СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Современные интерактивные технологии в работе с детьми с ОВЗ

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Пособие ФИЛВОРД для работы с детьми с умственной отсталостью

Просмотр содержимого документа
«Современные интерактивные технологии в работе с детьми с ОВЗ»

ОГКОУ «КИНЕШЕМСКАЯ КОРРЕКЦИОННАЯ ШКОЛА-ИНТЕРНАТ»  Г .КИНЕШМА УЛ.СЕЧЕНОВА Д.26      «СОВРЕМЕННЫЕ ИНТЕРАКТИВНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ  В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ С ОВЗ»   ДИДАКТИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ «ЛОГОПЕДИЧЕСКИЙ ФИЛВОРД»  В КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ РАБОТЕ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА, УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА С ОБУЧАЮЩИМИСЯ ЛЁГКОЙ И СРЕДНЕЙ СТЕПЕНЬЮ УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТИ ВЫПОЛНИЛИ:  Кухаркина Елена Николаевна педагог психолог Голубева Эльвира Анатольевна учитель-логопед

ОГКОУ «КИНЕШЕМСКАЯ КОРРЕКЦИОННАЯ ШКОЛА-ИНТЕРНАТ» Г .КИНЕШМА УЛ.СЕЧЕНОВА Д.26 «СОВРЕМЕННЫЕ ИНТЕРАКТИВНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ С ОВЗ» ДИДАКТИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ «ЛОГОПЕДИЧЕСКИЙ ФИЛВОРД» В КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ РАБОТЕ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА, УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА С ОБУЧАЮЩИМИСЯ ЛЁГКОЙ И СРЕДНЕЙ СТЕПЕНЬЮ УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТИ

ВЫПОЛНИЛИ:

Кухаркина Елена Николаевна

педагог психолог

Голубева Эльвира Анатольевна

учитель-логопед

АКТУАЛЬНОСТЬ  Использование игровых технологий во взаимодействии педагога и ребенка создает много развивающих возможностей для формирования личности обучающихся.  Заинтересовать и привлечь внимание детей с ОВЗ удаётся только с помощью ярких предметов, картинок, однако длительно сосредоточить их на чем-либо чрезвычайно трудно. На помощь приходят интерактивные игровые технологии, которые при создании благоприятных условий достаточно активно включают большинство детей в образовательный процесс. Выставка авторских интерактивных пособий в работе с детьми с ОВЗ.  ОГКОУ «Кинешемская коррекционная школа-интернат»

АКТУАЛЬНОСТЬ

Использование игровых технологий во взаимодействии педагога и ребенка создает много развивающих возможностей для формирования личности обучающихся.

Заинтересовать и привлечь внимание детей с ОВЗ удаётся только с помощью ярких предметов, картинок, однако длительно сосредоточить их на чем-либо чрезвычайно трудно. На помощь приходят интерактивные игровые технологии, которые при создании благоприятных условий достаточно активно включают большинство детей в образовательный процесс.

Выставка авторских интерактивных пособий в работе с детьми с ОВЗ.

ОГКОУ «Кинешемская коррекционная школа-интернат»

«ЛОГОПЕДИЧЕСКИЙ ФИЛВОРД»

Филворд – это разновидность кроссворда. Филворды появились достаточно давно, но большинство воспринимают их лишь в качестве приятного времяпрепровождения, и весь развивающий потенциал этой увлекательной  интеллектуальной игры остается мало заметным.

Филворд  может быть использован  в качестве игровой технологии как на уроках по различным дисциплинам, так и на занятиях, целью которых является развитие познавательной и интеллектуальной сферы школьников.

Предназначен для обучающихся с лёгкой и средней

степенью умственной отсталостью младшего и среднего

школьного возраста.

Это уникальная  технология,  которая позволяет сделать

интересным и увлекательным процесс обучения

различным умениям и навыкам.

  • Филворд  может быть использован  в качестве игровой технологии как на уроках по различным дисциплинам, так и на занятиях, целью которых является развитие познавательной и интеллектуальной сферы школьников. Предназначен для обучающихся с лёгкой и средней степенью умственной отсталостью младшего и среднего школьного возраста. Это уникальная  технология,  которая позволяет сделать интересным и увлекательным процесс обучения различным умениям и навыкам.
  • Филворд  может быть использован  в качестве игровой технологии как на уроках по различным дисциплинам, так и на занятиях, целью которых является развитие познавательной и интеллектуальной сферы школьников. Предназначен для обучающихся с лёгкой и средней степенью умственной отсталостью младшего и среднего школьного возраста. Это уникальная  технология,  которая позволяет сделать интересным и увлекательным процесс обучения различным умениям и навыкам.
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ: Цель:  развитие речевой и познавательной активности у детей с ограниченными возможностями здоровья на основе зрительно – пространственного восприятия . Задачи:  - совершенствовать сенсомоторное развитие детей;  - развивать способность к различению звуков и их зрительных изображений;  - формировать навыки осознанного чтения слов; - упражнять детей в ориентировке на вертикальной плоскости и по клеточкам; - развивать психические процессы, зрительно-пространственное восприятие, мелкую моторику рук; - формировать правильное звукопроизношение; - развивать фонематический слух; - расширять, обогащать словарный запас; - развивать грамматический строй речи; - развивать высшие психические функции.

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ:

Цель:  развитие речевой и познавательной активности у детей с ограниченными возможностями здоровья на основе зрительно – пространственного восприятия .

Задачи:

- совершенствовать сенсомоторное развитие детей;

- развивать способность к различению звуков и их зрительных изображений;

- формировать навыки осознанного чтения слов;

- упражнять детей в ориентировке на вертикальной плоскости и по клеточкам;

- развивать психические процессы, зрительно-пространственное восприятие, мелкую моторику рук;

- формировать правильное звукопроизношение;

- развивать фонематический слух;

- расширять, обогащать словарный запас;

- развивать грамматический строй речи;

- развивать высшие психические функции.

ОПИСАНИЕ ПОСОБИЯ ФИЛВОРД Пособие в форме дидактической интерактивной доски обтянуто натуральным льняным полотном, разделено на две зоны. В основе филворд. На одной стороне поле заполнено буквами, фигурами, цифрами, в которых скрыты слова «домашние животные» (100 элементов). На другой стороне поле заполнено буквами, в которых скрыты слова «Дикие животные» (100 элементов) Буквы вырезаны из различных видов ткани , разного цвета и текстуры (плотные портьеры, драп, сатин, шерсть,искусственная кожа и др.) Очень хорошая идея решения принципа статичности- динамичности – элементы букв крепятся к доске при помощи ленты-липучки. Это даёт возможность составлять филворды на различные темы «Семья», «Овощи-фрукты» и др. В представленном варианте пособие на тему «Домашние и дикие животные» С обеих сторон кармашки для заданий и упражнений, картинки с животными, загадки, демонстрационные карточки, разрезные и сюжетные картинки( задания и материал можно дополнять и заменять).

ОПИСАНИЕ ПОСОБИЯ ФИЛВОРД

Пособие в форме дидактической интерактивной доски обтянуто натуральным льняным полотном, разделено на две зоны. В основе филворд.

На одной стороне поле заполнено буквами, фигурами, цифрами, в которых скрыты слова «домашние животные» (100 элементов). На другой стороне поле заполнено буквами, в которых скрыты слова «Дикие животные» (100 элементов)

Буквы вырезаны из различных видов ткани , разного цвета и текстуры (плотные портьеры, драп, сатин, шерсть,искусственная кожа и др.)

Очень хорошая идея решения принципа статичности-

динамичности – элементы букв крепятся к доске при помощи ленты-липучки. Это даёт возможность

составлять филворды на различные темы «Семья»,

«Овощи-фрукты» и др. В представленном варианте

пособие на тему «Домашние и дикие животные»

С обеих сторон кармашки для заданий и упражнений,

картинки с животными, загадки, демонстрационные

карточки, разрезные и сюжетные картинки( задания и

материал можно дополнять и заменять).

ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

  • Многофункциональность представленного дидактического пособия предполагает возможность использования его в работе с детьми младшего и среднего школьного возраста с возможностью импровизации по ходу образовательной деятельности, смешивания и варьирования, усложнения или упрощения заданий.
  • Дидактическое пособие рекомендовано учителями-логопедами, учителям - дефектологам, педагогам-психологам в процессе коррекционно-развивающей образовательной деятельности, стимулирующей речевое, познавательное и личностное развитие обучаюшихся.
  • Данное пособие может быть использовано в индивидуальных, и подгрупповых формах организации образовательной деятельности.
  • Пособие содержит дидактические игры и коррекционные упражнения на развитие сенсорно – моторной зоны у детей с ограниченными возможностями здоровья.
  • Пособие можно снять с доски и использовать как настенное панно, а также как развивающий коврик.
  • Простота в изготовлении.
  • Удобство и вариации в использовании.
  • Малозатратность.
  • Экологически чистый материал.
  • Обучающие могут принять участие в изготовлении.
     ВАРИАНТЫ УПРАЖНЕНИЙ И ЗАДАНИЙ  «СЛОВА ИГРАЮТ В ПРЯТКИ»   ЗАДАЧИ: - РАЗВИВАТЬ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЙ ИНТЕРЕС У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ;  - ПРИВИВАТЬ ИНТЕРЕС К ПОЗНАНИЮ ЖИВОЙ ПРИРОДЫ;  - РАЗВИВАТЬ ЛОГИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ, ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ СПОСОБНОСТИ И ПАМЯТЬ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ .

ВАРИАНТЫ УПРАЖНЕНИЙ И ЗАДАНИЙ «СЛОВА ИГРАЮТ В ПРЯТКИ» ЗАДАЧИ: - РАЗВИВАТЬ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЙ ИНТЕРЕС У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ; - ПРИВИВАТЬ ИНТЕРЕС К ПОЗНАНИЮ ЖИВОЙ ПРИРОДЫ; - РАЗВИВАТЬ ЛОГИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ, ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ СПОСОБНОСТИ И ПАМЯТЬ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ .

«ПОИГРАЕМ СО СЛОВАМИ»  ДИДАКТИЧЕСКАЯ ЦЕЛЬ: В ИГРОВОЙ ФОРМЕ ЗАКРЕПИТЬ ЗНАНИЯ О БУКВАХ, ПОМОЧЬ УЧЕНИКАМ В ОВЛАДЕНИИ ЧТЕНИЕМ, РАСШИРИТЬ СЛОВАРНЫЙ ЗАПАС, НАУЧИТЬ СОСРЕДОТОЧЕННОСТИ, УСИДЧИВОСТИ, РАЗВИТЬ НАБЛЮДАТЕЛЬНОСТЬ, ЛОГИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ, РЕЧЬ. Найти самое длинное (короткое) слово Списать слово Посчитать число букв в слове Посчитать число звуков в слове Назвать первую(последнюю) букву слова Разделить слово на слоги Найти ударный слог Сделать звуко-буквенный анализ Составить предложение с найденным словом

«ПОИГРАЕМ СО СЛОВАМИ» ДИДАКТИЧЕСКАЯ ЦЕЛЬ: В ИГРОВОЙ ФОРМЕ ЗАКРЕПИТЬ ЗНАНИЯ О БУКВАХ, ПОМОЧЬ УЧЕНИКАМ В ОВЛАДЕНИИ ЧТЕНИЕМ, РАСШИРИТЬ СЛОВАРНЫЙ ЗАПАС, НАУЧИТЬ СОСРЕДОТОЧЕННОСТИ, УСИДЧИВОСТИ, РАЗВИТЬ НАБЛЮДАТЕЛЬНОСТЬ, ЛОГИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ, РЕЧЬ.

Найти самое длинное (короткое) слово

Списать слово

Посчитать число букв в слове

Посчитать число звуков в слове

Назвать первую(последнюю) букву слова

Разделить слово на слоги

Найти ударный слог

Сделать звуко-буквенный анализ

Составить предложение с найденным словом

«ПОИГРАЕМ  С БУКВАМИ» Найди буквы одного цвета Найди буквы одной фактуры Найди все гласные буквы и назови их Найди парные буквы Найди звонкие (глухие) буквы Перечисли все буквы в заданном ряду Автоматизация звуков

«ПОИГРАЕМ С БУКВАМИ»

Найди буквы одного цвета

Найди буквы одной фактуры

Найди все гласные буквы и назови их

Найди парные буквы

Найди звонкие (глухие) буквы

Перечисли все буквы в заданном ряду

Автоматизация звуков

ИГРОВЫЕ УПРАЖНЕНИЯ НА ТАКТИЛЬНОЕ ВОСПРИЯТИЕ   ЦЕЛЬ: ПРЕДЛОЖЕННЫЕ ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ ПОМОГУТ СКОРРЕКТИРОВАТЬ ДИСФУНКЦИЮ СЕНСОРНОЙ ИНТЕГРАЦИИ, ВОЗДЕЙСТВУЯ НА ОДНУ ИЗ ОСНОВНЫХ СЕНСОРНЫХ СИСТЕМ Показываем, называем и даём потрогать ребенку буквы и фигуры с разной фактурой поверхности (гладкие, шершавые, ребристые, колючие, мягкие и т.п.). После этого предлагаем ему ощупать вслепую материал двумя руками, потом одной рукой и найти такой же материал или предметы из него, действуя сначала этой же рукой, а затем — другой. Варианты усложнения заданий : - сначала правила игры усваиваются с открытыми глазами; - затем отыскивание букв происходит с закрытыми глазами; - произвольно, только правой или левой рукой.; фактура поверхностей должна отличаться незначительно. В качестве подсказки можно нарисовать букву или фигуру ребёнку на спине и попросить найти эту букву на доске.  Можно поиграть вместе с детьми и посоревноваться, кто быстрее выберет предметы с определёнными свойствами. Подходит для индивидуальной и групповой работы.

ИГРОВЫЕ УПРАЖНЕНИЯ НА ТАКТИЛЬНОЕ ВОСПРИЯТИЕ ЦЕЛЬ: ПРЕДЛОЖЕННЫЕ ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ ПОМОГУТ СКОРРЕКТИРОВАТЬ ДИСФУНКЦИЮ СЕНСОРНОЙ ИНТЕГРАЦИИ, ВОЗДЕЙСТВУЯ НА ОДНУ ИЗ ОСНОВНЫХ СЕНСОРНЫХ СИСТЕМ

Показываем, называем и даём потрогать ребенку буквы и фигуры с разной фактурой поверхности (гладкие, шершавые, ребристые, колючие, мягкие и т.п.). После этого предлагаем ему ощупать вслепую материал двумя руками, потом одной рукой и найти такой же материал или предметы из него, действуя сначала этой же рукой, а затем — другой.

Варианты усложнения заданий :

- сначала правила игры усваиваются с открытыми глазами;

- затем отыскивание букв происходит с закрытыми глазами;

- произвольно, только правой или левой рукой.;

  • фактура поверхностей должна отличаться незначительно.

В качестве подсказки можно нарисовать букву или фигуру ребёнку на спине и попросить найти эту букву на доске.

Можно поиграть вместе с детьми и посоревноваться, кто быстрее выберет предметы с определёнными свойствами. Подходит для индивидуальной и групповой работы.

ГРУППОВАЯ ФОРМА РАБОТЫ НА КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩИХ ЗАНЯТИЯХ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ФИЛВОРДА    Читаем, отгадываем, пишем, ищем, рисуем, собираем

ГРУППОВАЯ ФОРМА РАБОТЫ НА КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩИХ ЗАНЯТИЯХ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ФИЛВОРДА

Читаем, отгадываем, пишем, ищем, рисуем, собираем

РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ

Использование подобной игровой технологии, в работе с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья (недостаточным уровнем развития познавательных процессов, интеллектуальных и эмоционально – волевых  функций),  является эффективной. Так как  это группа детей, требует особых условий  и подхода к своему обучению и развитию.

         Обучение   же посредством игры-филворд, позволяет  усвоить учебный материал, детям удобно и естественно.  

Использование в разных вариантах такой игровой технологии, как филворд, позволяет развивать, не только познавательные и интеллектуальные способности обучающихся с ОВЗ, но и эмоционально-волевые, регулятивные, и личностные качества необходимые для успешной реализации в основной учебной деятельности. Ведь всестороннее развитие является особенно важным для детей с ограниченными возможностями здоровья.

  Использование филвордов на занятиях с детьми ОВЗ помогает существенно обогатить и активизировать словарный запас, что является первым шагом в развитии словесно-логического мышления. Разбросанные слова по буквам помогают научиться быстрее читать и писать. В процессе поиска ребёнок учится правильно записывать слова, запоминая их написание и звучание, тренируется визуальное восприятие. Как показывает практика, при выполнении задания усиливается внимание к каждому слову, его значению, написанию.     

     Мы рады оказать методическую помощь, передавая образцы своего удачного труда.

 Спасибо за внимание!

Спасибо за внимание!


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!