СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Современные педагогические технологии обучения литературному чтению

Нажмите, чтобы узнать подробности

Технологии на уроках литературного чтения

Просмотр содержимого документа
«Современные педагогические технологии обучения литературному чтению»

Современные педагогические технологии обучения литературному чтению Чтение - это окошко, через которое дети видят и познают мир и самих себя. Оно открывается перед ребёнком лишь тогда, когда, наряду с чтением, одновременно с ним и даже раньше, чем впервые раскрыта книга, начинается кропотливая работа над словами. В. А. Сухомлинский  

Современные педагогические технологии обучения литературному чтению

Чтение - это окошко, через которое дети видят

и познают мир и самих себя.

Оно открывается перед ребёнком лишь тогда,

когда, наряду с чтением,

одновременно с ним и даже раньше,

чем впервые раскрыта книга,

начинается кропотливая работа над словами.

В. А. Сухомлинский

 

Что такое технология? Что такое педагогические технологии?  Какие приемы технологий вы знаете?
  • Что такое технология?
  • Что такое педагогические технологии?
  • Какие приемы технологий вы знаете?
 Технология - это совокупность форм, методов, приемов и средств, применяемых в какой-либо деятельности.

Технология - это совокупность форм, методов, приемов и средств, применяемых в какой-либо деятельности.

 Педагогическая технология ̶ это содержательная техника реализации учебного процесса.  В.П.Беспалько

Педагогическая технология ̶ это содержательная техника реализации учебного процесса.

В.П.Беспалько

Современные технологии: технология дистанционного обучения; система инновационной оценки «портфель достижений»; здоровьесберегающие технологии; информационно-коммуникационные технологии обучение в сотрудничестве (командная, групповая работа); технология использования в обучении игровых методов: ролевых, деловых и других видов обучающих игр технология решения изобретательских задач (ТРИЗ); технология развития «критического мышления»;

Современные технологии:

  • технология дистанционного обучения;
  • система инновационной оценки «портфель достижений»;
  • здоровьесберегающие технологии;
  • информационно-коммуникационные технологии
  • обучение в сотрудничестве (командная, групповая работа);
  • технология использования в обучении игровых методов: ролевых, деловых и других видов обучающих игр
  • технология решения изобретательских задач (ТРИЗ);
  • технология развития «критического мышления»;
Технология развития критического мышления  Цель данной образовательной технологии – развитие мыслительных навыков учащихся, необходимых не только в учёбе, но и в обычной жизни ( умение принимать взвешенные решения, работать с информацией, анализировать различные стороны явлений и др .).

Технология развития критического мышления

Цель данной образовательной технологии – развитие мыслительных навыков учащихся, необходимых не только в учёбе, но и в обычной жизни ( умение принимать взвешенные решения, работать с информацией, анализировать различные стороны явлений и др .).

 Технология критического мышления – совокупность разнообразных методов и приемов, направленных на то, чтобы заинтересовать ученика, пробудить в нём исследовательскую, творческую активность, развивать индивидуальность.

Технология критического мышления – совокупность разнообразных методов и приемов, направленных на то, чтобы заинтересовать ученика, пробудить в нём исследовательскую, творческую активность, развивать индивидуальность.

 Критическое мышление – это способность анализировать информацию с позиции логики и личностно-психологического подхода с тем, чтобы применять полученные результаты, как к стандартным, так и к нестандартным ситуациям, вопросам, проблемам. Это способность ставить новые вопросы, вырабатывать разнообразные аргументы, принимать независимые, продуманные решения.

Критическое мышление – это способность анализировать информацию с позиции логики и личностно-психологического подхода с тем, чтобы применять полученные результаты, как к стандартным, так и к нестандартным ситуациям, вопросам, проблемам. Это способность ставить новые вопросы, вырабатывать разнообразные аргументы, принимать независимые, продуманные решения.

 Критическое мышление – это мышление, которое отличается взвешенностью, логичностью и целенаправленностью, его характеризует использование таких навыков и стратегий, которые увеличивают вероятность получения желательного результата.  Дайана Халперн

Критическое мышление – это мышление, которое отличается взвешенностью, логичностью и целенаправленностью, его характеризует использование таких навыков и стратегий, которые увеличивают вероятность получения желательного результата.

Дайана Халперн

Технология критического мышления развивает умения: Работать в группах в разных ролях, сотрудничать; Проявлять личную инициативу; Отстаивать свою точку зрения; Устанавливать межпредметные и внутрипредметные связи на основе обобщенных знаний, умений, навыков, способов мышления;  Творчески осмысливать полученную информацию.

Технология критического мышления развивает умения:

  • Работать в группах в разных ролях, сотрудничать;
  • Проявлять личную инициативу;
  • Отстаивать свою точку зрения;
  • Устанавливать межпредметные и внутрипредметные связи на основе обобщенных знаний, умений, навыков, способов мышления;
  • Творчески осмысливать полученную информацию.
 Признаки критического мышления:   - Формируется позитивный опыт из всего, что происходит с человеком. - Формирование самостоятельного, ответственного мышления. - Аргументированное мышление (убедительные доводы позволяют принимать продуманные решения). - Многогранное мышление (проявляется в умении рассматривать явление с разных сторон). - Индивидуальное мышление (формирует личностную культуру работы с информацией). - Социальное мышление (работа осуществляется в парах, группах; основной приём взаимодействия - дискуссия).

Признаки критического мышления:

  • - Формируется позитивный опыт из всего, что происходит с человеком.
  • - Формирование самостоятельного, ответственного мышления.
  • - Аргументированное мышление (убедительные доводы позволяют принимать продуманные решения).
  • - Многогранное мышление (проявляется в умении рассматривать явление с разных сторон).
  • - Индивидуальное мышление (формирует личностную культуру работы с информацией).
  • - Социальное мышление (работа осуществляется в парах, группах; основной приём взаимодействия - дискуссия).
Основная идея технологии - создать такую атмосферу чтения, при которой учащиеся совместно с учителем активно работают, сознательно размышляют над процессом обучения, изменяются и познают самих себя. Отслеживают, подтверждают, опровергают или расширяют знания, новые идеи, чувства или мнения об окружающих.

Основная идея технологии

- создать такую атмосферу чтения, при которой учащиеся совместно с учителем активно работают, сознательно размышляют над процессом обучения, изменяются и познают самих себя. Отслеживают, подтверждают, опровергают или расширяют знания, новые идеи, чувства или мнения об окружающих.

Структура технологии критического мышления: Вызов  Осмысление  Рефлексия

Структура технологии критического мышления:

Вызов

Осмысление

Рефлексия

Первая стадия (фаза) - вызов .  Задача этой фазы  и деятельность учителя не только активизировать, заинтересовать учащегося, мотивировать его на дальнейшую работу, но и «вызвать» уже имеющиеся знания, либо создать ассоциации по изучаемому вопросу, что само по себе станет серьёзным, активизирующим и мотивирующим фактором для дальнейшей работы.

Первая стадия (фаза) - вызов .

Задача этой фазы и деятельность учителя не только активизировать, заинтересовать учащегося, мотивировать его на дальнейшую работу, но и «вызвать» уже имеющиеся знания, либо создать ассоциации по изучаемому вопросу, что само по себе станет серьёзным, активизирующим и мотивирующим фактором для дальнейшей работы.

 Деятельность учащихся на данной стадии: ученик «вспоминает», что ему известно по изучаемому вопросу (делает предположения), систематизирует информацию до её изучения, задаёт вопросы, на которые хотел бы получить ответ.

Деятельность учащихся на данной стадии: ученик «вспоминает», что ему известно по изучаемому вопросу (делает предположения), систематизирует информацию до её изучения, задаёт вопросы, на которые хотел бы получить ответ.

 Возможные приёмы и методы:  - составление списка «известной информации», рассказ-предположение по ключевым словам;  - систематизация материала (графическая): кластеры, таблицы;  - верные и неверные утверждения;  - перепутанные логические цепочки и т.д.

Возможные приёмы и методы:

- составление списка «известной информации», рассказ-предположение по ключевым словам;

- систематизация материала (графическая): кластеры, таблицы;

- верные и неверные утверждения;

- перепутанные логические цепочки и т.д.

 Вывод:  информация, полученная на первой стадии, выслушивается, записывается, обсуждается, работа ведётся индивидуально – в парах – группах.

Вывод:

информация, полученная на первой стадии, выслушивается, записывается, обсуждается, работа ведётся индивидуально – в парах – группах.

Вторая стадия (фаза) – осмысление (реализация смысла ).  На этой стадии идёт непосредственная работа с информацией. Приёмы и методы технологии критического мышления позволяют сохранить активность ученика, сделать чтение или слушание осмысленным.

Вторая стадия (фаза) – осмысление (реализация смысла ).

На этой стадии идёт непосредственная работа с информацией. Приёмы и методы технологии критического мышления позволяют сохранить активность ученика, сделать чтение или слушание осмысленным.

 Деятельность учителя на этой стадии : сохранение интереса к теме при непосредственной работе с новой информацией, постепенное продвижение от знания «старого» к «новому». Деятельность учащихся: ученик читает (слушает) текст, используя предложенные учителем активные методы чтения, делает пометки на полях или ведёт записи по мере осмысления новой информации.
  • Деятельность учителя на этой стадии : сохранение интереса к теме при непосредственной работе с новой информацией, постепенное продвижение от знания «старого» к «новому».
  • Деятельность учащихся: ученик читает (слушает) текст, используя предложенные учителем активные методы чтения, делает пометки на полях или ведёт записи по мере осмысления новой информации.
Возможные приёмы и методы: методы активного чтения : - маркировка с использованием значков «v», «+», «-», «?» (по мере чтения ставятся на полях справа); - ведение различных записей типа двойных дневников, бортовых журналов; - поиск ответов на поставленные в первой части урока вопросы и т.д.

Возможные приёмы и методы:

методы активного чтения :

- маркировка с использованием значков «v», «+», «-», «?» (по мере чтения ставятся на полях справа);

- ведение различных записей типа двойных дневников, бортовых журналов;

- поиск ответов на поставленные в первой части урока вопросы и т.д.

 Вывод: происходит непосредственный контакт с новой информацией (текст, фильм, лекция, материал параграфа), работа ведётся индивидуально или в парах.

Вывод: происходит непосредственный контакт с новой информацией (текст, фильм, лекция, материал параграфа), работа ведётся индивидуально или в парах.

Третья стадия (фаза) – рефлексия (размышление).   На этой стадии информация анализируется, интерпретируется, творчески перерабатывается.

Третья стадия (фаза) – рефлексия (размышление).

На этой стадии информация анализируется, интерпретируется, творчески перерабатывается.

 Деятельность учителя: вернуть учащихся к первоначальным записям – предложениям, внести изменения, дополнения, дать творческие, исследовательские или практические задания на основе изученной информации.  Деятельность учащихся: учащиеся соотносят «новую» информацию со «старой», используя знания, полученные на стадии осмысления.

Деятельность учителя: вернуть учащихся к первоначальным записям – предложениям, внести изменения, дополнения, дать творческие, исследовательские или практические задания на основе изученной информации.

Деятельность учащихся: учащиеся соотносят «новую» информацию со «старой», используя знания, полученные на стадии осмысления.

     Возможные приёмы и методы:   - заполнение кластеров, таблиц, установление причинно-следственных связей между блоками информации; - возврат к ключевым словам, верным и неверным утверждениям; - ответы на поставленные вопросы; - организация устных и письменных круглых столов; - организация различных видов дискуссий; - написание творческих работ (пятистишия-синквейны, эссе).

Возможные приёмы и методы:

- заполнение кластеров, таблиц, установление причинно-следственных связей между блоками информации;

- возврат к ключевым словам, верным и неверным утверждениям;

- ответы на поставленные вопросы;

- организация устных и письменных круглых столов;

- организация различных видов дискуссий;

- написание творческих работ (пятистишия-синквейны, эссе).

 Вывод: творческая переработка, анализ, интерпретация и т.д. изученной информации;  работа ведётся индивидуально – в парах – группах.

Вывод: творческая переработка, анализ, интерпретация и т.д. изученной информации;

работа ведётся индивидуально – в парах – группах.

Приемы технологии критического мышления:  Грозди – графический приём в систематизации материала. Правила очень простые. Рисуем модель солнечной системы: звезду, планеты и их спутники. В центре – звезда: это наша тема; вокруг неё – планеты, то есть крупные смысловые единицы, соединяем их прямой линией со звездой, у планеты – свои спутники, у спутников – свои. Кластеры помогают учащимся, если во время письменной работы запас мыслей исчерпывается. Система кластеров охватывает большее количество информации, чем вы бы могли получить при обычной письменной работе.

Приемы технологии критического мышления:

Грозди – графический приём в систематизации материала. Правила очень простые. Рисуем модель солнечной системы: звезду, планеты и их спутники. В центре – звезда: это наша тема; вокруг неё – планеты, то есть крупные смысловые единицы, соединяем их прямой линией со звездой, у планеты – свои спутники, у спутников – свои. Кластеры помогают учащимся, если во время письменной работы запас мыслей исчерпывается. Система кластеров охватывает большее количество информации, чем вы бы могли получить при обычной письменной работе.

Прием ГРОЗДЬ  Этот приём может быть применён на стадии вызова, когда мы систематизируем информацию до знакомства с основным источником (текстом) в виде вопросов или заголовков смысловых блоков. Мы располагаем эти заголовки смысловых блоков вокруг основной темы.

Прием ГРОЗДЬ

Этот приём может быть применён на стадии вызова, когда мы систематизируем информацию до знакомства с основным источником (текстом) в виде вопросов или заголовков смысловых блоков. Мы располагаем эти заголовки смысловых блоков вокруг основной темы.

  Приём  « верные или неверные утверждения »  Например, началом урока могут быть предложены высказывания.  Затем попросим учащихся установить, верны ли данные утверждения, обосновывая свой ответ. После знакомства с основной информацией (текст параграфа, лекция по данной теме) мы возвращаемся к данным утверждениям и просим учащихся оценить их достоверность, используя полученную на уроке информацию.

Приём « верные или неверные утверждения »

Например, началом урока могут быть предложены высказывания.

Затем попросим учащихся установить, верны ли данные утверждения, обосновывая свой ответ. После знакомства с основной информацией (текст параграфа, лекция по данной теме) мы возвращаемся к данным утверждениям и просим учащихся оценить их достоверность, используя полученную на уроке информацию.

Приём ИНСЕРТ  маркировка текста по мере его чтения «Инсерт».   I – interactive  N – noting самоактивизирующая «V» - уже знал  S – system системная разметка «+» - новое  E – effectivt для эффективного «-» - думал иначе  R – reading and чтения и размышления «?» - не понял, есть вопросы  T - thinking  Во время чтения текста необходимо попросить учащихся делать на полях пометки, а после прочтения текста заполнить таблицу, где значки станут заголовками граф таблицы. В таблицу кратко заносятся сведения из текста.

Приём ИНСЕРТ

маркировка текста по мере его чтения «Инсерт».

I – interactive

N – noting самоактивизирующая «V» - уже знал

S – system системная разметка «+» - новое

E – effectivt для эффективного «-» - думал иначе

R – reading and чтения и размышления «?» - не понял, есть вопросы

T - thinking

Во время чтения текста необходимо попросить учащихся делать на полях пометки, а после прочтения текста заполнить таблицу, где значки станут заголовками граф таблицы. В таблицу кратко заносятся сведения из текста.

Приём «Выглядит, как… Звучит, как…»  Этот приём направлен на «присвоение» понятий, терминов. На стадии вызова учащимся предлагается записать в соответствующие графы зрительные и слуховые ассоциации, которые у них возникают при данном слове, или в связи с данным понятием.

Приём «Выглядит, как… Звучит, как…»

Этот приём направлен на «присвоение» понятий, терминов. На стадии вызова учащимся предлагается записать в соответствующие графы зрительные и слуховые ассоциации, которые у них возникают при данном слове, или в связи с данным понятием.

    Понятие «Технология»   Выглядит как… Звучит как… часы Это ново…  ступеньки лесенки Это интересно…

Понятие «Технология»

Выглядит как…

Звучит как…

часы

Это ново…

ступеньки лесенки

Это интересно…

Приём дневники и  «бортовые журналы» Бортовые журналы – обобщающее название различных приёмов обучающего письма, согласно которым учащиеся во время изучения темы записывают свои мысли. Когда бортовой журнал применяется в самом простейшем варианте, перед чтением или иной формой изучения материала, учащиеся записывают ответы на следующие вопросы.

Приём дневники и «бортовые журналы»

Бортовые журналы – обобщающее название различных приёмов обучающего письма, согласно которым учащиеся во время изучения темы записывают свои мысли. Когда бортовой журнал применяется в самом простейшем варианте, перед чтением или иной формой изучения материала, учащиеся записывают ответы на следующие вопросы.

Прием БОРТОВОЙ журнал Что мне известно по данной теме? Что я узнал из текста?

Прием БОРТОВОЙ журнал

Что мне известно по данной теме?

Что я узнал из текста?

Приём Толстый, Тонкий вопрос Таблица тонких и толстых вопросов ? ? Дайте три объяснения, почему…? Кто? Почему вы думаете…? Почему вы считаете…? Что? Когда? В чём различие…? Верно ли? Предположите, что будет, если…? Согласны ли вы? Что, если…? Как звать? Объясните, почему…? Будет…?

Приём Толстый, Тонкий вопрос

Таблица тонких и толстых вопросов

?

?

Дайте три объяснения, почему…?

Кто?

Почему вы думаете…?

Почему вы считаете…?

Что?

Когда?

В чём различие…?

Верно ли?

Предположите, что будет, если…?

Согласны ли вы?

Что, если…?

Как звать?

Объясните, почему…?

Будет…?

Приём «Чтение с остановками»  вызов  — конструирование предполагаемого текста по опорным словам, обсуждение заглавия рассказа, прогноз содержания и проблематики;  осмысление —  чтение текста небольшими отрывками с обсуждением содержания каждого и прогнозом развития сюжета. Обязателен вопрос: «Что будет дальше и почему?»;  рефлексия  — на этой стадии текст опять   рассматривается как единое целое. Здесь важно осмыслить произведение—формы работы могут быть различными: письмо, дискуссия, совместный поиск.

Приём «Чтение с остановками»

вызов  — конструирование предполагаемого текста по опорным словам, обсуждение заглавия рассказа, прогноз содержания и проблематики;

осмысление —  чтение текста небольшими отрывками с обсуждением содержания каждого и прогнозом развития сюжета. Обязателен вопрос: «Что будет дальше и почему?»;

рефлексия  — на этой стадии текст опять   рассматривается как единое целое. Здесь важно осмыслить произведение—формы работы могут быть различными: письмо, дискуссия, совместный поиск.

  Преимущества технологии:   - Повышается ответственность за качество собственного образования. - Развиваются навыки работы с текстами любого типа и с большим объёмом информации; овладевают умением интегрировать информацию. - Формируется умение вырабатывать собственное мнение на основе осмысления различного опыт, идей и представлений, строить умозаключения и логические цепи доказательств (развивается системное логическое мышление). - Развиваются творческие и аналитические способности, умения эффективно работать с другими людьми; формируется умение выражать свои мысли ясно, уверенно и корректно по отношению к окружающим. - Технология наиболее эффективна при изучении материала, по которому может быть составлен интересный, познавательный текст.

Преимущества технологии:

- Повышается ответственность за качество собственного образования.

- Развиваются навыки работы с текстами любого типа и с большим объёмом информации; овладевают умением интегрировать информацию.

- Формируется умение вырабатывать собственное мнение на основе осмысления различного опыт, идей и представлений, строить умозаключения и логические цепи доказательств (развивается системное логическое мышление).

- Развиваются творческие и аналитические способности, умения эффективно работать с другими людьми; формируется умение выражать свои мысли ясно, уверенно и корректно по отношению к окружающим.

- Технология наиболее эффективна при изучении материала, по которому может быть составлен интересный, познавательный текст.