СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до 18.06.2025
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Тема данной статьи: Современные методы и приемы обучения в дополнительном образовании детей. В данной статье рассмотрены понятия и классификация методов обучения в дополнительном образовании разными авторами.
Современные методы и приемы обучения в дополнительном образовании детей.
Выполнила: пдо Мешкова Г.А.
Дополнительное образование детей является важной составляющей образовательного пространства, сложившегося в современном российском обществе. Оно становится все более востребованное, т.к. как образование оно сочетает в себе обучение, воспитание и развитие ребенка. Главной направленностью учреждений дополнительного образования является создает условий для развития способностей, интересов, склонностей, формирования ценностных ориентаций детей, и в дальнейшем выбора ими путей профессионального и жизненного самоопределения. Поэтому педагогу дополнительного образования необходимо ориентироваться в многообразии методов и приемах обучения, что б выбрать наиболее эффективные в своей деятельности. Далее более подробно остановимся на методах и приемах обучения в дополнительном образовании детей.
Метод (от греч. слова «metodos» — буквально путь к чему-либо) означает способ достижения цели, определенным образом упорядоченную деятельность.
Понятие «метод обучения» разные авторы понимают по разному. Так, например, Ю.К.Бабанский понимает метод обучения, как способ взаимосвязанной деятельности педагогов и учеников по осуществлению задач образования, воспитания и развития.
А.С. Бадулин считает, что методы обучения в дополнительном образовании называют способ систематизированной деятельности преподавателя и обучаемых, обращенной на достижение целей образования.
К.П. Ильина понимает методы обучения в дополнительном образовании как способ организации познавательной деятельности учащихся.
Прием обучения – это составные части метода, которые ведут к достижению частных задач. Также можно сказать, что из совокупности приемов складывается метод обучения.
Так как, методы обучения рассматриваются с разных аспектов, то существует несколько подходов к их классификации.
Бабанский Ю.К. методы обучения делит на три группы:
Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности (организация познавательной деятельности обучающихся, это может быть рассказ, демонстрация, различные упражнения, практическая работа и т.д.)
Методы стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности (формирования интереса к обучению, создание благоприятного климата в коллективе, это различные дискуссии, беседы, мозговой штурм и т.д.).
Методы контроля и самоконтроля за эффективностью учебно- познавательной деятельностью (создание условий для контроля и самоконтроля, такие как устный ответ, тестирование, индивидуальная работа и т.д.).
В основу классификации методов обучения М.А.Данилова и Б.П.Есипова положены цели и задачи, которые реализуются на конкретном этапе обучения. Так они делятся на:
- методы приобретения новых знаний (беседа, устное изложение, самостоятельная работа и т.д.).
- методы формирования умений и навыков (игры, повторение, различные упражнения, самостоятельная работа и т.д.).
- метод применения умений и знаний на практике (практическая работа).
- метод проверки и оценки знаний, умений и навыков (дискуссии, обсуждения, творческий проект и т.д.).
Такие ученые как, Е. Я. Голант и В.П.Петровский, дали следующую классификацию методов обучения. По уровню активности обучающихся делятся на пассивные (обучающие слушают и смотрят, без проявления активности и обсуждения) и активные (организуют взаимодействие обучающегося с педагогом, с другими детьми, самостоятельную работу). По источнику получения знаний на словесные (объяснения, рассказ, доклад, лекция), наглядные (презентации, демонстрация плакатов, моделей, таблиц) и практичные (игры, упражнения, творческие работы).
И рассмотрим еще одну классификацию, в основе которой лежит характер познавательной деятельности обучающихся, овладение ими изучаемого материала. Авторы М.Н.Скаткин и И.Я. Лернер, делят методы обучения на: 1. Объяснительно-иллюстративный – педагог сообщает готовую информацию разными средствами, а обучающие ее воспринимают, фиксируют, запоминают.
2. Репродуктивный – обучающие воспроизводят полученную информацию, выполняют действия по алгоритму, он используется для приобретения обучающимися умений и навыков.
3. Метод проблемного изложения – педагог ставит какую-либо проблему и сам ее решает, показывая ход мысли в процессе ее познания, обучающие следят за логикой, алгоритмом решения проблемы в целом.
4. Частично-поисковый метод – обучающиеся коллективно, вместе с педагогом ищет решения данной проблемы.
5. Исследовательский метод – обучающимся ставится познавательная задача, которую решают они самостоятельно, подбирая необходимые для этого приемы. Обучающие при этом овладевают методами научного познания и накапливают опыт творческой, исследовательской деятельности.
В своей работе каждый педагог сам определяет оптимальное сочетание методов обучения, а выбор его зависит от содержания данной темы, от цели и задачи обучения, от имеющихся условий и отведенному времени, от возможностей обучающихся и самого педагога.
Современные методы обучения в дополнительном образовании создают необходимые условия для развития умений ориентироваться в новой ситуации, находить новый подходы к решению проблем, самостоятельно мыслить. В результате использования современных методов обучения у обучающихся повышается интерес к занятиям, повышается мотивация к овладению новыми знаниями и умениями, и практическом их применении. Использование современных методов обучения педагогом способствует развитию творческих способностей обучающихся, выработке новых подходов к различным ситуациям и преодолению стереотипов в обучении.
Литература:
Бабанский Ю.К. Педагогика: курс лекций – М. Просвещение, 1997
Дополнительное образование детей. / Под ред. Лебедева О.Е. – М.: ВЛАДОС, 2000.
Лапыгин, Ю.Н. Методы активного обучения: Учебник и практикум / Ю.Н. Лапыгин. - Люберцы: Юрайт, 2016.
© 2018, Мешкова Галина Александровна 2363 13