Современные образовательные технологии в учебном процессе.
«Если ученик в школе не научился сам ничего творить,
то и в жизни он будет только подражать, копировать»
(Л.Н. Толстой)
В настоящее время в сфере российского образования происходят изменения. Образовательные стандарты нового поколения нацеливают учителя на формирование у школьников универсальных учебных действий, которое может быть обеспечено при использовании учителем индивидуально-ориентированных технологий.
Как пишет В. А. Сластенин, технология – это совокупность и последовательность методов и процессов преобразования исходных материалов, позволяющих получить продукцию с заданными параметрами.
В новых технологиях ставка делается на повышение уровня активности на уроках и во внеурочной деятельности, что способствует появлению у детей потребности саморазвития, самоопределения, и самоуправлении. Поэтому при проектировании и проведении уроков и внеклассных мероприятий, направленных на формирование метапредметных результатов, учитель использует продуктивные технологии:
1. Педагогика сотрудничества - реализация гуманно-личностного подхода к ребенку и создание условий для осознанного выбора учащимися образовательного маршрута) (на уроке математики я предлагаю детям самим выбрать, каким способом решить задачу, найти лучший способ решения примера и т.д.
2. Игровая технология.
По определению, игра - это вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением. Обучая посредством игры, мы учим детей не так, как нам, взрослым, удобно дать учебный материал, а как детям удобно и естественно его взять.
В отличие от игр вообще педагогическая игра обладает существенным признаком — наличием четко поставленной цели обучения и соответствующего ей педагогического результата, которые могут быть обоснованы, выделены в ясном виде и характеризуются учебно-познавательной направленностью. В развивающих играх удалось объединить один из основных принципов обучения — от простого к сложному. Изученный в процессе игровой деятельности материал забывается учащимися в меньшей степени и медленнее, чем материал, при изучении которого игра не использовалась. Это объясняется тем, что в игре сочетается занимательность, делающая процесс познания доступным и увлекательным для школьников.
Игры позволяют осуществлять дифференцированный подход к учащимся, вовлекать каждого школьника в работу, учитывая его интерес, склонность, уровень подготовки по предмету. С их помощью можно решать какую-либо одну задачу (совершенствовать вычислительные, грамматические навыки и т. д.) или же целый комплекс задач: формировать речевые умения, развивать наблюдательность, внимание, творческие способности и т. д. Такие игры неоспоримы в оценке автоматизма навыков и умений.
Игровая деятельность используется мной в следующих случаях:
- для освоения понятия, темы и даже раздела учебного предмета (игра по рядам – кто внимательней, больше запомнил по разделу литературного чтения);
-в качестве части урока (введения, объяснения, закрепления, упражнения, контроля - кто больше решит примеров при устном счете на математике, соревнования, эстафеты, в которых предлагается найти значение выражения, вставить нужный знак, придумать пример и т.д. На уроках обучения грамоте в игре «Кто больше?» дети самостоятельно придумывают слова на заданную букву или звук. С такой же целью использую игры «Найди пару» (подобрать синонимы к словам), «Допиши слово» и другие.
3. Технология проблемное обучения.
Технология проблемного обучения предполагает организацию под руководством учителя самостоятельной поисковой деятельности учащихся по решению учебных проблем, в ходе которых у учащихся формируются новые знания, умения и навыки, развиваются способности, познавательная активность, любознательность, эрудиция, творческое мышление и другие личностно значимые качества.
Учебная деятельность становится творческой. Дети лучше усваивают не то, что получат в готовом виде и зазубрят, а то, что открыли сами и выразили по-своему. Чтобы обучение по этой технологии не теряло принципа научности, выводы учеников обязательно подтверждаю и сравниваю с правилами, теоретическими положениями учебников, словарями. Технология проблемного обучения универсальна, так как применима к любому предметному содержанию и на любой ступени обучения.
4. Технологии дифференцированного обучения.
Обучение детей, разных не только по уровню подготовки, но даже по учебным возможностям — это сложная задача, стоящая перед учителем. И решить её невозможно без дифференцированного подхода к обучению. Свои уроки я строю с учетом индивидуальных возможностей и способностей учащегося, использую трехуровневые задания. Сильные учащиеся утверждаются в своих способностях, слабые получают возможность испытывать учебный успех, повышается уровень мотивации учения. Учащиеся ощущают себя успешными и уверенными; возрастает степень их психологического комфорта на уроках. По математике и русскому языку я даю детям индивидуальные задания. От урока посвящаю 10 минут вначале, 2 раза в неделю.
5. Групповые технологии обучения.
Например, на страницах учебников по окружающему миру часто встречаются такие задания, как «подготовь рассказ…», «опиши устно…». Я практикую выполнение части такого рода заданий детьми, объединенными в микрогруппы по 3—4 человека, когда они должны выработать общее мнение или создать общее описание. Наблюдение за совместным выполнением школьниками заданий показывает, что в этой форме работы детей привлекает в первую очередь то, что разрешаются и даже поощряются их коммуникативные действия. Дети могут советоваться друг с другом, подсказывать, спорить, доказывать . Естественно, что эмоционально положительное отношение учащихся к этой работе резко повышает ее эффективность и тем самым способствует сохранению учебной мотивации и позитивного отношения к учению в целом.
6. Технология критического мышления.
Технология критического мышления развивает коммуникативные компетентности, умение находить и анализировать информацию, учит мыслить объективно и разносторонне. Использую на уроках и во внеурочной деятельности некоторые приемы развития критического мышления: приёмы «Чтение с остановками»; «Взаимовопрос»; таблица; написание творческих работ; «Верно – неверно».
Эти приемы использую на уроках русского языка, литературного чтения, математики, окружающего мира. Уроки, выстроенные по технологии "критического мышления", побуждают детей самим задавать вопросы и активизируют к поиску ответа.
7. Технологии развивающего обучения.
Основой развивающего обучения является «зона ближайшего развития». Это понятие принадлежит советскому психологу Л.С. Выготскому. Главная идея заключается в том, что все знания, которым можно научить учащихся, делятся на три вида. Первый вид включает в себя то, что ученик уже знает. Третий – это, наоборот, то, что ученику абсолютно неизвестно. Вторая же часть находится в промежуточном положении между первой и второй. Это и есть зона ближайшего развития.
Развивающее обучение разрабатывалось с конца 50-х годов в рамках школ Л.В. Занкова и Д.Б. Эльконина.
8. Здоровьесберегающие технологии.
Организация учебной деятельности с учетом основных требований к уроку с комплексом здоровьесберегающих технологий:
· соблюдение санитарно - гигиенических требований (свежий воздух, оптимальный тепловой режим, хорошая освещенность, чистота), правил техники безопасности;
· строгая дозировка учебной нагрузки;
· смена видов деятельности;
· построение урока с учетом работоспособности учащихся;
· индивидуальный подход к учащимся с учетом личностных возможностей;
· благоприятный психологический климат, ситуации успеха и эмоциональные разрядки;
· проведение физкультминуток и динамических пауз на уроках;
· целенаправленная рефлексия в течение всего урока и в его итоговой части.
Здоровьесберегающие технологии применяются на всех этапах урока, поскольку предусматривают чёткое чередование видов деятельности. Также к этой технологии относятся и участие в спортивных соревнованиях школы и района, и родительские собрания, организация горячего питания в школе для всех учащихся, и беседы с детьми на классных часах, уроках, внеклассных мероприятиях.
9. Информационно – коммуникационные технологии.
Необходимость применения средств ИКТ в работе учителей начальных классов диктуется возрастными особенностями учащихся, а именно потребностью в наглядной демонстрации учебного материала, процессов и явлений. Средствам мультимедиа отводится задача обеспечения эффективной поддержки игровых форм урока. К каждой из изучаемых тем можно выбрать различные виды работ и действий: разноуровневые задания, тесты, презентации и проекты.
Основными направлениями моей работы при использовании ИКТ являются:
дистанционные олимпиады и конкурсы;
уроки на основе авторских компьютерных презентаций;
виртуальные путешествия на уроках окружающего мира, внеурочных занятиях.
10. Широко применяются в учебно-воспитательном процессе тестовые технологии. Эта технология хороша показана в комплексных дигностических работах.
11. Технология “Портфолио”.
В соответствии с требованиями Федеральных государственных образовательных стандартов особое место в новой системе оценивания уделено «Портфолио». Использование этой технологии позволяет проследить индивидуальный прогресс ученика, помогает ему осознать свои сильные и слабые стороны. Создание «Портфолио» - долгосрочная программа. Под моим руководством она проходит 2 года.
Используемые сегодня технологии вписываются в учебный процесс классно-урочной системы, позволяют достигать поставленных программой и стандартом образования метапредметных результатов, проявляют внимание к индивидуальности человека, его личности, обеспечивают интеллектуальное развитие учащихся, их самостоятельность, ориентируются на развитие творческой деятельности. Изучение любого предмета может быть продолжено во внеклассной работе. Должна существовать связь между деятельностью, проводимой на уроке, и ситуациями, в которых младшие школьники могут использовать свои умения вне урока.
Моделирование уроков в различных технологиях – дело не простое, но это требование времени. Если ребенок не может проявить свои способности на уроке, он равнодушен к происходящему на уроке, ему скучно. Применение новых технологий в начальной школе способствует развитию у школьников познавательной активности, творчества, креативности, умения работать с информацией, повышению самооценки, а главное, повышается динамика качества обучения.
Литература.
Андреев О. Ролевая игра: как ее спланировать, организовать и подвести итоги /О. Андреева// Школьное планирование. – 2010. – №2. – С.107-114
Апатова Н.В. Информационные технологии в школьном образовании. – М.: Школа-Пресс, 2002. – 120 с.
Громова О.К. «Критическое мышление – как это по-русски? Технология творчества. // БШ №12, 2001
Золотухина А. Групповая работа как одна из форм деятельности учащихся на уроке /А. Золотухина // Математика. Газета Изд. дома «Первое сентября». – 2010. – №4. – С. 3-5
Педагогические Интернет-ресурсы.
Ягодко Л.И. Использование технологии проблемного обучения в начальной школе /Л.И. Ягодко// Начальная школа плюс до и после. – 2010. – №1. – С.36-38