СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Современные педагогические технологии

Категория: Завучу

Нажмите, чтобы узнать подробности

В презентации рассказывается о современных педагогических технологиях с точки зрения психолого- педагогичеких основ.

Просмотр содержимого документа
«Современные педагогические технологии»

Современные педагогические технологии-1 Психолого-педагогические основы

Современные педагогические технологии-1

Психолого-педагогические основы

Новая парадигма образования Современная школа перешла на деятельностную, гуманистическую личностно-ориентированную парадигму образования и воспитания, которая как писала И.Л. Бим, затронула все компоненты школьного обучения иностранному языку: цели, содержание, структуру, принципы и технологии обучения.

Новая парадигма образования

  • Современная школа перешла на деятельностную, гуманистическую личностно-ориентированную парадигму образования и воспитания, которая как писала И.Л. Бим, затронула все компоненты школьного обучения иностранному языку: цели, содержание, структуру, принципы и технологии обучения.
Личностно-ориентированные технологии Такие технологии способны обеспечить формирование коммуникативной компетенции и развитие таких качеств личности школьника, как культура общения, умение работать в сотрудничестве, способности и готовности к самостоятельному изучению иностранного языка, к дальнейшему самообразованию в разных областях знания.

Личностно-ориентированные технологии

  • Такие технологии способны обеспечить формирование коммуникативной компетенции и развитие таких качеств личности школьника, как культура общения, умение работать в сотрудничестве, способности и готовности к самостоятельному изучению иностранного языка, к дальнейшему самообразованию в разных областях знания.
Понятие «педагогическая технология» Понятие «педагогическая технология появилось в начале 60-х годов 20 века. Технология ( от греческого techne – искусство, мастерство, умения и логия-наука)- это совокупность приемов и способов получения, обработки и переработки сырья, материалов. Педагогическая технология –это не просто исследование в области технических средств обучения, это исследования с целью выявить принципы и разработать приемы оптимизации образовательного процесса путем анализа факторов, повышающих образовательную эффективность.

Понятие «педагогическая технология»

  • Понятие «педагогическая технология появилось в начале 60-х годов 20 века. Технология ( от греческого techne – искусство, мастерство, умения и логия-наука)- это совокупность приемов и способов получения, обработки и переработки сырья, материалов. Педагогическая технология –это не просто исследование в области технических средств обучения, это исследования с целью выявить принципы и разработать приемы оптимизации образовательного процесса путем анализа факторов, повышающих образовательную эффективность.
Разночтение понятия «технология» Технология - это совокупность приемов, применяемых в каком-либо деле, мастерстве, искусстве (толковый словарь) Педагогическая технология –это содержательная техника реализации учебного процесса (В.П. Беспалько). Педагогическая технология – это совокупность психолого-педагогических установок, определяющих специальный набор и компоновку форм, методов, приемов обучения; она есть организационно-методический инструментарий педагогического процесса (Б.Т. Лихачев).

Разночтение понятия «технология»

  • Технология - это совокупность приемов, применяемых в каком-либо деле, мастерстве, искусстве (толковый словарь)
  • Педагогическая технология –это содержательная техника реализации учебного процесса (В.П. Беспалько).
  • Педагогическая технология – это совокупность психолого-педагогических установок, определяющих специальный набор и компоновку форм, методов, приемов обучения; она есть организационно-методический инструментарий педагогического процесса (Б.Т. Лихачев).
это совокупность психолого-педагогических установок, определяющих специальный набор и компоновку форм, методов, приемов обучения; она есть органзационно-методический инструментарий педагогического процесса  (Б.Т. Лихачев).  Таким образом, педагогическая технология функционирует и в качестве науки, исследующей наиболее рациональные пути обучения, и в качестве системы способов, принципов и регулятивов, применяемых в обучении, и в качестве реального процесса обучения.
  • это совокупность психолого-педагогических установок, определяющих специальный набор и компоновку форм, методов, приемов обучения;
  • она есть органзационно-методический инструментарий педагогического процесса

(Б.Т. Лихачев).

Таким образом, педагогическая технология функционирует и в качестве науки, исследующей наиболее рациональные пути обучения, и в качестве системы способов, принципов и регулятивов, применяемых в обучении, и в качестве реального процесса обучения.

Педагогическая технология и методика Понятие педагогической технологии частнопредметного уровня почти полностью перекрывается понятием методик обучения; разница заключается в расстановке акцентов. В технологиях более представлена процессуальная, количественная и рассчетная компоненты; в методиках – целевая, содержательная, качественная и вариативно- ориентировочная стороны. Иногда методики входят в состав технологий, а иногда наоборот. Новые педагогические технологии представляют собой синтез достижений педагогической науки и практики, сочетание традиционных элементов прошлого опыта и того, что рождено общественным прогрессом , гуманизацией и демократизацией общества.

Педагогическая технология и методика

  • Понятие педагогической технологии частнопредметного уровня почти полностью перекрывается понятием методик обучения; разница заключается в расстановке акцентов. В технологиях более представлена процессуальная, количественная и рассчетная компоненты; в методиках – целевая, содержательная, качественная и вариативно- ориентировочная стороны. Иногда методики входят в состав технологий, а иногда наоборот.
  • Новые педагогические технологии представляют собой синтез достижений педагогической науки и практики, сочетание традиционных элементов прошлого опыта и того, что рождено общественным прогрессом , гуманизацией и демократизацией общества.
Источники и составные элементы педтехнологий социальные преобразования и новое педагогическое мышление; достижения науки: педагогической, психологической, общественных; передовой педагогический опыт; опыт прошлого: отечественный и зарубежный;  народная педагогика.

Источники и составные элементы педтехнологий

  • социальные преобразования и новое педагогическое мышление;
  • достижения науки: педагогической, психологической, общественных;
  • передовой педагогический опыт;
  • опыт прошлого: отечественный и зарубежный;

народная педагогика.

Роль учебника Процессуальная и содержательная части технологии адекватно отражают друг друга. Опосредующим компонентом между ними является учебник, соединяющий содержание и процесс его усвоения. Кардинальные изменения методов влекут глубокие преобразования целей, содержания и форм. Кроме этого технология работы опосредуется свойствами личности.

Роль учебника

  • Процессуальная и содержательная части технологии адекватно отражают друг друга. Опосредующим компонентом между ними является учебник, соединяющий содержание и процесс его усвоения. Кардинальные изменения методов влекут глубокие преобразования целей, содержания и форм. Кроме этого технология работы опосредуется свойствами личности.
Классификация педтехнологий по уровню применения выделяют общепедагогические, частно-методические и модульные технологии; по философской основе: материалистические и идеалистические, диалектические и метафизические, научные и религиозные, гуманистические и антигуманные, антропософские и теософские, прагматические и экзистенциалистические; по ведущему фактору психического развития: биогенные, социогенные, психогенные и идеалистские;

Классификация педтехнологий

  • по уровню применения выделяют общепедагогические, частно-методические и модульные технологии;
  • по философской основе: материалистические и идеалистические, диалектические и метафизические, научные и религиозные, гуманистические и антигуманные, антропософские и теософские, прагматические и экзистенциалистические;
  • по ведущему фактору психического развития: биогенные, социогенные, психогенные и идеалистские;
Классификация педтехнологий по характеру содержания и структуры: обучающие и воспитывающие, светские и религиозные, общеобразовательные и профессионально-ориентированные, гуманитарные и технократические; по категории обучающихся: массовые, рассчитанные на усредненного ученика, технологии продвинутого уровня, технологии компенсирующего обучения, технологии работы с детьми с ОВЗ; по отношению к ребенку: авторитарные, личностно-ориентированные, технологии сотрудничества;

Классификация педтехнологий

  • по характеру содержания и структуры: обучающие и воспитывающие, светские и религиозные, общеобразовательные и профессионально-ориентированные, гуманитарные и технократические;
  • по категории обучающихся: массовые, рассчитанные на усредненного ученика, технологии продвинутого уровня, технологии компенсирующего обучения, технологии работы с детьми с ОВЗ;
  • по отношению к ребенку: авторитарные, личностно-ориентированные, технологии сотрудничества;
В.П.Беспалько предложены следующие технологии:   по типу организации и управления познавательной деятельностью уч-ся:  - классическое лекционное обучение;  - обучение с помощью технических средств;  - система «консультант»;  - самостоятельная работа с помощью учебника;  - система «малых групп»;  - компьютерное обучение;  - программное обучении;  - система «репититор»;

В.П.Беспалько предложены следующие технологии:

  • по типу организации и управления познавательной деятельностью уч-ся:

- классическое лекционное обучение;

- обучение с помощью технических средств;

- система «консультант»;

- самостоятельная работа с помощью учебника;

- система «малых групп»;

- компьютерное обучение;

- программное обучении;

- система «репититор»;

Классификация педтехнологий по способу активизации деятельности учащихся: игровые технологии, проблемное обучение, коммуникативное обучение (Е.И.Пассов), обучение на основе опорных конспектов (В.Д.Шаталов); на основе эффективного управления процессом обучения (Н.П.Гузик, В.В.Фирсов), технологии дифференцированного обучения (А.С.Границкая, В.Д.Шадриков), групповые и коллективные способы обучения (В.К. Дьяченко), компьютерные технологии; на основе природосообразных технологий: обучение по педагогике Л.Н.Толстого, воспитание грамотности по Кушниру, технология Монтессори, Вальдорфскаяпедагогика Р Штайнера;

Классификация педтехнологий

  • по способу активизации деятельности учащихся: игровые технологии, проблемное обучение, коммуникативное обучение (Е.И.Пассов), обучение на основе опорных конспектов (В.Д.Шаталов);
  • на основе эффективного управления процессом обучения (Н.П.Гузик, В.В.Фирсов), технологии дифференцированного обучения (А.С.Границкая, В.Д.Шадриков), групповые и коллективные способы обучения (В.К. Дьяченко), компьютерные технологии;
  • на основе природосообразных технологий: обучение по педагогике Л.Н.Толстого, воспитание грамотности по Кушниру, технология Монтессори, Вальдорфскаяпедагогика Р Штайнера;
Классификация педтехнологий Вальдорфская педагогика  Р. Штайнера; на основе комплексных технологий: «Школа самоопределения» А.Н.Тубельского,  «Русская школа» И.Ф.Гончарова, «Школа для всех» Е.А.Ямбурга, «Школа-парк» М. Балабана.

Классификация педтехнологий

  • Вальдорфская педагогика

Р. Штайнера;

  • на основе комплексных технологий: «Школа самоопределения» А.Н.Тубельского,
  • «Русская школа» И.Ф.Гончарова, «Школа для всех» Е.А.Ямбурга, «Школа-парк» М. Балабана.
Структура педтехнологии: название технологии;  концептуальная часть (краткое описание основных идей и принципов, целевых установок, позиции ребенка в образовательном процессе); особенности содержания обучения (ориентация на личностные, метапредметные и предметные результаты, объем и характер содержания, дидактическая структура учебного плана, материала, программ); процессуальная характеристика (особенности методов и приемов, организационные формы, диагностика, планирование, коррекция, учет категории учащихся); программно-методическое обеспечение (учебные планы, программы, учебно-методические материалы, учебные пособия, наглядные и технические средства обучения, диагностический инструментарий).

Структура педтехнологии:

  • название технологии;

концептуальная часть (краткое описание основных идей и принципов, целевых установок, позиции ребенка в образовательном процессе);

  • особенности содержания обучения (ориентация на личностные, метапредметные и предметные результаты, объем и характер содержания, дидактическая структура учебного плана, материала, программ);
  • процессуальная характеристика (особенности методов и приемов, организационные формы, диагностика, планирование, коррекция, учет категории учащихся);
  • программно-методическое обеспечение (учебные планы, программы, учебно-методические материалы, учебные пособия, наглядные и технические средства обучения, диагностический инструментарий).
Экспертиза педагогической технологии является многоаспектной Концептуальная часть рассматривается с позиции инновационности, альтернативности, гуманизма и демократизации. Содержание образования рассматривается с позиций современных теорий общего образования, принципов системностиразвивающего обучения и социального заказа. В процессуальной характеристике прежде всего определяется целесообразность и оптимальность отдельных элементов, комплексность всех методических средств, управляемость, адекватность содержанию образования и контингенту обучаемых

Экспертиза педагогической технологии является многоаспектной

  • Концептуальная часть рассматривается с позиции инновационности, альтернативности, гуманизма и демократизации.
  • Содержание образования рассматривается с позиций современных теорий общего образования, принципов системностиразвивающего обучения и социального заказа.
  • В процессуальной характеристике прежде всего определяется целесообразность и оптимальность отдельных элементов, комплексность всех методических средств, управляемость, адекватность содержанию образования и контингенту обучаемых
Критерии оценки педагогической технологии Программно-методическое обеспечение должно удовлетворять требованиям научности, технологичности, достаточной полноты и реальности осуществления. Главным критерием оценки педагогической технологии является ее эффективность и результативность

Критерии оценки педагогической технологии

  • Программно-методическое обеспечение должно удовлетворять требованиям научности, технологичности, достаточной полноты и реальности осуществления.
  • Главным критерием оценки педагогической технологии является ее эффективность и результативность
В основе современных педагогических технологий обучения иностранным языкам лежат психологические и дидактические концепции и подходы, впервые сформулированные в 50-60-е годы 20 века, а именно:   сознательно-практический метод Б.В.Беляева и его позднейшие модификации; теория речевой деятельности А.А.Леонтьева; личностно-деятельностный подход И.А.Зимней;  коммуникативная методика Е.И. Пассова; суггестопедический подход Г.Лозанова и развивающие его концепции Г.А.Китайгородской, И.Ю.Шехтера,  С.И. Мельника.

В основе современных педагогических технологий обучения иностранным языкам лежат психологические и дидактические концепции и подходы, впервые сформулированные в 50-60-е годы 20 века, а именно:

  • сознательно-практический метод Б.В.Беляева и его позднейшие модификации;
  • теория речевой деятельности А.А.Леонтьева;
  • личностно-деятельностный подход И.А.Зимней;

коммуникативная методика Е.И. Пассова;

  • суггестопедический подход Г.Лозанова и развивающие его концепции Г.А.Китайгородской, И.Ю.Шехтера,

С.И. Мельника.

Новые концепции, не нашедшие полного отражения в обучении ИЯ концепция развивающего обучения В.В.Давыдова (сегодня она сочетается с педагогикой сотрудничества Ш.А.Амоношвили); концепция межкультурного общения(В.В.Сафонова, появление Европейских школ); концепция приоритета «стратегий учащихся» перед «стратегиями учителя»; концепция управления учебной деятельностью учащихся через организацию общения; концепция учета психологических типов учащихся М.К.Кабардова при подготовке учебных материалов.

Новые концепции, не нашедшие полного отражения в обучении ИЯ

  • концепция развивающего обучения В.В.Давыдова (сегодня она сочетается с педагогикой сотрудничества Ш.А.Амоношвили);
  • концепция межкультурного общения(В.В.Сафонова, появление Европейских школ);
  • концепция приоритета «стратегий учащихся» перед «стратегиями учителя»;
  • концепция управления учебной деятельностью учащихся через организацию общения;
  • концепция учета психологических типов учащихся М.К.Кабардова при подготовке учебных материалов.

личностно-ориентированные технологии в обучении ИЯ: технология обучения в сотрудничестве (Е.С.Полат, А.Ю. Уваров и др.); технология модульного обучения (П.Я.Юцевичене, М.А.Чошанов и др.); технология развития критического мышления через чтение и письмо (И.О.Загашев, С.И.Заир-Бек и др.); технология проектов (И.А.Зимняя, Е.С.Полат, Т.Е.Сахарова и др.); технология мастерских (И.Я.Мухина, А.А.Окунев и др. )

личностно-ориентированные технологии в обучении ИЯ:

  • технология обучения в сотрудничестве (Е.С.Полат, А.Ю. Уваров и др.);
  • технология модульного обучения (П.Я.Юцевичене, М.А.Чошанов и др.);
  • технология развития критического мышления через чтение и письмо (И.О.Загашев, С.И.Заир-Бек и др.);
  • технология проектов (И.А.Зимняя, Е.С.Полат, Т.Е.Сахарова и др.);
  • технология мастерских (И.Я.Мухина, А.А.Окунев и др. )
Концептуальная основа названных технологий Центральная фигура - личность ученика  как активного субъекта учебной  деятельности и взаимодействия  с другими участниками  учебного процесса.

Концептуальная основа названных технологий

Центральная фигура - личность ученика

как активного субъекта учебной

деятельности и взаимодействия

с другими участниками

учебного процесса.

Предметное содержание, подлежащее усвоению с помощью личностно-ориентированных технологий, приобретает для учеников личностный смысл, поэтому выступает как содержание и среда становления их индивидуального опыта. Принципиальной особенностью процессуальной части этих технологий является тот факт, что учитель и ученик понимаются как психологически равноправные и равноактивные участники учебного процесса, взаимодействие которых имеет характер сотрудничества, а учебный диалог учителя и учащихся или учащихся между собой становится основной организационной формой учебного процесса.
  • Предметное содержание, подлежащее усвоению с помощью личностно-ориентированных технологий, приобретает для учеников личностный смысл, поэтому выступает как содержание и среда становления их индивидуального опыта.
  • Принципиальной особенностью процессуальной части этих технологий является тот факт, что учитель и ученик понимаются как психологически равноправные и равноактивные участники учебного процесса, взаимодействие которых имеет характер сотрудничества, а учебный диалог учителя и учащихся или учащихся между собой становится основной организационной формой учебного процесса.