СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Современные педагогические условия обучения на старшей ступени полной средней школы

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Современные педагогические условия обучения на старшей ступени полной средней школы»

Современные педагогические условия обучения

на старшей ступени полной средней школы

Общеизвестно, что старшая ступень полной средней школы крайне неоднородна по составу учащихся. У одних уже достаточно развита профессиональная ориентация: они твердо знают, чем хотят заниматься в будущем, какую профессию выберут.

Особую проблему составляет отношение учащихся к иностранному языку. Одним ученикам он дается достаточно легко, и они убеждены в необходимости совершенствоваться во владении иностранными языком, хотя предметом их профессионального выбора может быть другая область знания.

Другие, наоборот, проявляют к иностранному языку профессиональный интерес и хотели бы в будущем заниматься преподавательской, переводческой или исследовательской деятельностью в области лингвистики, филологии.

Третьим он трудно дается, они значительно отстают от других по своему уровню обученности, утратили мотивацию к его изучению, потеряли надежду освоить иностранный язык, хотя, возможно, и хотели бы владеть им на элементарном коммуникативном уровне.

Кроме того, следует также иметь в виду, что в 10 классе могут быть собраны учащиеся из разных школ, в которых по-разному было поставлено обучение иностранному языку, что также может быть причиной разброса в уровне обученности.

Только на основе дифференцированного подхода к учащимся, на основе индивидуализации обучения можно учесть возможности и потребности всех школьников.

Личностно-ориентированный подход определяет генеральное направление образования и воспитания, их гуманистический характер и реализуется в соотнесенности с целым рядом других подходов:

деятельностного (человек существует и развивается в деятельности);

культуроведческого (образование и воспитание человека есть «вхождение»/ «вращивание» его в культуру);

коммуникативно-когнитивного подхода (познавательная и коммуникативная деятельность выступают как основное средство образования и воспитания).

При обучении иностранным языкам иноязычная коммуникативная деятельность выступает не только как средство, но и как цель обучения, предусматривающая функциональное/рабочее владение изучаемым иностранным языком, что должно сделать возможным межличностное и межкультурное общение выпускников с носителями данного языка.

Эта цель может быть в современных условиях (в соответствии с федеральным компонентом государственного образовательного стандарта и базисным учебным планом) достигнута на двух уровнях: на общеобразовательном/базовом уровне и на углубленном профильном уровне.

Для этого на старшей ступени вводится, как отмечалось, двухуровневое обучение, а именно:

в рамках общеобразовательного курса (при трех часах в неделю);

в рамках углубленного профильного курса (при шести часах в неделю).

Благодаря личностной ориентации образования и принципам дифференциации и индивидуализации обучения старшеклассники как бы включаются в процесс целеполагания и могут выбрать для себя желаемый и доступный им курс и, соответственно, отвечающий их потребностям и возможностям уровень обученности.

Профильное обучение – одна из форм дифференциации обучения. Дифференциация обучения – такая форма организации учебной деятельности школьников, при которой учитываются их интересы, склонности, способности, достигнуты успехи, проектируемая профессия, на основе сохранения базового уровня общеобразовательной подготовки всех учащихся.

Профильное обучение – внешняя, селективная форма дифференциации обучения, основанная на разделении учащихся старших классов по нескольким профилям, коррелируемых с предметными образовательными областями с учетом структуры рынка труда и занятости.

На выбор профиля обучения влияют не только интересы, способности школьников и достигнутые ими успехи, но и ожидания родителей, социальные изменения, происходящие в обществе, особенности региона.

Профильное обучение является одной из форм внешней дифференциации образования, при которой создаются на основе определённых критериев стабильные группы (классы, школы), в которых содержание обучения и предъявляемые к школьникам учебные требования различаются.

Внешняя дифференциация может осуществляться либо в рамках селективной, профильной системы (выбор профильного класса, класса с углубленным изучением цикла предметов, школы нового типа (лицея, гимназии), либо в рамках элективной системы (выбор уровня изучения основных предметов, выбор определённого числа учебных предметов из предлагаемого школой разнообразного набора этих предметов, выбор модулей, факультативных курсов, кружков и др.).

Каждая из указанных форм имеет свои преимущества и свои недостатки.

Для достижения цели получения глубоких и прочных знаний, а также предпрофессиональной и профессиональной подготовки предпочтительна более чёткая в организационном плане селективная, профильная форма внешней дифференциации образования.

Для достижения целей разностороннего развития личности элективные формы внешней дифференциации образования могут дать более ощутимые результаты. Однако независимо от выбора форм внешней дифференциации образования важное значение имеют все формы внутренней дифференциации, основанные на учёте индивидуальных особенностей школьников.

Как показывают многочисленные исследования, интерес к избранной профессии, как правило, формируется в процессе обучения, выступая в то же время в качестве мотивов учения.