Просмотр содержимого документа
«Использование современных образовательных технологий на уроках русского языка»
Л.И.Матюкова,
зам.директора по ВР, учитель русского языка и литературы
МОУ «Кокшамарская СОШ им. И.С.Ключникова-Палантая»
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА
Назначение современной школы- это воспитание высоконравственной, творчески мыслящей личности. Формирование и развитие такой личности происходит в процессе усвоения основных закономерностей познавательной и практической деятельности. Задача педагога в современной школе - не преподавать свой предмет, а развивать личность посредством своего предмета.
Применение ИКТ на уроках способствует совершенствованию практических умений и навыков, позволяет эффективно организовать самостоятельную работу, активизирует познавательную деятельность учащихся. Использование компьютерных презентаций делает процесс преподавания не только интересным, но и более понятным. ИКТ на уроках русского языка позволяют разнообразить формы работы, деятельность учащихся, активизировать внимание, повышают творческий потенциал личности. Использование кроссвордов, иллюстраций, рисунков, различных занимательных заданий, тестов воспитывает интерес к уроку.
На своих уроках применяю элементы технологии личностно-ориентированного обучения. Я часто использую нестандартное начало урока: приемы «Удивляй!», «Игровая интрига». Актуализацию знаний учащихся в начале урока я провожу в виде опроса, проверочной работы или в форме беседы, побуждая школьников вспомнить пройденный материал. Эффективными способами являются приёмы «Да -нет», опрос-викторина, «Верно-неверно». Например, по теме «Имя существительное» в 5 классе можно использовать такие вопросы: Имя существительное отвечает на падежные вопросы? В русском языке 5 падежей? Имя существительное изменяется по родам? В русском языке три основных типа склонения? Имя существительное изменяется по числам и падежам? и т.д.
Технология развития критического мышления (ТРКМ) способствует развитию мыслительных навыков, которые пригодятся учащимся в дальнейшей жизни в умении принимать взвешенные решения, работать с информацией, анализировать различные стороны явлений. Методический приём «мозговой штурм» я использую в ТРКМ с целью активизации имеющихся знаний на стадии вызова. Учащимся предлагаю подумать и записать, что они знают по теме, а затем они обмениваются информацией в «работе в парах». Ребятам очень нравятся такие приёмы, как «инсерт» на стадии осмысления, «кластер», «синквейн» и «письмо с дырками» на стадии рефлексии. Например, причастие-это … часть речи, которая обозначает проявляющийся во времени …предмета по … и отвечает на вопросы…
Игровые технологии способствуют воспитанию познавательных интересов, интеллектуальному развитию, активизации деятельности. На уроках русского языка я использую самые разнообразные методы и приёмы, помогающие результативно осваивать сложные темы. Это могут быть весёлые стихи, облегчающие усвоение правописания, лингвистические сказки, уроки-путешествия, урок -КВН, уроки- экскурсии.
Таким образом, что использование современных образовательных технологий на уроках русского языка развивает творческие, исследовательские способности учащихся, повышает их активность, помогает развитию познавательной деятельности учащихся и интереса к предмету. Применение современных образовательных технологий позволяет мне наполнить уроки новым содержанием, развивать любознательность учащихся и идти в ногу со временем.
Список источников:
1.Коновалова М.В.Современные педагогические технологии на уроках русского языка и литературы. [Текст]. Журнал «Русский язык и литература», №10. 2015.- с.2-5.
2.РКМ. Информационный банк современного учителя. [Электронный ресурс]. URL. http://kmspb.narod.ru/posobie/priem.htm