СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Современные образовательные технологии по предмету «Русский язык».

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

В настоящее время образование в условиях ФГОС, в которых описано  не только содержание, но и требования к результатам обучения требует инновационных подходов в организации учебного процесса. Новые информационные технологий − это не только новые технические средства, но и новые формы и методы преподавания, новый подход к процессу обучения.

Просмотр содержимого документа
«Современные образовательные технологии по предмету «Русский язык».»


Современные образовательные технологии по предмету «Русский язык»

В настоящее время образование в условиях ФГОС, в которых описано не только содержание, но и требования к результатам обучения требует инновационных подходов в организации учебного процесса. Новые информационные технологий − это не только новые технические средства, но и новые формы и методы преподавания, новый подход к процессу обучения.

Основная цель педагогических технологий — такая организация взаимосвязанной деятельности учителя и учащихся (т. е. методов обучения), которая направлена на обеспечение планируемых результатов. К главным признакам технологии обучения относят:

■ четкую постановку перед учащимися учебных целей и задач, осознание значимости лично для каждого из них изучаемого материала, мотивацию учебной деятельности школьников;

■ построение последовательной поэлементной процедуры достижения целей и задач с помощью определенных средств обучения, активных методов и форм организации учебной деятельности школьников;

■ обучение по образцам (по учебным тетрадям, практикумам, учебникам); выполнение указаний учителя (в форме приемов учебной работы, алгоритмов)

■ организацию самостоятельной работы учащихся, направленную на решение проблемных учебных задач;

■ широкое применение различной формы тестовых заданий для проверки результатов.

Виды педагогических технологий.

В дидактике выделяют три основные группы технологий:

■ технология объяснительно-иллюстративного обучения, суть которого в информировании, просвещении учащихся и организации их репродуктивной деятельности с целью выработки как общеучебных (учебноорганизационных, учебно-интеллектуальных, учебно-информационных), так и специальных (предметных) умений;

■ технология личностно−ориентированного обучения, направленная на выявление и «окультуривание» индивидуального субъектного опыта ребенка путем согласования с результатами общественно-исторического опыта, т. е. перевод обучения на субъективную основу с установкой на саморазвитие личности (Якиманская И.С);

■ технология развивающего обучения, в основе которой лежит способ обучения, направленный на включение внутренних механизмов личностногоразвития школьника. Каждая из этих групп, включает несколько технологий обучения. Так, группаличностно-ориентированных технологий обучения включает технологию разноуровненного (дифференцированного) обучения, коллективного взаимообучения, технологию полного усвоения знаний, технологию модульного обучения и др. Эти технологии позволяют учитывать индивидуальные особенности учащихся, совершенствовать приемы взаимодействия учителя и учащихся.

Классификация современных педагогических технологий:

 предметно-ориентированные технологии,

 технологии личностно-ориентированного обучения,

 технология эвристического обучения,

 диалоговые технологии,

 игровые технологии,

 информационно-коммуникационные технологии,

 здоровьесберегающие технологии.

Рассмотрим подробно технологи, используемые на уроках русского языка

1. Предметно-ориентированная технология

Это технология дифференцированного обучения. Дифференциация осуществляется не за счет того, что одним ученикам дают меньший объем материала, а другим больший, а за счет того, что, предлагая учащимся одинаковый объем, учитель ориентирует их на различные уровни требований к его усвоению. При дифференциации учащихся учителю необходимо опираться на следующее : общий уровень обученности, развития ученика;отдельные особенности психического развития; индивидуальные особенности ученика; неспособность ученика усваивать предмет по тем или иным причинам ; интерес ученика к тому или иному предмету. Оценив каждого учащегося по данной схеме , можно приблизительно отнести к той или иной группе. Однако необходимо учитывать то, что ученик может( и должен!)передвигаться из одной группы в другую; поэтому рекомендуется проводить диагностику примерно раз в полугодие. Карточки могут быть использованы для организации деятельности учеников на целый урок , либо на 15-20 минут в зависимости от целеустановки.

Рассмотрим варианты разноуровневых карточек по теме 9 класса , которые используются педагогом на уроках, например, по теме «повторение материала , изученного в 5-8 классах».

АI. Среди приведенных предложений найдите двусоставные и

односоставные. Подчеркните грамматические основы.

1. Штурмана, знаешь, народ хитрый.

2. Вот желают нам, морякам, люди счастливого плавания…

3. Тихие рыболовы, как у нас.

II.Исправьте ошибки в приведенных предложениях.

1.Жажда к славе была для героя самым важным качеством.

2.В своем сочинении я хотел показать значение спорта и почему я его

люблю.

3.На картине запорожцы о чем-то смеются и веселятся.

BI. Выполните синтаксический разбор предложений, дайте им характеристику.

1.В голове гудит от постоянного напряжения.

2. Мне вернули журнал лишь в конце недели.

3.Дама с собачкой вышла во двор.

II. Составьте предложения, употребив слова к счастью, безусловно, наконец в одном случае в качестве вводных слов, в другом- как члены предложения. В последних примерах определите, к какой части речи эти слова относятся.

СI. Произведите полный синтаксический разбор предложений, расставив недостающие знаки препинания.

1.Николка нахмурился и искоса как птица посмотрел на Василису.

2.Каюсь в скверном.

3.Что у вас делается?


Дифференцированный подход позволяет в условиях урока реализовать творческие возможности каждого ученика. При этом работа с сильными учениками должна идти не по пути увеличения объема изучаемого материала, а по пути разнообразия заданий. Например:

1. Составление текстов диктантов;

2. составление карточек-заданий по изучаемому материалу;

3. составление обобщающих таблиц для работы на уроке;

4. сочинение лингвистических сказок ( миниатюр);

5. работа с дополнительной литературой;

6. проверка индивидуальных заданий;

7. выполнение обязанностей консультанта по групповой работе.

Дети, испытывающие трудности в обучении, наоборот, получают посильные задания. Таким образом, не испытывая стресса , они достигают базового уровня обученности. Например, если весь класс пишет диктант, то слабые ученики выполняют задания по карточкам.

Технология концентрированного обучения также относится к предметноориентированной технологии.

Цель концентрированного обучения состоит в повышении качества обучения и воспитания учащихся через создание оптимальной организационной структуры учебного процесса, сближение обучения с естественными психологическими особенностями человеческого восприятия. «Погружение» по русскому языку предшествует изучение литературы и , выполняя свои задачи , направлено на то, чтобы вызвать интерес к тем текстам и авторам, с которыми учащиеся встретятся на занятиях по литературе. Для того, чтобы вызвать желание читать ту или иную книгу, читаются интересные эпизоды , используются рассказы о жизни писателя или поэта. Карточки с заданиями составляются на основе литературных произведений , причем и здесь соблюдается принцип ритмичности. Например, уроки в 6 классе. Если первые день «погружения» по литературе посвящается славянской мифологии, то в первый день по русскому языку учащиеся выполняют такое задание:


Спишите, подчеркните основы, расставьте знаки препинания:

1. Перун бог грома и молнии.

2. Ярило бог в-сеннего солнца покр-витель любви и пл-дородия.

3. Самое страшное вр-ждебное человечесву б-жествоо Морана. Она

живет на севере в недрах скал. Морана б-гиня ночи зимы смерти.

Тема этого урока по русскому языку «Тире между подлежащим и сказуемым». По орфографии повторяется правописание безударных гласных в корне слова.

Технология личностно-ориентированного обучения

Приоритетные задачи личностно-ориентированных технологий в педагогике формировать и развивать интеллект и речь учеников, развивать критическое и творческое мышление. К этим технологиям относятся педагогические мастерские , модульное обучение, метод проектов, обучение как исследование. Метод проектов имеет научно-практическую значимость. Эта технология актуализирует важнейшие речевые умения , вовлекая учеников во все виды речевой деятельности, совершенствует умение работать с текстами разных стилей и типов речи на уровне информационно-смысловой обработки.

Этапы работы над учебным проектом:

1.Предварительный выбор старшеклассников темы.

2.Составление плана

3.Изучение литературы по данной теме и сбор материала

4.Создание собственного текста

5.Защита

6.Ответы на вопросы по теме проекта

В пример можно привести проекты, созданные учащимися 7 класса по теме «Особенности читательских интересов семиклассников» и 8 класса по теме «Анализ литературной и политической деятельности поэтов-декабристов», с которыми они выступали конференции «Я –исследователь» и областной научной конференции.

Игровые технологий

«Игра−это искра, зажигающая огонек пытливости и

любознательности»,−писал В.А.Сухомлинский

Установку на игру обычно создано в увлекательной форме , иногда с использованием слайдов, рисунков, кинофрагментов. Следующим структурным элементом игры являются игровые задачи, которые соединяются с учебными задачами. Для соединения дидактических и игровых задач необходимы правила игры . Они организуют поведение играющих , обеспечивают игрокам равны условия. Обязательным структурным элементом игры является ее результат. Результат может быть наглядным (выиграл, отгадал, выполнил); менее заметным ( получил удовольствие , заинтересовался вопросом).Среди многообразия игры, которые используются в работе с детьми в школе , различают сюжетноролевые и дидактические игры. Ролевые игры развивают фантазию , воображение, речь, имеют большое значение в нравственном воспитании. Дидактические игры специально создаются в учебно-воспитательных целях , являются познавательными и развивающими.

Информационно – коммуникационные технологии.

Этот вид технологии, в обучении которого школьник – центральная фигура образовательного процесса. А учитель− организатор самостоятельной деятельности учащихся, управляет учебным процессом. Его основная задача сводится к постановке целей обучения, организация условий, необходимых для решения образовательных задач

Система требований к современному уроку определяется концепцией федеральных государственных образовательных стандартов общего образования. В их основе лежит системно-деятельностный подход, предполагающий включение учащихся в самостоятельную учебную деятельность, становлением у них умений и навыков самообразования, готовности к профессиональному самоопределению. Данный подход позволяет избежать разрыва между теоретическими знаниями и применением их на практике. Метод обучения, при котором ребенок не получает знания в готовом виде, а добывает их сам в процессе собственной учебно-познавательной деятельности называется деятельностным методом.

В настоящее время системно-деятельностный подход определяют как «стратегию, согласно которой учитель должен учитывать характерные особенности того вида деятельности, который он организует с обучаемыми и на основе которой осуществляется их обучение, воспитание и развитие». В зависимости от вида деятельности с учетом ее целей, содержания, формы, методов, средств, условий, меняется сама методика и технология учебновоспитательного процесса. Сегодня с системно-деятельностным подходом связано выполнение социального заказа образованию, направленного на удовлетворение потребности общества в подготовке подрастающих поколений к труду и социокультурной жизни, в передаче им накопленного социального опыта.

Системно- деятельностный подход предполагает:

– воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества;

– переход к стратегии социального проектирования и конструирования в системе образования на основе разработки содержания и технологий образования ;

– ориентацию на результаты образования (развитие личности обучающегося на основе УУД);

– признание решающей роли содержания образования, способов организации образовательной деятельности и взаимодействия участников образовательного процесса;

– учет возрастных психологических и физиологических особенностей учащихся, роли и значения видов деятельности и форм общения для определения целей образования и путей их достижения;

– обеспечение преемственности дошкольного, начального общего, основного и среднего (полного) общего образования;

−разнообразие организационных форм и учет индивидуальных особенностей каждого обучающегося (включая одарённых детей и детей с ограниченными возможностями здоровья), обеспечивающих рост творческого потенциала, познавательных мотивов;

– гарантированность достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования, что создаёт основу для самостоятельного успешного усвоения обучающимися знаний, умений, компетенций, видов, способов деятельности.

Системно-деятельностный подход наиболее полно на сегодняшний день описывает основные психологические условия и механизмы процесса учения, структуру учебной деятельности учащихся, адекватную современным приоритетам российского модернизирующегося образования.

Следование этой теории при формировании содержания общего образования предполагает анализ видов ведущей деятельности (игровая, учебная, общение), выделение универсальных учебных действий, порождающих компетенции, знания, умения и навыки.

Методические рекомендации по организации урока в рамках системно-деятельностного подхода

Системно-деятельностный подход – методологическая основа стандартов общего образования нового поколения, нацелен на развитие личности, на формирование гражданской идентичности. Обучение должно быть организовано так, чтобы целенаправленно вести за собой развитие. Так как основной формой организации обучения является урок, то необходимо знать принципы построения урока, примерную типологию уроков и критерии оценивания урока в рамках системно-деятельностного подхода. Реализация технологии деятельностного метода в практическом преподавании обеспечивается следующей системой дидактических принципов:

1) Принцип деятельности - заключается в том, что ученик, получая знания не в готовом виде, а добывая их сам, осознает при этом содержание и формы своей учебной деятельности, понимает и принимает систему ее норм, активно участвует в их совершенствовании, что способствует активному успешному формированию его общекультурных и деятельностных способностей, общеучебных умений.

2) Принцип непрерывности – означает преемственность между всеми ступенями и этапами обучения на уровне технологии, содержания и методик с учетом возрастных психологических особенностей развития детей.

3) Принцип целостности – предполагает формирование учащимися обобщенного системного представления о мире (природе, обществе, самом себе, социокультурном мире и мире деятельности, о роли и месте каждой науки в системе наук).

4) Принцип минимакса – заключается в следующем: школа должна предложить ученику возможность освоения содержания образования на максимальном для него уровне (определяемом зоной ближайшего развития возрастной группы) и обеспечить при этом его усвоение на уровне социально безопасного минимума (государственного стандарта знаний).

5) Принцип психологической комфортности – предполагает снятие всех стрессообразующих факторов учебного процесса, создание в школе и на уроках доброжелательной атмосферы, ориентированной на реализацию идей педагогики сотрудничества, развитие диалоговых форм общения.

6) Принцип вариативности – предполагает формирование учащимися способностей к систематическому перебору вариантов и адекватному принятию решений в ситуациях выбора.

7) Принцип творчества – означает максимальную ориентацию на творческое начало в образовательном процессе, приобретение учащимся собственного опыта творческой деятельности.

Для построения урока в рамках ФГОС важно понять, какими должны быть критерии результативности урока, вне зависимости от того, какой типологии мы придерживаемся.

Существуют следующие критерии результативности урока:

– Цели урока задаются с тенденцией передачи функции от учителя к ученику.

– Учитель систематически обучает детей осуществлять рефлексивное действие (оценивать свою готовность, обнаруживать незнание, находить причины затруднений и т.п.)

– Используются разнообразные формы, методы и приемы обучения, повышающие степень активности учащихся в учебном процессе.

– Учитель владеет технологией диалога, обучает учащихся ставить и адресовать вопросы.

– Учитель эффективно (адекватно цели урока) сочетает репродуктивную и проблемную формы обучения, учит детей работать по правилу и творчески.

– На уроке задаются задачи и четкие критерии самоконтроля и самооценки (происходит специальное формирование контрольно-оценочной деятельности у обучающихся).

– Учитель добивается осмысления учебного материала всеми учащимися, используя для этого специальные приемы.

– Учитель стремится оценивать реальное продвижение каждого ученика, поощряет и поддерживает минимальные успехи.

– Учитель специально планирует коммуникативные задачи урока.

– Учитель принимает и поощряет, выражаемую учеником, собственную позицию, иное мнение, обучает корректным формам их выражения.

– Стиль, тон отношений, задаваемый на уроке, создают атмосферу сотрудничества, сотворчества, психологического комфорта.

– На уроке осуществляется глубокое личностное воздействие «учитель – ученик» (через отношения, совместную деятельность и т.д.)

Следуя вышеперечисленным принципам построения современного урока, можно достичь результативности урока, которая соответствует требованиям Стандартов нового поколения,

Методические принципы современного урока

1. Субъективизация

2. Метапредметность

3. Деятельностный подход

4. Коммуникативность

5. Рефлексивность

6. Импровизационность

Ресурсы современного урока – это человеческие, методические и технологические ресурсы. Человеческие ресурсы включают в себя три взаимосвязанные между собой составляющие, работающие в тесном сотрудничестве: учитель, ученик, родители. Методические ресурсы включают в себя формы, технологии, содержание, приёмы, методы обучения. Технологические ресурсы – это технологии обучения: проектная деятельность, ИКТ, развивающее обучение, модульное обучение, интерактивная доска, здоровьесберегающие технологии.

Модели современного урока: традиционная и инновационная. Традиционная включает в себя следующие компоненты: триединая цель урока, план-конспект, преобладающая фронтальная форма обучения, методы и приемы обучения, типы уроков. Инновационная модель делится на деятельностную и развивающую. Включает в себя следующие компоненты: ключевые и базовые компетентности, обязательное проектирование урока учителем, разнообразные формы обучения, технологическую карту урока, практический опыт деятельности.

Тенденции развития современного урока включают в себя формирование потребности учащихся в познании и умений учиться, применение новейших информационных технологий, разнообразие типов урока, тщательное проектирование урока в процессе его подготовки, технологичность обучения, применение идей личностно-ориентированного и личностно-развивающего обучения, свобода в выборе структуры урока.

Какова же характеристика современного урока?

Он включает в себя компоненты содержания: знания, умения, навыки, творческая деятельность, эмоционально-ценностный опыт; личностно-ориентированный, индивидуальный характер; создание условий для формирования компетенций ребенка; самостоятельная работа ученика, а не учителя; практический, деятельностный подход; использование образовательных технологий.

Урок – это работа души и чем усерднее эта работа, тем уважительнее отношение ребенка к самому себе, а также учителя к своей собственной личности. Поэтому современный урок ставит целью формирование следующих универсальных учебных действий: развитие личности ребёнка, т.е. личностные результаты, метапредметные умения, которые формируют у учащихся подход к изучаемому предмету как к системе знаний о мире и, наконец, непосредственно предметные результаты, т.е. результат изучения данной темы урока.

Виды универсальных учебных действий формируемых на уроке таковы:

личностные, познавательные, регулятивные, коммуникативные,

Личностные: обеспечивают ценностную ориентацию детей: знание моральных норм и умение им следовать (взаимопомощь, правдивость, ответственность); умение соотносить свои поступки с этическими чувствами (вина, совесть, стыд); желание и умение видеть нравственный аспект своих поступков; желание и умение ответить на вопрос, какое значение и какой смысл имеют для него те или иные знания.

Регулятивные, обеспечивают младшему школьнику организацию учебнойдеятельности.– целеполагание как способность принять учебную задачу на основании того,что уже известно и усвоено, и того, что ещё не известно;

–планирование как способность самостоятельно определять последовательность выполнения действий;

– контроль как способность сличения способа действия и его результата с заданными эталонами;

– саморегуляция как способность начинать и заканчивать учебные действия в нужный момент;

– коррекция как способность исправлять промежуточные и конечные результаты своих действий, а также возможные ошибки;

– самооценка как способность осознать то, что уже усвоено, и то, что ещё нужно усвоить, способность осознать уровень усвоения.

Коммуникативные

– планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками(например, распределение ролей при парной, групповой или коллективной работе);

– умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;

– умение разрешать конфликтные ситуации, принимать решение, брать ответственность на себя.

Познавательные: включают действия исследования, поиска и отбора необходимой информации, ее структурирования; моделирования изучаемого содержания, логические действия и операции, способы решения задач.

Современный урок иностранного языка имеет ряд общих требований, которые характерны для построения любого современного урока, так и ряд специфических черт, характерных для урока иностранного языка.

Общие требования к современному уроку:

– Формирование целей (обучающей, методической, воспитательной) и задач.

– Планирование ожидаемых результатов (личностных, метапредметных, предметных).

– Подбор средств достижения результата адекватных поставленным целям.

– Формирование мотивации к изучению.

– Создание благоприятного климата на уроке.

– Формирование УУД в рамках каждого элемента урока.

– Использование эффективных технологий, способствующих эффективному

ведению урока.

– Ориентация на качественное обучение сообразное возможностям испособностям каждого ученика.

– Специфические особенности построения современного урока.

Требования к технике проведения урока

 урок должен быть эмоциональным;

 вызывать интерес к учению;

 воспитывать потребность в знаниях;

 темп и ритм урока должны быть оптимальными;

 действия учителя и учащихся завершёнными;

 необходим полный контроль во взаимодействии учителя и учащихся на

уроке;

 педагогический такт.

Критерии эффективности современного урока

-Обучение через открытие.

-Наличие дискуссий, характеризующихся различными точками зрения по изучаемым вопросам.

-Развитие личности.

-Способность ученика проектировать предстоящую деятельность, быть ее субъектом.

-Демократичность, открытость.

-Осознание учеником деятельности: того как, каким способом получен результат, какие при этом встречались затруднения, как они были устранены.

-Педагог ведет учащегося по пути субъективного открытия, он управляет проблемно – поисковой или исследовательской деятельностью учащегося.

Современный урок – это урок-познание, открытие, деятельность, противоречие, развитие, рост, ступенька к знанию, самопознание, самореализация, мотивация, интерес, профессионализм, выбор, инициативность, уверенность, потребность.

Условия и средства формирования учебных действий на уроке русского языка. Приоритетным направлением, обозначенным в новом образовательном стандарте, является целостное развитие личности в системе образования. Оно обеспечивается, прежде всего, через формирование универсальных учебных действий (УУД), имеющих приоритетное значение над узкопредметными знаниями и навыками и лежащих в основе успешности обучения. При этом знания, умения и навыки рассматриваются как производные от соответствующих видов целенаправленных действий, т.е. они формируются, применяются и сохраняются в тесной связи с активными действиями самих

учащихся.

Универсальные учебные действия служат решению основных четырёх задач:

1) личностной (решение жизненно важных задач в процессе обучения), 2) регулятивной (решение проблем управления и самоуправления в познавательной деятельности), 3) познавательной (совместный поиск и обработка информации), 4) коммуникативной (умение работать в коллективе).

Коммуникативные УУД.

Системообразующим компонентом системы освоение курса русского языка, и

универсальных учебных действий являются коммуникативные УУД, поскольку, с одной стороны, использование разных коммуникативных средств выступает в качестве существенного показателя развития учащихся и необходимо для формирования всех видов УУД, с другой стороны, коммуникативные универсальные учебные действия являются важным компонентом курса иностранного языка.

В современной западной концепции «шести ключевых умений» среди наиболее важных и широких умений, которые должны осваивать учащиеся, два непосредственно относятся к сфере коммуникативных действий.

Это:

 общение и взаимодействие (коммуникация): умение представлять и сообщать в письменной и устной форме, использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции;

 работа в группе (команде): умение устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации.

В соответствии с такими целями большое значение придается проектным формам работы, ориентированным на совместное планирование деятельности учителем и учащимися, совместное учение в процессе решения задач (проблем), которые имеют непосредственную связь с практическими ситуациями из реальной жизни, и, что особенно важно, задачами, решаемыми не в колее узкопредметности, а на стыке многих областей знания.

Организация взаимодействия при решении проектной проблемы нацелена на

результат, представленный двумя блоками умений: 1) научиться выстраивать

отношения с другими участниками проекта, 2) научиться устной и

письменной коммуникации.

К коммуникативным действиям относятся:

• планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками —

определение цели, функций участников, способов взаимодействия;

• постановка вопросов — инициативное сотрудничество в поиске и сборе

информации;

• разрешение конфликтов — выявление, идентификация проблемы, поиск и

оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения

и его реализация;

• управление поведением партнёра — контроль, коррекция, оценка его

действий;

• умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в

соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение

монологической и диалогической формами речи в соответствии с

грамматическими и синтаксическими нормами родного языка, современных

средств коммуникации.

Развивающий потенциал коммуникативных и речевых действий не

ограничивается сферой своего непосредственного приложения – общением и

сотрудничеством, но и напрямую затрагивает познавательные процессы, а

также личностную сферу школьников, соответственно УУД в проекте

формируются не изолированно друг от друга, а влияя и обуславливая

взаимное развитие. Поэтому, необходимо указать, какие виды (типы) УУД,

помимо собственно коммуникативных, могут формироваться при

выполнении тех или иных заданий в модуле.

В состав основных видов универсальных учебных действий,

соответствующих ключевым целям общего образования, входят так же:

личностные, регулятивные, познавательные.

Достижение цели обеспечивается выполнением следующих учебных

заданий:

1) написать цель общения (коммуникативные УУД);

2) объяснить выбор деятельностной позиции, какая деятельность интереснее

(коммуникативные и регулятивные УУД);

3) изложить своё мнение, как преодолеть барьеры общения, почему самая

большая – «роскошь человеческого общения» (в виде мини-реферата)

(познавательные (общеучебные), коммуникативные и личностные УУД);

4) написать план выхода из затруднительной ситуации (познавательные

(общеучебные), регулятивные, коммуникативные и личностные УУД

5) изложить суть сообщения других участников (в виде аннотации)

(познавательные (общеучебные) и коммуникативные УУД); 6) прослушать

отрывок и определить в нём «тему дня» для дискуссии (познавательные

(общеучебные) и коммуникативные УУД); и другие.

Основным критерием сформированности универсальных коммуникативных

действий можно считать коммуникативные способности учащегося,

включающие в себя:

 желание вступать в контакт с окружающими (мотивация общения «Я

хочу!»);

 знание норм и правил, которым необходимо следовать при общении с

окружающими (знакомство с коммуникативными навыками «Я

знаю!»);

 умение организовать общение (уровень овладения коммуникативными

навыками «Я умею!»), включающее умение слушать собеседника,

умение эмоционально сопереживать, умение решать конфликтные

ситуации,

 умение работать в группе,

 осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной

форме;

 оформление собственных мыслей с использованием различных стилей

и жанров («Я способен! Я – сам!»).

Постепенное овладение умениями в этой сфере способствует закреплению

процессов самоорганизации и самоуправления учебным процессом в проекте,

и в этом смысле коммуникативные умения – одни из наиболее важных,

развивающих компетентностный потенциал личности школьника.

Приёмы и формы организации деятельности учащихся

У человека достигшего успеха в решении поставленной задачи, появляется

вера в свои силы, понимание путей достижения цели. Потребность

самостоятельно приобретать и обновлять знания, принимает сейчас

особое значение в связи с всё возрастающим объёмом всевозможной

информации. В современной школе высшей ценностью стала личность

учащихся. Критерием оценки деятельности учащихся, является

обеспечиваемые ею условия для развития его индивидуальности.

В этих условиях особое значение приобретает формирование у учащихся

самостоятельности в учебной деятельности, обеспечивающей не только

усвоение знаний, но и овладение способами учебной работы, умения

самостоятельно строить свою деятельность.

Поэтому в практике основные усилия направлены на реализацию таких

целей, как:

1) доведение учащихся до обязательного уровня подготовки и создание

условий для усвоения учебного материала на более высоких уровнях;

2) воспитание самостоятельности и творческой активности, учащихся в

приобретении знаний, а также умений и навыков применения этих знаний в

конкретных условиях.

Для достижения этих целей ставятся следующие задачи:

 формирование у учащихся необходимых умений и навыков

самостоятельной учебной деятельности;

 выявление склонностей и способностей учащихся;

 обучение каждого ребенка на уровне его возможностей и

способностей;

 организация совместной деятельности, обеспечивающей комфортность

участников обучения, способствующей культурно-интеллектуальному

развитию учащихся;

 развитие мыслительной и творческой активности учащихся;

 формирование личностных качеств: самостоятельность, трудолюбие;

 развитие интереса к предмету.

Для решения данных задач используются следующие формы обучения.

Общеклассные формы организации занятий: урок, конференция, семинар,

лекция, собеседование, консультация, лабораторно-практическая работа,

программное обучение, зачетный урок.

Групповые формы обучения: групповая работа на уроке,

групповой лабораторный практикум, групповые творческие работы.

Индивидуальные формы работы в классе и дома: работа с литературой или

электронными источниками информации, письменные упражнения,

выполнение индивидуальных заданий.

Применяются следующие методы обучения.

 Словесные: рассказ, беседа.

 Наглядные: иллюстрации, демонстрации как обычные, так и

компьютерные

 Практические: выполнение практических работ, самостоятельная

работа со справочниками и литературой (обычной и электронной),

самостоятельные письменные упражнения, самостоятельная работа за

компьютером.

Для решения выше указанных задач на уроках, внеклассных

мероприятиях, предлагаются учащимся различные виды самостоятельной

деятельности: работа с книгой, поисковые методы, практические работы,

требующие мобилизации знаний, умений, способности принимать решения,

повышающие познавательную активность и сознательное отношение к

учебе, «всеми возможными способами нужно воспламенять в детях горячее

стремление к знанию и умению».

На всех этапах обучения предлагаются учащимся различные виды и

различные формы учебных занятий. Организация учебной деятельности

детей выполняется в различных формах: фронтальной (совместные действия

всех учеников под руководством учителя), индивидуальной (самостоятельная

работа каждого ученика), групповой (работа по 3-4 человека, задания для

групп могут быть одинаковыми или разными).

При самостоятельном выполнении заданий учащиеся работают в разном

темпе и требуют разной степени помощи. Скорость выполнения заданий

самостоятельной работы зависит не только от степени подготовленности

учащихся, но и от индивидуально-физиологических способностей. Для

одного самостоятельность проявляется уже в том, что он без чьей-либо

помощи выполнил упражнение по только что разобранному образцу, а для

другого довольно просто выполнить задание несколькими способами, в том

числе нетрадиционными. Все это должно учитываться при подборе заданий

для самостоятельной работы. Самостоятельную работу организуется в

разного вида парах: статистической, динамической, вариативной.

Консультации проводятся практически на каждом уроке во время

индивидуальной работы с учащимися, тогда как весь класс работает

самостоятельно. И, наконец, все виды контроля (самоконтроль,

взаимоконтроль, контроль учителя) присутствуют на каждом уроке.

Перед изучением темы проводится исходный контроль, помогающий

выявить необходимый уровень знаний для усвоения данной

темы. Формы проведения уроков разнообразные: урок-лекция, урок дискуссия, урок-семинар, урок-консультация, практическая работа, зачетные

уроки.

Оптимальной формой проектирования современного урока является

технологическая карта. При конструировании технологической карты

урока:

• в ней должен быть описан весь процесс деятельности;

• должны быть указаны операции, их составные части.

В структуре технологической карты урока необходимо предусмотреть

возможность:

• тщательного планирования каждого этапа деятельности;

• максимально полного отражения последовательности всех осуществляемых

действий и операций, приводящих к намеченному результату;

• координации и синхронизации действий всех субъектов педагогической

деятельности.

Технологическая карта урока – современная форма планирования

педагогического взаимодействия учителя и учащихся. В технологической

карте урока мы выделяем важные этапы урока:

• Актуализация знаний, необходимая для создания для всех учащихся

равных стартовых условий до начала изучения нового, т.е. выравнивание

знаний по тем понятиям, которые будут необходимы на сегодняшнем уроке.

• Следующий шаг – построение учебной задачи. Это фиксирование

основополагающего вопроса, проблемных вопросов, частных задач при

организации учебной кооперации. Это способствует созданию

ориентировочной основы действий, которая выступает как важнейшая часть

психологического механизма развития интеллекта. Это то, на что опирается

ученик при работе над творческим продуктом. Это может быть создание

плана проекта, моделирование действий, разработка опорного конспекта,

определение опорных точек, составление плана изучения, создание шаблона

ответа, тезаурусов, тезисного плана, тезисов ответа по методу эвристической

беседы плана или алгоритма лабораторного опыта.

• Главное – переход к задаче формирования общего способа действия.

Ученик должен понимать, что все, что он сегодня делал, можно перенести на

другой объект и изучать его тем же способом, что и означает развитие

надпредметных умений.

• Рефлексия является не просто подведением итогов, а видением процесса и

осознанием полученных результатов. Создаются условия для понимания

того, что можно было бы изменить, знания об удачных способах действий.

Важно, чтобы учащиеся могли сформулировать основную идею, перечислить

основные виды своей деятельности на уроке, ответить на вопросы: что

нового узнали на занятии? Какой опыт приобрели в учебной деятельности?

Что было самым трудным на уроке? Что считают наиболее важным? Что

было наиболее интересным? На наш взгляд, технологическая карта урока –

прекрасный инструмент самообучения. Она позволяет наглядно проследить

ход работы учителя по формированию УУД. Кроме того, технологическая

карта урока позволяет сделать для учителя процесс формирования УУД

прозрачным (видимым, очевидным) и управляемым благодаря фиксированию

формируемых у учащихся способов деятельности.

Таким образом, при проектировании урока, соответствующего требованиям

ФГОС ООО необходимо абсолютное соблюдение следующих условий:

 Цели учебной деятельности на уроке принимаются и формулируются

обучающимися.

 Осуществляется систематическое обучение детей осуществлять

рефлексивные действия (оценивать свою готовность, обнаруживать

незнание, находить причины затруднений).

 Используются разнообразные формы, методы и приемы обучения,

повышающие степень активности обучающихся в учебном процессе.

 Активно применяется технология диалогического общения, в рамках

которой обучащиеся учатся ставить и адресовать вопросы.

 Эффективно (адекватно целям урока) сочетаются репродуктивная и

проблемная формы обучения, т. е., происходит обучение работе по

алгоритму и творчески.

 Определены задачи и четкие критерии самоконтроля , самооценки.

 Происходит осмысление учебного материала всеми обучающимися.

 Оцениваются и поощряются реальные, даже минимальные успехи

каждого обучающегося.

 Специально планируются коммуникативные задачи урока.

 Принимается и поощряется выражаемая учеником собственная

позиция, осуществляется обучение корректным формам ее выражения.

 На уроке создана атмосфера сотрудничества, сотворчества, психологического комфорта





Проектная деятельность на уроках русского языка

Проект – замысел, план (словарь иностранных слов). Одним из методов

обучения учащихся может быть метод проектов−это способ достижения

дидактической цели через детальную разработку проблемы, которая должна

завершиться вполне реальным, осязаемым практическим результатом,

оформленным тем или иным образом (проф. Е. С. Полат); это совокупность

приёмов, действий учащихся в их определённой последовательности для

достижения поставленной задачи — решения проблемы, лично значимой для

учащихся и оформленной в виде некоего конечного продукта.

Метод проектов органично вписывается в систему личностно

ориентированного обучения и способствует организации разнообразной

самостоятельной деятельности учащихся, но при этом не исключает и не

заменяет других методов обучения. Это метод обучения может быть

использован в изучении любого предмета, может применяться как на уроках,

так и во внеклассной работе. Он ориентирован на достижение целей самих

учащихся, и поэтому уникален. Проект формирует невероятно большое

количество умений и навыков, и поэтому он эффективен. Дает столь

необходимый школьникам опыт деятельности, и поэтому он незаменим.

Выбор тем проектов осуществляет учитель. Критерии выбора тем могут быть

следующими:

• социальная значимость проекта и значимость данной информации для

учащихся; воспитательный потенциал проекта;

• связь темы проекта с изучаемым материалом курса и возможность

реализации внутри- и межпредметных связей;

• наличие у школьника необходимых знаний и личного опыта.

Типы учебных проектов

Выделим возможные типы учебных проектов

 По доминирующей деятельности: информационные,

исследовательские, творческие, прикладные или практикоориентированные. (Типология предложена Е.С. Полат.)

 По предметно-содержательной области: монопредметные,

межпредметные и надпредметные.

 По продолжительности: от кратковременных, когда планирование,

реализация и рефлексия проекта осуществляются непосредственно на

уроке или на спаренном учебном занятии, до длительных –

продолжительностью от месяца и более.

 По количеству участников: индивидуальные, групповые,

коллективные.

Работа над любым проектом может быть организована как индивидуальная,

групповая, коллективная или смешанная, т.е. на разных этапах работы имеет

место и групповая, и индивидуальная работа. Главное, чтобы выбранная тема

проекта была тесно связана с реальной жизнью и личностно значима для

каждого школьника.

В ходе работы над проектом необходимо учитывать возрастные особенности,

личностные потребности и индивидуальные особенности детей.

Последовательность работы над проектом

Стадия работы над проектом

Содержание работы Деятельность учащихся

Деятельность учителя

1. Подготовка Определение темы и целей проекта, его исходного положения. Подбор

рабочей группы .Обсуждают тему проекта с учителем и получают при необходимости

дополнительную информацию.

Определяют цели проекта

Знакомит со смыслом проектного подхода и мотивирует учащихся. Помогает

в onpeделении цели проекта. Наблюдает за работой учеников

2. Планирование

а)Определение источников необходимой информации.

б)Определение способов сбора и анализа информации.

в)Определение способа

Формируют задачи проекта.

Вырабатывают план действий.

Выбирают и обосновывают свои критерии успеха проектной деятельности

Предлагает идеи, высказывает предположения.

Наблюдает за работой учащихся . представления результатов (формы проекта).

г)Установление процедур и критериев оценки результатов проекта.

д)Распределение задач (обязанностей) между членами рабочей группы.

3. Исследование

1. Сбор и уточнение информации(основные инструменты:интервью, опросы, наблюдения, эксперименты и т.п.).

2.Выявление (“мозговой штурм”) иобсуждение альтернатив, возникших в ходе выполнения проекта.

3.Выбор оптимального варианта хода проекта.

4.Поэтапное выполнение\ исследовательских задач проекта

Поэтапно выполняют задачи проекта

Наблюдает, советует, косвенно руководит деятельностью учащихся

4. Выводы Анализ информации.

Формулирование выводов Выполняют исследование и работают над

Наблюдает, советует(по просьбе учащихся) проектом, анализируя информацию.

Оформляют проект

5.Защита проекта и оценка его результатов Подготовка отчета о ходе выполнения проекта с объяснением полученных результатов. Анализ выполнения проекта, достигнутых результатов (успехов и неудач) и причин этого

Представляют проект, участвуют в его коллективном самоанализе и оценке

Слушает, задает целесообразные вопросы в роли рядового участника.

При необходимости направляет процесс анализа. Оценивает усилия учащихся,

качество отчета, креативность, качество использования источников, потенциал продолжения проекта


Работа над проектом требует продолжительного времени: от нескольких

недель до нескольких месяцев. Поэтому четкость в организации работы

школьников, и промежуточный контроль, от этапа к этапу – необходимые

условия успешного выполнения поставленной задачи.

Проектная работа помогает создать благоприятную толерантную среду.

Проект предусматривает сочетание индивидуально-творческой и

самостоятельно-поисковой работы. Через проект реализуется личностноориентированный подход к обучению. Эти механизмы обеспечиваются новой

функцией учителя, который и выступает в качестве организатора

самостоятельной учебно-познавательной, а также коммуникативной

деятельности учащихся.

Проектная работа будет иметь большое значение для ученика и учителя, если

замысел работы, её идея возникнут при изучении той или иной темы на уроке

или на занятиях элективного курса. Чаще темы проектов касаются

практических вопросов и требуют знания учащихся не только по русскому

языку и литературе, но и по другим предметам.

Рассмотрим проектную технологию на уроках русского языка

Для уроков русского языка можно использовать проекты, направленные на

изучение языковых особенностей фольклора, этимологии слов, литературные

исследования (роль Царскосельского лицея в становлении личности поэта А.

С. Пушкина ), составление схем-конспектов при изучении орфограмм и

пунктограмм («-Н-и –НН-в отымённых и отглагольных прилагательных и

причастиях», «Пунктуация в сложном бессоюзном предложении» и т.д.)

На современном этапе проектная форма педагогической деятельности

предполагает отход от авторитарных и репродуктивных методов обучения и

предусматривает продуманное и обоснованное сочетание разных форм

деятельности с многообразием методов и средств обучения.

Урок в 6 классе. Тема: Правописание –НЕ- с деепричастиями.

Цель: Изучить раздельное и слитное написание –НЕ- с деепричастиями.

Задачи: 1.Научиться применять данное правило на практике.

2.Повторить слитное и раздельное –не- с глаголами и причастиями.

3.Развивать вкус к художественному слову.

4.Осознать роль книги в жизни человека.

Ход урока.

I. Оргмомент.

II. Актуализация знаний.

1). Индивидуальное задание для сильных учащихся. Спишите выражения,

обозначьте изученную орфограмму. ( Не) засеянное поле, поле (не) засеяно,

(не) выученные уроки, (не) выученные вовремя уроки, (не) засеянное весной

поле, поле (не) засеяно, (не) годующий взгляд, океан (не)истовствует, (не)

выполнил работу.

2. Устный опрос.

А) Что такое деепричастие?

Б) Какую вы ещё знаете глагольную форму?

В) Как образуется деепричастие? (суффиксы деепричастий написаны на

доске)

3.Укажите грамматически правильное продолжение предложения и запишите

его в тетрадь, объясните постановку запятой в предложении. (Не)

рассчитывая на помощь,

А) меня начали покидать силы.

Б) ученики самостоятельно справились с заданием.

В) учебник помогает лучше справиться с трудным материалом.

4. Какое слово из предложения вызвало трудности в написании? К какой

части речи отнесём « не рассчитывая»?

5. Сформулируйте тему урока ( запись числа и темы урока).

III. Целеполагание.

IV. Изучение нового материала.

1. Слово учителя. Чтоб решить нашу проблему, обратимся к тексту.

2. Задание. Прочитайте текст, сформулируйте его основную мысль,

расставьте недостающие знаки препинания, объясните их употребление,

выпишите слова с «НЕ» в три колонки, Удивительное дело – книги. Хорошая

книга – неиссякаемый сосуд, заполненный человеческими знаниями. Книги

продолжают играть главнейшую роль в развитии нашего общества. Поэтому

нужно читать внимательно, не глотая её страниц не пропуская рассуждений

автора. Тогда вам будут понятны поступки героев. Вам (не) захочется

расставаться с каждым из них. С ними негодуя недоумевая ненавидя и

восхищаясь вы проживаете разные мгновенья. Огромная польза от общения с

книгами. Ведь каждая книга повышает вашу грамотность, развивает ум,

прививает вкус к хорошему слову и ,конечно, любовь к языку.

3. Основная мысль: книга – источник знаний, поэтому огромна роль книги в

жизни человека.

4. Объяснение пунктограмм в тексте.

5. Исследовательская деятельность. Распределите слова с «НЕ» в три

колонки (работа в группах).Учащиеся на листах ватмана распределяют слова

с «НЕ» в три колонки (на это отводится 10 минут).

6.Через 10 минут ученик из группы объясняет принцип распределения слов с

«НЕ» по колонкам. ( Распределение слов с «НЕ» по трём колонкам будет

разное, но в идеале должно быть так. Учащиеся должны защищать свои

мнения). ПРИЧАСТИЕ ГЛАГОЛ ДЕЕПРИЧАСТИЕ Неиссякаемый не

захочется НЕ глотая Не пропуская Негодуя Ненавидя Недоумевая

7.Слово учителя. Распределите деепричастия в две колонки. По какому

принципу деепричастия будем записывать в две колонки? СЛИТНО

РАЗДЕЛЬНО негодуя не глотая недоумевая не пропуская ненавидя

8. Назовите глаголы, от которых образовались деепричастия в первой

колонке?

9.Как пишется –НЕ- с этими глаголами и какой морфемой является –НЕ- в

глаголах и деепричастиях первой колонки? Почему –НЕ—с деепричастиями

первой колонки пишется слитно?

10. Назовите глаголы, от которых образовались деепричастия второй

колонки? Как пишется –НЕ- с этими глаголами? Почему –НЕ- с

деепричастиями второй колонки пишем раздельно и чем является –НЕ- во

второй колонке?

11. Слово учителя. Сформулируйте правило: «Как пишется –НЕ- с

деепричастиями?» Изобразите на доске модель «-НЕ – с деепричастиями»,

приводя свои примеры.

-НЕ- с деепричастиями пишется

↕ ↕

СЛИТНО РАЗДЕЛЬНО

-НЕ- часть корня -НЕ- частица

Негодуя НЕ выучив

неистовствуя не думая

V. Тренировочные упражнения. 1. Упражнение №500(устно) из УМК

«Русский язык под редакцией М. М. Разумовской. М. «Дрофа» 2011 год.

2. Работа с текстом на карточках. Спишите, объясните пропущенные

орфограммы и пунктограммы, выполните синтаксический разбор 4-го

предложения. Лось обирая осинкус высоты своей споркойно глядит на

ползающую девочку, как на всякую ползающую тварь.

Ничего (не) видя, кроме своей клюквы, ползёт она и ползёт к большому

чёрному пню. Лось её за человека (не) считает. Девочка ползла по болоту

(не) поднимая вверх головы. И так она приползла к г..релому пню…

VI Рефлексия.

1. Мини-тест. Укажите вариант ответа, где –НЕ- с деепричастиями пишется

раздельно.

А) (Не)взлюбив, б) (не)доумевая, в) (не)написав, г) (не)истовствуя, д)

(не)написав, ж) (не)переставая, з)(не)выучив, и) (не)зная.

2.Создание «лесенки успеха» 3. Мне на уроке было (трудно, легко,

интересно). Хочется повторить ещё ..

VII. Задание на дом:

1) выучить правило, знать слова-исключения. 2.

2) Для сильных ребят – написать инструкцию о бережном отношении к

книгам, используя опорные слова: (не)загибая, (не)перегибая,

перевёртывая страницы, (не)пишите, (не)рисуйте, (не)пользуйтесь. Для

слабых учащихся – упражнение №503















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!