Современные образовательные технологии
Бабушкина Т. А., учитель географии
Разнообразная познавательная деятельность учащихся – вот неотъемлемая составляющая современного урока.
Ученик включается в любую деятельность, когда это нужно ему, т. е. когда у него имеется мотив. И моя задача заключается в том, чтобы вызвать и усилить у школьника собственные полезные мотивы, интерес в любом учебном материале, умение выделять практическую значимость и умело организовать учебный процесс. Существуют разнообразные формы, методы и приемы, которые я использую на практике. Например, проблемное изложение материала, самостоятельная поисковая и исследовательская деятельность учащихся.
Основной педагогической идеей моей работы является создание проблемных ситуаций на уроке, что подталкивает учащихся к самостоятельной мыслительной деятельности по разрешению проблемы. В результате чего наблюдается процесс овладения знаниями, умениями, навыками, а также развитие географического, логического и творческого мышления.
Проблемное обучение реализуется с помощью следующих методов: частично – поискового, проблемного изложения и исследовательского. Необходимо предварительно учить выполнению отдельных шагов решения, этапов исследования. Имеются некоторые способы решения познавательных вопросов: нахождение причинно – следственных связей, группировка фактов, сравнение, обобщение. Но «познавательный процесс» много шире, чем понятие «проблемный вопрос». Как правило, всякий проблемный вопрос можно считать проблемным, если на его основе учителем на уроке будет создана проблемная ситуация, разрешение которой приведет к получению новых знаний. В решении проблемы учащимися можно выделить следующие этапы:
Осознание проблемной ситуации
Формулирование гипотезы исходя из данных условий
Доказательство гипотезы
Общие выводы
Для решения проблемы учащиеся пользуются такими приемами учебной деятельности, как нахождение разрыва в связях, выдвижение гипотезы, переформулировка требований вопроса, применение общего положения гипотезы к отдельным приемам, установление комплекса причинно – следственных связей. Постепенное овладение учащимися этими приемами ведет к формированию умения решать проблемы.
Этапы решения проблемы:
Название этапа | Суть этапа | Приём учебной работы |
1. Осознание проблемы, вскрытие противоречия 2. Формулирование гипотезы 3. Доказательство гипотезы 4.Общий вывод | Обнаружение скрытого противоречия в проблемном вопросе Обозначение с помощью гипотезы основного направления поиска ответа Доказательство или опровержение высказанного в гипотезе предположения Обогащение ранее сформированных причинно-следственных связей новым содержанием | Установление причинно-следственных связей, нахождение разрыва в связях Выдвижение гипотезы Установление причинно-следственных связей |
Уровни проблемного обучения («Толстые вопросы»)
Начальный уровень | понимание (почему? зачем?) (что? где? когда?) |
Средний уровень | применение (зачем? с какой целью?) |
Высший уровень | оценка (с чем мы согласны или не согласны) синтез (а что если…) анализ (сопоставьте, сделайте вывод) |
Моя функция как учителя состоит в том, чтобы координировать деятельность учащихся, помогать им, направлять их.
На первых этапах освоения проблемного подхода я ставила задачу проблемных заданий курса. Но поняла, что имеются разные подходы к построению системы учебных проблем (например, в зависимости от дидактических целей – изучение нового материала, проверка, закрепление знаний и умений; по используемым логическим операциям и т. д.).
Мне представляется наиболее приемлемым принять в качестве основы:
- доступные учащимся проблемы данной науки
- используемые этой науки методы исследования
Такой подход позволяет наиболее полно отразить в обучении содержание, проблематику и методы исследования географии. Например, задания по физической и экономической географии:
6 класс
Как можно объяснить разнообразие горных пород и минералов?
Чем можно объяснить разнообразие рельефа Земли?
7 класс
Можно ли найти на Земле место, где нет природного комплекса? Ответ обоснуйте.
Спрогнозируйте возможное положение материков через 50 лет
Предположите, что произойдет на Земле в результате повышения температуры на 1 ° С (что уже наблюдается на Земле и ученые бьют тревогу)
Какие произойдут изменения на Земле в результате мощного извержения вулкана. Как извержение вулкана повлияет на воздушную оболочку, на прохождение солнечных лучей через атмосферу и на жизнедеятельность человека?
Объясните причины более сурового климата Антарктики по сравнению с Арктикой. Что произойдет, если понизится температура Гольфстрима на 1°- 2°С?
Класс
Можно ли считать законченным формирование рельефа РФ? Почему? Какой рельеф будет в будущем?
К чему приводит сооружение водохранилищ? На Русской равнине в пределах РФ около 750 водохранилищ. Хорошо это или плохо?
Площадь морей бассейна Атлантического океана, омывающих нашу страну. Невелика. Чем объясняется значительное влияние их на климат РФ?
Эти задания отражают такие проблемы науки, как целостность географической оболочки и связи между её отдельными компонентами, взаимодействие суши и океана, и требует использования сравнительного и картографического методов исследования.
9-11 кл.
Сопоставьте проект железной дороги между любыми пунктами на карте. Какие природные и экономические факторы надо учитывать при её строительстве и эксплуатации?
В какой части Зар. Европы наиболее благоприятные условия для развития интеграции в области промышленности? Объясните свой ответ.
Постановка этих заданий основывается на проблемах и событиях, происходящих в жизни человека, научных проблемах, как территориальная структура хозяйства и факторы, её определяющие, воздействие внешних и внутренних факторов на развитие и размещение производительных сил, а также на использование сравнительного, картографического и статистического методов исследования.
Т. о., учащиеся проходят разные этапы научного исследования: сбор фактических сведений, систематизация собранных данных, анализ, обобщение и построение вывода.
В рамках классной работы я использую различные формы организации работы на уроке:
- фронтальная
- работа в группах
- индивидуальная
Каждая из этих форм имеет положительные стороны. Чаще всего я использую групповую форму. Данная форма требует временного разделения класса на группы для совместного решения поставленной задачи. Учащимся предлагаю обсудить задачу, наметить пути её решения, затем реализовать на практике и предоставить найденный совместно результат. Групповую работу можно применять во время практических работ (работа с картами атласа), на уроках обобщающего повторения.
В 6 классе обобщающее повторение по теме «Гидросфера» проводилось в виде игры. Класс был разбит на 2 группы. Вопросы были подобраны дифференцированно, т. е. на доске висело игровое поле, на котором были прикреплены карточки разного цвета – соответственно определенному количеству баллов были подобраны вопросы разного уровня сложности. Детям была предоставлена возможность не только зарабатывать баллы, но и адекватно оценивать свои знания. Применение этой технологии помогает мне добиться поставленной цели, создает соревновательную, творческую атмосферу среди учащихся. Свободная форма общения способствует меньшей утомляемости ребят, повышает их работоспособность, воспитывает навыки самоконтроля, взаимоконтроля и готовит к практической деятельности.
Работа в группах обеспечивает учет индивидуальных особенностей учащихся, открывает возможности для сплочения коллектива.
Большое внимание на уроках я уделяю проектной деятельности.
В основе метода проектов лежит развитие творческих способностей учащихся, умение свободно ориентироваться в информационном пространстве. Метод проектов органично вписывается в систему личностно-ориентированного обучения и способствует организации разнообразной самостоятельной деятельности учащихся, но при этом не исключает и не заменяет других методов обучения. Этот метод обучения ориентирован на постановку и достижение целей самих учащихся, и поэтому уникален. Проект формирует невероятно большое количество умений и навыков, и поэтому он эффективен. Дает столь необходимый школьникам опыт.
Основные требования к использованию метода проектов (по Е.С. Полат):
- Наличие значимой в творческом плане проблемы или задачи, требующей для своего решения актуализации опыта творческой деятельности учащихся.
- Практическая, теоретическая, познавательная значимость предполагаемых результатов.
- Самостоятельная (индивидуальная, групповая) деятельность учащихся. Структурирование содержательной части проекта.
- Использование исследовательских методов. Работа над учебным проектом должна включать несколько стадий.
Важную роль в организации проектной деятельности учащихся играет умение учителя определить тип проекта и его приоритетное направление, соответственно этому разработать цели, содержание и методику реализации проекта.
Выделим возможные типы учебных проектов (по Е.С. Полат).
- игровые,
- исследовательские,
- творческие,
- практико-ориентированные (прикладные).
Информационные, познавательные проекты - направлены на сбор информации о каком- либо объекте или явлении, могут выступать модулем исследовательских проектов.
Творческие проекты - предполагают свободную форму работы над проектом, вариативность представления результатов.
Практико-ориентированные (прикладные) - отличает четко обозначенный с самого начала результат деятельности его участников, требуют тщательно продуманного сценария всей деятельности.
Игровые проекты - участники таких проектов принимают на себя определенные роли, обусловленные характером и содержанием проекта.
Исследовательские проекты подчинены логике научного исследования, требуют продуманной структуры, целей, актуальности предмета исследования для всех участников, применения исследовательских методов.
В своей педагогической деятельности чаще всего я использую творческий и исследовательский методы.
Так, в 8 классе я провела открытый урок по теме «Озеро Байкал – жемчужина Сибири», на котором ребята защищали свои проекты. Перед учащимися была поставлена проблема: выяснить, в чем уникальность озера Байкал и почему озеро внесено в список Всемирного Природного наследия? Одновременно в ходе поиска, обработки информации учащиеся осваивали знаниевый компонент. Над проектом дети работали и индивидуально, и в группах. Ребята успешно справились с индивидуальными заданиями, показали неплохие умения работы с компьютером и различными программами, были приготовлены и защищены презентации и доклады.
Кроме вышеперечисленных методов и форм обучения для повышения интереса к учению и облегчения усвоения материала я начинаю работу по использованию модульной технологии. Данный принцип предполагает построение учебного курса по блокам – модулям, внутри которых материал представлен в виде системы учебных элементов (УЭ). Основа данной технологии создает положительную мотивацию к обучению, благодаря новизне содержания, занимательности, организации учебного процесса. Для каждого УЭ разрабатывается свои дидактические цели, без овладения которыми цель не будет достигнута. Считаю это направление достаточно перспективным.
Для повышения уровня познавательного интереса провожу уроки нетрадиционного вида, например уроки – игры (ролевая игра, урок – путешествие, урок - викторина).
Большое внимание уделяется и внеурочной деятельности. Это помогает привлечь внимание к предмету. Были проведены следующие мероприятия:
- «Географический альпинизм. Покорение вершины Знаний» (6-8 классы)
- Игра «Слабое звено» (9 -11 классы)
- Экологическая игра «Мир вокруг нас» (5 – 6 кл.)
- Игра «Последний герой» (7 кл.)
- «Географический КВН» (5-6 классы)
- «Я выбираю здоровье» (5-6 классы)
- Турнир «Форт Боярд»
Используя дополнительную литературу и компьютерные технологии на уроках географии и во внеучебной деятельности, учащиеся не только увлекаются темой предмета, но и совершенствуют свои знания и умения, учатся взаимодействовать друг с другом, работать в творческом в коллективе, прививается интерес и любовь к предмету география, к науке в целом.
Литература
Гузеев В.В. Планирование результатов образования и образовательная технология. М.: Народное образование, 2000
Джонсонс Дж. К. Методы проектирования. М., 1986. – 326 с.
Каганов Е. Г. Метод проектов в трудовой школе. - Л. 1926.
Матяш Н. В. Психология проектной деятельности школьников в условиях технологического образования/ Под ред. В. В. Рубцова. - Мозырь: РИФ "Белый ветер", 2000. – 285 с.
Моляко В.А. Психология конструкторской деятельности. // Дисс. докт. психол. наук. - К.: 1981.
Пахомова Н. Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении: Пособие для учителей и студентов педагогических вузов. - М.: АРКТИ,2003. – 110 с.
Полат Е.С., М.Ю. Бухаркина, М.В.Моисеева, А.Е. Петрова "Новые педагогические и информационные технологии в системе образования". – М., 2004.