. Часы общения
Цель и задачи часов общения: - Взаимнообогащающий досуг школьников.
-Общение друг с другом.
Данные занятия можно условно разделить на четыре блока:
Первый блок - общие сведения об общении;
Второй блок - общение как обмен информацией;
Третий блок - общение как взаимодействие;
Четвертый блок - общение как понимание и восприятие людьми друг друга.
Этапы проведения часов общения В проведении часов общения можно выделить три основных этапа:
подготовительный;
рабочий;
заключительный.
Подготовительный этап. Этот этап включает всебя:
подготовку и оборудованиепомещения;
обеспечение внешних условий;
моделирование предстоящейработы.
В помещении, где проводятся часы общения, следует по возможности исключить помехи, отвлекающие учащихся от происходящего в ходе занятий (обеспечить комнату ключом, приготовить технические средства, средства видеозаписи, уютную обстановку).
Активные участники (не более 13 человек) образуют внутренний круг. Остальные ребята выступают в роли активных наблюдателей, хотя по мере необходимости руководитель может привлекать их к активной работе группы (упражнения, игры, методы диагностики), они рассаживаются, образуя внешний круг или полукруг. Посадка по кругу наиболее благоприятна, так как обеспечивает участникам возможность видеть и слышать каждого и занимать позицию, равную со всеми. Иногда удобна для работы посадка по двум активно действующим кругам, когда на занятиях отрабатываются навыки, и ребята не нуждаются в непосредственном руководстве ведущего. Важно учесть, что активная группа образуется по принципу добровольности.
Таблица 2. Цели, задачи и тематика часов общения для школьников
№ п/ п | Цели, задачи, темы | I блок Общие сведения об общении | II блок Общение как обмен информацией | III блок Общение как взаимодействие | IV блок Общение как понимание друг друга |
1 | Общиецели | Развитие общей культуры общения школьника | Диагностика и развитие коммуникативного потенциала ученика. | Диагностика и развитие умений взаимодействовать. | Диагностика и развитие умений понимать себя идругих |
2 | Задачи | 1.Научить ценить общение 2.Понимать функции, виды, цели общения. 3.Научить анализировать и работатьнадразвитиемкоммуникативныхспособностей | Научить детей вести диалог, участвовать в дискуссии, выступать публично, задавать вопросы,убеждать. Развитькоммуникативныеумения. | Научить детей сотрудничать, решать конфликты. Научить организовывать коллективную деятельность. 3.Развить способности и умения взаимодействовать. | Научитьучащихсяценитьсебя. Научить учащихся относиться к другому как высшей ценности. Развитьперцептивныеи эмпатийныеумения подростка. |
3 | Примерныетемы | 1.Что такое одиночество? 2.Формы, виды, функции и структура общения. 3.Умение дружить, его слагаемые. 4.Общительный ли ты человек? 5.Общительност ь и застенчивость. 6.Продуктивное общение: смысл и техника его осуществления. | Основытехникиречи. Дыхание, голос, дикция. Правиладискуссии. 4.Выразительность речи. Обращениенауроке. Трудимся вместе. 7.Правила групповой работы. 8.Мастерство публичноговыступления. 9. Умеем ли мы слушать? 10.Слышать и слушать. 11.Одобрение и критика. 12.Искусство комплимента. | 1.Слагаемые сотрудничества. 2.Виды взаимодействия. 3.Управление конфликтом. 4.Мастерство убеждающего воздействия. 5.О чем говорят позы. 6.Мир начинаетсяс меня. | 1.Самовыражени е и самооценка. 2.Чувство собственного достоинства. 3.Внимание и внимательность. 4.Позитивный разговор. 5.Тайм-аут. 6.Как проявляются чувства? Поддерживатьдругого. Поддержисебясам. Сопереживатьчтоэтозначит? |
Рабочий этап. Данный этап включает в себя:
разминку;
основнойэтап;
оценкурезультатов.
Задачаразминки-созданиеблагоприятногоклимата,настройучастниковна совместную творческую работу. Здесь широко используются игры или игровые моменты.Какпоказываетопыт,втакихиграхсудовольствиемучаствуютребята и старшего подростковоговозраста.
В качестве разминки можно использовать следующие приемы:
поприветствоватьдругдруга,назвавлишьоднослово(илиодинжест, изменивмимику);
высказать друг другукомплимент;
перечислить как можно больше приятных, уважительныхслов;
определить какие-либо ассоциации с предложенным предметом или явлением идр.
Основная часть включает в себя:
определение целей, задач, времени и темызанятия;
знакомство с ключевымиидеями;
организацию деятельности детей в зависимости от целей занятия. Это можетбыть:
организациядискуссии;
работа по выполнению творческих групповыхзаданий;
пробные и творческие упражнения по развитию умений инавыков;
организация деловых, психологическихигр;
работа в парах, творческом кругу по отражению существенных качеств и определеннойроли;
диагностика;
анализ ситуаций общения идр.
Время работы оговаривается до начала работы, чаще всего оно колеблется от 45 до 60 минут.
Анализ результатов.
Этот этап включает:
резюмирование полученной информации во времязанятия;
оценку работы рабочей группы в достижении поставленнойцели.
Основные задачи ведущего Подготовить помещение, необходимые средства длязанятия.
Определить активную группуучастников.
Сформулировать цель, задачи, тему, сообщить время, ознакомить ребят с программойзанятия.
Ориентировать учащихся на сотрудничество в совместной работе, принятие коллективного решения (где необходимо).
Создатьдоброжелательнуюобстановку,деловуюатмосферу, положительный эмоциональныйтон.
Добиваться, чтобы в работе принимали участие всечлены.
Стимулировать пассивныхребят.
Оказывать дозированную помощь, поддержку тому, кто в этом нуждается.
Не допускать личной конфронтацииучастников.
Побуждать ребят к самоанализу, самоконтролю, самонаблюдению действий и мнений и дальнейшемусамовоспитанию.
Уделять (по возможности) вниманиекаждому.
Четко подводитьитоги.
Добиваться того, чтобы у каждого было чувствоудовлетворения.
Формировать адекватную оценкукаждого и уважениевсехк личностидругого.
Для успешного решения поставленных задач ведущему необходимо:
быть открытым, т. е. быть самим собой, открыто предъявлять своё мнение,
уметь отнестись к своей позиции не как к единственноверной;
видеть в каждомположительное;
быть готовым к доверительному контакту, т. е. быть ответственным за развитие желаемыхотношений;
выводить участников на роли ведущих вобщении;
быть готовым к совместному поиску решений на правахравного.
Методы и средства, применяемые в часах общения В часах общения используются следующие группы методов:
Методы формирования сознания: рассказ;
беседа;
пример;
убеждение;
внушение;
дискуссия;
эвристический вопрос;
Рефлексивные методы:
самонаблюдение,
самоанализ;
самоодобрение;
самоконтроль;
самоотчёт;
самооценка;
самопорицание.
Методы организации деятельности:
упражнение;
игра;
инструктаж;
микротренинг;
«мозговой штурм»,
анализ ситуаций,
решение поставленных задач.
Методы диагностики:
тестирование;
анкетирование;
опрос;
интервью;
текст-рисунок;
ранжирование;
недописанный рассказ,
тезис и др.
В таблице 3приведен комплекс умений, необходимых для организации продуктивного, гуманистического по характеру общения, которым должен владеть и учитель и учащиеся. «Часы общения» способствуют развитию данных умений у школьников.
Таблица 3. Комплекс умений учителя и учащихся, необходимых для продуктивного общения
Коммуникативныеумения | Умения взаимодействовать | Перцептивныеумения |
1 | 2 | 3 |
умение слушать (активно и пассивно) и вслушиваться; умение передавать информацию и принимать её с нужным смыслом и личностным отношением; открыто предъявлять собеседнику свою позицию; умение считаться с другим мнением; умение отстаивать свою точку зрения и убеждать других | умение владеть позицией всехролей: умениесотрудничать; умение организовывать коллективную учебно- творческуюдеятельность; умение решать конфликт и достойно выходить из него. | умение понять коммуникативное состояние другого исебя; умение сопереживать, поддерживать и сочувствовать; умение быть внимательным и доброжелательным кдругому; умение правильно оценивать информацию и прогнозировать реакцию на своеповедение; умение замечать и регулировать защитные механизмыучащихся. |
3. Классное родительское собрание
Одной из важных форм установления контактов педагогов с семьями учащихся является родительское собрание. Главное его предназначение - согласование, координация и интеграция усилий педагога и семьи в создании условий для развития духовно богатой, нравственно чистой и физически здоровой личности ребенка.
Нетрадиционные формы родительских собраний:
Родительские вечера — это праздник общения с родителями друзей твоего ребенка, это праздник воспоминаний собственного детства и детства своего ребенка. Непринужденная праздничная атмосфера, душевность, отсутствие назидательности, добрый юмор и желание поделиться своим умением способствуют тому, что родители достаточно откровенно говорят о своих проблемах, спрашивают совет, предлагают помощь и поддержку тем, кто в них нуждается.
Родительские вечера помогают более тепло и сердечно пережить обиды и огорчения, посмотреть на наболевшие проблемы в воспитании ребенка спокойно.
С помощью организации родительских вечеров можно решить еще очень большую нравственную проблему родительских коллективов. Эта проблема заключается в учебном соперничестве детей. Зачастую такое соперничество поощряется семьей, что приводит к конфликтным ситуациям между детьми и их родителями. Родительские вечера сближают семьи, позволяют увидеть взрослых и детей в ином свете, помогают преодолеть недоверие и враждебность во взаимоотношениях детей и взрослых.
Родительские тренинги — это активная форма работы с теми родителями, которые осознают проблемные ситуации в семье, хотят изменить свое взаимодействие с собственным ребенком, сделать его более открытым и доверительным и понимают необходимость приобретения новых знаний и умений в воспитании собственного ребенка.
В родительских тренингах должны участвовать по возможности оба родителя. От этого эффективность тренинга возрастает, и результаты не заставят себя ждать. Такой тренинг называется тренингом родительской эффективности.
Семинар- практикум. На собрании могут выступать не только учитель, но и родители, логопед, психолог и другие специалисты. Совместно с родителями происходит обыгрывание или решение проблемных ситуаций, могут присутствовать элементы тренинга. Определяется тема и ведущий, им может быть, как учитель так и родители, приглашенные специалисты.
Родительские ринги — одна из дискуссионных форм формирования родительского коллектива. Проведение родительских рингов в школе просто необходимо. Многие родители уже в начальной школе проявляют категоричность суждений по многим вопросам воспитания детей, абсолютно не учитывая возможности и способности своего ребенка, уровень его реального учебного потенциала. Некоторые из родителей считают, что их методы воспитания истинны и не подлежат сомнению и коррекции со стороны педагога. Родительский ринг проводится с той целью, чтобы многие родители могли утвердиться в правоте своих методов воспитания или провести ревизию своего педагогического арсенала, задуматься над тем, что в воспитании своего ребенка они делают правильно, а что не совсем так.
Родительский ринг готовится в виде ответов на самые актуальные вопросы педагогической и психологической науки. Вопросы выбирают сами родители. Они могут сделать выбор тем уже в самом начале учебного года. Перечень проблемных вопросов для участия в ринге родители получают на первом родительском собрании. В ходе проведения ринга по одному и тому же вопросу ведут полемику две или более семей. У них могут быть разные позиции, разные мнения. Остальная часть аудитории в полемику не вступает, а лишь поддерживает мнение семей аплодисментами. Экспертами в родительских рингах могут выступать молодые педагоги, работающие в школе. Последнее слово в ходе ринга остается за специалистами, которых необходимо приглашать для участия во встрече, или за классным руководителем, который может привести веские доводы из жизни классного коллектива в защиту определенной позиции.
Собрание «Ассоциации». На листе бумаги рисуется символ, олицетворяющий проблему или ее существенный момент (что мешает установлению доверия в классе). Затем по ассоциации изображают другой символ, пока не придет подходящая идея решения. Например, собрание на тему «Детская агрессия». Рисуется ассоциация по теме, затем рисунок исправляется или рисуется новый уже с решением проблемы.
Собрание «Мини проекты» - родительское собрание можно провести совместно с детьми. На таком собрании можно провести совместную работу по созданию мини-проекта, например по теме: «В здоровой семье – здоровые дети», в каждой группе присутствуют и родители и дети, группе даётся конкретное задание, например, 1-я группа – составляет режим дня для своёй семьи, 2-я группа – разрабатывает сбалансированное меню, питание, 3-я группа отвечает за «личную гигиену», 4-я группа – говорит о влиянии спорта на здоровый образ жизни, 5-я группа – о негативном влиянии телевизора, компьютера, планшетов и сотовых телефонов. В заключение собрания выстраивается совместный «мини – проект».
Собрание «Мастер – класс» - собрание, на котором родители могут провести мастер- класс, демонстрируя свои достижения в области воспитания детей. Предварительно даётся тема нескольким родителям, и поручается каждому провести маленький фрагмент занятия, на котором они должны будут объяснить всем собравшимся родителям, например, как научить ребенка ответственно относиться к выполнению домашнего задания. Родители дают практические советы, показывают ролевую сценку. В конце собрания подводится итог и родители предлагают выбрать наиболее ценные советы, которые размещаются на стенда « Копилка родительского опыта»
Собрание « Педагогическая лаборатория» рекомендуется проводить в начале или в конце года. На нем обсуждается участие родителей в различных мероприятиях. Проводится анкета « Родитель – ребенок – школа» Проходит обсуждение либо намеченных мероприятий, либо анализируются прошедшие и подводятся итоги. В начале года анкетирование проводится для того, что ближе учитель узнал ребенка, его особенности. Родителей знакомят с мероприятиями, запланированными на год, слушают предложения родителей, какую помощь и поддержку они могут оказать в запланированных мероприятиях, а так же их пожелания и предложения на учебный год. В конце года на таких собраниях подводят итоги прошедшего года, дают оценку и анализируют достижения и ошибки.
«Читательская конференция».Проводится подготовительный этап перед собранием, где родителям дается какое – либо задание по определенной теме. Подготовленное задание обсуждается с различных позиций. За 2 недели до собрания родителям раздаются материалы на тему собрания, учитель просит прокомментировать, то или иное высказывание, освещает суть темы и задает вопросы при обсуждении.
«Душевный разговор». Собрание рассчитано не на всех родителей, а лишь на тех, чьи дети имеют общие проблемы (в общении со сверстниками, агрессивность и др.). Можно провести анкетирование по теме, в конце собрание родителям не дают рекомендаций, а они сами к ним приходят. Например ребенок – левша. С родителями проводится анкетирование, что бы глубже узнать особенность их детей. И установить точно какая степень леворукости у ребенка слабая или выраженная. Проблема обсуждается со всех сторон, могут приглашаться специалисты. Родителям даются рекомендации по особенностям развития такого ребенка.Родителям предлагаются различные задания для леворуких детей, для того чтобы развить моторику обеих рук. Обсуждаются психологические проблемы, связанные с леворукостью.
«Вечера вопросов и ответов». Предварительно родителям дается задание продумать, сформулировать наиболее волнующие их вопросы. В ходе обсуждения их со специалистами, другими родителями подобрать оптимальные пути их решения.
«Аукцион». Собрание проходит в виде «продажи» полезных советов по выбранной теме в игровой форме. Например, кризис семи лет. Учитель дает понятия – кризиса семи лет, совместно с родителями он анализирует, как остро протекает этот период у детей. Педагог предлагает поделиться родителям, как они преодолевали данный период или как они сейчас с ним справляются. Все происходит в виде игры и за каждый совет даются фишки, ( т.е. советы продаются за фишки). Советы, набравшие большее количество фишек помещают на стенд «Копилка родительского опыта».
«Ток – шоу». Собрание такой формы подразумевает обсуждение одной проблемы с различных точек зрения, детализацией проблемы и возможных путей ее решения. На ток – шоу выступают родители, учителя, специалисты.
Совместно выделяются причины, затем зачитываются мнения психологов. Все позиции совместно обсуждаются. Родители сами определяют пути решения проблемы.
На родительских собраниях нетрадиционной формы можно использовать следующие методы активизации родителей.
«Мозговой штурм». Метод коллективной мыслительной деятельности, позволяющий достичь понимания друг друга, когда общая проблема является личной для целой группы.
«Список прилагательных и определений». Такой список прилагательных определяет различные качества, свойства и характеристики объекта, деятельности или личности, которые необходимо улучшить. Сначала предлагаются качества или характеристики (прилагательные), затем они рассматриваются каждое в отдельности и решается, каким путем можно улучшить или усилить соответствующую характеристику. Например, «Каким бы вы хотели видеть вашего ребенка на выходе из начальной школы ?». Родители перечисляют качества, т.е. прилагательные, а затем совместно формулируются пути достижения цели.
«Коллективная запись». Каждый из участников получает записную книжку или лист бумаги, где сформулирована проблема и даются информация или рекомендации, необходимые для ее решения. Родители независимо друг от друга, определяют наиболее важные для них рекомендации, заносят в записную книжку. Затем записи передаются педагогу, он суммирует их, и группа проводит обсуждение. После этого приема можно использовать «мозговой штурм».
«Запись на листах». При обсуждении проблемы каждый из родителей получает листы бумаги для заметок. Педагог формулирует проблему и просит всех предлагать возможные решения. Каждое предложение записывается на отдельном листе. Проблему нужно формулировать четко. Например, «Как привлечь ребенка к выполнению домашнего задания», каждый родитель пишет свой вариант, затем все мнения обсуждаются. Вводится запрет на критику.
Решение проблемных задач семейного воспитания побуждает родителей к поиску наиболее подходящей формы поведения, упражняет в логичности и доказательности рассуждений, развивает чувство педагогического такта. Для обсуждения предлагаются подобные проблемные ситуации: « Вы наказали ребенка, но позже выяснилось, что он не виноват».
Ролевое проигрывание семейных ситуаций обогащает арсенал способов родительского поведения и взаимодействия с ребенком. Дается, например, такое задание: проиграйте, пожалуйста, как вы будете устанавливать контакт с плачущим ребенком, и др.
Тренинговые игровые упражнения и задания. Родители дают оценку разным способам воздействия на ребенка и формам обращения к нему, выбирают более удачные, заменяют нежелательные конструктивными. Или родители должны определить, почему неконструктивны такие слова, обращенные к ребенку: "Стыдно!", "Меня не устраивают твои "хочу", мало ли, что ты хочешь!", "Что бы ты без меня делал(а)?", "Как ты можешь поступать так со мной!" и др. Задания могут выполняться в такой форме: воспитатель начинает фразу: "Хорошо учиться в школе - это значит..." или "Для меня диалог с ребенком - это..." Мать или отец должны закончить предложение.
Анализ родителями поведения ребенка помогает им понять мотивы его поступков, психические и возрастные потребности.
Обращение к опыту родителей. Педагог предлагает: "Назовите метод воздействия, который более других помогает вам в налаживании отношений с сыном или дочерью?" Или: "Был ли подобный случай в вашей практике? Расскажите о нем, пожалуйста", или: "Вспомните, какую реакцию вызывает у вашего ребенка применение поощрений и наказаний" и т.п. Побуждение родителей к обмену опытом активизирует их потребность анализировать собственные удачи и просчеты, соотносить их с приемами и способами воспитания, применяемыми в аналогичных ситуациях другими родителями.
Игровое взаимодействие родителей и детей в различных формах деятельности (рисование, лепка, спортивные игры, театрализованная деятельность и др.) способствует приобретению опыта партнерских отношений.
«Мини- эксперимент» .Этот метод позволяет включить родителей в исследовательскую деятельность, создать познавательный конфликт и использовать интеллектуальные чувства родителей ( интерес, любопытство). Тема может быть любой, подводятся итоги взаимосвязи реального, желаемого и достижимого.
4. Работа с детьми с «группы риска»
Цель: активное воздействие на развитие личности и индивидуальности ребенка, содействие стабилизации эмоционального уровня.
Задачи коррекционной работы классного руководителя с детьми «группы риска».
1. Выявление и изучение неблагоприятных (психогенных и дидактогенных) факторов социальной среды (семья, школа, улица), травмирующих ребенка, нарушающих его психическое развитие.
2.Формирование характера и личности, преодоление микросоциально - педагогической запущенности.
3.Помощь в разрешении психотравмирующих ситуаций, формирование благоприятных взаимоотношений с окружающими, повышение (изменение) социального статуса личности, создание ситуации успеха.
4.Формирование эмоциональных и социальных способов совершенствования и саморегуляции (познавательных, этических, трудовых, эстетических).
Что является показателями к использованию коррекционной функции:
Нарушение коммуникации (связей) в системах «ребенок-ребенок», «ребенок-взрослый», «ребенок-коллектив».
Низкий уровень социальных достижений личности и коллектива, значительно расходящийся с потенциальным уровнем.
Наличие поведения, отклоняющегося от социальной нормы, демонстративный, систематический отказ от выполнения педагогических требований;
Стресс, депрессия, высокая тревожность и конфликтность.
Понять, принять, помочь - основа психолого-педагогического подхода к «трудному» ребенку.
Для детей «группы риска» очень важно:
Освобождение от груза негативных переживаний.
Восстановление позитивного отношения к миру.
Актуализация потенциальных ресурсов ребёнка.
Педагогу необходимо:
Обсуждать с ребенком особенности состояния его близких, помочь понять истоки этого состояния и убедить в том, что он не является их причиной, так как дети склонны испытывать вину за происходящее с их родителями.
Обсудить с ребёнком возможное расширение круга его интересов, занятий, в которых он мог бы проявить свою успешность и способности.
Постараться обеспечить ребёнку поддержку со стороны сверстников, значимых взрослых, родственников.
Постараться помочь ребёнку осознать свои трудности, позволить выразить свои мысли и чувства.
Бывает и так, что ребёнок рассказывает о причинах своего состояния и поведения, но мы не слышим его, мы не умеем слушать. Поэтому, очень важно овладеть приемами «эмпатического слушания».
Во всех случаях, когда ребёнок обижен, расстроен, рассержен - первое, что необходимо сделать, дать ему понять, что вы понимаете его переживания, «слышите его», сопереживаете ему.
Способы и формы работы классного руководителя с детьми «группы риска»
1. Включение в воспитывающую общественно значимую деятельность.
2. Оптимизация общения в ходе воспитательного процесса.
3. Преобразование позиции школьника, его статуса и роли в классе.
4. Изменение классным руководителем стиля взаимодействия с учащимися, коллективом.
5. Регулирование отношений с семьёй.
6. Анализ реальных и предполагаемых классным руководителем задач и воспитательных ситуаций.
7. Дискуссии, коррекционно-развивающие игры, специальные тренинги.
Уместно выделить несколько общих правил, которые необходимо соблюдать классному руководителю в работе с этой категорией детей:
Ответственность педагога здесь особенно велика, поскольку от правильности и точности выводов во многом зависит судьба ученика. Любая догадка (например, о необходимости обращения к другим специалистам за помощью) должна быть тщательно проверена в диагностической работе.
Необходима особая осторожность и продуманность в тех случаях, когда требуется рассказать другим людям о проблемах ребенка. Для этого следует отказаться от клинико-психологической терминологии и использовать лишь обыденно – житейскую лексику. При этом необходимо давать родителям и другим учителям ясные и точные рекомендации, как помочь ребенку, испытывающему трудности.
Следует обращать особое внимание на особенности семейной ситуации. Работа с семьей ребенка «группы риска» оказывается зачастую более важным средством психопрофилактики, чем работа с группой учеников и с учителями. Соблюдение этих условий дает возможность помочь ребенку, создать условия для компенсации трудностей.
Существо поведения подростка - это эмоционально-нравственная атмосфера, которая складывается в семье. Поэтому его перевоспитание необходимо начинать с семьи, с коррекции внутрисемейных отношений.
Семьи делятся на пять типов.
1. Семья, в которых «трудные» родители. Атмосфера в такой семье характеризуется холодностью,безразличием, отсутствием духовного контакта.
Для достижения контакта с такой семьей классный руководитель может применить следующую стратегию:
расположить родителей к себе, заручиться доверием, не спешить обижаться;
попробовать посмотреть на себя глазами родителей, это поможет лучше понять и контролировать свое отношение;
заинтересовать судьбой подростка, пробудить ответственность за его и будущее;
деликатно, тактично прикоснуться к сокровенным чувствам;
пробудить в ней потребность в душевных контактах с ребенком, в обмене мыслями, совместном решении повседневных жизненных проблем;
2. Семья, где господствует безнадзорность. В семьях этого типа родители, как правило, употребляют алкоголь. Для отцов и матерей характерна культурная ограниченность, бедностьчувств, отсутствие духовных связей с детьми.
Задача классного руководителя:
терпеливо, без назидания и упреков доказать родителям пагубность их «образа жизни» на растущую личность;
обратить внимание на испытываемые подростком переживания, боль, стыд и обиду за отца и мать, ведущих аморальную жизнь;
выяснить, кто из родителей пользуется наибольшим авторитетом в семье, кто может стать опорой в изменении опыта, условий жизни;
подростка необходимо включить в более широкое общение с окружающими людьми, морально поддержать, установить контроль.
3. Семьи, характеризующиеся педагогической неграмотностью родителей.В такой семьеродители не понимают детей, обнаруживают полное незнание методов воздействия,недооценивают значение семейного воспитания, подрывают авторитет школы и учителей.
Задача классного руководителя:
сформировать у родителей потребность в педагогических знаниях через проведение с ними консультаций;
включение в систематическую и методическую работу школы с родителями учащихся;
пробудить интерес отцов и матерей к самообразованию в области педагогики и психологии;
внушить мысль о том, что все дети нуждаются в образованных родителях.
4. Семьи, в которых отдается приоритет материальному благополучию над духовной жизнью. В таких семьях дети, как правило, растут эгоистами, излишне практичными потребителями. И родители эти качества поощряют.
Задача классного руководителя:
изменить ориентацию родителей только на материальные ценности;
заинтересовать внутренним духовным миром подростка;
при встречах с родителями дома, в школе использовать косвенное воздействие, опираясь на их здоровые интересы, на служение людям, доброту, благородство поступков, приводя при этом примеры из жизни других семей.
5. Семьи, в которых родители предъявляют детям завышенные требования, граничащие с жестокостью. В таких семьях детей наказывают, часто физически, за малейшую провинность. И, как результат, дети растут жестокими и озлобленными.
Задача классного руководителя:
доказать родителям, что с ребенком необходимо обращаться как с равным;
убедить родителей отказаться от действия с позиции силы;
относиться к ребенку как к человеку, который имеет право на самостоятельность и уважение;
показать, что терпение и снисходительность к ребенку - главные средства в воспитании.
Эффективный педагогический результат для всех типов семей дает прием включения отцов и матерей в воспитательную работу класса. Деятельное участие родителей в педагогическом процессе способствует приобретению ими навыков сотрудничества с детьми и, в частности, со своим ребенком.
Памятка классному руководителю при оказании помощи подростку в разрешении проблем
Когда у подростка случается горе, душевный разлад, разочарование, он, как правило, ищет сочувствия у окружающих, стремится «выговорить» свои неприятности. То, что высказано вслух, как бы отчуждается от человека в слове, при этом нередко «отходит», облегчается и переживание.
Если учащийся находится в эмоционально подавленном состоянии, безотлагательно пригласите его на беседу.
Методика работы по организации беседы
Приглашение на беседу- | Приглашение необходимо сделать обязательно лично, желательно с глазу на глаз. Ни в коем случае нельзя вызывать к себе человека на беседу через «третьих лиц». |
Место беседы | Можно провести разговор в служебном помещении, но предпочтительнее не в столь «формальном» месте. Главное - отсутствие посторонних. Никто не должен прерывать разговор, сколько бы он ни длился. |
Поведение во время беседы | Будьте предельно внимательным, предельно заинтересованным собеседником. Покажите, что важнее этой беседы для вас сейчас ничего нет. |
Время беседы | Желательно назначить беседу не в служебное время, когда каждый занят своими делами |
Ваша помощь окажется более эффективной, если беседа будет построена в соответствии с определенными принципами и складывается из нескольких последовательных этапов, каждый из которых имеет свою специфическую задачу.
Этапы беседы
Начальный этап беседы | Главная задача этапа заключается в установлении эмоционального контакта с приглашенным на беседу подростком. Необходимо убедить собеседника в том, что его проблемы будут поняты, что вы искренне разделяете его заботы и трудности. На первом этапе - только внимательное, терпеливое выслушивание, без сомнения и критики. Уточните, также, сведения о близких людях, так как именно они часто являются резервными источниками помощи и поддержки. |
Второй этап беседы | В ходе второго этапа устанавливается последовательность событий, в результате которых сложилась кризисная ситуация, выясняется, что повлияло на душевное состояние подростка. Один из наиболее существенных моментов этого этапа - снятие у человека ощущения безысходности ситуации. Постарайтесь убедить его в том, что подобные ситуации возникают и у других людей, что положение дел вполне поправимо. В завершение этого этапа беседы целесообразно использовать прием «определение конфликта», т.е. высказать четкую формулировку ситуации, переживаемой человеком. |
Третий этап беседы | Этот этап представляет собой совместное планирование деятельности по преодолению кризисной ситуации. Следует иметь в виду, что вероятность реализации планируемых действий будет выше в тех случаях, когда в планировании ваш собеседник играет ведущую роль. Если он испытывает затруднения, предложите определенный вариант поведения, возможные способы разрешения ситуации, которые могут привести к выходу из психологического кризиса. Преодоление психотравмирующей ситуации разбивается на более мелкие, принципиально разрешимые задачи и для ближайших задач предлагается несколько предварительных решений. Итогом этого этапа беседы должен стать конструктивный план поведения, направленного на преодоление неблагоприятных обстоятельств. |
Завершающий этап беседы | Этот этап окончательного формирования решения, активной психологической поддержки и придания человеку уверенности в своих силах и возможностях. План действий должен быть выражен предельно ясно, последовательно и кратко. |
Предупреждение№1
Действия после беседы.
Дальнейшая работа будет складываться исходя из анализа беседы с учетом личностных особенностей подростка в сложившейся ситуации. Поэтому всякие детализованные рекомендации на этот счет весьма затруднительны, но основные могут состоять в следующем:
отнеситесь ко всем высказываниям собеседника очень серьезно;
продумайте план оказания помощи ребёнку;
учитывая повышенную вероятность неадекватных реакций, создайте для него на какой-то период более спокойные («щадящие») условия учебы: реже спрашивайте на уроках, не ставьте отрицательных оценок, не используйте методы наказания;
ставьте несложные задачи, успешное выполнение которых будет способствовать повышению самооценки личности;
не оставляйте подростка без контроля и внимания;
при необходимости продумайте возможность госпитализации подростка (для медикаментозной поддержки).
Предупреждение№2!
Нельзя допускать никаких действий вопреки желанию подростка. Любая информация, сообщенная вам в ходе беседы, не может быть передана без его согласия кому бы то ни было, а тем более стать предметом обсуждения в коллективе. (Соблюдайте принцип конфиденциальности).