СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Статья на тему " Современные методы преподавания грамматики иностранного языка"

Нажмите, чтобы узнать подробности

 

Грамматика - это объект постоянных споров в методике. Известны разные подходы к решению вопроса о роли и месте грамматики в обучении иностранному языку.

Просмотр содержимого документа
«Статья на тему " Современные методы преподавания грамматики иностранного языка"»

Современные  методы преподавания грамматики иностранного языка

Грамматика - это объект постоянных споров в методике. Известны разные подходы к решению вопроса о роли и месте грамматики в обучении иностранному языку. Актуальность данной темы обусловлена наличием различных методик преподавания грамматики иностранного языка и необходимостью выбора оптимального решения в зависимости от поставленной задачи.
Говоря объективно, существует такое положение, что человек всегда говорит по правилам, то есть в соответствии с определенными закономерностями языка, которые выражаются в правилах. Говорящие не всегда осознают эти правила: грамотные и безграмотные говорят одинаково по правилам, хотя с разной степенью грамотности. Грамматика организует лексику, она пронизывает весь язык. Это скелет, на котором держатся все слова, речевые высказывания, тексты. При помощи грамматических структур становится возможным передать тончайшие нюансы наших мыслей.

Выделяют два основных подхода к обучению грамматике:

  • эксплицитный, который подразумевает объяснение правил и явлений;

  • имплицитный, суть которого состоит в повторении и заучивании грамматически верных структур без заучивания самих правил.

Следует отметить, что в современном образовании, ни один из вышеперечисленных подходов не используется в чистом виде. Этому способствует множество причин, таких как возраст, уровень знаний обучаемых, цель обучения, особенности грамматического материала и т.д.

Эксплицитный подход предполагает использование двух методов:

  • дедуктивного;

  • индуктивного.

Дедуктивный метод заключается в том, что учитель дает новое грамматическое правило, а учащиеся отрабатывают новые структуры в коммуникативно-ориентированных ситуациях. Другими словами, обучение при использовании дедуктивного метода происходит от общего к частному, от правила к действию.

Более подробно можно рассмотреть данный метод на основе последовательности действий и его применения.

  1. Сначала изучается правило с использованием грамматических терминов.

  2. Ученикам дается задание найти новое грамматическое явление в тексте, назвать форму, объяснить причину её применения.

  3. Ученики выполняют подстановочное упражнение в соответствии с образцом.

  4. Осуществляется переход от выполнения подстановочных упражнений к трансформационным.

  5. Выполняются упражнения на перевод с русского на иностранный.

В старшей школе зачастую используется дедуктивный метод, так как продвинутый уровень изучения языка подразумевает высокий уровень языковой грамотности, что, в свою очередь, позволяет ученикам пользоваться специальной справочной литературой, как в школе, так и дома. Однако грамматические структуры на старшем этапе обучения сложны для самостоятельного понимания, и объяснения учителя помогают ученикам более точно и корректно усвоить новый материал.

При использовании индуктивного метода в обучении, учащиеся сами формулируют правило, изучают грамматические явления от единичного к общему. Обучение можно разделить на несколько этапов:

  1. Ученикам дается текст, в котором часто используется новое грамматическое правило. Учитель просит определить и сформулировать правило. На данном этапе необходимо использовать различные подсказки такие, как выделение текста курсивом, другим цветом, предоставленные тексты или предложения, должны быть понятны, чтобы учащиеся смогли без труда определить новые грамматические формы и вывести правило.

  2. Учащиеся формулируют правило, учитель корректирует его.

  3. Выполняются упражнения на подстановку.

  4. Трансформационные упражнения.

  5. Обучаемые выполняют упражнения на перевод с родного языка на иностранный.

Е.Н. Соловолова выделяет несколько преимуществ использования индуктивного метода на начальном и среднем этапах обучения:

  1. данный метод способствует языковой догадке у учащихся;

  2. грамматическое правило выводится учениками самостоятельно, благодаря чему легче запоминается и усваивается;

  3. объясняя и корректируя правило, учитель избегает сложных грамматических терминов.

Имплицитный подход также предполагает использование следующих методов:

  • ситуативного;

  • коммуникативного.

Ситуативный метод предполагает использование упражнений на отработку ситуативных моделей. Следующая последовательность действий раскрывает суть этого метода:

  1. Аудирование предложений, текста с новым грамматическим явлением. Например: This is a boy/ a girl/ a rule/ etc.

  2. Ученики хором или индивидуально проговаривают образец за учителем.

  3. Учащиеся выполняют вопросно-ответные упражнения с использованием только, что изученной структуры, в парах или вместе с учителем. Например: Is this a pen? – Yes, it is. / No, it isn’t.

  4. Ученики составляют учебный диалог с несколькими структурами.

При использовании коммуникативного метода, грамматические явления изучаются в процессе общения на иностранном языке. Коммуникативный метод подразумевает использование частных методов:

  • предваряющее слушание, при котором учитель проигрывает определенный текст, содержащий грамматические и лексические единицы, объединенные одним сюжетом;

  • имитация речи, когда учитель просит учеников произнести фразу хором или индивидуально с различными эмоциями, в разной коммуникативной ситуации. Высказывания учащихся могут сопровождаться жестами, рифмоваться, проговариваться под музыку и т.д.;

  • группирование схожих фраз по смыслу, форме, что способствует созданию образца речевой ситуации. Например, ситуация знакомства: What is your name? ; Where are from? ; What is your address?

  • автоматизация изученных структур, встречающихся в разнообразных ситуациях общения, текстах;

  • действия по аналогии в схожих ситуациях общения, например, общение в гостинице, на собрании, представлении и т.д.

Так же одним из новейших методов преподавания, в том числе и грамматики, под названием Flipped classroom. Его основные принципы сводятся к следующему:

  • Задание даётся студентам на проработку до урока (например, видеолекция по грамматике), на самом занятии время не тратится на разбор теории, всё внимание уделяется обсуждению и продуктивной практике;

  • Ученики занимаются в удобном для них темпе и приходят на урок подготовленными;

  • Благодаря самостоятельной работе учеников преподаватели успевают охватывать больше материала.

К недостаткам такого метода можно отнести то, что подходит он только для мотивированных студентов уровня выше среднего. Представляет собой обучение в стиле лекции, при этом студенты получают информацию пассивно. Они не вовлечены в разбор темы, здесь не используется guided discovery.
Игровая методика изучения иностраннного языка для детей относится к активным методам изучения языка.
Ее главными достоинствами являются отсутствие механизма принуждения к занятиям и большой интерес со стороны ребенка. Учитель проводит с детьми самые разнообразные игры на изучаемую лексику и грамматические конструкции, в ходе которых ребята быстро их запоминают и учатся применять в речи.
 
Какая бы методика не выбрана она должна следовать определенным принципам:

  1. Обучение грамматике осуществляется в подлинно коммуникативных ситуациях, а не на специально составленных примерах.

  2. Учителю необходимо ставить четкие цели, а ученики должны знать и понимать, для чего они делают задания или изучают определенные правила.

  3. Разнообразие заданий, которые должны быть тщательно отобраны учителем.

  4. Использование визуальных средств обучения (схем, таблиц, рисунков, визуальных опор).

  5. Дидактические игры, при использовании которых, происходит тренировка грамматических структур и грамматических навыков.

Существует следующая классификация грамматических упражнений:

  • Подстановочные упражнения

  • Упражнения творческого характера

  • Проектные работы

  • Упражнения по схемам («лабиринты»)

  • Упражнения по образцу

  • Ролевые игры

  • Мини-диалоги (работа в парах)

  • Упражнения на самостоятельное использование нового грамматического материала

  • Упражнения на преобразование одной формы в другую

  • Соотнесение грамматической формы с картинками

В своей работе я использую как 1 так и 2 методы. Например, в 6 классе при изучении предлогов места и конструкции There is / there are я показываю ученикам картинку

, где они должны понять о чем мы будем говорить. Так же показываю наглядно примеры с этими предлогами, используя школ.принадлежности. Затем уже они сами должны ответить на мой вопрос «Где находиться тот или иной предмет?». Ребята сами начинаю использовать так же конструкцию There is / there are по шаблону.









Потом предлагаю выполнить уже задание на подстановку:







Если говорить о немецком языке, то здесь немного сложнее, ведь мы изучаем его как второй иностранный и нам отводиться мало времени на это. Но, не смотря на все это, мы проходим все необходимые грамматические формы.

При обработке грамматических навыков при спряжении глаголов в Prasens мы строим домик, в котором живут личные местоимения, и к которым в гости приходят самые разные глаголы.

Ich


Wir

e


en

du

ihr


st


t

er, sie, es

sie, Sie


t


en



Очень помогает при работе над грамматическим аспектом речи рифмованный материал. Рифмовки

легко заучиваются, содержат важные грамматические структуры, которые запоминаются без труда.

Ich kann tanzen, ich kann singen,

Ich kann turnen, ich kann springen,

Ich kann malen und jonglieren,

Spielen, lachen, musizieren.

Например, спряжение глаголов

Как уже было отмечено, в настоящее время ни один из методов не используется в чистом виде. Изучение традиционных подходов и методов обучения грамматике позволяет сделать вывод о том, что каждый подход занимает своё определённое место в процессе изучения иностранного языка. На начальном этапе обучения наиболее эффективно будет использование имплицитного подхода, на среднем и старшем – эксплицитного. При этом следует отметить, что какого бы подхода мы не придерживались, методы, содержащиеся в них, следует чередовать, учитывая способности учащихся, содержание грамматического материала и сложность его усвоения учениками, а также условия обучения. На наш взгляд, чередование методов мотивирует учащихся к изучению иностранного языка и делает образовательный процесс более интересным и легким.



9