Для реализации познавательной и творческой активности школьника в учебном процессе используются современные образовательные технологии, дающие возможность повышать качество образования, более эффективно использовать учебное время и снижать долю репродуктивной деятельности учащихся за счет снижения времени, отведенного на выполнение домашнего задания. В школе представлен широкий спектр образовательных педагогических технологий, которые применяются в учебном процессе.
Просмотр содержимого документа
«Современные педагогические технологии»
Современные образовательные технологии
Для реализации познавательной и творческой активности школьника в учебном процессе используются современные образовательные технологии, дающие возможность повышать качество образования, более эффективно использовать учебное время и снижать долю репродуктивной деятельности учащихся за счет снижения времени, отведенного на выполнение домашнего задания. В школе представлен широкий спектр образовательных педагогических технологий, которые применяются в учебном процессе.
Технологии | Цели применения |
Здоровьесберегающие | Позволяют соблюдать охранительный режим обучения, равномерно во время уроков, распределять различные виды заданий, чередовать мыслительную деятельность с физминутками, нормативно применять ТСО, что способствует сокращению числа пропусков уроков и внеклассных мероприятий по болезни. |
Разноуровневого обучения | Учащиеся с интеллектуальными нарушениями очень разные по уровню овладения знаний, умений и навыков. Следовательно, работа проводится с каждым воспитанником на доступном уровне (но в рамках программы). Заканчивая определенный период обучения, кто-то из воспитанников может самостоятельно выполнять задание, а кто-то – только при помощи педагога. |
Игровые | Стимулируют детей к учебной деятельности, вызывают интерес и потребность общения, развивают когнитивные процессы. Одной из основных задач коррекционного обучения является создание необходимых условий для успешной социализации учащихся. Такие уроки сопровождаются повышенной мотивацией и эмоциональной окрашенностью. |
Проблемно-поисковые: - технология исследовательской направленности | Способствует расширению кругозора ребенка. Это важно для определения индивидуальной траектории развития каждого школьника |
Коммуникативно-диалоговые: - проблемная дискуссия, - дискуссия-диалог, - обучение в сотрудничестве (команде) | Позволяют развивать творческие, аналитические, коммуникативные способности, познавательный интерес; формировать ценностное отношение к предмету обсуждения и уважительное отношение к участникам диалога. Способствуют развитию умения чётко формулировать мысли, публично высказывать собственные суждения, вести коллективный поиск истины. Позволяют формировать ценностно-ориентационное единство коллектива |
Технологии имитационно-моделирующего обучения: - технология ситуативного обучения, - учебные игры | Способствуют процессу социализации обучающихся, делают их не пассивными объектами учебного процесса, а субъектами своей деятельности и всей своей жизни. Позволяют видеть учащимся перспективы своего жизненного пути и соответственно планировать, и осознанно осуществлять развитие своих способностей. Технология учебной игры способствует непосредственной эмоциональной включенности в ситуацию, состязательности и коллективизму в поиске лучших решений, возможности широкого варьирования ситуаций, овладению новыми методиками непосредственно в деле, в процессе делового общения, тренировке интуиции и фантазии, развитию импровизационных возможностей и умению быстро реагировать на изменяющиеся обстоятельства |
Активного (деятельностного) обучения. | Коррекционная работа направлена на коррекцию, развитие и формирование всех сторон личности ребёнка. Присутствует и вопросно-ответная речь (диалогическая), помогая воспитаннику формулировать свои высказывания и передавать мысли, желания, потребности. |
Информационно-коммуникационные технологии Личностно – ориентированное обучение Метод проектов | Применение данных технологий интенсифицирует процесс образования и воспитания, активизирует познавательную деятельность учащихся, способствует повышению уровня умений работать с информацией различных источников, формирование информационной культуры. Поддержка личности, уважение и любовь к ребенку, вера в его творческие силы, равенство и партнерство в отношениях, предоставление свободы выбора и партнерства. Путь к саморазвитию творческой личности через осознание собственных потребностей и реализацию в практической деятельности. В процессе творческой работы дети получают глубокое удовлетворение от сделанного, если работа ведется по определенному плану, намечена последовательность этапов работы, ощущается видимый результат. При таком подходе определяется социальная позиция ученика, выявляется его эстетический вкус, развивается его творческая активность. |
Считаю, что использование на уроках здоровьесберегающих технологий – залог успешности учебно-воспитательного процесса.
Для выработки у учащихся правильных и безопасных методов и приёмов работы провожу инструктирование и обучение учащихся по соблюдению требований правил безопасности и гигиены труда в кабинете труда. Вводный инструктаж по правилам безопасности и инструктаж по ТБ перед практическими работами проводится со всеми учащимися.
С целью предотвращения перегрузки учащихся и сохранения их здоровья использую различные приемы и методы: динамические дидактические материалы, включаю в урок физкультминутки, зарядку для глаз, вовлекаю обучающихся в групповую и парную работу, использую эмоциональную передачу содержания учебного материала, перевожу обучающихся к новым видам деятельности, даю задания, развивающие воображение, интуицию, эмоционально-чувствительное восприятие. Доступность и преемственность информации, использование соответствующих средств наглядности и оптимального количества неизвестных учащимся понятий, установление межпредметных связей - все это помогает реализации здоровьесберегающих технологий.
Активно использую технологии, признанные здоровьесберегающими: педагогику сотрудничества, игровые технологии, технологии уровневой дифференциации, групповые технологии, метод проектов. Но самое главное - благоприятный психологический климат на уроке служит одним из показателей успешности его проведения: заряд положительных эмоций, полученных, школьниками и самим учителем определяет позитивное воздействие уроков труда на здоровье. С целью укрепления психологического здоровья школьников добиваюсь на уроках благоприятного психологического настроя с помощью создания ситуаций успеха, корректности и объективности оценки деятельности обучающихся, искреннего уважения и доверия к учащимся. Как учитель-предметник включаю в содержание урока вопросы, связанные со здоровым образом жизни.