Просмотр содержимого документа
«"Современные педагогические технологии на рефлексивном этапе урока"»
Современные
педагогические технологии на рефлексивном этапе урока
- «Учитель всегда невольно стремится к тому, чтобы выбрать самый для себя удобный способ преподавания.
- Чем способ преподавания удобнее для учителя, тем он не удобнее для учеников.
- Только тот образ преподавания
верен, которым довольны
ученики»
По страничкам истории
Понятие рефлексии в науку ввел Рене Декарт – французский ученый, рассматривающий сознание, прежде всего как мышление.
По страничкам истории
В ХѴ ǀǀ веке английский философ Джон Локк впервые употребил понятие «рефлексия» в современном смысле, трактуя ее как сознание сознания.
По страничкам истории
- Рефлексия – это специфическое свойство человеческого мышления, которое выступает механизмом переосмысления содержания сознания и различных видов деятельности человека.
- Согласно новой модели (разработанной И.Н. Семеновым), мышление осуществляется при взаимодействии четырех его уровней : операционального, предметного, рефлексивного, личностного.
Виды рефлексии :
ЛОГИЧЕСКАЯ – рефлексия в области мышления, предметом которой является содержание деятельности индивида.
ЛИЧНОСТНАЯ – рефлексия в области аффективно- потребностной сферы, связана с процессами развития самосознания.
МЕЖЛИЧНОСТНАЯ - рефлексия по отношению к другому человеку, направлена на исследование межличностной коммуникации.
Формы рефлексии :
Ситуативная рефлексия обеспечивает непосредственную включенность субъекта в ситуацию, осмысление ее элементов, анализ происходящего в данный момент, т.е. осуществляется рефлексия «здесь и теперь».
Ретроспективная рефлексия служит для анализа и оценки уже выполненной деятельности, событий, имевших место в прошлом.
Перспективная рефлексия – размышление о предстоящей деятельности ( представление о ходе деятельности, планирование, выбор наиболее эффективных способов, конструируемых на будущее).
Функции рефлексии в учебно - воспитательном процессе
Диагностическая
Коммуникативная
Проектировочная
Смыслотворческая
Организаторская
Мотивационная
Коррекционная
Рефлексивный этап урока
Рефлексия – использование учителем приёмов, побуждающих учащихся к рефлексии собственной деятельности на уроке (рефлексия по вопросам педагога, рисуночные методы рефлексии).
Педагогические технологии на рефлексивном этапе урока
ВСЕ У МЕНЯ В РУКАХ ! ( пять пальцев)
- Способ организации рефлексии в конце занятия. На доске крепится плакат с изображением ладони.
- Ученики рисуют на листах бумаги свою руку и вписывают внутри контура свои ответы на эти вопросы. Затем листы вывешиваются, и всем участникам предоставляется время для знакомства с ответами друг друга. В круге обсуждаются результаты работы.
Большой палец –
«Над этой темой я хотел(а)
бы ещё поработать»
Безымянный – «Психологическая атмосфера»,
Указательный –
«Здесь мне были даны конкретные указания»,
Мизинец –
«Мне здесь не хватало…».
Средний –
«Мне здесь совсем не понравилось»,
СТРЕКОЗА И МУРАВЕЙ
- – способ определения вклада каждого участника урока в достижение общей цели.
- На доске написаны слова «Стрекоза» и «Муравей» (или рисунки).
- Каждый ученик подходит и записывает своё имя под соответствующим словом, оценивая свой вклад в общегрупповую работу.
- ученик не желает ученик активно работает
- работать … на уроке, задает вопросы…
- вначале урока вначале урока
- не работал, работал, затем
- затем начал.. перестал работать …
М
С
М - С
С - М
ФУТБОЛЬНОЕ ПОЛЕ
- способ организации рефлексии в конце занятия.
- Учащимся предлагается на рисунке с изображением футболистов во время игры и болельщиков- наблюдателей определить знаком «плюс» степень своего самочувствия и активности в процессе занятия (знак проставляется на соответствующей фигуре).
- – способ организации рефлексии в конце занятия.
- Каждый участник на карточках пишет:
- Х – что было хорошего;
- И – что было интересно;
- М – что мешало работе;
- С – что взял бы с собой.
- Затем листочки вывешиваются на доску, либо участники приклеивают свои карточки к 4 большим плакатам, лежащим на полу.
ЧЕМОДАН, КОРЗИНА, МЯСОРУБКА
– способ организации рефлексии в конце занятия.
Предлагается три больших листа, на одном из которых нарисован огромный чемодан, на втором – корзина и на третьем – мясорубка (нарисовано или написано на доске), каждый ученик получает по 3 маленьких листочка бумаги. На одном листочке, который приклеивается затем к плакату с изображением чемодана, необходимо написать то, что ученик возьмёт с собой из этого урока использовать в своей деятельности; на другом – то, что оказалось ненужным либо было хорошо знакомым и что можно отправить в «корзину»; на третьем – то, что оказалось интересным, но пока не готовым к употреблению в своей работе, нужно
Доработать.
ЯБЛОНЬКА
- – способ организации рефлексии в конце занятия.
- Ученики пишут на символических яблоках (вырезаны из цветной бумаги):
- на красных – то, что унесут с собой (сложить их в символическую корзину);
- на зелёных – то, что они не поняли (повесить яблоко на символическое дерево);
- на оранжевых – то, что не понравилось (положить его под дерево). Подводятся итоги занятия и собираются «яблоки» выполненных ожиданий.
Т Е Л Е Г Р А М М А
- – способ организации рефлексии в конце занятия.
- После завершения занятия каждому ученику предлагается заполнить бланк телеграммы, получив при этом следующую инструкцию:
- «Что вы думаете о прошедшем занятии?
- Что было для вас важным?
- Чему вы научились?
- Что вам понравилось?
- Что осталось неясным?
- В каком направлении нам стоит продвигаться дальше?
- Напишите мне, пожалуйста, об этом короткое послание – телеграмму из 11 слов.
- Я хочу узнать ваше мнение для того, чтобы учитывать его в дальнейшей работе».
- На следующем занятии педагогу необходимо поделиться своими соображениями о полученных результатах и рассказать о том, как они будут учитываться в дальнейшем в совместной работе.