Современные образовательные технологии в начальной школе
Сегодня школа нацелена на достижение нового, современного качества образования, на решение жизненно важных задач и проблем. Чем же должен овладеть ученик, выходя из стен начальной школы?
Конечно же - умением учиться. Прежде всего, у ученика должны быть сформированы универсальные учебные действия (УУД). Об этом нам говорят федеральные государственные образовательные стандарты. Чтобы их реализовывать, необходимо изучать и использовать в своей педагогической деятельности современные образовательные технологии. Но прежде выясним, что такое технология.
Как пишет В. А. Сластенин, технология – это совокупность и последовательность методов и процессов преобразования исходных материалов, позволяющих получить продукцию с заданными параметрами.
П. И. Пидкасистый характеризует технологию обучения (педагогическая технология) как направление в дидактике, область научных исследований по выявлению принципов и разработке оптимальных систем, по конструированию воспроизводимых дидактических процессов с заранее заданными характеристиками.
Г. М. Коджаспирова дает понятие образовательной технологии – это система способов, приемов, шагов, последовательность выполнения которых обеспечивает решение задач воспитания, обучения и развития личности воспитанника, а сама деятельность представлена процедурно, т. е. как определенная система действий; разработка и процедурное воплощение компонентов педагогического процесса в виде системы действий, обеспечивающих гарантированный результат.
Общая идеология стандарта, нацеленность учебного процесса на достижение основных ожидаемых результатов образования налагает особые требования и на отбор образовательных технологий.
Отвечают особенностям новых стандартов следующие образовательные технологии:
технологии личностно-ориентированного развивающего образования на основе системно-деятельностного подхода
технологии, основанные на уровневой дифференциации обучения
технологии, основанные на создании учебных ситуаций
технологии, основанные на реализации проектной деятельности
технологии, основанные на «встроенности» системы текущего, промежуточного и итогового оценивания в учебный процесс
ИКТ.
Остановимся подробнее на каждой технологии.
Проектная деятельность
Данная технология подразумевает триаду действий обучающихся при поддержке и направляющей функции учителя: замысел-реализация-продукт; а также прохождение следующих этапов деятельности:
Принятие решения о выполнении какой-либо деятельности (подготовка к каким-либо мероприятиям, исследования, изготовление макетов и др.).
Формулирование цели и задач деятельности.
Составление плана и программы.
Выполнение плана.
Презентация готового продукта.
Подготовка различных плакатов, памяток, моделей, организация и проведение выставок, викторин, конкурсов, спектаклей, проведение мини-исследований, предусматривающих обязательную презентацию полученных результатов – далеко не полный список примеров проектной деятельности в начальной школе.
Информационные и коммуникационные технологии
Информатизация образования – это приведение системы образования в соответствие с потребностями и возможностями информационного общества.
Образовательная деятельность на основе ИКТ:
открытое (но контролируемое) пространство информационных источников,
инструменты «взрослой» информационной деятельности,
среда информационной поддержки учебного процесса,
гибкое расписание занятий, гибкий состав учебных групп,
современные системы управления учебным процессом.
В качестве ведущих направлений использования ИКТ на начальной ступени обучения, как правило, выступают следующие:
формирование первичных навыков работы с информацией – ее поиска и сортировки, упорядочивания и хранения;
освоение информационных и коммуникационных средств как одного из основных инструментов деятельности, приобретения навыков работы с общепользовательскими инструментами (прежде всего, с текстовым редактором и редактором презентаций, динамическими таблицами); различными мультимедийными источниками; некоторыми инструментами коммуникации (прежде всего, с Интернетом).
Технология проблемно-диалогического обучения
Данная технология представляет собой один из самых эффективных способов введения нового знания и предполагает следующие этапы урока:
создание проблемной ситуации,
формулирование учебной проблемы,
актуализация имеющихся знаний для решения учебной проблемы,
поиск решения проблемы, открытие нового знания,
применение нового знания,
выражение решения в виде словесного тезиса, схемы, таблицы, художественного образа и т. д.
Технология работы с текстом
Использование данной технологии позволяет максимально эффективно обучать школьников самостоятельному чтению и создавать условия для развития важнейших коммуникативных умений.
Цель технологии – полное понимание текстов.
Средство – три этапа работы с любым текстом:
до чтения текста – просмотровое чтение;
во время чтения текста – изучающее чтение;
после чтения текста – рефлексивное чтение, концептуальные вопросы.
Полное понимание текста это вычитывание трех видов текстовой информации:
фактуальной (о чем в тексте сообщается в явном виде);
подтекстовой (о чем в тексте сообщается в неявном виде, читается «между строк»);
концептуальной (основная идея текста, его главные смыслы).
Технология оценивания образовательных достижений обучающихся
Технология оценивания образовательных достижений предлагает проводить оценку на уроке так, как это происходит в жизни. Свою деятельность оценивает сам ученик (в диалоге с учителем), причем оценка дается в качественной форме.
Важнейшую роль в технологии оценивания образовательных достижений играет правило самооценки. Его применение позволяет научить каждого ученика алгоритму своей самооценки. Учеба становится комфортной, когда ученик четко понимает, что надо делать и сам ставит себе отметку.
Технология развития критического мышления
Позволяет развивать критическое мышление обучающихся при организации их работы с различными источниками информации (специально написанные тексты, параграфы учебника, видеофильмы, рассказы учителя и т.д.).
Мотивацию обучающихся к изучению нового материала осуществляют, привлекая их к самостоятельному полаганию, рефлексии, а также организуя коллективную, парную и индивидуальную работу на уроке.
Цель технологии: научить ученика самостоятельно мыслить, осмысливать, определять главное, структурировать и передавать информацию, чтобы другие узнали о том, что нового он открыл для себя.
Основу технологии составляют трехфазовый процесс: вызов – реализация смысла (осмысление содержания) – рефлексия (размышление).
Стадия вызова: настроить обучающихся на достижение целей, актуализация знаний, возможность проанализировать свои мнения относительно какого-то вопроса.
Стадия реализации смысла: активно конструируют новую информацию, устанавливают связи между приращенным или ранее усвоенным материалом. На этой стадии идет работа непосредственно с текстом (индивидуальная, в парах и т. д.).
Стадия рефлексии: анализ только что пройденного процесса усвоения нового содержания и само это содержание. Возможность оценить себя и своих товарищей в плане прирощенного знания, а также сам процесс, методы и приемы.
Игровые технологии
Позволяют развивать все виды универсальной деятельности младших школьников:
осваиваются правила поведения и роли в группе;
рассматриваются возможности самих групп;
приобретаются навыки совместной коллективной деятельности, отрабатываются индивидуальные характеристики обучающихся, необходимые для достижения поставленных игровых целей;
накапливаются культурные традиции, внесенные в игру участниками, учителями, привлеченными дополнительными средствами – наглядными пособиями, учебниками, компьютерными технологиями и др.
Использование современных образовательных технологий на уроках позволяет сформировать умения и навыки работы с информацией:
находить, осмысливать, использовать нужную информацию;
анализировать, систематизировать, представлять информацию в виде схем, таблиц, графиков.
сравнивать исторические явления и объекты, при этом самостоятельно выявлять признаки или линии сравнения;
выявлять проблемы, содержащиеся в тексте, определять возможные пути решения, вести поиск необходимых сведений, используя различные источники информации.
ПАРАМЕТРЫ КЛАССИФИКАЦИИ ТЕХНОЛОГИЙ
По уровню применения технологии бывают:
-общепедагогические (характеризуются целостностью педагогического процесса в регионе, учебном заведении, на определенной ступени обучения).
-частнопредметные (совокупность средств и методов для реализации определенного содержания обучения и воспитания в рамках предмета, например, иностранного языка).
-локальные или модульные (используются в отдельных частях учебно-воспитательного процесса).
По организационным формам технологии бывают:
-классно-урочные;
-альтернативные;
-академические;
-клубные;
-индивидуальные;
-групповые;
-коллективных способов обучения;
-дифференцированного обучения.
По типу управления познавательной деятельностью:
-традиционные (классическое лекционное, с использованием ТСО, обучение по книге);
-дифференцированное (система малых групп, система «репетитор»);
-программированное (компьютерное, программное, система «консультант»).
По подходу к ребенку технологии подразделяются на:
-авторитарные (педагог является единоличным субъектом учебно-воспитательного процесса, а ученик только объект. Эти технологии отличаются жесткой организацией школьной жизни, подавлением инициативы и самостоятельности обучающихся, применением требований и принуждения);
-сотрудничества (это демократизм. равенство, партнерство в субъект-субъектных отношениях педагога и ребенка. Учитель и учение, находясь в соавторстве вырабатывают общие цели своей деятельности, содержание, дают оценки);
- свободного воспитания (такие технологии предоставляют ребенку свободу выбора и самостоятельности в разных сферах его жизнедеятельности);
-личностно-ориентированные (они ставят в центр образовательной системы личность ребенка, обеспечивают комфортные, бесконфликтные и безопасные условия для его развития);
-гуманно-личностные (отличаются психотерапевтической педагогикой, направленной на поддержку личности. на помощь ей.);
-массовая (традиционная) технология (школьная технология, рассчитанная на усредненного ученика);
-технология продвинутого образования (углубленное изучение предметов и типична для гимназического, лицейского, специального образования);
-технология компенсирующего обучения (используется для педагогической коррекции, поддержки. выравнивания, компенсации).
По ориентации на личностные структуры педагогические технологии подразделяются на:
-информационные (формирование школьных знаний, умений и навыков);
-операционные (обеспечивают формирование умственных действий);
-технологии саморазвития (направлены на формирование способов умственных действий);
-эвристические (развивают творческие способности обучающихся);
-прикладные (обеспечивают формирование действенно-практической сферы личности).
По характеру содержания и структуры технологии бывают:
-обучающие;
-воспитательные;
-светские;
-религиозные;
-общеобразовательные;
-профессиональные;
-гуманистические;
-технократические;
-моно- и политехнологии;
-проникающие.
В педагогике насчитывается более сотни технологий. Большинство из перечисленных в этой лекции подходят для реализации в обучении иностранному языку. Конечно, многое зависит от педагога, от его компетентности и желания работать.
Современные педагогические технологии по ФГОС
Интегрированного обучения
Суть. Использование различных видов работы в течение урока поддерживает внимание учеников на высоком уровне, что позволяет говорить о достаточной эффективности уроков.
Чему способствует технология интегрированных обучения?
1.Повышению мотивации обучающегося, формированию познавательного интереса к целостной картине мира и рассмотрению явления с разных сторон;
2.Развитию речи, формированию умения сравнивать, обобщать, делать выводы;
3.Углубляет представление о предмете, расширяет кругозор, формирует разносторонне развитую личность;
4.Нахождения новых связей между фактами.
5.Вся деятельность подчинена авторскому замыслу;
6.Работа объединяется основной мыслью;
7.Деятельность составляет единое целое, этапы работы являются фрагменты целого;
8.все составляющие находятся в логико-структурной зависимости;
9.Дидактический материал соответствует замыслу, последовательность
информации подаётся как «предъявленное» и «новое».
Проектная технология
Суть. Проектная технология - это практические творческие задания, требующие от обучающихся применение знаний для решения проблемных заданий.
Овладевая культурой проектирования, школьник приучается творчески мыслить, прогнозировать возможные варианты решения стоящих перед ним задач.
Что даёт обучающемуся. Какие УУД формирует
Рефлексивные умения:
умение осмыслить задачу, для решения которой недостаточно знаний;
умение отвечать на вопрос: чему нужно научиться для решения поставленной
задачи?
Поисковые (исследовательские) умения:
умение самостоятельно генерировать идеи, т.е. изобретать способ действия,
привлекая знания из различных областей;
умение самостоятельно найти недостающую информацию в информационном поле;
умение запросить недостающую информацию у эксперта (учителя, консультанта,
специалиста);
умение находить несколько вариантов решения проблемы;
умение выдвигать гипотезы;
умение устанавливать причинно-следственные связи.
Навыки оценочной самостоятельности.
Умения и навыки работы в сотрудничестве:
умение коллективного планирования;
умение взаимодействовать с любым партнером;
умения взаимопомощи в группе в решении общих задач;
навыки делового партнерского общения;
умение находить и исправлять ошибки в работе других участников группы.
Коммуникативные умения:
умение инициировать учебное взаимодействие со взрослыми - вступать в диалог
задавать вопросы и т.д.;
умение вести дискуссию;
умение отстаивать свою точку зрения;
умение находить компромисс;
навыки интервьюирования, устного опроса и т.п.
Презентационные умения и навыки:
навыки монологической речи;
умение уверенно держать себя во время выступления;
артистические умения;
умение использовать различные средства наглядности при выступлении;
умение отвечать на незапланированные вопросы.
Здоровьесберегающие технологии
Суть. Здоровьесберегающая технология - это система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребенка на всех этапах его обучения и развития.
Применение здоровьесберегающих технологий помогает сохранению и укрепление здоровья школьников, предупреждение переутомления обучающихся на уроках, улучшение психологического климата в детских коллективах, приобщение родителей к работе по укреплению здоровья школьников, повышение концентрации внимания, снижение показателей заболеваемости детей, уровня тревожности.
Организация учебной деятельности с учетом основных требований к уроку с комплексом здоровьесберегающих технологий:
соблюдение санитарно-гигиенических требований (свежий воздух, оптимальный тепловой режим, хорошая освещенность, чистота), правил техники безопасности;
рациональная плотность урока (время, затраченное школьниками на учебную работу) должно составлять не менее 60 % и не более 75-80 %;
четкая организация учебного труда;
строгая дозировка учебной нагрузки;
смена видов деятельности;
обучение с учетом ведущих каналов восприятия информации обучающимися (аудиовизуальный, кинестетический и т.д.);
место и длительность применения ТСО;
включение в урок технологических приемов и методов, способствующих самопознанию, самооценке обучающихся;
построение урока с учетом работоспособности обучающихся;
индивидуальный подход к обучающимся с учетом личностных возможностей;
формирование внешней и внутренней мотивации деятельности обучающихся;
благоприятный психологический климат, ситуации успеха и эмоциональные разрядки;
профилактика стрессов: работа в парах, в группах, как на местах, так и у доски, где ведомый, более «слабый» ученик чувствует поддержку товарища;
стимулирование обучающихся к использованию различных способов решения, без боязни ошибиться и получить
неправильный ответ;
проведение физкультминуток и динамических пауз на уроках;
целенаправленная рефлексия в течение всего урока и в его итоговой части.
Технология активных методов обучения
Суть. Технология активных методов обучения — это упорядоченная система активных методов обучения, обеспечивающая активность и разнообразие мыслительной, практической деятельности обучающихся на протяжении всего образовательного мероприятия.
Активные методы строятся в основном на диалоге, предполагающем свободный обмен мнениями о путях разрешения той или иной проблемы.
Характеризуются высоким уровнем активности обучающихся.
Активные методы обеспечивают решение образовательных задач:
формирование положительной учебной мотивации;
повышение познавательной активности обучающихся;
активное вовлечение обучающихся в образовательный процесс;
стимулирование самостоятельной деятельности;
развитие познавательных процессов - речи, памяти, мышления;
эффективное усвоение большого объема учебной информации;
развитие творческих способностей и нестандартности мышления;
развитие коммуникативно-эмоциональной сферы личности обучающегося
раскрытие личностно-индивидуальных возможностей каждого обучающегося и определение условий для их проявления и развития;
развитие навыков самостоятельного умственного труда;
развитие универсальных навыков: способность принимать решения и умение решать
проблемы, коммуникативные умения и качества, умения ясно формулировать
сообщения и четко ставить задачи, умение выслушивать и принимать во внимание
разные точки зрения и мнения других людей, лидерские умения и качества, умение
работать в команде и др.
Технология опережающего обучения
Суть. Технология опережающего обучения - технология, при которой краткие основы темы даются преподавателем до того, как начнется изучение её по программе.
Краткие основы могут даваться как тезисы при рассмотрении смежной тематики, так и представлять собой ненавязчивые упоминания, примеры, ассоциации.
Предполагается, что опережающее обучение эффективно при изучении темы, трудной для восприятия.
Опережающее обучение подразумевает развитие мышления обучающихся, опережающее их возрастные возможности.
Технология опережающего обучения - технология, при которой краткие основы темы даются преподавателем до того, как начнется изучение её по программе. Краткие основы могут даваться как тезисы при рассмотрении смежной тематики, так и представлять собой ненавязчивые упоминания, примеры, ассоциации. Предполагается, что опережающее обучение эффективно при изучении темы, трудной для восприятия. Опережающее обучение подразумевает развитие мышления обучающихся, опережающее их возрастные возможности.
Усвоение материала происходит в три этапа:
первый этап - перспективная подготовка: медленное последовательное знакомство с новыми понятиями, раскрытие темы. На этом этапе идёт активное развитие доказательной речи с использованием опор. Выполняются практические работы с комментируемым управлением. При ответах учитывается желание детей. Активны на этом этапе, как правило, сильные ученики;
второй этап -уточнение понятий и обобщение материала. Школьники уже сознательно ориентируются в схеме-обобщении, владеют доказательствами, справляются с самостоятельными заданиями в школе и дома. Именно на этом этапе задаётся домашнее задание по трудной теме на достаточно подготовленном материале. Именно на этом этапе происходят моменты опережения, так как в перспективный период многие задания на страницах учебника уже выполнены;
третий этап - использование сэкономленного времени (создавшегося опережения). Схемы уходят, формируется навык быстрого действия. Именно на этом этапе рождается новая перспектива, не сталкиваясь уже ни с какими трудностями.
Особенности технологии: управление с комментариями, опорные схемы. С помощью комментированного управления:
средний и слабый тянутся за сильным учеником;
развивается логика рассуждений, доказательность, самостоятельность мышления;
ученик ставится в положение учителя, управляющего классом.
Список рекомендованной литературы:
Волик Л.М. Современные образовательные технологии в начальной школе https://ppt4web.ru/pedagogika/sovremennye-obrazovatelnye-tekhnologii-v-nachalnojj-shkole.html
Крылова И.В. Современные образовательные технологии в начальной школе http://открытыйурок.рф/статьи/626260/
Лекция «Современные образовательные технологии как средство реализации ФГОС»: ООО «Издательская Группа «Основа» https://www.1urok.ru/categories/21/articles/11894
Образовательные технологии по ФГОС http://medvedsosh1.narod.ru/Doc/fgos/METODIKA/obrazovatelnye_tekhnologii_po_fgos.pdf
Современные образовательные технологии на уроках в начальной школе https://www.metod-kopilka.ru/sovremennye_obrazovatelnye_tehnologii_na_urokah_v_nachalnoy_shkole.-46839.htm
12