Современные формы работы в изучении истории Великой Отечественной войны
2020 год – год празднования юбилея Великой Победы. Этому событию посвящено множество мероприятий, акций, в которых приняли участие и наши ученики. Педагоги школ планомерно проводят работу по патриотическому воспитанию подрастающего поколения, знают, что патриотизм не заложен в генах, это не природное, а социальное качество. Учителя любой предметной направленности делают все возможное для этого: проводят классные часы, экскурсии, организуют встречи с ветеранами. Все это, несомненно, способствует воспитанию будущих патриотов.
Но в восприятии педагогов и учеников Великая Отечественная война не одинакова. Есть люди, прошедшие войну на фронте или в тылу; есть те, кто пережил военное детство; есть послевоенные поколения, узнавшие о войне от тех, кто добыл Победу; есть современная молодежь, которая узнает о войне от родителей, учителей. Для педагогов важно, чтобы ученики поняли уроки истории, вытекающие из опыта Великой Отечественной войны:
только сплочение советского народа привело к Победе. В условиях жизни нашего многонационального государства, раскинувшегося на огромной территории это было основной задачей;
командно-административная система позволила в условиях войны дать высокий результат в превращении страны в единый военный лагерь;
войну надо изучать через различные аспекты: военно- стратегический, внешнеполитический и морально- психологический;
чтобы понять историю войны — надо знать историю своей семьи, историю своего края.
Наши ученики не вовлечены в восприятие войны через повседневность, как это было с послевоенными поколениями, жившими в обществе, в котором на бытовом уровне все события делились на: «до войны» и «после войны». Современные учащиеся привыкли к иным ритмам и формам подачи информации, не без труда воспринимают воссоздание истории войны с помощью способов и приемов, которые были эффективны еще 20 лет назад.
Приходится говорить и о том, что в школе слабо учитываются особенности восприятия информации нынешним поколением школьников. Сегодняшние школьники получают информацию из более широкого круга источников, чем послевоенные поколения учащихся. В этом списке школа занимает не первое место, хотя отметим, что и сегодня в изучении истории именно общеобразовательные учреждения имеют возможность раскрывать вопросы прошлого:
во-первых, в системе;
во-вторых, под руководством профессионала;
в-третьих, при опоре на социокультурные возможности среды жизни учащихся.
Реалии сегодняшнего дня заставляют обратить внимание на современные педагогические технологии, позволяющие в наибольшей степени вовлечь школьников в познание важнейшего периода жизни Отечества. Современные школьники знают о войне по книгам, кино, разговорам со старшим поколением. Но всё-таки чувство войны нельзя передать словами. Чтобы осознать подвиг народа в те годы, нужно самому пережить атмосферу войны. Возможность погрузиться в героическую эпоху противостояния нашей страны фашистским захватчикам у школьников появляется благодаря современным формам работы с подростками.
В феврале- марте 2020 года в городе Калининград был реализован проект «Узнай своего ветерана» В этой Акции приняли участие
десять учащихся (волонтёров) из 9-11 классов МАОУ СОШ №25 им И.В Грачёва город Калининград
В ходе акции учащиеся посетили ветеранов города с целью поздравления с приближающейся датой дня Победы 9 мая. Учащиеся подготовили вопросы ветеранам и провели беседу. В ходе беседы ветераны делились воспоминаниями из своего личного архива памяти. Среди ветеранов были не только участники сражений Великой отечественной но и труженики тыла, участники Блокады Ленинграда и бывшие пленные концлагерей. Беседы были достаточно познавательными и эмоционально на полнеными, как раз то, чего не способен передать учебник и интернет.
Такие формы работы с молодежью – современны, интересны. А главное, учащиеся поняли, что только настоящие патриоты и граждане своей Родины могли выдержать такие испытания и победить в Великой войне.