СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Современные образовательные технологии в реализации ФГОС: технология модульного обучения.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Статья на тему: Современные образовательные технологии в реализации ФГОС: технология модульного обучения.

Просмотр содержимого документа
«Современные образовательные технологии в реализации ФГОС: технология модульного обучения.»

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа 93»














Статья на тему:

Современные образовательные технологии в реализации ФГОС: технология модульного обучения.










Разработала: Чирьева Наталья Александровна,

учитель начальных классов












Новокузнецк, 2021 г.

Особенность федеральных государственных образовательных стандартов начального образования – их деятельностный характер, который ставит главной задачей развитие личности ученика. Современное образование отказывается от традиционного представления результатов обучения в виде знаний, умений и навыков; формулировки ФГОС указывают на реальные виды деятельности.

Поставленная задача требует перехода к новой системно - деятельностной образовательной программе, которая, в свою очередь, связана с принципиальными изменениями деятельности педагога, реализующего новый стандарт.

В этих условиях традиционная школа, реализующая классическую модель образования, стала непродуктивной. Перед педагогами возникла проблема – превратить традиционное обучение, направленное на накопление знаний, умений, навыков, в процесс развития личности ребенка.

Уход от традиционного урока через использование в процессе обучения новых технологий позволяет устранить однообразие образовательной среды и монотонность учебного процесса. Таким образом, введение технологии модульного обучения, создаст условия для смены видов деятельности обучающихся, позволит реализовать принципы здоровьесбережения.

Модульное обучение – это способ организации учебного процесса на основе блочно-модульного представления учебной информации.

Основной целью модульного обучения, является создание условий для усвоения учебного материала учащимися с учетом их индивидуальных особенностей.

Попробуем представить модель обучения, которая бы обеспечивала для каждого учащегося работу в соответствии с его склонностями, интересами и возможностями. Для этого несколько поменяем позиции учащегося и учителя на уроке: учащийся учится сам, выполняет конкретные задания, а учитель осуществляет наблюдение за его учением, т.е. «активно стоит в стороне»: организовывает, консультирует, контролирует.

Модульное обучение базируется на принципе деятельности: только тогда учебное содержание осознанно усваивается, когда оно становится предметом активных действий учащегося, причем не эпизодических, а системных. Модульная технология строится на идеях развивающего обучения посредством дифференциации содержания и определенной помощи учащемуся, а также организации учебной деятельности в разных формах (индивидуальной, групповой, в парах).

Определимся с основными понятиями технологии модульного обучения.

Модульная программа – совокупность модулей по теме или разделу. При составлении модулей учитель может вносить корректировки в структуру модуля и его содержание, выстраивать систему целей и контроля в зависимости от своего личного методического багажа, уровня подготовки детей, режима работы школы и т.д.

Модуль – это информационный блок, в который входит план действий учащегося, содержание учебного материала и руководство по его усвоению. Иными словами, модуль – это план урока с позиции ученика.

Учебный элемент – структурный элемент модуля, имеющий свою цель, соответствующее задание, указание по его выполнению.

Построение модульных программ базируется на следующих принципах:

Принцип предметного подхода к построению содержания обучения. При отборе содержания главный ориентир – цель, т.е. для чего необходимо выполнить конкретный пункт плана. Содержание – как это сделать.

Принцип фундаментальности учебного материала означает, что в модуле особое внимание уделяется фундаментальным знаниям.

Принцип модульности. В соответствии с данным принципом обучение строится по отдельным функциональным узлам – модулям. Каждый модуль представляет собой тему отдельного урока, который занимает свое место в изучении какой-то «большой» темы.

Принцип реализации обратной связи предполагает:

    • входной контроль, необходим для того, чтобы убедиться, готовы ли учащиеся к изучению предлагаемого материала;

    • текущий контроль (чаще всего это самоконтроль), необходим, чтобы определить успешность освоения материала и, в случае необходимости, получить индивидуальную помощь, консультацию;

    • обобщающий контроль (итоговый), показывает уровень усвоения учебного материала учащимся, а также эффективность и правильность составления модуля учителем.

Принцип разносторонности получения информации обеспечивается следующим образом:

    • учебный материал может быть получен из учебника (на странице … прочитай …);

    • могут использоваться технические средства обучения, в том числе интернет (просмотри фрагмент фильма …, ознакомься с презентацией …, на сайте … рассмотри предлагаемые варианты решения);

    • может быть предложен готовый алгоритм (например, решения задачи, или разбора предложения), по которому надо выполнить аналогичное задание.

Модуль может быть оформлен в виде таблицы, в столбцах которой указаны: номер учебного элемента, учебный материал с указанием заданий, руководство по усвоению учебного материала. Строки таблицы – этапы урока, пункты рабочего плана, учебные элементы, последовательно выполняя которые, учащийся овладевает знаниями, умениями, навыками.

Алгоритм составления модуля:

  1. Определение места модульного урока в теме.

  2. Формулировка темы урока.

  3. Определение и формулировка цели урока и конечных результатов обучения.

  4. Подбор необходимого фактического материала.

  5. Отбор методов и форм преподавания и контроля.

  6. Определение способов учебной деятельности учащихся.

  7. Разбивка учебного содержания на отдельные логически завершенные учебные элементы и определение цели каждого из них.

  8. Составление модуля данного урока.

  9. Подготовка необходимого количества копий текста урока.

Показателями «грамотно» составленного модуля можно считать четко сформулированные цели, соответствие учебного материала этим целям, набор заданий с постепенным усложнением. Основной ориентир – развитие учащегося, поэтому каждый модуль заставляет отвечать на вопросы – зачем, для чего, как это сделать, где и как применить полученные знания и умения. На всех этапах учитель выступает как организатор и руководитель процесса, а учащийся работает с заданиями, выполнение которых приводит к заранее определенной структуре знаний, умений и навыков. Модульный подход имеет массу преимуществ по сравнению с традиционным учебным процессом, как для учащихся, так и для учителя.

Общие правила составления модуля:

  1. Для составления модульной программы по изучению конкретной темы целесообразно воспользоваться примерным календарно - тематическим планированием: здесь уже указано рекомендованное количество часов на изучение того или иного материала (один модуль – один урок). Конечно, исходя из особенностей классного коллектива, допустимы корректировки на усмотрение учителя.

  2. Формулируем цели – общую для всей темы, конкретную для каждого модуля, «узкую» для каждого учебного элемента внутри модуля.

  3. Планируем входной контроль умений учащихся, чтобы определить уровень их готовности к дальнейшей работе. Возможно, потребуется провести коррекцию знаний путем дополнительного объяснения.

  4. Подбираем учебный материал для каждого учебного элемента модуля.

  5. Определяем методы и формы изучения материала для каждого учебного элемента модуля.

  6. Планируем текущий и промежуточный контроль в конце каждого учебного элемента. Чаще всего это взаимоконтроль, сравнение с образцами и т.п. Цель промежуточного контроля – своевременно выявить уровень пробелов в усвоении материала и устранить их.

  7. После завершения работы с модулем осуществляется выходной контроль. Мы должны выявить уровень усвоения материала с последующей доработкой.

  8. Планируем проведение рефлексии и дифференцированное домашнее задание.

Для успешной работы учащихся с модулем, учебное содержание должно быть представлено таким образом, чтобы ученики его эффективно усваивали. Желательно, чтобы учитель через модуль как бы беседовал с учащимися, настраивал каждого на рассуждение, поиск, догадку, подбадривал, ориентировал на успех.

Технология модульного обучения создает надежную основу для индивидуальной и групповой работы учащихся и приносит до 30% экономии учебного времени без ущерба для полноты и глубины изучаемого материала. Кроме того, достигается гибкость и мобильность в формировании знаний и умений обучающихся, развивается их творческое и критическое мышление.

Преимущества для учеников:

  • учащиеся точно знают, что они должны усвоить, в каком объеме и что должны уметь после изучения модуля;

  • учащиеся могут самостоятельно планировать свое время, эффективно использовать свои способности;

  • учебный процесс сконцентрирован на учащемся, а не на учителе.

Преимущества для учителя:

  • учитель имеет возможность концентрировать свое внимание на индивидуальных проблемах учащихся;

  • учитель своевременно видит проблемы в обучении и может их исправить;

  • учитель выполняет творческую работу, заключающуюся в стимулировании мышления учащихся, активизации их внимания, мышления и памяти, активизации нужных реакций, оказании всевозможной помощи учащимся.

Таким образом, можно сделать вывод, что модульная технология ориентирована на использование естественной потребности учащихся в познании окружающего мира, на развитие их самостоятельности и активности. Необычная организация урока с использованием модульной технологии развивает познавательный интерес.

Используя модульную технологию, учитель готовится не к тому, как лучше провести объяснение нового, а к тому, как лучше управлять учебной деятельностью. Применение модульной технологии на уроках дает учителю профессиональный рост, а учащимся возможность саморазвития и самореализации. Учащиеся постепенно привыкают к модульным урокам и дают все более высокую оценку своей деятельности.
















Список литературы

1. Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. - М.: Педагогика, 1989;

2. Буланова-Топоркова М.В. Педагогические технологии: учебное пособие для студентов педагогических специальностей /под общей редакцией Кукушина В.С/. - М.ИКЦ «МарТ»; Ростов н/Д: Издательский центр «МарТ», 2004;

3. Кларин М.В. Инновации в обучении: метафоры и модели: Анализ зарубежного опыта. - М.:Наука, 1997;

5. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. - М.: Народное образование, 1998. - с.14 -15.;

6. Сенновский И.Б. Модульная педагогическая технология в школе: анализ условий и результатов освоения.- М., 1995;

7. Третьяков П.И., Сенновский И.Б. Технология модульного обучения в школе: Практико -ориентированная монография. Под ред. П.И. Третьякова. - М.: Новая школа, 1997

8. Современные педагогические технологии/ https://kp-muk1.edu.yar.ru/metodicheskie_rekomendatsii/sovremennie_pedagogicheskie_tehnologii.html, 2017.

9. Технология модульного обучения в образовательном процессе школы/ https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/materialy-mo/2020/02/17/tehnologiya-modulnogo-obucheniya-v-obrazovatelnom, 2020.

10. Современные образовательные технологии в реализациях ФГОС: Технология модульного обучения/ https://medianar.ru/medianar/pedagog-tehnolog/sovremennye-obrazovatelnye-tehnologii-v-realizatsii-fgos-tehnologiya-modulnogo-obucheniya, 2019.