СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Современные педагогические технологии как средство реализации ФГОС ООО

Категория: Технология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Современные педагогические технологии как средство реализации ФГОС ООО»

Если человек в школе не научится творить, то и в жизни  он будет только подражать и копировать.  Л.Н. Толстой.

Если человек в школе не научится творить, то и в жизни он будет только подражать и копировать. Л.Н. Толстой.

Нельзя относиться к  образованию только как к  накоплению знаний. В  современных условиях - это  прежде всего развитие  аналитических способностей и  критического мышления у  учеников. Это умение учиться.  Умение самому воспринимать  знания, успевать за переменами»  В.В. Путин
  • Нельзя относиться к образованию только как к накоплению знаний. В современных условиях - это прежде всего развитие аналитических способностей и критического мышления у учеников. Это умение учиться. Умение самому воспринимать знания, успевать за переменами» В.В. Путин
Главная задача российского образования: Создание необходимых и полноценных условий для  личностного и познавательного развития каждого  обучающегося, формирование активной позиции,  субъективности обучающихся в учебном процессе.
  • Главная задача российского образования:
  • Создание необходимых и полноценных условий для личностного и познавательного развития каждого обучающегося, формирование активной позиции, субъективности обучающихся в учебном процессе.
ТЕХНОЛОГИЯ (от греч. téchne — искусство, мастерство,  умение и греч. logos — изучение) — комплекс  организационных мер, операций и приемов, направленных  на изготовление, обслуживание, ремонт и/или эксплуатацию  изделия с номинальным качеством и оптимальными  затратами.
  • ТЕХНОЛОГИЯ (от греч. téchne — искусство, мастерство, умение и греч. logos — изучение) — комплекс организационных мер, операций и приемов, направленных на изготовление, обслуживание, ремонт и/или эксплуатацию изделия с номинальным качеством и оптимальными затратами.
ТЕХНОЛОГИЯ ОБУЧЕНИЯ – системный метод  планирования, применения и оценивания всего процесса  обучения и усвоения знаний путем учета человеческих и  технических ресурсов и взаимодействия между ними для  достижения более эффективной формы образования.
  • ТЕХНОЛОГИЯ ОБУЧЕНИЯ – системный метод планирования, применения и оценивания всего процесса обучения и усвоения знаний путем учета человеческих и технических ресурсов и взаимодействия между ними для достижения более эффективной формы образования.
 развивающее обучение;   «кейс»- технология;   коллективная система обучения (КСО);  технология активного обучения;   эвристическое обучение;   дискуссионные технологии;   педагогическая студия;   педагогические мастерские;   деловая игра;   исследовательские методы в обучении;   технология «дебаты»;   технология тренингового обучения;   технология развития критического мышления;   обучение в сотрудничестве (командная, групповая работа);   информационно-коммуникационные технологии;  система инновационной оценки «портфолио».
  • развивающее обучение;
  • «кейс»- технология;
  • коллективная система обучения (КСО);
  • технология активного обучения;
  • эвристическое обучение;
  • дискуссионные технологии;
  • педагогическая студия;
  • педагогические мастерские;
  • деловая игра;
  • исследовательские методы в обучении;
  • технология «дебаты»;
  • технология тренингового обучения;
  • технология развития критического мышления;
  • обучение в сотрудничестве (командная, групповая работа);
  • информационно-коммуникационные технологии;
  • система инновационной оценки «портфолио».
IV. Требования к условиям реализации основной образовательной программы основного общего образования 21.Условия реализации ООП ООО должны обеспечивать для участников образовательного процесса возможность использования современных образовательных технологий деятельностного типа.
  • IV. Требования к условиям реализации основной образовательной программы основного общего образования

21.Условия реализации ООП ООО должны обеспечивать для участников образовательного процесса возможность использования современных образовательных технологий деятельностного типа.

«...Осознающий и принимающий ценности человеческой жизни, семьи, гражданского общества, многонационального российского народа, человечества. ... Активно и заинтересованно познающий мир, осознающий ценность труда, науки и творчества. Соизмеряющий свои поступки с нравственными ценностями ...».
  • «...Осознающий и принимающий ценности человеческой жизни, семьи, гражданского общества, многонационального российского народа, человечества. ...
  • Активно и заинтересованно познающий мир, осознающий ценность труда, науки и творчества.
  • Соизмеряющий свои поступки с нравственными ценностями ...».
ценностно - ориентированные, направленные на нравственное воспитание человека.

ценностно - ориентированные,

направленные на нравственное воспитание человека.

развитие личности учащегося на основе освоения универсальных способов деятельности.  Основная педагогическая задача : организация условий, инициирующих детское действие.

развитие личности учащегося на основе освоения универсальных способов деятельности.

Основная педагогическая задача :

организация условий, инициирующих детское действие.

 самостоятельная деятельность ученика по усвоению знаний, умений и навыков, в которой он изменяется и эти изменения осознает.

самостоятельная деятельность ученика по усвоению знаний, умений и навыков, в которой он изменяется и эти изменения осознает.

Метод проектов Проблемно-диалогическое обучение Развитие критического мышления Педмастерские Коллективное обучение
  • Метод проектов
  • Проблемно-диалогическое обучение
  • Развитие критического мышления
  • Педмастерские
  • Коллективное обучение
  это система учебно–познавательных приёмов, которые позволяют решить ту или иную проблему в результате самостоя-тельных и коллективных действий учащихся и обязательных презентаций (представления)результатов их работы .

  это система учебно–познавательных приёмов, которые позволяют решить ту или иную проблему в результате самостоя-тельных и коллективных действий учащихся и обязательных презентаций (представления)результатов их работы .

 совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся-партнеров, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленная на достижение общего результата по решению какой-либо проблемы, значимой для участников проекта.

совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся-партнеров, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленная на достижение общего результата по решению какой-либо проблемы, значимой для участников проекта.

 Учащиеся определяют для себя “цепочки” вопросов и ответов, которые надо доказать в исследованиях, а также подходящую форму представления результатов : презентация, буклет, веб-сайт, альбом, выпуск газеты и др. Необходимо использовать управляемую дискуссию, метод наводящих вопросов, обсуждение плана работы.

Учащиеся определяют для себя “цепочки” вопросов и ответов, которые надо доказать в исследованиях, а также подходящую форму представления результатов : презентация, буклет, веб-сайт, альбом, выпуск газеты и др. Необходимо использовать управляемую дискуссию, метод наводящих вопросов, обсуждение плана работы.

 тип обучения, обеспечивающий творческое усвоение знаний учениками посредством специально организованного учителем диалога.

тип обучения, обеспечивающий творческое усвоение знаний учениками посредством специально организованного учителем диалога.

Постановка учебной проблемы. 2. Поиск решения.  Используются два вида диалога: побуждающий; подводящий.
  • Постановка учебной проблемы.

2. Поиск решения.

Используются два вида диалога:

  • побуждающий;
  • подводящий.
создание проблемной ситуации; побуждение к осознанию противоречия проблемной ситуации; побуждение к формулированию учебной проблемы; принятие предлагаемых учениками формулировок учебной проблемы.
  • создание проблемной ситуации;
  • побуждение к осознанию противоречия проблемной ситуации;
  • побуждение к формулированию учебной проблемы;
  • принятие предлагаемых учениками формулировок учебной проблемы.
 система посильных ученику вопросов и заданий, которые пошагово приводят к формулированию темы.

система посильных ученику вопросов и заданий, которые пошагово приводят к формулированию темы.

1. Одновременно предъявить ученикам противоречивые факты, теории, мнения. 2. Столкнуть мнения учеников при помощи вопроса или практического задания на новый материал. 3. 1. Выявить житейское представление учащихся при помощи вопроса или практического задания «на ошибку». 3. 2. Предъявить научный факт как сообщение, расчет,  эксперимент, наглядность. 4. Дать практическое задание, не сходное с предыдущим.
  • 1. Одновременно предъявить ученикам противоречивые факты, теории, мнения.
  • 2. Столкнуть мнения учеников при помощи вопроса или практического задания на новый материал.
  • 3. 1. Выявить житейское представление учащихся при помощи вопроса или практического задания «на ошибку».
  • 3. 2. Предъявить научный факт как сообщение, расчет,

эксперимент, наглядность.

  • 4. Дать практическое задание, не сходное с предыдущим.
 Критическое мышление - совокупность качеств и умений, обусловливающих высокий уровень исследовательской культуры , а также “мышление оценочное, рефлексивное”, для которого знание является не конечной, а отправной точкой, аргументированное и логичное мышление, которое базируется на личном опыте и проверенных фактах.

Критическое мышление - совокупность качеств и умений, обусловливающих высокий уровень исследовательской культуры , а также “мышление оценочное, рефлексивное”, для которого знание является не конечной, а отправной точкой, аргументированное и логичное мышление, которое базируется на личном опыте и проверенных фактах.

находить требующуюся информацию в различных источниках; критически осмысливать информацию, интерпретировать ее, понимать суть, адресную направленность, цель информирования; систематизировать информацию по заданным признакам; переводить визуальную информацию в вербальную знаковую систему и обратно; видоизменять объем, форму, знаковую систему информации; находить ошибки в информации, воспринимать альтернативные точки зрения и высказывать обоснованные аргументы; устанавливать ассоциативные и практически целесообразные связи между информационными сообщениями; уметь длительное время (четверть, учебное полугодие, учебный год или другой отрезок  времени) собирать и систематизировать тематическую информацию; уметь вычленять главное в информационном сообщении, отчленять его от «белого шума» и т.д.
  • находить требующуюся информацию в различных источниках;
  • критически осмысливать информацию, интерпретировать ее, понимать суть, адресную направленность, цель информирования;
  • систематизировать информацию по заданным признакам;
  • переводить визуальную информацию в вербальную знаковую систему и обратно;
  • видоизменять объем, форму, знаковую систему информации;
  • находить ошибки в информации, воспринимать альтернативные точки зрения и высказывать обоснованные аргументы;
  • устанавливать ассоциативные и практически целесообразные связи между информационными сообщениями;
  • уметь длительное время (четверть, учебное полугодие, учебный год или другой отрезок  времени) собирать и систематизировать тематическую информацию;
  • уметь вычленять главное в информационном сообщении, отчленять его от «белого шума» и т.д.
I фаза. Вызов  (пробуждение имеющихся знаний, интереса к получению новой информации).  II фаза.  Осмысление содержания  (получение новой информации). III фаза. Рефлексия  (осмысление, рождение нового знания)

I фаза. Вызов  (пробуждение имеющихся знаний, интереса к получению новой информации).

II фаза. Осмысление содержания (получение новой информации).

III фаза. Рефлексия (осмысление, рождение нового знания)

Важнейшие принципы:  «Я ищу – значит, я обучаюсь, я ищу – значит, я обучаю»;  «Я исследую, ты исследуешь, мы исследуем».

Важнейшие принципы:

  • «Я ищу – значит, я обучаюсь, я ищу – значит, я обучаю»;
  • «Я исследую, ты исследуешь, мы исследуем».
Первый этап  . Индукция (наведение), предполагает создание мотивационной базы для активной творческой и исследовательской работы ученика. Для решения вышеобозначенной задачи используется набор индукторов – индикаторов, которые «натолкнут» ребенка на осознание проблемы, помогут ему увидеть вопрос, заставят задуматься, заинтересоваться поисками вариантов ее решения.

Первый этап  . Индукция (наведение), предполагает создание мотивационной базы для активной творческой и исследовательской работы ученика. Для решения вышеобозначенной задачи используется набор индукторов – индикаторов, которые «натолкнут» ребенка на осознание проблемы, помогут ему увидеть вопрос, заставят задуматься, заинтересоваться поисками вариантов ее решения.

Второй этап . Самоконструкция - переход от чувств, эмоций к реальным действиям, оформление ощущений в виде гипотезы, текста, рисунка, проекта.  Третий этап.   Социоконструкция .  Четвертый  этап. Социализация – процесс рассмотрения гипотез, проектов, идей продолжается в малых группах, сформированных по желанию участников мастерской.

Второй этап . Самоконструкция - переход от чувств, эмоций к реальным действиям, оформление ощущений в виде гипотезы, текста, рисунка, проекта. 

  • Третий этап.   Социоконструкция
  • Четвертый этап. Социализация – процесс рассмотрения гипотез, проектов, идей продолжается в малых группах, сформированных по желанию участников мастерской.
 Пятый этап.   Афиширование  работ учеников , «презентация» различных точек зрения на проблему в форме текстов, стихотворений, рисунков, схем, проектов… Основная задача этапа – обеспечить, в некотором смысле, «официальное» признание полученных результатов, взаимообогащение, формирование творческого коллективного опыта.
  • Пятый этап.   Афиширование  работ учеников , «презентация» различных точек зрения на проблему в форме текстов, стихотворений, рисунков, схем, проектов… Основная задача этапа – обеспечить, в некотором смысле, «официальное» признание полученных результатов, взаимообогащение, формирование творческого коллективного опыта.
Шестой этап . Разрыв предполагает возникновение у ученика в некоторой степени внутреннего противоречия, своеобразного эмоционального конфликта между имевшимися у него и новыми знаниями. Седьмой этап . Рефлексия.
  • Шестой этап . Разрыв предполагает возникновение у ученика в некоторой степени внутреннего противоречия, своеобразного эмоционального конфликта между имевшимися у него и новыми знаниями.
  • Седьмой этап . Рефлексия.
 процесс, где люди зависят друг от друга и поддерживают друг друга, чтобы достичь поставленной цели.

процесс, где люди зависят друг от друга и поддерживают друг друга, чтобы достичь поставленной цели.

 Не принуждать, не высказывать, если кто-то не хочет работать в паре. Лучше после выяснить причину отказа от работы. 10-15 минут совместной работы – это максимальное время. Если время работы больше, то участники утомляются и эффективность снижается. Не требовать абсолютной тишины, но следует бороться с выкрикиванием. Не наказывать лишением работы в паре. Коллективная форма обучения означает такую организацию обучения, при которой все участники работают друг с другом в парах и состав пар периодически меняется.
  • Не принуждать, не высказывать, если кто-то не хочет работать в паре. Лучше после выяснить причину отказа от работы.
  • 10-15 минут совместной работы – это максимальное время. Если время работы больше, то участники утомляются и эффективность снижается.
  • Не требовать абсолютной тишины, но следует бороться с выкрикиванием.
  • Не наказывать лишением работы в паре.
  • Коллективная форма обучения означает такую организацию обучения, при которой все участники работают друг с другом в парах и состав пар периодически меняется.
-  статическая пара,  которая объединяет по желанию двух учеников, меняющихся ролями (учитель- ученик), так могут заниматься два слабых ученика, два сильных, слабый-сильный при условии взаимного расположения; - динамическая пара -  четверо учеников готовят одно задание( имеющее четыре части). После подготовки своей части задания и самоконтроля, школьник обсуждает задание трижды (с каждым партнёром); - вариационная пара,  в которой каждый член группы получает своё задание, выполняет его, анализирует вместе с учителем, проводит взаимообучение по схеме с остальными тремя товарищами, в результате каждый усваивает четыре порции учебного содержания.
  • статическая пара,  которая объединяет по желанию двух учеников, меняющихся ролями (учитель- ученик), так могут заниматься два слабых ученика, два сильных, слабый-сильный при условии взаимного расположения;
  • - динамическая пара -  четверо учеников готовят одно задание( имеющее четыре части). После подготовки своей части задания и самоконтроля, школьник обсуждает задание трижды (с каждым партнёром);
  • - вариационная пара,  в которой каждый член группы получает своё задание, выполняет его, анализирует вместе с учителем, проводит взаимообучение по схеме с остальными тремя товарищами, в результате каждый усваивает четыре порции учебного содержания.
Плохой учитель преподносит истину, хороший – учит её находить.  А. Дистервег

Плохой учитель преподносит истину, хороший – учит её находить.

А. Дистервег