СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Современные формы педагогического просвещения родителей

Нажмите, чтобы узнать подробности

Педагогическое просвещение родителей дошкольников через разные формы работы

Просмотр содержимого документа
«Современные формы педагогического просвещения родителей»

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ

АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДСКОГО ОКРУГА ЧЕХОВА


МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ ЦЕНТР»




Курсы повышения квалификации: «Развитие художественно-творческих способностей у детей дошкольного возраста в соответствии с требованиями ФГОС ДО»





Самостоятельная работа №1



Выполнил:

Моисеева Светлана Николаевна

воспитатель МБОУ Троицкой СОШ им. С.Н. Воронина

(дошкольное отделение)

Преподаватель:

Скачкова Т.И.,

методист МБОУ ДПО УМЦ





Чехов

2018

Современные формы педагогического просвещения родителей

Педагогическое просвещение родителей дошкольников через разные формы работы

В Законе «Об образовании» (ст. 44) сказано о том, что именно родители являются первыми педагогами своих детей, а ДОУ существует в помощь семье. Детский сад – первый социальный институт, первое воспитательное учреждение, с которым вступают в контакт родители и где начинается их систематическое педагогическое просвещение.

От совместной работы родителей и педагогов зависит дальнейшее развитие ребенка. И именно от качества работы дошкольного учреждения, а в частности воспитателей, социального педагога, психолога - зависит уровень педагогической культуры родителей, а, следовательно, и уровень семейного воспитания детей.

Поэтому объектом данного исследования является педагогическое просвещение родителей дошкольников, а предметом - содержание и формы педагогического просвещения.

Цель: Повышение родительской активности через использование разных форм и методов взаимодействия с родителями в ДОУ.

Для достижения цели были поставлены задачи:

- изучить потребности родителей;

-активизировать и обогащать воспитательные умения родителей, повышать правовую культуру путем использования различных форм и методов;

- установить доверительные партнерские отношения с семьями воспитанников;

- создать атмосферу взаимопонимания, общности интересов, эмоциональной взаимной поддержки.

Для успешного решения задач работа с семьями дошкольников была организована на основе следующих принципов:

- корректирующего воздействия в вопросах воспитания детей в семье,

- взаимодополняющего воздействия детского сада и семьи на детей,

- организации совместной деятельности педагогов, родителей и детей в детском саду.

Новизна опыта заключается в использовании разнообразных форм (как традиционных, так и не традиционных) и методов, позволяющих формировать позитивное отношение родителей к детскому саду, помогающих преодолевать родительское сопротивление и активизировать взаимоотношения родитель-ребенок.

Согласовывая свои действия с семьей, детский сад старается дополнить или компенсировать домашние условия воспитания. Для дифференциации просветительской работы социальный педагог проводит анкетирование родителей, составляет характеристики категорий семей.

Деятельность социального педагога с семьей включает три основных составляющих:

1. помощь в образовании,

2. психологическую помощь,

3. посредническую.

Основной составляющей социально-педагогической деятельности является образование родителей. Помощь в обучении направлена на предотвращение возникающих семейных проблем и формирование педагогической культуры родителей. Вот почему главные усилия социального педагога и всего педагогического коллектива дошкольных учреждений должны иметь следующие направления:

- улучшение семейного микроклимата;

- формирование положительных взаимоотношений в семье;

- повышение педагогической культуры родителей путем их активного просвещения;

- формирование совместными усилиями полноценной личности ребенка, подготовке его к школе.

Необходимо осуществлять постоянное взаимодействие с родителями, не только в виде психолого-педагогической помощи конкретным семьям, но и активного вовлечения родителей в жизнь детского сада, участие их в развивающей образовательной работе с детьми.

Организация взаимодействия детского сада и семьи предполагает следующее:

- изучение семьи с целью выяснения ее возможностей по воспитанию своих детей и детей детского сада;

- группировку семей по принципу возможности их нравственного потенциала для воспитания своего ребенка, детей группы;

- составление плана совместных действий педагога и родителей;

- анализ промежуточных и конечных результатов их совместной воспитательной деятельности.

Дифференцированный подход при организации работы с родителями - необходимое звено в системе мер, направленных на повышение их педагогических знаний и умений. Для осуществления дифференцированного подхода социального педагога и воспитателей детского сада к родителям необходимо соблюдение как общепедагогических, так и специфических условий.

Таковыми являются:

- взаимное доверие во взаимоотношениях между педагогом и родителями;

- соблюдение такта, чуткости, отзывчивости по отношению к родителям;

- учет своеобразия условий жизни каждой семьи, возраста родителей, уровня подготовленности в вопросах воспитания;

- сочетание индивидуального подхода к каждой семье с организацией работы со всеми родителями группы;

- взаимосвязь разных форм работы с родителями;

- одновременное влияние на родителей и детей;

- обеспечение в работе с родителями определенной последовательности, системы.

Такая дифференциация помогает найти нужный контакт, обеспечить индивидуальный подход к каждой семье.

Дифференциация должна проводиться на основе тестирования, анкетирования, по определенному плану изучения семьи:

1.Структура семьи (сколько человек, возраст, образование, профессия, психологический климат семьи (межличностные отношения, стиль общения).

2.Стиль и фон семейной жизни: какие впечатления преобладают - положительные или отрицательные; причины семейных конфликтов и отрицательных переживаний родителей и детей.

3.Социальный статус матери, отца в семье, степень участия в воспитательном процессе, наличие желания воспитывать ребенка.

4.Воспитательный климат семьи, наличие или отсутствие домашней педагогической системы (осознание целей, задач, методов воспитания, участие матери, отца в педагогической деятельности семьи (конструктивной, организационной, коммуникативной).

После изучения семей необходимо составление «Социального паспорта» с целью корректировки педагогического воздействия.

Для выявления уровня педагогической культуры и степени участия родителей в воспитании детей можно использовать следующие методы:

1. Анкетирование родителей;

2. Анкетирование воспитателей;

3. Тестирование родителей;

4. Индивидуальные беседы с родителями;

5. Индивидуальные беседы с детьми;

6. Посещение семьи ребенка;

7. Наблюдение за ребенком в сюжетно-ролевой игре “Семья”.

8. Наблюдение воспитателем за взаимоотношением родителей и детей во время приема и ухода детей.

Работа с родителями должна проводиться активно, применяться не в общем, а с точки зрения ее действенности по отношению к каждой категории родителей. В зависимости от проблем, возникающих в семьях, выбирается та или иная тематика мероприятий.

В настоящее время используются всевозможные методы и формы педагогического просвещения родителей, как и уже утвердившиеся в этой области, так и новаторские, нетрадиционные.

- наглядная пропаганда,

- посещение семей,

- родительские собрания,

- беседы и консультации,

- анкетирование,

- дни открытых дверей,

- круглые столы,

- организация деловых игр и другие.

Для создания в семье благоприятных условий воспитания детей родителям прежде всего необходимо овладеть полным объемом определенных психолого-педагогических знаний и практических навыков.

Для осуществления дифференцированного подхода к работе с родителями необходимо соблюдение общепедагогических и специфических условий.

Критерием эффективности вариативного использования разных форм и методов в работе с родителями является искреннее проявление их интереса к занятиям детей, активное участие на родительских собраниях в анализе педагогических ситуаций, дискуссиях. Сталкиваясь с проблемами в воспитании детей, родители все чаще обращаются за квалифицированной помощью к педагогам ДОУ.













«Какими бы прекрасными ни были наши дошкольные учреждения, самыми главными мастерами, формирующими разум, мысли, творчество малышей являются мать и отец». / А.В.Сухомлинский/


Роль родителей в развитии

художественно - творческих способностей детей.


Актуальной задачей в настоящее время является развитие у дошкольников художественно-творческих способностей. Поэтому, развитие творческих способностей у дошкольника не может рассматриваться только в рамках детского сада. Процесс развития творческих способностей детей родители могут видеть непосредственно в детском саду,  каждый его успех в творчестве и в личностном плане.  Для этого организуются выставки творческих работ детей (рисунки, поделки), благодаря чему ребенок имеет возможность получить похвалу от родителей, что для него очень важно. 

Большое значение для развития творческих способностей детей         имеет семья. Красота во всем, что окружает детей дома, вызывает чувство радости, уверенности, укрепляет привязанность детей к родителям.
Хорошо, если ребенок в семье имеет возможность развивать свои художественно-творческие способности: рисовать, лепить и т.д.
В процессе разнообразной деятельности формируются эстетические чувства ребенка, его творческие способности, развивается талант. Внимание к любому проявлению ребенком интереса, к какому – то виду деятельности со стороны родителей обязательно, особенно если этот интерес носит устойчивую форму. В таком случае детей надо поощрять, всячески стимулировать развитие их творческих

способностей.      

Неиссякаемым источником художественных способностей детей является природа. Правильно делают те родители, которые во время прогулки ведут разговор об окружающем. Ребенок умеющий любоваться цветами и животными, их окраской и повадками, развивает способность видеть прекрасное и у него возникает   желание отобразить в своих рисунках, поделках.

Литература, музыка, живопись, народное творчество должны быть постоянным спутниками детей в семье.

Детский рисунок, процесс рисования – это частица духовной жизни ребенка.

 В.Л. Сухомлинский говорил: «Дети не просто переносят на бумагу что-то из окружающего мира, а живут в этом мире, входят в него, наслаждаются этой красотой».

Развитие творческих способностей детей  начинается с создания наилучших условий, в первую очередь необходимо подготовить физические условия. Здесь подразумевается подготовка необходимых материалов для творчества, и отведение времени для игры с ними.          Следует создавать такие условия, чтобы ребенок понимал, что за свои творческие эксперименты, он не будет наказан.  Лучше поощрять и подбадривать, ведь для малыша воспринимать  новые знания может быть трудно. Обязательно надо давать возможность детям проявлять инициативу.

Не стоит превращать процесс рисования  в обязательную деятельность, иначе  они будут в тягость. Пусть обучение проходит в атмосфере любви и уважения, тогда ничто не помешает получать новые навыки. Поступающая информация должна быть доступна детям, соответствовать возрасту и способностям. Не надо гнаться за количеством познанного материала, ваша цель – развить способности ребенка.

Второе, что нужно для успешного развития – это системность художественной деятельности.  Если заниматься с детьми от случая к случаю, то они вряд ли поймут, что от них хотят. Кусочки знаний должны складываться у детей в общую взаимосвязанную картинку. Самое важное условие раскрытия творческих способностей детей - это создание общей атмосферы комфортности, свободы и увлеченности, чтобы каждый ребенок сумел познать «радость успеха». Такая задача требует от взрослого особого внимания.

При выполнении заданий детям могут оказываться разные виды помощи: кому-то из них достаточно одобряющей улыбки, кто-то нуждается в дополнительных разъяснениях, некоторым нужна совместная работа с взрослым. В любом случае общение должно строиться таким образом, чтобы каждый ребенок мог публично порадоваться результату своего собственного или совместного с взрослым творчества.

Примерные  задания:

-  Построй дом для воображаемого существа из имеющегося материала (щепки, кусочки ткани , картон, пластилин и т. п.).

- Нарисуй птичку акварелью, гуашью, восковыми мелками. Слепи ее из глины и раскрась. Попробуй сделать такую же из пластилина,

теперь выполни птичку в технике аппликации.

-  Вот фигура. Дорисуй ее так, чтобы она на что-то походила.

-  Вот несколько одинаковых шариков из пластилина, нитки, спички, пуговки, сухие веточки. Что можно сделать, чтобы ни один шарик не походил на другой?

- «Оживший рисунок». Придумай как можно оживить рисунок.             Такие задания стимулируют творческий процесс, развивают способности.

Правила для родителей:

1. Ребенок должен иметь максимальную свободу для проявления инициативы и необходимое физическое и психическое пространство.

2. У ребенка не должно быть недостатка в художественном материале: цветных карандашах, фломастерах, красок, бумаге и т.д.

3. Сюжет рисования не должен подвергаться критике.

4. Детские рисунки нужно повесить в удобном месте и попросить ребенка прокомментировать их.

5. Нужно предлагать все, о чем ребенок любит говорить и             говорить  с ним обо всем, что он любит.

Как организовать детское творчество дома?

Создавая детям условия для занятий рисованием, лепкой, аппликацией

родители формируют у них устойчивый интерес к изобразительной

деятельности, развивают их способности.

Место

Место, где ребенок рисует, должно быть хорошо освещено. Свет должен падать с левой стороны, если ребенок правша, и наоборот,

если левша. Следите за осанкой ребенка.                                  Проверьте, соответствуют ли стол и стул росту ребенка.

Материалы

Гуашь - основной материал для рисования красками в младшем дошкольном возрасте, и акварель в старшем. Банка для воды, кисти     № 1, 3, 5, 6. мягкая тканевая салфетка для высушивания  кисти. Простой карандаш, восковые мелки, фломастеры, маркеры, специальный альбом для рисунков, листы бумаги для рисования.

Анкета для родителей:

«Художественное творчество в жизни дошкольника»

1. Чем увлекается ваш ребенок дома? __________________________________________________________________

2. Рисует ли ваш ребенок по своей инициативе или нет? _____________________________________

3. Каким видом изобразительной деятельности  любит заниматься ваш ребенок дома? (рисование, лепка, аппликация)

4. Какие материалы есть у ребенка для домашних занятий художественной изобразительной деятельностью?

_____________________________________________ __________

5. Часто ли ребенок просит кого-либо из членов семьи порисовать вместе с ним? (необходим совет по теме, выбору материалов, расположению рисунка и прочее)

______________________________________________

6. Как Вы чаще всего реагируете на просьбы ребенка порисовать с ним?

  1. предлагаете самому порисовать

  2. обещаете порисовать в другой раз

  3. включаетесь в творческий процесс по его просьбе 

_________________________________________________

7. Кто чаще занимается с ребенком дома? ____________________________________________________

8. Бывает ли ваш ребенок в музеях, на выставках? ____________________________________________

9. Что сделано в вашем доме своими руками? Какое участие принимал в этом ребенок ____________

10. Применяете ли вы детские рисунки, изделия в оформлении детского уголка, в подготовке к празднику, ко дню рождения? Как? ________________________________________________________ ______

11. Как можно, на ваш взгляд развить у ребенка интерес к искусству в семье? В чем вы видите преемственность с детским садом? __________________________________________________________ _________________________________________________________________



Рекомендации родителям по художественно-творческому развитию детей дошкольного возраста:

  • Знакомьте детей с разными видами искусства путем созерцания картин в музеях, просмотра репродукций в компьютерном режиме, журналах, книгах, поездках;

  • Упражняйте в определении жанра живописи: пейзаж, натюрморт, портрет, сказочный, бытовой, анималистический;

  • Предоставляйте возможность самостоятельно изображать предметы, животных, деревья, транспорт, людей и т.п.;

  • Поддерживайте желание рисовать, лепить, заниматься аппликацией, конструировать, передавать свои впечатления в изображениях;

  • Взвешенно относитесь к выбору материалов изображения, побуждайте к основам рукоделия: вышивка, бисероплетение, вязание и т.п.;

  • Поощряйте творчество ребенка, поддерживайте его инициативу;

  • Привлекайте к театрально-игровой деятельности;

  • Создайте театр дома: разыгрывайте элементарные жизненные ситуации с игрушками, инсценируйте знакомые литературные произведения, сказки, рассказы, стихи;

  • Обращайте внимание ребенка на осмысление содержания художественных произведений, особенности характеров и поведения разных персонажей;

  • Учите овладевать средствами эмоциональной выразительности, выражать чувства мимикой, жестами, интонацией, словами; упражняйте ребенка в этом направлении;

  • Поощряйте творчество ребенка, поддерживайте его инициативу, одобряйте удачное исполнение роли;

  • Посещайте вместе с детьми театры (кукольный, драматический, юного зрителя и др.).




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!