Аверина Татьяна Васильевна.
Учитель высшей категории МБОУ СОШ № 73
Исползование современных образовательных технологий на уроках русского языка и литературы.
(из опыта работы)
Последние два десятилетия многое изменилось в образовании. Я думаю, что сегодня нет такого учителя, который не задумывался бы над вопросами: «Как сделать урок интересным, ярким? Как увлечь ребят своим предметом? Как создать на уроке ситуацию успеха для каждого ученика?» Какой современный учитель не мечтает о том, чтобы ребята на его уроке работали добровольно, творчески; познавали предмет на максимальном для каждого уровне успешности?
Новая организация общества, новое отношение к жизни предъявляют и новые требования к школе. Сегодня основная цель обучения - это не только накопление учеником определённой суммы знаний, умений, навыков, но и подготовка школьника как самостоятельного субъекта образовательной деятельности. В основе современного образования лежит активность и учителя, и, что не менее важно, ученика. Именно этой цели - воспитанию творческой, активной личности, умеющей учиться, совершенствоваться самостоятельно, и подчиняются основные задачи современного образования.
Использование современных педагогических технологий в образовательном процессе делает обучение более содержательным, способствует развитию самостоятельности и творческих способностей обучаемого, существенно повышает уровень индивидуализации обучения и познавательную активность обучающихся. Я использую на уроках как предметно- ориентированные технологии (технологию дифференцированного обучения , технологию концентрированного обучения), так и технологии личностно-ориентированного образования (Преподавание литературы как искусства и как человекоформирующего предмета (Е.Н. Ильин),технология обучения в сотрудничестве, метод проектов).
2.2.1.Предметно-ориентированные технологии.
Технология дифференцированного обучения.
Дифференциацию осуществляю не за счет того, что одним ученикам даю меньший объем материала, а другим больший, а за счет того, что, предлагая учащимся одинаковый его объем, ориентирую их на различные уровни требований к его усвоению. При дифференциации учащихся в соответствии с тем или иным уровнем опираюсь на общий уровень обученности, развития ученика, отдельные особенности психического развития (память, мышление, познавательная деятельность), индивидуальные особенности ученика (склонность к гуманитарным предметам или точным наукам),
неспособность ученика усваивать предмет по тем или иным причинам (кроме умственного развития), интерес ученика к тому или иному предмету.
Оценив каждого учащегося по данной схеме, приблизительно отношу его к той или иной группе. Но обязательно учитываю, что ученик может (и должен!) передвигаться из одной группы в другую; поэтому провожу диагностику примерно раз в полугодие. Часто использую карточки для организации деятельности учеников на целый урок либо на 15–20 минут в зависимости от целеустановки.
Дифференцированный подход позволяет в условиях классно-урочной системы реализовывать творческие возможности всех учеников. При этом работа с сильными учениками идет не по пути увеличения объема изучаемого материала, а по пути разнообразия заданий. Ребятам очень нравится самим составлять тексты диктантов, карточек-заданий по изучаемому материалу, обобщающих таблиц. Любят дети сочинять лингвистические загадки, стихи, сказки-миниатюры. С огромным желанием более сильные дети выступают в роли консультанта. Когда им поручается проверить задание у ученика, имеющего более низкий уровень подготовки, а затем еще раз объяснить непонятый материал. В среднем и старшем звене доверяю ребятам выступить в роли учителя (провести фрагмент урока)
Технология концентрированного обучения. Использую на уроках и технологию концентрированного обучения. Цель концентрированного обучения состоит в повышении качества обучения и воспитания учащихся через создание оптимальной организационной структуры учебного процесса, сближение обучения с естественными психологическими особенностями человеческого восприятия.
«Погружение» по русскому языку предшествует изучению литературы и, выполняя свои задачи, направлено на то, чтобы вызвать интерес к тем текстам и авторам, с которыми учащиеся встретятся на занятиях по литературе. Для того чтобы вызвать желание читать ту или иную книгу, читаю интересные эпизоды, использую рассказы о жизни писателя или поэта. Карточки с заданиями (по возможности) составляются на основе литературных произведений, причем и здесь соблюдается принцип ритмичности. Например, если первый день «погружения» по литературе посвящается знакомству с рассказом Тургенева «Муму», то в первый день по русскому языку может быть дано задание списать текст, из этого произведения. Материал изучаю крупными блоками. Особую роль играет многократность вариативного повтора. Успешному усвоению материала помогают опоры, которые применяю в обучении постоянно. При составлении опор использую символы, рисунки, особую роль играют цвет и шрифт. При объяснении нового материала обязательно слежу, чтобы было проговаривание в парах: ученики и слушают внимательнее, потому что им нужно будет это повторить, и имеют возможность обратить внимание на то, что могло быть ими пропущено во время объяснения учителем. Лучшему усвоению материала способствует взаимообучение, так как ученики усваивают 90% от того, чему учат сами.
На занятиях используются дидактические игры, которые дают возможность ученикам не только успешнее усваивать материал, но и отдохнуть. Активно использую на уроках, особенно в старших классах, вузовские технологии обучения. Эти технологии сегодня нашли свое место и прочно утвердились в школе они, основаны на системе обучения, традиционно считавшейся вузовской: уроки-лекции, уроки-семинары, уроки-практикумы, уроки-зачеты и др. Сегодня «школьная лекция – это систематизированное, чаще всего проблемное изложение материала по теме или разделу». Активно использую не только традиционную лекцию, но и такие ее формы, как лекция-дискуссия, лекция-консультация, лекция-беседа, лекция с обратной связью.
Урок-семинар – это форма самостоятельной работы, которая способствует углубленному изучению материала, развитию интеллектуальных способностей учеников, формированию навыка работы с литературой, совершенствованию коммуникативных навыков. Использую различные виды семинаров: семинар – развернутое собеседование,
семинар-диспут, семинар с преобладанием самостоятельной работы учащихся, семинар-обсуждение докладов и рефератов. Так на семинаре «Поэты серебряного века», который проходил в форме развернутого собеседования, все ученики готовились к выступлениям по каждому запланированному вопросу и на семинаре максимально были вовлечены в обсуждение темы. Этому помогли заранее подготовленные развернутые выступления.
Семинар-обсуждение докладов и рефератов, эта форма была использована при изучении обзорной темы в 11 классе «Литература 20-30 годов» Каждому выступающему был назначен оппонент из числа одноклассников. Остальные школьники знакомились с основной литературой, чтобы быть готовыми к дискуссии по докладу, план и основные проблемы которого были заранее известны.
Любят учащиеся и такую форму занятий, как семинар-диспут Он основан на дискуссии (хотя элементы ее есть на любом семинаре). Каждый ученик должен определить свое отношение к предмету диспута. Так для итогового занятия по творчеству И.С.Тургенева в 10 классе была выбрана именно такая форма. На семинаре с преобладанием самостоятельной работы учащиеся делятся на группы, им предлагается на выбор несколько различных по уровню сложности заданий. Работа длится около 20 минут. Завершается семинар коллективным обсуждением результатов деятельности групп и выполнением упражнений, закрепляющих полученные знания и умения. Активно использую уроки-практикумы, или практические уроки. Такой урок, как правило, провожу в конце изучения темы с целью систематизации и обобщения знаний.
Еще одной формой занятий, которая пришла из вуза в школу, является урок-зачет. Этот урок провожу тогда, когда нужно повторить и обобщить изученный материал не осуществлении контроля за знаниями учащихся.
Таким образом, используемые мной предметно-ориентированные технологии обеспечивают мыслительную активность каждого ученика, развивают его самостоятельность, повышают авторитет знаний
2.2.2. Технологии личностно-ориентированного образования.
Приоритетные задачи личностно-ориентированных технологий в педагогике – формировать и развивать интеллект и речь учеников, развивать критическое и творческое мышление. Из известных технологий личностно-ориентированного образования (педагогические мастерские, модульное обучение, метод проектов, обучение как исследование литературы как искусства и как человекоформирующего предмета (Е.Н. Ильин) мне особенно близка позиция Е.Н.Ильина. Я полностью согласна с автором этой технологии, который утверждает, что каждое художественное произведение, изучение которого входит в программу школьного курса литературы, содержит множество нравственных проблем, которые так или иначе в нем ставятся. Вопрос-проблему, которая служит ядром урока, необходимо поставить так, чтобы вопрос был для современных учащихся жгучим, злободневным, личностно значимым; чтобы он был по возможности обращен не вообще к учащимся, а именно к школьникам данного класса или даже к конкретному ученику (ученице), а ответ на него, разрешение проблемы, содержащейся в вопросе, требовали тщательного изучения произведения, учебника и дополнительной литературы, ознакомления с историей изучаемого произведения и с биографией автора.
Особенности методики. В обучении предмету формула развития выглядит так: от опыта личности - к анализу художественного произведения и от него - к книге. Способ введения ученика в структуру материала через «деталь» - «вопрос» - «проблему» универсален и может быть использован всеми учителями для создания проблемных ситуаций. Ответ на поставленные проблемы организуется в форме коллективного поиска, раскрепощенного обсуждения, дискуссии, организуемых и инициируемых учителем. Урок литературы - это: человекоформирующий процесс; урок - общение, а не просто работа, это искусство, а не только учебное занятие, жизнь, а не часы в расписании; своеобразный одноактный спектакль с несколькими явлениями, сотворчество двух моралистов - писателя и учителя; не аргументы и факты, а открытия; совместная деятельность учителя и ученика на творческой основе, духовном равенстве и межличностном общении. Для меня, как и для Е.Н.Ильина, цель урока литературы- помочь подростку поверить в свои силы, разбудить в нем лучшие качества личности, подвести к высотам гуманизма и гражданственности. Как завоевать внимание учеников? Е.Н.Ильин считает: «Урок литературы надо строить точно теми же средствами, какими строится художественное произведение». Ребята внимательны и активны, «когда с ними разговаривают языком неожиданных приемов, метких деталей, жгучих вопросов… — словом, языком искусства». Прием, деталь и вопрос — в этих трех словах весь Ильин.
- На уроках литературы использую следующие приёмы: приём неожиданного, яркого начала урока; интригующее многоточие конца урока; творческие задания, позволяющее учащимся погрузиться в ткань произведения, продолжив какой-то фрагмент или почувствовав себя в роли героя.
Очень действенным в методике Е.Н.Ильина считаю использование на уроках вопросов-микрозаданий. Хороший вопрос, по Е.Ильину, - это “множитель информации”: он не только вызывает подсознательные ассоциации, стимулирует творческое воображение, но и вырабатывает поведенческие реакции ученика. Атакующая мысль настоящего вопроса разрушает любую инертность мышления. Использую вопросы, составленные Е.Н.Ильиным. Такие, например, как:
- Почему Раскольников, еще не вскрыв письма от матери, исступленно целует конверт?
-Почему Сальери бросает яд в стакан Моцарта сразу же после его слов: "Гений и злодейство - две вещи несовместные"?
- Единственная книга в подвале-ночлежке ("На дне" в руках женщины. Почему?
- "Почему Чехов позвал Ионыча на кладбище (не в парк, не в сад, а именно на кладбище)?«
- Почему Горький в легенду о Данко не включил "девушку", которая, однако, есть в легенде о Ларре?
- ...Почему Варвара с такой охотой дает Катерине ключи от калитки для свидания с Борисом ("Гроза", наперед зная, что ни скрыть, ни утаить Катерина не может?
Составляю свои вопросы, которые помогают обсудить важные нравственные понятия. Так на уроке литературы в 10-м классе при изучении романа-эпопеи «Война и мир» обсуждаем следующие вопросы:
«— И зачем родятся дети у таких людей, как вы? Ежели бы вы не были отец, я бы ни в чем не могла упрекнуть вас, — сказала Анна Павловна, задумчиво поднимая глаза.».Права ли Анна Павловна, говоря эти слова князю Василию?
«Я пишу, чтоб он тебя в хорошие места употреблял и долго адъютантом не держал: скверная должность!» Что вкладывает князь Николай Андреевич Болконский в понятие «хорошие места»?
«Посмотри: вон напротив, у Лопухиных, еще третьего дня все дочиста вывезли. Вот как люди делают. Одни мы дураки.» Согласны ли вы с мнением графини Ростовой?
Большое внимание на уроках литературе уделяю художественной детали. Даю задания учащимся найти самые важные для понимания образа детали (портретные, психологические) Часто в ходе анализа текста произведения акцентирую внимание на “говорящих деталях” (это “жемчужина текста”, по Е.Ильину), выстраиваю с помощью ребят логические цепочки, выбираю опорные слова. Через эти приемы мы неуклонно идем к постижению авторской идеи. Конструктивная деталь (слово, реплика) рождается в результате текстовых раскопок. Раскручиваясь, она часто дает уроку сюжет, концепцию, неожиданно и ярко поворачивает урок к ребятам, их самих – к книге.
Стремлюсь к реализации на учебных занятиях интертекстуального подхода (поиск и установление связей анализируемого произведения с другими текстами). Например, анализируя сцену прощания князя Болконского с сыном, вспоминаем, какие напутствия давали своим сыновьям отцы Гринёва, Манилова, Чичикова, Штольца.
Очень интересными считаю памятки, которые использует на своих уроках Е. Н. Ильин: "Помни, когда пишешь сочинение"; «Анализировать - это объяснять, а не пересказывать»; «Где нет главной мысли, там нет и не может быть правильного отбора материала»; « Искусство писать - это вовремя ставить точку»; «Писать не значит списывать», «Будь кратким, но не коротким; простым, но не примитивным».
Очень важным считаю общение как урок сотворчества, совместного мышления,
партнерства, урок свободы, где всякий может и должен высказать себя, не подстраиваясь под кого-то. Девиз Ильина «Ни одной головы, пугливо втянутой в плечи, — вот педагогика» полностью разделяю и считаю необходимым создание на уроках литературы комфортной психологической обстановки. Только в этом случае ребёнок способен воспринимать искусство, сопереживать, сочувствовать героям, способен нравственно развиваться.
Таким образом, использование на уроках литературы приёмов Е.Н.Ильина преследует цель помочь подростку поверить в свои силы, разбудить в нем лучшие качества личности, подвести к высотам гуманизма и гражданственности.
Метод проектов – это самостоятельная исследовательская деятельность ученика, которая имеет не только учебную, но и научно-практическую значимость.
Эта технология актуализирует важнейшие речевые умения, вовлекая учеников во все виды речевой деятельности (говорение, аудирование, чтение, письмо), совершенствует умение работать с текстами разных стилей и типов речи на уровне информационно-смысловой обработки. У меня есть успешный опыт использования этой технологии на уроках русского языка и литературы.
Игровые технологии.
Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности, -утверждал В.А. Сухомлинский Начало любой игры – это, прежде всего эмоциональная установка на игру, на восприятие игровых задач, когда активизируется мыслительная деятельность и воображение ребенка.
Установка на игру обычно создается в увлекательной форме, иногда с использованием слайдов, рисунков, кинофрагментов. Следующим структурным элементом игры являются игровые задачи, которые соединяются с учебными задачами. Для соединения дидактических (учебных) и игровых задач необходимы правила игры. Они организуют поведение играющих, обеспечивают игрокам равные условия.
Обязательным структурным элементом игры является ее результат. Результат может быть наглядным (выиграл, отгадал, выполнил); менее заметным (получил удовольствие, заинтересовался вопросом) .
Среди многообразия игр, которые используются в работе с детьми в школе, различают: учебно-ролевые (сюжетно-ролевые) и дидактические игры.
Отличительной особенностью ролевых игр является то, что ученики вместе с учителем становятся исполнителями определенных ролей. Ролевые игры развивают фантазию, воображение и речь, имеют большое значение в нравственном воспитании. Дидактические игры специально создаются педагогами в учебно-воспитательных целях, являются познавательными и развивающими.
В своей школьной практике широко использую словесные игры, уроки-путешествия, КВН, уроки-викторины, игры - путешествия; лингвистические кроссворды; лингвистическое лото и т.д.). Результативность игрового урока всегда зависит от соблюдения всех условий игры и грамотной последовательности ее этапов.
2.2.3.Информационно-коммуникационные технологии в обучении русскому языку.
В начале XXI-го века технологии мультимедиа и Интернета получили широкое распространение в нашей жизни, что позволяет использовать их в качестве средства обучения, в том числе и обучения русскому языку и литературе
Информационные технологии позволяют мне добиваться высоких результатов обучения, используя некий «пакет» дидактических и технических средств (презентации, информационно-обучающие, тестирующие). С помощью программного обеспечения разрабатываю различные материалы: карточки с заданиями, тесты, алгоритмы решения лингвистических задач, опорные конспекты, схемы и т.д. Ориентирую учащихся при подготовке к уроку на использование компьютерных обучающих программ по русскому языку, словарей и энциклопедий, словарных и текстовых баз данных, сама использую их как при подготовке к уроку, так и на самом уроке. Большим подспорьем в работе являются методические и искусствоведческие материалы, компьютерные обучающие программы по русскому языку и литературе, продукты серии «Уроки Кирилла и Мефодия» (разработаны в соответствии с государственным стандартом образования РФ. Программы включают уроки по разным темам школьного курса русского языка и литературы Разработки содержат основополагающие знания по изучаемому курсу, интерактивные тренажеры, материалы к контрольным занятиям, экзамену); обучающий комплекс «Русская словарная лексика» (предназначен для освоения одной из самых трудных тем русского языка – правописания словарных слов. В комплекс включены практически все слова, правописание которых нужно запомнить за годы учебы в школе. Его основу составляют 1200 озвученных тестовых заданий. Для каждого слова предлагается набор родственных слов и опорная графическая картинка, на которой зашифровано его правописание), словари и энциклопедии (Современные компьютерные технологии предлагают неограниченное количество словарей и энциклопедий. Причем в большинстве своем это не просто отсканированные печатные издания, а мультимедийные программы, в которых используются различные способы подачи материала: текст, звук, иллюстрация, анимация и т.д. )
Таким образом, применение информационных технологий в преподавании русского языка и литературы не только интенсифицирует процесс обучения, но и повышает мотивацию учащихся к занятиям, стимулирует его познавательный интерес и повышает эффективность групповой и самостоятельной работы. Успешность любой педагогической технологии зависит от личности учителя и психологически грамотной направленности его.
2.2.4. Использование здоровьесберегающих технологий при организации учебно-воспитательного процесса
Одно из ключевых направлений развития образования, изложенных в национальной образовательной инициативе «Наша новая школа», - сохранение и укрепление здоровья школьников. Отсюда следует, что использование на уроках здоровьесберегающих технологий – залог успеха учебно-воспитательного процесса.
С целью предотвращения перегрузки учащихся и сохранения их здоровья я использую различные приемы и методы: смену видов деятельности, свободное обсуждение и дискуссию на уроке, разноуровневые домашние задания. В зависимости от ситуации и степени напряженности работы на уроке, провожу гимнастику для глаз, физкультминутки. Я уверена, что организовать образовательный процесс с учетом заботы о здоровье ученика -значит не принуждать его к знаниям, а воспитывать у него интерес к познанию. Для этого использую эмоциональную передачу содержания учебного процесса, даю задания, развивающие воображение, эмоционально-чувствительное восприятие.
Таким образом, во время учебного процесса необходимы:
-строгая дозировка учебной нагрузки;
-построение уроков с учетом динамичности учащихся, их работоспособности;
-соблюдение гигиенических требований в соответствии с новыми санитарными правилами(СанПин);
-благоприятный эмоциональный настрой.
В своей работе я стараюсь соблюдать основные требования к уроку с комплексом здоровьесберегающих технологий: рациональная плотность урока, смена видов учебной деятельности (5-7 видов), формирование мотивационной деятельности учащихся, индивидуальный подход к каждому ребенку, целенаправленная рефлексия в течение урока, создание ситуации успеха. Во время урока провожу работу по профилактике стрессов. Хорошие результаты дает работа в парах, группах, когда ведомый ученик чувствует поддержку товарища. Успешно проходят литературно-музыкальные композиции, в которых принимают участие все учащиеся класса.
РАЗДЕЛ 3. ВНЕКЛАСНАЯ РАБОТА. 3.1.Цели и задачи внеклассной работы по русскому языку и литературе.
Современный национальный воспитательный идеал — высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях российского народа,- читаем мы в концепции духовно-нравственного воспитания российских школьников. И далее: Духовно-нравственное развитие представляет собой процесс последовательного расширения и укрепления ценностно-смысловой сферы личности, формирования способности человека сознательно выстраивать отношение к себе, другим людям, обществу, государству, миру в целом на основе общепринятых моральных норм и нравственных идеалов.
В ряду школьных учебных дисциплин, каждая из которых в состоянии содействовать выполнению этой задачи, именно русский язык и литература на протяжении многих лет способствуют духовно- нравственному развитию подрастающего поколения.
Реализация основной образовательной программы среднего (полного) общего образования (ФГОС) образовательным учреждением предполагается в рамках урочной и внеурочной деятельности. В связи с этим значение внеурочной деятельности, безусловно, возрастает.
Внеклассная работа по русскому языку и литературе – это неотъемлемая часть всей учебно-воспитательной работы в школе. Направлена она на развитие творческих способностей учащихся. Здесь учащиеся, как и на уроке, получают новые знания о предмете, работают над культурой своей речи.
Внеклассная работа имеет свои цели и задачи, свое содержание, виды и формы проведения, свои методы и приемы. Прежде всего, необходимо отметить, что и урок, и внеклассные занятия имеют одну и ту же цель: подготовить учащихся грамотных, свободно владеющих русским языком в его устной и письменной форме, начитанных, любящих родную литературу. В то же время внеурочная работа имеет свои цели: развить интерес к русскому языку и литературе как к учебным предметам, привить любовь к великому русскому языку и великой русской литературе, повысить общую языковую и читательскую культуру.
.Указанные цели определяют задачи внеклассной работы:
- расширить, углубить и дополнить знания, умения и навыки, получаемые учащимися на уроках русского языка и литературы - сформировать творческую активность учащихся (выступать перед аудиторией, в стенной печати, организовывать вечера, конкурсы); - выявлять одаренных учащихся, а также воспитывать у слабоуспевающих учеников веру в свои силы, в возможность преодолеть отставание предмету
3.2.Социальный проект как форма внеклассной работы.
Виды внеклассной работы по русскому языку и литературе необычайно многообразны. Они делятся на две большие группы: постоянно действующие внеклассные занятия (кружки, клубы, журналы, стенная печать, информационный стенд), работающие в течение всего учебного года, и эпизодические (викторины, конкурсы, вечера, олимпиады, КВНы, экскурсии, конференции, телепередачи, диалоги).
Хотелось бы поделиться такой формой внеклассной работы по русскому языку как социальный проект. В работу над проектом вовлекается практически весь класс, и используется системно - деятельностный подход. Так, работая над социальным проектом «…», ребята определили проблему: родной язык в опасности! Просторечно - разговорная стихия, поток искажения правильной литературной речи захлестнули почти все сферы речевого общения в нашем обществе, особое беспокойство вызывает активное использование ненормативной лексики. Все это создает почву для пренебрежительного отношения к русскому языку и культуре его носителей. Проект был направлен на воспитание сознательного отношения к языку как духовной, нравственной и культурной ценности народа, как основному средству общения и получения знаний в различных сферах человеческой деятельности; воспитание интереса и любви к русскому языку, личностной, познавательной и коммуникативной компетенций участников проекта. Анкетирование жителей города, учащихся школы показало, что 40% взрослого и 30% детского населения активно используют нецензурную лексику в своем лексиконе. На вопрос Нуждается ли родной язык в защите и пропаганде, 55% ответили положительно. Анализируя речь, которая звучит в популярных молодежных передачах, участники проекта пришли к выводу, что современное телевидение представляет серьезную угрозу родному языку. Участники социального проекта провели ряд мероприятий, направленных на защиту и сохранение родного языка: Праздник русского языка, дискуссию «Нецензурная лексика. Почему против!», интеллектуальные игры для 5-6-х классов, «Знатоки родного языка», городскую социальную акцию «Защитим родной язык»,
Мне бы хотелось поделиться опытом проведения литературных гостиных и вечеров, которые являются прекрасным средством эстетического и нравственного воспитания. В моей методической копилке сценарии мероприятий, посвященных творчеству А.С.Пушкина, М.Ю.Лермонтова, Б. Пастернака, А. Блока, С.Есенина, Н.Рубцова, поэтов Серебряного века, В. Высоцкого. Подготовка к вечеру ведется заблаговременно, чтобы в итоге получилось единое представление, а не концерт из отдельных номеров. Подготовительный период очень важен. Ребята не просто учат стихи наизусть. Моя задача: помочь им понять смысл произведения, его подтекст, расставить акценты, глубоко прочувствовать каждую строку, каждое слово. Кропотливая работа над литературным произведением при подготовке композиции позволяет развивать разнообразные навыки анализа поэтического текста: это и стремление передать глубину стихотворения через музыкальную структуру (ритмика, аллитерация, ассонансы), это и работа над выбором художественного музыкального оформления спектакля, которое должно эмоционально, эстетически и тематически соответствовать литературному материалу драматургическому действию. Таким образом, я развиваю ассоциативное мышление, школьник приучается видеть мир вокруг себя во всём многообразии, богатстве оттенков. А главное, что формируется творческая, глубоко чувствующая духовная личность. Мои ученики, окончив школу, спустя годы, как самые счастливые моменты жизни, вспоминают наши литературные вечера. Считаю, что данная система работы позволила мне повысить продуктивность своей педагогической деятельности, о чем свидетельствует аналитический отчет.
С 2013 года я являюсь руководителем площадки всемирной акции Тотальный диктант. С 2015 года являюсь организатором курсов для жителей города «Русский по пятницам», «Русский по средам». Веду занятия. Волонтерский отряд «Добрый город» активно помогает в подготовке и проведении всемирной акции «Тотальный диктант»: занимаются агитацией, привлекают новых участников акции, регистрируют участников акции. Члены волонтерского отряда активно посещают курсы русского языка.