Просмотр содержимого документа
«Современные педагогические технологии»
Современные педагогические технологии-1
Психолого-педагогические основы
Новая парадигма образования
- Современная школа перешла на деятельностную, гуманистическую личностно-ориентированную парадигму образования и воспитания, которая как писала И.Л. Бим, затронула все компоненты школьного обучения иностранному языку: цели, содержание, структуру, принципы и технологии обучения.
Личностно-ориентированные технологии
- Такие технологии способны обеспечить формирование коммуникативной компетенции и развитие таких качеств личности школьника, как культура общения, умение работать в сотрудничестве, способности и готовности к самостоятельному изучению иностранного языка, к дальнейшему самообразованию в разных областях знания.
Понятие «педагогическая технология»
- Понятие «педагогическая технология появилось в начале 60-х годов 20 века. Технология ( от греческого techne – искусство, мастерство, умения и логия-наука)- это совокупность приемов и способов получения, обработки и переработки сырья, материалов. Педагогическая технология –это не просто исследование в области технических средств обучения, это исследования с целью выявить принципы и разработать приемы оптимизации образовательного процесса путем анализа факторов, повышающих образовательную эффективность.
Разночтение понятия «технология»
- Технология - это совокупность приемов, применяемых в каком-либо деле, мастерстве, искусстве (толковый словарь)
- Педагогическая технология –это содержательная техника реализации учебного процесса (В.П. Беспалько).
- Педагогическая технология – это совокупность психолого-педагогических установок, определяющих специальный набор и компоновку форм, методов, приемов обучения; она есть организационно-методический инструментарий педагогического процесса (Б.Т. Лихачев).
- это совокупность психолого-педагогических установок, определяющих специальный набор и компоновку форм, методов, приемов обучения;
- она есть органзационно-методический инструментарий педагогического процесса
(Б.Т. Лихачев).
Таким образом, педагогическая технология функционирует и в качестве науки, исследующей наиболее рациональные пути обучения, и в качестве системы способов, принципов и регулятивов, применяемых в обучении, и в качестве реального процесса обучения.
Педагогическая технология и методика
- Понятие педагогической технологии частнопредметного уровня почти полностью перекрывается понятием методик обучения; разница заключается в расстановке акцентов. В технологиях более представлена процессуальная, количественная и рассчетная компоненты; в методиках – целевая, содержательная, качественная и вариативно- ориентировочная стороны. Иногда методики входят в состав технологий, а иногда наоборот.
- Новые педагогические технологии представляют собой синтез достижений педагогической науки и практики, сочетание традиционных элементов прошлого опыта и того, что рождено общественным прогрессом , гуманизацией и демократизацией общества.
Источники и составные элементы педтехнологий
- социальные преобразования и новое педагогическое мышление;
- достижения науки: педагогической, психологической, общественных;
- передовой педагогический опыт;
- опыт прошлого: отечественный и зарубежный;
народная педагогика.
Роль учебника
- Процессуальная и содержательная части технологии адекватно отражают друг друга. Опосредующим компонентом между ними является учебник, соединяющий содержание и процесс его усвоения. Кардинальные изменения методов влекут глубокие преобразования целей, содержания и форм. Кроме этого технология работы опосредуется свойствами личности.
Классификация педтехнологий
- по уровню применения выделяют общепедагогические, частно-методические и модульные технологии;
- по философской основе: материалистические и идеалистические, диалектические и метафизические, научные и религиозные, гуманистические и антигуманные, антропософские и теософские, прагматические и экзистенциалистические;
- по ведущему фактору психического развития: биогенные, социогенные, психогенные и идеалистские;
Классификация педтехнологий
- по характеру содержания и структуры: обучающие и воспитывающие, светские и религиозные, общеобразовательные и профессионально-ориентированные, гуманитарные и технократические;
- по категории обучающихся: массовые, рассчитанные на усредненного ученика, технологии продвинутого уровня, технологии компенсирующего обучения, технологии работы с детьми с ОВЗ;
- по отношению к ребенку: авторитарные, личностно-ориентированные, технологии сотрудничества;
В.П.Беспалько предложены следующие технологии:
- по типу организации и управления познавательной деятельностью уч-ся:
- классическое лекционное обучение;
- обучение с помощью технических средств;
- система «консультант»;
- самостоятельная работа с помощью учебника;
- система «малых групп»;
- компьютерное обучение;
- программное обучении;
- система «репититор»;
Классификация педтехнологий
- по способу активизации деятельности учащихся: игровые технологии, проблемное обучение, коммуникативное обучение (Е.И.Пассов), обучение на основе опорных конспектов (В.Д.Шаталов);
- на основе эффективного управления процессом обучения (Н.П.Гузик, В.В.Фирсов), технологии дифференцированного обучения (А.С.Границкая, В.Д.Шадриков), групповые и коллективные способы обучения (В.К. Дьяченко), компьютерные технологии;
- на основе природосообразных технологий: обучение по педагогике Л.Н.Толстого, воспитание грамотности по Кушниру, технология Монтессори, Вальдорфскаяпедагогика Р Штайнера;
Классификация педтехнологий
Р. Штайнера;
- на основе комплексных технологий: «Школа самоопределения» А.Н.Тубельского,
- «Русская школа» И.Ф.Гончарова, «Школа для всех» Е.А.Ямбурга, «Школа-парк» М. Балабана.
Структура педтехнологии:
концептуальная часть (краткое описание основных идей и принципов, целевых установок, позиции ребенка в образовательном процессе);
- особенности содержания обучения (ориентация на личностные, метапредметные и предметные результаты, объем и характер содержания, дидактическая структура учебного плана, материала, программ);
- процессуальная характеристика (особенности методов и приемов, организационные формы, диагностика, планирование, коррекция, учет категории учащихся);
- программно-методическое обеспечение (учебные планы, программы, учебно-методические материалы, учебные пособия, наглядные и технические средства обучения, диагностический инструментарий).
Экспертиза педагогической технологии является многоаспектной
- Концептуальная часть рассматривается с позиции инновационности, альтернативности, гуманизма и демократизации.
- Содержание образования рассматривается с позиций современных теорий общего образования, принципов системностиразвивающего обучения и социального заказа.
- В процессуальной характеристике прежде всего определяется целесообразность и оптимальность отдельных элементов, комплексность всех методических средств, управляемость, адекватность содержанию образования и контингенту обучаемых
Критерии оценки педагогической технологии
- Программно-методическое обеспечение должно удовлетворять требованиям научности, технологичности, достаточной полноты и реальности осуществления.
- Главным критерием оценки педагогической технологии является ее эффективность и результативность
В основе современных педагогических технологий обучения иностранным языкам лежат психологические и дидактические концепции и подходы, впервые сформулированные в 50-60-е годы 20 века, а именно:
- сознательно-практический метод Б.В.Беляева и его позднейшие модификации;
- теория речевой деятельности А.А.Леонтьева;
- личностно-деятельностный подход И.А.Зимней;
коммуникативная методика Е.И. Пассова;
- суггестопедический подход Г.Лозанова и развивающие его концепции Г.А.Китайгородской, И.Ю.Шехтера,
С.И. Мельника.
Новые концепции, не нашедшие полного отражения в обучении ИЯ
- концепция развивающего обучения В.В.Давыдова (сегодня она сочетается с педагогикой сотрудничества Ш.А.Амоношвили);
- концепция межкультурного общения(В.В.Сафонова, появление Европейских школ);
- концепция приоритета «стратегий учащихся» перед «стратегиями учителя»;
- концепция управления учебной деятельностью учащихся через организацию общения;
- концепция учета психологических типов учащихся М.К.Кабардова при подготовке учебных материалов.
личностно-ориентированные технологии в обучении ИЯ:
- технология обучения в сотрудничестве (Е.С.Полат, А.Ю. Уваров и др.);
- технология модульного обучения (П.Я.Юцевичене, М.А.Чошанов и др.);
- технология развития критического мышления через чтение и письмо (И.О.Загашев, С.И.Заир-Бек и др.);
- технология проектов (И.А.Зимняя, Е.С.Полат, Т.Е.Сахарова и др.);
- технология мастерских (И.Я.Мухина, А.А.Окунев и др. )
Концептуальная основа названных технологий
Центральная фигура - личность ученика
как активного субъекта учебной
деятельности и взаимодействия
с другими участниками
учебного процесса.
- Предметное содержание, подлежащее усвоению с помощью личностно-ориентированных технологий, приобретает для учеников личностный смысл, поэтому выступает как содержание и среда становления их индивидуального опыта.
- Принципиальной особенностью процессуальной части этих технологий является тот факт, что учитель и ученик понимаются как психологически равноправные и равноактивные участники учебного процесса, взаимодействие которых имеет характер сотрудничества, а учебный диалог учителя и учащихся или учащихся между собой становится основной организационной формой учебного процесса.