СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Современные педагогические технологии, приемы обучения и воспитания школьников с особенностями в развитии. Педагогические технологии (элементы).

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

доклад на городском методическом обьединении учителей математики, г. Оренбург

Просмотр содержимого документа
«Современные педагогические технологии, приемы обучения и воспитания школьников с особенностями в развитии. Педагогические технологии (элементы).»

Современные педагогические технологии, приемы обучения и воспитания школьников с особенностями в развитии. Педагогические технологии (элементы).

Чумакова В.В., учитель математики, МОАУ «Лицей №7»


Слово «технология» происходит от греческих слов – искусство, мастерство и - учение. Поэтому термин «педагогическая технология» в буквальном переводе означает учение о педагогическом искусстве, мастерстве.

Исходя из этого, можно выделить современные технологии, элементы которых возможно применять на уроках где присутствуют обучающиеся с ОВЗ:

1.технология разноуровневого обучения

2.коррекционно - развивающие технологии

3.технология проблемного обучения

4.метод проектов

5.игровые технологии

6.информационно-коммуникационные технологии

7.нравственная технология

8.здоровьесберегающие технологи.

9. Элементы технологий С.Н. Лысенковой: опережающее обучение с использованием опорных схем

Рассмотрим кратко эти технологии.

1.Технология разноуровневого обучения

- технология организации учебного процесса, в рамках которой предполагается разный уровень усвоения учебного материала, но не ниже минимального (согласно ФГОС), в зависимости от способностей и индивидуальных особенностей личности каждого учащегося.

Цель данной технологии состоит в том, чтобы все школьники овладели минимальным уровнем базовых учебных действий (БУД) и имели возможности для своего дальнейшего развития. Работа по данной методике дает возможность развивать индивидуальные способности учащихся, более осознанно подходить к профессиональному и социальному самоопределению.

Рассмотрим некоторые адаптированные дидактические материалы для обучающихся с ОВЗ

Разноуровневые задания. 7 класс. Тема: Приведение подобных слагаемых.

1 уровень: учащиеся с особыми образовательными потребностями могут работать на одном уровне со сверстниками;

Упростите выражение, в пустую клеточку вставьте числа

  1. 5 а + 4а = а

  2. 2х +3х + 10 = х + 10

  3. 3у – 5 – 6у + 1 = у –

  4. 7а + 9b + 3b – 5a – 6b + b = a + b

  5. 4xy + 7x – 5xy – 2x = х - ху

  6. 2 – у + 4у2 – 2у + 3у = у2 + у

  7. abc – bc + 2abc +3bc – 4abc = bc - abc

  8. 2m + 5 + 3n – 4k + 10k - 2n + m + 2 = m + n + k +

  9. 2ab – 3ba + 5a – a =

  10. 2(a + b) + 3(a + b) + 2a =

2 уровень: ученики могут выполнять то же задание, но с адаптированными ожиданиями (например, меньшее количество заданий);

  1. 5а + 4а = а

  2. 2х +3х + 10 = х + 10

  3. 3у – 5 – 6у + 1 = у –

  4. 7а + 9b + 3b – 5a – 6b + b = a + b

  5. 4xy + 7x – 5xy – 2x = х - ху

  6. 2 – у + 4у2 – 2у + 3у = у2 + у

  7. abc – bc + 2abc +3bc – 4abc = bc - abc

3 уровень: ученики могут выполнять то же задание, но с адаптированными ожиданиями и материалами (например, тот де материал может дополняться схемами, рисунками, фотографиями);

  1. 5а + 4а = а a+a+a+a+a + a+a+a+a

  2. 2х +3х + 10 = х + 10 x+x + x+x+x + 10

  3. 3у – 5 – 6у + 1 = у – - y+y+y+y+y+y + y+y+y + 1

  4. 7а + 9b + 3b – 5a – 6b + b = a + b

  5. 4xy + 7x – 5xy – 2x = х - ху

  6. 2 – у + 4у2 – 2у + 3у = у2 + у

  7. abc – bc + 2abc +3bc – 4abc = bc - abc

4 уровень: ученики могут выполнять практические и функциональные задания (например, ребусы, карточки и т. д.), связанные с изучением темы, возможно, с помощью тьютора (для учащихся с интеллектуальными нарушениями).


+ =

  1. 2a + 3a = 5a


- =

  1. 4b – b = ?


+ + -

3х + 2у + 4х – у = ?




+ + +



  1. m + m2 + 3m + 2m2 = ?


Рабочие листы включают от 2-5 заданий от простого – к сложному.

Важно:

1. Все задания в нижней части рабочего листа нестандартные, требуют обдумывания, размышлений, поэтому, они могут быть не выполнены (или выполнены неправильно) из-за недостаточной подготовки обучающегося. В любом случае, такие задания важны, потому что они помогают выявить успехи в обучении ребёнка.

2. задание с углами. Не заостряется внимание на понятие «развёрнутый угол», т.к. методически, его рекомендуют вводить, когда ребёнок усвоит (может различать) прямые, острые и тупые углы.

Для организации работы нужен рабочий лист, ручка, карандаши линейка.

Задание №1 (облегчённый уровень сложности)

Задание №2 (лёгкий уровень сложности)

Задание №3 (средний уровень сложности)


2. Коррекционно - развивающие технологии

Эти технологии позволяют наиболее гибко отзываться на образовательные нужды и возможности каждого ребёнка с ограниченными возможностями здоровья.

Приоритетными направлениями педагогической коррекции являются:

совершенствование движений и сенсомоторного развития;

коррекция отдельных сторон психической деятельности;

развитие основных мыслительных операций;

развитие различных видов мышления;

коррекция нарушений в развитии эмоционально-личностной сферы;

развитие речи;

расширение представлений об окружающем мире и обогащение словаря;

коррекция индивидуальных проблем в знаниях.

Задания на развитие внимания.

1.    «Веселый счет».

Назовите и покажите все числа от 1 до 10 по порядку. Назовите все однозначные (двузначные) числа, которые здесь встречаются. Чем двузначные числа отличаются от однозначных?

2.    «Мальчики».

 В одном городе жили-были неразлучные друзья: Коля, Толя, Миша, Сережа.

Коля – самый высокий, Толя – самый толстый, Миша – самый тонкий, Сережа – самый низкий.

Теперь скажите, кто самый толстый? Самый низкий? Самый высокий? Самый тонкий?

3.    «Разговор по телефону».

 В одном городе на одной площадке стояли два больших дома. В одном доме жили лиса, волк, коза. В другом доме жили белка, баран, лошадь. Однажды вечером лиса, волк и коза решили позвонить своим соседям. Узнайте кто кому звонил.

                                   Задачи на развитие памяти.

1.    «Память на числа».

В жизни нам приходится часто запоминать адрес, номер телефона, посчитать деньги при покупке. И всегда в этих случаях нам надо запомнить числа. Вот и сейчас мы будем запоминать числа на слух. Я вам их медленно прочитаю, а вы должны их затем назвать, не нарушая порядка следования: 1, 7, 9, 2, 3, 5.

2.    «Сколько?»

Учитель показывает треугольники и круги, не придерживаясь ни какого порядка, учащиеся должны запомнить, сколько увидели треугольников и сколько кругов. Те, кто правильно запомнил, считаются победителями. Теперь учитель вводит в игру квадраты (далее аналогично). Затем и прямоугольники (далее аналогично).

 3.«Память на фигуры».

Запомните как можно больше фигур и зарисуйте их.

4.«Запоминай мгновенно».

Давайте поиграем. Я буду ставить точки в фигуры, а вы должны запомнить, как я это делаю, и повторить за мной.

Задания на развитие мышления.

1.    «Думай и составляй».

С числами 15 и 4 составьте два задании так, чтобы одно из них было задачей, а другое – нет..

1.    «Составь задачу».

Составь задачу по её решению: 32 – 20. Если можете, то запишите все возможные вопросы к условию задачи так, чтобы решение не изменялось.

1.    «Художники».

Помогите художнику дорисовать картинки. Например, был овал – стал зайчик, был овал – стала ложка и т.д.

Задания на развитие воображения.

1. «Кто лучше?»

3-4 ученика, зажмурившись, чертят одновременно на доске одну и ту же геометрическую фигуру:                                 

Выбывает из игры то, кто начертил хуже других. (аналогично с усложняющимися фигурами).

2.«Веселый человечек».

Нарисуйте веселого человечка, используя фигуры:

Задания на смекалку.

1.    «Летели гуси».

Летели гуси: один гусь впереди, а два – позади; один – позади, два – впереди; один между двумя. Сколько всего летело гусей? Как они летели? Сделайте рисунок.

1.    Головоломка.

Пятью прямыми линиями разделите циферблат так, чтобы в каждой части числа давали бы равную сумму.

Задачи на сообразительность.

  1. Мотоциклист ехал в поселок. По дороге он встретил три легковых машины и грузовик. Сколько всего машин шло в этот поселок?

  2. В одной семье два отца и два сына. Сколько это человек?

  3. В семье 5 сыновей и у каждого есть сестра. Сколько детей в этой семье?

  4. Одно яйцо варят 4 минуты. Сколько минут надо варить 5 яиц?

Задания на нахождение альтернативных вариантов.

1. Расположите цифры 1, 2, 3 в разном порядке. Найдите все 6 способов.

2. «Смекай». Миша получил в школе задание: провести в треугольнике две линии. Он выполнил задание. А теперь задание для вас. Как по-другому можно провести две линии внутри треугольника?

3«Шесть стульев».

Миша готовил класс к утреннику. А Маша решила, пользуясь случаем, дать ему выполнить задание. Она попросила его расставить шесть стульев у четырех стен комнаты по-разному. Как Миша мог бы выполнить задание Маши?

4. «Раскрась». Раскрась квадраты так, чтобы два из них были одинаковыми, а два – разными.

5. «Разноцветные шарики».

В коробке было 3 желтых и 3 красных шарика. Миша взял 4 шарика. Сколько шариков каждого цвета могло быть у Мальчика? Найди три ответа. Сколько шариков осталось в коробке?

Практика показывает, что при регулярном использовании вышеперечисленных упражнений на этапе актуализации знаний, у детей преодолеваются многие характерные для интеллектуально неполноценных школьников трудности усвоения элементарных математических представлений, например, слабая дифференциация единиц измерения длины, массы, стоимости; незнание соотношений единиц измерения; затруднение преобразований; незнание последовательности действий.
«Лишнее слово».

Найдите «лишнее» слово. Ответ обоснуйте.

  • десять, два, пятнадцать, семьдесят, декабрь, восемь.

  Сумма, вычитаемое, слагаемое

  • Грамм, километр, тонна

«Назовите одним словом».

  • Двадцать, четыре, пятьдесят, один,

  • Квадрат, круг, треугольник, прямоугольник

  • Условие, вопрос, решение, ответ

  • Умножение, разность, сумма, деление

Задачи на развитие памяти.

Детям предлагается зрительно или на слух запомнить как можно больше фигур и чисел или порядок их расположения и нумерацию. Задания можно усложнить путем введения большого числа предметов, которые надо запомнить.

  1. «Память на числа».

В жизни нам приходится часто запоминать адрес, номер телефона, посчитать деньги при покупке. И всегда в этих случаях нам надо запомнить числа. Вот и сейчас мы будем запоминать числа на слух. Я вам их медленно прочитаю, а вы должны их затем назвать, не нарушая порядка следования: 1, 7, 9, 2, 3, 5.

  1. «Память на фигуры». Запомните как можно больше фигур и зарисуйте их.

  1. «Запоминай мгновенно». Давайте поиграем. Я буду ставить точки в фигуры, а вы должны запомнить, как я это делаю, и повторить за мной.

Задания на нахождение альтернативных вариантов или комбинаторика, т.е. перебор возможных вариантов.

  1. Технология проблемного обучения. 

Проблемное обучение позволяет решить следующие задачи:

-формировать теоретические знания учащихся;

-развивать словесно-логическое мышление учащихся, речь обучающихся, познавательный интерес и волю обучаемых.

В проблемном плане можно изучать почти все темы и разделы любых предметов. Дело лишь в степени проблемности каждого конкретного урока. Не на каждом уроке удается выдерживать все элементы проблемного урока. Проблемное обучение начинается с организации проблемной ситуации

Н апример: расположи ромашки по порядку 


4.Метод проектов

Проектная технология предполагает:

наличие проблемы, требующей интегрированных знаний и исследовательского поиска её решения;

практическую, теоретическую, познавательную значимость предполагаемых результатов;

самостоятельную деятельность обучающегося;

структурирование содержательной части проекта с указанием поэтапных результатов;

использование исследовательских методов.

  1. На этапе устного счета 

Предлагались следующие задания для проектной деятельности (практико-ориентированный вид):

  1. По заданному выражению составить задачу из  жизни вашей семьи

            2475+3016                                                                                             

  1. Решение задач, придуманных учащимися дома. При этом их работа уже была оформлена в виде проекта.

  1. Составление кроссворда из математических терминов:

Например,   с – сложение        у – умножение         м – минус         м – минута         а – арифметика Это творческий вид проектного метода.                                                      

  1. При изучении или закреплении нового материала 

По теме «Обыкновенные  дроби» ученики придумывали и изображали в тетрадях задачи в рисунках  - кусок пиццы (вместо арбуза, как в учебнике), сравнение роста (вместо сравнения отрезков) и т.д     (творческий вид проектного метода).

Это примеры краткосрочной проектной деятельности на уроке, которая  может не иметь результата в виде какого-то продукта – проект, поделка, исследовательский вывод.

Так как повторение является важной частью при обучении учащихся с ОВЗ такие уроки возможны, при соответсвенном подборе разноуровневых заданий ( в 6 кл – более простые числа и одно действие, в 7 кл -  задания в два действия и с умножением, в 8кл – десятичные числа)

  1. Урок-проект по повторению темы  «Прямоугольный параллелепипед. Куб.»

Мини-проект по математике «Прямоугольный параллелепипед. Куб»

Тема урока: Прямоугольный параллелепипед. Куб.

Цель: Работа с объёмными фигурами: прямоугольным параллелепипедом и кубом.

IV.  Проекты, задаваемые в качестве домашнего задания являются долгосрочными и выполняются во внеурочное время.

5.Игровые технологии. 

Практика показывает, что занятия с использованием игровых ситуаций, делают увлекательным процесс обучения и воспитания, способствуют появлению активного познавательного интереса школьников. На таких занятиях складывается особая атмосфера, где есть элементы творчества и свободного выбора. Развивается умение работать в группе: её победа зависит от личных усилий каждого. Достаточно часто это требует от воспитанника преодоления собственной застенчивости и нерешительности, неверия в свои силы.

В своей работе я использую игровую деятельность в следующих случаях:

- в качестве части занятия (при работе с новыми терминами);

- коррекционные игры с элементами соревнования по группам;

Игровую технологию можно использовать в качестве проведения целого занятия, например игра – путешествие в Африку.

Дидактические игры на закрепление, повторение и обобщение материала, пройденного на уроках. Кроссворды, головоломки, ребусы и т. д. Таким образом, дидактическая игра на занятиях пополняет, углубляет и расширяет знания, является средством всестороннего развития ребёнка, его умственных, интеллектуальных и творческих способностей, вызывает положительные эмоции, наполняет жизнь коллектива воспитанников интересным содержанием, способствует самоутверждению ребёнка.

При подборе игры или задания для коррекционных занятий учитываю интересы и склонности ребенка. Согласно принципу систематичности и последовательности обучения, постепенно увеличиваю уровень сложности игры или задания, которые определяю строго индивидуально для каждого ребёнка с учетом его психофизического развития.

Дидактические игры для обучающихся с ОВЗ. Математика.

Дидактическая игра «Домино» Алгебра, 7 класс. Тема «Раскрытие скобок».

Подобрать для левой части карточки с заданием правую часть с ответом или продолжением. Подходит для любой темы на любом этапе урока. Дети с ОВЗ с удовольствием выполняют данные задания. Карточки можно вырезать или вписывать ответы в пустые ячейки. Например, карточки с заданиями по теме «Раскрытие скобок» 7 класс, алгебра

a + (d + c)

c – a – b + d

с – (a + b + d)

-ab + bc

(c – a) – (b – d)

a + b + c

-(a + b – d)

ab - ac

a(b – c)

c – a – b – d

b(- a + c)

da + db - dc

d(a + b) – c(b – d)

-a – b + d

d(a + b – c)

da + db – cb + cd

Дидактическая игра «Кто быстрее». Алгебра, 8 класс.

Тема «Квадратные уравнения»

В зависимости от сложности и этапов задания выполняется в группах от трех человек и более. Можно задать выполнение по рядам. Например: тема «Квадратные уравнения». Группа по 4 человека

  1. Первому обучающемуся выдается лист с уравнением. Он должен выписать коэффициенты.

  2. Второй записывает формулу дискриминанта и вычисляет его.

  3. Третий записывает формулу 1 корня и вычисляет корень.

  4. Четвертый записывает формулу 2 корня и вычисляет корень

  5. Возвращают первому, он записывает ответ.

Дидактическая игра «Бусы» Геометрия, учебник Атанасян Л.С. 8 класс

Тема «Четырехугольники» Возможно проведение игры как в группах, так и по одному игроку.

Из данных определений, свойств, теорем, утверждений и др. составить верную цепочку для какого-либо математического термина. Например, тема «Четырехугольники»

Четырехугольники: Квадрат Прямоугольник Параллелограмм Трапеция Ромб

Определения:

Четырехугольник, у которого две стороны параллельны, а две другие нет.

Параллелограмм, у которого все стороны равны.

Прямоугольник, у которого все стороны равны.

Параллелограмм, у которого все углы прямые.

Четырехугольник, у которого противоположные стороны попарно параллельны.

Свойства диагоналей:

Диагонали равны

Диагонали перпендикулярны и равны

Диагонали перпендикулярны и точкой пересечения делятся пополам

Диагонали в точке пересечения делятся пополам

Диагонали равны только в том случае, если фигура равнобедренная

Свойства:

Стороны попарно равны и параллельны, противоположные углы равны

Все стороны равны и все углы равны

Две стороны параллельны, углы при боковой стороне в сумме составляют 180 градусов

Противоположные углы равны и все стороны равны

Все углы равны и противоположные стороны попарно равны

Площадь:

Площадь равна произведению полусуммы оснований на высоту

Площадь равна произведению основания на высоту

Площадь равна половине произведения диагоналей

Площадь равна произведению двух смежных сторон

Площадь равна квадрату стороны

6.Информационные технологии на занятиях использую в следующих вариантах. Самый распространенный вид - мультимедийные презентации. Занятия становятся интереснее, эмоциональнее, они позволяют воспитанникам в процессе восприятия задействовать зрение, слух, воображение, что позволяет глубже погрузиться в изучаемый материал. Мультимедийная презентация даёт возможность подать информацию в максимально наглядной и легко воспринимаемой форме, кроссворды, интерактивные тесты.

Воспитанники с интеллектуальной недостаточностью в большинстве случаев пользуются непроизвольным запоминанием. Они запоминают то, что привлекает их внимание и кажется интересным. Электронные кроссворды позволяют осуществить контроль и самопроверку знаний. Большой интерес вызывают кроссворды, позволяющие проверить правильность ответов. В случае правильно названных ответов, в поле кроссворда появляется слово и иллюстрация, в противном случае звучит музыка, или появляется слово «подумай», цепочки вычислений

7. Нравственная технология

способствует становлению, развитию и воспитанию в ребенке личностных качеств, свойственных воспитанному. Развитие и становление у воспитанников гуманной позиции по отношению к окружающим его людям. Развивает самовоспитание. На занятиях стараюсь воспитывать правильное отношение учащихся к сверстникам. Обучение «мастерству общения». На занятиях применяю презентации на нравственные темы для иллюстрации своего рассказа, так как они помогают создать разнообразные зрительные иллюстрации и звуковое сопровождение для нравственного развития учащихся.

При проведении уроков закрепления пройденного материала я провожу тематические уроки, посвященные проблеме нравственного воспитания. Например, урок по теме «Делимость чисел», посвящен знаменитому поэту С.А.Есенину; по теме «Проценты» - экологическим проблемам региона; по теме «Линейные уравнения» -  животному и растительному миру области; по теме «Распределительное свойство умножения» -  истории олимпийских игр; по теме «Действия с обыкновенными дробями» - борьбе с вредными привычками; по теме «Решение квадратных уравнений» - здоровому образу жизни; по теме «Действия с десятичными дробями» -  полету Юрия Гагарина в космос.

Эти уроки помогают формировать гражданские качества личности, чувство гордости за свою малую родину и знаменитых земляков, бороться с вредными привычками и вести здоровый образ жизни.

8.Здоровьесберегающие технологи

Немаловажную роль на своих занятиях отвожу  здоровьесберегающей технологии, цель которой - обеспечить воспитаннику возможность сохранения здоровья. Важная составная часть здоровьесберегающей работы воспитателя – это рациональная организация занятия.

Для того, чтобы урок отвечал здоровьесберегающим требованиям, необходимо выполнение ряда организационно-педагогических мероприятий:

- плотность урока не должна превышать 80%;

-  чередование видов учебной деятельности, продолжительность вида  

   деятельности не более 10 минут;

- проведение физминуток;

- режим смены динамических поз;

- использование зрительной, пальчиковой, дыхательной гимнастики,    

  элементов самомассажа;

- личностно-ориентированный подход в обучении;

-соответствие используемых методических  приемов возрастным и функциональным возможностям школьников, использование игровых технологий.

К обучающимся с ОВЗ относятся и дети с нарушениями в опорно-двигательном аппарате (и как пример – обучающиеся с ДЦП).

А это означает, что плохо владеют не только ноги, но и руки. Записи в тетрадях, у доски не всегда читабельны. Учителю приходится больше устно опрашивать, изыскивать альтернативные варианты контроля знаний. И как помощь такому ребёнку- упражнения по развитию мелкой моторики.

И необходимость в этом возникает не только в начальных классах, но и в среднем и старшем звене.

Игра 1. «Многоножки». Перед началом игры руки находятся на краю парты. По сигналу учителя многоножки начинают двигаться к противоположному краю парты или в любом другом, заданном учителем, направлении. В движении принимают участие все пять пальцев.

Игра 2. «Двуножки». Игра проводится аналогично предыдущей, но «в гонках» участвуют только 2 пальца: указательный и средний. Остальные прижаты к ладони. Можно устраивать гонки между "двуножками" левой и правой руки.

Игра 3. «Слоны». Средний палец правой или левой руки превращается «в хобот», остальные – в «ноги слона». Слону запрещается подпрыгивать и касаться хоботом земли, при ходьбе он должен опираться на все 4 лапы. Возможны также гонки слонов.

Игра 4. Опознание фигур, цифр или букв, «написанных» на правой и левой руке. Хорошо использовать в парах. Игру можно проводить для смены вида деятельности.

Игра 5. Перекатывание карандаша между пальцами от большого к мизинцу и обратно поочередно каждой

Игра 6. Волна.

9. Элементы технологий С.Н. Лысенковой: опережающее обучение с использованием опорных схем

С.Н. Лысенковой разработана технология опережающего обучения с использованием опорных схем.

Первый «кит» технологии С.Н. Лысенковой.

Урок, построенный на опережающей основе, включает как изучаемый и пройденный, так и будущий материал:


ближнее опережение – в пределах урока;

среднее – в пределах системы уроков;

дальнее – в пределах учебного курса.

Материал усваивается в три этапа:

1. предварительное введение первых порций будущих знаний;

2. уточнение новых понятий, их обобщение, применение;

3. развитие беглости мыслительных приёмов и учебных действий.

Вторым «китом», на котором основаны технологии С.Н. Лысенковой, является комментируемое управление.

Методический приём «Комментируемое управление» представляет, по существу ответ с места о том, что делает ученик: «думаю, говорю, записываю».

Третий «кит» системы С.Н. Лысенковой – это опорные схемы, или просто опоры, выводы, которые рождаются на глазах обучающихся в процессе объяснения и оформляются в виде таблиц, карточек, наборного полотна, чертежа, рисунка.

В технологии С.Н. Лысенковой используется масса методических приёмов:

домашнее задание даётся в том случае, когда оно становится доступным для самостоятельного выполнения каждым обучающимся;

механическое зазубривание правил и формулировок отсутствует;

дифференцированный опрос: каждого ученика спрашивают в «его время», когда он может ответить.

Опорные схемы (схемы, таблицы) позволяют быстрее продвигаться в учении, систематизировать свои знания, развивать логическое мышление, речь обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. Использование опорных схем на уроке позволяет сэкономить время, например, на этапах объяснения и обобщения материала, и увеличить промежуток времени для закрепления, повторения изученного, на развитие навыков и умений при выполнении практических и лабораторных работ.

Опорные схемы – это выводы, к которым обучающиеся должны прийти в момент объяснения или обобщения материала. Оформлять их можно по-разному: в виде таблиц, карточек, рисунков и т.д.

Схемы должны постоянно подключаться к работе на уроке. Основные схемы должны находиться перед глазами обучающихся несколько уроков подряд до полного усвоения учебного материала. Дети усваивают их осмысленно.

При оформлении схемы на этапе объяснения нового материала, учитель обязан комментировать всё, что происходит на доске.

Схема – это опора мысли ученика, опора его деятельности. Опорные схемы обеспечивают высокую работоспособность, энергичный темп урока.

Концептуальные положения её технологии таковы:

личностный подход в педагогике сотрудничества;

успех – главное условие развития школьников в обучении;

комфортность в классе: доброжелательность, взаимопомощь;

предупреждение ошибок, а не работа над ними;

последовательность, системность с помощью комментированного управления;

средний и слабый тянутся за сильным учеником;

развивается логика рассуждений, доказательность, самостоятельность мышления;

ученик ставится в положение учителя, управляющего классом.


Работая в классах, где есть дети с ОВЗ учителю необходимо разрабатывать поурочные планы для конкретного класса, а также для конкретного ребенка, уметь перерабатывать учебный план и адаптировать свои методы обучения к особенностям учеников с ОВЗ.

Одно из основных требований к уроку для класса, где учатся учащиеся с ОВЗ – это учет слабого внимания таких дет.

Поэтому на уроке я стараюсь менять разные виды деятельности:

а) начинаю урок с заданий, которые тренируют память, внимание;

б) сложные интеллектуальные задания использую только в середине урока;

в) чередую задания, связанные с обучением, и задания, имеющие только коррекционную направленность (зрительная гимнастика, использование заданий на развитие мелкой моторики, развитие восприятия и мышления);

г) использую игровые моменты, моменты соревнования, т.е. всю ту деятельность, которая затрагивает эмоции детей и связывает знания с жизнью.

Если изучается разный программный материал и совместная работа невозможна, то в таком случае урок выстраиваю по следующей структуре:

Например, первый вариант работы – «особенные» дети работают по карточкам на закрепление предыдущей темы (в это время я работаю с остальными детьми, объясняя новую тему, которую невозможно объяснить в том же режиме и «особенным» детям). Здесь можно предложить «особенным» детям карточки с понятиями предыдущего урока, и дети должны дать этим понятиям письменную характеристику. При этом карточка может содержать слова-подсказки или предложения с пропущенными словами, чтобы детям было проще дать определение понятию. Также использую задания такого характера: в одном столбике даются понятия, в другом – определения этих понятий (дети стрелочкой должны указать какому понятию соответствует то или иное определение). Затем предлагаю карточки с практическими примерами, которые сопровождаются пошаговой инструкцией. Пока «особенные» дети работают с.р, я работаю с обычными детьми.

Второй вариант – пока «обычные» учащиеся работают по карточкам на закрепление предыдущей темы, я провожу словарную работу или другие виды работ с «особенными» детьми по вспоминанию основных понятий, касающихся темы предыдущего урока.

Например, коротко проговариваю те понятия, которые усвоены детьми на прошлом занятии. Здесь же можно использовать наглядность (картинки, пособия, практический материал, предметы). Предлагаю детям задание по типу «10 слов»: на доске или на карточках написаны 10 уже известных им понятий, касающихся пройденных тем. После этого карточки с понятиями убираются, а у себя в тетрадях дети должны воспроизвести все слова, которые они запомнили, а потом устно дать определения этим словам.

Далее я объясняю новый материал всем учащимся.

После этого предлагается выполнить практическое задание дифференцированного характера

При этом в карточках «особенных» детей использую: наглядность (каждое действие или слово должно быть подкреплено картинкой, схемой); присутствует постоянное речевое сопровождение с моей стороны, я проговариваю само задание (т.е., что мы будем делать, как будем выполнять задание) – ребенок проговаривает задание после меня; здесь моя речь не насыщенная, а краткая и четкая, т.к. речевая информация усваивается этими детьми в малом объеме.

Само задание ребёнок выполняет пошагово по инструкции проверяем вместе; учитываю ошибки, которые он допустил и озвучиваю их

Оценивая ребёнка с ОВЗ

отмечаю его хорошее поведение, его прогресс.

Разрешаю ребенку переписывать работу, на дополнительном занятии чтобы получить лучшую отметку (в дальнейшем учитываю отметку за переделанную работу).

Таким образом я выстраиваю свою работу в классах, где учатся дети с ОВЗ.

 Представляю вашему вниманию незначительный набор карточек для работы с «особенными» детьми.

Урок в инклюзивном классе, где есть дети с ограниченными возможностями здоровья, должен предполагать большое количество использования наглядности для упрощения восприятия материала.


Дистанционный урок для обучающихся с ОВЗ.

УРОК С ЭЛЕМЕНТАМИ РАЗВИВАЮЩЕГО ОБУЧЕНИЯ (Проблемная ситуация)

9 КЛАСС

Тема урока: “Площадь. Формула площади”.

Цель урока:

- Сформировать понятие площади.
- Получить способ нахождения площади прямоугольника и квадрата.

Этапы урока:

  1. Организационный момент.

  2. Тренинг (устный счёт : ”Все действия с натуральными числами”).

  3. Постановочно – практическое задание.

  4. Рефлексия (“Что знаю?”, “Чего не знаю?”, “Что получилось?”, “Что нет?”).

  5. Понятие площади (её мерки).

  6. Практическое задание на получение способа измерения площадей известных фигур.

  7. Способы измерения фигур – фиксирование в виде формул.

  8. Отработка (решение заданий.

  9. Подведение итогов урока.

ХОД УРОКА

  1. Организационный момент. .

  2. Тренинг. Устный счёт. Формирование вычислительных навыков.

  3. Постановочно – практические задания.

Задание 1: К новогоднему празднику Незнайка захотел изготовить такой же фонарик.

Какой лист цветной бумаги подойдёт?

(Развёртка фонарика по просьбе детей предлагается).Ребята без особого труда находят нужный лист.

4. Обсуждение – выход на понятие:

  • Как узнали, что подходит? (Приложили.)

  • Почему считаете, что подходит? (Лист совпадает по длине, по ширине, по форме.)

Перебираю все фигуры, предлагаю провокационными вопросами проверить эти фигуры. Ребята отвергают и доказывают, что они не подходят, проверяют способом приложить.

Все вместе осознаём – “такой же лист” – если в результате приложения совпадают все параметры.

Если от ребят прозвучит термин “Площадь” пользуюсь им, если нет, то пока не называем.

Ещё раз словесно фиксируем, как узнали, что фигуры равны? (Приложили.)

Запускаю “ловушку” – лист по длине и по ширине подходящий, но с вырезанным треугольником внутри (можно любой другой формы). Ребята отвергают мою идею. И, как правило, начинают говорить о “площади”. Добиваюсь объяснения, почему не подходит, потому что “площадь не целая и занимает места меньше”.

Вводим, если не прозвучал ранее, термин площадь. Обсуждаем: “Красная площадь”, “площадь квартиры”, “Площадь 9 января”, “торговая площадь”. Прошу нарисовать площадь тетради, линейки, ластика, пенала и т. д. Рисуют на доске, в тетрадях. Делаем вывод. Можно играя: “Как в учебник для дошкольников записать, что такое площадь?”. Охотно формулируют: “Площадь – место, занимаемое каким-либо предметом” (частью плоскости, ограниченная какой-либо фигурой). Всё! Моя цель достигнута! Понятие сформировано! Осталось закрепить и отработать на последующих уроках. Ответа типа «площадь – это длина х ширину», я не услышу на вопрос “что такое площадь?”. И это радует, и это действительно так! Проверено! Теперь мои пятиклашки чётко усвоили, что “площадь – это чьё-то место”. А дальше весь вопрос “чьё”?

На доске фиксируем:

5. Мерки площади

Задание 2: Найдите равные по площади фигуры.

- Находить равные по площади умеем? (Умеем).

- Как? (Нужно приложить).

- Замечательно. Найдите.

Ребята догадываются, что приложить нельзя, нужно измерить.

Обговариваем, что будет меркой?

Мерка   (удобно мерить)

1) 4 кв. ед. 
2) 4 кв. ед. 
3) 3 кв. ед.

1) = 2) по площади, а по форме разные

Здесь же обговариваем, какие бывают мерки: кв. см; кв. дм; кв. м; кв.км; кв.мм, смотря какой квадратик.

6. Практическое задание на получение способа измерения площадей известных фигур.

Задание 3: Найдите площади фигур.

Задаются очень большие фигуры, чтобы возникла необходимость поиска удобного

способа нахождения площади. a Рисунок 3n

1) 

Как быстро нашли? Объясняют!

S1 = 7 x 5 =35 кв. ед.

2) 

Как быстро нашли? Объясняют!

S2 =  16 x 2 = 32 кв. ед.

3)

S3 = 20 x 20 = 400 кв. ед.

Как быстро нашли? Объясняют!

4) 

Sкруга - ?

Найти не можем?

Почему?

7. Фиксируем формулы:

Sпрям = длина x ширина /Прямоугольник/

Sквад = сторона x сторона /Квадрат. Секрет квадрата/

Sкруга - ? /Мы узнаем про площадь круга чуть позже. Это материал 6 класса/.

8. Отработочные задания на применение формул по учебнику: .

Урок может занять 2 часа, можно разбить на два урока по 1 часу.

Первый – только понятие, второй урок – способ и частные способы – формулы для прямоугольника и для квадрата.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!