СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 23.07.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Использование современных образовательных технологий в преподавании русского языка и литературы как средство развития творческой личности учащихся. (Из опыта работы)

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данной статье рассказывается об использовании современнных образовательных технологий на уроках русского языка и литературы.

Просмотр содержимого документа
«Использование современных образовательных технологий в преподавании русского языка и литературы как средство развития творческой личности учащихся. (Из опыта работы)»

11


Использование современных образовательных технологий в преподавании русского языка и литературы как средство развития творческой личности учащихся.

(Из опыта работы)

«Перед вами громада – русский язык! Наслаждение зовет вас, наслаждение погрузиться во всю неизмеримость его и изловить чудные законы», - так говорил великий писатель Н.В.Гоголь. Я, как учитель русского языка и литературы, не могу не согласиться с этим высказыванием, понимая, что ключевыми его словами являются «наслаждение», «погрузиться», «чудные законы». Но современные учащиеся, погруженные совсем в другой мир, мир компьютеров, мобильных телефонов, очень редко способны испытывать наслаждение от изучения русского языка, понять значение для себя этой области знаний.

Что уж говорить о литературе? Думаю, поддержат меня коллеги в том, что трудно сейчас добиться полноценного чтения учащимися классических художественных произведений. Не видят современные дети ценностей, которые им может подарить русская литература.

Задумываясь о том, каким должен быть современный  урок, я вспоминаю слова Л.Н.Толстого: «Настоящее познание даётся сердцем, мы знаем только то, что любим». Из этого следует, что моя задача учителя — пробудить у ребёнка желание учиться.

Поэтому я решила найти такие методы и приёмы работы, которые бы совершенствовали мыслительные способности учащихся и позволили бы им работать более продуктивно, чтобы всё, что происходит на уроке, вызвало у детей искренний интерес, подлинную увлеченность, развивало творческое отношение к действительности.

Ещё Демокрит заметил, что «знания начинаются с удивления». Поэтому ставлю перед собой главную задачу - включить каждого учащегося в активную познавательную деятельность, в процесс самостоятельного добывания истины, заинтересовать его этим процессом.

В настоящее время принцип деятельностного подхода в образовании становится ведущим, школьная практика требует конкретных технологий, обеспечивающих его реализацию. На помощь мне в решении этой проблемы в первую очередь пришли такие современные образовательные технологии, как технология исследовательской деятельности, технология проектной деятельности, технология развития критического мышления через чтение и письмо.

"О, сколько нам открытий чудных готовят просвещенья дух, и опыт – сын ошибок трудных, и гений – парадоксов друг”, - эти пушкинские слова вполне подходят в качестве девиза творческой (познавательной, исследовательской) деятельности любого уровня. 

Одной из важнейших задач считаю пробуждение у учеников исследовательского интереса.


Исследовательская деятельность обучающихся — это деятельность, связанная с решением учащимися творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным решением.

Её цель  - уяснения сущности явления, истины, открытие новых закономерностей и т.п.


Начинаю заниматься с учениками исследовательской деятельностью уже с 5 класса, так как полноценная исследовательская деятельность требует накопления знаний и умений.

На уроке все начинается с возникновения исследовательской задачи, соединяющей учебный и научный смысл.

Из опыта работы.


Например, при изучении сказки К. Г. Паустовского "Тёплый хлеб" ученики-пятиклассники сразу обращают внимание на её жанровые особенности. Почему К. Паустовский назвал своё произведение сказкой? Всё ли в нём похоже на сказку? Так начинается наблюдение над тем, как переплетаются в произведении сказочные и реальные мотивы. При чтение произведения учащиеся записывают свои исследования в тетрадь по определенному алгоритму (данному им учителем), после этого делятся своими результатами с одноклассниками и делают обобщения-выводы.


На уроке русского языка в 6 классе по теме «Понятие об имени числительном» учащимся предлагается исследование новой части речи. Для этого они самостоятельно работают с заранее предложенным текстом и заполняют таблицу.




Вопрос

Ответ

записать цифрами

Ответ записать совами

На какой вопрос

Отвечают?

Что обозначают?

Сколько абзацев в тексте?






Сколько слов в

третьем предложении?






Сколько существительных в тексте?






Какое по счету предложение заключает в себе основную мысль текста?








В результате исследовательской работы учащиеся понимают, что в русском языке есть слова, при помощи которых записывается число, количество предметов и порядок предметов при счете; что они отвечают на вопросы: сколько? какой? - и в зависимости от этого делятся на две группы; что могут записываться одним или несколькими словами и т.д. То есть в процессе исследования ученики получают все знания, необходимые им формирования понятия «Имя числительное». И эти знания они получили самостоятельно. В результате им не составляет большого труда составить определение новой части речи.

В 6 классе прошёл урок-исследование на тему «Краски и звуки в пейзажной лирике Тютчева и Фета».
- Какие слова и средства выразительности помогли поэтам показать великолепие мира природы?


На уроках русского языка предлагаю такие, например, задания:

 Исследуя текст, найдите основные языковые средства связи между предложениями (повторяющиеся слова, местоимения и наречия, близкие по смыслу слова, союзы).

 Исследуя текст и докажите, что наиболее частый способ словообразования существительных – суффиксальный, а затем менее продуктивный – приставочно-суффиксальный.

 Исследуйте предложения, найдите ряды однородных членов (не мене трех) в каждом.

Даю домашние задания творческого характера: отыскать в знакомом произведении русской литературы ту пунктограмму, которая изучалась на уроке. Учащиеся проводили настоящие исследования, а успешно выполненные задания сразу становились материалом для индивидуальной и групповой работы на уроке. Изученная тема наполняется особым смыслом, школьникам становится очевидно, для чего нужны им полученные знания и умения, и понятно, как речь обычная превращается в образную.

В 10 классе прошла исследовательская работа по составлению коллективного сборника «Этимология фамилий русских писателей».
При изучении биографических данных учащимся интересно узнать не только о самом писателе, но и о его предках. Фамилия человека может много рассказать о его родословной. Обратившись к "Лермонтовской энциклопедии” (М.,1981), учащиеся установили шотландское происхождение рода Лермонтовых. Узнали, что родоначальником русской ветви Лермонтовых является Георг (Юрья) Лермонт, служивший с 1613 года в рядах Московских войск, а дальними родственниками М.Ю.Лермонтова являются популярный в XII веке шотландский бард Томас Лермонт и знаменитый английский поэт Дж. Г. Байрон – потомок Томаса Лермонта.

Фонвизин. Предки писателя – немцы фон Визены. Род фон Визенов – потомков ливонского рыцаря – к XVIII веку окончательно обрусел.

Род Пушкиных происходил от соратника Александра Невского по имени Рача. Фамилия же Пушкин происходит от мирского имени одного из потомков Рачи – Пушка.

Фамилия Твардовский произошла от прозвища деда Александра Трифоновича, отважного николаевского солдата – Твердый.

Ф. М. Достоевский. Предки писателя владели селом Достоево, находящееся в Брестской области.

Технология проектной деятельности

Ушли уже в прошлое рефераты и доклады, скачанные учащимися из Интернета. Такие виды работ не развивают творческого потенциала школьников и мало что дают в образовательном смысле. Гораздо интереснее что-то создавать самим, так сказать, решать проблему в прикладном плане. Этим мы и занимаемся в своей проектной деятельности на уроках и во внеурочное время.

Цель проектной деятельности – реализация проектного замысла.

Оба вида деятельности в зависимости от цели могут быть подсистемами друг у друга. То есть, в случае реализации проекта в качестве одного из средств будет выступать исследование, а, в случае проведения исследования – одним их средств может быть проектирование.


Классификация проектов:

- исследовательский;

-практический;

- игровой;

-творческий;

-информационный.

На уроках русского языка и литературы в основном использую краткосрочные проекты, которые рассчитаны на один – два урока.

Наиболее простыми в исполнении и не требующими глубокой проработки научной литературы являются информационные и творческие проекты. Именно с них мы и начинаем знакомство с методом проектов в 5 – 7 классах. В 6 классе на одном из уроков в начале года ребятам рассказывается о методе проектов, о том, что такое проект, какие виды проектов бывают, как можно оформить результат работы над проектом и предлагается им сделать информационный проект: «Фразеологизмы в русском языке».

Часто дети принимают участие в создании информационных проектов.

Этот тип проектов изначально направлен на сбор информации о каком-то объекте, ознакомление участников проекта с этой информацией, ее анализ и обобщение фактов, предназначенных для широкой аудитории. Результат (статья, реферат, доклад, видео) - презентация.

Примером такого проекта могут являться работы шестиклассников на тему «Народные промыслы». В ходе работы ученики собирали и обобщали материал по разным видам промыслов, прочитали художественные и научные книги по теме, использовали ресурсы Интернета.

Творческий проект, как правило, не имеет детально проработанной структуры, она только намечается и далее развивается, подчиняясь принятой логике и интересам участников проекта.

Пример такого проекта – работа учащихся 10 А класса «Курский край в жизни и творчестве русских поэтов и писателей 19-20 веков», хотя этот проект можно назвать и исследовательским, так как учащиеся в ходе работы над проектом изучили и систематизировали все имеющиеся сведения о том, какую роль оказал наш край на творчество великих мастеров слова.

Также примером творческого проекта можно считать работы учащихся 11 А класса «Женщины в жизни и творчестве Сергея Есенина». Ребята собрали и обработали биографический материал, создали видеоролики, исполняли песни на стихи поэта.

Творческий проект может выполняться и на уроке. Так, по произведению Пушкина «Дубровский» мы создавали сценарий фильма. Дома ребята рисовали «кадры». Озвучивая фильм, работали над выразительным чтением отрывка.

Также творческим проектом можно считать инсценировки фрагментов произведений. Ребята выбирают фрагмент, распределяют роли, обсуждают персонажей, продумывают костюмы, работают над декламацией, мимикой, жестами, мизансценой. Такая работа сплачивает ребят, прививает интерес к урокам.

Игровые проекты постоянно используются на уроках литературы. Это, например, инсценировки былин, сказок, различных фрагментов из художественных произведений. Цели проекта: развитие творческих способностей учащихся, развитие речи, актёрского мастерства, мотивации к предмету.

Я использую проектную деятельность в рамках подготовки к государственной итоговой аттестации в форме ЕГЭ. Это практический проект. Ученики получают список книг, которые мы изучаем в 10-11 классах. По мере знакомства с произведениями ребята составляют свой банк аргументов для выполнения задания С (для написания сочинения).

Технологии развития критического мышления


Именно благодаря способности человека мыслить решаются трудные задачи, делаются открытия, появляются изобретения. На помощь мне в решении этой проблемы пришли приемы технологии развития критического мышления. Технология развития критического мышления через чтение и письмо тесно связана с понятием личностно-ориентированного обучения. Она ориентирована на формирование у детей речевой и мыслительной деятельности, на развитие коммуникативных компетенций учащихся, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях общения; готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию; потребности в речевом самосовершенствовании.

В своей педагогической деятельности я использую многие элементы технологии критического мышления. Цель данной технологии состоит в развитии мыслительных навыков учащихся, необходимых не только в учебе, но и в дальнейшей жизни.

Работая с детьми над текстами художественных произведения, я заметила, что часто читая его, они воспринимают и замечают лишь основные поступки героев, следят за ходом сюжета и пропускают в произведении всё, что их затрудняет. Многие ученики не могут полноценно воспринимать художественное произведение, которое характеризуется не только логической стороной произведения, но и восприятием его образной и эмоциональной стороны. Данная технология предлагает широкий набор методических приёмов и  стратегий  ведения  урока. Проиллюстрирую  применение  некоторых приемов  данной  технологии на  уроках.

Из опыта работы.

Изучение нового понятия на уроке происходит в ходе трех стадий.


Технологическая карта урока


1. Стадия вызова


2. Стадия осмысления


3. Стадия рефлексии.


Мозговая атака.


Заполнение таблицы


Дальнейшее целеполагание



На стадии вызова использую мозговую атаку. Учащиеся составляют список того, что они знают или думают по теме. Возможна при этом работа в паре. Парная мозговая атака помогает учащимся, которым трудно высказывать своё мнение перед большой аудиторией.

1 этап: Учащимся предлагается подумать и записать все, что они знают или думают, что знают, по данной теме;

2 этап: Обмен информацией.

Рекомендации к эффективному использованию:

1. Жесткий лимит времени на 1-м этапе 5-7 минут;

2. При обсуждении идеи не критикуются, но разногласия фиксируются;

3. Оперативная запись высказанных предложений.



Предлагаю примерный сценарий обсуждения в парах:

-Синонимы – это…

-Синонимы должны быть…

-Синонимы различаются…

-А что такое паронимы…

Ребятам не составит труда заполнить следующую таблицу.


Что я знаю


Что я хочу узнать


Что мы узнали, что нам осталось узнать



На этапе повторения заполняется первый столбец. В колонку «Знаю» вносятся сведения, известные по этой теме (результат обсуждения в паре). На этапе наблюдения заполняется вторая колонка «Хочу узнать», куда предлагается внести спорные вопросы и идеи. Затем учащиеся читают текст учебника «Теория» и пытаются найти ответы на поставленные ими вопросы, заполняют третью колонку.



Что я знаю

Что я хочу узнать

Синонимы – это слова с близким значением.


Синонимы должны быть одной части речи, например, неприятель - враг.


Различаются оттенками значения или стилистической окраской, или тем и другим одновременно.

Что такое паронимы?


Как они связаны с синонимами?


Для чего нужно знать о паронимах?






Из опыта работы.

Что такое «кроссворд», известно каждому. Но данный приём приобретает свою определённую специфику, если его перенести на ТРКМ. Кроссворд необходимо заполнить учащимися при работе с текстом. Данный подход позволяет использовать этот приём на стадии осмысления и более целенаправленно изучать информацию.


На уроке в 6 классе по теме «»Морфемика» предлагаю учащимся заполнить кроссворд при работе с параграфом учебника. Дети читают параграф самостоятельно или советуются с товарищем по парте, отвечают на вопросы, а ответы записываю в кроссворд.

Этот приём хорошо использовать как на стадии «Вызова», так и на стадии «Осмысления». Это даёт возможность привлечь внимание учащихся к изучаемой теме, наметить план занятия.








КРОССВОРД по теме «МОРФЕМИКА»

(6 класс)

Ключевое слово: Раздел науки о языке, в котором изучаются наименьшие значимые части слова.

  1. Окончание – значимая часть слова, которая образует … слова.

  2. Окончание, не выраженное звуками.

  3. Часть речи, которая не имеет окончания.

  4. Суффикс, стоящий после окончания.

  5. Замена одних звуков другими в одной и той же части слова.

  6. Наименьшая значимая часть слова.

  7. Значимая часть слова, которая находится перед корнем и служит для образования слов.

  8. Главная значимая часть слова.

  9. Часть изменяемого слова без окончания.



Стратегия - «толстые» и «тонкие вопросы»


Научить ребят думать над прочитанным, понимать произведение помогает прием «толстых» и «тонких» вопросов. Данный приём я использую на любой фазе урока. Прием «толстых» и «тонких» вопросов помогает научить ребят думать над прочитанным, понимать произведение. Он может быть применён для самостоятельной и домашней работы. «Тонкими» вопросами называют простые, односложные вопросы, требующие простого ответа на уровне воспроизведения. «Толстые» вопросы выводят учеников на более высокий уровень мышления: сравнение, анализ, синтез, оценку. Систематическое применение данного приёма учит обучающихся грамотно задавать вопросы и осознавать их уровень сложности. Вопросы и ответы могут оформляться в таблицу или задаваться устно.

Таблица «тонких» и «толстых» вопросов.

«Тонкие» вопросы


«Толстые» вопросы


Кто? Что?

-Когда? Может…?

-Будет…? Мог ли…?

-Было ли? Согласны ли вы?

-Верно ли?

Объясните, почему…?

-Почему вы считаете…?

-В чём различие…?

-Предположите, что будет, если…?

-На что похоже?



«Толстые» вопросы, придуманные учениками, впоследствии могут стать темой сочинения или самостоятельной работы.

Например, при изучении в 5 классе произведения Л.Н.Толстого «Кавказский пленник» беседа начинается с «тонких» вопросов, таких как:

- «Кто является главными героями произведения?»

- «Когда происходит действие рассказа?»

- «Что случилось с этими героями»?

- «Как вели себя герои в плену?»

- «Верно ли поступил Жилин, отказавшись писать письмо матери и просить у нее денег?»

- «Кто помог героям бежать?» и т.п.

После воспроизведения событий рассказа наступает очередь «толстых» вопросов. Например,

- В чем различие в поведении пленников: Жилина и Костылина?»

- Предположите, что будет, если татары узнают, что Жилин так и не отправил письмо

матери?»

- «Объясните, почему Дина стала помогать пленникам?»

- «Предположите, что хотел сказать нам писатель, рассказывая о дружбе Дины и Жилина?»

Я учу детей определять уровень сложности вопроса – относить его к «толстым» или «тонким». Прочитайте вопросы учебника.

- Какие из них требуют односложного ответа? Какие заставляют размышлять, анализировать?

Вот «толстые» вопросы учеников 10-го класса после изучения романа И.С.Тургенева «Отцы и дети»:

* Почему роман называется «Отцы и дети», а не «Базаров»?

*Что устарело в романе и что в нем современно?

* В русской литературе есть несколько героев с именем Евгений. Кто эти герои? Что их сближает?

Синквейн

Синквейн – один из приемов технологии развития критического мышления через чтение и письмо. Составление  синквейна требует от ученика в кратких выражениях резюмировать учебный материал, информацию.

Строгие правила синквейна закрепляют за каждую строкой не только количество слов, но и части речи, которыми может воспользоваться автор.

Схема: Пример синквейна:

Существительное. Весна.

Прилагательное, прилагательное. Свежая, солнечная.

Глагол, глагол, глагол. Пробуждает, веселит, радует.

Предложение - отношение к теме. Я очень люблю весну.

Синоним к первой строке. Обновление.

- Теперь прочитайте стихи поэтов, посвященных весне и попробуйте сравнить их содержание и ваши воспоминания. О чём ещё помогли вам вспомнить поэты? Какими эпитетами, сравнениями, красками вы можете дополнить свою работу?

  • Дети всех возрастов с удовольствием сочиняют синквейны, но к старшим классам синквейны обретают более глубокое содержание. После изучения пьесы А. Островского «Гроза» ученик 10 класса составила о главной героине такой синквейн:

 

  • Катерина.

  • Вольнолюбивая, протестующая.

  • Любит, страдает, верует.

  • Страшный вызов самодурной силе.

  • Луч света.

  • В 11 классе

  • Маяковский

  • Гениальный, индивидуальный

  • Философствует, размышляет, доказывает

  • Лучший человек родился

  • Гений

или

  • Маяковский

  • Спонтанный, необычный

  • Чувствовал, страдал, творил

  • Мне чужды его мысли

  • Футурист



«Письмо по кругу».


Эффективен, на мой взгляд, прием «Письмо по кругу». Учащиеся делятся на группы от трех до восьми человек. Я предлагаю учащимся записать на листке одно-три предложения по определенной теме. На это отводится две минуты. Потом каждый должен прочитать написанное на листке и продолжить записи. Затем снова происходит обмен записями, и так до тех пор, пока листок не вернется к первому автору. Каждый ученик читает написанное, затем я предоставляю слово одному ученику, который вслух читает записи. Остальные потом дополняют, если не прозвучало то, что они считают важным.

Всегда интересным и нетрадиционным бывает урок, начавшийся с приема «Верные и неверные утверждения» (или «Верите ли вы?»). Я предлагаю учащимся ряд утверждений по еще не изученной теме, из которых они должны выбрать те, которые, по их мнению, соответствуют действительности. Затем учащиеся обосновывают свое мнение. После знакомства с основной информацией (текст раздела учебника, лекция учителя с использованием презентации, выступления учащихся с индивидуальным заданием) я возвращаюсь к данным утверждениям и прошу ребят оценить их достоверность, используя полученную на уроке информацию.   Учащимся предлагаются утверждения, с которыми они работают дважды. Полученные результаты совместно обсуждаются. Такая работа с информацией позволяет обучающимся, встречаясь с любой информацией, рассматривать её вдумчиво, критически, делать выводы о точности и ценности данной информации.



Такой приём как «Верите ли вы…» я использую при знакомстве с биографией поэта или писателя. Сначала я демонстрирую фотографии, портреты писателя, а затем предлагаю утверждения. Например, при знакомстве с биографией А.Н.Островского предлагаю такие утверждения:

- Островский родился в том районе Москвы, где жил герой Лермонтова купец Степан Калашников.

- Островского называли «Колумбом Замоскворечья».

- Окончил филологический факультет Московского университета.

- Служил секретарем в суде.

- Никогда не отказывал себе в удовольствии «хвастнуть нездоровьем».

- По его пьесе снят фильм «Жестокий романс».

Желание учеников убедиться в своей  правоте, узнать истину заставляет их с большей заинтересованностью отнестись к лекции, учебному фильму, учебной статье, презентации.

Составление кластера (пучок, созвездие), т.е. схемы

В центре доски записывается ключевое слово, от него рисуются стрелки-лучи в разные стороны к другим понятиям, связанным с ключевым словом; от них тоже расходятся лучи и т.д. В процессе уточнения информации кластер видоизменяется. Понятие «кластер» переводится как «гроздь, пучок».



Пометки на полях (инсерт)

Инсерт – это прием такой маркировки текста, когда учащиеся значками отмечают на полях то, что известно, что противоречит их представлениям, что является интересным и неожиданным, а также то, о чем хочется узнать более подробно. Во время самостоятельного знакомства с теоретическим материалом (обычно параграфом учебника) учащиеся делают на полях пометки:

Маркировка текста производится с помощью специальных значков:

«v» -известная информация;

«+» - новая информация;

«?» - непонятная информация;

« » - информация, идущая вразрез с имеющимися представлениями и знаниями.

После работы с текстом – обсуждение с обязательным обращением к исходному тексту, цитированием.

Как учитель-практик хочу сказать, что использование современных педагогических технологий является  очень эффективным в процессе обучения, учит детей мыслить творчески, развивает воображение, заставляет работать мыслительную деятельность, анализировать, сравнивать и самостоятельно добывать качественные знания. В последнее время многое изменилось в образовании. Сегодня нет такого учителя, который не задумывался бы над вопросами: Как сделать урок интересным, ярким? Как увлечь ребят своим предметом? Как создать на уроке ситуацию успеха для каждого ученика? Какой современный учитель не мечтает о том, чтобы ребята на его уроке работали добровольно, творчески?

Инновационный подход к обучению позволяет как раз так организовать учебный процесс, чтобы ребенку урок был и в радость, и приносил пользу. И, может быть, именно на таком уроке зажгутся глаза ученика. Я желаю всем нам в этом успеха.
























Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!