«Современные образовательные технологии на уроках русского языка и литературы».
В основе ГОС ООО лежат представления об уникальности личности и индивидуальных возможностях каждого обучающегося и ученического сообщества в целом.
Сегодня основная цель обучения — это не только накопление учеником определённой суммы знаний, умений, навыков, но и подготовка школьника как самостоятельного субъекта образовательной деятельности. В основе современного образования лежит активность ученика, направляемая учителем. Именно этой цели - воспитанию творческой, активной личности, умеющей учиться, совершенствоваться самостоятельно, и подчиняются основные задачи современного образования.
Актуальность данной темы состоит в том, что внедрение современных образовательных технологий на уроках русского языка и литературы развивает интеллектуальные способности, самостоятельность обучающихся, формирует познавательные интересы, метапредметные концепции и вариативность педагогических технологий.
Современные технологии, которые я использую на уроках:
информационно – коммуникационная технология;
технология развития критического мышления;
проектная технология;
технология проблемного обучения;
игровые технологии;
технология личностно – ориентированного обучения;
технология дифференцированного обучения;
технология интеграции.
Именно поэтому я активно использую в своей педагогической деятельности ИКТ не как дань моде, а как возможность проводить уроки на новом современном уровне.
Уроки русского языка и литературы с компьютерной поддержкой являются наиболее интересным и важным показателем внедрения ИКТ в учебный процесс. На своих уроках я применяю компьютер в различных режимах:
использование электронных учебников и тренажеров (Test Pad, SkeSmart);
создание проектов, мультимедийных презентаций (Проект «В мире слов»),
электронные энциклопедии, словари (Грамота.ру);
участие в дистанционных курсах, олимпиадах («Совушка», «Отличник»;
поиск и взаимодействие в сети Интернет.
Технология развития критического мышления – это методы и приемы, ориентированные на формирование навыков мыслительной работы.
Приемы, которые я использую на уроках русского языка и литературы: ассоциативный куст, мозговой штурм, синквейн, эссе, фишбоун и т.д.
Технология проблемного обучения – форма организации учебного процесса с помощью проблемных задач и проблемных ситуаций, которые придают обучению поисковый и исследовательский характер.
Проектная деятельность позволяет наиболее полно раскрыть и развить творческий потенциал личности ребёнка в процессе обучения.
На уроках стараюсь так организовывать познавательную деятельность учащихся, чтобы у них появлялась возможность самим открывать новые знания. В результате проектной деятельности учащиеся становятся активными участниками образовательного процесса, продукт их творческой деятельности может иметь научную значимость и являться предметом инноваций. Дети сами открывают новые для них факты.
Технология интеграции в образовании способствует формированию целостной картины мира у детей, пониманию связей между явлениями в природе, обществе и мире в целом.
Я активно использую эту технологию. На уроках русского языка в качестве дидактического материала предлагаю фрагменты текстов художественных произведений различных авторов, а на уроках литературы осуществляю связь с уроками русского языка и истории. На своих уроках я использую музыкальные произведения, фрагменты экранизации, репродукции картин, провожу видео экскурсии.
Одной из традиционных остаётся игровая технология. Данная технология обладает огромными возможностями. Игровая форма занятий создаётся при помощи игровых приёмов и ситуаций, которые выступают как средство побуждения, стимулирования учащихся к учебной деятельности.
Личностно-ориентированная технология обучения – это специальная методика организации учебно-воспитательного процесса, нацеленная на развитие личности ребенка с учетом ее индивидуальных особенностей развития. Я стараюсь создавать такие педагогические ситуации общения, которые позволяют каждому ученику, независимо от его готовности к уроку, проявлять инициативу, самостоятельность, избирательность к способам работы. Основным замыслом личностно - ориентированного урока считаю, необходимость раскрыть содержание индивидуального опыта учеников, согласовать его с задаваемым, переведя в социально значимое содержание, и тем самым добиться личностного усвоения этого содержания.
Дифференцированный подход как условие личностно-ориентированного обучения способствует подготовке слабоуспевающих к восприятию нового материала, вовремя восполнять пробелы в знаниях, шире использовать познавательные возможности учеников, особенно сильных, и постоянно поддерживать интерес к предмету.
Для повышения эффективности урока и решения вышеперечисленных задач применяются различные виды дифференцированного обучения: карточки для коррекции знаний, разноуровневый раздаточный и дидактический материал, в котором взяты за основу поэтапное, пошаговое формирование учебных приёмов, и т.п. Это позволяет учащимся устранять имеющиеся пробелы в знаниях и прочно усваивать текущий учебный материал.
Современные образовательные технологии позволяют мне развивать и поддерживать интерес к процессу обучения, достигнуть положительных результатов в обучении, а также создавать благоприятный психологический климат в классе, поставить каждого ученика в ситуацию успеха, в полной мере раскрыть его способности, избежать перегрузки при подготовке домашнего задания и на уроке.