СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Современные ориентиры педагогического просвещения и подходы к взаимодействию с родителями в системе дошкольного образования

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Современные ориентиры педагогического просвещения и подходы к взаимодействию с родителями в системе дошкольного образования»

Современные ориентиры педагогического просвещения и подходы к взаимодействию с родителями в системе дошкольного образования

Цели и задачи

Сегодня дошкольное образование России является уровнем целостной системы общего образования, основная задача которой – обеспечить для каждого ребенка качественное и доступное образование, «равные стартовые условия для полноценного физического и психического развития детей как основы их успешного обучения в школе». Важнейшим условием реализации данной задачи современная педагогическая наука определяет участие родителей в жизни образовательного учреждения и их отношение к дошкольному образованию, характер сложившихся между родителями и педагогами  отношений.

Также, согласно ФГОС ДО  одними из основополагающих принципов являются ориентация на «личностно- развивающий и гуманистический характер взаимодействия взрослых (родителей (законных представителей), педагогических и иных работников Организации) и   детей», а также «сотрудничество Организации с семьей».

Среди основных задач ФГОС ДО явно задана задача вовлечения родителей в образовательный процесс как обеспечение психолого- педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.

В связи с этим, согласно ФГОС ДО одним из важнейших психолого- педагогических условий «для создания социальной ситуации развития детей, соответствующей специфике дошкольного возраста» и успешной реализации любой образовательной Программы в рамках ДОО признается «взаимодействие с родителями (законными представителями) по вопросам образования ребенка, непосредственного вовлечения их в образовательную деятельность, в том числе посредством создания образовательных проектов совместно с семьей на основе выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи». Организация должна создавать возможности для обсуждения с родителями (законными представителями) детей вопросов, связанных с реализацией программы.

Это подтверждает актуальность современных исследований Е.П. Арнаутовой, В.Г. Алямовской, И.Ф. Дементьевой, В.П. Дубровой, Т.А.   Данилиной,   Т.Н.Дороновой,   М.Г.   Дрезниной,    Т.В.    Кротовой, О.А. Куревиной, О.В. Огородновой, Л.В. Свирской, З.И. Тепловой и др., в которых отмечается важность сотрудничества, партнерства педагогов и родителей для воспитания и развития детей дошкольного возраста.

«Включение семьи как партнера и активного субъекта в образовательную среду дошкольного образовательного учреждения качественно изменяет условия взаимодействия педагогов и родителей, имеющих собственные стратегические интересы в сфере дошкольного образования ребенка».

Недвецкая М.Н. дала достаточно полное понятие партнерства в образовании, определяя его как «систему взаимообусловленных педагогических действий, где каждое действие одного из участников образовательного процесса вызывает ответные действия другого, причем результатом таких взаимодействий является единая для всех субъектов система общих представлений и ценностей как основа для разработки совместных действий».

Однако выстраивание партнерских отношений между педагогами и родителями, руководством ДОО и родителями по мнению современных педагогов-практиков (Е.П. Арнаутовой, Н.Л.Бабкиной,   Г.В.   Глушковой, И. В. Голенковой, М.Г. Дрезниной, Т.А. Данилиной, О.А. Куревиной, Л.В. Свирской и др.) сталкивается сегодня с рядом трудностей:

  • низкий уровень социально-психологической культуры родителей и воспитателей;

  • непонимание родителями самоценности периода дошкольного детства и его значения для формирования личности в целом;

  • недостаточное использование метода педагогического проектирования учебно-воспитательного процесса, которое позволяет сплотить родителей и педагогов, создать ситуации, которые бы подтолкнули их диалогу и обсуждению друг с другом насущных проблем;

  • отсутствие у родителей и воспитателей «педагогической рефлексии»; 

  • непонимание воспитателями того, что в определении содержания, форм и методов работы детского сада с семьей не дошкольное учреждение, а семья, родители выступают социальными заказчиками;

  • недостаточная информированность родителей об особенностях жизни и деятельности детей в дошкольном учреждении, а воспитателей – об условиях и особенностях семейного воспитания каждого ребенка;

  • отсутствие возможности у родителей в любое удобное для них время знакомиться с деятельностью ребенка в детском саду, со стилем общения воспитателя с детьми, включаться в жизнь группы;

  • консервативность родительской позиции опеки ребенка дошкольного возраста;

  • распространенное отношение педагогов дошкольных учреждений к родителям не как к субъектам воспитательной деятельности, а как к объектам;

  • стереотипная установка педагогов на необходимость вооружать родителей не «житейскими», а научными психолого-педагогическими знаниями о ребенке и его воспитании.

  • взаимное отчуждение воспитателей и родителей, связанное с формализацией процесса взаимодействия педагогов и родителей.

По мнению С.Д. Забрамной: «Очень важно выработать единую линию работы с детьми, как педагогам, так и семье… необходимо единство и в использовании мер воспитательного воздействия». Педагог должен хорошо представлять себе роль семьи и зависимость этой роли от ценностных ориентаций ее членов, так как подобная информация позволяет предвидеть, влияние отношений в семье могут на личностное развитие ребенка, его характер, поведенческие реакции. Учитывая все эти факторы, педагогу и следует выбирать направления и формы работы с родителями.

Принципы взаимодействия

Определяющей целью разнообразной совместной деятельности в триаде «педагоги-родители-дети» является «удовлетворение не только базисных стремлений и потребностей ребенка, имеющих ведущее значение для его развития, но и стремлений и потребностей родителей и педагогов» (Н.Е. Веракса, Т.С. Комарова, М.А. Васильева).

В связи с этим уже на законодательном уровне в (Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ ) участие родителей в жизни и управлении ОУ определено как неотъемлемая часть  структуры любого образовательного учреждения. В частности в ст. 26 «Управление образовательной организацией» говорится о том, что «советы родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся или иные органы управления» создаются при образовательном учреждении с целью «учета мнения обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся по вопросам управления образовательной организацией и при принятии образовательной организацией локальных нормативных актов, затрагивающих их права и законные интересы…».

Кроме того, налаживание взаимодействия педагога и семьи воспитанника ДОО должно строиться на ряде принципов:

  1. Преемственность согласованных действий.

  2. Гуманный толерантный подход.

  3. Открытость воспитателя по отношению к семье воспитанника.

  4. Индивидуальный подход.

  5. Эффективность диалога.

  6. Обратная связь.