СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Современные педагогические технологии

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Современные педагогические технологии. Лекция

Просмотр содержимого документа
«Современные педагогические технологии»

Муниципальное общеобразовательное учреждение  «Урская средняя общеобразовательная школа»     п. Урск Гурьевский район  Кемеровской области

Муниципальное общеобразовательное учреждение «Урская средняя общеобразовательная школа»

п. Урск

Гурьевский район

Кемеровской области

Рефлексия как механизм развития учащихся

Рефлексия

как механизм развития учащихся

РАЗВИТИЕ ШКОЛЫ Лазарев В.С. Системное развитие школы. – М.: Педагогическое общество России, 2002. – 304с. 3 3

РАЗВИТИЕ ШКОЛЫ

Лазарев В.С. Системное развитие школы. – М.: Педагогическое общество России, 2002. – 304с.

3

3

Около 60 лет назад Л.С. Выготский в работе

Около 60 лет назад Л.С. Выготский в работе "Педагогическая психология" проанализировал и выделил три научные школы, которые по-разному решали вопрос о соотношении обучения и развития.

Основателями первой точки зрения являются З.Фрейд, Ж.Пиаже.

Ученые предполагали, что обучение и развитие независимые процессы. Крылатой фразой представителей этой научной школы является то, что "обучение плетется в хвосте у развития".

Аргументом данной точки зрения является дидактический принцип доступности, позволяющий учить учащихся лишь тому, что они могут понять и для чего созрели их психические функции.

Основателем второй научной школы является В.Джемс. Ключевая позиция данной школы сводится к положению, при котором любое обучение развивает.  Основанием для ее выдвижения является практический опыт учителей, утверждающих, что позиция:

Основателем второй научной школы является В.Джемс.

Ключевая позиция данной школы сводится к положению, при котором любое обучение развивает.

Основанием для ее выдвижения является практический опыт учителей, утверждающих, что позиция: "не знал - узнал, не умел-научился", означает - развился.

Любые количественные изменения в состоянии учащегося, по позиции этой школы, означают развитие.

Основателем третьей научной школы является Л.С.Выготский  Под развитием  понимается появление в учащемся не количественных изменений (мало-много знаний, мало-много умений), а появление в личности обучаемого качественных изменений , психических новообразований в психике обучаемого , или способностей .  В рамках школы Л.С.Выготского сформулированы условия, при которых обучение становится развивающим

Основателем третьей научной школы является

Л.С.Выготский

Под развитием понимается появление в учащемся не количественных изменений (мало-много знаний, мало-много умений), а

появление в личности обучаемого качественных изменений ,

психических новообразований в психике обучаемого , или способностей .

В рамках школы Л.С.Выготского сформулированы условия, при которых обучение становится развивающим

Создать условия для приобретения учащимися способов, средств познания и исследования мира; изменения и развития себя Создать условия для появления у учащихся мотива к самоизменению, личностному росту Создать условия для возможности к реализации «Я – концепции» («Я – могу» - «я – хочу» - «я – нравлюсь») В рамках данного подхода можно вести речь о комплексном развитии эмоционально-образной, потребностно-мотивационной, когнитивно-деятельностной сфер личности.

Создать условия для приобретения учащимися способов, средств познания и исследования мира; изменения и развития себя

Создать условия для появления у учащихся мотива к самоизменению, личностному росту

Создать условия для возможности к реализации «Я – концепции» («Я – могу» - «я – хочу» - «я – нравлюсь»)

В рамках данного подхода можно вести речь о комплексном развитии эмоционально-образной, потребностно-мотивационной, когнитивно-деятельностной сфер личности.

Как известно, в учебном пространстве проблема

Как известно, в учебном пространстве проблема "чему учить" состоит в определении цели обучения и задания содержания обучения.

Проблема "как учить" состоит в выборе адекватных образовательной цели методов, форм обучения, средств диагностики исходного уровня и контроля изменения уровня «личностных приращений» учащегося.

 Дифференцированное обучение по уровню способностей. У каждого лестница развития своя. Проблемная ситуация побуждает его искать новый способ объяснения или действия. Ученик не может достичь цели с помощью известных ему (из ранее изученных) способов действия. Интеллектуальное затруднение, которое возникает у ученика, когда он не знает, как объяснить какое - либо явление, факт, процесс действительности и как действовать при этом.  «ВОЗЬМИ СТОЛЬКО,СКОЛЬКО МОЖЕШЬ, НО НЕ МЕНЬШЕ ОБЯЗАТЕЛЬНОГО!»  Самостоятельный выбор сложности задания

Дифференцированное обучение по уровню способностей. У каждого лестница развития своя.

Проблемная ситуация побуждает его искать новый способ объяснения или действия.

Ученик не может достичь цели с помощью известных ему (из ранее изученных) способов действия.

Интеллектуальное затруднение, которое возникает у ученика, когда он не знает, как объяснить какое - либо явление, факт, процесс действительности и как действовать при этом.

«ВОЗЬМИ СТОЛЬКО,СКОЛЬКО МОЖЕШЬ, НО НЕ МЕНЬШЕ ОБЯЗАТЕЛЬНОГО!»

Самостоятельный выбор сложности задания

Как же может быть организовано образовательное пространство развивающего типа? коммуникативная (дискуссионная)  исследовательская  (проблемно-поисковая) педагогические технологии: имитационного моделирования (игровая) психологическая (самоопределен-ческая)  деятельностная  рефлексивная

Как же может быть организовано образовательное пространство развивающего типа?

коммуникативная

(дискуссионная)

исследовательская

(проблемно-поисковая)

педагогические технологии:

имитационного моделирования (игровая)

психологическая (самоопределен-ческая)

деятельностная

рефлексивная

 Ученик испытывает радость от преодоленной трудности учения, будь то: задача, пример, правило, закон, теорема или - выведенное самостоятельно понятие. Скуки, принуждения и лени, пассивности и страха ожидания «палки» - двойки,  Ученик открывает мир для себя - себя в этом мире.  «неуда» на контрольной работе или на экзамене и желания увернуться от нее  Педагог ведет учащегося по пути субъективного открытия, он управляет лестницей развития учащегося.
  • Ученик испытывает радость от преодоленной трудности учения, будь то: задача, пример, правило, закон, теорема или - выведенное самостоятельно понятие.
  • Скуки, принуждения и лени,
  • пассивности и страха ожидания «палки» - двойки,
  • Ученик открывает мир для себя - себя в этом мире.
  • «неуда» на контрольной работе или на экзамене и желания увернуться от нее
  • Педагог ведет учащегося по пути субъективного открытия, он управляет лестницей развития учащегося.
Рефлексивная педагогическая технология  включает в себя создание особого пространства учебной деятельности , где происходит осознание учеником деятельности: того как, каким способом получен результат, какие при этом встречались затруднения , как они были устранены, и что чувствовал ученик при этом.  1.Понятие. Что включает?

Рефлексивная

педагогическая технология

включает в себя создание особого пространства учебной деятельности ,

где происходит осознание учеником деятельности: того как, каким способом получен результат, какие при этом встречались затруднения , как они были устранены, и что чувствовал ученик при этом.

1.Понятие.

Что включает?

2. Модель организации учебного процесса. Как назвать? Модель организации учебного процесса называют

2. Модель организации учебного процесса.

Как назвать?

Модель организации учебного процесса называют "ОБУЧЕНИЕ через ОТКРЫТИЕ".

Модель организации учебного процесса строится на реализации принципа проблемности в обучении.

Принцип проблемности реализуется:

как в содержании учебного предмета;

так и в процессе развертывания этого содержания в учебном процессе.

содержит

ТРИ

главных компонента:

в) известные знания и сформированные умения (могу сам, без педагога), усвоенные в ходе предшествующей учебы

АЛГОРИТМЫ,СХЕМЫ

а) потребность учащегося в новом знании или способе действия ("хочу сам узнать...")

ЦЕЛЕПОЛАГАНИЕ

б) неизвестное знание, которое учащийся должен усвоить

МОДЕЛИРОВАНИЕ

Создается на материале

ТЕХНИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА

АНАЛИЗ

КНИГИ

3. Способы рефлексии. Какой механизм? «Практика без теории слепа»  «Каково семя, таково и племя»  « Рыба – сети» «Слова рефлексунам!»   «На свой аршин всех не меряй»  « Спроси себя»  «Автора!» «Не суди, да не судимы будите» «Свет мой, зеркальце скажи..»  «Зри в корень»  «Не сомневаются только дураки» «Я знаю только то, что ничего не знаю»

3. Способы рефлексии.

Какой механизм?

«Практика без теории слепа»

«Каково семя, таково и племя»

« Рыба – сети»

«Слова рефлексунам!»

«На свой аршин всех не меряй»

« Спроси себя»

«Автора!»

«Не суди, да не судимы будите»

«Свет мой, зеркальце скажи..»

«Зри в корень»

«Не сомневаются только дураки»

«Я знаю только то, что ничего не знаю»

4. Признаки применения рефлексии в учебном процессе. Методы обучения — любые Как отличить?  Формы организации учебного пространства  индивидуальные и коллективные: а) парное взаимодействие; б) микрогрупповое взаимодействие; в) групповое взаимодействие; г) межгрупповое взаимодействие.

4. Признаки применения рефлексии в учебном процессе.

Методы обучения — любые

Как отличить?

Формы организации учебного пространства индивидуальные и коллективные:

а) парное взаимодействие;

б) микрогрупповое взаимодействие;

в) групповое взаимодействие;

г) межгрупповое взаимодействие.

5.Результативность применения в учебном процессе. Как оценить? Результативность можно оценить с помощью критериев:

5.Результативность применения в учебном процессе.

Как оценить?

Результативность можно оценить с помощью критериев:

  • "Хочу разобраться, хочу попробовать свои силы, хочу убедиться смогу ли разрешить эту ситуацию...
  • "Испытываю радость, удовольствие от деятельности, мне это интересно, могу усилием воли концентрировать свое внимание..."
  • "Я сам поставил цели, я сам получил этот результат, я сам справился с этой проблемой, ..."
  • "Лично мне это нужно, мне важно научиться решать эти ситуации, мне будут эти знания нужны..."
  • Овладение обобщенным способом подхода.

«Любая деятельность может быть либо технологией, либо искусством. Искусство основано на интуиции. Технология на науке. С искусства все начинается, технологией заканчивается, чтобы затем все начиналось сначала». В.П.Беспалько

«Любая деятельность может быть либо технологией, либо искусством. Искусство основано на интуиции. Технология на науке. С искусства все начинается, технологией заканчивается, чтобы затем все начиналось сначала».

В.П.Беспалько

 maria . plastun@mail.ru  М. А.Пластун

maria . [email protected]

М. А.Пластун