ОГКОУ «КИНЕШЕМСКАЯ КОРРЕКЦИОННАЯ ШКОЛА-ИНТЕРНАТ» Г .КИНЕШМА УЛ.СЕЧЕНОВА Д.26 «СОВРЕМЕННЫЕ ИНТЕРАКТИВНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ С ОВЗ» ДИДАКТИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ «ЛОГОПЕДИЧЕСКИЙ ФИЛВОРД» В КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ РАБОТЕ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА, УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА С ОБУЧАЮЩИМИСЯ ЛЁГКОЙ И СРЕДНЕЙ СТЕПЕНЬЮ УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТИ
ВЫПОЛНИЛИ:
Кухаркина Елена Николаевна
педагог психолог
Голубева Эльвира Анатольевна
учитель-логопед
АКТУАЛЬНОСТЬ
Использование игровых технологий во взаимодействии педагога и ребенка создает много развивающих возможностей для формирования личности обучающихся.
Заинтересовать и привлечь внимание детей с ОВЗ удаётся только с помощью ярких предметов, картинок, однако длительно сосредоточить их на чем-либо чрезвычайно трудно. На помощь приходят интерактивные игровые технологии, которые при создании благоприятных условий достаточно активно включают большинство детей в образовательный процесс.
Выставка авторских интерактивных пособий в работе с детьми с ОВЗ.
ОГКОУ «Кинешемская коррекционная школа-интернат»
«ЛОГОПЕДИЧЕСКИЙ ФИЛВОРД»
Филворд – это разновидность кроссворда. Филворды появились достаточно давно, но большинство воспринимают их лишь в качестве приятного времяпрепровождения, и весь развивающий потенциал этой увлекательной интеллектуальной игры остается мало заметным.
Филворд может быть использован в качестве игровой технологии как на уроках по различным дисциплинам, так и на занятиях, целью которых является развитие познавательной и интеллектуальной сферы школьников.
Предназначен для обучающихся с лёгкой и средней
степенью умственной отсталостью младшего и среднего
школьного возраста.
Это уникальная технология, которая позволяет сделать
интересным и увлекательным процесс обучения
различным умениям и навыкам.
- Филворд может быть использован в качестве игровой технологии как на уроках по различным дисциплинам, так и на занятиях, целью которых является развитие познавательной и интеллектуальной сферы школьников. Предназначен для обучающихся с лёгкой и средней степенью умственной отсталостью младшего и среднего школьного возраста. Это уникальная технология, которая позволяет сделать интересным и увлекательным процесс обучения различным умениям и навыкам.
- Филворд может быть использован в качестве игровой технологии как на уроках по различным дисциплинам, так и на занятиях, целью которых является развитие познавательной и интеллектуальной сферы школьников. Предназначен для обучающихся с лёгкой и средней степенью умственной отсталостью младшего и среднего школьного возраста. Это уникальная технология, которая позволяет сделать интересным и увлекательным процесс обучения различным умениям и навыкам.
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ:
Цель: развитие речевой и познавательной активности у детей с ограниченными возможностями здоровья на основе зрительно – пространственного восприятия .
Задачи:
- совершенствовать сенсомоторное развитие детей;
- развивать способность к различению звуков и их зрительных изображений;
- формировать навыки осознанного чтения слов;
- упражнять детей в ориентировке на вертикальной плоскости и по клеточкам;
- развивать психические процессы, зрительно-пространственное восприятие, мелкую моторику рук;
- формировать правильное звукопроизношение;
- развивать фонематический слух;
- расширять, обогащать словарный запас;
- развивать грамматический строй речи;
- развивать высшие психические функции.
ОПИСАНИЕ ПОСОБИЯ ФИЛВОРД
Пособие в форме дидактической интерактивной доски обтянуто натуральным льняным полотном, разделено на две зоны. В основе филворд.
На одной стороне поле заполнено буквами, фигурами, цифрами, в которых скрыты слова «домашние животные» (100 элементов). На другой стороне поле заполнено буквами, в которых скрыты слова «Дикие животные» (100 элементов)
Буквы вырезаны из различных видов ткани , разного цвета и текстуры (плотные портьеры, драп, сатин, шерсть,искусственная кожа и др.)
Очень хорошая идея решения принципа статичности-
динамичности – элементы букв крепятся к доске при помощи ленты-липучки. Это даёт возможность
составлять филворды на различные темы «Семья»,
«Овощи-фрукты» и др. В представленном варианте
пособие на тему «Домашние и дикие животные»
С обеих сторон кармашки для заданий и упражнений,
картинки с животными, загадки, демонстрационные
карточки, разрезные и сюжетные картинки( задания и
материал можно дополнять и заменять).
ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ
- Многофункциональность представленного дидактического пособия предполагает возможность использования его в работе с детьми младшего и среднего школьного возраста с возможностью импровизации по ходу образовательной деятельности, смешивания и варьирования, усложнения или упрощения заданий.
- Дидактическое пособие рекомендовано учителями-логопедами, учителям - дефектологам, педагогам-психологам в процессе коррекционно-развивающей образовательной деятельности, стимулирующей речевое, познавательное и личностное развитие обучаюшихся.
- Данное пособие может быть использовано в индивидуальных, и подгрупповых формах организации образовательной деятельности.
- Пособие содержит дидактические игры и коррекционные упражнения на развитие сенсорно – моторной зоны у детей с ограниченными возможностями здоровья.
- Пособие можно снять с доски и использовать как настенное панно, а также как развивающий коврик.
- Простота в изготовлении.
- Удобство и вариации в использовании.
- Малозатратность.
- Экологически чистый материал.
- Обучающие могут принять участие в изготовлении.
ВАРИАНТЫ УПРАЖНЕНИЙ И ЗАДАНИЙ «СЛОВА ИГРАЮТ В ПРЯТКИ» ЗАДАЧИ: - РАЗВИВАТЬ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЙ ИНТЕРЕС У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ; - ПРИВИВАТЬ ИНТЕРЕС К ПОЗНАНИЮ ЖИВОЙ ПРИРОДЫ; - РАЗВИВАТЬ ЛОГИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ, ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ СПОСОБНОСТИ И ПАМЯТЬ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ .
«ПОИГРАЕМ СО СЛОВАМИ» ДИДАКТИЧЕСКАЯ ЦЕЛЬ: В ИГРОВОЙ ФОРМЕ ЗАКРЕПИТЬ ЗНАНИЯ О БУКВАХ, ПОМОЧЬ УЧЕНИКАМ В ОВЛАДЕНИИ ЧТЕНИЕМ, РАСШИРИТЬ СЛОВАРНЫЙ ЗАПАС, НАУЧИТЬ СОСРЕДОТОЧЕННОСТИ, УСИДЧИВОСТИ, РАЗВИТЬ НАБЛЮДАТЕЛЬНОСТЬ, ЛОГИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ, РЕЧЬ.
Найти самое длинное (короткое) слово
Списать слово
Посчитать число букв в слове
Посчитать число звуков в слове
Назвать первую(последнюю) букву слова
Разделить слово на слоги
Найти ударный слог
Сделать звуко-буквенный анализ
Составить предложение с найденным словом
«ПОИГРАЕМ С БУКВАМИ»
Найди буквы одного цвета
Найди буквы одной фактуры
Найди все гласные буквы и назови их
Найди парные буквы
Найди звонкие (глухие) буквы
Перечисли все буквы в заданном ряду
Автоматизация звуков
ИГРОВЫЕ УПРАЖНЕНИЯ НА ТАКТИЛЬНОЕ ВОСПРИЯТИЕ ЦЕЛЬ: ПРЕДЛОЖЕННЫЕ ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ ПОМОГУТ СКОРРЕКТИРОВАТЬ ДИСФУНКЦИЮ СЕНСОРНОЙ ИНТЕГРАЦИИ, ВОЗДЕЙСТВУЯ НА ОДНУ ИЗ ОСНОВНЫХ СЕНСОРНЫХ СИСТЕМ
Показываем, называем и даём потрогать ребенку буквы и фигуры с разной фактурой поверхности (гладкие, шершавые, ребристые, колючие, мягкие и т.п.). После этого предлагаем ему ощупать вслепую материал двумя руками, потом одной рукой и найти такой же материал или предметы из него, действуя сначала этой же рукой, а затем — другой.
Варианты усложнения заданий :
- сначала правила игры усваиваются с открытыми глазами;
- затем отыскивание букв происходит с закрытыми глазами;
- произвольно, только правой или левой рукой.;
- фактура поверхностей должна отличаться незначительно.
В качестве подсказки можно нарисовать букву или фигуру ребёнку на спине и попросить найти эту букву на доске.
Можно поиграть вместе с детьми и посоревноваться, кто быстрее выберет предметы с определёнными свойствами. Подходит для индивидуальной и групповой работы.
ГРУППОВАЯ ФОРМА РАБОТЫ НА КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩИХ ЗАНЯТИЯХ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ФИЛВОРДА
Читаем, отгадываем, пишем, ищем, рисуем, собираем
РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ
Использование подобной игровой технологии, в работе с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья (недостаточным уровнем развития познавательных процессов, интеллектуальных и эмоционально – волевых функций), является эффективной. Так как это группа детей, требует особых условий и подхода к своему обучению и развитию.
Обучение же посредством игры-филворд, позволяет усвоить учебный материал, детям удобно и естественно.
Использование в разных вариантах такой игровой технологии, как филворд, позволяет развивать, не только познавательные и интеллектуальные способности обучающихся с ОВЗ, но и эмоционально-волевые, регулятивные, и личностные качества необходимые для успешной реализации в основной учебной деятельности. Ведь всестороннее развитие является особенно важным для детей с ограниченными возможностями здоровья.
Использование филвордов на занятиях с детьми ОВЗ помогает существенно обогатить и активизировать словарный запас, что является первым шагом в развитии словесно-логического мышления. Разбросанные слова по буквам помогают научиться быстрее читать и писать. В процессе поиска ребёнок учится правильно записывать слова, запоминая их написание и звучание, тренируется визуальное восприятие. Как показывает практика, при выполнении задания усиливается внимание к каждому слову, его значению, написанию.
Мы рады оказать методическую помощь, передавая образцы своего удачного труда.
Спасибо за внимание!